Первый год жизни начинаем играть с ребенком для его развития. Как играть с ребенком с удовольствием Предмета нет, но это не мешает

Всем известно, что в игре таятся большие педагогические возможности . Игра способна вызвать настолько сильное эмоциональное переживание, что даже взрослый человек может забыть и про свой возраст, и про своё положение. Чем же тогда является игра для детей в два, три или семь лет?

С окружающим миром детей знакомят поступки взрослых, которым они стараются подражать. И это желание, из-за отсутствия опыта, они осуществляют в игре. Дети не интересуются результатом своих действий, им важен сам процесс: скакать на коне, лететь в ракете, плыть на пароходе. В игре дети знакомятся с разнообразными свойствами предметов и явлений, связи между ними (взяли зонт, потому что идет дождь). Учатся самостоятельности, развивают память и воображение, физическую силу.

Родителям необходимо участвовать в играх своих детей, наблюдая за поведением ребёнка, взрослый учится понимать его проблемы и переживания. А взяв на себя роль в игре, вы показываете ему образец общения между людьми в различных ситуациях. Но для игры важна практика, ведь игра связана с интересами самих детей и доставляет им большое удовольствие, в этом и заключается её секрет. Поэтому играйте со своими детьми как можно чаще!

Существует множество умных, интересных и забавных игр, в которые можно играть прямо на ходу, и, конечно, эти игры сближают родителей с детьми и делают их общение более насыщенным и интересным.

Очень часто бывает, что дорога в детский сад и обратно занимает много времени. Что же вы делаете во время этой дороги? Наверное, думаете о своих делах или проблемах, а может быть, ругаете своего ребёнка за плохое поведение или грязную одежду. А бывает у вас такое, что дорога в детский сад или домой превращается в весёлую игру?

Чем же можно заняться во время пути? Прежде всего, просто поговорить . Говорить можно о чем угодно: о природе и природных явлениях (о красоте неба, облаков, а заодно разобраться, какие они: грозовые или кучевые), о строительстве домов (кто их строит и зачем), о транспорте и профессиях (зачем они нужны), обо в сём, что можно заметить вокруг. Но не спешите делать выводы за ребёнка, дайте ему возможность подумать и ответить на возникшие вопросы самому. Важным является само желание найти ответ на вопрос, каким бы фантастическим он ни был.

Повспоминайте по очереди с ребёнком: кто или что умеет плавать, летать, ходить, бегать. Что может быть деревянным или стеклянным, железным, пластмассовым, мягким или твёрдым, колючим или мягким, круглым.

Ещё на ходу можно учить стихи . Для этого можно носить с собой маленькую книгу со стихами (сейчас в продаже много «карманных» книжек). Можно найти много хороших стихов в интернете и журналах. Полезный навык запоминания информации на слух очень поможет вашему ребёнку в дальнейшем школьном обучении. По дороге можно играть во всевозможные словесные игры, отгадывать загадки, сочинять сказки, проговаривать скороговорки, фантазировать, тренировать внимание и наблюдательность.

Самое простое для тренировки внимания - это выбрать один любой цвет и называть все увиденные предметы, где он встречается. Например, синий, и перечисляете с ребёнком по очереди: синяя машина, синее небо, синий велосипед. Эта игра не только тренирует внимание и закрепляет знание цвета, но и учит детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Можно предложить ребёнку искать предметы, сделанные из определённого материала. Например: сегодня мы будем искать металлические предметы, а завтра деревянные (пластмассовые, стеклянные, каменные). А однажды, выходя из дома, скажите ребёнку таинственным голосом, что вы разведчики и вам нужно найти тётю с красной сумкой. Если вам встретится такая тётя, то задание выполнено, а если нет, то можно продолжить вечером или изменить задание разведчика.

Во время дороги можно заняться даже математикой . Придумывать разные весёлые задачки, ориентироваться в пространстве (ворона сидит на дереве, мужчина в машине, кошка под деревом). Предложите ребёнку сосчитать, сколько шагов надо сделать до детского сада, а для малышей до недалеко стоящей машины или дерева, сколько ступенек в подъезде. Идя по улице можно сравнивать предметы по величине, например: высокое дерево, низкий кустик, широкая дорога, узкая тропинка.

Ещё на ходу хорошо играть в разные словесные игры . Их огромное множество. Всем хорошо известна игра в «Города», по этому принципу поиграйте с ребёнком в игру «Слова», она учит не только выделять отдельные звуки, но и пополняет словарный запас вашего ребёнка. Также для развития словарного запаса можно поиграть в игру «Кто больше знает». По очереди с ребёнком вы перечисляете всех животных (птиц, мебель, одежду). Если ребёнок начинает легко справляться с заданием, можно ввести дополнительное правило, например: сегодня мы называем только домашних животных, пресноводных рыб, хищных птиц.

Такие игры подойдут не только для того чтобы дойти до детского сада и обратно. В них можно играть и в машине и в длинной очереди к врачу. Играя, вы общаетесь с детьми на их территории и можете сами многому у них научиться и научить своих детей. Ведь именно Вы родители главные воспитатели своих детей.

Для ребенка игра - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, если он научился внимательно слушать и смотреть, ему никогда не будет скучно.

Главные принципы игры с ребенком:

  • Играющий с ребёнком должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что взрослый играет с ним неохотно, он думает, что "игра это не интересно, раз взрослый это не любит" или еще хуже: "наверно, со мной играть неинтересно". Это совсем не то, что нам хотелось бы.
  • Не надо быть занудой. Если ребенок построил нечто и говорит, что это вертолет, а в вашем понимании это похоже на металлолом, не говорите, что он не похож. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
  • Если вы играете с ребенком в развивающие игры. Не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей - если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. Но, если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
  • Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему.
  • Фантазируйте сами. Если ребенок теряет к чему-то интерес, лучше самим этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: "Едет красная машинка и плачет - где же мой домик, помогите - я потерялась". Ребенок тут же заинтересуется и поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.
  • Учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты или дрова для пикника. Рисование тоже повод научить ребенка фантазировать. Например, ребенок малюет желтым цветом, он сам не знает, что рисует. Помогите ему: "Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит". И вырежьте большой круг из этого размалёванного листа. В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т.д.
  • Нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
  • Дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть "мания", например, играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно "съездить" в магазин. С куклой можно "сходить" в зоопарк.
  • Игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки и носки, то ребенок, заглянув шкаф, точно не захочет играть. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок: «Кто быстрее соберет игрушки?», «Кто больше кубиков насобирает» и т.п.
  • Не покупайте ребенку игрушку по его прихоти. Учите ребенка мечтать о желанной игрушке и ждать ее появления у себя в детской. Такое ожидание тренирует волю, снижает импульсивность поведения. Изобилие игрушек дезориентирует ребенка, ведет к рассеянности внимания, капризам, перевозбужденности. При ненужном изобилии снижается ценность даже полезных игрушек. У ребенка исчезает радость от приобретения новых игрушек, он без огорчения выбрасывает старые.
  • Почаще проводите "ревизию" - время от времени убирайте часть игрушек, а затем вновь давайте их ребенку. Старая забытая игрушка будет восприниматься с радостью, как новая.
  • Игрушка - первая собственность малыша. Не распоряжайтесь самостоятельно игрушками ребенка - ни в коем случае не выбрасывайте любимую игрушку ребенка, даже если она уже в неприглядном виде! Не выбрасывайте на глазах ребенка сломанную игрушку в мусорное ведро, уберите ее незаметно для ребенка.
  • Игрушки могут быть разных видов: развлекающие, развивающие, спортивные, строительные, технические, музыкальные, творческие - и все они нужны для гармоничного развития личности ребенка. Если у ребенка есть уже две развлекающие игрушки (юла-волчок, прыгающая лягушка), то лучше купите развивающую игрушку (конструктор, кубики) или творческую (раскраска, пальчиковая кукла). Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не навязывайте то, что ему не нравится.
  • Многие современные игрушки, несмотря на их техническую сложность, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Дети ими манипулируют (заводят, пускают, нажимают кнопки для получения специального светового или звукового эффекта), а не играют. Они не развивают ребенка, а тормозят развитие, формируют примитивное мышление
  • Покупайте игрушку, если она пробуждает у ребенка позитивные чувства. Выражения глаз и лица у игрушки, должно быть приветливое, позитивное. Глаза не должны быть полузакрытыми - это выражение болезни, печали, депрессии. Лицо у игрушки должно быть нейтральное, без ярких эмоций. Недопустимо приобретение игрушки, транслирующей отрицательные установки на зло, разрушение, смерть, жестокость, нападение, уничтожение.
  • Среди положительных игрушек могут быть 1-2 отрицательных (Баба-Яга, Кощей) - они необходимы для ощущения реальности в ролевых играх и при разыгрывании сказочных сюжетов. В «злой» игрушке ощущение отрицательности должно создаваться за счет одежды и внешнего облика, а не за счет злого устрашающего выражения лица.
  • Родители хотят, чтобы ребенок играл самостоятельно… Не торопитесь! Малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами. Во-вторых, играть одному не очень-то интересно. Но ребенок, которого научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно.
  • С 3 - 4 лет любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д.
  • Помните: сейчас никто официально не контролирует качество игрушек, и в Россию проникают игрушки, запрещенные в других странах по нравственным критериям. Поэтому на Вас, родители, ложится повышенная ответственность.

«А когда мне начинать играть с малышкой? Уже пора или подождать пару месяцев? А как вообще с ней играть? Моей фантазии хватает только на «ку-ку», могу еще погремушкой потрясти, но что еще можно сделать для такой крошки?» - просто засыпает меня вопросами подруга, новоиспеченная мама Полина Ушакова.

И, действительно, когда начинать играть с ребенком, и как выбрать игру по возрасту, которая не утомит малыша, будет полезной и интересной для него?

Младенец до года: «Мама, поиграй, а я посмотрю!»

Вам кажется, что первые месяцы новорожденный способен только сладко спать и кушать, «ему пока не до игр» - подумаете вы, и ошибетесь. Да, кроха только учится быть частью этого большого мира, но простые, незатейливые игры помогут ему в этом.

Возраст 0-6 мес

Цель игры : развитие рефлексов, пяти основных чувств человека.

«Развлекать» малыша в таком нежном возрасте не стоит, он пока не сильно радуется игре, не стоит вообще ждать какого-либо результата. Игра сейчас – это часть мира, такого нового для крохи.

Как играть : на этом этапе развития в качестве «игры» могут выступать самые обыденные вещи: мамины прикосновения, поглаживания, разговор с ребенком, улыбки родителей, и даже обычная гимнастика могут превратиться в увлекательное занятие, стоит лишь проявить фантазию.

Пример простой игры : как помним, наша цель – развитие основных чувств крохи. Например, для слуха будет полезна такая простая и веселая игра: маленький колокольчик привяжите к ножке или ручке карапуза, малыш быстро смекнет, что источником интересного звука является он сам, точнее его движения.

Смотрите (бесплатно в )

Возраст: 6-12 месяцев

Цель игры : научить ребенка наблюдать за игрой, ведь сам играть он пока не способен.

Полугодовалому крохе, который занимает преимущественно горизонтальное положение и говорит разве, что «Агу!» с трудом удастся «поиграть», для него недоступны пока даже самые простые забавы. А потому, играть вместо малыша будет мама, задача ребенка – быть внимательным наблюдателем.

Как играть : В этом возрасте пора добавить в «мамин арсенал» потешки, пестушки, песенки и стишки. Даже обычное умывание под речь Мойдодыра или кормление под «Сороку-Ворону» будут для крохи увлекательными.

Пример простой игры : Это тот самый возраст, когда пора вспомнить традиционные, народные «развлекалки». «Сорока-ворона» - это не просто чтение известных рифм, но и проигрывание сюжета: сорока и ее малыши – это пальчики крохи, загибаем их постепенно, кашу варила – мешаем воображаемой ложкой по воздуху. Вам будет казаться, что ребенок еще ничего не понимает, на самом деле у него уже работает воображение!

Ближе к году вовлекать в игру можно и самого карапуза, попросите его покататать мяч, погладить куклу, именно в игре учите его правильно держать ложку и пить из чашки. Игры до года практически не имеют «развлекающей» роли, это еще один способ адаптации малыша к новому миру.

Год и три месяца: «Мама, я играю, как ты!»

Если в первом периоде играет только мама, а малыш способен только наблюдать, то примерно в возрасте года и трех месяцев кроха начинает включаться в игру. Он не осознает ее, как самостоятельное действие, он только подражает маме, проигрывая похожие ситуации.

Цель игры : научить повторять не отдельные действия, а целые «сценарии», ведь просто взять в руки ложку малыш может и сам, а вот покормить куколку – гораздо сложнее, а потому и интереснее.

Как играть : никаких замысловатых сюжетов, «спасать» принцессу от игрушечного дракона еще рано, сейчас самое время для проигрывания ежедневных бытовых процессов: сон, еда, умывание, пробуждение и т. д.

Пример простой игры : Первым «помощником» станет кукла или плюшевый мишка. «Оживите» игрушку в глазах малыша, покажите где у нее глазки и носик, продемонстрируйте, как мишка танцует, а кукла сидит на стульчике. Проигрывать стоит не отдельные действия, а целые сценарии из обычной жизни. Куколка помыла ручки, села за стол, стала кушать кашу, в тарелке пусто – кашу придется «выдумать» - а потому работает воображение малыша.

Вам кажется, что это так просто и малыш вполне сам может покормить мишку? Нет, он никогда до этого не догадается, пока вы не покажете все в мельчайших деталях. А потому «дуйте на кашку», одевайте мишке слюнявчик и вытирайте ему ротик после еды.

Примерно до года и десяти месяцев дети не придумывают сюжет ролевой игры, поэтому будут повторять то, что вы им показали. Если вы научили кормить мишку, то «сытыми» будут все без исключения: и зайка, и собачка, и робот. В этом возрасте важно, чтобы игрушки были всегда под рукой, не прячьте их на верхние полки.

Скачайте наш чек-лист и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2-х до 5 лет!


Возраст 1, 10 мес – два года: «Мама, поиграй со мной!»

Период повторения потихоньку уступает самостоятельной игре, правда не наедине, а все еще с мамой. Ребенок не просто повторяет ваш сценарий игры, но уже вносит в него свои коррективы. На данном этапе он очень нуждается в словесном общении, именно в игре учиться называть «вещи своими именами».

Цель игры : Контролировать, но не поправлять, дать волю детскому воображению, объяснять каждое действие, а не просто его проигрывать. Развивать фантазию и кругозор крохи, обращать его внимание на самые незаметные вещи: на цветочек на улице, который можно понюхать или подарить маме, представить как на него села пчелка или самому превратиться в эту пчелку.

Как играть : для данного возраста важно «освоить» три навыка.

  1. Ребенок должен проигрывать самые простые бытовые сюжеты, кукла будет кушать и спать, одеваться и умываться – причем, без вашей помощи.
  2. Комментировать каждое свое действие – сначала это делаете вы, а потом и ребенок. Помогайте малышу придумать сюжет, сначала вы просто собирали кубики в грузовик, потом он повез их. Куда и зачем? Сам малыш вряд ли решит, подскажите: машина едет на стройку, а из кубиков можно построить домик.
  3. Кроха должен понять функции предметов-заместителей. Звучит сложно, на самом деле, это легко: например, обычная веточка может стать и ложечкой, и градусником, а простой листик может играть роль мыла или кусочка хлеба.

Предметы-заменители развивают образное мышление, но в то же время, способны «запутать» ребенка, а потому не используйте больше одного заменителя в одной игре. Если сегодня кубик – это стульчик, то пусть будет только им.


Пример простой игры
: Еще раз о том, как использовать предметы-заместители: вы решили покормить зайку кашей, но ложки не оказалось, используйте любую палочку или веточку. Хотя, не каждый карапуз согласится на такую подмену, например, мой сынишка не стал кормить куколку палочкой от эскимо, он сбегал на кухню и принес «взрослую» ложку.

Итак, к двум годам малыш будет не просто повторять проигранные вами сценарии, но и станет постепенно маленьким режиссером собственных игр.

Два года – это своеобразный рубеж, когда ребенок из заинтересованного наблюдателя превращается в участника, а потом и в сценариста собственных игр. Как же играть с крохой после двух лет – расскажем дальше.

Возраст с двух до трех лет: «Мама, смотри как я играю»

Примерно в возрасте 2-х лет малыш уже может сам занять себя, чем очень радует родителей. Хотя, мама по-прежнему остается важным участником. Теперь ее очередь быть зрителем, а иногда и рецензентом.

Цель игры : развлечение. Именно с этого возраста игра нужна самому малышу, он «играет», а не повторяет то, что делает мама.

В этот период важную роль имеет «игровое пространство». Отлично, если у ребенка есть своя комната, свой мирок с игрушками, книгами и домиком. Ребенок сам решает, когда ему высыпать на пол весь конструктор, а когда пора «почитать», не нарушайте его маленький «порядок», в своих владениях малыш должен быть единственным хозяином.

Как играть : Малыш уже отлично усвоил простые сценарии игры, но ему с трудом удается восстановить верную последовательность. Мишки и зайки моют руки перед сном, а перед прогулкой могут ошибочно «раздеться», а не наоборот. Задача мамы – подсказать как правильно, но не перекраивать сюжет детской игры.

После 2,5 лет малыш сам станет и мамой, и доктором, и продавцом. Этот новый этап можно условно назвать «время диалогов». Мама постоянно общается с новыми людьми, которыми воображает себя малыш.

Скачайте наш чек-лист и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2-х до 5 лет!

Пример простой игры : Купите набор юного доктора, повесьте на дверь табличку с именем «молодого специалиста», в коридоре рассадите в очередь «больных», и лучше, если это будут не игрушки, а родственники, ведь с ними можно разговаривать. Учите малыша «слушать» пациента и выписывать ему рецепт, стучать молоточком по коленкам и делать все то, что он видит на приеме в поликлинике.

Игра с партнером – важный этап, которой ребенок должен освоить к трем годам. Причем в роли партнера должны быть не только родители, но и другие дети. Постепенно вовлекайте в игру сверстников, покажите, что вместе играть веселее и интереснее.

Итак, к возрасту трех лет малыш будет кормить и лечить свои игрушки, будет общаться с ними, пользоваться предметами-заместителями, а также успешно «сотрудничать» в игре с другими малышами.

Возраст с трех до четырёх лет: время ролевых игр

Малыш «на зубок» выучил все ваши диалоги, успешно повторяет их и применяет, но еще не может придумать новые варианты? Помогите ему, без вашего участия маленький «режиссер» не родится.

Цель игры : научить малыша быть «как взрослый», а потому теперь главную роль играет именно он. Теперь он не покупатель мороженого, а его продавец, не пассажир автобуса, а его водитель.

Как играть : Теперь ребенок главный, но это он так думает, на самом деле «двигателем» игры по-прежнему остается взрослый. Помогайте придумывать историю дальше, как это сделать?

Пример простой игры : Представим, что вы играете в детский садик, где ребенок – воспитатель. Что делать вам? Просить кушать и гулять, спрашивать, когда будут занятия и прогулка. Таким образом вы незаметно подскажите маленькому педагогу что делать дальше.

Не надо объявлять малышу новую должность. К этому он должен прийти сам, а помогут маленькие «хитрости» - незаменимые атрибуты любой профессии. Предложите крохе белый халат, и он сразу смекнет, что он врач, а автомобильный руль вмиг превратит его в водителя.


Возраст с четырех до пяти лет: игра для общения

Итак, если вашему малышу уже исполнилось четыре года, то поиграть с ним он просит все реже, ведь гораздо интереснее это делать со сверстниками.

Цель игры : игра перестает быть самоцелью, теперь это способ общения с друзьями. Хотя взрослых ребенок иногда вовлекает в игру, тут важно именно общение.

Как играть : как играть с ребятами в садике – ребенок разберется сам. Но если вы решили занять кроху дома, то помогут настольные игры, это самый подходящий возраст для лото или домино. Также стоит играть с малышом в подвижные игры, прятки, например, поднимут настроение всей семье.

Пример игры : в этом возрасте дети учатся выстраивать диалог со сверстниками, а помочь в этом сможет простая игра «Беседа по телефону». Предложите малышу побеседовать с вами по телефону, эта беседа станет «репетицией», и при реальном разговоре с друзьями малыш не растеряется. Особенно полезна такая игра для маленьких «молчунов», ведь в телефонной беседе не кивнешь головой.

Ближе к пяти годам ребенок начинает осознавать себя, как мальчик или девочка, это отражается и на выборе игр: девочка играет в дочки-матери, а мальчик вообразит себя отважным воином.

Мы рассказали вам о том, как играть с детьми от рождения до 5 лет, поделитесь своими любимыми играми, как вы играете со своим крохой?

Скачайте чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет"

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Нам, мамам, приходится думать о разном - чем накормить, во что одеть, как уберечь, как научить и так далее. Неудивительно, что вопрос о том, как поиграть с ребенком, порой даже не встает, - не до того. Есть ведь еще и домашние дела, а у кого-то работа. Да и маленькие мы что ли, чтобы часами играть в автосервис или лепить бесконечные баранки для кукольных чаепитий. Скучно!

Но, оказывается, «часами играть» - совсем не нужно, а вот играть с ребенком хотя бы чуть-чуть, но полноценно и увлеченно - просто необходимо. Необходимо для гармоничного развития личности малыша, для формирования доверительных и наполненных детско-родительских отношений, а также для того, чтобы играющая мама могла в полной мере ощутить радость материнства.

Сегодня практически каждая мама знает, что игра - естественный для ребенка раннего и дошкольного возраста способ познания мира и взаимодействия с окружающими. Можно сказать, что в каждую минуту своей жизни малыш не играет - он просто так живет. Но на этом «празднике жизни» взрослые «тети» часто чувствуют себя не в своей тарелке. Игра «не идет», все сказанное звучит неестественно, выглядит нелепо, и хочется поскорее убежать к спасительному супу на плите или глажке - только бы придумать для себя повод не участвовать в играх с крохой.

Причин, по которым маме может быть неинтересно играть с ребенком, множество - от «трудного детства» до нелюбимого мужа. Но не будем заниматься психоанализом, а поговорим о простых приемах, которые могут помочь разыграться каждой маме.

Игра - это все что угодно

Прежде всего, нужно отказаться от стереотипных взглядов на игру ребенка и на роль в этой игре мамы. Не стоит пытаться развлекать ребенка в режиме нон-стоп и взваливать на себя обязанность быть всегда готовой предложить интересную игру или увлечь малыша каким-то развивающим занятием.

Во-первых, у ребенка есть папа, бабушки, дедушки и т.д., которые прекрасно могут играть с ним в самые разные игры. Во-вторых, у малыша есть игрушки и естественная потребность в самостоятельной игре. В-третьих, понимание игры ребенком существенно отличается от вашего. И если для вас это какая-то специально организованная деятельность, имеющая начало и конец, определенный сюжет и правила, то для ребенка игрой будет практически любое совместно проведенное время, будь то чтение книги или приготовление обеда в четыре руки, настольная игра или генеральная уборка.

Вы не должны и не можете целыми днями играть, сидя на ковре в окружении железных дорог и городов из кубиков. Но вы можете играть с ребенком практически с утра до вечера, включая его в качестве полноправного участника в ваши «взрослые игры» - бытовые дела.

Стены помогают

Иногда маме тяжело начинать игры с ребенком из-за неудобной организации пространства. Перенеситесь мысленно в любой детский садик или развивающий центр. Как там организовано пространство для игры? Какие есть игрушки и как они расположены? Удобно и легко играть с ребенком, когда все под рукой, когда, следуя за развитием сюжета игры, вы легко можете включать в игру новых персонажей и предметы без необходимости искать их на антресоли.

Пространство должно располагать маму и ребенка к игре как в физическом (удобно, доступно, хорошо видно все игрушки), так и в психологическом плане (уютно, спокойно, приятно, радостно).

Замечали ли вы, как незаметно пролетает время, когда вы чем-то по-настоящему увлечены? Может быть, это был двухчасовой разговор с подругой, воскресный шопинг или приятные «минуты» за просмотром любимого сериала. Время пролетает незаметно, а вы увлекаетесь и включаетесь в процесс в том случае, когда вас ничто не отвлекает.

Поэтому ключевое правило нескучной игры с ребенком - это отсутствие отвлекающих факторов. Причем важно не только отложить телефон и выключить телевизор, но и «отключить» карусель мыслей в вашей голове, не относящихся к процессу игры. Можно часами «играть» с ребенком, попутно листая френдленту или планируя отпуск, и выйти из игры опустошенной, уставшей и раздраженной, а в качестве «бонуса» получить капризного и требующего повышенного внимания малыша. А можно сделать над собой небольшое усилие и на 15 минут подарить свое время ребенку безраздельно.

Дело привычки

Если поначалу полное включение в игру будет даваться тяжело и все равно будет скучно, - это нормально. Когда вы играете в располагающей к этому обстановке и полностью сосредоточены на игре, рано или поздно вы втянетесь в игру и всерьез заинтересуетесь судьбой пострадавшей в игрушечной аварии машины и тем, какой наряд сегодня выберет для прогулки любимая дочкина кукла. Привычка играть - чудесная вещь, которая будет помогать вам и в конкретной игре (например, когда вы начали играть без настроения), и вообще - с каждым днем вам будет все легче придумывать игры и развивать сюжет, увлекать игрой ребенка и увлекаться самой.

Источник вдохновения

Даже самым «игрательным» мамам иногда нужно дополнительное вдохновение. Кто-то находит его в книгах, кто-то в творчестве, кто-то в интернете. Каждый способ по-своему хорош. Важно найти такой, который будет вдохновлять именно вас, пробуждать ваши творческие способности и подпитывать желание играть с ребенком. Например, можно найти пару интересных сайтов об играх с детьми или присоединиться к сообществу мам, которые делятся рассказами о своих занятиях с малышами. Самое главное - не застрять на этапе созерцания, а каждый день переходить к созидательной деятельности, то есть к практике игр с собственным ребенком.

Игры любимые и не очень

У вашего ребенка есть любимые игры? У вас они тоже могут быть - так же, как и нелюбимые. Иногда такую «нелюбовь» легко исправить простой организацией времени или пространства игры. Например, вы можете не любить играть в сюжетно-ролевые игры в присутствии других взрослых, но прекрасно справляетесь с этой задачей один на один с ребенком. Или не нравится читать по утрам, потому что вы еще толком не проснулись, но охотно делаете это в другое время дня.

Но есть и такие игры, которые просто вам не нравятся. Не нужно идти против своих предпочтений - скорее всего, скучать во время такой игры будете не только вы, ведь дети тонко чувствуют наше настроение и часто моделируют его. Откажитесь от нелюбимых вами игр и замените их другими, которые вам нравятся. Если же эти игры любимы вашим ребенком, или вы считаете их необходимыми для его развития, организуйте их иначе - например, попросите поиграть в эту игру мужа или пригласите в гости подругу с ребенком.

Самый простой играть с удовольствием и интересом - перестать сравнивать себя с другими и требовать от себя слишком многого. Вам не нужно пытаться стать самым лучшим партнером по играм для своего ребенка - вы уже им являетесь! Просто позвольте себе отвлечься от ролей мамы, жены, хозяйки и настройтесь на одну волну с ребенком - хотя бы на 15 минут в день. А вдруг понравится?

Игра – это серьезное дело способствующая успешному развитию органов чувств у ребенка.
Здравствуйте, дорогие мамочки!
Вот вы и ваш малыш уже пришли в себя после родов. Ухаживать за маленьким крохой, кормить его, вроде бы научились. А как играть с ребенком? Это бывает непросто даже для мам уже имеющих детей, что тогда говорить о тех, кто впервые стал мамой.
“По-женски” постарается вам помочь.
Первый год первые игрушки Мир глазами новорожденного пестр и ярок
Для младенцев в современном мире каких только нет игрушек! И все такие яркие, красивые, забавные!

Играя с ребенком, как вы, наверное уже заметили, привлекает все яркое! Крохам нравятся игрушки красного, оранжевого, ярко желтого цвета. Однако они еще не могут долго смотреть на предмет, глазки через некоторое время начинают мутнеть и взгляд блуждает.
Ребенок еще не может отчетливо различать предметы. Не надо ему показывать слонов следить за игрушкой

Как играя с ребенком научить его сосредотачиваться и различать цвета

Игрушка на палочке

Малыша нужно учить умению сосредоточиться. Вы заметили, что днем, при ярком солнышке малютке нравиться следить за игрушками синего, фиолетового или зеленого цвета. А вечером или когда на улице пасмурно, за красным или желтым.
Малышу еще только предстоит научиться различать цвета, а потом у него и любимые появятся.
Положите кроху на спинку, а рядом, на расстояние 60-70 см от его глазок поместите игрушку. Самый идеальный вариант будет прикрепить игрушку на палочку. Как только ребенок увидит и зафиксирует свой взгляд на игрушке, вы постепенно начинайте двигать ею: вверх, вниз, вправо, влево. Двигайте игрушкой на расстоянии 20-30 см от личика. На 5-6 день малыш уже научится следить за игрушкой, при условии, что вы регулярно будете с ним играть.

Изучаем цвет и звуки

Когда играете с ребенком, стараетесь привлечь его внимание, а он не как не хочет следить за игрушкой. Что делать? Что предпринять?
Главное терпение! Попробуйте привлечь внимание малыша звуком. К примеру, колокольчиком! Возьмите в руки колокольчик, и не показывая лица на вытянутой руке, позвоните колокольчиком. Ребенок начнет искать глазами.. Вот видите! Вот так кроха и научится следить за предметом, издающим звук. И он будет сразу же искать глазками игрушку, как только услышит знакомую трель.
Но есть одна “заковыка”. Ребеночек быстро привыкает к одному и тому же звуку, и теряет интерес. Придётся вам менять “ассортимент”! Для этой цели есть масса музыкальных игрушек.
Наблюдая за ребенком, вы замечаете, что он, широко раскрывая глазки, тянется к новым игрушкам. Прекрасно! Обратите внимание, какого цвета игрушки больше внимания привлекают у крохи? При виде каких игрушек он начинает активно двигать ручками и ножками?

Общение в движении

Эмоционально-личностное общение с ребенком происходит до трех месяцев.
Многие педиатры, да и не только рекомендую постоянное общение с ребенком, когда делаете массаж малышу, во время кормления, во время водных процедур, читайте так же как , всегда разговаривайте с ним и конечно же, играйте!
Когда ребенок играет, он двигает ручками и ножками. А это естественным образом помогает его общему развитию.

Помогаем ребенку разжать пальчики

Подвешайте над кроваткой игрушку, так чтобы малыш ручками мог до нее дотянуться.
Примерно до двух месяцев пальчики малыша сжаты в кулачки. Насильно их не надо разжимать. Чтобы помочь малышу разжать пальчики поиграйте с ним.

  • Поглаживайте тыльные стороны детских ладошек. Кулачки рефлекторно разожмутся и выпустят пальчики. Вы в этот момент можете положить ему в ручку игрушку. Можете сказать при этом: “Какая красивая игрушка! А как звенит! Вот так, мой славный!” Пройдет немного времени и кроха сам возьмет в свои ручки погремушку.
  • Возьмите малыша за ручку и удерживайте ее, второй рукой мягко проводите по ладони снизу вверх, как будто бы гладите котенка, при этом, пытаясь раскрыть все пальчики крохи. Вы должны быть терпеливы и очень осторожны.
  • Ладошка малыша раскрылась, пошлепайте ей, поиграйте в ладушки. Это поможет активировать двигательные ощущения ребенка.

Ребенок научился держать головку. Прекрасно! Положите малыша на животик, поставьте перед ним большую яркую игрушку: кошечку, собачку, енота, слоника…

Малыш сосредоточил внимание на игрушке к примеру, собачке. Переместите игрушку со словами: “Ой! Собачка от нас убежала! Где же она?” Ребенок ищет глазами собачку, затем поворачивает головку, а затем и туловище разворачивает.
Поставьте собачку так, чтобы ребенок мог до нее дотянуться ручками. Позовите: ” Иди, иди сюда, солнышко!” Малыш попытается взять в ручки игрушку. А вы слегка потяните за игрушку, тем самым вызовете у крохи мышечное усилие. При этом разговаривайте с ребенком.

Перед началом игры, помассируйте ручки ребенка. , поможет лучше работать пальчиками, а также удерживать игрушку.

Подвесные игрушки для ребенка

Ребенок растет, развивается, круг его умений расширяется. Малыш уже ручками сам дотягивается до игрушек. Теперь ему можно игрушки-гирлянды подвесить в два уровня. Одну гирлянду с погремушками можно прикрепить на высоте 60-70 см от груди ребенка, а вторую на расстоянии 10 см от животика. Малыш видит верхнюю гирлянду, тянется к ней, но задевает нижнюю. Сначала он не понимает: где и что звенит. Затем вновь тянется к погремушкам, задевает их, звук повторяется. ребенок понимает, что все движется и гремит в результате его движений, и он уже осознанно и целенаправленно тянется к игрушкам.

Счастье – это понимание

При любом взаимодействии с вами, и чаще всего в процессе игр, у малыша появляется потребность разговаривать. И небеда, что пока это лишь отдельные звуки!
Малыш бодрствует, разговаривайте с ним, пойте песни. Ребенок прислушивается к вашему голосу, следит за выражением вашего лица и успокаивается. Это так здорово! Он готов говорить с вами. Он, копируя интонацию вашего голоса, издает свои звуки: “Гы… кхы… ыыы.. а-а-а”. Ребенок активно двигает ножками, ручками. Всем своим видом он приглашает вас к общению. Малыш радуется, когда вы наклоняетесь над ним и произносите нежные слова. И он просто сияет от счастья: его любят, его понимают. С каждым днем движения ребенка становятся более активными и скоординированными. Малыш учится захватывать предметы, согласовывать движения глаз и рук. Он растет!

Разные формы игр с ребенком


Какой бы предмет не находился у вас в руках, у малыша он вызывает интерес.
О любом новом предмете рассказывайте ребенку: “Посмотри, солнышко, какая красивая кошечка! Или, смотри – коробочка, и в ней что-то лежит! Давай посмотрим!”

Все предметы, которые открываются, у ребенка вызывают восторг. Их же, можно открывать и закрывать!
Когда малыш подрастет, можно вместе с ним строить, используя конструктор дома, башни, гаражи. Научившись ползать, малыш будет брать все предметы, которые ему попадутся на пути.

Полезны игры, когда ребенок “отзеркаливает” ваши движения. Вы жмуритесь, он тоже, высовываете язык – он повторяет! Это здорово! Это прекрасно! Игры подобные очень полезны.

До года вы должны обучить ребенка цветоразличению. Если вы будете постоянно называть цвета, то малыш их запомнит.
Гуляя по улице вы можете говорить: “Посмотри какое небо голубое! А травка – зеленая!” Играя с ребенком можно тоже просить подать “красный кубик” или “серую мышку”. Одевая ребенка можно озвучивать цвет одежды: “Синие брючки”, “зеленая кофточка”, “красная шапочка”…

У малыша, как и у взрослого, могут быть свои цветовые предпочтения. Подавая две игрушки разного цвета, он выберет любимый цвет.
Каждое ваше словестное обращение к ребенку, должно пробуждать малыша на ответные действия. “Кушать будем?”, “Гулять пойдем?” Повторяйте это постоянно и ребенок будет выполнять ваши действия.
Ваша речь с ребенком должна быть правильной и служить эталоном для ребенка. Он же рано или поздно заговорит, подражая вам.
Желаем Вам успехов в развитии!

Посмотрите еще

Статьи по теме: