Про соблюдение мусульман поста. Почему во время рамадана пост соблюдают только днем

Пост — практика, общая для многих религий. В исламе посту отведено особое место. Награду за пост исчислить и определить невозможно, а для того чтобы понять, сколь велико достоинство поста, достаточно знать, что пророк (САС), сказал:
«Поистине, есть в раю врата, называемые «аль-Раййан», через которые в День Воскресения будут входить постящиеся, и не войдет через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие посты?»- и они выйдут вперед, а кроме них не войдет через (эти врата) никто. Когда же войдут они, (эти врата) будут закрыты, и больше никто через них не войдет .».
Постящийся получит награду свою сполна, а будет она такой, что ни представить себе ее, ни подсчитать будет невозможно, и он заслуживает того, потому что пост соблюдается только ради Аллаха.

Кроме того, исламский пост — средство и способ очищения, самодисциплины и самообладания. В это время человек от рассвета до заката воздерживается от еды, питья и телесных утех. В течение всего дня он отказывает себе в этих основных потребностях.
Но это не только физическое воздержание (голод, жажда), но и моральное: укрепление своего духа, воздержание от всего запретного и непристойного. Уши не должны прислушиваться к непристойностям, глаза — видеть то, что запретил Аллах, язык — произносить ложь, сплетни, грубые слова. Пророк (САС) сказал, что 5 поступков нарушают пост : ложь, злословие, клевета, ложная клятва и похотливый взгляд.

Духовное очищение и совершенствование касается не только дневного времени суток, но и всего месяца Рамадан, а также остальных дней в году. Посланник Аллаха (САС) сказал: «Сколько есть молящихся, у которых кроме голода и жажды нет ничего от поста ».

Значение Рамадана

Значение и преимущества месяца Рамадан как нельзя лучше раскрываются в проповеди Пророка (САС), данной перед началом месяца Рамадан:

«O, люди! Истинно, перед вами — благословенный месяц Аллаха. Месяц счастья, милосердия и прощения. Месяц, проведенный с Аллахом, — лучший из месяцев. Его дни — лучшие из дней, его ночи — лучшие из ночей, и его часы — лучшие из часов. Это месяц, который приглашает вас быть гостями Аллаха и стать ближе к Нему. Вы прославляете Его в каждом своем вдохе; ваш сон — поклонение, ваши дела приняты и вашим мольбам внимают. Так попросите же Аллаха, вашего Бога, дать Вам здоровое тело и искреннее сердце, чтобы вы могли поститься и чтить Его книгу, ведь несчастен тот, кто в течение этого великого месяца лишен прощения Аллаха. Терпя голод и жажду, помните о голоде и жажде Судного Дня и побойтесь; давайте милостыню нуждающемуся и бедному, почитайте старших, будьте добры к младшим, поддерживайте отношения с родственниками; удерживайте язык, закройте глаза, чтобы не видеть то, что вам запрещено; закройте уши, чтобы не слышать то, что вам запрещено, будьте сострадательны к чужим сиротам, чтобы к вашим сиротам тоже сострадали.

Покайтесь в этот месяц перед Аллахом в своих грехах, и поднимите руки в дуa, ибо это время — лучшее из времен, и Аллах добр к своим созданиям, отвечая на их молитвы и просьбы...

O, люди! Истинно, ваши души — заложники ваших дел; освободите их раскаянием, и сбросьте груз ваших грехов в долгой молитве. Знайте, что Аллах Всемогущ, и нет наказания для тех, кто просит прощения и поклоняется, и не должны они бояться дня, когда человек предстанет перед Господом миров.

O, люди! Тот, кто готовит ифтар (разговение) для постящихся, будет подобен освободителю, и его прошлые грехи будут прощены. Тому, кто совершает обязательные молитвы в этом месяце, Аллах дарует награду, равную наградам семидесяти молитв. Тот, кто прочтет один аят Священного Корана, будет вознагражден, как если бы он прочел в другой месяц весь Коран.

O, люди! Истинно, в этот месяц двери небес открыты, поэтому просите Аллаха не закрывать их для вас; двери Ада закрыты, так просите, чтобы Аллах держал их закрытыми для вас. В этот месяц шайтан заключен в тюрьму, так просите, чтобы ваш Бог не позволил ему иметь власть над вами.

Рамадан в начале — милость, в середине — отпущение грехов, а в конце — избавление от Огня ».

Таким образом, период воздержания и умеренного удовлетворения на протяжении целого месяца воспитывает в личности ценные качества самообладания и самоконтроля. Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина как физически (от вредных накоплений в организме), так и духовно (от лени, беззаботности, дурных мыслей, лжи). Человек узнает, как сказать себе «да», и как сказать себе «нет». Этот урок необходим для того, чтобы научиться жить в этом мире добра и зла, возможностей, испытаний и соблазнов. Чтобы жить в соответствии со Словом Господним, необходимо быть дисциплинированным физически и духовно.

Пост также учит нас ценить подарки Бога — еду и питье. На первый взгляд, они кажутся обыкновенными человеческими потребностями, удовлетворение которых мы принимаем, как должное. Но пища — подарок от Бога, а также Его подарок — то, что мы способны есть и наслаждаться едой. Мы должны показать Ему свою благодарность и использовать свои ресурсы умеренно, с ответственностью и заботой. Многие люди живут в нужде и бедности.

При помощи поста мы узнаем, что значит быть голодным. Узнав это, мы становимся щедрыми, добрыми и милосердными. Рамадан — время щедрости и милосердия.

Освобождение человека от господства физических нужд и животных потребностей позволяет ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям. Таким образом, Рамадан — это месяц, во время которого мусульманин, благодаря меньшей озабоченности своими физическими потребностями, имеет уникальную возможность посвятить себя духовному развитию.

Кроме того, соблюдая пост, верующий человек избавляется от пороков, таких, как неискренняя вера, подлые замыслы и извращенные мысли. Сердце верующего человека излучает любовь к Господу .

Вопрос:

Мира вам! Сам я не мусульманин, но интересуюсь Исламом. И мне интересен такой вопрос: почему мусульманам во время поста нельзя не только есть, но и пить? Без еды человек может обойтись долгое время, но без воды жить очень сложно – ведь наш организм на 2/3 состоит из воды. Есть какое-то объяснение этому запрету в вашей религии?

Ответ:

И вам мира. Благодарим вас за ваш вопрос.

Тема поста интересует не только многих немусульман, но и тех мусульман, которые недавно приняли Ислам, поэтому не были знакомы раньше с правилами исламского поста.

Я помню, что сам я в первый раз держал пост в Рамадан, еще не будучи мусульманином. У меня было много учеников-мусульман в школе, и мне хотелось таким образом выразить свою солидарность с ними.

Тогда мне было сложно поверить, что на будущий год я сам стану мусульманином и буду держать пост уже как мусульманин.

Ваш вопрос мне, поэтому, очень близок – когда я только начал держать пост, я обнаружил, что в дневное время мне не сколько хотелось есть, сколько пить.

В Коране мы находим следующий аят:

«Мы низвели с неба воду в меру (т. е. дождь) и пропитали ею землю, и, воистину, в Нашей власти испарить ее.

При помощи воды Мы вырастили для вас пальмовые рощи и виноградники, где на потребу вам растет много плодов, которые вы едите» (23, 18-19).

Вода – это лишь один из множества даров Творца, который мы принимаем как должное в нашей жизни. Только подумайте, сколько раз мы используем воду в течение одного дня (воду мы не только пьем, но ей мы умываемся, стираем нашу одежду, убираем наш дом, готовим пищу, моем посуду, используем ее в промышленности и т.д.).

Во время Рамадана нам предписано на некоторое время отказаться от некоторых благ, которыми нас наделил Всевышний (от еды, питья и любви наших супругов) – именно для того, чтобы мы лучше могли почувствовать всю важность этих вещей.

Если мы лишаемся каких-то важных для нас вещей на некоторое время, мы начинаем больше ценить их, когда наконец вновь их обретаем. Все мусульмане подтвердят – насколько вкусен и ценен для них первый глоток воды на заходе солнца, когда можно наконец открыть пост. Эта вода кажется нам вкуснее самых изысканных кушаний.

В Рамадан мы также благодарим Аллаха за дождь – в другое время года он может раздражать нас, но в это время, когда мы лишены воды, мы радуемся возможности освежиться.

Во время трудностей нам легче посочувствовать тем людям, которые лишены такой возможности – есть и пить, когда захочется. Сколько людей на Земле живут в местах, где обычная вода является редкостью, и каждый ее глоток достается с трудом.

Все вышесказанное, однако, служит лишь вступлением к рассказу о том, почему мусульмане держат пост. Мы делаем это не для того, чтобы поддерживать хорошую форму или испытать какие-то необычные духовные состояния. Мы соблюдаем пост потому, что наш Господь – Всевышний Аллах приказал нам сделать это. Пост – это один из т.н. «пяти столпов» Ислама, вера в которые требуется от всех мусульман:

Мы читаем в Коране:

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], — пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (2, 185).

Ислам – это очень мудрая и практичная религия, в ней учитываются все возможные жизненные ситуации. Если человек живет в своей местности, он должен держать пост, но он освобождается от поста, если находится в пути, либо болен (как можно видеть из вышеприведенного аята).

Само предписание держать пост также следует из Корана:

«О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, — быть может, вы станете богобоязненными» (2, 183).

Мусульмане держат пост, потому что таково повеление Аллаха, они соблюдают это, чтобы достичь довольства Своего Господа.

Фактически, пост – это полное воздержание от основных потребностей человека — еды, питья и отношений между полами, в светлое время дня – от рассвета до заката.

Также – что очень важно, пост – это не только физическое воздержание, это еще и моральное воздержание от всех вредных привычек (как курение) и плохих поступков – как ссоры, сплетни, злословие. В это время важно отказаться даже от дурных мыслей – зависти, ненависти, недоброжелательства. От одного воздержания не будет пользы, если человек в это время ссорится с кем-то или желает другому зла. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что такой человек не получит от поста ничего, кроме того, что к концу дня он будет страдать от голода и жажды.

Итак, как я постарался объяснить вам раньше, мы отказываемся в пост даже от воды. Иногда это легко сделать (к примеру, в прохладное время года), но, если на дворе стоит летняя жара – это очень существенная жертва. Особенно к концу дня поста, когда начинаешь чувствовать усталость и сонливость. Но если человек знает, что делает это ради довольства Аллаха, ему легче переносить лишения.

Тем более, чего стоит такая небольшая жертва по сравнению со страданиями людей во многих концах Земли – многие из которых живут в постоянном голоде и жажде, кто-то лишился крова и имущества – а возможно, и своих близких — вследствие военных действий. Если мы подумаем обо всех этих людях, нам гораздо легче пожертвовать своими удобствами, отказавшись от пищи и воды на небольшое время.

Когда настает время разговения, мусульмане собираются вместе со своими семьями и друзьями, чтобы открыть пост, поблагодарив Аллаха за Его дары – пищу и воду, которых мы не замечаем в обычное время года.

Так что пост в Рамадан – это чрезвычайно полезная и важная вещь, когда мы учимся быть благодарными Аллаху, стараемся стать лучше и чувствуем единство со своими братьями и сестрами по вере.

Надеюсь, что я смог ответить на ваш вопрос.

Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.

С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2, 183-187).

Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».

Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.

Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев.


И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.

Вот как описывается пост в Иудаизме: «В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).

Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.

В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провел в посте пророк Яхья (у христиан Иоанн Креститель); Иисус, перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушел в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).

В первое время формирования Христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определенными днями недели и важными событиями в истории Христианства.

Сами христиане заявляют, что Великий пост берет начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне. Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи.

К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте. Изначально не было разграничений на постную и скоромную пищу: «В древние времена христиане, и даже монахи, вкушали любую пищу в любое время года… Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», - это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся» («Сретение». Православное приложение к газете «Карелия» N 22 (62) декабрь ´99, «Как поститься в рождественский пост»).

Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют никакую пищу, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке.

Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.

Уже позже христиане перенесли совершение вечерни на утро, а совершение утрени на вечер. Исходя из этого, они по окончании вечерни, совершенной утром (около 10 часов утра), уже могут есть пищу.

Конечно, это внутреннее дело христиан - менять древнейшие установления о посте. Но факт остается фактом – издревле люди, верующие в Единого Бога и соблюдающие Его установления, понимали под постом полное воздержание от пищи и воды в светлое время суток.

Почему именно пост заканчивается вечером и наступает утром? На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля.

Конечно же, во всех трех монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Еще пророк Исаия в Торе изрек такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).

Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Аллаха, должен послужить еще одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что Ислам действительно является той единственной религией истины, которая несет в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.

Патология исламофобии
Ответ Владислава Сохина
Юрию Максимову

За последний месяц мало кто не дал свою оценку тому факту, почему я, бывший православный священник, по собственному желанию попросил православную церковь более не считать меня ни священнослужителем, ни христианином и принял Ислам. Конечно, для России такой случай пока необычный, но он отнюдь не второй, как пытаются сегодня представить многие СМИ. Кроме Али Вячеслава Полосина и меня, Ислам приняли еще трое служителей Русской Православной Церкви, а также большое количество христиан.

Но для мусульман не важна статистика, мы не бывшие комсомольские функционеры, которые сегодня от имени Христианства пытаются устроить этакое «соцсоревнование»: кто в какую церковь больше неофитов приведет. Ислам – не какая-то церковь и не секта, а мировая истинная религия, и для Ислама важно не количество, а качество.

Суеверы, как и лицемеры, нам не нужны. Не мы оказываем Богу милость тем, что принимаем Ислам, а Бог оказывает милость тем, что принимает нас в Ислам.

Поэтому умме дороги те люди, которые сами ищут истину, сами обретают знания. Мы не уподобляемся тем христианским горе-миссионерам, которые веками насильно обращали и сейчас обращают людей в Христианство, суля им какие-то материальные блага, или поскорее крестят тысячи людей, которые не знают даже Символа веры, молитвы «Отче наш» и никогда не читали Нового Завета.

Поэтому и злоба к тем, кто добровольно и осознанно, опираясь на багаж знаний, выбирает Ислам, со стороны некоторых функционеров религиозных учреждений особая. Поэтому и не скупятся профессиональные сочинители пасквилей копаться в грязном белье, приводя немыслимые доводы о том, почему человек по доброй воле перестал себя ассоциировать с «религией большинства». Целые «исследования» на тему «исподнего» пишут.

Не удержался от искушения покопаться в грязном белье и преподаватель Московской Духовной академии Юрий Максимов. На типично миссионерском сайте, где призыв в пользу своей религии является каплей в море грязных оскорблений религий своих соотечественников-иноверцев, он разместил статью «Анатомия измены». В ней, по его словам, он «с Божьей помощью» дал «исчерпывающие ответы» и опровергнул «все претензии и вопросы христианству», опубликованные мной ранее. Как-то вспомнились слова евангельского Иисуса Христа (мир ему): «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Но на самом ли деле он ответил на все вопросы «бывшего священника», а вместе с ним и многих мусульман? Или еще больше погряз в присущей ему ненависти к Исламу, к Иудаизму и к другим религиям, чтобы услышать вожделенный звон монет, летящих в его ковчежец?

Максимов упрекнул меня в том, что я по семейным обстоятельствам получил часть духовного образования заочно. Но для того оно и создано и благословлено церковью. Получается, что Максимов, вместо того, чтобы быть «послушной и смиренной овцой» в «стаде Христовом», восстает против священноначалия, отвергает его установления. И гордыня Максимова этим отнюдь не ограничивается.

Одним из первых аргументов против меня он приводит мою молодость и быстрое продвижение по церковной лестнице. Максимов в своем отстаивании порочности раннего посвящения в сан священника, не заметив, шагнул слишком далеко – он даже забыл о том, что и нынешний патриарх Алексий II, вопреки правилам церковных соборов, стал священником в 21 год!

А если иметь в виду его обвинение в адрес Али Вячеслава Полосина, что тот нарушил церковные каноны, став в 1990 народным депутатом России, то, думаю, он последовал примерам покойного патриарха Пимена и нынешнего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, ставших народными депутатами СССР в 1989 году (Алексий II тогда был митрополитом, через год стал патриархом, после чего был депутатом еще полтора года).

Нерсесов Дмитрий 16.06.2016 в 14:33

Наступил священный для мусульман месяц Рамадан - месяц поста. Это и суровое испытание, и великий праздник. В чем духовный смысл Рамадана? Какие ограничения он накладывает на верующих? Кто может не соблюдать пост? И как определить время поста, который длится в дневное время, если вы живете за Полярным кругом? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. R u рассказал Денис-хазрет Мустафин, заместитель управляющего делами Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона "Московский муфтият".

Пять условий соблюдения поста в Рамадан

- Что значит месяц Рамадан для мусульман?

Месяц Рамазан является месяцем поста. Отвечу по заветам Корана. Всевышний Аллах в Коране говорит: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" То есть пост, в первую очередь, является приказом Всевышнего Аллаха, его заветом. Это является обязательным поклонением в исламе.

Как мы знаем, ислам состоит из пяти столпов. Первый - свидетельство, что нет Бога, кроме одного Бога - Аллаха, и пророк Мухаммед его раб и посланник. Второй столп - пятикратный ежедневный намаз. Третий столп - это выплата закята. Четвертый обязательный столп ислама - это как раз пост. Пятый столп у нас - хадж.

- Хадж - это обязательное паломничество?

Для мусульман да. Паломничество в Мекку, в священную Каабу совершается один раз в жизни, в определенный период времени. А вот пост мусульманин обязан держать каждый год в месяц Рамазан.

Кроме обязательного поста у нас есть еще дополнительные посты, которые совершаются в течение года по желанию человека. Пост в аяте Корана обозначается словом саум, корень этого слова в переводе с арабского языка означает воздержание от еды и питья, а также воздержание от разговоров.

Воздержание по шариату - это воздержание от питья, еды, курения и половой близости, начиная с рассвета и до заката солнца. Вот это - шариатское значение. Есть также обязательные условия соблюдения поста. Первое: человек должен быть мусульманином. Второе: человек должен быть здоровым. Третье условие: человек должен быть разумным, отдавать отчет самому себе. И четвертый момент: человек должен знать, что пост для него обязателен. Вот при соблюдении этих четырех условий человеку надо держать пост.

Месяц Корана

- Больные, беременные не обязаны соблюдать пост?

Да. Есть категории людей, кому пост не обязателен. Это, в том числе больные люди, которым не позволяет здоровье. В эту категорию также относятся женщины, которые беременны или кормят грудью младенцев, потому что есть вероятность, что если они будут держать пост, это навредит и им, и детям. Еще одна категория людей, которые не держат пост, это пожилые, особенно слабые старые люди, которые не имеют сил держать пост.

- А, например, военнослужащие при исполнении служебного долга? Ведь достаточно сложно поститься, если ты сидишь за пультом или стоишь на часах, охраняешь что-то?

Сложности в посте нет. Для любого человека он не будет трудным, независимо от того, чем он занимается, если у человека есть четкое жесткое намерение соблюдать пост. Пророк Мухаммед так и говорит, что каждое деяние - по намерению. Если человек поставил себе цель что-то хорошее сделать, - например, продержать пост целый месяц Рамазан, - он это сделает без всяких затруднений. Всевышний Аллах даст ему силы, чтобы целый месяц держать пост.

- Рамадан связан с началом ниспослания священного Корана?

Да, все верно. Рамазан является месяцем Корана. В этот месяц начали ниспосылаться аяты Корана. Как мы знаем из истории ислама, пророк Мухаммед находился в пещере, в уединении, когда поклонялся, молился, тогда явился к нему архангел Джабраил и прочитал ему первые аяфты Корана. Начиная с этого момента в течение 23 лет пророк получал откровения от Джабраила.

Поэтому особым делом в месяц Рамазан является как раз прочитать полностью Коран, сделать хатм Корана. Добавлю, что в месяц Рамазан есть отдельный, дополнительный намаз - Таравих. В некоторых мечетях во время Таравих-намаза полностью прочитывают один джуз Корана. В течение месяца они таким образом прочитывают всю священную книгу.

Время мира и радости

- На время месяца Рамадан а должны быть прекращены все войны, споры и конфликты, так?

Да, Рамазан является таким радостным месяцем, это - большой праздник для мусульман. Весь этот месяц отводится только для поклонения Аллаху. Пост в священный месяц Рамадан в исламе является не просто поклонением Аллаху, но и тайной между Всевышним и Его созданием - человеком.

Если, к примеру, во время намаза мы видим, как человек поклоняется, совершает определенные земные поклоны, поясные поклоны и так далее, то именно в месяц , когда человек держит пост, снаружи посторонним наблюдателям этого никак не видно. Ни один человек не сможет этого определить, потому что это является тайной между Аллахом и человеком.

Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. За время Рамазана совершается очень много дополнительных намазов, чтение Корана обязательно. Как можно больше времени нужно проводить в поклонении Аллаху. Поэтому никакого времени для войн или каких-то других конфликтов просто не может оставаться.

- Но в , например, продолжаются боевые действия и сейчас - именно в месяц Рамазан. Как к этому относиться?

Война является грехом уже с того момента, как это все началось. Там льется кровь невинных людей. Конечно, проливать кровь - это огромный грех. Просто неописуемо и невозможно, если это продолжается в месяц Рамазан. увеличивается во много раз.

Наказания от Аллаха за убийство не существует здесь, на нашей земле, в земной жизни. За него Всевышний накажет уже в последующей, потусторонней жизни. Как говорится в Коране, убивший одного человека подобен тому, кто убил все человечество. Поэтому такой грех всегда будет считаться страшным грехом. И нет ему прощения.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

В каждой религии есть различные посты. Они бывают длинными и короткими, особо почитаемыми и менее почитаемыми. У мусульман самым главным является пост Рамадан, который попадает на одноименный месяц. Он является обязательным для всех верующих. Мусульманский пост имеет некоторые отличия, например от христианского в современном виде, хотя духовная цель одинакова и там, и там.

Что такое Рамадан и как он возник

Мусульманский пост Рамадан - это одно из самых главных событий этой религии. Он является обязательным для соблюдения, а также одним из пяти столпов ислама. Хотя, по преданию, пророк Мухаммед к аскетизму относился неблагосклонно, но сам и установил этот пост. Он попадает на девятый месяц лунного календаря, а так как лунный год короче григорианского, то ежегодно происходит смещение начала поста на одиннадцать дней ранее предыдущего. Его название совпадает с названием месяца Рамадан, но в тюрских языках его чаще всего называют Ураза.

Именно в этот месяц пророку Мухаммеду было дано первое откровение от Господа, которое ему передал ангел Джебраил. Такие откровения впоследствии вошли в Коран. Первое откровение было получено ночью на двадцать седьмое число, и считается, что именно в этот день Аллах наиболее благосклонен к верующим. Когда начинается мусульманский пост, то в дневное время следует полностью отказаться от приема пищи. Также соблюдаются и другие аскезы, подробнее о которых будет рассказано ниже.

Следует заметить, что время начала поста и время выхода из него определяется той местностью, в которой находится постящийся. Если верующий начал свой пост в одном месте, но по определенным причинам ему пришлось уехать в другую и там он оканчивается на день или два раньше, то следует принять это. День выхода из Рамадана нужно встретить со всеми, а пропущенные дни перенести на другое время.

В чем заключается цель поста для мусульман

Суть мусульманского поста - это проявление своей силы воли над желаниями плоти ради торжества духа. В это время верующему необходимо сконцентрироваться на своем внутреннем мире, чтобы найти свои греховные наклонности и уничтожить их, а также раскаяться в тех грехах, которые совершены. Очень важна борьба с гордыней в это время, чтобы искренне смириться перед волей Творца.

Рамадан следует задуматься над своей жизнью, переосмыслить жизненные ценности, что является истинно важным, а что - поверхностным. Благодаря этому происходит укрепление веры, духовный рост верующего и, возможно, изменение жизненных приоритетов.

Действия, запрещенные и разрешенные во время Рамадана

Мусульманский пост в имеет ряд запрещенных действий, которые нарушают его течение, и разрешенных. Перечислим их ниже.

  • Нельзя преднамеренно принимать пищу и питье.
  • Запрещается курить.
  • Во время поста запрещен половой акт, если он приводит к семяизвержению.
  • Нельзя вводить лекарственные препараты ректально и вагинально (в этом случае пост лучше перенести).
  • Пост считается недействительным, если не было произнесено намерение. Это делается каждый день.
  • Нельзя проглатывать влагу, которая даже непроизвольно попадает в рот. Именно поэтому в период поста не рекомендуется заниматься плаванием и нужно с осторожностью принимать душ.
  • Вы можете чистить зубы, однако нужно следить, чтобы не проглотить воду или зубную пасту в процессе.
  • Проглатывание слюны не считается нарушением поста.
  • Разрешается во время Рамадана сдавать кровь или делать кровопускание.
  • Также можно вводить лекарственные препараты при помощи инъекций.

Прием пищи во время поста

В месяц мусульманского поста существует всего два приема пищи. Первый раз верующий принимает пищу до того, как взойдет солнце (это обязательное условие). Такой предрассветный завтрак называют сухур. Это обязательное действие, так как считается, что мусульманин в этом случае получит больше вознаграждения, так как совершит все действия, предписанные пророком Мухаммедом. Затем, после восхода солнца, верующий не должен ничего кушать.

Вечерний прием пищи называется ифтар. Его совершают после захода солнца и намаза и, конечно, учитывается местное время). Более поздний прием пищи не рекомендуется. Разговление происходит небольшим количеством фиников, а затем можно покушать полноценно, но очень скромно. Однако все блюда довольно сытные и их очень много, ведь в этот месяц принято угощать не только свою семью, но и других людей. В пост обязательно хоть раз нужно пригласить соседей, друзей, дальних родственников к себе в гости и накормить их.

Следует заметить, что в ночное время верующий обязан произнести намерение. Это фраза, которая говорит о желании совершить пост ради Аллаха. Она может быть в любом виде и ее нужно произносить сердцем. Если же фраза не была произнесена, то день поста считается недействительным. Произносят ее в ночное время между намазами.

Многих верующих из других религий удивляет такой способ поста, однако древние христиане тоже имели именно такой вид поста. Целый день они не вкушали пищу и усердно молились, лишь после вечерни могли употребить некоторое количество еды, чтобы поддержать силы в своем организме. Со временем в христианской традиции несколько изменился вид поста, в результате они только исключили из своего рациона некоторые виды пищи. Таким образом, тот вид поста, который сейчас сохранился в мусульманстве, имеет достаточно древние корни.

Выход из поста

Мусульманский пост заканчивается через тридцать дней в первый день месяца Шавваль. В честь этого устраивают настоящий праздник, который называют Ураза-байрам. В этот день верующие разговляются и совершают праздничную молитву. Также в этот (пост) следует выплатить милостыню. Это делают в мечети или тем, кто нуждается в помощи. Также следует посетить мечеть, а затем отпраздновать окончание поста в кругу родственников и близких друзей.

Кто может не совершать пост

Пост в месяц Рамадан в мусульманской традиции могут не соблюдать в следующих случаях:

  • Если человек болен и ему очень трудно или невозможно выдержать пост.
  • Беременные и кормящие женщины также не соблюдают Рамадан.
  • Дети, которые не достигли половой зрелости.
  • Старики, немощные и неизлечимые больные, однако они должны накормить бедняков или заплатить определенную сумму.
  • Также пост могут не соблюдать люди в дороге, однако они должны его восполнить после завершения пути. Однако, если они начали воздержание в пище, то прерывать не разрешается, даже если пришлось уехать. Для несоблюдения же поста путешествие должно быть дальним, не менее восьмидесяти трех километров от дома.
  • Рамадана могут не придерживаться немусульмане (для них он считается недействительным).
  • Душевнобольные люди, которые находятся в помутненном рассудке.

Следует заметить, что даже если верующие не соблюдают пост, не разрешается демонстративно кушать, пить и курить при других верующих.

Заключение

Итак, как видим, великий мусульманский пост очень важен для всех верующих. В это время человек становится ближе к Господу из-за отказа от всего лишнего, что обычно сопутствует его жизни. Помимо этого, в мусульманский пост происходит духовное единение с близкими людьми, так как все поддерживают друг друга в этом благочестивом деле, а также ведут многочисленные разговоры о духовном.

Статьи по теме: