Планирование на неделю лексическая тема "одежда,обувь".

«ОДЕЖДА»

Лексика:

Имена существительные: одежда, пальто, плащ, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, воротник, пуговицы;

Имена прилагательные: тёплый, нарядный, красивый, широкий, узкий, красный, синий, жёлтый, зелёный;

Глаголы: надевать, снимать;

Наречия: шире, уже, больше, меньше.

1. Потренируйте ребёнка в произнесении слов пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Объясните, что всё это – одежда.

2. Обратите внимание ребёнка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы.

3. Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются. Отработайте произношение прилагательных тёплый, нарядный, красивый, красный, синий, жёлтый, зелёный.

4. Подберите и рассмотрите с ребёнком изображения предметов одежды на картинках. Пусть он показывает и называет их. Обратите внимание на цвет одежды и материалы, из которых она сделана.

5. Предложите ребёнку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно прослушав ваш рассказ:

Это куртка. Она красная, тёплая, нарядная. У неё есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.

Что люди надевают на себя?

Какую ты знаешь одежду?

Почему осенью надо одеваться тепло?

7. Предложите ребёнку выполнить пальчиковую гимнастику «Гномики – прачки».

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(Трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,

(Загибают пальчики, начиная с больших)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«ОБУВЬ»

Лексика:

Имена существительные: обувь, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок;

Имена прилагательные: удобный, тёплый, кожаный;

Глаголы: завязывать, развязывать, чистить;

Наречия: утро, вечер.

  1. Рассмотрите с ребёнком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки . Объясните, что всё это – обувь.
  2. Обратите внимание ребёнка на некоторые детали обуви: носок, задник, каблук, язычок , шнурки . Отработайте произношение этих слов с ребёнком.
  3. Побеседуйте о том, какую обувь носят осенью, почему осенью нужна непромокаемая обувь.
  4. Подберите и рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребёнок показывает и называет их. Обратите внимание на цвет обуви и материалы, из которых она сделана.
  5. Предложите ребёнку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно прослушав ваш рассказ:

Это сапоги. Они синие, резиновые, тёплые. В них можно ходить по лужам.

  1. Научите ребёнка отвечать на вопросы:

Что обувают на ноги?

Какую обувь ты знаешь?

Какую обувь носят осенью? Почему?

7. Предложите ребёнку поиграть с пальчиками.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки, для Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(На каждое называние обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

8. Поиграйте с ребёнком в игру с мячом «Назови ласково»: бросьте ребёнку мяч и назовите

Предмет; ребёнок возвращает мяч обратно, называет предмет «ласково». Например, туфли –

Туфельки, тапки – тапочки и т.д.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ "ИГРУШКИ"

    Посетите с ребенком "Магазин игрушек". Отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

    Проведите беседу о бережном отношении к игрушкам. Проговорите правило: "Поиграл-убери!"

    Игра "Жадина". Ребенок перечисляет свои игрушки с приставкой "мой, моя, мое"

    Игра "Посчитай-ка" Попросите ребенка посчитать все машинки, или куклы, или кубики и т.д. Пример: одна машина, две машины, три машины и т.д.

    Игра "Прятки". Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

    Игра "Один – много" (изменить слово)

матрешка - матрешки

кукла –

неваляшка –

мяч –

мишка –

пирамидка –

машинка -

    Игра "Назови ласково"

матрешка - матрёшечка

кукла –

неваляшка –

мяч –

мишка –

пирамидка –

машинка -

    Игра "Что из чего"

деревянная лошадка из дерева

пластмассовая кукла из-

резиновый мяч из-

плюшевый мишка из-

и т.д.

    Рассказ о любимой игрушке по схеме.

    У меня есть...

    Ее зовут...

    У нее есть...

    Я с ней играю в...

"КАТИНЫ ИГРУШКИ"

На большом диване в ряд

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
(Загибают поочередно все пальчики.)

Два медведя,

Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок,

И слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,

(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате

( Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

Загадки на тему "Игрушки" или "Доскажи словечко"

***

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

***

Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть... (кубики)

***

Рвутся вверх они, играют,

С тонкой нитки улетают.

Это радость детворы -

Разноцветные... (шары)

***

По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в... (мяч)

***

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла-... (неваляшка)

***

Эта мягкая игрушка -

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта - ... (зайка)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "ОДЕЖДА"

    Сходите с ребенком в магазин "Одежда", посмотрите, какая одежда там продается, из каких материалов она сделана. Объясните чаду. Что бывает летняя, зимняя, демисезонная, повседневная и праздничная одежда. Загляните в свой шкаф и покажите как нужно ухаживать за одеждой и где она должна храниться.

    Поиграйте дома в продавца и покупателя. Если ребенок покупатель, то просите его назвать как можно больше признаков одежды.

Например. Здравствуйте! Я хочу купить у вас шарф: зеленый, теплый, шерстяной и т.д.

    Игра "Один-много".

Футболка-футболки,

Платье-платья,

Юбка-юбки и т.д.

    Игра "Какой, какая, какое".

Шарф из шерсти - шерстяной,

Пальто из фетра - фетровое,

Платье из шелка - шелковое и т.д.

    Игра "Скажи наоборот"

Длинный - короткий,

Большой - маленький,

Широкий - узкий и т.д.

    Игра "Назови ласково"

Брюки - брючки,

Свитер - свитерок,

Куртка - курточка и т.д.

    Игра "Что лишнее"

Угадай, что тут лишнее и почему?

Груша, яблоко, банан, платье.

Шорты, юбка, платье, капуста и т.д.

    Игра "Есть - нет"

У меня есть куртка. У меня нет куртки.

У меня есть шуба. У меня нет шубы и т.д.

ПАЛЬЧИКОВА ГИМНАСТИКА "ГНОМИКИ-ПРАЧКИ"

Жили – были в домике

(Дети сжимают и разжимают кулачки .) Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки

.(Загибают пальчики, с мизинца) Раз, два,три, четыре, пять

(Разгибают пальчики, с мезинца.) Стали гномики стирать

(Трут кулачки друг о друга. ) Таки – рубашки,

(Загибают пальчики, начиная с большого .) Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был Всем водичку носил.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МЫ РАБОТАЕМ НАД ТЕМОЙ: "ОБУВЬ"

    Сходите с ребенком в магазин "Обувь", посмотрите, какая обувь там продается, из каких материалов она сделана, из каких деталей. Расскажите о том, кто и как ее создает и как правильно ухаживать за обувью.

    Поиграйте дома в продавца и покупателя. Если ребенок покупатель, то просите его назвать как можно больше признаков обуви.

Например. Здравствуйте! Я хочу купить у вас туфли: красные, лакированные, на каблуке и т.д.

    Игра "Какой, какая, какое".

Кеды из ткани - тканевые,

Сапоги из резины - резиновые,

Валенки из войлока - войлочные и т.д.

    Игра "Скажи наоборот"

Длинный - короткий,

Большой - маленький,

Широкий - узкий и т.д.

    Игра "Назови ласково"

Туфли - туфельки,

Ботинки - ботиночки,

Сандалии - сандалики,

Тапки -тапочки т.д.

    Игра "Что лишнее?"

Угадай, что тут лишнее и почему? Тапочки, шапка, куртка, штаны.

Кукла, мячик, сапоги, пирамидка и т.д. Главное, чтобы ребенок смог объяснить почему именно эта картинка.

    Игра "Есть - нет"

У меня есть тапки. У меня нет тапок.

У меня есть кеды. У меня нет кед.

У меня есть сапоги. У меня нет сапог и т.д.

Пример. Это туфли. Они зеленые. Туфли кожаные. У них есть подошва, каблук, носок, стелька. Это женская обувь. Туфли носят в теплое время года. Их чистят, моют, сушат.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки

(Загибают на обеих руках пальчики по одному)

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами)

Новые кроссовки

Уважаемые коллеги и родители!

Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий

с детьми дома и в детском саду. Здесь подобраны лексический материал, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, загадки, стихи

и задания по развитию связной речи для подготовки детей к школе.

Творческих успехов и взаимопонимания с детьми!

Маковеева Галина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема "Головные уборы".

Учим правильно называть головные уборы и их части, рассказывать какие они бывают, что с ними можно делать, называть одним обобщающим словом. Учим объяснять, чем отличаются головные уборы от обуви, что носят зимой, летом, весной, осенью.

1. Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки шнурки, молния, застёжки итд.

  1. Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)
    Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.
  2. Глагольный словарь(Что делают? Что с ними можно делать?):

Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т. д.

4.Проиграть игры «Раздели слова на слоги!», «Один-много»,

«Нет чего?», «Много чего?», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!» (слова-антонимы),

«Какой, какая, какие?», «Что делает? Что можно сделать?».

Предложите вспомнить названия одежды, состоящие из двух слогов (шап-ка, кеп-ка, шля-па, пла-ток), из трех слогов (фу-раж-ка, пи-лот-ка, ко-сын-ка итд).

Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы,

Ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам .

Шляпа из соломы (какие?) – соломенная.

Шляпа из фетра (какая?) – фетровая

Платок из пуха (какой?) – пуховый.

Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная.

Косынка из ситца (какая?) – ситцевая.

Косынка из шёлка (какая?) – шёлковая.

Панамка из хлопка (какая?) – хлопчатобумажная

Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый

Игра « Четвертый лишний». Назови, что лишнее, объясни почему?

Шляпа, пальто, плащ, юбка.

Кепка, панама , ботинки, косынка.

Сапоги, шапка, босоножки, тапки.

Сандалии, платок, кеды, валенки.

5. Учим, размышлять, подбирать рифму, разгадывать загадки.

Я любой девчонке

Прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки - коротышки.

От солнца я защита -

Для этого и сшита. (Панамка)

Вот я вырасту как папа

Мой берет заменит … (Шляпа)

Маша после игры в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.

Цели :

Образовательные : Закрепить об обобщающее понятие «Одежда. Обувь. Головные уборы»; уточнить знания о профессиях: модельер, закройщик, портной, обувщик; закрепить умение называть предметы своей одежды: цвет, детали и другие признаки.

Воспитательные : Развивать интерес к миру взрослых, вызвать желание подражать им в достойном поведении, воспитывать желание общаться, налаживать новые контакты в мире детей и взрослых. Обратить внимание детей на то, что люди всегда стремятся быть красивыми, модными. Учить стремиться реализовывать творческий подход при выполнении заданий; развивать мышление, эстетический вкус.

Коррекционные : Активизировать словарь по данной лексической теме. Упражнять в использовании имен прилагательных, наречий, местоимений в согласовании с именами существительными. Развивать связную речь, мелкую моторику, высшие психические функции.

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята, бывали ли вы когда-нибудь в магазине? Я уверенна, что бывали. А в каких магазинах вы бывали?

Дидактическое упражнение «Назови магазин»

1. Магазин, в котором продают обувь, называется...какой магазин? (Обувной)

2. Магазин, в котором продают рыбу, называется... какой магазин? (Рыбный)

3. Магазин, в котором продают продукты, называется... Какой магазин? (продуктовый)

4. Магазин, в котором продают мебель, называется…. какой магазин? (Мебельный)

5. Магазин, в котором продают хлеб, называется… какой магазин? (Хлебный)

Педагог: Сегодня мы отправимся в магазин одежды и обуви, но прежде, давайте посмотрим, во что мы одеты, и устроим показ одежды и обуви.

Дидактическая игра «Показ мод»

Когда-то, человек вместо одежды закутывался в звериные шкуры, а первая обувь была из травы, полосок кожи или кусочков дерева. Прошло много лет, люди придумывали все более разнообразные варианты одежды и обуви. Так появилась мода. Мода - это, то, что людям особенно нравится в данное время. Но ваша задача сегодня не просто показать, но и рассказать, что на вас надето и во что вы обуты. Для этого нужно пройти вот здесь, как по подиуму; подиум - это место, по которому проходят манекенщицы демонстрируя свой фасон одежды. Начну показ мод, я сама:

На мне платье шерстяное, в черную полоску,

Очень нравится оно, нарядно и неброско;

Круглый ворот хомутом, широкий пояс над бедром;

Черны туфли с каблучком, симпатичным ремешком!

Ну, как я выгляжу? (Красиво, необычно, удивительно, восхитительно, интересно, классно и т.д.) А теперь ваша очередь.

1. Красивое, зеленое, платьице нарядное;

Шелковое, пышное, очень аккуратное;

С рюшками, воланами, бантик сзади есть,

Туфли с каблучками, я же просто прелесть!

2. Белая рубашка с коротким рукавом,

Черненький жилетик, и карман на нем;

Галстук-бабочка под ворот, шерстяные брюки,

В туфли черные обут, выгляжу я круто!

3. Розовая кофточка, просто нету слов,

С рисунками из бусинок, бисера, цветов!

Джинсовая юбочка с оборками по краю,

Вышитые бабочки по юбочке порхают.

Туфельки бордовые, девочка я клевая!

4. Платье бело-голубое,

Кружева, и все такое,

Рукава фонариком,

На груди два бантика.

Туфли черные приличны,

Каблучок, сидят отлично!

5. Мой наряд удобен очень,

И к тому же очень прочен.

Есть рубашка на замке,

И кармашки- все при мне.

Джинсы любят ребятишки,

И девчонки, и мальчишки.

К джинсам подойдут кроссовки,

В них ходить и бегать ловко.

6. В розовую блузку нарядилась я,

Ткань из трикотажа, длинны рукава;

Есть здесь и оборки, и лицо девчонки.

Юбочка блестящая, а я вся изящная.

Бордовы туфельки при мне,

Я всех моднее на земле

7. Наряжаться я люблю,

Себе юбочку куплю,

Кофта подойдет сюда,

Мой комплект - вот это да!

Все в оборках и шнурках,

Все посмотрят, скажут «Ах!»

Ярко-ярко красный,

Мой костюм прекрасный!

Босоножки тоже в тон,

Просто чудненький фасон!

Педагог: Вот мы и в магазине, давайте прочитаем, что это за магазин? Взгляните на витрину. Витрина - это такое место в магазине, куда выставляют самые красивые и модные товары, чтобы их было хорошо видно. Что вы видите на витрине? (Воспитатель побуждает детей называть не только вид одежды, но и ее цвет, длину, детали). Если мы вернемся в этот магазин через некоторое время, то увидим, что в витрине произошли изменения. Какие-то вещи были проданы, а какие-то поменяли местами. Ну-ка, давайте проверим, насколько вы внимательны? Присаживайтесь на стульчики.

Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

А сейчас немного поиграем и отдохнем.

Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики Дети находят глазами висящие в разных углах помещения картинки с изображениями предметов одежды и обуви, имитируют их одевание, движения.

Вы, ребята, поднимайтесь,

И в обновы наряжайтесь!

Глазами джинсы мы найдем,

Наденем и гулять пойдем.

Найдите синие кроссовки,

В них побегаем мы ловко!

Ищите свитер полосатый,

Он согреет нас, ребята!

Чтоб со снегом поиграть,

Перчатки надо надевать!

Где шапка шерстяная,

отворот цветной,

В этой шапке можно погулять зимой.

На каток всем нам, ребята, надо собираться,

А, надев костюм спортивный, в нем легко кататься.

Педагог: Ребята, а как, вы, думаете, откуда одежда поступает в магазин? (со швейной фабрики)

А обувь? (с обувной фабрики).

А кто на фабриках изготавливает одежду, обувь? (модельеры придумывают, моделируют; закройщики кроят ткань и кожу; портные и обувщики прошивают раскроенные детали, украшают изделия пуговицами, шнурочками, замочками, вышивкой, аппликацией и т.д.)

Ребята, а где мы можем заказать пошив желаемой одежды? (в ателье)

Сейчас представим, что мы в ателье, кто желает заказать платье или костюм своему ребенку? (одному из детей предлагается роль приемщика, другому - роль заказчика)

Здравствуйте, я хочу заказать платье для моей дочки.

Сейчас я вам покажу журнал мод; подберите фасон, какой вам нравится, и ткань, которая вам подходит.

После того, как фасон и ткань подобраны, работу продолжает закройщик, который снимет мерки с вашего ребенка (приглашается закройщик, снимает мерки)

Как, вы, думаете, что он сейчас возьмет в руки?

Белый, а не сахар, не карандаш, а пишет? (мел)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик? (ножницы)

А теперь на помощь приходит швея. Что она возьмет в руки?

Отгадайте: - Конь стальной, хвост льняной? (иголка с ниткой). (Педагог в качестве швеи производит первые стежки, делает первую примерку) Приемщик сообщает в какой день подойти за готовым изделием, выдает квитанцию.

Ребята, недавно в одно ателье обратился начинающий художник-модельер и предложил свои эскизы. Как, вы, понимаете слово «начинающий»? Начинающий это тот, кто только начинает чем-либо заниматься. Так и наш художник - только недавно начал рисовать. Взгляните на эскизы, что вы можете сказать, об этом горе-художнике? Чего здесь не хватает? (у куртки не хватает одного рукава, у перчаток - пальца, на одном ботинке нет шнурка, у платья одного манжета на рукаве и т.д.) И, вообще рисунки очень скучные, бледные, нет четкости контуров. Давайте их дорисуем и дополним разнообразными деталями, проявим свое творчество, фантазию, побудем в роли художников.

По окончании выполнения задания, дети рассказывают, что они дорисовали и, как украсили свой фасон (изделие) Рассказ начинается со слов в «своем» (платье, костюме) я дорисовал (карман, манжет и т.д.) , заканчивается словами: «мой»,»мое» (платье) получилось очень нарядным, красивым, модным и т. д. В нем можно пойти на бал (кино, театр, кафе и т.д.)

А в лес? (нет)

Почему? и т. п.

В заключение дети читают стихотворение:

1-й ребёнок: Модным быть не так уж сложно

2-й Как и детям так и взрослым,

3-й Важно шанс не упустить, -

4-й Вовремя приобрести:

5-й Только мера должна быть,-

6-й Нужно не переборщить.

7-й Вещи время знать, и место

Все: Будет все тогда, чудесно!

Педагог предлагает вспомнить, где они сегодня побывали, чем занимались, что интересного узнали. Педагоги дают положительную оценку работы каждого ребенка.

Статьи по теме: