Подросток обществознание. Подросток: кто это? Биологическое и социальное в человеке

Документ содержит информацию описывающую подростковый период, перечисляет пути решения проблем, возникаюших в подростковом возрасте, а также даёт рекомендации родителям, как правильно себя вести с ребенком в этом возрастном пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Существуют следующие виды акцентуаций: циклоидный, гипертивный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, демонстративный, неустойивый, конформный.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из – за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т.д.) .

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, т. е. имеющих другие интересы.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Пути решения проблемы

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.

Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

  • Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  • Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  • Научите преодолевать трудности.
  • Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
  • Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  • Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию.
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  • Советуйте следить за своей внешностью.
  • Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
  • Помните: недоверие оскорбляет!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
  • Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!

Анкета «Хорошие ли вы родители?»

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50-99 очков . Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков . Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Подростковый возраст. Психологические особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст .

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» . Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса" . Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

    чувствительность к оценке посторонних своей внешности

    крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

    внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров


Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием , это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики :

    Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

    Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

    Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

    Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

    Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

    Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

    Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.


Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.


Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.


Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.


Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.


Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.


Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Внутренне происходит следующее.


У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.


Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному , взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками . Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.


У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

На предыдущем занятии мы рассмотрели понятие личность; узнали, как формируется личность, а также об этапах ее формирования. Стоит сказать о том, что этапы формирования личности связаны и с нашими физиологическими изменениями.

Сегодня мы поговорим о том, что имеют в виду под словом «подросток». В понятии «подростковый возраст» выделяют два периода: младший (примерно 5-6 классы) и старший (7-8 классы).

Изменения происходят и в общении: подросток учится общаться как взрослый самостоятельный человек. Хотя к этому времени в семье уже сложились определенные отношения, и дети успешно манипулируют родителями: знают, к кому подойти, чтобы получить разрешение на что-то; знают, к кому прийти, чтобы пожалели и пр. Но наступает время, когда хочется отойти от этого, хочется, чтобы к тебе относились как к взрослому, считались с твоим мнением. Каждый человек переживает это время.

3. Физиологические проблемы подростка

Этот период сопряжен с проблемами как физиологического, так и психологического свойства. К физиологическим проблемам можно отнести рост. Наверняка, вы заметили, что ваши младшие братья или сестры быстро растут, и вы также быстро растете, а то и быстрее. Подростковый возраст – это период наиболее активного роста, скелет ребенка начинает формироваться по типу скелета взрослого человека.

Рис. 5. Скелет взрослого человека и ребенка в сравнении ()

Вы знаете, что скелет ребенка серьезно отличается от скелета взрослого человека, даже количество костей и их состав у них отличается. Поэтому сейчас для шестиклассников наступает напряженный период.

Вы могли замечать, как после летних каникул вырастали ваши одноклассники. При этом можно быть уверенным, что девочки обгонят мальчиков. Это тоже заложено в нашей физиологии – девочки растут быстрее. Только к 15-16 годам парни догонят и перегонят девочек.

Еще одним физиологическим проявлением подросткового возраста является активное наращивание мышечной массы.

Подросток много и часто ест, это необходимо ему для роста и энергии. Человек относится к классу млекопитающих, и у него должна поддерживаться постоянная температура – 36,6. Чтобы поддерживать такую температуру, организм должен сжигать энергию, которую человек получает из пищи. Таким образом поддерживается баланс. Поскольку организм должен обеспечивать поддержание функций жизнедеятельности, да еще и поддерживать активный рост подростка, вам необходимо больше пищи, нежели ранее. Следовательно, увеличивается масса тела.

4. Эмоциональные проблемы подростка

Часто в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неустойчивость: из хорошего настроение может мгновенно превратиться в плохое и наоборот. Такие перепады настроения происходят потому, что нервная система не успевает за изменениями в эмоциональной сфере и иногда выдает «неправильные» реакции на определенные ситуации.

Если вы знаете, что происходит с вашим телом и с вашей эмоциональной сферой, ориентируетесь в процессах, происходящих в вашем организме, вам должно быть гораздо легче пережить это время. Ведь не зря говорят «Предупрежден – значит вооружен». Информация, полученная сегодня поможет вам правильно, не пугаясь, воспринимать изменения, происходящие с вами.

5. Важность осознания особенностей своего возраста

Каждый возраст важен для человека. Детство необходимо для осознания основных направлений жизнедеятельности человека, основным способом осознания окружающей среды для ребенка, является игра. Следующий период – отрочество – закладывает основы того, каким вы будете в будущем, основы формирования вас как полезного члена общества. Каждый этап (юность, зрелость, молодость, старость) необходим. Поэтому вы должны понимать, что этап, который вы переживаете сейчас, это не что-то проходящее, что стоит кое-как пережить и поскорее забыть, только потому, что вы в чем-то можете быть собой недовольны (внешность, голос, реакции).

6. Как пережить подростковый возраст?

Помните, что нормальными для вашего возраста являются утомляемость даже после небольших физических или умственных нагрузок; нормально то, что вы не всегда можете понимать то, о чем вам рассказывают на уроках. Бывает, что раньше человек хорошо понимал, допустим, математику, но вдруг не смог решить простейшее уравнение, а потом разобрался и в этой теме и в следующих.

Рис. 6. Нормально, если вы не все понимаете из урока ()

Подростковый возраст – естественный возраст активного развития человека, нужно только правильно его понимать и воспринимать. Еще раз подчеркнем, что знание – сила. Т.е. если вы правильно понимаете, что происходит с вами, вы сможете заложить правильные основы для будущей жизни уже как полноценного взрослого человека.

1. Ответьте на вопрос на стр.28. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение.

2. Постарайтесь описать особенности подросткового возраста, которые присущи вашему однокласснику или вам.

3. *Составьте портрет типичного подростка с его особенностями, воплотите его в определенную форму (коллаж, рисунок). Проанализируйте, чем вы похожи на него.

МБОУ Зональная средняя общеобразовательная школа

Школьная НПК. Секция «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Особенности подросткового возраста

Выполнила: Гавриленко Виктория Владимировна, учащаяся 8 класса Научный руководитель: Колмаков А. И., учитель истории и обществознания

с. Зональное


План исследования:

1. Актуальность проблемы. 2. Понятие подросткового возраста 3. Подходы к проблеме. 1) рост и развитие подростка в переходном возрасте; 2) актуальность подросткового возраста; 3) развитие мышления в переходном возрасте; 4) подростковый интеллект; 5) подростковый комплекс; 6) смена настроения 4. Реальные события 5. Кто виноват и что делать?


Актуальность проблемы

  • Во все времена актуально противоречие "отцов и детей", проблема стабильности сложившегося стиля поведения в обществе, традиций и нового, приходящего с молодёжью.
  • Проблема молодёжи имеет внешнюю (отношение со стороны взрослых) и внутреннюю (с точки зрения самой молодёжи) стороны.
  • Являясь представителем современной молодёжи, хочу рассмотреть проблему изнутри.

Понятие подросткового возраста

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.


Рост и развитие подростка в переходном возрасте

  • Рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объём сердца и лёгких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом, происходят также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
  • Идёт серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растёт количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
  • В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми.

Актуальность подросткового возраста

  • Особое положение подросткового периода в развитии ребёнка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
  • Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Развитие мышления в переходном возрасте

  • Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств.
  • В подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне, ему недостаёт ещё философского диалектического мышления

Подростковый интеллект

Особенности теоретического мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир.


Подростковый комплекс.

  • Проявления подросткового комплекса:
  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения. Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет

Смена настроения.

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
  • Веселье, радость может быстро смениться апатией
  • Повышенная самоуверенность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
  • Неустойчивость интересов

Проблемы молодежи в 21 веке

  • Молодые люди (девушки и юноши) не знают, чем заняться (в прямом смысле). Одни сразу после школы идут за угол, и курят, и пьют; другие – на улице гуляют с утра до вечера, только некоторые посещают различные кружки и секции, находят полезные занятия.
  • У мальчиков обычно другие вредные привычки: алкоголь и курение. Как известно из курса биологии, алкоголь и курение отрицательно влияют не на отдельные органы тела, а на весь организм в целом. Так как у подростков идет еще биологическое развитие, то происходят различные проблемы с развитием и созреванием.
  • Сейчас очень популярны дискотеки. Это хорошо – дети танцуют, отдыхают, но если бы это был только отдых! Почти в каждом развлекательном клубе не обходятся без наркотиков. Подросткам предлагают: «Попробуй: один раз – это ничего». Но этот один раз превращается обычно не в один раз, а в жизнь. Только старшие предлагают не только из-за того что они таки добрые – угостили, а просто им надо на что-то жить. Вот и смотрят: впечатлительный, любопытный подросток - можно дать. Поэтому почти невозможно избавиться от наркомании, мошенничества в мире. А наркоманы еще причиняют вред не только себе, но обычно они не могут себя контролировать, находясь под действием этого наркотика. Происходит большое количество нападений на малолетних, кражи, убийства и т.д.


Реальные проблемы. Статистика

  • ОСТАНОВИТЕ!!!

Кто виноват и что делать?

Может быть, в этом виноваты не только дети, но и сами родители. Некоторые приведут в школу ребенка и думают, что из него «сделают» взрослого человека (личность). Они не проверяют уроки, не помогают детям, иногда даже не интересуются успехами своих детей. Другие разрешают детям все, что те захотят. Одни хотят что-то купить – им покупают, другие погулять разрешают. Но пройдет время, ребенок взрослеет и поймет, что ничего делать сам не умеет, кроме как гулять, ему остается только жить за счет своих родителей. НО не все время будет так. Придет пора и этим детям надо будет ухаживать, помогать своим родителям (это предусмотрено конституцией РФ). Хорошо, что все же много детей выбирают другой образ жизни, других друзей, посещают различные развлекательные кружки, спортивные секции. Мне кажется, что каждый из нас должен в один день задать себе вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»


Источники информации:

http://ob38.ucoz.ru/publ/bilet_18/1-1-0-18- Подростковый возраст.

http://humanitar.ru/page/bilet_number18- Рост и развитие подростка в переходном возрасте.

http://www.sova.ru/expo/17685/prod_4483_r.htm- Проблемы молодёжи 21 века.

http://cango.net.kg/dusha_podrostka/53-smena-nastroenija-u-podrostkov.html- Смена настроения.

Обществознание, 5 класс. Конспекты уроков

Методическая разработка урока обществознания с презентацией в 5 классе по теме «Особенности подросткового возраста»

Описание материала: методическая разработка урока будет интересна и полезна учителям обществознания, психологам, родителям.
Назначение: научить учащихся характеризовать и объяснять особенности подросткового возраста; продолжать учить принципам работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; учить участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Автор материала: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра

Тема: Особенности подросткового возраста.
Цель: знакомство учащихся с особенностями подросткового возраста.
Задачи:
1. Объяснить противоречивость переходного возраста.
2. Познакомить с понятиями и терминами: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
Формируемые УУД:
метапредметные:
уметь управлять своим поведением, оценивать свои действия;
осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
личностные:
формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задачи;
осознание роли и влияния подросткового периода на формирование подростка.
Оборудование: учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А., пакет с рабочим материалом для работы в группах и индивидуальной работы, смайлики, мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
(На парте у каждого ученика лежат смайлики.) (слайд 2)
Учитель:
Добрый день, прошу садиться.
Мы сейчас начнем учиться!
Я надеюсь, что у вас
Настроение – просто класс!
Если это так – поднимай скорее знак
Смайл с улыбкой вижу я
Все в порядке у тебя!
Если равнодушен ты –
Знак с полоской подними.
Буду я настороже
Все внимание тебе!
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!
II. Актуализация знаний предыдущего урока.
Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.(слайд 3)
Пифагор был не только математиком, но и философом. Он сравнивал жизнь человека с природой, а именно со временами года. Природе свойственны 4 времени года, которым характерны свои черты и особенности.
Как вы думаете,какой возраст он связывал с каждым временем года? Почему?
(Учащиеся отвечают на вопрос, объясняя свой ответ.)
(Учитель обобщает высказывания учеников и делает вывод.)
Действительно,весна сродни рождению человека и первых лет его жизни, поскольку природа только начинает просыпаться.
Летом, как и юношеские годы человека, природа пестрит красками, наполнена энергией и силой.
Осенью, силы потихоньку начинают покидать природу, но, тем не менее, она также прекрасна и красочна, как зрелые годы человека.
Зима сковывает природу, зажимает в тисках. Так же, как и старость берёт своё над человеком, движения становятся более ограниченными, мир видится не таким сказочным, а больше реальным, где белое - добро, чёрное - зло, так же, как и погода в зимнюю пору.
Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый, возраст.
А вот так описывает этапы жизни человека поэт Е. Евтушенко в своём стихотворении (слайд 4)
_________ - это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.
________- это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,-
все равно оно Обещаньино.
_________ - это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.
__________ - это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
и - не дай нам Бог – Одиноково.
Только вот беда первые слова в каждом четверостишие исчезли. Прочитайте и подумайте, о каком периоде жизни говорится и какое пропущенное слово надо вставить и объясните свой выбор.
Работа в группах.
(Дети образуют 4 группы, повернувшись к учащимся, что сидят за следующей партой. Один из учеников группы вытягивает листок с напечатанном на нём четверостишием и начинается обсуждение в группе)
Проверка задания (слайд 4).
Итак, мы с вами повторили об этапах жизни человека.
III. Мотивационно-целевой этап
А сейчас я прочитаю вам притчу, вы ее внимательно послушайте и ответьте на вопросы (слайд 5).
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ:…………….
- Как вы думаете, каким мог быть этот ответ? (Ответы учеников.)
Вы близки к правильному ответу. Вот он правильный ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Вопросы к классу.
- О чем эта притча? (Ответы учащихся.)
- Какое отношение она имеет к теме нашего урока?(Ответы учащихся.)
- Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить?(Ответы учащихся.)
- Кто попытается сформулировать тему урока?(Ответы учащихся.)
Тема нашего урока: «Особенности подросткового возраста». (6 слайд)
(Учащиеся записывают название темы в тетрадь.)
- Предположите, что мы будем изучать на уроке?(Ответы учащихся.)
- На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учащихся.)
Речь на уроке пойдет о возрасте, вызывающем множество вопросов.
- Что такое подростковый возраст?
- Каковы его границы?
- Надо ли бороться с трудностями, возникающими в этом возрасте?
Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке. Работать будем по плану. Запишите его в тетрадь.(7 слайд)
План урока
1. Кого считать подростком.
2. Трудности взросления.
3. Чувство взрослости.
4. Отношения со сверстниками.
IV. Введение в новый материал
Термин «подростковый возраст» всем хорошо известен. Наверняка вы слышали от взрослых такую фразу: «Ну что вы от них хотите, они же вступили в подростковый возраст...» (8 слайд)
V. Работа по теме урока
1. Кого считать подростком
Игра "Ассоциации" (Учащиеся быстро, не раздумывая должны назвать, с чем у них ассоциируется слово "возраст". Учитель на доске записывает эти слова.)
Таким образом, мы выяснили, что возраст - это не только количество лет, прошедших со дня рождения, но и определенное положение в обществе, которое связано с новыми правами, обязанностью, ответственностью.
Задание: составьте логическую схему, отражающую суть понятия «возраст». (Один ученик выполняет задание у доски, а остальные в тетради.)
Возраст определённое положение в обществе, связанное с:
1. Новыми правилами
2. Обязанностями
3. Ответственностью
(Проверка выполнения задания и составление схемы по слайду 9.)
В психологии и педагогике принято подростковым называть возраст от 10 до 15 лет.Найдите и прочитайте в учебнике на странице 85 о подростковом возрасте.
- Что вы скажете о себе? (Мы учимся в пятом классе, значит мы - младшие подростки).
- Как вы думаете, почему этот возраст называют переходным? (Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)
(слайд 10)
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведёт нас от детства в мир взрослой жизни, которая требует принятия новых решений:
1. Вырабатывать своё отношение к миру.
2. Принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, мировоззрение, идеалы.
В большинстве европейских стран подростков называют тинейджерами. Впервые этот термин появился в 1943-1945 гг., а затем широко стал использоваться в повседневном общении. (слайд 11)
Задание: попробуйте дать характеристику подростка переходного возраста.
Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны тому возрасту, т. е. опишите самих себя.
(После выслушанных предложений составляется следующая схема, которая представлена на слайде). (слайд 12)
Подростковый возраст:
1. Психологические изменения: неоправданный риск, агрессия.
2. Стремление к независимости.
3. Физиологические изменения.
4. Резкая смена настроения.
5. Юношеский пессимизм.
Работа в группах.
Давайте сравним отношение к детям и к подросткам со стороны окружающих. Для этого поделимся на группы детей и подростков. У нас образовалось две группы: "дети" и "подростки"
Задание: обсудите в своей группе, что ожидают от вас окружающие. Можно обратиться к материалу учебника на странице 85.
Проверка выполнения задания (При ответе желательно отвечать от имени детей, подростков)
Группа "Дети": родители контролируют наше поведение, нам многое прощается, мы должны брать пример со взрослых, с нами мало советуются, к нашему мнению не прислушиваются.
Группа "Подростки": на нас возлагают больше надежд, с нами часто советуются, но с нас и больше спрашивают, от нас ждут более зрелых поступков, нам надо пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы. Вот теперь вы и сами убедились, что вы находитесь на пути перехода от детского к взрослому состоянию.
А с юридической точки зрения подростки относятся к категории несовершеннолетних. Прочитайте определение, кто такие несовершеннолетние в учебнике на странице 86.
(Учащиеся читают по учебнику определение.)
- Кто ж такие несовершеннолетние? (Ответ учащихся)
Задание: познакомьтесь с материалом учебника на странице 86 и дайте характеристику положения несовершеннолетних с юридической точки зрения, ответив на следующие вопросы. (слайд 13)
Как могут несовершеннолетние распоряжаться своим заработком или стипендией?
С какого возраста несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью?
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?

Права несовершеннолетних находятся под защитой Закона (слайд 14)
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Физкультминутка. (слайд 15)
Музыкальная физкульминутка для глаз "Лепим снеговика".
Береги зрение! Работая на компьютере помни: через каждые 15 минут необходимо сделать физминутку для глаз!
2. Трудности взросления
Вы закончили начальную школу и перешли в 5 класс. Вы взрослеете.
- Как вы считаете, в чем выражается процесс взросления? (Происходят изменения физиологические, психологические, в поведении.)
Составим кластер "Процесс взросления".(Один ученик работает у доски, остальные в тетради.)
(Проверка выполнения задания.) (слайд 16)
Процесс взросления:
1. Физиологические изменения.
2. Психологические изменения.
3. Поведенческие изменения:
a) отношение к окружающему миру;
b) отношение к родителям;
c) отношение к сверстникам.
Все эти психологические трудности взросления получили название «подросткового комплекса».
Задание: работая с рубрикой «Дополнительное чтение», назовите и охарактеризуйте черты «подросткового комплекса».
(Проверка выполнения задания)
- А сейчас присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Свой ответ аргументируйте.
(Ответы учеников.)
3. Чувство взрослости
В начале урока мы говорили о том, что переходный возраст достаточно труден как для подростков, так и для их родителей. Ведь вы в этом возрасте ощущаете потребность быть взрослыми. Но процесс этот весьма противоречивый. Давайте убедимся в этом.
Задание по группам. (слайд 17)
Первая группа - оптимисты (должны найти положительные качества в том чувстве взрослости, которое испытывают подростки).
Вторая группа - скептики (должны найти противоречия в состоянии взрослости подростков).
Третья группа - реалисты (внимательно слушая мнения двух групп, должны исправлять или дополнять их).
(Проверка выполнения задания.)
Поскольку подростки стремятся быстрее попасть в мир взрослых людей, они частично принимают идеи, ценности и идеалы взрослых.
- Как вы думаете, подростки в этот период действуют осознанно? (Ответы учеников.)
Действительно, вхождение в мир взрослых поначалу носит подражательный характер.
- В чем это выражается? (слайд 18)
- Как вы думаете, подражательство подростков в процессе взросления - это явление позитивное или отрицательное? Свой ответ аргументируйте.
Практикум. С помощью теста попробуем определить степень вашей взрослости. Психологи утверждают, что в человеке соединены три Я:
1. детское Я; 2. взрослое Я; 3. родительское Я.
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о Себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Ключ к тесту. (Выдаётся каждому ученику после того, как они расставят баллы)
Подсчитайте сумму баллов.
1,4, 7, 10,13,16, 19 (Д - «дитя»);
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В - «взрослый»);
3; 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р - «родитель»).
4. Отношения со сверстниками
В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.
Задание: работая с рубрикой «Советуем запомнить!», дайте определение термина «сверстник». (Проверка выполнения задания.)
- Вам легко общаться со сверстниками?
- Вам с ними интересно общаться? (Ответы учеников.)
Действительно, с одной стороны, общаться со сверстниками интересно, ведь в процессе общения вы учитесь смотреть на себя глазами других людей и ощущаете элементы взросления. А с другой стороны, отношения со сверстниками складываются не всегда гладко, еще не хватает опыта, присутствует обидчивость, а иногда и задиристость. Поэтому очень важно научиться правильно выстраивать отношения с окружающими.
Итак, подростковый возраст можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся.
слайд 19)
V. Подведение итогов урока
Пользуясь материалом, расположенном на 20 слайде, ответьте на вопросы
- Каковы границы подросткового возраста?
- Почему его еще называют «переходным» возрастом?
- Вспомните, в чем выражаются трудности взросления.
VI. Домашнее задание
Прочитать § 12, с. 84-91 учебника.
Выполнить задания рубрики «Практикум». (слайд 21)
VII. Рефлексия
Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что...
Урок дал мне для жизни...
Мне захотелось...
Меня удивило, что...
Я узнал(а)...
Я не понял(а)...
(слайд 22)
Статьи по теме: