Применение мнемотехники для развития памяти. Методы и упражнения мнемотехники как способ запоминания и воспроизведения информации

Почему, имея неплохую память, нам трудно запоминаются цифры, номера телефонов и особенно даты? Это поправимо. Поможет мнемотехника, о которой и пойдёт речь в нашей статье.

Мнемотехника - что это?

Прежде немного поговорим о мнемонике. С греческого означает «искусство запоминания». Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшения работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

Запоминание цифр и сложных слов происходит посредством превращения их в некие красочные образы, благодаря этому, информация прочно закрепляется в нашем сознании. Мнемотехника, это не что иное, как реализация мнемоники на практике. Это совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.

Овладеть мнемотехникой может каждый и в любом возрасте. Для этого не нужно обладать сверхспособностями и специальными знаниями. Все будет зависеть лишь от того, сколько времени вы готовы этому уделить.

Виды мнемотехники

Рассмотрим их:

  1. Народная. Широко распространенная мнемотехника. Это не конкретная система запоминания, это некие приемы, которые используются людьми неосознанно. Косвенно нас учили их применять в детском саду и школе. Конечно, их эффективность низкая, не имеет научного обоснования и строгой системы.
  2. Классическая. Использовалась еще в глубокой древности для запоминания длинных ораторских речей. Набор приемов данного направления невелик. Лучшим примером классической мнемотехники станет метод «Цицерона», который рассмотрим ниже и «Вешалка».
  3. Педагогическая. В отличие от классической не использует за основу благодаря чему стала понятной и доступной большинству людей. Тут делается упор на естественное запоминание через усиленное переживание изучаемого материала. Это не что иное, как многократное чтение текстов, другими словами, зубрежка, конспектирование, срисовывание книжных иллюстраций. Привычный учебный процесс. В XVI веке эта мнемотехника одержала победу над классической. Методы первой по сегодняшний день применяются в современной системе образования.
  4. Цирковая, или как ее еще называют «эстрадная» мнемотехника. Использует принципы классической. Отличительная черта в особой кодировке информации, которая шифруется везде и в мимике и в жестах, интонации голоса. Главное, даже не само запоминание, а передача кода от ассистента к исполнителю разными способами. Получается, что используется только часть средств мнемоники.
  5. Спортивная. Речь идет о соревнованиях мнемонистов. Соревнуются по двум критериям: скорости запоминания и объема информации, запоминаемой однократно.
  6. Современная мнемотехника. Она подкреплена наличием теоретической базы. Существующие приемы на основе теории дорабатываются и объединяются в конкретную систему запоминания, которая будет направлена на решение той или иной задачи. Допустим, существуют комплексы упражнений для изучения иностранного языка. Наглядным примером станет метод «Джордано», позволяющий запомнить четкую, точную информацию.

Итак, мы коротко рассмотрели виды мнемотехники, приступим к обсуждению следующего вопроса.

Как она действует?

Итак, мнемотехника - что система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное - периодически их воспроизводить.

Память, как и наше тело, требует постоянной должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

Ассоциации - основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

А как создать ассоциацию?

Есть несколько правил:

  1. Возникший образ поможет вспомнить информацию.
  2. Картинка должна быть нелогичной, нелепой и даже бессмысленной. Чем более неординарная ситуация возникнет в вашей голове, тем сильнее она врежется в сознание. Если же вам удается создать мысленно образ предмета, это пол успеха.
  3. Мнемотехника для начинающих покажется несложной, если научиться воссоздавать крупные, яркие, с детальной прорисовкой образы. К этому процессу желательно подключить все свои органы чувств.
  4. Пусть ассоциация будет смешной, первое, что могло прийти в голову.
  5. Представляйте себя. Для большей эффективности запоминания, приведите ассоциацию в действие.

К примеру, необходимо запомнить два слова: «верблюд» и «песочница». Представьте, что играете в песочнице, лепите куличики. А вдалеке около качелей стоит верблюд, жует колючку. И тут он уселся рядом, выставив огромные ноги в стороны, чтобы уместиться в малюсенькой песочнице. Вы смотрите и думаете, зачем здесь верблюд, я пришла в песочницу забирать сына. Что он тут забыл? Неожиданно верблюд прыгнул и скрылся за поворотом, а ребенок побежал за великаном вдогонку.

Поэтому, чтобы наша память долго хранила полученную информацию, следует сухие факты заменять яркими картинками. Приемов мнемотехники очень много, мы более подробно о некоторых поговорим ниже, так вот, каждый обладает рядом характеристик:

  • Новшество. Суть в том, что неважно, какой прием вы выбираете и какой сложности, главное, чтобы упражнение было новым, а, следовательно, и польза будет большей. Цель - выход из зоны комфорта.
  • Уровень сложности. Необходимо выбирать такие тренинги, над которыми нужно производить усилие, получать знания. К примеру, освоить новый язык.
  • Интерес, без которого далеко не уедешь. И еще, необходимо брать задания с нарастающим уровнем сложности. Он должен быть высоким, но не настолько, чтобы выявить вашу неспособность.

Результата можно достичь только путем регулярных тренировок. Итак, мы вкратце осветили на вопрос о том, что это - мнемотехника, немного поговорили о приемах, к которым позже снова вернемся. Разберемся, как научиться мнемотехнике.

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника - что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

  1. Выбор метода. Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
  2. Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
  3. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
  4. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

А для чего, вообще, нужна мнемотехника?

Во-первых, мнемотехника - самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:

  1. Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны. Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
  2. Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
  3. Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
  4. Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.

Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.

Рассмотрим основные приемы

Их можно практиковать каждый день и абсолютно всем:

  1. Базовый метод «Цепочка», для запоминания большого числа предметов. Он прост. Рекомендуется для начинающих в мнемотехнике. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Что мы делаем, представляем яркий образ и склеиваем его мысленно с другим предметом, таким же пестрым, одинакового размера. Затем эти образы связываются между собой попарно. Когда связь образовалась, первая картинка из сознания убирается, переносом внимания на вторую. После этого возникает связь между вторым и третьим и так далее. Когда цепочка вспоминается, в сознании всплывает сразу несколько образов.

К примеру, нужно купить курицу, яйца и пшено. Представляем курицу, которая высиживает яйца. Цыплята вылупились и начинают клевать пшено. И так далее, выстраивается целая башня из образов. Так можно запомнить до сотни наименований.

  1. Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
  2. Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

Отличие приемов мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае информация запоминается после прочтения и повторения несколько раз. Здесь же запоминание происходит сразу, а потом, придерживаясь определенного алгоритма, полученную информацию необходимо повторять.

Теперь ясно, что мнемотехника для развития памяти является эффективным методом. Благодаря ней память не только улучшается, но и повышается скорость чтения, и быстрее усваивается информация.

Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти?

Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

Сначала определимся, как работает метод

У него есть еще другое название «Римская комната». Смысл в том, что образы привязываются к знакомой обстановке дома, которые возникают в определенной последовательности. Благодаря этим ассоциациям, в памяти легко воспроизводились знакомые предметы интерьера, к которым привязывались, цифры, даты и имена. Этот метод пользуется популярностью в мнемотехнике у начинающих.

Принцип работы

Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:

  1. Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить. Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
  2. Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
  3. Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.

Есть некоторые особенности, облегчающие процесс запоминания по данному методу:

  1. Образы должны привязываться к предметам, которые хорошо освещены.
  2. Реальный размер объекта необходимо изменять на противоположный, если предмет большой, представляем его маленьким и наоборот.
  3. Связка знакомого предмета с новым образом должна быть яркой и динамической. Можно воспользоваться приёмом действия или просто включить воображаемую пеструю раскраску.

Приведем пример метода «Цицерон»

В качестве отправной точки будем использовать интерьер комнаты: дверь, угол, окно, зеркало, диван. Слова, которые нужно запомнить: ангел, крыса, огонь, старик, топор.

Ассоциация будет выглядеть следующим образом: Я подхожу к двери, и вижу, ослепляющего светом, ангела. Открываю дверь, а в угол бежит огромная крыса. Бросаю взор на окно, а его охватил пламенем огонь. Потом вижу зеркало, из которого на меня смотрит старик. Я подхожу к дивану, и начинаю бить его топором.

Популярна мнемотехника для у взрослых и не только. Ею могут пользоваться все, она эффективна и проста в применении. «Римская комната» научит легко запоминать информацию и воспроизводить ее в любой момент, не хуже пресловутого оратора.

И в заключение хочется отметить, что подходить ко всему нужно грамотно. Существует много литературы с методами запоминания, но в книгах смешивают различные, порой несовместимые приемы. Получается некий сыр-бор, в котором не прослеживается какая-либо система. Еще одной проблемой становится полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов. Без теории, любая практика будет неэффективной. Термины «мнемотехника» и «самообразование» тождественны, потому что, развивая память разными способами, мы получаем много новых знаний. А совершенствоваться необходимо постоянно.

Мнемотехника для начинающих - система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона - пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов - «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, - это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками - систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать , которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа - рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Как организовать игру?

Народная мнемотехника - самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример - простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

Все равно его не брошу,

Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

Развитие памяти - необходимое дело для каждого. Занимаясь этим в юном возрасте, можно добиться больших успехов.

Студенты и школьники нуждаются в хорошей памяти для достижения успехов в учёбе. В дальнейшем, память необходима на каждом жизненном этапе.

Почему одни люди в панике ищут ручку и листочек, чтобы записать номер, а другие просто запоминают его и потом спокойно вбивают в телефонную книгу?

Почему одни люди могут воспроизвести на фотороботе лицо преступника с точностью до родинки на щеке, а другие не узнают при встрече старых знакомых?

Почему для вас необходимо записывать покупки на листочек, а у других всё свободно умещается в памяти?
Всё дело в том, насколько развиты мыслительные процессы людей.

В старости хорошая память помогает дольше оставаться в своём уме. Слабоумие и другие болезни подобной природы не грозят тем, кто умеет пользоваться своим разумом.

Мнемотехника - ряд развивающих занятий, направленных на улучшение процесса запоминания. Человеческие умственные ресурсы используются не полностью.

Утверждение, что при мышлении используется только 10% мозга, нашло опровержение сегодня. Опыты показали, что задействованы все части мозга, каждая отвечает за определённые функции.

Но ум можно и нужно развивать. Для этого существует много способов и техник.

Мнемотехника является первым средством, заставляющим память работать во много раз лучше. Это способствует развитию умственной деятельности.

Основой для большинства методик служит ассоциация. Человек должен ассоциировать нужную информацию с чем-то привычным и знакомым.

Основы работы упражнения «Дворец памяти»:

Пример необходимой информации для сохранения Ассоциирование Процесс воспроизведения
Числа Привязываем число к определённому предмету в одной из комнат дворца. Можно визуализировать картины и представить на них цифровую комбинацию.

Или устройте мысленный банкет, число гостей которого является первой частью, цифры даты рождения именинника - второй.

Количество выпитых бокалов дамочкой в красной шляпе - третьей

Визуально войдите в комнату, и вспомните все картины на стене, которые отражают числа. Мысленно вернитесь на банкет, и все образы сразу всплывут в вашей памяти
Фразы Чтобы запомнить много неинтересной информации, подумайте, что её рассказывает один из жителей дворца памяти за обедом, а другие задают сопутствующие вопросы.

Визуализируйте каждый момент

Вернувшись за стол, и припомнив начало, остальной разговор всплывёт по цепочке, которая скреплена деталями.
Образы Образы легче запомнить людям, которые легко могут представить в голове любую картинку.

Визуальная память позволяет привязать образ преступника, представив его на знакомстве с родителями возлюбленной во дворце памяти.

Пусть отец девушки удивится его причёске, мама - внимательно оценит наряд

Как только вы откроете воображаемую дверь, сможете снова разглядеть все детали внешности преступника, не пытаясь, всё время удержать его в памяти

Что можно использовать для запоминания:

  • Образы.
  • Интерьер.
  • Запахи.
  • Цвета.
  • Звуки.
  • Факты из жизни.
  • Определённые события.

Привязка - ключ к запоминанию информации. Свяжите незнакомое с привычным, и оно потащит нужную информацию через время.

Тесты и стихи для развития внимания

Для развития детской памяти часто используются стишки. Любая рифма запомнится быстрее, чем простой текст. Но использовать эту технику могут и взрослые.

Если вы - «уличный поэт», и способны рифмовать слова, легко можете применять технику.

Что можно рифмовать:

  • Имя нового начальника или имена сотрудников на новом месте работы.
  • Список покупок.
  • Информацию по работе.
  • Список дел.
  • Список необходимых лекарств.

Тренировки по методу спецслужб

Военные, чьи обязанности засекречены и имеют самый широкий спектр, тренируются по особенным технологиям. Мнемотехника тоже применяется.

Спецслужбы отдельно тренируют зрительную и слуховую память. Эти умения позволят им выполнить задания, предотвратить террор и сохранить жизнь.

Один из способов тренировки памяти разведчиков и специальных агентов заключается в запоминании информации на время:

  1. Испытуемый входит в помещение и видит стол. На нём расположены предметы в хаотичном порядке.
  2. Ему необходимо запомнить каждый из них.
  3. Может включиться звук, называющий цифры или слова. Это усложняет процесс. Всё это должно уложиться в памяти.
  4. Выйдя из кабинета, испытуемый направляется в экзаменационный кабинет, где подробно описывает каждый предмет и звук.
  5. Экзаменатор может дополнительно задать вопрос о том, какого цвета были стены в помещении, была ли люстра на потолке, из чего был выполнен сам стол.

Суть такого эксперимента - убедиться, что, попав во вражеское помещение, будущий агент запомнит все детали, которые послужат подспорьем в борьбе. Не каждый пройдёт такие испытания.

Тренируется выносливость, умение быстро реагировать и действовать в экстремальных условиях.

Другой вид задания - вольная борьба борцов. Цель одного - отвлечь внимание от интерьера.

Второй борец должен не только победить соперника в рукопашном бою, но и рассмотреть как можно больше деталей вокруг.

Битву останавливают по истечению времени. Первого борца оценивают по навыкам физической подготовки, второго - по умению вести бой и запоминать обстановку.

Такие испытания, только в упрощённом варианте, можно создать себе дома. Договоритесь с домочадцами, тренируйте детей самостоятельно.

Память - важнейшая функция. Это - как карта памяти, на которой записывается вся наша жизнь.

Полезное видео

Данных, которые основываются на специфике человеческой психологии и правилах запоминания.

Изучение и применение приёмов мнемоники помогает лучше усваивать информацию различного характера:

  • цифры, даты;
  • специфические тексты;
  • терминологию;
  • личные данные;
  • иностранную лексику.

Основным принципом любых мнемонических методик считается подмена абстрактных объектов теми понятиями, которые имеют визуальное или чувственное представление.

Как действует мнемотехника?

К 18 годам в мозге человека образовывают миллионы нервных клеток и путей, помогающие в оптимальные сроки обрабатывать входящие данные, находить решения задач и выполнять стандартные действия при минимальных затратах умственной деятельности. Однако если постоянно использовать только проверенные навыки, мозг перестанет развиваться. Поэтому периодическая встряска для мозга очень важна.

Память по своим свойствам аналогична мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то со временем она начнет давать сбой. Чем больше мозг нагружается, тем лучше он проводит анализ и запоминает информацию. Наиболее эффективные упражнения нарушают рутину умственной деятельности, и стимулирует интерес к самосовершенствованию.

Мнемоника известна человечеству ещё из древности. Уже в Древней Греции было подмечено, что память взаимосвязана с органами чувств. И чем больше эмоций получает человек в процессе жизни, тем ярче будут воспоминания. Поэтому, при тренировках по запоминанию, необходимо подключать яркие ассоциации.

Для того чтобы память хранила длительное время полученные данные, следует произвести замену факты на представления, которые имеют кинстическую, визуальную и аудиальную форму. То есть, заменить сухой факт на яркий образ.

Приемы мнемотехники довольно разнообразны, но каждый из них обладает конкретными критериями:

  • Новое. Не имеет значение, какое задание выбрана и насколько оно тяжело – если оно новое, то и польза от него будет большая. Главная цель приема – выйти из привычной и обыденной зоны.
  • Уровень сложности. В качестве заданий необходимо выбрать то упражнение, которое требует умственного усилия, а, следовательно, дает знания. К примеру, можно учить язык или осваивать музыкальный инструмент.
  • Интерес. Чем больше увлекается человек новым занятием, тем выше шанс, что это увлечение надолго. Помните, что уровень сложности тренировок должен быть высокий, но не настолько, чтобы признать свою недееспособность. Необходимо выбирать занятия по нарастанию.

Приемы мнемотехники при регулярных тренировках дают эффективный результат. Можно запоминать все контакты из телефонной книги, легко вникать в правила грамматики английского языка, воспроизводить конспекты и многое другое.

Приёмы запоминания

Цифры, даты и различные события, связанные с ними, можно запоминать с помощью ассоциаций с другими значимыми цифрами или благодаря системе Шед. Согласно данному подходу, даты из истории или номера домов, можно запомнить, если составить фразу, состоящую из слов, располагающихся в определённом порядке. При этом буква в таком слове будет соответствовать некой цифре. К примеру, чтобы не забыть число 896 через мнемотехники, то нужно составить фразу, в которой первое слово будет иметь строго 8 букв, второе – состоит из 9-ти и так далее.

Со специфическими текстами, которые никак не поддаются обычным методам заучивания или зазубривания, также помогут мнемонические приёмы.

Особенно метод ассоциаций. Поиск ярких ассоциаций, которые будут соединены с запоминаемой информацией, может стать не только полезным, но и увлекательным занятием. Даже тексты подобного плана можно заучить в виде рифмованных строк, которые также способствуют запоминанию. Этим же методом можно запоминать цифры.

Термины и понятия могут стать лёгкими для запоминания при условии использования такой техники, как созвучие. Много слов из научной терминологии имеют созвучные «аналоги» в более простом варианте языка.

Проблема с запоминанием лиц и имён. Что делать?

Для того чтобы зафиксировать в памяти личные данные о новом человеке и привязать их к нему, можно связать его с другим человеком, который является «тёзкой» (родителями, знакомыми, друзьями, политиками, актёрами и другими личностями).

Чтобы запомнить фамилию, можно использовать мнемонические приёмы, основанные на визуальных ассоциациях. Начните с изучением возможности замены или подборки аналога новой фамилии. Кроме того, вам может помочь какая-то примечательная черта человека, которую можно связать с ассоциацией.

Презентация: "Узнай самого себя. Что ты знаешь о своей памяти?"

Самым простым из мнемотехнических методов, которые помогут закрепить нужное имя, является сочетание таких приёмов: выказать интерес к человеку,

  • отметить его достижение или высказать комплимент,
  • повторить имя ещё раз;
  • ассоциировать полученную информацию с конкретной персоной.

Приемы мнемоники в изучении языков

Возьмите на вооружение метод фонетических ассоциаций, который появился из-за того, что в каждом языке мира можно найти слова или составные части словосочетаний, которые будут звучать примерно одинаково. Кроме того, в разных языках можно обнаружить слова, которые имеют общее происхождение. К примеру, слово constantly (наречие, постоянно) можно запомнить, если проассоциировать его со схожим словом из русского языка «константа».

Метод взаимодействия разных ощущений является мнемоническим подходом, который будет полезен тем, кто нацелен на беглую речь и хочет общаться на иностранном языке.

Согласно подобному подходу запоминания, нужно заучивать иностранное слово не как перевод с родного языка, а как ассоциацию с единицей иностранной лексики. В таком случае запоминается ещё и нужное понятие. К примеру, чтобы заучить слово из трёх букв «cat» нужно представить хвост и лапы, и, удерживая подобный образ в сознании, пару раз сказать (вслух) «cat», стараясь не думать о слове «кошка».

Важно: все шпаргалки следует создавать самостоятельно. Таким образом, информация лучше усваивается мозгом. Но если есть проблемы с фантазией или временем, можно применять готовые техники и шаблоны.

Как запомнить исторические факты при помощи мнемотехник?

Каждый человек помнит как сложно было готовиться к экзаменам по истории, ведь запомнить все даны и события довольно сложно. Но это только потому, что не пользоваться приемами мнемоники для подготовки к текстам. В данном случае мы предлагаем объединить несколько методик.

Первое, что следует сделать, это осознать, что история, это не только сухие даты, а определенная последовательность событий. Для того чтобы запомнить их в нужном порядке, следует составить ассоциативный ряд.

Рассмотрим на примере дату падения Византии – 1453г.

  1. Составим код из цифр и букв, т.е. каждая цифра – это буква. Например, 1 – с, 4 – т, 5 – о, 3 – г. придумайте слово из этих букв. Брать можно любые обозначения и слова.
  2. Затем мы закодируем слово по звуку, т.е. к «Византии» больше подходит визит.
  3. Упоминание о великой империи ассоциируется с королем.
  4. Свяжите эти элементы в мозгу. К примеру, король нанес визит столу и тот пал.

После нескольких тренировок и составления последовательных ассоциаций историю любой империи можно выучить и воспроизвести довольно легко. Все дело в практике.

Мнемоника работает

Большинство людей едва взглянув на предложение составить вышеупомянутую ассоциацию не станут этого делать, т.к. посчитают это сложным. Ведь чтобы запомнить одну дату нужно придумать историю.

Конечно, этот процесс вначале кажется трудоемким, ведь требуется напрягать фантазию, которую в повседневном ритме человек редко применяется. Однако после 2-3 таких заданий, упражнение не кажется уже таким сложным.

Цепочки мнемотехники работают. И вызвано это тем, что память не хранит сухие даты и факты, а вот образы, наполненные эмоциями – сохраняет надолго. Это научно доказанный факт.

В древнем Египте жрецы обладали тайным знанием о науке образности. Они бережно ее хранили от обычного населения. Отчего была такая важность?

Если перевести свое внимание из вне на внутреннее и проследить за тем, каким образом формируются мысли, то можно увидеть, что в голове они предстают в виде образа, но никак не в виде цифрового ряда. Если слово «король» легко ассоциируется с империей и человек применить эту ассоциацию, то полученная информация легко запомнится.

Каждая из мнемонических методик может быть использована для запоминания любого материала или информации. Разные мнемотехники постоянно пересекаются, помогая достичь наивысшего результата и тренировки памяти.

Многих интересует, как можно запомнить больше информации? Для осуществления этой цели была придумана мнемотехника. Главное достоинство этого метода – использовать его под силу и взрослым, и детям. Успех задуманного зависит от желания и настойчивости. Самое важное – понять принципы техники и почаще использовать полученные умения на практике. Сделать это можно и в домашних условиях, без дополнительного обучения и покупки дорогих учебников.

Что такое мнемотехника

Мнемотехникой называют определенные приемы, которые помогут любому запомнить необходимую информацию. Эти приемы основаны на том, чтобы у индивида возникали представления, основанные на визуальном, аудиальном и чувственном представлении. Основана техника на умении людей создавать в подсознании определенные образы, то есть любая информация, которую нужно запомнить, преобразуется в образ, который легко оседает в памяти.

Давно известно, что головной мозг не способен быстро воспринять и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, факты и цифры, которые не очень интересны. В то же время практически любой без труда перескажет сюжет понравившегося фильма или художественного произведения, не упустив ни одной детали. Освоив мнемотехнику, человек вместо громоздкой и неинтересной информации, запоминает яркий образ.

Для чего нужна

В повседневной жизни возникают ситуации, когда человек должен запомнить какую-либо важную информацию. Не всегда под рукой есть бумага и ручка или другое средство для написания заметки. В таких случаях и выигрывают те люди, у которых хорошо развита память. Они не забудут нужные сведения и воспроизведут их даже спустя время.

Знать приемы мнемотехники необходимо обучающимся любых учебных учреждений. Кто научится быстро запоминать информацию, смогут сократить время, потраченное на подготовку к занятиям. Тогда не придется пользоваться шпаргалками на контрольных, экзаменах и зачетах. Такой обучающийся сможет «списывать» материал из кладовых своей памяти.

  1. Во-первых, это безопаснее. Преподаватель не удалит ученика или студента с контрольной или зачета.
  2. Во-вторых, знания, полученные с помощью мнемотехники, прочны. Они смогут пригодиться для дальнейшей успешной учебы или овладения профессией.

Преподавателям и ораторам овладение приемами техники даст возможность быстро запоминать большой объем информации и вещать с трибуны, не заглядывая в листки конспектов.

Деловым людям, владеющим мнемотехникой, не составит труда быстро вспоминать все данные о партнерах по бизнесу.

Видео сюжет

Основные методы и приемы мнемотехники

Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».

Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.

Название приема Описание Примеры В каких ситуациях лучше использовать
Цепочка Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой. Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса. Чтобы запомнить, что купить в магазине.
Матрешка Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй. Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д. Запоминаем слова, как в предыдущем случае.
В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней - яблоки. А на яблоке нарисована буханка хлеба.
Запоминание списка покупок.
Символизация Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку. Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну - в виде сосульки, с которой капают капли воды. Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова.
Римская комната Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо. Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то - это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы. При устных ответах или публичных выступлениях.
Буквенная кодировка С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр. 1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели. Подойдёт для запоминания важных исторических дат.

Эффективные упражнения для начинающих взрослых

  • Запоминаем имена, отчества, фамилии людей. Необходимо воспроизвести в воображении образ, характеризующий человека. Важно подключить ассоциации, иначе ничего не получится. Волковых, например, можно представить с волчьими ушами. Сорокиных - с хвостом, как у сороки. У Светы - лампу, которая горит над головой. А у Розы - венок из цветов на волосах.
  • Запоминаем стихи или прозу. Для каждого слова текста можно подобрать какой-либо образ, а затем мысленно «снимать» кинофильм, представляя перед собой героев и их эмоции, предметы, описанные в стихотворении или художественном произведении, звуки и т. п.
  • Запоминаем иностранные слова. Например, китайские и японские иероглифы очень легко представлять в виде тех предметов, на которые они похожи.

Мнемотехника для детей

В детских дошкольных учреждениях для запоминания чаще всего используют зрительные и графические образы.

  • В роли мнемоквадратов выступают несложные графические изображения, которые обозначают слова или небольшие предложения. Например, на картинке изображена бутылочка с соской. Смотря на нее, ребенок должен составить предложение о том, какое домашнее животное дает молоко.
  • Затем можно взять 3-4 мнемоквадрата и получится мнемодорожка. По каждому графическому изображению дошкольник составляет одно предложение. Получается небольшой рассказ.
  • Только затем из 6-10 мнемоквадратов нужно составить мнемотаблицу. По ней ребенок может пересказать стихотворный или прозаический текст.

Мнемотехнические приемы очень действенны и пригодятся во многих жизненных ситуациях. Чтобы они работали, нужно постоянно тренироваться. Мнемотехника поможет

Статьи по теме: