Питание ребенка на восьмом месяце жизни. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни

Восьмимесячные малыши очень активны, много двигаются и с интересом осваивают новые просторы, ведь в этом возрасте они уже могут передвигаться ползком. Чему еще научился карапуз к 8 месяцам, какими новыми навыками уже радует родителей и как взрослые могут помочь в развитии младенца этого возраста?

Физиологические изменения

  • Продолжается период прорезывания зубов, при этом их появление очень индивидуально. У кого-то в 8 месяцев еще нет ни одного зуба или только появился первый резец, а кто-то уже пробует грызть печенье четырьмя зубами.
  • Темпы роста ребенка немного замедляются, что связано с повышением физической активности малыша. Мышцы крохи уже развиты настолько, что позволяют младенцу не только переворачиваться и сидеть, но и стоять, а также ползать.
  • Стул ребенка стал более оформленным и мало похожим на каловые массы крохи, пребывающего исключительно на грудном вскармливании. У него присутствует нерезкий запах, а частота дефекации обычно составляет 1 раз в день.
  • Память ребенка развивается и удерживает последние события. Благодаря совершенствованию памяти, малыш способен повторять действия за родителями, узнавать знакомые предметы, услышанные потешки, близких людей.


Малыш в 8 месяцев может уже и стоять, и ползать

Физическое развитие

За восьмой месяц жизни кроха прибавляет примерно 550 грамм и становится выше в среднем на 1,5 сантиметра. Окружность груди и окружность головы увеличиваются каждая на 0,5-1 см.

Хотя темп развития каждого ребенка индивидуален, на основе данных измерений большого количества детей определенного возраста медики определили среднее значение, а также границы нормальных показателей физического развития. Отклонение от них вызывает настороженность и является причиной детального обследования малыша. Основные параметры для малышей 8 месяцев представлены в такой таблице:

О том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Кроха 8 месяцев очень активен физически, умеет садиться, ложиться, вставать (при этом подтягивается за опору), довольно быстро ползать, а также переступать предметы.
  • Малыш много времени уделяет изучению игрушек и постоянно тренирует собственные руки. Он может свободно переложить одну игрушку в другую ручку, а если предмет выпадет из руки, то будет его искать. Ребенку нравится катать мячик, нажимать на разные кнопочки, листать страницы книжек.
  • У лепета восьмимесячного младенца уже имеется интонация, которую малыш перенял от родителей. Кроха много раз повторяет одинаковые слоги, поэтому родители постоянно слышат от малютки «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба».
  • Детки этого возраста очень жизнерадостны, радуются другим малышам, а к взрослым незнакомцам относятся настороженно. Если же мама куда-то уходит, восьмимесячного карапуза это сильно расстраивает. Когда у ребенка что-то не получается, кроха огорчится, а маминой похвале будет очень рад.
  • Ребенок может показать знакомый предмет, когда его спрашивают «где?». Также малыш уже научился по просьбе махать рукой, делать «ладушки» и другие действия, которым родители его обучали ранее. Младенцу очень нравятся игры, в которых действия повторяются.
  • Малыш 8 месяцев не только ест с ложки и даже пробует это делать самостоятельно, но и берет в ручки твердую пищу (например, детское печенье), откусывая кусочки от нее.


С ребенком в 8 месяцев можно играть в открытие и закрытие дверок, накрывание баночек крышками

Хотя все детки развиваются с собственным темпом и одни навыки могут приобретать раньше сверстников, а какие-то – позже других деток этого же возраста, однако есть умения, которыми малыш непременно должен обладать в 8 месяцев. Вас должно насторожить, если кроха:

  • Не садится.
  • Не ползает назад или вообще не пробует ползать.
  • Не пробует вставать у опоры.
  • Не может несколько секунд стоять, держась двумя руками.
  • Не может удержать игрушку в руках.
  • Не хватает предложенную игрушку.
  • Не перекладывает игрушку из одной ручки в другую.
  • Не произносит слоги.
  • Не прислушивается, когда слышит разговор взрослого.
  • Не проявляет какие-либо эмоции.


Консультируйтесь у педиатра по любым настораживающим симптомам

Занятия для развития

  • Если малыш еще не освоил ползание на четвереньках, потренируйте малютку в воде. Во время купания положите кроху животом на дно пустой ванны и включите воду, чтобы она медленно наполняла ванночку. Уровень воды будет подниматься и станет стимулом к подниманию малыша на локтях и коленях. При таком упражнении важно следить, чтобы ребенок не напился воды.
  • Еще один способ научить ребенка ползанию на четвереньках представляет собой ходьбу «на руках». Поднимите ноги ребенка так, чтобы кроха встал на ручки. Далее немного раскачивайте карапуза вперед и назад. Как только малыш устанет, упражнение нужно прекратить.
  • Для совершенствования мелкой моторики предложите малютке трогать разные предметы, игрушки с кнопками и замочками, коробочки с крышками, колечки пирамидки, мягкие книжки и многие другие.
  • Так как ребенок в 8-месячном возрасте в играх копирует действия взрослых, маме следует показывать, как обращаться с новыми игрушками. Покатайте с ребенком машинки, покачайте куклу, постучите в барабан, и пусть младенец повторяет.
  • Предложите крохе играть с несколькими однородными предметами, например, с кубиками разных цветов, шариками, колечками от пирамидки. Складывая и рассыпая такие предметы, ребенок будет познавать связи между ними.
  • Постройте из кубиков небольшую пирамиду и покажите крохе, как ее можно развалить с помощью катящегося мячика.
  • Рассматривайте с малышом семейные фотографии и просите показать близких людей и самого ребенка. Ребенку понравится отыскивать себя на фото.
  • Часто включайте музыку и танцуйте с крохой. Пусть это будут мотивы с разным ритмом – и классические мелодии, и детские песенки, и песни современных исполнителей.
  • Тренируйте чувство равновесия у малыша, поднимая кроху и опуская. Также можно покружиться с младенцем.
  • Сделайте для ребенка полку для книг, к которой малыш сможет дотянуться. Наполните эту полку яркими детскими книгами и давайте возможность карапузу самостоятельно выбирать книжку для «чтения».
  • Играйте с крохой в ванной. Пусть малыш передвигает плавающие игрушки, хлопает по поверхности воды ладошками, набирает воду в формочки, переливает из одной емкости в другую.
  • Разрешите крохе поиграть с кухонной утварью, но давайте при этом малышу лишь безопасные предметы – поварешку, контейнеры, крышки и другие.
  • Также крохе понравится играть и с настоящим телефоном, который для этого следует отключить от сети. Дайте карапузу трубку и пусть он «разговаривает».
  • На прогулке обращайте внимание малыша на разные звуки, которые издает самолет, автомобиль, птичка, собака. При этом называйте источник звука.
  • Поддерживайте интерес малыша к животным. Приобретите пластмассовых или резиновых животных и называйте их, а также имитируйте их голос. Показывайте крохе животных в книгах и на улице.
  • Дайте малютке в руки деревянную ложку и несколько предметов, которые можно бить. Так ребенок поймет, что предметы отличаются не только внешним видом, но и издаваемым звуком.
  • На глазах у карапуза спрячьте игрушку, накрыв ее одеялом, а потом предложите крохе ее отыскать.


Прежде всего, ребенок нуждается в любви родителей

Уход

В утреннее время, как и прежде, малышу проводят гигиенические мероприятия. Они включают умывание, чистку зубов, высаживание на горшок, подмывание. Каждый вечер младенца купают, одновременно весело играя с игрушками, которые способны плавать. Помимо этого, в течения дня ребенку следует периодически мыть ручки, ведь кроха ползает и трогает разные предметы. Сменяя подгузник, ребенка обязательно подмывают под проточной водичкой.


Рацион ребенка расширяется, малыш пробует множество новых вкусов

Грудное вскармливание по требованию в этом возрасте представлено 6-8 кормлениями днем и около 6 кормлениями в ночное время. Объем прикорма увеличивается и представлен в меню грудничка овощами, фруктами, безмолочной кашей, растительным маслом, мясом, фруктовым соком, сливочным маслом, сухариками и печеньем.

Дети на искусственном вскармливании получают смесь в утреннее кормление, а также в последнее кормление перед сном. В остальное время меню крохи-искусственника формируется из блюд прикорма. По сравнению с детками, вскармливаемыми грудью, их рацион более расширен – в него добавлены кисломолочные напитки, творог и желток. Кашу для малыша-искусственника уже варят на молоке, а объем большинства будет выше, чем у ребенка с грудным типом вскармливания.


Основой рациона детей в 8 месяцев является грудное молоко или смесь

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

Каждый новый день с восьмимесячным младенцем приносит много интересных и веселых моментов. Понятно, что режим у каждого из детей этого возраста будет отличаться, но мы предлагаем примерный вариант распорядка дня, который может быть у малышей 8 месяцев:

Просыпание.

Первое кормление, в которое ребенок получает мамино молоко либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Бодрствование.

Гимнастика.

Второе кормление, в которое детям на грудном вскармливании дают кашку со сливочным маслом, а крохам-искусственникам дополнительно предлагают желток.

Период бодрствования.

Прогулка, во время которой у крохи бывает первый дневной сон на свежем воздухе.

Третье кормление, во время которого малыши любого типа вскармливания получают овощное пюре с мясным пюре и растительным маслом, а также пшеничный хлеб и сок из фруктов.

Прогулка, во время которой у ребенка бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

Четвертое кормление, которое у деток на грудном вскармливании будет включать фруктовое пюре, печенье и женское молоко, а у деток на искусственном вскармливании – кисломолочный напиток, пюре из фруктов, творог и печенье.

Период бодрствования и спокойные игры.

Пятое кормление, во время которого ребенок получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Детки на грудном вскармливании во сне прикладываются к материнской груди до 6 раз, а малыши-искусственники в этом возрасте уже для кормления не просыпаются.

Разнообразьте свой день играми с ребенком по методике «Маленький Леонардо», которые вы можете увидеть в видео Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.

Частые проблемы

  1. Страх расставания с мамой. Детки 8 месяцев начинают бояться отпустить маму от себя и очень переживают расставание с ней. Кроме того, в этом возрасте могут появиться и другие страхи, например, ребенок может пугаться громких звуков бытовых приборов. Покажите малышу источник звука, чтобы он перестал быть пугающим.
  2. Отказ от прикорма. Малыш может отказываться пробовать новую пищу, если блюдо не понравилось ему своей консистенцией, вкусом или температурой. Возможно, малыш еще не успел проголодаться или в помещении очень жарко. В любом случае настаивать не нужно. Предложите пищу ребенку немного позже.
  3. Неспокойный сон. Малыши восьми месяцев из-за физической активности и перевозбуждения могут плохо засыпать и их ночной отдых нарушается. Чтобы избежать проблем с ночным сном, исключите в вечернее время активные игры, сделайте перед сном расслабляющий массаж, почитайте крохе книжку.
  4. Болезненное прорезывание зубов. Появление зубов без боли и дискомфорта встречается довольно редко. У многих деток зубки режутся с болезненными ощущениями, изменениями стула, повышенной температурой, капризами и другими отрицательными проявлениями. Помочь малютке могут охлажденные специальные игрушки, которые можно грызть. Для избавления от боли применяют специальные гели, а при температуре – препараты с жаропонижающим действием.
  5. Аллергия на прикорм. Поскольку меню восьмимесячных детей расширяется, всегда существует риск появления реакции на новый продукт. Такая реакция может проявляться поносом, кожными высыпаниями, насморком, запорами, коликами, покраснением глаз и другими симптомами. Старайтесь знакомить ребенка этого возраста лишь с безопасными продуктами, которые редко вызывают аллергию. Пока ребенку нельзя давать красные ягоды, помидоры, какао, цитрусовые плоды, продукты из сои, а с введением в детское меню молока, яиц и курицы следует быть очень осторожными.


Кроха становится еще более привязанным к мамочке

  • Поскольку 8-месячный малыш уже активно исследует квартиру, ползая повсюду, вам следует обеспечить крохе безопасность. Пока еще карапуз не понимает рисков и опасностей, поэтому задачей родителей будет устранить с пути ребенка ядовитые вещества, крохотные и бьющиеся предметы, а также все острое и режущее. Спрячьте розетки, скройте острые углы мебели, уберите в закрывающийся шкаф бытовую химию и никогда не оставляйте ползающего малыша в комнате без присмотра.
  • Если ваш восьмимесячный ребенок еще не начал вставать на ножки, придерживаясь за опору, форсировать приобретение этого навыка не нужно. Как только мышцы крохи окрепнут достаточно для пребывания в вертикальном положении на ногах, малыш сразу же начнет свои «тренировки», оттачивая новое умение. Помните, что многие дети не начинают вставать к 8-месячному возрасту, как и ползать, и торопить их пока не стоит.
  • Если у ребенка уже прорезалось 4 зуба, поощряйте жевание, предлагая крохе не пюре, а кусочки отварных овощей, а также детское печенье и сухарики.
  • Часто разговаривайте с младенцем, при этом сюсюкаться и искажать слова не следует. Тем не менее, допустимо использование сокращенных слов, например, вместо «кошка» можете произносить «киса».
  • Выбирая развивающие занятия для малыша, учитывайте не только время дня, но и темперамент крохи. Если у вас непоседливый карапуз, то ему будут по душе активные игры, перевороты, ползание. Для спокойных младенцев больше подойдет чтение книжки, складывание кубиков. Следует уважать интересы малыша, пусть он еще и совсем крошка. Если что-либо малютке не нравится, не заставляйте и не настаивайте.


Развитие ребенка на восьмом месяце идет довольно динамично, но все же не все дети в этот период обладают одинаковыми умениями и осваивают их в традиционном порядке. Кто-то пропускает ползание и переходит сразу к хождению, у кого-то нет еще ни одного зуба, а кто-то имеет в речевом запасе уже несколько слов. Развитие ребенка в 8 месяцев проходит по индивидуальному графику, но вам все же нужно стремиться к тому, чтобы малыш осваивал стандартные навыки, и делать все, чтобы помочь ему в этом.

Календарь развития детей указывает на основные умения, которые должен приобрести ребенок за восьмой месяц жизни, но грудничок может освоить их раньше или же позже на пару недель.

Физическое развитие: умения и навыки

  • восьмимесячный малыш может самостоятельно садиться;
  • должен уметь самостоятельно вскарабкиваться по перилам и вставать в кроватке;
  • грудничок может делать несколько шагов в кроватке, держась за бортик;
  • при поддержке умеет шагать по полу и по кровати;
  • активно ползает в разных направлениях, может уметь заползать на лестницу, спускаться и подниматься по ней;
  • умеет вставать на ножки, подтягиваясь за вашу руку;
  • знает названия окружающих объектов, предметов мебели и игрушек; когда вы просите показать их, понимает вас и указывает на них пальцем;
  • развивается «пинцетное захватывание»: малыш должен уметь брать мелкие предметы, сжимая их указательным и большим пальцами;
  • в восемь месяцев жизни младенец должен уметь пить из чашки, может жевать небольшие кусочки пищи и печенье.

Эмоции и психологическое развитие

Восьмимесячный малыш очень привязывается к матери, которая постоянно находится рядом с ним. Он начинает капризничать, когда мама выходит из дома, оставляя его с родными, или занимается делами по хозяйству.

Постепенно уходит боязнь незнакомых людей: малыш приглядывается к новым гостям и быстрей, чем до этого, идет на контакт с ними. Дети начинают испытывать страх от шумных бытовых приборов — пылесоса, фена, блендера и кофемолки. Чтобы избежать нежелательных истерик, можно пользоваться ими, когда малыша нет рядом.

У детей за восьмой месяц жизни возникает интерес к другим малышам, младенцы увлеченно разглядывают друг друга, улыбаются и дотрагиваются до разных частей тела.

Ребенок к восьмому месяцу жизни довольно хорошо понимает то, что вы произносите, и выполняет просьбы подать какой-то предмет. Хвалите его за эти успехи, ведь одобрение таких маленьких «побед» будет стимулировать малыша развивать себя дальше.

Младенец хорошо чувствует интонацию разговора родителей с ним и может обижаться на строгий тон и запреты. Психологическое развитие ребенка достигло уже такого уровня, что он уже сознательно манипулирует взрослыми, капризничая, чтобы можно было добиться своего.

Уход

Продолжают резаться зубки, и за зудящими деснами нужно осуществлять уход с помощью болеутоляющих гелей. Выросшие резцы можно начинать чистить с помощью мягкой щеточки, постарайтесь сделать из этого неприятного для малыша процесса подобие игры, чтобы не отбить у него желание ухаживать за своими зубками. Можно позволить младенцу самому заботиться о своих резцах и постараться научить грудничка правильно это делать.

Поскольку младенец постоянно ползает по полу, вам нужно делать ежедневную влажную уборку в квартире.

Испачканные о грязную поверхность руки ребенок может засунуть в рот, поэтому следите за их чистотой и регулярно производите уход за ними с помощью мыла и очищающих салфеток.

Можете постепенно приучать малыша к горшку — усаживайте на него младенца ненадолго. Если ребенок противится, не заставляйте его, ведь этим можно вызвать его негативное отношение к этому предмету. Лучше выждите некоторое время и попробуйте еще. Если сидение на горшке завершится положительным результатом — обязательно похвалите малыша. Для ребенка важно ваше одобрение всего, чему он научился.

Продолжайте проводить ежедневные водные процедуры и уход за кожей малыша после ванной. Днем как можно чаще оставляйте ребенка без подгузника, чтобы избежать возникновения опрелостей .

Рост и вес

Темпы прибавки роста и веса во втором полугодии жизни несколько снижаются. За восьмой месяц младенец наберет около 500 грамм и подрастет на 1,5-2 см. Дети весят к концу восьмого месяца 8-9 кг, а их рост, в зависимости от наследственности и состояния здоровья, может колебаться от 67 до 71 см. Мальчик по-прежнему будет тяжелей и выше, чем девочка.

Питание

Питаться восьмимесячный ребенок должен 5 раз в сутки, два из них уже заменены прикормом. При этом первое и последнее кормления должны быть грудными (у искусственников — смесь).

Если ваш малыш освоил однокомпонентные каши, и ни на один из видов круп у него не возникло негативной реакции, можно включать в его питание мультизлаковые блюда. К концу восьмого месяца жизни после введения в рацион овощей, фруктов и каш, в меню малыша добавляются кисломолочные продукты. Ребенок уже, как правило, умеет держать ложку и пить воду из поильника. Не бойтесь, что малыш испачкает одежду или стол с полом, сейчас важно научить его кушать самостоятельно . Можно надеть на шею младенца слюнявчик, чтобы сберечь вещи. Старайтесь не увлекать ребенка во время еды телевизором или игрушками, питание малыша должно происходить в спокойной атмосфере, и он должен уметь сосредотачиваться на процессе кормления.

Сон

Режим сна на восьмом месяце жизни малыша не претерпевает никаких изменений. Поскольку питание у ребенка сейчас довольно сытное, его сон будет крепок. Младенец должен спать в темное время суток примерно 10 часов, а днем он отдыхает два раза по 1,5-2 часа. У малыша могут появиться наиболее любимые игрушки, которые он будет просить положить ему в кроватку.

Речь

На восьмом месяце малыш может начать называть близких по именам: «мама»,»папа», «баба». Продолжайте развивать речевые навыки младенца и рассказывайте ему обо всем, на что грудничок обращает внимание. Названия предметов и явлений проговаривайте для ребенка нарочито медленно, растягивая слоги, — вы увидите, что малыш пытается повторить за вами .

Игры и занятия с малышом

Самостоятельность малыша все больше возрастает. В восемь месяцев он уже может увлечься игрушкой и должен уметь переживать «одиночество» более 10 минут. Поскольку ребенок теперь стал более мобильным, уберите опасные предметы в недоступные места.

Желательно приобрести специальные накладки на углы мебели, о которые малыш может случайно удариться, а также прикрыть розетки заглушками, а провода от техники убрать с его пути.

Детям в восемь месяцев подходит уже больше игрушек. Мяч и молоток с пищалкой развивают координацию и укрепляют мышцы рук малыша. Тактильные ощущения младенца продолжают обогащаться с помощью предметов, состоящих из разнофактурных материалов. Игрушки или мешочки, наполненные крупами, развивают мелкую моторику малыша.

Поскольку малыш продолжает тянуть все в рот, важно вовремя осуществлять уход за теми предметами, что окружают его – пылесосьте, протирайте и стирайте игрушки, которыми пользуется ребенок.

Грудничкам на восьмом месяце нравятся музыкальные игрушки с крупными кнопками, детские книги с толстыми картонными страницами или в мягком оформлении. Ребенок должен уметь нажимать на кнопки и переворачивать странички, разглядывая знакомые картинки и показывая пальчиков героев. Такие занятия и сложные игрушки разовьют в ребенке логику, моторику и сообразительность.

Продолжается период бросания и разрушения. Ребенку нравится ломать построенные взрослым башни, выбрасывать из коробки игрушки на пол и намеренно выкидывать из кроватки предметы . Не думайте, что у вас растет маленький монстр, который только и умеет делать, что разрушать, — это обычное поведение у детей восьмого месяца жизни, так малыш исследует мир и свойства объектов.

Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития. К концу восьмого месяца жизни ярко вырисовывается индивидуальная окраска эмоциональной жизни малыша. Высвечиваются возрастные «достижения» ребенка. Как же помочь малышу в его развитии, на что обратить особое внимание?

В 7 месяцев ребенок научился ползать и, по сути дела, овладел возможностью ползком перемещаться в пространстве. На восьмом месяце он виртуозно использует это умение: ползает быстро, во всех направлениях, вползает по ступенькам детской горки на небольшую высоту, исследуя всё, что видит в пределах досягаемости. Любопытству крохи – нет предела!

На восьмом месяце к ребенку придет умение самостоятельно, без вашей помощи, садиться . К концу восьмого месяца жизни некоторые из малышей смогут научиться вставать у опоры , держась за перила кроватки, манежа или опираясь на сидение дивана, стула. Мало того, они попытаются самостоятельно перемещаться в вертикальном положении, держась за опору и делая первые самостоятельные шаги . К другим детям эти умения придут позже, на девятом – одиннадцатом месяце жизни.

Возможность сидя и стоя обозревать окружающее позволяет наблюдать ближнее и дальнее пространство, приближение и удаление предметов в перспективе. Малыша манят, привлекают дальние объекты за пределами «барьера» (ограждения). Это уже условие к овладению в скором будущем ходьбой.

Изменившиеся двигательные возможности малютки открывают перспективы его дальнейшего сенсорного развития (развития органов чувств). Его глаза привыкают видеть и узнавать предметы (игрушки) с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве . Так, например, малыш узнает свою игрушечную собачку («ав-ав»), когда видит ее на полочке, стоящую к нему в анфас или в профиль. Ребенок стремится взять каждую игрушку в руки, «обследовать» ее всеми доступными способами и даже лизнуть. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем пространстве, идет накопление опыта практических действий с предметами и игрушками в процессе самостоятельного перемещения (ползком).

Интенсивное сенсомоторное развитие налицо, в его основе лежит развитие действий с предметами (игрушками). Восьмой месяц в этом направлении привносит новое: малыш действует не с одним-двумя предметами, а с множеством однородных предметов, впервые познавая практику «прямых» и «обратных» (взаимоисключающих) действий. Например, складывание шариков в миску и их рассыпание; снятие колец большого диа­метра со стержня и их разбрасывание; складывание кубиков «кучкой» и их раскидывание и т.д. Для взрослого эти действия кажутся примитивными и бесполезными. Но, как же они важны для ребенка! Малыш впервые выступает в качестве «деятеля», способного осуществлять какие-то простейшие функциональные действия с предметами. Эти действия обусловлены физическими свойствами предметов (шарик можно катать, кубик прикладывать к кубику, кольца снимать со стержня и т.д.).

Это важно, потому что, как утверждают ученые, представление ребенка о себе как активном, действующем существе связано прежде всего с возрастанием его возможностей в практических действиях с предметами. Эмоциональный мир крохи обогащается за счет формирования его активной позиции в развитии действий с предметами. Удачи или неудачи являются реальным поводом для радости или огорчения малыша.

Чувства малютки становятся более адекватными миру житейских отношений. И взрослый играет в этом огромную роль, выступая в качестве проводника в царство «вещей и отношений»: малыш копирует его действия с предметами, обогащается его эмоциями, учится «быть человеком». Участие взрослого в жизни ребенка трудно переоценить. Совместные игры и общие эмоциональные переживания делают присутствие взрослого и его участие первостепенным условием психофизического благополучия крохи. Ребенка по-прежнему следует ласкать и всячески подчеркивать свою любовь к нему и заботу о нем.

К концу восьмого месяца жизни у ребенка складывается привязанность к определенному взрослому – близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому необходима для дальнейшего развития ребенка. Недостаточность общения с малышом выступает как угроза его психической полноценности в будущем. Условием формирования привязанности к взрослому на данном этапе является удовлетворение потребности ребенка в «деловом» общении (действиях с предметами и игрушками). Зная, что у ребенка восьмого месяца жизни формируется привязанность к близким людям, родители должны учитывать эту потребность крохи, чутко откликаться на его желания, инициативу, как бы «идти» ему навстречу.

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких. Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Взрослый использует фольклорные тексты, которые ранее как пестушки уже присутствовали в жизни ребенка, а теперь необходимы для формирования активных игровых действий. Они разучиваются с малышом, выполняются «по слову». Достаточно маме сказать: «Ладушки, ладушки...» и малыш начинает «играть», «танцевать» ручками, выполняя последовательную цепь условных вариаций. В конце фольклорного текста ребенок кладет на головку ручки: «Кыш! Полетели, на головку сели, ладушки запели!».

Продолжается развитие речевых навыков малыша. Ребенок пользуется лепетом часто, сопровождая им все свои игровые действия. На вопрос взрослого «Где?» восьмимесячный малыш находит взглядом и указывает жестом (пальчиком) на знакомые предметы, игрушки, которые узнает уже не только в ранее известном ему месте, но и в любом другом – в том, в которое их переставили. В лепете малютки появляются новые фонемы (звуки). Взрослый, вслушиваясь в речь ребенка, повторяет за ним удавшийся новый слог, побуждая его таким образом «вступить в перекличку». Все сказанное нами позволяет сделать вывод: под умелым руководством взрослого к концу восьмого месяца жизни малыш делает определенный «скачок» по всем ведущим линиям развития. Локомоторное развитие обогащает сенсорную сферу ребенка, т.е. действия с предметами становятся источником формирования чувств, в частности, познавательной активности. Познавательная активность обогащается деловым общением со взрослым. Таким образом, создаются новые возможности для дальнейшего продвижения ребенка вперед.

Развитие и воспитание ребенка. 8-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития речи и мышления. Ознакомление с окружающим миром

Развитие общих движений и действий руки

Мини программа 8-го месяца

1. Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).

2. Обогащать познавательное развитие ребенка новыми впечатлениями:

1) широко использовать образные игрушки (например, петушка, зайчика, куколку и др.), позволяющие имитировать поведение одушевленных существ («ходят», «смотрят», «издают звуки», «поют», «танцуют» и т.д.);

2) продолжать знакомить с дидактическими игрушками (шары, кубики, кольца и др.); обогащать опыт практических действий с предметами, исходя из их физических свойств (шарики перекатываются, кубики кладутся друг на друга) и т.д.

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка радостью общения со взрослым.

Проявлять открытость чувств к ребенку, подчеркивая любовь, нежность, ласку, интерес к нему.

2. Способствовать воспитанию у малыша любви и привязанности к близким.

3. Усиливать содержательную сторону общения с ребенком.

1. Продолжать формировать подготовительные речевые навыки.

2. Способствовать развитию понимания речи взрослого и активному речевому подражанию.

3. Развивать фонематический слух ребенка (речевые звуки), сочетая с развитием интонационного слуха.

4. Обогащать речевое общение: вводить понятные ребенку слова, сочетания слов, звукоподражания. Формировать потребность в речевом общении.

1. Продолжать развивать двигательную активность ребенка, оказывающую большое влияние на его физическое и психическое здоровье.

2. Совершенствовать локомоции : умение менять положение своего тела (повороты), самостоятельно (ползанием) преодолевать близлежащее пространство.

1. Осуществлять показы с образными игрушками, включая их в простые игровые сюжеты из 1-2 действий (собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет и т.д.)

2. Формировать подражание действиям взрослого (например, выложить шарики из коробки, покатать их; открыть коробку с игрушкой, откинув крышку, достать игрушку, закрыть коробку и т.д.).

3. Учить выполнять с помощью подражания два целенаправленных взаимосвязанных действия (например, приблизиться к мячу и толкнуть его).

4. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям, постепенно развивая умение выполнять действия самостоятельно.

5. Знакомить с плоскостным изображением знакомой игрушки (например, петушка, собачки, куколки, уточки и т.д.).

6. Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы (2,5-3,5 см в высоту) различной формы (шарики, кубики, конусы, кольца, цилиндры и др.).

7. Продолжать развивать тактильную чувствительность ладоней и пальцев (осязание), подбирая предметы, различные по материалу, фактуре, массе, плотности, упругости.

1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).

2. Способствовать появлению у ребенка потребности в совместных действиях со взрослым (сотрудничестве).

3. В процессе ознакомительной игры давать ребенку образцы новых действий с образными и дидактическими игрушками.

4. В процессе «делового» контакта обогащать чувства ребенка яркими эмоциями.

5. Способствовать появлению у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым – простым совместным игровым действиям.

1. Создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт со взрослым (эмоциональная активность, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрприза и т.д.).

2. Фиксировать звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций.

3. Использовать практику речевой «переклички» взрослого с ребенком.

4. Сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию.

5. Широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги: «А-а-аля, э-м-м!»; закрытые слоги: «Дэ-дэ, би, бе-де-э, ба-ба-ба!» и др.).

1. Создавать условия, способствующие совершенствованию ползания – двигательного акта, имеющего особое значение для развития всей мышечной системы (брюшного пресса, груди, спины, конечностей).

2. Создавать условия, способствующие формированию умения самостоятельно садиться.

3. Развивать у ребенка состояние «мышечной радости», обеспечивая достаточную двигательную активность, направленную на освоение окружающей среды и действий с предметами.

4. Продолжать развивать действия руки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев в занятиях с предметами (игрушками).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 8-го месяца

Лежа на боку, спине, животе, сидя, стоя, ребенок по-разному - с разных точек зрения – видит окружающее. Он обнаруживает «многоликость» вещей: пирамидка, матрешка выглядят совершенно по-другому, если на них смотреть сверху или сбоку.

Любопытство побуждает малыша к действию. А действуя, он познает свойства вещей, расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу.

Взрослый проводит с малышом специальные занятия, стимулирующие познавательную активность и действия с предметами (игрушками).

Примерные варианты занятий с дидактическими игрушками

Занятие 1.

Цель. Расширять представления об игрушках, изображающих живых существ (например, Петрушку, матрешку, поросенка, попугая и т.д.). Привлекать внимание к общим характерным деталям (все они имеют головку, глазки, носик и т.д.). В процессе показа, называя игрушку, отметить ее яркий признак, например, у зайчика – длинные ушки: «Это – зайка!» У поросенка – курносый носик-пятачок. «Хрю-хрю – это поросенок!».

Материал. Сюжетная игрушка (по выбору мамы).

Ход занятия. Мама держит в руках игрушку, привлекая внимание к ней движением и звуком, имитирующим звуки инструментов или голос показываемого существа. Например, «Вот Хрюша. Хрю-хрю-хрю!». Мама сжимает резиновую игрушку - раздается писк.

В первой части занятия мама вызывает интерес к игрушке. Активизирует желание подползти к игрушке и взять ее в руки. Если малыш делает попытку сесть, взрослый помогает ему.

Во второй части занятия ребенок действует игрушкой самостоятельно: раскачивает, сжимает, перекладывает из руки в руку, сжимает двумя руками и т.д.

В третьей части занятия, как только действия малыша становятся однообразными и он теряет интерес к предмету, взрослый разыгрывает с игрушкой различные простые сюжеты. Например, поросенок пропал или спрятался: «Где Хрюша?». Хрюша «прячется» под платок или в коробку и внезапно появляется.

В четвертой части занятия взрослый действует по ситуации, исходя из поведения малютки, «идет» как бы за ним, поощряет его активность и инициативу.

В конце занятия желательно включить какой-либо фольклорный текст, например: «Сарафанчик с рюшечкой –

Это наша Хрюшечка!

Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!

На Сереженьку (Сашеньку, Олечку) смотрю!»

Желательно этот текст пропеть, а затем «протанцевать».

Занятие 2.

Цель. Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.

Материал. Цветные шарики разного размера (диаметром до 7 см), круглая коробка (диаметром 20-45 см).

Ход занятия.

На одеяле или на плотном ковре перед малышом лежат несколько шариков. Мама толкает шарик, двигаясь за ним, настигает и толкает вторично. Эти действия она сопровождает веселым разговором с ребенком, который наблюдает за ее действиями.

Во второй части занятия мама побуждает малютку повторить аналогичные действия с другим шариком: приблизиться к нему (ползком), толкнуть, последовать за ним и т.д.

Она высыпает цветные шарики из коробки. Шарики раскатываются. Взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, так, как ему хочется.

Варианты . На глазах у малыша мама сортирует шарики, например, по цвету: красные – в одну сторону, синие – в другую. Малыш их снова смешивает.

С целью развития тактильной чувствительности ладоней можно предложить действовать с шариками из различных материалов или обтянутыми разнофактурными тканями.

Внимание! Действия с предметами и игрушками проходят только в присутствии взрослого, который следит, чтобы мелкие игрушки (менее 3-4 см) не попали в рот малыша. Взрослый не должен позволять ребенку подносить их ко рту.

Занятие 3.

Цель. Расширять чувственный опыт при действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и грани. Развивать активное подражание действиям взрослого; выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, взять предмет из «кучи» игрушек, поманипулировать им, отложить в сторону).

Материал. Неокрашенные деревянные кубики, брусочки, призмы небольшого размера. Можно использовать строительный набор. Тележка (40х50см), на которой вперемешку лежат объемные геометрические фигуры.

Ход занятия. Мама выкатывает тележку на середину ковра. Привлекает к ней внимание ребенка. Взрослый берет один предмет, снимает с тележки, затем берет второй. Стучит кубиком о кубик. Наблюдает за действиями малыша. Если дитя повторяет его действия, то игровой момент дополняется, например, звукоподражанием: «Тук-тук» (стук каблуков). Если возникает ситуация, при которой мама накладывает кубики на тележку, а малыш тут же начинает их снимать, взрослый использует этот момент для организации совместных действий: игриво и весело накладывает кубики на тележку, давая ребенку возможность их снимать.

В процессе ухода за ребенком взрослый информационно обогащает бытовые ситуации - такие, как прием пищи, умывание, укладывание спать и т.д. Мама старается сообщать малышу («транслировать») свои намерения, действия, называть предметы, которые ребенок видит у нее в руках. Например: «Сейчас будем кушать. Где наша бутылочка? Где наша ложка? Леша ротик открывает. Вот как хорошо кушает наш мальчик. Смотрит Мишка, смотрит Зайка…

Нет, нет – это для нашего мальчика, для моего зайчика и т.д.».

Мама подчеркивает свое совместное участие и взаимодействие с малышом в достижении положительного результата.

Мама выражает радость и удовлетворение действиями малыша. Если раньше она просто ласкала сына или дочь, то теперь ее ласка приурочена к конкретной ситуации: мама поясняет, за что она его ласкает (хорошо кушает, хорошо собирает шарики в коробочку и т.д.).

Взрослый, изо дня в день повторяя привычные для малыша ситуации, находит все новые и новые поводы для восхищения ребенком.

Мама акцентирует внимание малыша на положительных сторонах их взаимодействия, употребляет много ласковых слов - «молодец», «умница», «хороший», «любимый».

Следует учитывать, что похвала воздействует более результативно, чем порицание, потому что именно похвала расширяет информационное поле общения взрослого с ребенком и его окружающей средой. Именно похвала создает радость «делового» общения, а взрослый выступает гарантом удачи. Малыш учится ориентироваться на эмоциональное отношение мамы к той или иной ситуации.

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков. Мама должна стремиться насыщать «деловое» общение речью: обращениями к ребенку по имени, ласковыми словами, звукоподражаниями и т.д.

Внимание! С ребенком следует ежедневно проводить специальные речевые занятия. При этом ставится задача вызвать ребенка на «перекличку» - двусторонний речевой контакт на основе подражания.

Малыш пока еще не понимает «взрослый» язык. Он умеет произносить только некоторые звуки. Взрослый, собираясь обучать ребенка подражанию звукам и слогам, должен знать, какие звуки и как малыш произносит.

Это необходимо потому, что в процессе обучения ребенка языку взрослый поначалу пользуется ресурсами «языка» малыша.

При произнесении звука мама стремится побудить ребенка к произнесению этого же звука, при этом малыш должен хорошо видеть ее лицо. Ведь он не только слушает ее, но и смотрит на мамин рот, следит за движениями ее губ.

Примерный вариант речевого занятия

Структура занятия .

Вступительная часть .

Взрослый наклоняется над ребенком, старается сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Гладит малютку, интонирует, называя по имени: например, «В-о-о-лоденька», «В-о-лоденька? (с вопросительной интонацией)» и т.д.

Затем делается пауза (15-20 сек.).

Часть 1. «Перекличка».

Мама произносит звуки, подслушанные у ребенка. Пауза (15-20 сек). Если малыш вступил в речевой контакт со взрослым, необходимо сделать попытку повторить его.

Часть 2. Восприятие неречевых звуков - «озвученная игрушка».

Мама показывает какую-нибудь игрушку, например, поющего петушка, лающую собачку, мяукающую кошечку и др. Дает возможность рассмотреть ее, вызывает слуховое сосредоточение малыша на звуках, которые издает игрушка.

Пауза (15-20 сек).

Часть 3. Вторичный показ игрушки.

Игровые действия с нею. Звукоподражания.

Называние игрушки.

Часть 4. Повторение первой части занятия.

Заключительная часть.

Мама исполняет потешку или песенку о показанной игрушке.

Ребенок, овладевший ползанием к 7 мес., на протяжении 8-го месяца научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.

Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры: он присаживается, опираясь то на одну, то на другую руку; опускается на спинку и затем опять садится.

1. Взрослый учитывает проявившиеся двигательные возможности ребенка, следит за усвоением новых движений и расширяет примерный комплекс гимнастических упражнений

На 8-ом месяце в гимнастический комплекс следует ввести упражнения присаживания.

Цель. Укрепить мышцы брюшного пресса, развить навык садиться.

Присаживание с помощью подтягивания малыша за обе руки.

Исходное положение:

возьмите лежащего на спинке ребенка за кисти рук.

Выполнение:

слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побуждайте ребенка сесть. Повторить 2-3 раза.

Присаживание с поддержкой малыша за одну руку.

Исходное положение:

положите ребенка на спину, фиксируя одной рукой колени ребенка, а другой - придерживая малыша за руку, отведенную в сторону.

Выполнение:

подтягивая малыша за руку и приговаривая: «Садись, садись!», побудите его сесть. Повторить 1-2 раза.

Овладев умением самостоятельно садиться, малыш вначале может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.

Внимание! Ребенка нельзя сажать насильно, следует «идти» за его навыками, не форсируя их.

2. Взрослый закрепляет умение малыша ползать в разных направлениях, используя различные игровые ситуации.

Примерный вариант занятия на развитие ползания

Цель. Учить ползать быстро и в разных направлениях.

Материал. Игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик, металлофон, бубен, ложки, погремушки, неваляшки и т.д.). Салфетки.

Ход занятия. В разных сторонах комнаты и отведенного игрового пространства разложить игрушки, прикрыв их салфетками.

Мама не показывает игрушку, но при этом звенит ею, раскачивая, например, неваляшку. Это побуждает малыша подползти и заглянуть под салфетку. Затем мама передает игрушку малышу.

В следующей части занятия мама привлекает внимание к предмету под другой салфеткой - например, колокольчику или бубну. Ситуация повторяется.

Старайтесь, чтобы в какую бы сторону ни направился малыш, в конце пути его ожидало то или иное достижение.

Уделяйте внимание развитию движений рук, показывая общий «рисунок» выполнения: захват предмета сверху, сбоку и т.д.

Показатели развития ребенка к концу 8-го месяца

1. Действует с игрушками в зависимости от их свойств (круглые – катает; кубические – кладет друг на друга и т.д.). Занимается долго и разнообразно:

1) выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания (высыпание шариков из коробки и т.д.);

2) кладет в ведерко 2-3 предмета; имеет опыт действий с игрушками, используя полое пространство;

3) открывает (откидывает) крышки с игрушечной кастрюльки, бидончика, коробочек и т.д.;

4) перекладывает предметы из руки в руку;

5) производит действия с игрушками, действуя двумя руками;

6) катает предметы: толкание игрушки от себя, затем – следование за отталкиваемым предметом;

2. Подражает действиям взрослого с игрушками (сжимает, трясет, стучит, отбрасывает, придвигает, переворачивает и т.д.).

3. В действиях с игрушками обнаруживается более развитая моторика пальцев: предметы небольшого размера берет щепотью, более крупные – всей ладонью приемом накладывания сверху.

4. В моменты яркой заинтересованности способен заниматься игрушками от 3 до 5-6 мин.; в случае, если взрослый поддерживает ориентировочную активность малыша личным участием – до 8-10 мин.

1. Обнаруживает привязанность к близким ему взрослым, может выделять среди них наиболее любимого.

2. Чувствителен к похвале взрослого. Улыбкой или хныканьем добивается участия взрослого, просится к нему на руки.

3. Активен в совместных играх со взрослым: «Прятки», «Здравствуй – до свидания!», «Ку-ку!», «Где петушок?» и т.д.

4. Эмоционально отзывчив на настроение взрослого. Способен эмоционально «заряжаться» от взрослого. Радуется веселому разговору с ним, его пению, плясовым движениям.

5. Проявляет интерес к другим детям: наблюдает за их действиями, смеется или лепечет.

Понимание речи.

Заметно расширяется понимание речи взрослого, обращенной к ребенку:

1) на вопрос «где?» поворачивает голову в сторону названного предмета (знакомого и постоянно находящегося в определенном месте);

2) может находить предмет среди двух-трех знакомых ему; (примечание: вопрос о каждом предмете задают несколько раз, делая паузу (5 сек.); ребенок на вопрос «где?» смотрит на названный предмет);

3) слыша свое имя, малыш поворачивается ко взрослому, выжидающе смотрит, подползает или действует по ситуации, заданной взрослым;

4) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Прятки», «Ку-ку» и т.д.

Подготовительные этапы активной речи.

1. Произносит за взрослым (по подражанию) слоги, наличествующие в лепете.

2. Лепет, в котором присутствуют фонемы родного языка, начинается во многих ситуациях, когда у ребенка возникает повышенный интерес к чему-либо.

Развитие общих движений.

1. Самостоятельно садится: поворачивает голову в сторону игрушки из положения «лежа на боку», затем опирается на руку и садится.

2. Может из положения «сидя» и опираясь при этом на руку самостоятельно поменять положение тела - например, лечь на живот.

3. К концу 8-го месяца овладевает разными способами перехода из одного положения в другое.

4. Придерживаясь руками за барьер, малыш делает попытки самостоятельно встать. Если это движение у него получается, может стоять, держась за опору (1-1,5 мин). Затем опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.

5. Может повторить вторичный подъем у опоры. Стоит на прямых широко расставленных ногах примерно 1 мин.

6. Делает попытки из положения «стоя» переступать боком, держась за барьер.

Развитие действий руки.

1. Действия руки начинают отличаться своим «рисунком»: рука скользит по поверхности, накрывает предмет сверху и петлеобразно с постепенным опусканием и т.д.

2. Может придерживать руками чашку, находящуюся в руках у взрослого.

Активность восьмимесячного младенца говорит о том, что он готов войти в эру «шишек и падений». Это неизбежная часть взросления. Порой у вас будет замирать сердце, когда вы будете видеть, как ребенок ударяется обо что-либо, но сейчас очень важно присмотреться к тому, как он исследует окрестности и их границы.

Если вы не обезопасили дом ранее, то сейчас самое время это сделать. Поползайте на уровне ребенка, постарайтесь обнаружить возможные опасности. Уберите из поля деятельности ребенка хрупкие и острые предметы так высоко, чтобы малыш до них не дотянулся. Всю не особо устойчивую мебель прикрепите к стене. Особенно это касается комодов и этажерок.

У ребенка, скорее всего, уже прорезались 2-4 зуба. Многие мамы замечают, что промежутки между зубами достаточно большие. Не беспокойтесь, вероятнее всего, они закроются ближе к двум годам, когда прорежутся все 20 молочных зубов.

В питании в 8 месяцев можно добавить фрукты. Для начала – в протертом виде, позже – небольшими кусочками. Остальные введенные продукты – овощи, каши, мясо – разнообразьте.

Психология

Для ребенка важно осознание постоянства, поэтому сохраняйте созданные ранее ритуалы. Кроме этого ваш восьмимесячный малыш настолько привязан к вам, что начинает плакать, как только вы уходите даже на минутку (например, в другую комнату). Тревога ребенка по поводу вашего ухода – нормальное явление. Есть множество причин, по которым вам иногда приходится ненадолго уходить.

Короткая разлука способствует социализации, поскольку ребенок приспосабливаются к другому человеку, с которым вы его оставляете. Совсем скоро малыш поймет, что вы всегда возвращаетесь.

Кроме этого, для мамы – это отличный способ профилактики депрессии и выхода из состояния «день сурка»: небольшая прогулка с подругой, посиделки за чашкой кофе в кафе, визит к маникюрше или косметологу. В то время как малыш привыкает к социализации, оставаясь с другим человеком, вы поймете, что небо не рухнет, если вы не будете находиться 24 часа в сутки с ребенком.

Оставляйте ребенка на это время только со знакомым ему человеком. воспринимаются детьми как потенциальная опасность. Это нормальная реакция.

Навыки и умения

♦ Умеет сидеть некоторое время, самостоятельно садиться.

♦ Самостоятельно ползает (по крайней мере, передвигается – пусть на животе на полметра-метр).

♦ Хорошо удерживает игрушки, легко ими манипулирует, перекладывает из руки в руку, пытается складывать небольшие игрушки в ведро, целенаправленно кидает игрушки.

♦ Хорошо различает людей – свой-чужой.

♦ Пытается стоять у опоры (многие дети в этом возрасте начинают не только стоять у опоры, но и ходить, держась за опору).

♦ Разнообразит сочетание слогов, постоянно удваивает и утраивает слоги.

В 8 месяцев у ребенка начинается предметная игра. Так, например, если показывать малышу, что по игрушечному телефону можно разговаривать, прикладывая его к уху, то вскоре он будет повторять за вами это действие.

Начальное развитие речи

Сейчас и далее старайтесь активно использовать : как едет машина, как «говорит» собачка или кошка, как летит самолет. Ребенок обращает внимание на новые предметы, старайтесь каждый раз говорить, как они называются.

Как играть

Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Их любят все. Он будет с удовольствием ловить и лопать переливающиеся шарики.

Часто малыш сам затевает игру. Сидя в стульчике или коляске, начинает выкидывать игрушки на пол и ждет, что вы их поднимите. Для вашего ребенка это всего лишь игра, а не его капризы. Поддержите ее.

Младенец уже начинает запоминать свои игрушки и некоторые начинают ему надоедать. Вы можете просто убрать часть игрушек подальше, а через неделю вновь показать их ему. Он снова будет радоваться «новым» игрушкам.

Что чувствует и как себя ведет

Для вашего ребенка совершенно естественно проявлять беспокойство, когда вы куда-то уходите и оставляете его на попечение других. На самом деле это признак нормального развития ребенка.

Помогите ему облегчить прощание :

♦ Ласково, попрощайтесь с ребенком. Не затягивайте прощание, скажите, что скоро вернетесь.

♦ Если он напуган или плачет, задержитесь, чтобы успокоиться самой и успокоить малыша, но помните, что вы помогаете ему развивать привязанности к другим людям.

♦ После того как попрощались, не возвращайтесь и не смотрите, как он там, так как это только усложнит момент расставания для вас обоих.

♦ Если вас это успокоит, позвоните, когда вы доберетесь туда, куда собирались. Скорее всего, он прекратил плакать прямо после того как вы ушли.

♦ После возвращения обнимайте, целуйте ребенка. В этот момент важен телесный контакт. Ребенку необходимо знать, что мама рядом, мама его не бросила.

Помните – это важный этап взросления. Все люди проходят через это.

Задача родителей

Основная задача родителей в этом возрасте: создать безопасную – не только в физическом плане, но и в психологическом – среду для ребенка.

Ребенок должен быть уверен, что мама и папа его любят независимо ни от чего, что они всегда возвращаются, даже если уходят ненадолго, что, если потребуется помощь, родители всегда будут рядом и готовы помочь. Эта уверенность в близких воспитает в ребенке уверенность в самом себе.

Вашему малышу уже восемь месяцев, как много он уже знает и умеет, и как много ему ещё предстоит узнать. В восемь месяцев любопытство малыша становится всё сильнее, он активно познает мир и начинает показывать свой характер.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

65,8-75,6 см.
7,4-10,9 кг.
42,8-48,4 см.
42,2-51,1 см.
64,9-75,5 см.
7,1-10 кг.
41,6-48,0 см.
42,8-49,8 см.

Физическое развитие ребенка на восьмом месяце жизни

За восьмой месяц жизни ребенок набирает в весе 500 - 550 грамм.

Длина тела за этот месяц увеличивается на 2 см. Окружность груди и головы увеличиваются за седьмой месяц на 0,5 см.

К восьмому месяцу жизни у малышей обычно прорезывается около четырех зубов. Это два нижних средних резца (в 6-7 месяцев) и два верхних средних резца (в 8-9 месяцев). Следует помнить, что всё дети индивидуальны и прорезывание зубов может у одних малышей начаться чуть раньше, а других чуть позже, и в этом нет ничего страшного.

Нервно-психическое развитие ребенка в 8 месяцев

Будьте готовы к тому, что восьмимесячный малыш начнет активно проявлять свой характер и проверять родителей на прочность.

Двигательные навыки

К восьми месяцам малыши уже умеют самостоятельно садится и могут сами, без поддержки сидеть в течение нескольких минут.

Умеют вставать, подтягиваясь на руках или цепляясь за бортики кроватки или манежа.

При поддержке взрослого, некоторые малыши, могут делать несколько самостоятельных шагов.

Малыш уже умеет хорошо ползать и благодаря чему многие карапузы пытаются взбираться по лестнице и с легкостью преодолевают небольшие порожки.

Появляется «пинцетный захват», то есть малыш может брать предметы с помощью большого и указательного пальца.

Познавательная деятельность

В 8 месяцев у ребенка возрастает поисковая активность. Малышу очень нравится выкидывать на пол из коляски или кроватки резные предметы и при этом наблюдать на реакцией родителей. Если поднять игрушку и положить ее обратно, рядом с ребенком, то скорее всего она полетит обратно и будьте уверены, малышу не надоест делать это снова и снова. Так он играет с Вами и ему это кажется забавным.

Что умеет малыш в 8 месяцев?

В этом возрасте кроха умеет прочно держать предметы обеими руками, а также перекладывать из одной руки в другую, кидать игрушки и следить за их дальнейшей «судьбой».

В восемь месяцев можно попробовать познакомить ребенка с горшком, при условии, что малыш умеет сидеть. Не стоит ждать, что малышу это сразу понравиться, всё дети по-разному приучаются к горшку. Если ребенку не понравиться, то не стоит настаивать на данном этапе, значит еще не пришло время. Отложите это на 2-3 недели, а потом по-пробуйте снова.

Малышу очень нравятся совместные игры со взрослыми, он с удовольствием играет в прятки, игры-потешки (гули-гули, сорока-белобока, по кочкам- по кочкам и другие).

Хорошо узнает знакомые предметы, даже в перевернутом виде, может отыскать игрушку спрятанную у него на глазах.

Развитие речи в 8 месяцев

Ваш карапуз всё лучше начинает соединять звуки в слоги и повторяет их цепочкой по несколько раз (ма-ма-ма, па-па-па, та-та-та и другие).

Чтобы стимулировать развитие речи, как можно больше разговаривайте с ребенком, употребляйте короткие фразы, чаще повторяйте простые слова. Рассказывайте как мяукает коша, как лает собака, как капает дождик, как звучат те или иные звуки.

Для привлечения внимания малыш всё более активно использует звуки и жесты.

Эмоции

В восемь месяцев у ребенка появляется чувство привязанности к определенному члену семьи, который проводит с ним больше всего времени. Малыш хочет быть только с этим человеком, начинает плакать если теряет его из виду. Не стоит сильно переживать по этому поводу, спустя некоторое время это пройдет и малыш снова будет охотно общаться со всеми родственниками, которых он считает «своими». Психологи называют этот период «точкой отчуждения».

Мимикой малыш может выразить удивление, настороженность, радость, огорчение.

Зрение и слух ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам повышается острота зрения и слуха. Малыш начинает замечать и собирать с поверхности, с пола мелкие крошки и предметы. Совершенствуется бинокулярное зрение, то есть способность смотреть на предмет двумя глазами. Малыш всё лучше различает цвета.

Ребенок поднимает или опускает голову, если источник звука находится выше или ниже уровня его глаз.

Хорошо реагирует на звуки, которые удалены от него на расстояние до 4 метров. Когда слышит посторонний звук, прекращает игру, если ему это в данный момент не интересно, то опять продолжает свое занятие.

Уход за ребенком на восьмом месяце

В восемь месяцев малышу всё интересно, в том числе и физиологические упражнения. Дети любят делать «свои дела» на полу, после чего трогают получившиеся лужицы и кучки. Не ругайте его за это, так он познает мир, постарайтесь рассказать и объяснить ему от куда это взялось и что это не нужно трогать и тем более пробовать.

После того как малыш научился сидеть можно приучать к горшку, но на данном этапе эта процедура носит лишь ознакомительный характер.

На восьмом месяце жизни можно начать учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки или из поильника.

Ночной сон малыша составляет около 11-12 часов, днем, как правило, малыш спит два раза по 2 - 2,5 часа.

Водные процедуры обязательны, карапузу они доставят больше радости, если проводит их в форме игры и с использованием игрушек для ванны. Купать ребенка в этом возрасте можно каждый день или через день, по 10-20 минут.

Так как у малыша режутся зубки тщательно следите за гигиеной полости рта.

Питание ребенка в 8 месяцев

Если малыш уверенно сидит, можно ставить детский стульчик для кормления к столу и приучать ребенка кушать самостоятельно.

В возрасте восьми месяцев режим питания уже принимает определенные очертания, так можно выделить завтрак, обед, полдник и ужин.

Если у мамочки еще есть молоко, то кормление грудью лучше сохранить, хотя бы до года.

Режим кормления пяти разовый с четырех часовым перерывом.

На 7-8 месяце можно вводит третий прикорм, при этом обед, который малыш получал раньше в 18:00 можно перенести на обеденное время взрослого человека 14:00.

Третий прикорм (который малыш будет получать в 18:00) может состоять из нежирного творога, кефира, сухарика, печенья, булочки. Детские кисломолочные продукты вводят в рацион малыша постепенно, начиная с 1 ч.л. и при хорошей переносимости увеличивают их объем до 150-200 мл в день.

Начиная с 8 месяца жизни 1-2 раза в неделю малышу можно давать рыбный фарш вместо мяса. Самостоятельно приготовленную рыбу дают ребенку с овощами в отварном и протертом виде.

После того, когда уже введены все основные группы продуктов, можно уделить внимание разнообразию состава блюд. Вводятся новые, возможно комбинированные продукты, например, не только пюре из различных фруктов и ягод, но и их сочетания с творогом, сливками, крупами.

  • Фруктовые соки - 60-70 мл;
  • Фруктовое пюре - 70 грамм;
  • Творог - 40 грамм;
  • Желток - 1/4
  • Овощное пюре - 170-200 грамм;
  • Молочная каша - 150-200 мл;
  • Мясной фарш - 5-30 грамм;
  • Рыбное пюре - 5-20 грамм;
  • Печеночный фарш - 5-20 грамм;
  • Кефир - 50-150 мл;
  • Сухари, печенье - 5 грамм;
  • Хлеб - 5 грамм;
  • Растительное масло - 3 грамма;
  • Сливочное масло 3-4 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 8 месяцев

6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

10:00 - Каша (170 грамм), желток куриный 1/4; творог (15грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (5 грамм);

14:00 - Овощное пюре (160 грамм), мясное пюре (40 грамм), фруктовое пюре (30 грамм);

18:00 - Грудное молоко (или адаптированная молочная смесь) или адаптированный кефир - 150 мл; творог(15 грамм); печенье (5грамм);

22:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Необходимые обследования в 8 месяцев

Посетите педиатра для оценки физического и нервно-психического развития ребенка. Врач взвесит ребенка, измерит его рост, окружность головы и грудной клетки. Проверит рефлексы, оценит навыки и умения малыша.

Как играть с ребенком в 8 месяцев

Малыши в этом возрасте очень интересуются содержимым шкафов, открыванием и закрыванием дверей, механическими игрушками и мелкими вещами. Нравиться изучать фактуру различных поверхностей (щетка, гладкие предметы, мех, резиновые поверхности и другие).

Малышу нравиться играть с настоящими вещами: телефоном, посудой, одеждой, обувью.

Восьмимесячного малыша увлекут яркие красочные развивающие игрушки. Отлично подходят игрушки, которые можно разбирать, собирать, открывать, закрывать.

Очень нравиться малышу высыпать и вытряхивать содержимое коробок, емкостей и медленно начинать всё это перебирать, рассматривать.

В этом возрасте родителям следует запастись терпением, так как малыш активно познает мир, и пока еще не знает что можно брать, чего нельзя, куда можно залезать, а куда не следует. Вам предстоит не простая задача - с одной стороны дать понять малышу что не всё дозволено, а с другой стороны, не «заглушить» тягу к познанию окружающего мира.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 2 года 3 месяца

  • Развитие ребенка в 2 года

  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 3 месяца
Статьи по теме: