Подарки детям: советы психолога. Детская одежда, которая предназначена явно не для детей

Гэри Чепмен, автор книги «Пять языков любви», говорит, что подарок – это один из языков, который помогает проявить и почувствовать любовь. И для детей и для взрослых. Стоит ли дарить подарки? Иногда люди говорят «Мы давно уже подарки не дарим, надо что-то — пошли и купили». Но подарок это не только вещь как таковая, но и внимание, сюрприз, неизвестность, ожидание! Особенно в праздник.

Когда мы дарим вещь, она сразу же становится особенной, а не одной из 10 стоящих на полке, она связывается эмоционально с дарителем и с приятными эмоциями от получения. Очень часто дети запоминают, кто и когда подарил эту игрушку или эту вещь.

Как дарить?

Подарить подарок ребенку можно тремя способами: лично, оставив в определенном месте (под елкой, под подушкой, прислать в виде посылки) или принести как бы «переданный» от кого-то, например, от любимого героя, Деда Мороза или Зубной Феи. Подарки можно дарить и на праздники, и просто так. Не бойтесь избаловать ребенка подарками, дарите сколько хочется, любовью избаловать нельзя. Но при этом нельзя заменять подарком другие проявления любви: внимание, общение и помощь. В таком случае подарок теряет значимость, девальвируется и при наличии большого количества подарков ребенок ощущает себя нелюбимым и обделенным.

Нельзя лишать ребенка подарка на праздник в качестве наказания. Наказание, как и проступок, это ситуативный момент, а подарок, особенно если ребенок его ждет, гораздо значимее. Лишение подарка - слишком суровое наказание.

Что дарить?

Выбирайте подарок, основываясь на возрасте ребенка, интересах и пожеланиях. Уже трехлетний ребенок может сказать, что бы ему хотелось получить в качестве подарка. Не стоит выбирать подарок значительно старше ребенка или очень дорогие вещи, не являющиеся, по сути, игрушками, которые ребенок может поломать через 5 минут игры. Одежда и украшения могут быть подарками, если ребенок уже воспринимает их соответственно, хотя преподносить в качестве подарка необходимую одежду не нужно. Подарок на праздник может быть более ценным, а подарок «просто так» небольшим, но значимым. Это может быть машинка, куколка или фигурка героя из мультфильма.

Маленьким детям в качестве подарка можно подарить игрушки, книги, наборы для творчества, предметы одежды или аксессуары, которые не являются необходимыми, но очень желанны (например, кроссовки с фонариками в подошве, интересный рюкзак, сумочку), предметы дополняющие коллекцию или связанные с увлечениями – т.е. подарок, который можно взять в руки и сразу что-то сделать с ним.

Старшим детям можно подарить билеты на какое-то мероприятие, специальные мастер-классы, т.е. то, что нельзя использовать сразу же, но ребенок уже способен оценить этот подарок. Такой подарок «продлевает» праздник: радость непосредственно от получения, ожидание и, наконец, реализация.

Не стоит дарить детям деньги. Если вы не знаете, что подарить чужому ребенку и не хотите ошибиться с выбором подарка, то лучше выбрать недорогую вещь, а деньги отдать родителям. Если же вашему ребенку подарили деньги, отдав ему в руки, не отбирайте просто так, а помогите выбрать подарок и купить его, даже если вы лично считаете это чем-то ненужным.

Поощряйте желание ребенка дарить подарки. Пусть это будет поделка для бабушки и дедушки, выбранный вместе с папой подарок для мамы и наоборот, привлекайте к выбору подарка для друга из садика и школы. Это развивает доброту, щедрость, умение и желание дарить радость.

Наверное, взрослые не задумываются о таком важном умении - ДАРИТЬ.

В этом убеждает и статистика поисковых запросов:

подарки для детей - 6650 запросов , плюс несколько страниц с похожими формулировками.

подарки + от детей родителям 138

искусство дарить подарки 17

искусство делать подарки - 24

как научить ребенка дарить подарки - 0

Учим детей дарить подарки

Принес ребенок из детского сада неумело (не всегда, конечно) сработанный подарок, и мы умиляемся, гладим по головке. "Какой молодец! Не забыл про маму!" А попробуйте спросить чадо, когда у мамы День рождения? Не каждый ответит, уверяю Вас!

Позвольте, я расскажу свою историю?

Когда моя дочь была маленькой, она любила получать подарки. Любила и дарить - искренне и с радостью. Но, была одна тонкость: на Дни рождения друзей, родственников подарок подарить было необходимо (она даже отказывалась идти в гости, если у нее не было личного подарка), а вот День рождения мамы проходило без таковых.

И это не потому, что девочка была равнодушной, ей просто никто не сказал, что мама тоже достойна поздравления. Мама была и волшебником, и дарителем, но не получателем!

Когда рос сын, я уже взяла бразды правления в свои руки. Договорилась с подругой, которая напоминала сыну о моем Дне рождения, и они вдвоем пошли покупать мне подарок. Мальчишке это очень понравилось, и с тех пор ни один мой День рождения не проходил без его подарков.

Даже в самые трудные времена я находила на столе утром праздничного дня рисунок, поздравление и букетик последних осенних цветов.

Получать подарки тоже нужно уметь, но это уже совсем другая тема. Хочется добавить лишь несколько слов о том, что дети могут подарить своим близким не обязательно что-то материальное, а например, праздник.

Наверное, многие мамы, оглядываясь на свое детство, уверенно скажут, что по сравнению с родителями имеют больше... ВСЕГО: игрушек, книг, одежды, развлечений, возможностей. А вот чего стало у детей меньше (увы, во многих семьях), так это обязанностей и ответственности. Наверное, это не страшно: всему свое время. Тогда почему мы грустим, когда дети не отвечают нам вниманием? Ребенок прекрасно знает все даты, когда ему положены подарки и праздники, а вот про День рождения своих домочадцев, увы, помнит далеко не каждый(((Искусству дарить нужно приучать с детства, но не будешь же напоминать своему чаду, что у тебя завтра праздник. Возможно, чтобы исключить такие досадные моменты, нужно больше вовлекать детей в общую жизнь семьи? И совсем необязательно это вовлечение должно выражаться нудными нотациями, попробуйте устроить , бабушкам, сестренкам (или Папам, дедушкам, братишкам), отнеситесь к этому мероприятию серьезно, и наверняка ваши дети посмотрят на вас другими глазами.

Совместная радость сближает и делает родственников по-настоящему родными людьми, не упускайте такой возможность: дарите сами детям подарки и учите их делать это искренне и своевременно, проводите вместе праздники, это впечатления, которые будут с вами навсегда, часть вашей семейной истории!

Хочется для всех бабушек, которые так любят сочувствовать своим несчастным внукам, у которых, конечно же, ничего нет. Они ведь голодные или раздетые и ничего бедняжки не видят, а все эти родители жмоты виноваты. Ну так вот, специально для таких вот сердобольных бабушек хочу выложить список того чего нельзя дарить своим внукам. Если вы не хотите, чтобы этот подарок в итоге не оказался в мусорном баке, где ему самое место.

Дорогие бабушки понимаем, что вы, конечно же, любите своих внуков и желаете для них только добра, но дорогие наши, давайте уважать друг друга и быть адекватными в выборе подарков.

Поэтому если вы собрались идти за покупкой подарка для своего внучка или внучки, пожалуйста, перед выходом посмотрите на список запрещенных подарков для детей.

Что нельзя дарить ребенку

Здоровенная двухметровая игрушка

Не нужно покупать этих громил. Вы знаете, что большинство детей в современности вообще не любят огромные игрушки, хоть мягкие, хоть резиновые. Наверное, только продавцов в магазине и привлекают эти громилы. Ведь судьба такой вот здоровенной игрушки вполне предсказуема, она будет валяться где-то в углу, и пылиться там до бесконечности. Пожалейте игрушку.

Детская одежда, которая предназначена явно не для детей

Да, именно такую одежду почему-то так любят дарить бабушки своим бедным внучатам. Если посмотришь на такую вещь сразу начинают в голову лезть разные нехорошие мысли, по поводу того порвать ли сразу на тряпки эту вещь или просто выкинуть. Хотя, наверное, лучше сделать и то, и то, чтобы никто не смог носить этот ужас. К таким одеждам я думаю можно смело отнести платьица с кружевами или колготки ужасных кислотных расцветок из дешевого китайского товара, а также позорные цветастые носки или турецкие майки с вышивкой, которые не прослужат и недели. И не нужно покупать это даже на дачу.

Конфеты в подарочной упаковке

Конечно же, покупая конфеты в подарочной упаковке, ты думаешь о том, как твой внучок обрадуется им. Ведь он сможет доставать эти конфетки по одной каждый час и аккуратно их кушать. И, конечно же, при этом вспоминать свою любимую бабушку. Но это идеалистическая мысль, родная бабушка! Этого просто не может быть в реальности. Ведь твое любимое чадо, только открыв эту коробку, слопает сразу полкоробки, если не всю, здесь уже все зависит от количества конфет и поверь мне, навряд ли в это время он будет аккуратно открывать каждую конфетку и любоваться красивой упаковкой.

Конструкторы с маленькими детальками

Ну что здесь скажешь. Каждый родитель поймет меня, когда я скажу, что конструктор с маленькими детальками дарить не нужно. Ведь вставая утром с постели, первое, на что мы наступим это и есть эти мелкие детальки конструктора.

Китайский ширпотреб

Эти игрушки вообще нельзя отнести к категории – детские. Ведь они пропитаны разной химией, которая так вредна для детей. Мало того эти творения китайских трудяг ломаются очень быстро, не успевая дожить и недели.

Сильно громки звуковые игрушки

Звуковые игрушки, конечно же, имеют в себе какую- то прелесть. Вот, например, идешь себе ночью к туалету и обязательно почему-то заденешь такую вот игрушку. Хорошо если это просто кукла говорящая, воскликнувшая в темноте что-то вроде «мама» или «я хочу гулять». Хуже если вам попадутся машинки или танки, которые обязательно стремительно врежутся в первый косяк, при этом издавая какой-нибудь просто невыносимый писклявый звук.

В общем то этот список можно продолжить. Но давайте это сделает уже каждый родитель для своих бабушек и дедушек, так как он наверняка может растянуться не на одну статью.

Часто дети, которым всего-то и нужно от нас, что чуточку внимания, воспринимают подарки как извинения за то, что родители целый день на работе.

Каждый день домой мы идем не с пустыми руками: то пирожное любимое, то киндер, то . Уже полный дом этих безделушек, а ребенок ждет новых, и мы потакаем его желаниям. Даришь - значит любишь! Так считают многие дети и своими поступками подтверждают взрослые.

Подарок вместо внимания

Это самая распространенная модель поведения современного родителя. Мы пропадаем целый день на работе, а затем еще на кухне и у телевизора. А там - ребенку уже и спать пора. Вот и хочется компенсировать недостаток внимания чем-то материальным. Так наши ребятишки чувствуют: мама и папа не забыли обо мне, я им нужен. Постепенно им начинает казаться, что, чем больше подарков, тем больше их любят.

Мы рекомендуем: загляните в себя. Возможно, вы чувствуете свою вину за то, что постоянно заняты или не выполняете своих обещаний приходить пораньше. И подарок в таком случае - лишь способ успокоить свою собственную совесть. Родительское тепло нельзя заменить игрушками, дорогими приставками или сладостями.

Если у вас совсем нет времени в будни, выходные обязательно посвящайте ребенку . Найдите совместное занятие, например, сходите в зоопарк, кино, боулинг, вместе испеките , а потом так же вместе их съешьте. Самое главное: полностью растворяйтесь в ребенке в это время, никаких разговоров по телефону или отвлечений на рабочие моменты (какими бы важными они ни были). Побольше обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, что очень скучаете по нему - это лучше всяких игрушек покажет вашу истинную любовь.

Дарья Перепелова, психолог: «В моей практике был случай, когда у мужчины от первого брака остался ребенок, и не было у них возможности часто встречаться. Папа очень любил сына и очень страдал, что уделяет ему мало времени. Так у ребенка появлялось множество дорогостоящих игрушек по первому требованию, и делались такие подарки даже ценой необходимых вещей для самого папы. Когда мужчина понял, что ребенок любит его не за подарки, а просто за то, что он - любящий папа, подарки стали приобретать другой характер. Они больше играли в футбол на выходных, своим хобби выбрали боулинг или воздушных змеев. Такие события связывают людей гораздо теснее, чем материальные вещи, которые потом пылятся в углу».

Ты - мне, я - тебе!

Очень часто родители используют подарки в качестве «пряника» в воспитании ребенка. Мы обещаем поощрение за хорошую учебу, спокойное поведение или такое долгожданное «отлично» по математике. Это своего рода манипуляция: родители любят своего маленького школьника, дарят ему подарки, но при условии правильного поведения . Так ребенок понимает, что всё, в том числе хорошие поступки, могут быть предметом торговли. И вскоре мы уже можем услышать требование подарка даже за исполнение любой мелочи. «Если я схожу за хлебом, ты купишь мне новую куклу»?

Игрушек много не бывает

Индивидуальная система ценностей формируется у каждого человека с раннего возраста. Если представить её в виде лестницы, то на самой высокой ступеньке будет самая значимая для человека вещь: семья, любовь, работа или материальная обеспеченность.

Какой будет эта система ценностей, зависит от нашего окружения . Для ребенка это - семья. И если вы в основном говорите о зарплате, о покупке новых вещей, и ссоры происходят лишь на материальном уровне, то у ребенка формируется потребительская мораль. Он с маленького ориентируется лишь на получение выгоды. Поэтому не удивляйтесь требованию подарков: это не плохое воспитание, а привычная форма общения в семье.

Мы рекомендуем: не пытайтесь подготовить ребенка к жестким условиям современной материально зависимой жизни. Гораздо больше достичь желаемых целей помогут ум, целеустремленность и творческий потенциал. Ценностная иерархия складывается у человека лишь к юношескому возрасту, поэтому у вас есть немного времени, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Научите ребенка радоваться нематериальным подаркам . Например, сегодня на вопрос: «Что ты мне принесла?» отвечайте интригующе «Я принесла тебе абсолютно новую и совершенно потрясающую… сказку!». Завтра придумайте идею для новой игры или досуга, веселые загадки или задорные частушки. Мы понимаем, что энтузиазм к такому виду деятельности проявится у ребенка не сразу. Разочарование в детских глазах на какое-то время вам обеспечено, но зато потом игры будут доставлять ему массу удовольствия.

Мамочка Ольга с просит совета: «Я недавно прочитала, что делать ребенку подарки без повода нельзя. Так мы совсем его избалуем и вообще плохо воспитаем. Но я вот сомневаюсь в этом утверждении. Это же подарки, а не выпрошенные в магазине игрушки. Может, стоит иногда делать приятное ребенку просто так?».

Мама Кристина считает так: «Баловать немного можно, ведь еще неясно, какие испытания выпадут на долю ребенка в будущем. Я вот до сих пор помню, как родители делали мне неожиданные подарки, просто так, без повода. В конце концов: что плохого, чтобы немного побыть избалованным ребенком? Кстати, я очень благодарна своим родителям, что избавили меня от многих проблем и облегчили жизненный старт. Своим деткам тоже иногда делаю подарки, особенно, когда они совсем не ожидают. Ведь так приятно делать сюрпризы любимым людям! Конечно, это происходит далеко не каждый день, и дарю я преимущественно полезные вещи. Важно уметь вовремя остановиться, чтобы ребенок потом не стал требовать подарки».

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Статьи по теме: