Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему: Экологический проект в средней группе "Вместе сделаем мир лучше!". Проект по экологии в средней группе «Здравствуй, дерево


Актуальность: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.




Задачи: Учить детей ежедневно ухаживать за луком и другими культурами в комнатных условиях. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц, делать выводы. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в стакане с почвой, сравнивать, анализировать. Повторение правильного и бережного отношения к природе. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП(1-2 НЕДЕЛЯ) СБОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, РАССКАЗЫ, СКАЗКИ ПРО ОВОЩИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ КНИГИ Д.РОДАРИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИППОЛИНО», ЧТЕНИЕ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЛУНТИКА. ЛУК», «КУПИТЕ ЛУК» И.ТОКМАКОВОЙ (КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) План реализации проекта


Второй этап (2 неделя) С детьми: 1. Познание «Строение лука» 2. Беседа «Лук от семи недуг» 3. Дидактические игры «Мамины помощники», «Что где растет?», «Четвертый лишний» 4. Просмотр мультфильмов «Лунтик. Лук», «Чиполлино» 5. Художественное творчество (лепка «Лук на грядках», рисование – раскрашивание Чиполлино С родителями: 1. приобретение земли и семян для посадки огорода на окне; 2. консультации «Витамины в овощах и фруктах», «Хозяюшкам на заметку»; 3. создание мини – альбома «Лук от всех недуг», 4. изготовление игрушки – луковицы на выставку организованную в группе.







Название: Экологический проект для средней группы детского сада «Пришла Весна — красна»
Номинация: Детский сад, Методическая разработка, Средняя группа, экологические проекты в детском саду, проект по экологии в доу

Исследовательский проект по экологии для дошкольников
«Пришла Весна — красна»

Тип проекта:
ознакомительно- ориентировочный
вид проекта: познавательный, творческий.
участники проекта:
Воспитатель
дети группы «Ягодка», возраст детей 3-5 лет
Родители воспитанников
длительность проекта 3 месяца

Цель проекта

Работа с детьми:

Рисование «Одуванчики в траве», «Дерево с листочками» « Яркое солнышко»

Вставить рисунки

Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке — набухшие почки

(домики для листочков)

Наблюдения за состоянием погоды, насекомыми, растениями

Беседа: «Весна пришла!» Весенние признаки», «Птицы весной». Беседа о весне, как о наступившем времени года: «Что случилось с природой?»

Заучивание стихотворений о весне.

Разучивание песенки «На весенний лужок»

Лепка «Божья коровка», «Бабочка», « Птички»

« Скворечник для птиц», « Красивый цветок», «Колокольчик»,

« Гусеница», « Лодка»

Экспериментальная деятельность « Огород на окне» наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках появляются листики? Почему? Одновременно ли оживает природа.

Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать о перелетных птицах).

Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

Подвижные игры: «У медведя во бору»

Дидактические игры: «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?». «Времена года», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник», «Путешествие в мир природы», «Назови правило», «Кто, что. Из чего и чем?» «Весенние слова».

Чтение художественной литературы А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…»

Б. Заходер: «Долго шла весна тайком»

Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка»

Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна».

Народные приметы поговорки о весне. Чтение рассказов Г. Скрвеицкого «Четыре художника».

Разучивание песен о весне. Слушание музыки. Праздник Пасхи

Итогом проделанной работы было развлечение « Весна – красна»

Результат реализации проекта:

Дети стали проявлять интерес к наблюдению за явлениями природы, они стали отличать друг от друга деревья по форме листьев, плодам.

Дети стали более наблюдательными, общительными и инициативными;

Дети стали более дружелюбнее относится к сверстникам в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.

Дети старались соблюдать все правила поведения в природе. Многие сделали для себя вывод, что все мы (животные, люди) – это большой дом, в котором должны жить дружно, соблюдать чистоту, порядок.

У детей сформировались знания о весенних изменениях в живой и не живой природе, о весенних праздниках. Дети умеют сравнивать различные периоды весны. Бережно относятся к окружающей природе. Дети ознакомлены с первыми весенними цветами. Развиты знания о перелетных птицах и птицах, которые остаются зимовать. имеют представление о весенних месяцах. Пополнены знания стихов и песен по теме.

Название: Экологический проект для средней группы детского сада «Пришла Весна — красна»
Номинация: Детский сад, Методическая разработка, Средняя группа, экологические проекты в детском саду, проект по экологии в доу

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 9 « СОЛНЫШКО»
Месторасположение: Краснодарский край Тихорецкий район посёлок Парковый переулок Школьный 4 «Б»



1-й этап: Подготовительный Цель: Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. 2-й этап: Основной. Цель: Проведение занятий, опытов, экспериментов, бесед, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение и т.д. 3- й этап: Заключительный. Цель: Проведение досуга «В гостях у королевы растений», Подведение итогов.




Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала и др. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта. Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе) Подбор библиотеки, аудио и видеотеки. Анкетирование родителей





Труд, экспериментирование и наблюдения в уголке природы и на участке детского сада: Формирование знаний о растительном и животном мире; развитие экологического мышления в процессе опытно- исследовательской деятельности детей. Развивать у детей желание заботится о растениях, закреплять трудовые навыки Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки Учить систематизировать свои знания, развивать внимание и наблюдательность






ИЗО деятельность: рисование, лепка, конструирование, аппликация Лепка «Деревья осенью» коллективная, плоскостная лепка «Хлорофитум», коллективная работа «Хоровод лекарственных трав»,«Веточка брусники». Аппликация «Осень золото роняет», «Фиалка» из салфеток, «Посадим цветок. Сансевьера.» Рисование «Комнатные растения», по замыслу «Моё любимое растение» Конструирование из бумаги: «Книжка-малышка»

  1. Наименование.
  2. Пояснительная записка.
  3. Паспорт проекта.
  4. План реализации проекта в средней группе.
  5. Анализ результатов диагностики дошкольников.
  6. Список литературы.
  7. Приложение 1. Конспекты НОД по экологии: «Для чего нужна вода?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии».
  8. Приложение 2. Непродолжительный коллективный труд.
  9. Приложение 3. Эксперименты.
  10. Приложение 4. Наблюдения.
  11. Приложение 5. Игры.
  12. Приложение 6. Сценарий развлечения «Секреты воды».
  13. Приложение 7. Художественное творчество.
  14. Приложение 8. Творческие работы детей и их родителей.

Пояснительная записка.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) детского сада «Белочка», педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта:

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

Расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

Формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

Развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

Воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».

План реализации проекта в средней группе ДОУ

Подготовительный этап проекта:

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

Составление диагностики.

Диагностирование детей.

1-2 недели ноября

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование родителей

Родительское собрание

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Консультации

На протяжении всего проекта

Исследовательский (основной) этап проекта:

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста

Сроки: декабрь - январь

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».

Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.

Развлечение «Секреты воды»

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

Физическая культура

Художественное творчество

Познание

Социализация

Здоровье

Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»

Коммуникативная

Коммуникация

Здоровье

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».

Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».

Двигательная

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»

Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Трудовая

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Продуктивная

Художественное творчество

Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».

Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».

Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран

ные знаки»

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художествен

ной литературы

Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,

Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Загадки о воде.

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Музыкальная

Использование музыки Прослушивание шума водопада

Заключительный этап проекта:

Сроки: февраль

Мероприятия

Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ результатов диагностики дошкольников

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Выставка фоторабот по опытнической деятельности.

Оформление альбома «Секреты воды»

Презентация результатов проекта

Оформление проекта

Предоставление материалов для конкурса

Анализ результатов диагностики дошкольников

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.

Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.

Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.

Проект по экологии в средней группе
« Здравствуй, дерево!»

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Участники проекта – педагоги, дети, родители.

Сроки реализации – краткосрочный.

Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема: «Берёза».

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.

2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

3.Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.

4Воспитывать интерес детей к объектам природы.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Образовательные области:

Речевое развитие.

Свободное общение

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

Познавательно-исследовательская деятельность:

Обследование и рассматривание листьев;

Определять форму: круглые, овальные, резные;

Окраску: оттенки зелёного;

Величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

Поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

Дидактические игры

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

Загадывание загадок

Рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

Экскурсии: по участку детского сада

Наблюдения

Элементарный бытовой труд

Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Совместная работа с родителями

Физическое развитие

Подвижные игры

Физкультминутки
Этапы проекта

1 Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2 Деятельный этап.

1 Беседа с детьми.


  • «В гости к Зайке».
Прогулка

1 Наблюдение за березами.


  • Знакомство с березой.

  • Исследовательская деятельность.

  • Игра «Узнай дерево».

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».
2 Экскурсия по территории детского сада.

  • Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».

  • Дыхательное упражнение «Ветерок».

  • Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».

  • Физкультминутка «Березонька».

  • Народные приметы про березу.
Работа с родителями.

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

  • Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Занятие

  • Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).

  • Рассматривание слайдов про березу.

  • Беседа про прочитанному произведению.

  • Дидактическая игра «Сложи картинку».

  • Физкультминутка «Березка».

  • Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза».
3 этап – Коллективная реализация проекта.

1 Развлечение «Во поле береза стояла»


  • Хоровод возле березы. (под музыку «Во поле береза стояла»).

  • Исполнение песни.

  • Инсценировка «Лесные музыканты».

  • Чтение стихов про березу.

  • Игра «Жмурки с Петрушкой».

  • Угадывание загадок про березу.

  • Игра- сюрприз «Прятки с платком».
2 Выставка рисунков и поделок, сделанных детьми совместно с родителями.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «В гости к Зайке»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.
Ход беседы:
(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик,а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза.). Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).
Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.
Воспитатель: (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»
Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?
Дети: Да.

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)
Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (зайка показывает березу)
Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?
Дети: Да, это береза.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому что он белый и с белыми точками.
Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе,Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики).

Конспект проектной деятельности в средней группе. Прогулка: «Наблюдение за березами»

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы:
Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…
Исследовательская деятельность: Рассматривание и обследование листьев берёзы.(Определение формы, окраски, величины и поверхности листьев)
Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья.)
Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из бумажных листьев на дорожке.

Конспект проектной деятельности в средней группе.

Экскурсия по территории детского сада.
Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.

Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на следующие загадки:

Не заботясь о погоде, Клейкие почки,
В сарафане белом ходит, Зеленые листочки.
А в один из теплых дней, С белой корой
Май сережки дарит ей. Стоит под горой.
Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый).

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим.
дыхательное упражнение «ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.

Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».

Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди долинушки (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:

Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг - к урожаю гороха .

Когда лопаются серёжки у берёз - время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит
Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,

Протяни мне ветку нежную свою.
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, милая моя.

Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1 . Что такое экология?

______________________________________________________________________________________________________

2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________________

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Конспект проектной деятельности в средней группе.

Образовательная область «Восприятие художественной литературы и фольклора»

Тема: «Как листочек берёзу спас».

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.

Задачи:

1 Обучающая: Познакомить детей с рассказом, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения, расширять представления о дереве, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, формировать представления о жизни деревьев, учить наклеивать листочки аккуратно, распределять по разным местам.

2 Развивающая: Приобщить к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность. Пробуждать интерес к природе.

3 Воспитывающая: Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, безопасность.

Словарная работа: позолотило, заглушили, затрепетал, юркнула, хранитель леса, озорники.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, экскурсия по территории детского сада, чтение сказок, рассказов, знакомство с народным творчеством, угадывание загадок, разучивание песен, хоровода «Во поле береза стояла», заучивание загадок, пословиц, поговорок, беседы, наблюдения про березу.

Оборудование: ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про березу), вырезанные листочки березы желтого и зеленого цвета, клей, салфетки, ватман с изображением березы без листьев. На стуле сидит плюшевый зайка.
Ход НОД:
1 Организационный момент .

Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице осенью?

Что вы делаете на прогулке осенью? А вы бывали в осеннем лесу?

Дети: отвечают

2 Чтение рассказа А.Лопатина, М.Скребцова «Как листочек березу спас» (Серия «Беседы о воспитании».

Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ называется он «Как листочек березу спас».

Наступила осень, и береза оделась в золотое платье. Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:

Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как солнечный зайчик!

Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся,- вздохнул листочек.

Не горюй, лето было очень хорошим, и я тебя не забуду,- просиял солнечный зайчик.

Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому научился.

Последние слова листочка заглушили громкие голоса детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с воспитателем.

Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, какая она красивая. Она такая же живая, как мы, люди. Она дышит, спит и работает. Береза может чувствовать и даже по- своему говорит,- стала рассказывать воспитательница.

Правильно, правильно,- одобрительно зашумела береза.

Воспитательница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика остались на полянке.

Не верю, что деревья чувствуют, -сказал один и отломил ветку у березы.

Пусть дерево мне что- ни будь скажет, -засмеялся другой и начал вырезать, ножиком на коре березы свое имя.

Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губителей,- решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвался от своей ветки.

Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю поляны и заплакал:

Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!

Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрела на листочек.

Там мальчишки губят березу. Прогони их,- стал просить листочек.

Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, -пробормотала мышка.

Она подхватила листочек и юркнула в кусты.

Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и весело кричать.

Вдруг кто- то схватил ребят ветвями- лапами и поднял их над землей.

Ой, кто это?- испугались мальчики.

Я лесовик, хранитель леса, -пробормотало существо,-

Деревья, кто из вас этих озорников уму- разуму научит? Или мне их в камни превратить?

Они меня поранили, но я научу их уму- разуму,- согласилась береза.

Чистое у тебя сердце, береза,- ответил лесовик, и ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в корни березы, а другой- в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза приказала:

Быстрее за работу. Вы корни, крепите меня к земле и добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.

Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые места,- захныкали ребята.

Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну. Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру,- строго сказала береза.

Ау- ау, мальчики, где вы?!- раздался крик воспитателя.

Ладно, для первого урока достаточно,- сердито проворчал лесовик. Он махнул лапой и перепуганные ребята снова оказались возле березы.

Вот вы где! Пойдемте обратно,- сказала воспитательница, выходя на полянку.

Извини нас,береза,- прошептал один мальчик, уходя из леса.

А второй- молча погладил березку по белоснежной коре.

Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу,- прошелестел листочек.

Это не я, а лесовик постарался,- ответила мышка и добавила:

Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее украшать?

Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою норку.

Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а на душе у них была тишина и покой.

Воспитатель:(задает вопросы) Чему научила мальчиков эта история?

Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать, чувствовать и понимать человека?

Как вы думаете, кто спас березу?


  1. Рассматривание слайдов.
Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки с изображением березы.

(береза во все времена года)


  1. Физкультминутка «Берёзка»

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за столом.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)


  1. Рисунок- аппликация «Летняя береза» (коллективная работа)
На ватмане нарисован макет березы для каждого ребенка вырезаны готовые листья березы.

Дети с помощью кисточки и клея аккуратно клеят листочки на березу.


  1. Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей. (собрать картинку березы).

  1. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали?

Как нужно обращаться с деревьями?

В какую игру играли?

Что у нас получилось?

Воспитатель: Зайка, теперь ты много узнал про березу, береги и защищай свое дерево, а теперь нужно нам прощаться. До свидания!

Конспект итоговой проектной деятельности в средней группе

Развлечение «Во поле береза стояла»
Оформление зала: на центральной стене-панно «березовая роща», в центре зала- бутафорская березка. Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»; дети с ленточками в руках входят в зал и встают вокруг березки.

Ведущая:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет!

Хоровод вокруг березки с лентами.

Ведущая:

К березке ближе подойдем

И ветки лентами завьем.

Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.

Исполняется песня «Во поле берёза стояла»

Ведущая: Ветками березка машет на опушке,

И привет шлют нам милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты»

Ведущая: Собрались музыканты на лужок,

Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.

Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.

Сколько музыкантов- столько и талантов!

Мышка: Мышка на пригорке пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!

Мышка звонит в колокольчик и приплясывает .

Кошки: Две веселых кошки взяли в лапы ложки,

Деревянные, резные, звонкие да расписные!

Играют на ложках.

Медведь: Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зазвенеть!

Станет бить комар в него-

Не услышишь ничего!

Бьет в бубен.

Заяц: Бом-бом, бам- бам!

Заяц сел за барабан!

Заиграл- и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!

Играет на барабане.

Ведущая : Сели звери все рядком,

Заиграли ладком.

Выходите, малыши,

Попляшите от души!

Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.

Поплясали дружно- отдохнуть всем нужно.

(ведущая предлагает прочесть стихи о березе )

Звучит пьеса «Лошадка», в зал на игрушечной лошадке- палочке въезжает Петрушка.

Петрушка : А вот и ребятишки!

Здорово, парнишки!

Здорово, девчушки,

Резвушки- хохотушки!

Я- ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает).

Ведущая и дети хвалят лошадку.

Ведущая: А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?

Песня «Игра с лошадкой» (музыка Кишко ). Петрушка хвалит детей.

Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запряг? (ответы детей). Ну- кА, где мой платочек?! (Достает платок и завязывает себе глаза). Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.

Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой».

В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.

Петрушка: Наконец ее поймал!

Ох, запыхался, устал.

Сяду под березкой, отдохну

Да послушаю тишину!

Садится под березкой, дети- на стульчиках.

Прислушаюсь, как шелестят листочки, как падают листочки.

(Из- за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается).

Кто- то песенку поет,

Кто-то в гости к нам идет!

Матрешка : (входя в зал):

Это я, Матрешка, песенку пою,

Это я, Матрешка, в гости к вам иду!

По лесу гуляю, загадки собираю!

(загадывает загадки про березу).

Матрешка: У меня, Матрешки,

Резвые ножки,

Не хотят стоять на месте.

Попляшите со мной вместе!

Исполняется «Маленькая полечка» Д.Кабалевского . Матрешка и Петрушка танцуют в центре круга.

А теперь, ребятки, поиграем в прятки!

Игра- сюрприз «Прятки с платком».

В заключение игры под платком оказывается угощение. Петрушка с Матрешкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.

Ведущая: Пора и нам с березонькой прощаться

И в детский садик возвращаться.

(под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» дети еще раз отходят и покидают зал).

Статьи по теме: