Проект по экологии тема: «полезный лучок» мбдоу детский сад «сибирячок» подготовили воспитатели: тляушева а. и

"Жизнь деревьев, и их значение в жизни человека".

Подготовительная группа детей с нарушением зрения

Разработаливоспитатели:

Зырянова А.Г.

Серёгина Т.Д.

Цель:

Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природной среде.

Задачи:

    Сформировать у детей дошкольного возраста заинтересованное отношение к проблемам природы.

    Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.

    Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к растительному миру.

Срок : краткосрочный

Тип: познавательный

Участники:

воспитатели: Зырянова А.Г, Серегина Т.Д,

старший воспитатель: Аксенюк В. Р.

музыкальный руководитель: Волова Н.Г.

тифлопедагог: Горобец С.В.

преподаватель ИЗО: Вишнякова И.В.

преподаватель ритмики: Грех Н.С.

Физинструктор: Косарева О.В.

родители дети.

Актуальность:

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Жизнь деревьев, и их значение вжизни человека». Уже в дошкольном возрасте дети имеют представления о строении деревьев, узнают их по характерным признакам: цвету коры, форме листьев и прививается любовь к деревьям. Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

Ожидаемый результат:

Результатом работы по данному проекту будет создание экологического мини-музея в группе «Чудо дерево», сформируется у детей умение различать особенности и внешний вид каждого дерева, расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т.д.) и через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность.

Экологический проект по теме: "В кладовой природы".

Разработаливоспитатели:

Кияткина И. В..

Кузнецова Н. С.

Цель проекта:

сформировать у детей представления о природных богатствах, их пользе, значимости для человека.

Задачи:

  • Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их.
  • Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту.

Актуальность:

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника. Мы выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

Ожидаемый результат:

  • Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
  • Развить познавательные способности детей.
  • Воспитать у детей бережное отношение к природе.
  • Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Срок: краткосрочный (сентябрь– август).

Тип: познавательный.

Участники:

дети и родители группы «Капелька»

Воспитатели – Кияткина И. В., Кузнецова Н. С.,

Старший воспитатель – Аксенюк В. Р.,

Преподаватель изобр. деятельности – Вишнякова И.В.

Физ. Инструктор – Косарева О. В.

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Экологический театр»

Разработалавоспитатель:

Гусева Е. Г.

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Задачи:

  • Повышать уровень знаний детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами живой и не живой природы.
  • Воспитание экологически целесообразного поведения в природе.
  • Развитие творческих способностей детей при отражении доступных их поколению проблем экологии через участие в экологических спектаклях.

Вид проекта: Познавательный, краткосрочный.

Участники:

дети группы «Солнышко»,

родители детей группы «Солнышко»,

воспитатель: Гусева Е.Г.,

старший воспитатель: Аксенюк В.Р.

музыкальный руководитель: Волова Н.Г.,

инструктор по физическому воспитанию: Косарева О.В.

Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей одна из наболевших проблем настоящего времени. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка, который ему предстоит развивать в более зрелые годы. Поэтому мы считаем, что экологическая культура реализует широкий спектр учебных задач. Дети приобретают новые знания о природе и расширяют кругозор. В решении этой задачи большую роль играет театрализованная деятельность. Она позволяет раскрывать детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений людей и природы, и стать участником всего происходящего.

Ожидаемый результат:

    Создание условий для повышения уровня экологической компетентности ребенка.

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Развитие познавательных способностей.

    Повышение уровня экологической культуры.

Исследовательская работа "Непростое яйцо"

Выполнила:

Новик Дарья

Руководители:

учитель-дефектолог А.И.Смышляева

учитель-логопед О.Н.Ярема

1. Введение.

2. Исследование по темам:

2.1. Строение куриного яйца, его свойства;

2.2. В каких условиях жила Курочка Ряба у деда с бабой (на основе русской народной сказки «Курочка Ряба»);

2.3. Опыт «Размягчение скорлупы куриного яйца».

3. Результаты исследования.

4. Источники информации.

Исследовательский проект "Уральские самоцветы"

Выполнили:

Корнелюк Денис

Шафиков Сева

Силантьев Стас

воспитанники МДОУ ДС №53

Руководители:

Учитель-дефектолог Смышляева А.И.

Учитель-логопед Ярема О.Н.

Мы держим с тобою, приятель,в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй,

Тут были и радость, и горе,

И добрые люди здесь сказы хранят,

Которые о волшебстве говорят.

АНАСТАСИЯ ПОДЛУЖНАЯ
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом»

Экологический проект : «Стань природе другом »

Участники проекта : дети группы, воспитатель ,родители

Подготовила : Подлужная Анастасия Викторовна,воспитатель

Актуальность проекта :

Экологическое воспитание дошкольников - является важной и неотъемлемой частью воспитания детей . Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать,что любить природу - значит творить добро. Заставлять детей задумываться ,над своими действиями и поступками

Под экологическим воспитанием подразумевают – непосредственный контакт ребенка с объектами природы , «живое» общение с природой ,животными,наблюдения за природой , практическая деятельность по уходу за растениями и животными,осмысление увиденного.

Огромную роль играет как практическая деятельность так и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа,тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.

Данный проект определяет цели ,задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников .

Цели проекта :

Формирование начал экологической культура младших дошкольников .

Прививать детям любовь ко всему окружающему.

Создавать условия для познавательных способностей дошкольников .

Изучение детьми живой и не живой природы .

Расширять кругозор детей .

Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.

Задачи :

Формировать экологические представления

Формирование основ экологического воспитания , развитие экологического сознания , мышления

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира .

Формировать умение анализировать поступки людей и свои,делать экологические выводы .

Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.

Дать понятия детям,о том, что природа –наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.

Дать понять детям о том, какое место занимает человек в природе

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей

Ожидаемый результат :

Осознанное правильное отношение детей к природе .

Развитие познавательной активности детей

Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.

Интеллектуально – личностное развитие детей .

Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе .

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Вид проекта : групповой, краткосрочный, познавательно – информационный.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Педагогические принципы :

систематичность

наглядность

доступность

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Сезонность

Подготовительный этап :

Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме : загадки,поговорки, стихотворения.

Рассматривание картин,иллюстрации в книгах.

Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы » ,голоса птиц, звуки издаваемые животными дикими и домашними

Наблюдения за живой и не живой природой .

При помощи родителей разрабатывали и дополняли уголок природы .

Этапы реализации проекта

I. Занятия познавательного цикла.

Основы экологии .

Тема : «Дикие животные»

Цель :

Расширять знания о диких животных

Дать представления о жизни животных в диких условиях

Познакомить с характерными особенностями строения тела животных, средой обитания.

Развивать разговорную речь, внимание, память, умение систематизировать полученную информацию.

Воспитывать стремление заботиться о животных.

Основы экологии

Тема : «Живая и не живая природа »

Цель :

Дать представления о живой и не живой природе .

Научить различать формы живой и не живой природы .

Закреплять навыки исследовательской деятельности, умения вести наблюдения.

Умения делать простейшие умозаключения.

Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы .

Тема : Грибная поляна.

Цель :

Продолжать учить детей раскатывать из пластилина столбики и соединять их с деталями из дополнительного материала.

Материалы : Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа грецкого ореха, пластилин коричневого цвета, дощечка – подкладка.

Тема : «Осенние деревья и кусты»

Цель :

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцам с верху.

Развивать у детей чувство меры .

Прививать эстетический вкус.

Материалы : Картон с изображением контура дерева (ствол,ветви,без кроны,пластилин красного, желтого, зеленого,оранжевого цветов; дощечка-подкладка.

Аппликация.

Тема : «Дикие животные. Заяц»

Цель :

Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их;

Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

Продолжать учить детей аккуратно выполнять работу.

Материалы : Картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круги (голова,овал (туловище, 6 вытянутых овалов (лапы и уши,маленький круг (хвост, клей, кисть, салфетки, клеенка – подкладка, фломастеры.

II. Художественно –эстетическое развитие. Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

К. Ушинский «Четыре желания» ,

В. Бианки «Лесные домишки» ,

К. Паустовский «Барсучий нос» , «Заячьи лапы»

Г. Скребицкий «Митины друзья» .

Заучивание стихотворений.

1. Ю. Кушак «Олененок»

2. В. Орлов «Почему медведь зимою спит»

III. Просмотр мультфильмов.

«Зимовье зверей» , «Храбрый заяц» , «Теремок» и т. д.

IV. Наблюдения

Сезонные наблюдения (за ветром, небом, деревьями и т. д.)

Звуки природы (голова птиц, диких и домашних животных)

Звуки леса (дождь в лесу,утренний лес и т. д.)

Песня Д. Кабалевского «Наш край»

Музыка БДХ «Это называется природа » .

Подвижные игры «У медведя во бору» , «Зайка серый умывается» , «Лиса и зайцы» , «Зайцы и волк» и т. д.

Дидактические игры «Всякому свое место» , «У каждого своя пара» , «Улетаем, уползаем, уплываем» , «Кто чем защищается?»

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой» , «Под грибом шалашик домик» , «Меж еловых мягких лап» , «За грибами» , «Веселые зверята» , «Медвежонок» , «Ёжик и барабан» .

Зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика.

VII. Воспитатель – родители

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста », «Экологическое воспитание детей в семье » .

VIII. Дети – родители

Совместное изготовление поделок из природного материала .

Семейные прогулки в лес, парк, сквер.

Чтение книг о животных, природе .

IX. Подведение итогов

Выставка из природных материалов

Выставка рисунков детей «Как звери зимуют»

Презентация открытого занятия : «Зимовье зверей»

Выводы : Данный проект имеет положительный результат, не только в информационном плане, но и социально - коммуникативном. Дети научились делать самостоятельные выводы своих и чужих действий. Получили достаточный объем информации о жизни диких и домашних животных. Узнали о том как приспосабливаются животные к жизни в диких условиях леса. Также усвоили необходимость бережного отношения к окружающему вокруг нас. Имеют устойчивое представление правил поведения в природе .

Публикации по теме:

Проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Вода - это жизнь» Проект «Вода – это жизнь» по экологическому воспитанию детей 4-5 лет. Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни.

Конспект НОД в младшей группе дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Хозяйство бабушки Варварушки» Задачи: закрепить с детьми разные виды транспорта, домашних и диких животных; развивать у детей память, логическое мышление, мелкую моторику.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Как узнать птиц?». Содержание:.

Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

Краткосрочный проект:

Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска

Девиз проекта: Есть такое твердое правило – «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свой город».

Основные мероприятия, направленные на реализацию проекта:

1.Разработка плана проведения акции в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска «Акция чистоты и доброты».

2. Проведение субботника совместно с педагогами, родителями и детьми на территории детского сада.

3.Проведение совместных мероприятий, направленных на реализацию проекта с сотрудниками, педагогами, родителями воспитанников и детьми.

Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной детский сад, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!

Принципы проекта.

В основу проекта заложены четыре принципа:

Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого участника в проекте.

Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.

Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный .

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в ДОУ, привлечение всех участников проекта к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с педагогами и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность.

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений воспитателей, детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

4 этап – итоговый .

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Формы работы по реализации проекта с педагогами :

Подбор и изучение литературы по данной теме;

Планирование и прогнозирование предстоящей работы;

Изготовление стенда «Подводный мир морей и океанов»;

Обновление панно «Флора и фауна Ростовской области»;

Участие в экологическом субботнике;

Формы работы по реализации проекта с детьми :

Наблюдения и экологические экскурсии;

 создание презентаций, слайд шоу;

 познавательное чтение;

 конкурсы и викторины;

 продуктивная деятельность;

 экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.

 Итоговое мероприятие.

Формы и методы работы с родителями :

Консультации и сообщения экологической направленности для родительских уголков;

Участие родителей в субботнике;

Проведение совместных экологических экскурсий;

Совместная деятельность педагогов с детьми

Взаимодействие с семьёй

    Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели» и другие.

    Рисунки детей «запрещающие знаки» Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Изготовление поделок из бросового материала «Убираю и играю».

    Беседа «Красивый город – чистый город».

    Конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»

    Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!»

    Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения

    Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе

    Выставка «Природа и творчество»

Литература

1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3.

3. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 2.

5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г.Волгодонска

(МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска)

Краткосрочный экологический проект:

«Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска»

Подготовила:

Старший воспитатель

Горьковская А.А.

г.Волгодонск

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2692 .
Все разделы | Проекты по экологии

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка» . 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено : бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал ) Оформление : скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» ) Актуальность проекта : Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...

Проекты по экологии - Экологический проект «Первоцветы Кавказа»

Публикация «Экологический проект «Первоцветы...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Экологический проект «Огород на окне» для детей старшего дошкольного возраста Проект экологического воспитания детей Старшей группы Тема проекта: «Огород на окне» Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: Познавательный, исследовательский. Возраст: старшая группа Авторы проекта: воспитатели и дети группы Срок реализации: Февраль-апрель Проблема проекта:...

Экологический проект «Деревья - наши верные друзья» Девиз проекта. Ярче, ярче солнышко с неба нам свети. Выше, выше деревце над землей расти. Пусть услышат веточки детский голосок Пусть с любовью вырастит деревца росток. Паспорт проекта 1. Тема: «Деревья - наши верные друзья » 2. Тип проекта: проектно - исследовательский. 3....

Проекты по экологии - Экологический проект «Деревья - наши друзья»

Экологический проект- «Деревья-наши друзья» В средней группе № 7 Воспитатели: Кудрявцева И.Н. 2018-2019 год Актуальность. "Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни» Д. Радович Дошкольное детство – важный...

    Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

    Виды проектов в ДОУ:

    1. Исследовательско - познавательные - совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

    2. Игровые - использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

    3. Информационно - практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

    4.Творческие - оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

    Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

    Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по-могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно-правными партнерами.

    Однако для успешной проектной дея-тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют-ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова-ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

    Проектирование требует от педагогов поиска инновацион-ных средств, методов и приемов.

    Что такое «экологический проект»?

    Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

    Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

    Проблемой экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги (С.Н. Николаева - программа «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом - природа», Л.И. Грехова «Азбука экологии» - Ставрополье; Н.Н. Лебедева создала региональную экологическую программу для дошкольников Арктики «Северное сияние», Плешаков А.А. «Экология» и т.д.).

    И одна из них - методист информационно - методического центра Санкт-Петербурга Ольга Алексеевна Воронкевич. Результатом ее многолетней деятельности стал учебно-методический комплекс «Добро пожаловать в экологию!». Инновационная идея комплекса заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
    Учебно методический комплекс состоит из парциальной программы, рабочих экологических тетрадей, демонстрационных картин и динамических моделей, дидактического материала, дневников занимательных экспериментов, наглядной информации для родителей.

    «Детские экологические проекты» - это методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

    По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

    1. Определение проблемы , актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально - техническим возможностям ДОУ.

    2. Мотивация деятельности и разработка плана действий . Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

    3. Практическая деятельность по реализации проекта . На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно - поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

    Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

    О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:

    1. «Живая книга леса".

    2. «Откуда берутся бабочки?»

    3. "Я садовником родился".

    4. "Этажи леса".

    5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

    Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

    Экологические экскурсии;

    КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

    Экологические акции;

    Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

    Клуб исследователей природы;

    Лаборатория юного эколога;

    - «Панорама добрых дел»;

    Экологические игры (дидактические, имитационные,

    Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

    Этапы разработки и проведения проекта:

    1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

    2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

    3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

    4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

    6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

    7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

    8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.

    9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

    10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

    11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

    12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

    В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

    Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

    Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

    Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Просмотр содержимого документа
««Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 34» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания



Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является

метод проектов .

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.


  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Что такое «экологический проект»?

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.


  • Подготовительный - определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям.
  • Собственно исследовательский - мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
  • Заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
  • С детьми младшей возрастной группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы» .

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский.

Методическое сопровождение проекта

  • Обращение к родителям
  • Беседа «Волшебные семена»
  • Загадки, стихи, пиктограммы
  • Исследуем вместе с детьми
  • Совместная деятельность воспитателя и детей по выращиванию овощей
  • Экологические игры
  • Речевое творчество детей (рассказы детей, придумывание загадок, модель-план составления описательных рассказов об овощах)
  • Художественное творчество детей.

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.


Проект «Живая книга леса»

Вид проекта: информационный

Методическое сопровождение проекта:

1.Страница лесных знаний.

2.Экспериментальная страница.

3.Страница «лесных радостей».

4. Книжная страница.

5.Жалобная страница.

6.Тайная страница леса.

7.Страница игр.

8.Творческая страница

Проекты:

  • «Строим экологический город Экоград» - информационно – творческий;
  • «Откуда берутся бабочки?»-исследовательский;
  • «Загадочный мир водоема» – информационный;
  • «Я садовником родился»;
  • «Этажи леса»;
  • «Воздух должен быть чистым»;
  • «Кто дружит с елью».


Методы и формы экологического

воспитания в ДОУ

Экологическая образовательная деятельность;

Экологические экскурсии;

Уроки доброты; уроки мышления;

Экологические кружки и конкурсы;

КВН, аукционы, марафоны, викторины,

«Поле чудес» с экологической тематикой;

Экологические акции;

Трудовой десант; «зеленый патруль»;

  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;

- «Панорама добрых дел»;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование природных объектов;

Экологические выставки и экспозиции; музеи;

Дни (недели) экологического творчества;

Экологические праздники и фестивали;

Экологические игры;

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

Экологические сказки; тренинги;

Инсценировки, театрализации на экологические темы.



Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Желаем творческих успехов!

Статьи по теме: