По познавательно-исследовательской деятельности. Планирование познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе доу Познавательно исследовательская во 2 младшей группе

Дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми младшей группы

Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.

1. Наш сквер.
Задачи и содержание: Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.
2. Подарки осени.
Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.
3. Погуляем по ковру из листьев.
Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.
4. Украсим песочницу осенними листочками.
Задачи и содержание: Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.
5. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».
Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.
6. Подарки осени.
Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.
7. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»
Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги?
8. Путешествие капельки.
Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.
9. Построим горку из сыпучего песка.
Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.
10. Песок умеет бегать.
Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.
11. Следы на песке.
Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.
12. Увидим песчинки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.
13. Лепим из мокрого песка.
Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.
14. Подарки нашего леса.
Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.
15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?
16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?
17. Цветные капельки.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.
18. Такая разная посуда.
Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.
19. Секреты разных колечек.
Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.
20. Такие разные узоры.
Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.
21. Подарки зимы. Следы на снегу.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).
22. Такие разные колобки.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?
23. Подарки зимы. Волшебные льдинки.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.
24. Подарки весны. Смешные сосульки.
Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.
25. Подарки весны. Весёлые ручейки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.
26. Большая стирка.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.
27. Игры с мыльной пеной.
Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.
28. Гости нашего двора.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.
29. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.
30. Гости нашего двора. Наша кошка.
Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?
31. Подарки весны. Солнечные зайчики.
Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.
32. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.
33. Наш огород.
Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

МДОУ "Детский сад №66"

Подготовила: Воспитатель Тараканова Н. И.

Картотека познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе.

Сентябрь

Тема № 1 «Свойства песка»

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.

Оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы

Опыт №1 «Почему не получился куличик»

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Описание опыта

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты

Опыт №3. « Песок и земля»

Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Описание опыта:

У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля сухая, твёрдая, а песок - рассыпчатый.

Опыт № 4. «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).

Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).
Воспитатель: а теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.

Опыт № 5. «Из чего состоит песок»

Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

Физминутка:

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Опыт № 6. «Движение песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?

Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.

Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчику. Во время рисования звучит спокойная музыка.

Тема №2 «Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Море»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Описание опыта: В глубокую емкость набрать воду, пустить бумажные корабли. Дети сильно дуют.

Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

Воспитатель: в некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Ребята, сильный ветер - это плохо, как вы думаете почему?

Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Сильный ветер - это хорошо, как вы думаете почему?

Дети: Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

Вывод: Сильный ветер - это очень сильное движение воздуха оно опасно.

Опыт № 2 «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

Ход опыта:

Предложите малышу скомкать один лист бумаги. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Опыт № 3 «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта:

Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки. А теперь – пусть нажмет на бутылку. Что заставило шарик надуться? Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.

Опыт № 3 «Дети машут веером»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

Описание опыта: ребята я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок.

А вот вам листы бумаги, и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что такое ветерок? Это слабое движение воздуха.

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо, что дует ветер!

Хорошо, что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо, что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные всегда.

ОПЫТ №4 «Иллюстрация песчаной пустыни»

Описание опыта: Перед каждым ребенком стеклянная банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Дети дуют в банку, через трубочки. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыни, они называются барханами, с помощью ветра песок путешествует по пустыни.

Опыт № 5 «Волны»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Описание опыта:

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.

Тема № 3 «Узнаем, какая вода»

Ход: загадка:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт № 1«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко - нет.

Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Нет.

Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап...

Только кто её поймёт - Недоумённо разводят руками в

Кап, кап? стороны

Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава... Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

Опыт №3 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт № 4 «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Описание опыта:

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Тема № 4 «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Ход: дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука!

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Опыт №1 «Бумага мнется»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Описание опыта:

Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей). Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей).Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей). Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ И РВЕТСЯ.

Опыт № 2 «Бумага намокает»

Описание опыта:

Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

Опыт № 3 « Бумага для рисования»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

Описание опыта: возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Закрепляем рисунком на выбор.

Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.

Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.

Тема № 5 «Снег, какой он?»

Опыт № 1 «Снеговик»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Описание опыта:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Снеговика. Малыши ее рассматривают, трогают. Что это? (Снеговик), Вы хотите с ним поиграть? Снеговик рассказывает: “Я хотел слепить из снега “пирожки”, но не умею”. Как же помочь нашему Снеговику?

Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”).Из чего? (Из снега), Где взять снег? (На улице)

Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.

“В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?” (Тепло).

Показ воспитателя. Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”. Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т.п.).Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.

Самостоятельная работа детей.

Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.

Опыт № 2 «Мы снежинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Описание опыта:

Послушайте загадку.

Он пушистый серебристый

Но рукой его не тронь

Станет капелькою чистой

Как положишь на ладонь

Что это такое?

Да, ребята снег. Это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду? Нет, снег не слипает? А в теплую погоду снег, какой? Сырой, тяжелый, липкий, влажный. А кто из вас наблюдал, как падает снег в теплую морозную погоду? Хлопьями, отдельными снежинками. Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая. А что будет со снегом в теплом помещении? Снег растает и получится вода.

Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять "

Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.

Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной? В теплой.

Опыт № 3«Снег холодный и белый»

Цель: выявить свойства снега.

Описание опыта:
Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:
- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?
- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).
Предлагает детям поочерёдно взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения).
- Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони).
- Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша?
(индивидуальные повторения).
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки.
- Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги).
- А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета.
- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.
- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? (Снег растаял)
Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду.
В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).
- А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона).
- А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? (Она грязная).

Тема №6 «Свойства льда»

Опыт № 1 «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Описание опыта: сюрпризный момент: на закрытом платочком блюдечке, лед. Воспитатель подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Дети, трогая руками, говорят, что холодный, скользкий, сырой. Ребята, а кто догадался, что там? (Лед)

А как получается лед? А он какой? (твердый, скользкий, гладкий). А еще лед в воде не тонет. Давайте мы с вами это посмотрим. Берите ледышки и положите в воду. (Ответы детей). А еще что может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? А вот мы сегодня можем увидеть, как тает лед в теплом помещении. А пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.

Физминутка. (Имитируем лису и зайца, или играем в игру «снежинки и лед»- когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают).

Посмотрите наш лед немножко уже растаял. Откуда это заметно? (уменьшился лед, потекла вода). Пока еще полностью не растаяла наша избушка, мы давайте вспомним сказку. Показ иллюстраций к сказке «лиса и заяц». Идет беседа. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису? По окончании занятия подводим детей к нашему опыту. Что случилось со льдом?

Опыт № 2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Описание опыта: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Описание опыта: воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке

Рассмотреть с детьми воду, налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

Опыт № 4 «Цветные бусы»

Также сделать бусы из коробки из - под конфетами. В формы очную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз.

На прогулке предложить посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.

Тема № 7 «Плавает-тонет»

Опыт № 1 «Мяч»

Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Описание опыта: Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).

Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.

Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду (ребёнок выполняет действие).

Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.

Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза). Вызываю по очереди всех детей.

Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

Поняла Катя? (кукла говорит спасибо).

Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя.

И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.

Опыт № 2 «Разноцветная вода»

Цель: закрепить свойства воды

Описание опыта: предложите детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной. Спросите их, как прозрачная вода может изменить свой цвет?

Возьмите несколько емкостей с прозрачной водой, приготовьте кисть и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрашивайте воду в стаканчиках, как она изменяется.

Вы уже проводили опыт «Прозрачность воды», попробуйте опустить игрушку-киндер или ложечку в стакан с краской, обсудите плавает - тонет. Сделайте вывод: в светлой краске – игрушка видна, но не полностью, а в темной игрушку – не видно.

Опыт № 3 «Плавает, тонет или растворяется»

Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Ход опыта:

Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду. Предложите малышу взять камень и медленно, и осторожно, без всплесков, опустить его в воду. Теперь смотрим, утонул ли он. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.

Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.

Опыт № 4 «Что тяжелее?»

Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде.

Оборудование: камни, сухой песок, банка с водой, песочные часы.

Ход опыта: дети располагаются вокруг стола педагога. Сенсорное обследование объектов природы: рассматривание, ощупывание, нажатие. Дети могут бросить камень на пол и услышать его стук, прослушать шуршание струйки песка, звук льющейся воды с последующим их сравнением.

Педагог в банку с водой опускает одновременно камень и песок, а дети наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше - они тяжелее. Песок осел на дно позже камня - он легче.

После серии опытов можно подвести итог об использовании природных материалов (песка, камней) в быту. Демонстрация песочных часов, игрушек и т.д.

Тема № 8 «Угостим петушка и курочку зернышками»

Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»

Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.

Оборудование. Крупа, ситечки, ведёрки, миски, песок.

Описание опыта: как отделить мелкую крупу от крупной? Предложить попробовать отделить руками. Трудно и долго. Показать, как можно быстро, (например, гречку от манки) используя сито. Отметить, что это более удобно. Раздать ситечки, песок и камешки. Дети просеивают песочек самостоятельно. Почему камешки остались в ситечке? Делают вывод.

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»

Цель: сравнить свойства крупы.

Оборудование: стеклянная банка (именно прозрачный сосуд, для того, чтобы дети могли видеть, какие изменения происходят, горох, фасоль, греча (можно брать любые другие крупы, самое главное, чтобы они были разной формы, величины, цвета).

Описание опыта: воспитатель подходит к уголку экспериментирования и говорит: «Посмотрите, какой беспорядок!» Ну, естественно дети моментально реагируют, подбегают, и начинают выяснять, что произошло. Подбежать могут все, но постепенно останется несколько человек, остальные могут пойти и заниматься дальше своими делами. Вскоре они замечают, что крупа в банках перемешена.

Как вы думаете, что произойдет, если банку потрясти? (Ответы детей)

А хотите попробовать, и увидеть, что же получиться? (Ответы детей)

Вспоминаем правила безопасности! Но сначала, ребята, нам нужно вспомнить, чем же могут быть опасны мелкие предметы? (Ответы детей)

В уши, нос нельзя совать мелкие предметы,

Могут там они застрять,

Помните об этом!

Педагог: а теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потряхивайте банку. Что вы видите? (Ответы детей)

Делаем вывод: более крупные плоды фасоли и гороха оказываются сверху.

Педагог: переложите фасоль и горох в баночки (вовремя перекладывания обсудите с детьми форму, размер, цвет).

Педагог: Как вы думаете, почему крупные плоды появились на поверхности?

Делаем вывод: Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными, плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.

Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Описание опыта: рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.

«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»

Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:

Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!

А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!

Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.

Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!

1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

Опыт № 4 «Проращивание фасоли»

Цель: расширить представления детей о росте растений.

Последовательность наблюдения опыта: выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей (ватой) – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток. На втором этапе - дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.

Тема № 9 «Травка зеленеет, солнышко блестит».

Опыт № 1 «Огород на окне»

Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Описание опыта:

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) в луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите какого цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковице правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Опыт № 2 «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Последовательность наблюдения: в зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят за раму, затем наблюдают за распусканием почек.

Тема № 10 «Солнечные зайчики» - поиграем с солнышком.

Опыт № 1 «Солнечные зайчики»

Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

Выполнение эксперимента: воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении.

Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».

Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пр

гульфира галиакберова
Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей .

2. Игры с вертушками.

Цели : познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей : мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

4. Игра-забава с мыльными пузырями.

Цели : наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.

5. Экспериментирование с песком : дополнить представления детей свойствах песка : сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки,Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.

6. Эксперимент : свойства сухого и влажного песка.

Цели : предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

7. Игры с песком :»Угощение для кукол»

Цели : учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.

8. Опыты с вертушками .

Цели : обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?

9. Рисование на мокром песке.

Цели : обогащать эстетический опыт детей .

10. Опыты с камнями .

Цели : развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.

11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Цели : учить детей на вкус определять овощ или фрукт.

12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.

13. Начать знакомить со свойствами снега : снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) .

14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий) . Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

16. Опыты со снегом .

Цели : помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

17. Опыт : «Тонет-не тонет» .

Цели : продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта , рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей , учить делать простейшие выводы.

18. Опыт «Лед и снег»

Цели : предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

19. Опыт со снегом : набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

20. Эксперимент «Цветной снеговик»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.

21. Опыты со снегом

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)

22. Экспериментирование с водой.

Цели : формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.

23. Игры со снегом : «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.

24. Конкурс «Снежный ком»

Цели : побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.

25. Опыт » Чем пахнет?»

Цели : учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей .

26. Опыт : подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.

27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»

Цели : формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.

28. Опыт с глиной .

Цели : познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей .

29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.

Цели : расширять практический опыт детей .

30. Эксперименты со своей тенью.

Цели : познакомить детей с понятием «тень» . Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.

31. Эксперимент «Куда исчез снег?»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) .

32. Эксперимент :» Куда делась вода?»

Цели : показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство . Вызвать желание экспериментировать.

33. Эксперимент «Таяние сосульки» .

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.

34. Опыт : предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть?-солнце стало более ярким.

36. Опыт «Свойства почвы»

Цели : освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.

37. Опыт » Легкий-тяжелый»

Цели : учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать , провалится ли он в снег.

38. Опыт «Как растут проталины?»

Цели : предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

39. Опыт : запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.

40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.

41. Опыт : намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.

42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»

Цели : в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.

43. Опыт «Уголь и мел»

Цели : продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.

МАДОУ Голышмановский ЦРР-д/с № 4 "Ёлочка"

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

во второй младшей группе

« В гостях у Тошки »

Воспитатель: Филинова Наталья Александровна

Цель : получение детьми новых знаний об окружающей среде посредством проведения опытов и экспериментов.

Задачи:

- Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знании;

Познакомить детей со свойствами поролоновой губки;

Развивать творчество,умения сопровождать речью игровые действия; развитие мелкой моторики рук;

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, участвовать в экспериментальной деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: в мокрые губки кладем семена овощей (перца томатов и т.д.) и оставляем в теплом месте на 2 -3 дня (для проращивания семян).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: губка, мокрая, сухая, ростки, семена.

Материал и оборудование: поролоновая губка в виде собачки, таз с водой, комнатный цветок,гуашь, губки разного размера, бумага,салфетки, семена.

Ход деятельности

Воспитатель: - Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель приносит воздушный шар, на котором привязано письмо.

В-ль: - Ребята, к нам на воздушном шаре прилетело волшебное письмо из страны губок. Хотите узнать, что в нем написано? Тогда его нужно открыть и прочитать.

Ребята, это приглашение в волшебную страну губок. Нас приглашает к себе в гости собачка- губка Тошка. Дети,а вы хотите попасть в эту страну?

Вы готовы отправится в путь? Эта страна находится очень далеко и до неё мы можем добраться на волшебном поезде.

Физминутка « По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз - два, раз - два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

В ямку - бух!

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот пришли мы в гости к Тошки.

Ну вот мы и в гостях в волшебной стране губок. Тошка хочет вас познакомить с его друзьями губками.

Посмотрите, сколько губок. А кто мне скажет, какого они цвета?

Правильно они разноцветные.

А теперь Тошка покажет,как они в своей стране выращивают растения.

Опыт №1 «Губка - огород»

Для проращивания семян берутся 2 кухонные губку. Первый раз губки должны быть влажными, но с них не должно капать. Увлажнять нужно губки несколько раз из пульверизатора. 2-3 дня огородик стоит прикрывать пакетом, чтобы за ночь семена не пересыхали.Затем семена дают ростки.

Вот так у Тошки появился свой огород. Ну вот беда его растения могут погибнуть, как вы думаете почему? Правильно, его нужно поливать.


Опыт №2 «Губки - лейки».

Ребята,потрогайте и сожмите губку, какая она? А давайте посмотрим, как губка пьет водичку. Чтобы она выпила водичку, надо ее положить в воду и сильно придавить ее руками. Посмотрите, губка какой стала? А теперь давайте отожмем сильно губку. Посмотрите, губка отдала воду, так мы поможем Тошки полить его огород.

Опыт № 3 «Губки - штампики»

Тошка приглашает нас в волшебную мастерскую,где живут его друзья губки - штампики. Эти губки делают отпечатки на бумаги, если мы на них нанесем краску (дети делают рисунки с помощью губок).

Какие замечательные получились у нас картинки, давайте оставим Тоши их в подарок.

Наш друг нам тоже хотел подарить подарок, эту волшебную губку -огород, чтобы мы у себя в группе тоже вырастили растения.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Описание проекта:

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.

В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

  • игровая
  • познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная
  • коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

учебная (речевое развитие, рисование, лепка) .

Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Актуальность проекта:

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) . Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

  • особый интерес к исследованию природы
  • развивает мыслительные операции
  • стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
  • активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
  • побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту) , способствует развитию памяти.

В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество Организации с семьей
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.

Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.

Цель проекта:

Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи проекта:

Для педагога:

  • познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  • выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок» ;
  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  • привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
  • подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок» ;
  • провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!".

Для детей:

  • привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок) ;

  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • изготовить фото-коллажи:
  • «Наши опыты с водой!»
  • «Наши опыты с воздухом!»
  • «Наши опыты с песком!» .
  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Участники проекта и их роль в реализации проекта:

Участники Функции

Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект

Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»

Ведут наблюдения за детьми

Проводят мониторинг

Воспитанники Творчески развиваются

Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями

Активно участвуют в проекте

Родители Получают информацию

Взаимодействуют с педагогами

Участвуют совместно с детьми в проекте

Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме , материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.

Подготовительный этап:

  • постановка цели;
  • определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты) ;
  • создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

Основной этап:

  • Практическая часть:
  • проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
  • Работа с родителями:
  • разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду
  • разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
  • подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»
  • совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
  • Создание продукта

Заключительный этап:

  • Презентация проекта.
  • Анализ

Предполагаемые результаты проекта:

Реализация представленного проекта поможет педагогам:

  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
  • привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
  • у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
  • дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • повыситься уровень речевой активности
  • обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
  • сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
  2. Выставка фото-коллажей:
  • «Наши опыты с воздухом!» ;
  • «Наши опыты с водой» ;
  • «Наши опыты с песком!» ;
  • «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!» .

Список литературы и интернет источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.
Статьи по теме: