Проект «Мой дом, моя семья и я. Моя семья Продукт проектной деятельности

Цель: дать понятие “Дом”, “Родина”, “Отечество”.

Задачи:

  • привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;
  • воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедийная аппаратура: фильм с природой России и г. Когалыма, семейные фотографии, рисунки и сочинения учащихся, фильм и слайды со словами.

1. Организационный момент: проверка готовности класса к уроку.

2. Песня в исполнении Георга Отса “С чего начинается Родина?”.

(На фоне песни на доске появляются картины природы и слова песни (фильм):

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается…
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Учитель: Ребята, понравилась вам эта песня? О чём она?

Дети: О Родине, о маме, о товарищах, о доме …

Учитель: Почему после уроков вы так спешите домой?

Дети: Потому что мы любим свой дом, свою семью.

У: (слайд, презентация) Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нём, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

Когда строят дом?

Д: Дом строят, когда надо где-то жить.

Дом строят, когда создаётся семья.

У: Назовите слова, которые помогают нам представить слово ДОМ.

Д: (слайд) Дом – изба – квартира – жилище.

У: А изначально дом – жилище, изба. В древнем русском языке слово (слайд) ИСТБА означало “БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ”. Знаменитые лингвисты, составители словарей Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович и Репкин Владимир Владимирович трактуют эти слова так: (читаю со словарей):

ИЗБА – деревянный крестьянский дом;

Сравните слова (слайд) ИСТОПИТЬ, ТОПИТЬ, ТЕПЛО.

ИСТОПИТЬ – топкой нагреть, закончить топить;

ТОПИТЬ – поддерживать огонь в очаге, в печи;

ТЕПЛО – нагретое, тёплое состояние чего- нибудь, помещения; тёплое, нагретое место, помещение; сердечное, доброе отношение между людьми. А теперь отгадайте ребус: cемь я. Кто в доме живёт?

У: Что означает слово семья? Почему именно число 7?

Д: Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники.

У: Правильно. Раньше люди жили своей большой семьей: дедушка, бабушка, отец, мать и трое детей. Их было сколько человек? 7.

Даль Владимир Иванович утверждает, что СЕМЬЯ – это группа живущих вместе близких родственников. Этот год, (слайд) 2008 назван Годом семьи.

Свой классный час мы посвящаем теме: (слайд) “ МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ….”

Ребята, тепло в родном доме бывает от отопления, от печи или ещё от чего?

Дети: Тепло в доме бывает от хороших отношений в семье, от дружбы, от любви.

Учитель: А дружба в семье в чём заключается?

Дети: Это взаимопонимание, совместные игры.

Учитель: Я знаю семьи, в которых очень любят играть вместе. Это семьи: Байцеровы, Григорьевы, Колесник, Сабуровы, Усатый – в шахматы, шашки, домино, нарды.

Чтобы наша большая семья стала ещё сплочённее, мы проведём сегодня игру “Счастливый случай” между двумя командами, в составе которых родители и дети. Её можно проводить и дома.

Именно счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о наших дружных домашних и школьных семьях. Да, да, вы не ослышались. Я сказала школьные семьи. А разве в школе наш класс – это не семья?

Д: Семья. Потому что, мы пол дня бываем в школе, в своём классе, в одной дружной семье, а наша мама – это ВЫ, наша учительница.

У:Команды, прошу представиться. В каждой команде по 7 человек и один капитан.

Идёт представление команд:

  • Команда “Почемучка” – девиз “Хотим всё знать”;
  • команда “Всёзнайка” – девиз “Книга – наш лучший друг, без неё, как без рук”.

Капитан и члены команды сидят за столом.

ГЕЙМ 1. “Разминка”

(Даётся 1 минута, за это время нужно как можно больше ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 очко.)

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ 1.

1. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)

2. Второе название скатерти? (Самобранка)

3. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

4. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа)

5. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.

6. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

7. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)

8. Какие цветы собирала падчерица в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежник)

9. Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)

10.Крокодил, друг Чебурашки? (Гена)

11.Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)

12.Кем тебе доводится жена твоего отца? (Мать)

13. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу)

14. Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубого)

15. Кто похитил Дюймовочку? (Жаба).

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:

1. Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа)

2. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса)

3. Царь из сказки А.С.Пушкина? (Салтан или Дадон)

4. Крыса у старухи Шапокляк? (Лариска)

5. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)

6. Кто спас Дюймовочку от крота? (Ласточка)

7. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)

8. Пантера, друг Маугли? (Багира)

9. Кем является муж твоей мамы? (Отцом).

10. На чём спала сказочная принцесса? (На горошине)

11. В чём заключалась смерть Кощея? (В игле)

12. Маленький человек с пропеллером на спине? (Карлсон)

13. Помещение, где учатся школьники? (Школа, класс)

14. В какое время года люди загорают? (Летом).

15. Как зовут няню А.С.Пушкина? (Арина Радионовна)

ГЕЙМ 2. “Ты мне, я – тебе”

(Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома)

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ 1:

1. От кого убежала посуда? (От Федоры)

2. В какой сказке людоед превращается в мышку и кот её съедает? (“Кот в сапогах”)

3. Из чего солдат варил кашу? (Из топора)

4. Кто написал рассказ “Живая шляпа”? (Николай Носов)

5. Кто спас Муху – цокотуху? (Комар)

6. Кем доводится тебе мама твоей мамы?

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ 2:

1. Назовите имена трёх поросят из сказки “Три поросёнка”. (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

2. Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица)

3. Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)

4. За кого хотели выдать Дюймовочку замуж? (За крота)

5. Как звали девочку, которую медведь тащил в коробе? (Маша)

6. Кем доводится тебе папа твоего папы, папа твоего дедушки? (Дедушка, прадедушка)

Учитель: Ребята, вот откуда идут наши корни.

А теперь, пока жюри подводит итог, сделаем музыкальную паузу. Белоусов Даниил споёт нам песню, посвященную дедушке, который в семье является самым главным.

Жюри подводит итог и называет номинации:

  • команда “ Почемучка” – самая смекалистая;
  • команда “ Всёзнайка” – самая весёлая.

Учитель: Представьте, что мы с вами большая дружная семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье ЛЮБОВЬ.

Дети (слайд): ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ.

(Учитель размещает на доске “брёвна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “ДОМ”. На крыше написано слово ТЕПЛО.)

Учитель: Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. (Cлайд)

Соберите в ладони своё т е п л о.
Пусть его будет м н о г о.
Почувствуйте э т о т е п л о.
Поделитесь своим теплом друг с другом.

Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.

Дети: (слайд) Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.

Учитель: А теперь придумайте глаголы.

Дети: (слайд) Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.

В доме уютно, а это самое главное.

Учитель: Так что же такое дом?

Дети: (слайд) ДОМ – это вся твоя жизнь и радость, воспоминания….

Учитель: И само слово “РОДИНА” начинается здесь, в доме. Всё от этого корня, от дома отца. Береги свой дом! (Cлайд)

Послушайте песню “ РАДОСТЬ МОЯ”.

(Под музыку учитель и дети собираются в круг, соединяя руки на плече друг друга)

Учитель: Спасибо всем за участие!

Классный час «Мой дом»

Оборудование: Дом, фундамент, окна, крыша. Конструктор, листы бумаги, ручки, конверт.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу»

Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у нас?

Радость, что тебя ждут?

Слезы облегчения : «Ну, вот я и дома»

Раздражение: «Ну что им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»

Очень хочется узнать ваше мнение о семье, о родителях, так как в скором времени вы сами станете зажигать свет в своих окнах.

1. Мои родители – это…

2. Свет в окнах моего дома – это…

3. Радость в моей семье – это

4. Горе моей семьи – это

5. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…

7. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …

8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

9. Если бы я был волшебником, то в своей семье я бы изменил(а)….

Создание семьи подобно строительству дома: если фундамент плохой, дом рухнет рано или поздно. В любой момент в доме вы можете поменять цвет стен, купить новую мебель, положить новое покрытие для пола, но фундамент вы не перестроите никогда. Так же и с семьей: если нет прочной основы – она рухнет.

Глаза в глаза увидевшие чудо,

Душа, души вернувшая покой,

Свой вещий свет (она) разбудит всюду,

Она во всём и всех завёт с собой.

Она одна божественно целебна,

Она одна все души утолит

Своим прикосновением волшебным

Она мгновенно землю озарит.

И серый мир с ней станет совершенным,

Осмысленным, таинственно иным,

Она своим дыханием волшебным

Наполнит души, суть откроет им.

Она ворвётся в звуки старых песен,

Она слова сияньем растворит.

Мир лишь тогда божественно чудесен.

Когда (она) глазами говорит.

Как вы думаете, о какое могущественном чувстве идет речь, которое может говорить глазами и при этом мир становится божественно чудесным?

Конечно это чувство любовь. Я думаю, вы не будете спорить со мной, если в фундамент нашего дома я помещу ЛЮБОВЬ .

Вывод: Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Любить, значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана Сент – Экзюпери: « Не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении – вот что значит любить»

Динамическая пауза:

Любовь во мне (сердечко руками и к себе)

Любовь в тебе (сердце и руками к соседу)

Любовь вокруг (сердце ладони к себе)

Любовь везде (сердце ладони от себя)

Притча: В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто - то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете – сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Как вы думаете, кого они впустили в свой дом? Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство, а больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе ему. «Человек может жить до 100 лет, - говорил академик Павлов И.П. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Важно не забывать, что только в здоровой семье могут рождаться здоровые дети.

Просмотр видео «Здоровые дети в здоровой семье» http://infourok.ru

Вывод: Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты определяется преимущественно его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому члену семьи. Следующий кирпичик в фундаменте дома счастья это ЗДОРОВЬЕ .

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, “Я” - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь “Я”!

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, в фундамент нашего дома мы заложим кирпичик ТРАДИЦИИ.

Какие традиции существуют в ваших семьях? Какое любимое блюдо в вашей семье? Какой праздник в вашей семье любят и ждут? Какие увлечения есть у вашей семьи?

Вывод: Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких.

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье – это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, а родители должны понимать своих детей.

Игра построй дом. (Две пары уходят за дверь, когда они вернутся, то должны построить дом за 2 минуты. Классу дается задание пронаблюдать, как будут выполнять они задание. Обратить внимание на взаимоотношения между людьми. Кто был организатором, кто идейным вдохновителем, как принимали решения, слаженность в работе.)

Притча: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

Кирпичик ПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ.

Тренинг

Напишите три составляющих счастливой семьи. (Дети зачитывают свое мнение)

Уберите один из листочков с тем, чего нет в вашей семье сейчас.

Из двух оставшихся отложите тот, где вы сомневаетесь, что сможете воплотить это в своей семье. (Дети зачитывают свое мнение, листочки-кирпичики крепятся к стенам дома)

Я предлагаю помечтать и написать письмо в будущее. Опишите, какая у вас будет семья, когда вы планируете создать семью, каким будет ваш дом, сколько будет детей, какие традиции будут в вашей семье. Музыка.

Пришло время водрузить у нашего дома крышу-крышу ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ . (Музыкальная композиция)

Посмотрите на наш дом, хотелось бы вам жить в таком доме?

Закончить нашу встречу я хочу восточной притчей :

« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:

Какая у меня бабочка - живая или мертвая?

А мудрец ответил: Все в твоих руках…»

Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.

Мой мир. Мой дом. Моя семья

— сценарий детского праздника

Реквизит
листы формата А4,
карандаши, ручки, ножницы и клей,
фломастеры или краски,
листы ватмана или склеенные альбомные листы,
журналы и газеты.

Цель проведения этого праздника - сформировать у детей чувство единства и сплоченности семьи. Кроме этого, анализируя полученные от детей ответы на вопросы: «Каким ты видишь свой мир?», «Что такое семья?», «Какой должен быть дом твоей мечты?», родители смогут сделать выводы о том, что бы ребенок хотел изменить во внутрисемейных отношениях, насколько значимым является для него тот или иной член семьи, что не устраивает ребенка в его настоящем положении, быте. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мама и папа в силах изменить ее по желанию детей. Папа:

Мой мир… А что это такое? Быть может, это что вокруг? Быть может, небо голубое Или со мной идущий друг? А может, мир - скамейка в парке Или с мороженым лоток? Или альбом, где клею марки? А может, во дворе каток? Мой мир… Пожалуй, это школа… Друзья, и мама, и сестра… Мой мир… я не хочу иного… С иным несчастлив буду я!

Мама: У каждого из нас есть собственные представления о мире. Кто-то представляет свой мир как целую планету, другие видят свой мир в семье. Сейчас все мы подумаем и нарисуем свой мир.

Рисунок «Мой мир»
Каждый член семьи получает лист формата А4 и рисует на нем свои представления о мире вокруг. После того, как рисунки готовы, каждый по очереди представляет свой рисунок, рассказывает остальным, что он изобразил.

Мама:
Рисунки готовы! Вы очень старались!
Но что-то мы с вами совсем заболтались…
Забыли, что есть у нас дело одно…
Какое, вы спросите? Вот же оно!
Миры высыхают. Готовы они.
Вот только без лозунгов скучны миры.
Сейчас предлагаю девиз сочинить.
И каждому миру его подарить.

Сочинение рассказа для своего мира
Каждый член семьи придумывает девиз, который бы отражал сущность нарисованного им мира. Например: «В моем мире все добры: от бабуль до детворы!» или такой вариант:
Мир красоты и волшебства,
Здесь все прекрасно, справедливо.
Здесь только добрые дела,
И люди в мире все счастливы!

Папа: Мир, конечно, у всех получился без зла и плохих людей. Это очень хорошо. Однако «мир» - слишком абстрактное, неопределенное понятие. Давайте теперь поговорим о доме. Ну, например, расскажите по очереди, каким вам видится наш дом. Дом, в котором мы живем.

Дети рассказывают.

Папа: А теперь мы напишем мини-сочинение на тему «Дом моей мечты», то есть дом, в котором я бы хотел жить. «Мини» означает, что в сочинении должно быть 6-7 предложений.

Написание мини-сочинения «Дом моей мечты»

Мама зачитывает получившееся у нее сочинение.

Мама:
Я мечтаю о доме возле реки,
По утрам ловят рыбу в реке рыбаки.
Я окошко открою, а за окном
Уж сирень расцвела. Тянет ветви к нам в дом.
Во дворе мои дети играют в траве.
И цветы собирают на нашем дворе.
В огороде растут апельсины и груши,
Если хочешь, сорви их и кушай их, кушай.
Дом большой, дом просторный, он желтого цвета.
Дом мечты… Он уютный и теплый, как лето!

Папа: А сейчас к дому, который вы описали в сочинениях, мы придумаем эмблему. Но не просто эмблему - ее не нужно будет рисовать, ее нужно соорудить из нас и рассказать, что она может означать.

Составление эмблемы дома мечты
Каждый придумывает эмблему собственного дома. Затем автор эмблемы составляет ее из членов семьи. И объясняет, что она означает.
Например, эмблема к описанному выше дому может быть такой: один человек встает на стул и показывает руками круг - это солнце. Второй ходит впереди взад-вперед, помахивая при этом руками - это волны реки. Третий встает перед стулом, сгибает руки в локтях, сдвигает их вместе перед грудью, затем снова разводит в разные стороны - это открывающиеся ставни окна.
Эмблемы каждого члена семьи по очереди составляются из остальных.

Папа: Эмблемы не получились бы, если бы каждому из нас не помогла наша семья. Между прочим, раньше долгое время понятие «семья» означало именно «дом». Поэтому семьей считалась группа родственников, которые вместе вели домашнее хозяйство. Жили они, кстати, в одном доме. Но постепенно семьи стали разделяться на малые, в них было уже не такое большое количество человек и они состояли в основном из родителей и детей. Постепенно менялись времена и нравы, семьи стали похожи на наши современные семьи. Ну вот, мы немного вспомнили историю семьи в нашей стране. Ответьте мне, что же такое «семья»?

Дети отвечают.

Папа: Молодцы! А теперь мы с вами будем изображать нашу семью.

Составление портретного фото
Каждый член семьи получает несколько журналов и старых газет. Задача - выбрать из журналов людей или предметы, которые бы напоминали каждого члена семьи или ассоциировались с ними. Затем найденные картинки вырезаются и наклеиваются в произвольном порядке на рисунок собственного мира. Кто именно нарисован, нужно подписать.
Мама: Ну вот, теперь у каждого в мире появилась своя семья. Только это еще не все. Сейчас мы будем все вместе рисовать всех нас.

Рисунок семьи
На листе бумаги рисуется семья. Но рисуется следующим образом: сначала участникам сообщается, кого они будут рисовать. Затем один из членов семьи рисует голову указанного человека. Когда голова готова, рисунок загибается и передается другому игроку. Тот рисует туловище, снова загибает рисунок. Следующий член семьи рисует ноги и т. д. Когда рисунок готов, его разворачивают. Порой получаются очень забавные «шедевры».

Мама: Да, все портреты готовы. Давайте мы и их приклеим на свои миры.
Посмотрите, вот семья.
Это вы, а это я.
Вот эмблема. Это дом.
В нем мы славно заживем.
А вокруг миры цветные.
Необычные какие!
В них нет подлости и злости,
Ходим мы друг к другу в гости.
Можно выбрать мир любой,
Ну, понравился какой?
Получилось все забавно:
И миры, и домик славный!
Получилась и семья!
Я люблю вас всех, друзья!!!

Внеклассное мероприятие « Моя семья, мой дом » Цель : Углубить представления учащихся о ценности семьи. Задачи:
    Расширить знания учащихся о семье, семейном счастье. Привлекать родителей к участию в воспитательной работе. Развивать стремления проявлять ответственность в семейных отношениях. Воспитывать ответственное отношение к родным и близким людям.
Подготовительный этап: - выставка рисунков «Мой дом» - фотовыставка «Моя семья» - плакаты с высказываниями о доме, о семье

Ход внеклассного мероприятия.

    Вступительное слово.
- Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему? Круг – это наиболее совершенная фигура. В кругу проще вести открытый разговор. Круг – это гарантия вашей защищённости. Я напомню вам несколько правил, которые при этом нужно выполнять: - В кругу все равны. Можно высказать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих. - Говори один – все слушают, не перебивая. - Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
    Введение в тему.
Сегодня мы будем говорить о доме о семье. Чтобы настроиться на этот разговор. Прослушаем небольшой фрагмент песни

(звучит фрагмент песни «Родительский дом»)

Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом? Составление кластера со словом «Дом» (дом – квартира, семья, родители, уют, внимание, любовь, забота) У каждого народа, у каждой национальности есть название своему дому. Попробуйте отгадать это название. - Крестьянский дом в украинской или белоруской деревне. (хата) - Переносное жилище у казахского народа и некоторых народов Азии. (Юрта) - Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. (вигвам) - Кочевой переносной шалаш крытый шкурами, корой, войлоком у народов жителей Крайнего Севера. (чум) - Жилище кавказских горцев. (Сакля) - Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (яранга) - Отдельная комната монаха в монастыре. (келья) - Дворец или крепость феодала. (замок) - Комфортабельный загородный дом с парком или садом. (вилла) - Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича. (мазанка) - Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (шалаш) - Крытое углубление в земле. Вырытое для жилья, укрытия. (землянка) - Временное помещение из натянутой на основу ткани. (палатка)
3. Беседа «Мой дом. Моя семья». Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Когда-то великий писатель Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут. Где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, дом. К сегодняшнему мероприятию мы подготовили картинную галерею, которая рассказывает о вашей семье. У нас большая фотовыставка, на которой можно увидеть ещё фотографии ваших бабушек и дедушек, вашу родословную. Мы написали небольшие рассказы о своей семье. И вот выдержи из них. (учащимися зачитываются выдержки из отдельных сочинений)
4. Стихотворный блок . Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и слёзы и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём1
Какой наш дом без папы? Правда же, ребята? Кто починит табуретку, На машине подвезёт. В дневнике моём отметки Знает все наперечёт!
Мы с папой решили уборкой заняться. «Друзья мои! – папа сказал. – Пора приучаться» «Идея прекрасная,» - мама сказала И тотчас из дома она убежала.
Пять часов мама в парке сидит. Со страхом она на мобильный глядит. «Когда же уборке будет конец. Смогу ль я вернуться домой наконец!?»
Наша мама так добра, Наша бабушка – мудра. Дедушка – столяр и плотник. Папа - банковский работник. Брат мой старший – хоккеист. Я – мальчишка-футболист. А ещё у нас есть Катя – Замечательный малыш. Мы живём в большой квартире, Нет семьи дружнее в мире!
5. Беседа «Обязанности в семье» «7 Я – моя радость» Расшифруйте эту запись. В слов «семья» мы слышим семь я. Что это за семь Я? Настоящая семья – это семья не из трёх человек, как принято сейчас. Настоящая семья – это семья из 7 человек – мама, папа, бабушка, дедушка и трое детей. Поднимите руку у кого такая семья.
А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить . Перед вами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуемся многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот поднимаясь по ступенькам крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежеприготовленного обеда… откройте глаза. Вам понравился этот дом?
Теперь разведём огонь и согреем наш дом. У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь. Читаем надпись на «дровах» и отвечают на вопрос «Кто эту обязанность выполняет дома?» Надписи на «поленьях»: - стирать - приготовить обед - помочь сделать уроки - вынести мусор - зарабатывать деньги - пылесосить дома - вымыть посуду - готовить ужин (когда в «камин» положены все «дрова» прикрепляется «пламя»)
И вот уже весело потрескивают дрова в амине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратим чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет … (мама) Руки мамы. Руки мамы… Люблю их с детства. Где б дорога моя не шла,- Никуда мне от них не деться, От душистого их тепла. Руки мамы… В морщинках, в родинках, Сколько вынесли вы, любя… С этих рук я увидел Родину, Так похожую на тебя, Мама… Там, где все заботы по дому лежат на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздрожение, непонимание, разрыв в общении. Если каждый член семьи имеет свой участок работы. Тогда в доме есть уют, тепло и гармония.
6. Пословицы и поговорки о доме. В народных пословица и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Соберите пословицы полностью.

(пословицы разобраны на две части необходимо сложить их полностью. Работу выполняют вместе с мамами)

- В гостях хорошо, а дома лучше. - Дом вести не бородой трясти. - Без хозяина дом сирота. - Дом невелик, да лежать не велит. - Домой придёшь – хлеб-соль найдёшь. - Не красна изба углами, красна пирогами. - В семье разлад, так и дому не рад. - Семья без детей, что цветок без запаха. - Не нужен клад, когда в семье лад
7. Беседа «Благополучие в доме»
(Звучит песня «Погода в доме» Над домом «появляются тучи») Не всегда всё благополучно в доме. Порой набегают тучи. Что является причиной непогоды в доме? Назовите ваши черты характера, которые могут вызвать «непогоду» в доме. - лень -грубость - упрямство - несдержанность - вспыльчивость Вот уже засияло солнышко над нашим домом Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит…. Она во многом зависит от нас от нашего поведения Часто слышишь: «Я люблю маму, я люблю папу» А что такое любовь к родным и близким людям?

/ просмотр презентации/

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

8. Вручение памяток родителям и детям.

Памятка для детей.

    Любите и цените своих родителей – их вам никто не заменит. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы – старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас. Дарите маме, бабушке, сестре цветы, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще. И помните слова Марии Цветаевой: « Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Памятка родителям.

    Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать. Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относится в старости ваши дети. Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего одного дома.
9. Подведение итогов. Родные люди – опора человека в жизни. Родственники бывают близкие и дальние, моложе и старше вас. Они могут жить вместе с вами, а могут – совсем далеко. Важно помнить о них, и не только потому, что вам нужны их помощь и поддержка, но и потому, что они нуждаются в вашем участии и заботе. Подумайте, что нужно изменить в своём отношении к близким, а что - наоборот, развивать.

Когда наши родные улыбаются, Тучи сразу разбегаются. Дождик лить перестаёт, Солнце лучиком играет И привет свой щедрый шлёт. Оставайтесь сердцем молодыми И живите много-много лет, И улыбкой вашею отныне Озарён пусть будет белый свет!

 доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия

 раскрыть понятие «семья», выявить её особенности, познакомить с правом ребенка на семью, гарантированного ему Конвенцией ООН, познакомить с обязанностями членов семьи.

 развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

 воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.

Оборудование:

Мультимедийный проектор и доска, компьютер, планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, обязанностями членов семьи, вырезанные фигурки домиков, вырезанные картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки, дяди, тети, карандаши, фломастеры, карамельки для награждения лучших работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олина Ирина Борисовна

ГБОУ СОШ №123 г. Санкт – Петербург

Воспитатель ГПД

“Мой дом- моя семья”

Цель:

доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия

Задачи:

раскрыть понятие «семья», выявить её особенности, познакомить с правом ребенка на семью, гарантированного ему Конвенцией ООН, познакомить с обязанностями членов семьи.

развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.

Оборудование:

Мультимедийный проектор и доска, компьютер, планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, обязанностями членов семьи, вырезанные фигурки домиков, вырезанные картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки, дяди, тети, карандаши, фломастеры, карамельки для награждения лучших работ.

Ход занятия.

  1. 1 Включаем и смотрим отрывок из мультика ”Белка-Стрелка – озорная семейка”.

2 Наводящие вопросы: о ком мультик, кто его герои, что их объединяет-они вместе живут, они родные т.е. они- семья.

3 А вот еще один герой-вы его узнали-Лунтик, смотрим отрывок из мультфильма, где он затрудняется-что такое семья, а вы можете объяснить? Помогите Лунтику.

4 Ребята пытаются объяснить что же такое семья.

5 Вы наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить.


2. Сообщение темы урока.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.

Сегодня мы поговорим о семье. (На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ.)

3.Беседа с детьми.

В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

1.Как вы понимаете слово семья?

Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).

В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества

2 О семье придумано много пословиц и поговорок, вы наверное их слышали:

“Вся семья вместе, так и душа на месте”, “На что и клад, коли в семье не лад”, “Мир и лад – доброй семьи уклад”.

Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

3 У каждого члена семьи есть свои права и обязанности. это очень нужные и важные правила, без которых не может существовать ни одна семья. А всегда ли все выполняют свои обязанности в семье?

Давайте сыграем в игру “ разрешается-запрещается”, я буду читать стишки, а вы подбирайте подходящее слово

С мамой дети должны жить, ей цветы всегда дарить, это(разрешается)

Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно мне для жизни, то я буду выбирать, это(разрешается)

Подарить ребенку жизнь маме(разрешается)

Вот стоит в углу мальчишка, плачет, надрывается, бить, наказывать ребенка строго(запрещается)

Петь, рисовать, танцевать, уроки в школе посещать,свои таланты развивать, это(разрешается)

Итак, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок? Права ребенка в семье: право на жизнь; право бесплатно посещать школу; право жить с родителями в любви, заботе и защите; право на защиту от жестокости; право воспитываться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях; право на имя, фамилию, отчество, принадлежность к стране; право на хорошее питание, жилище и мед. обслуживание.

А знаете где записаны эти правила? Эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются “Конституция”, ”Декларация прав ребенка”, ”Конвенция ООН о правах ребенка”. Этих прав много, их нужно знать, соблюдать и выполнять взрослым и детям. Наравне с правами мы всегда должны помнить об обязанностях.

Обязанности ребенка в семье: хорошо учиться; помогать по дому; заботиться о старших; стараться самому обслуживать себя; заботиться о младших; не кричать на взрослых; слушаться родителей.

А теперь еще раз поработаем в группах: на доске вывешены карточки,на которых написаны обязанности, задача каждой группы-распределить эти обязанности среди в членов семьи,

1 группа-обязанности мамы,2-папы,3-детей.(см. приложение)

Семья может быть большая и маленькая(только мама и ребенок), многодетная(более 3-х детей) и немногодетная, главное чтобы семья была дружной.

4.Скажите, дети, какая семья называется дружной?

На доске: Дружная семья.

(Дети называют признаки дружной семьи).

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске

Понимание

Любовь

Уважение

Доверие

Доброта

Забота

Помощь

Дружба

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Например, у вас в семье происходит какое-то событие (рождается младший братик, приезжают издалека родственники и т.д.)вы стремитесь сфотографиривать,чтобы надолго оставить память о дорогих людях, к стати, составлять и хранить семейные альбомы – это традиция, которая прочно вошла в нашу жизнь.

Отмечать семейные праздники – это тоже традиция. одной из русских традиций – было застолье, за столом собирались гости, хозяева их угощали разными вкусностями. А какие у вас в семье любимые праздники? Какие кушания появляются на ваших праздниках, став традиционными? Дети отвечают.

5. Физкультминутка.

Игра “Веселая змейка”. Дети становятся друг за другом. Под музыку ведущий выполняет свое движение в один виток змейки, а остальные за ним повторяют, затем водящий уходит в конец змейки, ведущим становится следующий, он выполняет свое движение и потом также уходит в конец змейки и т.д. движения не должны повторяться.

6.Как вы понимаете пословицу

“В гостях хорошо, а дома лучше”,

“И стены в доме помогают”

А эту?

Родной дом-это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой. Звучит отрывок из песни “Родительский дом”

Когда строят дом? Когда надо где-то жить, когда создается семья.

У нас тоже есть большой домик(вырезана фигурка домика из листа А4),но в нем еще никто не живет, давайте, ребята, заселим этот домик(также вырезаны картинки мамы, папы, детей, бабушки, дедушки).Дети отгадывают загадки и заселяют домик.

Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит и заботится о вас, не смыкая ночью глаз.(мама)

Ему взберусь на плечи, и площадь вся видна, и лучше нет на свете лошадки для меня.(папа)

Кто любит и меня, и братца, но больше любит наряжаться? очень модная девченка, моя старшая(сестренка)

Я у мамы не один, у нее еще есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он старший(брат)

Кто веселый карапузик? шустро ползает на пузе, удивительный мальчишка, это младший мой (братишка)

Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый (дед)

Кто ж носки нам свяжет, сказку старую расскажет, с медом даст оладушки, это наша (бабушка)

Мамы старшая сестра- с виду вовсе не стара, с улыбкой спросит “как живете”? кто в гости к нам приехал?(тетя)

Кто же с маминой сестрой приезжает к нам порой, на меня с улыбкой глядя, “здравствуй”, говорит мне (дядя)

7 Молодцы, ребята, а теперь возьмите такие же домики и по селите туда свою семью, нарисуйте в этом домике членов вашей семьи, потом устроим выставку ваших семейных домиков, выберем лучшие.

4. 1 Оценка других и самого себя

Устраиваем выставку работ, каждый подходит и ставит по одному баллу двум любым понравившимся работам(можно своей), подсчитываем баллы, награждаем лучших.

5 Рефлексия

Какие чувства, эмоции вы испытывали на сегодняшнем занятии? Какое открытие вы сделали для себя сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Что очень понравилось, а что не очень?


Статьи по теме: