Перспективное план е по 1 младшей группе. Перспективное планирование в первой младшей группе (март)

Календарное планирование 1 младшей группе на октябрь месяц "Я в мире человек"

Королева Нина Анатольевна. Данный материал будет полезен для воспитателей 1 и 2 младшей группы.
21.10.16
ПТ Утро 1. Беседа с детьми на тему "Я могу" Цель: развивать познавательную активность, учить детей управлять своим поведением
2. Дидактическая игра по развитию речи "Магазин игрушек" Цель: Развивать монологическую речь
3. Мало-подвижная игра"Кто дальше" Цель: развивать навыки метания Развивать глазомер
4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый ёжик" Цель: развитие мелкой моторики
5. предварительная работа по разв.речи - просмотр иллюстраций в книге
НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
2. Познавательное развитие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Занятие № 6 чтение рассказа Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь» цель: совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения В.В.Гербова «развитие речи в д/с с детьми 2-3 лет» (стр.42)
Вечер
2. ФКГН "Как правильно мыть руки" Цель: вспомнить последовательность мытья рук, учить давать развернутые ответы
3. Подвижная игра "Огуречик - огуречик" Цель: формировать умение соблюдать правила игры, повторить слова
4. Сюжетно-ролевая игра "Трамвай" Цель: закрепить правила поведения в общественном транспорте Активизировать речь
5. Самостоятельная деятельность детей Мячи, обручи, шапочки к знакомым играм, тренажеры на дыхание, каталки и т.д. Цель: поощрение участия детей в совместных играх, воспитание интереса к физическим упражнениям

Индивидуальная работа по лепке. – учить раскатывать пластилин между ладонями

24.10.16
ПН Утро 1. Беседа о добрых детях и их хороших поступках цель: прививать добрые, моральные качества
2. Дидактическая игра по ФЭМП «Наш день» Цель: научить правильно употреблять части суток
3. Подвижная игра "Пузырь" Цель: вспомнить слова знакомой игры, формировать умение ходить по кругу
4. Трудов.поручения Убрать игрушки на свои места после игры Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно
5. Предварительная работа ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ – рассмотреть предметы разной формы


2. Познавательное развитие
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ФЭМП Занятие № 3 цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик; формировать умение выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить. катать, сооружать простейшие постройки. И.А.Помораева, В.А.Позина «ФЭМП с детьми 2-3 лет, 2015 (стр.12)

Вечер
1. Гимнастика после дневного сна
2. Слушание и пение знакомых песен Цель: развивать желание петь и подпевать мелодии, приобщать к музыке
3. Сюжетно-ролевая игра "День рожденье" Цель: учить детей различать посуду и называть её
4. Дидактическая игра по развитию речи "Назови свою маму" Цель: развивать у детей память, мышление
5. Самостоятельная деятельность детей шумелки, музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шапочки и маски Цель: заинтересовать детей муз.инструментами и театр.принадлеж.

Индивидуальная работа по разв.речи – учить детей слушать рассказ без наглядного сопровождения

25.10.16
ВТ Утро 1. наблюдение за работой пом.воспитателя цель: формировать доброжелательное отношение детей к пом.воспитат.
2. Дидактическая игра: «Назови предмет» Цель: обогащение словаря.

3. Рассматривание сюжетных картинок: «Дети в детском саду»; Цель: прививать детям доброжелательное отношение к д/с
4. Н/Игра "Рассели матрешек" Цель: развивать цветовосприятие, умение соотносить предметы по цвету
5. Предварительная работа по РИСОВАНИЮ – рассмотреть готовые работы ст.детей

Индивидуальная работа ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик

НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
РИСОВАНИЕ «Водичка, водичка, умой мое личико» цель: познакомить со свойствами красок, учить держать кисть в правой руке, набирать краску на ворс кисти, проводить ею по листу, легко касаясь бумаги.

2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (в группе) Занятие № 7 Цель: учить детей ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку и бросать предмет на дальность правой рукой, развивать умение бегать в определенном направлении С.Я.Лайзе «Физ.кул.для малышей» стр.76

Вечер 1. Гимнастика после сна
2. Ситуативный разговор о бережном отношении к книгам. цель: прививать любовь к книгам
3. ФКГН поведение за столом Цель: Учить детей правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, тщательно пережёвывать пищу.
4. м/п игра «Что умеют наши ножки?» Цель: развивать умение ходить друг за другом, в заданном направлении
5. Самостоятельная деятельность детей: игры в живом уголке Цель: побуждать детей играть с фигурками животных

26.10.16
СР Утро 1. Беседа «Расскажи о себе» Цель: Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешности, назывании частей тела и лица; уточнить их функции
2. МП/и «Паровозик» Цель: развивать координацию движений, учить передвигаться в колонне не толкая других ребятишек и не спотыкаясь
3. Х/л - «Дрема в гостях у деток» Цель: учить понимать смысловое значение содержания потешек и песенок. Формировать слуховое восприятие ритмичности и напевности русских народных песенок и малых форм фольклора. Развивать активный словарь
4. Д/и « Наши помощники» Цель: Закрепить представления детей о функциональном назначении глаз; воспитывать бережное отношение к своим глазам
5. Предварительная работа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ – почить стихи и сказки с четким выделением звука «У»
Индивидуальная работа РИСОВАНИЕ цель: учить держать кисть в правой руке, набирать краску на ворс кисти
НОД 1. Речевое развитие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Занятие № 7 игры и занятия на звукопроизношение «У». Чтение песенки «Разговоры» цель: закрепить правильное произношение звука «У». В.В.Гербова «развитие речи в д/с с детьми 2-3 лет» (стр.42)

2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (в группе) Занятие № 8 Цель: учить детей ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку и бросать предмет на дальность правой рукой, развивать умение бегать в определенном направлении С.Я.Лайзе «Физ.кул.для малышей» стр.76
Вечер
1. Гимнастика после дневного сна,
2. ФКГН «Оденемся сами» цель: приучать детей одеваться в нужной последовательности
3. Д/и «Покажи такой же» Цель: Учить находить по просьбе воспитателя идентичные предметы, развивать зрительную память
4. Самостоятельная деятельность детей подв. игры Цель: побуждать детей самостоятельно играть

27.10.16
ЧТ Утро 1. Д/и «Помощники человека в труде» Цель: закрепить представления детей о функциональном назначении рук
2. П/и «Лохматый пёс» Цель: учить передвигаться, следуя указаниям, которые даются в игровой форме
3. Трудовые поручения «Наведем порядок в группе» цель: Приучать убирать за собой игрушки
4. Формирование культурно-гигиентических навыков цель:: воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно, над своей тарелкой
5. Предварительная работа по Лепке. – «разогреть» совместно с детьми пластилин что бы он стал мягким
Индивидуальная работа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ цель: закрепить правильное произношение звука «У»
НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
ЛЕПКА «Заборчик для лошадки» цель: продолжить учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, накладывать палочки друг на друга. побуждать узнавать в комбинации форм знакомые предметы.

2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Занятие № 8 Цель: учить детей ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку и бросать предмет на дальность правой рукой, развивать умение бегать в определенном направлении С.Я.Лайзе «Физ.кул.для малышей» стр.76

Вечер
1. Гимнастика после дневного сна
2. Д/и «Оденем куклу после сна» Цель: учить называть предметы одежды
3. С/р игра «У врача» Цель: Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обу-чение детей реализации игрового замысла
4. Самостоятельная деятельность детей с/р игры цель: вовлечь детей в игровую ситуацию

28.10.16
ПТ Утро 1. Наблюдение за погодой за окном цель: приучать детей видеть красоту природы
2. Х/л - Пересказ русских народных сказок «Курочка Ряба» Цель: побуждать детей вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему литературный текст; развивать интонационную выразительность речи
3. п/и «Догони меня» Цель: Учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость
4. Д/и «Шнуровка» Цель: развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия
5. предварительная работа по музыке – напомнить детям как ходить по кругу не наталкиваясь друг на друга.
НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
МУЗЫКА (организует муз. руководитель)
2. Познавательное развитие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Занятие № 8 Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) цель: учить детей понимать, что изображено на картинке, осмысливать взаимоотношения персонажей отвечая на вопросы воспитателя. В.В.Гербова «развитие речи в д/с с детьми 2-3 лет» (стр.43)

Вечер
1. Гимнастика после дневного сна
2. С/р «Покачаем дочку» Цель: учить детей выполнять ряд игровых действий используя в речи слова: «завернуть», «покачать».
3. Д/И: «Угадай, какое настроение» Цель: развивать умение откликаться на общее эмоциональное состояние
4. МП/и: «Лови мяч» Цель: упражнять в ловле мяча
5. Самостоятельная деятельность детей П/И цель: побуждать детей играть группами
Индивидуальная работа по физ.культ. – учить детей ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку

31.10.16
ПН Утро 1. Беседа «Про девочек и мальчиков» с использованием сюжетных картинок. Цель: расширять представление детей о себе, гендерные представления
2. Театр на фланелеграфе по сказке К.Ушинского «Волк и козлята» Цель: приобщать к словесному искусству; запоминанию текста сказки.
3. Дидактическая игра: «Назови предмет» Цель: обогащение словаря
4. П/и «Поможем зайке спрыгнуть с низенькой скамейки» Цель: Развитие координации движений, отрабатывать прыжки с небольшой высоты
5. Предварительная работа ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ – приготовить овощи игрушки, дать детям их посмотреть и подержать

НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (организует муз. руководитель)
2. Познавательное развитие
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ «Морковка от зайчика» цель: расширять представления детей об овощах (о моркови). формировать доброжелательное отношение к окружающим. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с с детьми 2-3 лет» 2016, (стр.20)
Вечер 1. Гимнастика после дневного сна
2. С/Р игра «Ведем куклу в поликлинику» Цель: развивать умение соблюдать в игре определенные правила, выбирать роль
3. П/И «Солнышко и тучки» Цель: развивать умение слушать правила игры, выполнять движения по сигналу
4. Труд в уголке природы: поливать комнатные растения, протирать листочки фикуса. Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым.
5. Самостоятельная деятельность детей в рисовании Цель: заинтересовать детей цветными карандашами
Индивидуальная работа по музыке – тренировать в хождении по кругу

Перспективное (примерное комплексно-тематическое) планирование работы в 1 младшей группе составлено на основе образовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с ФГОС ДО такое планирование позволяет обеспечить более лёгкую адаптацию ребёнка и создать условия для каждого малыша.

Согласно современным тенденциям в системе образования педагог имеет возможность творческой организации процесса воспитания и обучения. В связи с этим перспективный план первой младшей группы содержит перечень задач, соответствующих определённому тематическому периоду, а также программное содержание, реализуемое в ходе образовательной деятельности.

Построение образовательного процесса вокруг одной темы в течение 2-3 недель позволяет максимально использовать потенциал детей и добиться наилучших результатов, а также вводить региональный компонент.

Объём образовательной нагрузки

Согласно программе «От рождения до школы» объём образовательной нагрузки в день не превышает 20 минут, педагог имеет возможность организовать образовательную деятельность в удобное для него и детей время, ориентируясь на программное содержание и тему периода. Перспективное планирование в 1 младшей группе отражает задачи образовательной деятельности:

  • физическая культура 2 раза в неделю в помещении, 1 раз на свежем воздухе,
  • ознакомление с окружающим миром 1 раз в неделю (предметное окружение, ознакомление с природой, социализация),
  • формирование элементарных математических представлений 1 раз в неделю,
  • развитие речи 1 раз в неделю,
  • рисование 1 раз в неделю,
  • лепка 1 раз в две недели,
  • аппликация 1 раз в две недели,
  • музыка 2 раза в неделю.

При планировании работы в 1 младшей группе необходимо учитывать, что блок взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности содержит конструктивно-модельную, игровую, познавательно-исследовательскую деятельности и чтение художественной литературы.

Мероприятия, направленные на закрепление материала, предложенного в ходе образовательной деятельности, отражены в календарном плане для 1 младшей группы и соответствуют пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Темы недель календарного плана соответствуют темам недель и тематическим периодам, представленным в перспективном планировании для .

Перспективный план является примерным и может быть изменён в соответствии с особенностями региона, дошкольного учреждения и спецификой образовательной программы.

При составлении плана использовалась следующая литература:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствует ФГОС, изд. 2014 год.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий (-М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.)
  • Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Первая младшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
  • Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада–Воронеж,2008.
  • Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая младшая группа раннего возраста, М.: Мозаика-Синтез, 2017 г.
  • Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников., М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.
  • Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным миром и социальным окружением. Вторая группа раннего возраста - М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.
  • Соломенникова О. Ознакомление с природой в детском саду. Первая младшая группа (2-3). ФГОС М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.

Ознакомьтесь с фрагментом перспективного плана

Тема недели Задачи периода Программное содержание, реализуемое в ходе образовательной деятельности Работа с родителями
Сентябрь, 1 неделя Адаптировать детей к условиям детского сада.
Познакомить с детским садом как ближайшим
социальным окружением ребенка (помещением и
оборудованием группы: личный шкафчик,
кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с
детьми, воспитателем. Способствовать
формированию положительных эмоций по
отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

Учить различать и называть игрушки и их основные качества (цвет, размер). Продолжать знакомить с расположением групповой комнаты, предметами и вещами, которые в ней находятся.
ФЭМП
Развитие речи
Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).
Рисование
Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, вызывать у детей интерес к рисованию карандашами, выяснить, что дети знают о том, как правильно пользоваться карандашом, какие цвета карандашей им известны, обращать внимание детей на то, что на бумаге остаётся след, поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.
Лепка
Развивать у детей интерес к процессу и результату лепки, познакомить со свойствами глины, учить разминать глину, раскатывать палочки, вызывать желание лепить.
Музыка
Формировать умение и желание слушать музыку. Эмоционально реагировать и отвечать на вопросы по содержанию песни. Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега.
Ходить и бегать за воспитателем стайкой.

Учить детей ходьбе в разных направлениях, по сигналу парами, учить ловить мяч от воспитателя; упражнять в ползании за катящимся предметом. Развивать ловкость, координацию движений, внимание. Воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам, внимание, активность, выразительность движений.

Учить детей бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Развивать двигательные умения и навыки детей, ловкость и глазомер. Воспитывать желание заниматься, играть дружно.
Знакомство с семьями воспитанников,
анкетирование. Информирование родителей
о ходе образовательного процесса: дни
открытых дверей, индивидуальное
консультирование. Родительское собрание,
знакомство с оздоровительными мероприятиями
в ДОУ. Привлечение родителей к составлению
плана взаимодействия семьи и детского сада.
Сентябрь, 2 неделя Продолжить адаптировать детей к
условиям детского сада, знакомить
с детским садом как ближайшим
социальным окружением ребенка
(помещением и оборудованием группы:
личный шкафчик, кроватка, игрушки и
пр.). Познакомить с детьми, воспитателем.
Способствовать формированию положительных
эмоций по отношению к детскому саду,
воспитателю, детям.
Ознакомление с окружающим миром
Закрепить с детьми знания о детском саде, который они посещают, познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями.
ФЭМП
Способствовать развитию действий с предметами.
Развитие речи
Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.
Рисование
Вызвать у детей эмоциональный отклик, учить штрихами рисовать капельки дождя, держать карандаш в правой руке, идентифицировать синий цвет, развивать мелкую моторику рук.
Лепка
Формировать интерес к лепке, ознакомить с глиняными предметами, расширить представление о свойствах глины и способах лепки развивать умение создавать формы раскатывая куски на доске, делать в них углубления.
Музыка
Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова.
Физическая культура в помещении
Учить детей бросать мешочки с песком в горизонтальную цель, прыгать в длину с места, закреплять умение ходить и бегать по кругу, взявшись за руки. Развивать глазомер, прыгучесть, ловкость. Воспитывать желание заниматься, играть дружно.
Физическая культура на воздухе
Упражнять в перешагивании через препятствия. Развивать ловкость, координацию движений, внимание. Воспитывать уверенность, самостоятельность, активность, любовь к занятиям спортом, выразительность движений.
Знакомство родителей с мероприятиями,
проводимыми в детском саду.
Информирование родителей о фактах,
влияющих на здоровье детей. Привлечение
к совместным наблюдениям за осенними
изменениями в природе, к рассматриванию
овощей. Привлечение родителей к оформлению
группы, проведение совместных конкурсов.
Консультирование на тему «Особенности
адаптации к детскому саду».

Чтение сказки «Машенька и лиса», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Речевая игра «Гуси» А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет. » (из «Сказки о царе Салтане») ; М. Лермонтов. «Спи, младенец»

Повторение речевой игры « Конь»

Чтение рассказа В. Сутеева «Добрая утка»

Повторение заученных наизусть стихотворений о зиме, о елке, о снеге.

Д\игры: «Найди предмет такой же формы», «Легкий - тяжелый», «Один – много», «Геометрическая мозаика», «Найди такой же», «Покажи и назови», «Сколько спряталось игрушек»

Беседа «Правила поведения на горке»; «Правила поведения на прогулке в детском саду»;

Игры по теме «Страх»,

С/р игры «Парикмахерская»

«Встречаем гостей … »

«Айболит»

«Больница»

Музыкальные игры:

«Поиграем с погремушкой»,

«Игра в снежки».

Повторение знакомых потешек и пальчиковых игр (выборочно)

Вечер подвижных игр «Мы играем и растем»,

Игры с мячами: «Мяч в ворота», «поймай мяч!», «Мой веселый звонкий мяч»

Речевая игра «Конь», «Играем с птицами».

Чтение рассказа В. Сутеева «Добрая утка».

Повторение стихотворений А. Барто «Игрушки», повторение стихов о зиме.

Д/ игра «О чём говорит светофор»

Игровая ситуация «Мишка идёт по улице»

Беседа «Только с мамой я гуляю».

«Шаловливые игры»

Игры «Дружные ребята», «Дружат в нашей группе»

Игры по теме «Страх»,

С/р «Парикмахерская»

С/р «Встречаем гостей … »

С/р «Айболит»

С/р «Больница»

«Геометрическая мозаика

Беседа о птицах,

О посуде,

Об овощах

О фруктах по картинкам,

д/ игры «Сколько матрешек пришло в гости», «Найди пару», «Прокати такой же шарик»

Подвижные игры: «Мама-воробьиха» , «Снежинки и ветер» , «Бегите к флажку»,

«Зайки – побегайки», «Воробушки и автомобили», «Лохматый пес».

Рассматривание иллюстраций и беседа: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду», «Осторожно: санки, лыжи и коньки»;

Чтение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»;

Игры «Давайте жить дружно»

«Злой язычок»

С/р игры : «Больница», «Магазин игрушек», «Автобус», «Чаепитие у куклы Кати»,

Беседа «Где гуляли наши ножки»,

д/игры « Поможем зайчику найти его игрушку», «Догоняем мяч», «Что в мешочке», «Один – много», «Большой – маленький».

Повторение попевок, потешек поговорок, при чтении которых закрепляется умение ориентироваться в частях собственного тела. «Водичка – водичка…», «Ладушки…», «Здравствуйте ножки».

Пальчиковые игры: «Моя семья», «Вышли пальчики гулять», «Сорока».

Чтение худ. литературы : А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет» ; М. Лермонтов. «Спи, младенец» , повторение знакомых сказок.

Подвижные игры «»Дед Мороз, «Снежинки и ветер», «Снег кружится», «Лохматый пес», «Воробьи и вороны:

С/ролевые игры: «Больница», «Магазин игрушек», «Автобус»

Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!»,

«Осторожно: санки, лыжи и коньки»;

Рассматривание картинок - иллюстраций о правилах поведения на дороге, о транспорте.

Чтение С. Маршак «Мяч», отрывок из стих. Чуковского «Мойдодыр»

Беседа по картинкам

- о птицах, о посуде, об овощах,о фруктах;

д/игры «Что катится», «Строим мебель для куклы», «Найди пару», «Назови предмет», «Собираем матрешек», «Большой маленький» ,

«Назови фигурку», «Высокий – низкий»;

Пальчиковые игры «Два медведя»

«Повстречались»; «Строим дом»,

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра»; «Пошел котик на Торжок»; «Заяц Егорка»; «Наша Маша маленька». «Чики, чики, кички», «Ой ду - ду, ду - ду, ду - ду!

Игры «Учимся понимать чувства других людей»

Подвижные игры «Через ручеёк», «Поезд», «Воробьи и вороны»

Повторение знакомых игр «Ножки», «Пузырь», «Кошка и мышки» «Целься точнее»

С/р игры «Больница», «Магазин игрушек», «Автобус», «Поезд», «Дорога», «К Машеньке пришли гости»,

Беседа «Где гуляли наши ножки»,

«Зачем мы птичек покормили»,

Беседы по иллюстрациям:

«Одежда», «Какие бывают машины», «Назови животных»

Игра «Давайте жить дружно»

Игра «Злой язычок

Чтение худ. литературы Л. Толстой . «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и Миши конь»;

Л. Толстой. «Три медведя»;

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

Повторение песенок и потешек: «Наши уточки с утра»; «Пошел котик на Торжок»; «Заяц Егорка»; «Наша Маша маленька», «Чики, чики, кички», «Ой ду - ду, ду - ду, ду - ду!»

Рассматривание иллюстраций о военных и беседа по ним.

Д\игры: «Построим башенки одинаковые по цвету»

«Соберем матрешку»

«Пирамидка с сюрпризом»

«Цветные машинки»

«Фигурные пирамидки.»

Пальчиковые игры «Два медведя»

«Повстречались»; «Осы», «Жук»

«Строим дом»

Подвижные игры «Поезд»,

«Солнышко и дождик», «Птички»

Изготовление подарков для папы.

Повторение с/р игры «Больница», «Магазин игрушек», «Автобус», «Поезд», «Дорога»

Чтение худ. литературы:

В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка». Повторение знакомых сказок.

Беседа по картинкам,

О доме, о семье, о маме, об имени(как тебя зовут, как зовут родителей)

О животных, о птицах, о посуде,

Об овощах, о фруктах

Дидактические упражнения и игры «Подарок для папы»,

«Делаем самолетики», «Кто что умеет?», « Найди предмет указанной формы», «Узнай фигуру»,

«Найди пару», «Собери пирамидку».

Пальчиковые игры «Два медведя»

«Повстречались»; «Осы», «Жук»

«Строим дом», «Капуста», «Моя семья»

Игры «Учимся понимать чувства других людей»

Рассматривание альбома «Моя семья», изготовление подарков для мамы.

Подвижные игры «Лохматый пёс»», «Перешагни через кочки»

Повторение знакомых игр: «Пузырь» «Снег кружится», «Самолёты», «Дед мороз».

Работа с детьми требует от педагога высокой степени подготовленности, тем более, если речь идёт о взаимодействии с дошкольниками первой младшей группы (1,5–3 года), которые только адаптируются к детскому саду. В связи с этим возрастает роль организующего начала при осуществлении учебно-воспитательной деятельности. Решить эту задачу помогает составление планирования, то есть модели педагогического сотрудничества всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Остановимся на некоторых особенностях создания комплексного и календарно-тематического планов для первой младшей группы.

Планирование: что это и зачем

Осуществление рабочей программы, по которой работает детский сад, происходит в рамках планирования, распределяющего содержание образования между часами (днями, неделями) на его реализацию. При этом степень детализации образовательного процесса отражается в разных видах планов, которые можно представить в виде системы от общего к частному:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственно «руководством к действию» для педагога является именно ежедневный план. При этом он составляется на основе календарно-тематического, распределяющего изучение темы по часам, и комплексного, разбивающего её содержание по видам деятельности в разных направлениях образования.

Это интересно. Педагог несёт личную ответственность за подготовку планирования работы группы. Контроль составления и выполнения планов остаётся за старшим воспитателем, методистом и руководителем ДОУ.

Таблица: цели и задачи календарно-тематического и перспективного планов в первой младшей группе

Вид планирования Цели Задачи
Календарно-тематическое
  • обеспечить осуществление образовательной программы на практике;
  • повышать уровень педмастерства педагога, умеющего моделировать виды взаимодействия с воспитанниками;
  • координировать различные методы и приёмы взаимодействия с детьми;
  • подбирать подходящие под тему технические средства обучения и наполнение предметно-развивающей среды в целом.
  • выбрать оптимальный вариант интеграции образовательных направлений (в первой младшей группе этот процесс происходит на основе игры);
  • подобрать наиболее подходящий для конкретной группы детей набор приёмов в работе (к примеру, если в группе преобладают активные ребята, то не стоит включать в план слишком много активных подвижных игр, лучше сконцентрироваться на играх малой подвижности, например, на внимание, ловкость);
  • варьировать насыщенность видов деятельности в зависимости от уровня подготовки детей;
  • моделировать план разными средствами обучения (например, освещая одну и ту же тему через разные элементы предметно-развивающей среды – «Дед Мороз и Снегурочка»: демонстрация кукол, картинок, знакомство с персонажами-актёрами на утреннике).
Комплексное
  • обеспечить системность работы;
  • помочь педагогу спрогнозировать конечный результат;
  • дать возможность своевременно и систематически контролировать развитие каждого ребёнка (это особенно важно в работе с малышами первой младшей группы, на развитие которых большое влияние оказывает сам факт появления в их жизни детского сада).
  • распределить виды деятельности, наиболее подходящие под работу над той или иной темой (так, к примеру, при разработке темы «Домики для животных» дети занимаются конструированием из крупных блоков конструктора, а в процессе знакомства с темой «Золотая осень» учатся работать с карандашами и акварельными красками);
  • рационально разделить учебно-воспитательную нагрузку по неделям;
  • подобрать оптимальные мотивационные приёмы при составлении ежедневного плана (иными словами, разнообразить их набор, например, выбрав для понедельника и темы «Игрушки» чтение стихотворений А.Барто, а для вторника и темы «Любимые игрушки дома» загадки с договорками по теме);
  • проследить динамику адаптации и развития малышей (например, по увеличению количества видов работы по теме).

Объекты календарно-тематического и комплексного планирования в первой младшей группе

Календарно-тематический план, по сути, регламентирует последовательность рассмотрения тем в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть в первой младшей группе составляется для занятий по:

  • развитию речи;
  • физическому воспитанию;
  • музыке;
  • изобразительному искусству (в первой младшей группе в этот блок занятий входят элементы рисования, лепки и аппликации, а начиная со второй младшей группы эти уроки планируются отдельно);
  • ознакомлению с природным окружением;
  • чтению художественной литературы.

В календарно-тематическом плане прописаны цели видов деятельности в рамках изучения тем непосредственно образовательной деятельности

Объектами комплексного плана будут:

  • совместная деятельность (детей, педагога и родителей, к примеру, для ускорения привыкания малыша к утреннему расставанию с мамой, и воспитатель, и родители говорят малышу, что мама идёт на работу, даже если это не соответствует реальной ситуации);
  • нерегламентированная деятельность, то есть элементы образовательного процесса, которые представлены во взаимодействии с детьми ситуативно, например, объяснение основ безопасности жизни, носящее прецедентный характер, может стать актуальным не на улице, а во время сбора в группе, когда малыш случайно прищемил дверью палец;
  • адаптационный период, то есть время, отведённое на привыкание малыша к детскому саду (при этом непосредственно образовательная деятельность планируется в соответствии с перспективным планом на учебный год);
  • досуговая деятельность (план мероприятий по временам года, например, «Новогодний утренник», «Праздник мам» и др.);
  • предметная деятельность, то есть наполнение предметно-развивающей среды в группе в зависимости от темы и этапа образовательного процесса (если в начале года в игрушках преобладают пирамидки, то к концу к ним добавляются разные виды кубиков, в том числе и с цифрами).

Методические приёмы, используемые в планах

Данный вопрос уместно рассматривать с позиции составления календарно-тематического плана, в котором указывается общий перечень приёмов в работе, в отличие от комплексного, где цель перечислить виды деятельности, а не уточнить способы взаимодействия в них на отдельных занятиях. Итак, при составлении плана педагог комбинирует приёмы четырёх групп:

  • речевые;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые.

Рассмотрим конкретные варианты их реализации.

Группа речевых способов взаимодействия

В первой младшей группе дети только осваивают речь, поэтому для них ключевое значение имеет восприятие речи взрослых. Это помогает не только переводить пассивный словарный запас в активный, то есть начинать строить собственные высказывания, но и получать элементарные представления о согласовании слов в словосочетаниях и простых предложениях. Речевые приёмы сопровождают все (!) виды деятельности малышей.

Объяснение

Любое действие, понятие должно растолковываться детям. При этом важно делать это на доступном для их понимания уровне. Поэтому объяснение необходимо:

  • выстраивать на основе понятных малышам слов;
  • активно сопровождать жестами (например, мытьё рук и умывание предваряется не только сообщением о намерении, но и движениями, иллюстрирующими эти гигиенические процедуры);
  • систематически повторять, используя по возможности одинаковый набор речевых средств (к примеру, на занятии по рисованию каждый раз педагог должен повторять алгоритм работы с красками и кисточками или с карандашами).

Объяснение в первой младшей группе должно быть на доступном для понимания малышей уровне

Беседа

В первой младшей группе этот методический приём используется фрагментарно, так как малыши ещё не могут внятно формулировать свои мысли. Тем не менее отказываться от беседы по вопросам, не требующим развёрнутых ответов, не стоит. Например, перед началом любого занятия, воспитатель спрашивает у детей, какое у них настроение, готовы ли они поиграть - поработать и т.д.

Это интересно. Беседа в первой младшей группе активно используется при взаимодействии с родителями, которые в такой форме общения узнают об особенностях возраста своих малышей, задают волнующие их вопросы и т.д.

Загадки

В 1,5–3 года у малышей ещё недостаточно личного опыта, чтобы работать с загадками по теме на этапе начала изучения темы.

Поэтому этот приём в своей практике я включаю уже на этапе закрепления темы. Например, для тем «Овощи», «Фрукты» загадки можно предложить следующие:

  • Всех круглее и краснее, Он в салатах всех вкуснее. И ребята с давних пор Очень любят…(помидор);
  • Растут на грядке Зелёные ребятки. Удалые молодцы, И зовут их… (огурцы);
  • Фрукт похож на неваляшку. Носит жёлтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала…(груша);
  • Сверху шкурка золотая, В центре косточка большая. Что за фрукт? - Вот вам вопрос. Это сладкий…(абрикос).

Очень важно для младшего дошкольного возраста подбирать загадки с ответом по рифме - это даст возможность ребятам дать ответ, уловив ритмику рифмовки, что «спасёт», если собственного опыта для отгадывания не хватает.

Стихотворения

Ещё один важный словесный приём, который очень нравится малышам. Стихотворения представляют собой отличную основу для освоения речи: повторяющиеся рифмованные строки дети легко запоминают и начинают повторять, что способствует скорейшему освоению речевого навыка. Выбор рифмовок должен опираться на принципы:

  • краткости (длиннее 4–6 строк стихотворения не сгруппируют, а, наоборот, рассредоточат ребят);
  • соответствия теме (не стоит забывать о том, что вся подборка приёмов направлена на раскрытие темы плана);
  • доступности (в стихотворении должны быть понятные детям слова и не слишком нагромождённые предложения).

Например, при рассмотрении темы «Мебель» со своими воспитанниками я разучиваю стихотворение, в котором собраны наименования всех основных предметов мебели. И эту рифмовку я разбиваю на две части, чтобы, во-первых, вводить информацию постепенно, а во-вторых, не нарушать принцип краткости:

  • В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире.

Рифмованные строки помогают привлечь внимание детей

Сказки

Малыши любят сказки. И этот словесный приём можно активно применять при изучении практически любой темы. Главное, найти или придумать интересный сюжет. Так, при изучении темы «Дружба» я включаю в планирование сказку «Как Кузька друга нашёл». «В одном дворе жил котёнок по имени Кузька и щенок по имени Дружок. В один прекрасный день мама-кошка разрешила Кузьке выйти погулять без неё, и малыш радостно побежал во двор искать друзей. Пробегая мимом забора, он увидел большого старого чёрного кота, который спросил, куда это так спешит Кузька. Котёнок ответил, что бежит искать друзей. Кот одобрительно покивал головой и предупредил: «Только не водись с собаками, коты и собаки никогда друзьями не будут». Кузька кивнул головой и побежал дальше. И встретил щенка Дружка, который прыгал в песочнице. Дружок предложил Кузьке дружить, но Кузька сказал, что котята и щенки не могут стать друзьями, и что лучше им просто поиграть вместе, а не дружить. Когда Кузька вечером пришёл домой, он рассказал маме, как познакомился с отличным щенком, только вот жаль, что дружить они не смогут. А когда мама спросила, почему у них не получится дружба, то котёнок точь-в-точь, пересказал ей то, что ему сказал старый кот. Мама-кошка рассмеялась и сказала, что неважно, кто ты: собака, кошка, слон или жираф, - дружить могут все со всеми. Кузька очень обрадовался и еле дождался утра, чтобы сказать Дружку, что теперь ничего не помешает им дружить».

В методике работы над этим приёмом принято проверять понимание текста при помощи беседы. Но учитывая, что малыши 1,5–3 лет могут ещё не владеть речью на достаточном для беседы уровне, проверочный блок вопросов я составляю так, чтобы ответы были максимально краткие:

  • «Как звали котёнка?»;
  • «Как звали щенка?»;
  • «Что хотел Кузька?»
  • «Старый кот посоветовал дружить или, наоборот, не дружить с собаками?»;
  • «Что сказала Кузьке его мама, когда он рассказал, как хорошо провёл время с Дружком?».

Чтение

Приём, который в младшей группе используется не слишком широко: в основном весь материал педагог рассказывает, а не зачитывает. Это касается и сказок, и стихотворений, и загадок. Но приобщать малышей к чтению нужно всеми доступными способами, поэтому стоит демонстрировать образец обращения с книгой. Например, зачитывая потешки, описания некоторых героев, их домиков и пр.

Чистоговорки

Развитие речи - одна из ключевых целей образовательного процесса в первой младшей группе. И важен не только сам факт освоения этого навыка, но и его качество. Реализовать эти задачи помогают чистоговорки, которые могут быть элементом физкультпауз на занятиях, а также отрабатываться при выполнении режимных моментов, например, перед сборами на прогулку, перед обедом и т.д.:

  • От-от-от - полосатый кот. Та-та-та - увидели кота. Ту-ту-ту - подошли к коту.
  • Уп-уп-уп - мама варит суп.
  • Жу-жу-жу - как-то ёж пришёл к ужу.

Чистоговорки могут быть элементом физкультпаузы и предварять более активные упражнения

Наглядные приёмы при составлении планирования

У детей младшего дошкольного возраста образно-действенный способ восприятия мира. Иными словами, малышам важно видеть и щупать окружающие предметы. И первое, и второе находится в ведении предметно-развивающей среды. Среди продуктивных наглядных приёмов можно выделить:

  • картинки (обязательный элемент наглядности в любом виде деятельности малышей), иллюстрирующие сюжет сказок, словесное описание какого-либо явления или понятия, порядок выполнения игровых действий и пр.;
  • демонстрацию как способ презентовать выполнение задания своим примером (например, перед выполнением рисунка «Одуванчики» сначала воспитатель делает мазки жёлтой краской на листе, а затем дети повторяют это на своих экземплярах);
  • показ (речь идёт о презентациях, видеороликах по теме).

Видео: пример использования приёма показа - учим названия продуктов питания с детьми

https://youtube.com/watch?v=14V8xFYl2lc Video can’t be loaded: ЕДА. ИЗУЧАЕМ ПРОДУКТЫ. ВИДЕО ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ (https://youtube.com/watch?v=14V8xFYl2lc)

Практические приёмы

Для использования этой группы методических приёмов необходима определённая база, опыт, на который малыши могут опираться. Но поскольку в 1,5–3 года говорить о такой основе рано, практические приёмы осваиваются в виде нового материала, то есть дети учатся держать карандаш, располагать лист бумаги на столе так, чтобы было удобно делать рисунок и т.д. В итоге малыши приходят к сути задания, например, нарисовать мячик. Таким же образом, кроме рисования, в календарно-тематический план педагог включает:

  • аппликацию;
  • лепку.

Это интересно. Со второго полугодия, если общий уровень развития малышей позволяет, могут вводиться элементы конструирования, а также выполнения объёмных поделок, например, с привлечением природных материалов.

Наблюдение

Пополнение опыта невозможно без собственно опытной деятельности. То есть дети должны наблюдать, запоминать. Это вид активности в первой младшей группе практикуется на прогулках, реже - в группе, для знакомства с миром природы.

В основном наблюдения в группе проводятся в экологическом уголке

Таблица: примеры наблюдений в первой младшей группе

Что выступает объектом наблюдения Цели Содержание
Кормление птиц
  • знакомить с повадками птиц;
  • воспитывать желание заботиться о птицах.
Педагог насыпает в кормушки корм, дети смотрят за тем, как голуби, синицы, воробьи едят, попутно отмечая, что корм достаётся проворным, быстрым, смелым.
Дождь Познакомиться с природным явлением. Дети в дождливую погоду наблюдают за каплями дождя из окна. Педагог предлагает послушать шум от падающих капель и подумать, это весёлый дождь или грустный.
Листопад
  • учиться определять осенние проявления;
  • развивать внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Дети рассматривают осенние листья, сравнивают их по размеру, форме, цвету и приходят к выводу о том, что с одного дерева падают листья одной формы, но разного размера и цвета.

Группа игровых приёмов

Как уже отмечалось, в работе с младшими дошкольниками все виды деятельности представляются в форме игры. При этом педагог включает в календарно-тематический план три разновидности игр. Остановимся чуть детальнее на каждой из них.

Игры дидактического содержания

Включение этого вида игр в календарно-тематический план может быть и на этапе знакомства с темой, и на стадии её отработки, закрепления.

Таблица: примеры дидактических игр в календарно-тематическом плане для первой младшей группы

Вид обучающей игры Название Целевые ориентиры Содержание игровых действий
Логическая «Суп и компот»
  • учиться разделять плоды на категории фруктов и овощей;
  • развивать логическое мышление, наблюдательность.
Дети собирают муляжи фруктов и овощей по разным корзинкам, чтобы из овощей сварить суп, а из фруктов - компот.
Речевая «Кто в домике живёт»
  • отрабатывать навык звукопроизнесения;
  • развивать правильное дыхание в процессе речевого акта.
Педагог показывает картинку с изображением животного, дети имитируют звуки, которые этот представитель фауны издаёт. Например, кошка – «мяу», собака – «гав», корова – «муу» и т.п.
Музыкальная «Солнышко и дождик»
  • учиться воспринимать разные настроения в музыке;
  • развивать умение соотносить погодные условия с музыкальным сопровождением.
Педагог ставит разные музыкальные отрывки (классического образца или современной инструментальной музыки) и показывает картинки с изображением разных состояний природы. Дети с помощью взрослого соотносят музыку и иллюстрацию.
Сенсорная «Листочки от Гномика» Учиться различать цвета. Педагог показывает игрушку-гнома, который «принёс» листочки, чтобы показать ребятам, но перепутал названия цветов. Малыши должны помочь персонажу разобраться, где какой цвет.
Настольно-печатная «Что в доме?»
  • учить названия бытовых приборов и соотносить их с выполняемыми функциями;
  • развивать внимательность.
Дети получают карточки с изображением разных комнат (гостиной, кухни, ванной) и картинки с изображением бытовых приборов (телевизор, микроволновка, холодильник, фен, стиральная машинка и др.). Задача назвать прибор и определить его в подходящую комнату. Обратите внимание, что могут быть варианты: например, стиральная машина может быть и в ванной, и на кухне. Этот момент детям надо оговорить.
Игры с предметами Этот вид игр в первой младшей группе носит, скорее, характер сюжетно-ролевых постановок, в которых игрушки выступают своего рода образцами того или иного способа действия. С помощью этого вида игр можно, например, отработать порядок одевания на улицу и раздевания по возвращении, а также последовательность мытья рук или умывания.

Игры подвижного характера

Потребность в двигательной активности маленьких детей нуждается в удовлетворении. Поэтому подвижные игры являются обязательным приёмом, который включается в календарно-тематический план.

Подвижные игры важны для физического развития малышей

Таблица: примеры подвижных игр в календарно-тематическом плане для первой младшей группы

Что отрабатывается Название игры Целевые ориентиры Суть игры
Бег в разных направлениях, прыжки «Догони зайчика»
  • учиться бегать с разной скоростью и в разных направлениях;
  • развивать внимательность;
  • воспитывать целеустремлённость.
Педагог делает блики с помощью зеркала на площадке, а дети догоняют солнечного зайчика, стараясь схватить его.
Пространственное ориентирование «Колокольчик»
  • учиться менять направление бега, не сталкиваясь с товарищами;
  • развивать ловкость.
Педагог звонит в колокольчик, быстро прячет за спину, дети имитируют звон «динь-динь». Взрослый бежит в противоположную сторону площадки, дети бегут к нему. Тот, кто прибежал первым, звонит в колокольчик. Важно: каждый малыш должен получить возможность позвонить.
Формирование ощущения равновесия «По ровненькой дорожке»
  • учиться менять характер движения по условному сигналу;
  • развивать равновесие.
Дети шагают по массажным коврикам. Педагог говорит, как меняется характер бега, дети выполняют: бегут на месте, прыгают, приседают и т.д.
Развитие внимания «Найди свою пару»
  • тренировать бег врассыпную;
  • учиться не сталкиваться с другими участниками.
Каждый участник получает флажок определённого цвета. По сигналу педагога дети бегают в разных направлениях по площадке. После того как малыши слышат условный звук, они должны найти себе пару - участника с флажком такого же цвета.
Отработка навыка лазанья, ползанья «Доберись до мяча»
  • тренировать умение проползать под преградой;
  • развивать внимательность;
  • воспитывать настойчивость.
На одной стороне площадке располагается корзина-сетка для мячей, на середине участка стоит дуга, за которой находится мяч. Задача ребёнка проползти под аркой, взять мяч и забросить в сетку.
Тренировка ловкости «Через ручеёк»
  • упражняться в равновесии;
  • развивать ловкость;
  • воспитывать настойчивость.
На расстоянии двух метров на площадке располагаются два шнура – «берега» ручейка. Между ними - дощечки. Дети должны по дощечкам, перепрыгивая, перешагивая, перебраться с одного «берега» на другой.

Группа театрализованных игр

С помощью включения этого вида игр в календарно-тематический план, дети не только раскрепощаются, развивают свои творческие способности, но и отрабатывают социально-коммуникативные навыки, то есть развивают речь и учатся общаться друг с другом.

Театрализованные игры играют важную роль в развитии социально-коммуникативных навыков детей первой младшей группы

Таблица: примеры театрализованных игр в календарно-тематическом плане для первой младшей группы

Вид театрализации Суть игровых действий Примеры
Сюжетно-ролевые игры Малыши, опираясь на свой опыт, разыгрывают ситуации, с которыми сталкиваются в быту. «У врача», «В магазине».
Драматизации Дети говорят и выполняют те действия, которые прописаны для их персонажа «режиссёром», то есть педагогом или самим ребёнком. Участие в утренниках, постановках по мотивам прочитанных сказок и пр.
Режиссёрские игры В первой младшей группе дети в режиссёрских играх сами только придумывают движения своим героям, содержание же игры определяет педагог. Малыши учатся разыгрывать хорошо известные им сюжеты (например, сказки «Репка», «Колобок»), используя для этого фигурки фланелеграфа.
Пальчиковые игры Обычно включаются в физкультпаузы на занятиях. Главное назначение пальчиковых игр состоит тренировке речевых центров, то есть важного этапа освоения речи.
  • Большой пальчик яблоки трясёт. (кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик) Второй их собирает. (разгибаем указательный палец) Третий их домой несёт. (разгибаем средний палец) Четвёртый высыпает. (разгибаем безымянный) Самый маленький - шалун. (разгибаем мизинец) Всё, всё, всё съедает.

Правила оформления календарно-тематического и комплексного планирования в первой младшей группе

Существует пять правил составления планирования. Причём алгоритм единый для всех видов планов, отличается только пункт, где перечисляются элементы содержания планирования:

  • первый лист (титульный) с указанием в виде аббревиатуры названия детского сада и его номера, программы, по которой ДОУ строит свою образовательную деятельность, ФИО воспитателей, работающих в группе, сроки реализации данного плана);
  • список детей в группе с отметкой о дате рождения;
  • расписание работы группы с указанием времени, отведённого на занятие тем или иным видом деятельности (непосредственная образовательная деятельность и режимные моменты);
  • содержание плана (в календарно-тематическом это перечень тем по датам, описание форм и методов работы малышей с целями, оборудованием, а в перспективном это список видов деятельности по каждой из тем);
  • пустой лист для заметок, которые может делать проверяющий документацию (обычно эти пометки остаются в ведении старшего воспитателя).

Это интересно. Иногда в календарно-тематический план включается графа с методическими источниками по теме.

Планирование позволяет рационально распределить время между разными видами деятельности и при этом реализовать поставленные образовательные цели

Таблица: образец составления календарно-тематического плана по развитию речи в первой младшей группе (фрагменты)

Дата Тема недели Тема занятия Приёмы Цели Оборудование Литература
2.09. «Я знакомлюсь с нашей группой» «Путешествие по комнате» Дидактическая игра «Кто как разговаривает»
  • приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговаривать или сделать);
  • формировать слуховое восприятие;
  • развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетания и простым словам.
  • новая книга;
  • медвежонок;
  • зеркальце;
  • мячик;
  • кубики;
  • игрушки (собачка, кошечка).
  • В.В. Гербова «Занятие по развитию речи», стр.28;
  • Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в 1 мл. группе детского сада», стр.80, занятие№1 стр.121.
20.09 «Сбор урожая» «Скачет зайка» Дидактическая игра «Собери корзинку»
  • побуждать детей узнавать знакомую игрушку, понимать действия (заяц ищет морковку, нашёл её и ест);
  • воспитывать дружеские отношения во время игры;
  • формировать активный словарь: прыг-прыг, зайка, на.
  • игрушка-зайчик;
  • морковка;
  • корзинка с грибами (большими и маленькими).
  • Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в 1 мл. группе детского сада», стр.84, занятие№7;
  • Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в 1 мл. группе детского сада», стр.124, занятие№15.
02.10 «Я человек» «Кукла в ванночке не плачет» Д/игра «Что я сделала?»
  • формировать активный словарь: водичка, ванна, мыть, купаться;
  • пробуждать детей соотносить предметы по величине и называть их, развивать моторику пальцев;
  • учить называть действия, противоположные по значению;
  • развивать внимание, сенсорные ощущения;
  • познакомить с понятиями «право-лево».
  • колокольчик;
  • кукла;
  • ванночки;
  • стул;
  • одежда для куклы;
  • ведёрко с водой;
  • кружка;
  • книга;
  • банка с крышкой;
  • шапочка;
  • платок;
  • флажок и т.д.
  • Е.Н. Мухина «Развивающие игры для детей 2–7 лет», стр. 94;
  • В.В. Гербова «Занятие по развитию речи», стр.96.
20.12 «Вот как весело играем» «Рождественские забавы» подвижная игра «Зайчик и белочка»;
Д/игра: «Кто позвал?».
  • закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого;
  • расширять словарь;
  • продолжать учить детей узнавать по голосу своих друзей.
Игрушки (ёлочка, зайчик, белочка, волк, птичка, матрёшка, домик, кукла). Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», стр.99.

Таблица: образец составления комплексного тематического плана в первой младшей группе (фрагменты)

№ п/п Тема, цель и задачи Сроки
проведения
Содержание работы
1 Тема «Здравствуй, детский сад!» «Детский сад - чудесный дом! Хорошо живётся в нём!»
Цель: адаптировать детей к условиям детского сада.
Задачи:
  • помочь адаптироваться к новым условиям жизни;
  • познакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребёнка (помещением и оборудованием группы; личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.);
  • познакомить с детьми, воспитателем;
  • способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.
  • подготовка и выполнение проекта «Здравствуй, малыш»
Сентябрь 1–2 неделя
(1 -11.09)
  • «Здравствуй, детский сад» знакомство с детским садом, путешествие по территории;
  • «Моя группа» знакомство с групповой комнатой;
  • дидактическая игра «Собери пирамидку», «Игра с собачкой», «Подбери ленту куклам», «Кто в домике живёт», «Собери все красные совки»;
  • дидактическая игра «Знакомимся с куклами и мягкими игрушками»;
  • игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату);
  • путешествие по группой комнате с остановками на станциях «Цветные карандаши», «Пластилиновая»;
  • подвижные игры «Догони меня», «Зайка серенький сидит», «Петушки и цыплята», «Жуки», «Осенние листочки»;
  • пальчиковая гимнастика «Сорока–белобока», «Ути-ути», «Ладушки», «Моя семья», «Коза»;
  • игровая ситуация «Накормим куклу Машу»;
  • чтение художественной литературы (чтение потешки «Как у нашего кота», А. Барто «Мишка», «Зайка», «Курочка Ряба»);
  • игры с деревянными пособиями «Пирамидка», «Матрёшка»;
  • сюжетная игра «Мама кормит детей», «Мы шли, шли…»;
  • игра-забава «Минутка заводной игрушки»;
  • игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба»;
  • игра «Построим мишке домик» (из крупного строи­тельного материала);
  • игра-драматизация по стихотворению А. Усачева «Мишка косолапый по лесу идёт».
3 Тема «Осень, осень, в гости просим», «Осень - дворы опустели, наши улыбки стали грустнее»
Цель: формирование элементарных представлений об осени.
Задачи:
  • дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах;
  • знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью;
  • воспитывать уважение к природе.
  • Выполнение проекта «Осень, осень, в гости просим»
Октябрь 1–2 неделя
(1–16.10)
  • рассматривание иллюстраций по сказке «Репка», иллюстраций к книжке «Котенька-коток».
  • чтение потешки «Петя, петушок», «А баиньки- баиньки», «Наша Маша маленькая», «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…», «Вышла курочка гулять», «Мишка косолапый»;
  • дидактическая игра: «Найди жёлтый листочек» «Поиграем с матрёшками», «Соберём красивый букет из листьев» «Кто живёт на ферме?», «В чём пойдём гулять», «Переложи горох, фасоль»;
  • игра с прищепками «Разноцветные рожки»;
  • сюжетно-игровая ситуация «Мишка промочил ноги»;
  • настольно-печатная игра «Разрезные картинки» (листочки);
  • подвижная игра «Догони листочек», «Поезд», «Кот и мыши», «Мой весёлый звонкий мяч!»;
  • малоподвижная игра «Найди мяч», «Ты мне - я тебе» «Догони меня», «Все захлопали в ладоши»;
  • пальчиковая игра «Первый пальчик…», «Дождик», «Листопад», «Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока»;
  • музыкальная игра «Мы в ладошки хлопаем»;
  • просмотр мультфильма «Весёлый огород».

Планирование в детском саду играет важную роль, которая заключается в организации выполнения образовательной программы. С помощью разных видов планов педагог может не только спроектировать ход учебно-воспитательного процесса, но и спрогнозировать его результаты исходя из динамики развития детей, а также уровня их возможностей. Из всех видов планирования наиболее детальным оказывается ежедневное, которое создаётся на основе календарно-тематического, распределяющего варианты взаимодействия с детьми в рамках отдельных занятий исходя из темы, а также с привлечением комплексного, описывающего содержание видов деятельности по разным занятиям, но в границах изучения одной темы.

Поделитесь с друзьями!

Планирование в 1 младшей группе на месяц: сентябрь

Иголкина Елена Константиновна, воспитатель 1 мл.гр. МБДОУ д/с № 7 "Полянка" Данный материал будет полезен для воспитателей, при написании плана на каждый день

01.09.16
ЧТ Утро 1. Беседа «Наша группа» Цель: Познакомить с предметами групповой комнаты, формировать активный словарь «игровой уголок, стол, стулья, шкаф, игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Учить складывать игрушки на своё место.
2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» Цель: формировать простейшие навыки поведения во время еды, объяснить необходимость хорошего питания
3. Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения. Тема «Как (имя ребенка) шел в детский сад». Цель: обогащать словарный запас детей
4. КГН: «Покажем кукле Кате, как правильно сидеть за столом» Цель: формирование навыка мытья рук перед едой, правильного поведения за столом, уважительного отношения к поварам.
5. Предварительная работа по лепке – приготовить пластилин, доски для занятий, дать детям посмотреть готовые работы старших детей


.
2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА «В гостях у деток» Цель: Упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании. Воспитывать положительные эмоции. (Н.А.Карпухина стр.265)
Вечер
1. Гимнастика после сна «Мы проснулись …»
2. Закаливание: ходьба босиком по дорожке здоровья –точечный массаж. цель: прививать зож
3. С/р «Покачаем дочку» Цель: учить детей выполнять ряд игровых действий используя в речи слова: «завернуть», «покачать».
4. Д/и «Оденем куклу после сна» Цель: учить называть предметы одежды
5. Самостоятельная деятельность детей игры в живом уголке Цель: побуждать детей играть с фигурками животных
Индивидуальная работа по

02.09.16
ПН Утро 1. Ситуативный разговор «Кто как здоровается?»
Цель: формировать уважительное отношение к окружающим.



НОД 1. Художественно-эстетическое развитие

2. Познавательное развитие

Вечер
1. Гимнастика после сна «Солнышко просыпается» ЦЕЛЬ: прививать ЗОЖ
2. Закаливающие процедуры. Хождение босиком по коврику Цель: закаливание детского организма
3. Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Цель: учить детей приводить себя в порядок после дневного сна: одеваться, поправлять одежду перед зеркалом, причесываться.
4. С/р игра «Детский сад» Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, рабо¬тающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, пред¬меты-заместители.
5. Самостоятельная деятельность детей Настольные игры Цель: заинтересовать детей настольными играми (вкладыши)
Д/н Время Совместная деятельность взрослого с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
1 2 4

05.09.16
ПН Утро 1. Беседа со всеми детьми: - « Игрушки» Цель: продолжать знакомить с группой.
2. Д/игра «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.
3. Рассматривание картинок « Домашние животные»-Цель: знакомство с дом.живот.
4. Индивидуальная работа по Развитию речи цель: учить поддерживать коллектитв.разговор

НОД 1. Художественно-эстетическое развитие

2. Познавательное развитие
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ «В гости к детям» Карпухина Н. А «Конспекты занятий в первой младшей группе» (стр. 10) Цель: Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности по отношению ко взрослым и сверстникам, воспитывать навык культурного общения
Вечер
1. Гимнастика после сна «Дождик» цель: закаливание организма
2. Формирование культурно-гигиентических навыков: воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно, над своей тарелкой
3. Дидактическая игра: «Назови предмет» Цель: обогащение словаря.
4. Самостоятельная деятельность детей Д/и Цель: заинтересовать детей дидактическими играми

06.09.16
ВТ Утро 1. Беседа: «Что ждет меня в садике» Цель: формировать уважительное отношение к садику
2. Игровая ситуация «Расставим мебель в кукольной комнате» Цель: воспитание положительных действий и поступков по отношению друг к другу
3. Предварительная работа по РИСОВАНИЮ – вспомнить с детьми как выглядит одуванчик, посмотреть картинки с изображением одуванчика.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков: учить правильно мыть руки, насухо вытирать их своим полотенцем

Индивидуальная работа ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ цель:
НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
РИСОВАНИЕ цель: познакомить детей с карандашами, учить держать карандаши тремя пальцами
2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (в группе) Цель: Учить детей начинать ходьбу по сигналу развивать равновесие - ходить по ограниченной поверхности (между двух линий) Оборудование: 2 длинные веревки (2,5-3 м) кукла

Вечер 1. Гимнастика после сна «Дождик» цель: поднять настроение и мышечный тонус детей после сна
2. Д/И: «Назови предмет» Цель: обогащение словаря.
3. Ситуативный разговор о дружбе. Пояснить детям, что не нужно ссорится из-за игрушек, нельзя драться и кусаться, а намного интереснее играть дружно, вместе, делиться игрушками.
4. Самостоятельная деятельность детей П/И цель: побуждать детей играть группами
Индивидуальная работа МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ цель: заучивание слов песен и движений танца –

07.09.16
СР Утро 1. Беседа о том, зачем ходить в детский сад . Цель: формировать уважительное отношение к садику
2. Формирование культурно-гигиенических навыков: учить правильно мыть руки, насухо вытирать их своим полотенцем
3. Д/И: «Назови предмет» Цель: обогащение словаря
4. Предварительная работа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ – проговорить с детьми, что есть у нас в группе.
Индивидуальная работа РИСОВАНИЕ цель: учить держать карандаши тремя пальцами

НОД 1. Речевое развитие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Путешествие по комнате» В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в 1 мл.группе» с. 33 цель: приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их.
2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (в группе) Цель: Упражнять детей начинать ходьбу по сигналу развивать равновесие - ходить по ограниченной поверхности (между двух линий) Оборудование: 2 длинные веревки (2,5-3 м) кукла

Вечер
1. Гимнастика после дневного сна, закаливание «Дождик» цель: усилить работу основных систем организма
2. Театрализация: «Наши эмоции» Цель: упражнять детей в демонстрации эмоций
3. Д/И: «Угадай, какое настроение» Цель: развивать умение откликаться на общее эмоциональное состояние
4. Самостоятельная деятельность детей театральные игры Цель: побуждать детей самостоятельно играть

08.09.16
ЧТ Утро 1. Беседа: «Наши воспитатели:- Цель: чётко проговаривать имена педагогов, рассказать о работе пед.
2. П/И: «Лови мяч» Цель: упражнять в ловле мяча
3. Чтение Х/л: «Ладушки, ладушки…» Цель: обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек
4. Предварительная работа по Лепке.
Индивидуальная работа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ цель: слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять

ЛЕПКА Цель: познакомить с пластилином и его свойствами, а также правилами работы с этим материалом
2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА «В гостях у деток» Цель: Упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании. Воспитывать положительные эмоции.
(Н.А.Карпухина стр.265)

Вечер
1. Гимнастика после дневного сна, «Дождик» Цель: увеличить тонус нервной системы

3. Сюж.рол.игра «Детский сад».цель:показать что нас много,мы разные и дружные
4. Самостоятельная деятельность детей с/р игры цель: вовлечь детей в игровую ситуацию

09.09.16
ПН Утро 1. Ситуативный разговор «Кто как здоровается?» Цель: формировать уважительное отношение к окружающим.
2. Индивидуальная беседа: Что ты видел по дороге в д/с? Цель: расширять представление об окружающем мире, природных и сезонных изменениях; развивать устную речь детей.
3. Повторение потешки «Петушок, петушок» Цель: развивать память ребенка
4. МП/И «Цветные дорожки» Цель: учить играть со строительным материалом
5. Предварительная работа по Развитию речи – вспомнить с детками что они видели на территории д/с когда шли с мамой в группу

НОД 3. Художественно-эстетическое развитие
МУЗЫКА (организует муз. руководитель)
4. Познавательное развитие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Путешествие по территории участка» Цель: приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя (развитие речи в д/с В.В.Гербова, стр.31)
Вечер 6. Гимнастика после сна «Солнышко просыпается» ЦЕЛЬ: прививать ЗОЖ
7. Закаливающие процедуры. Хождение босиком по коврику Цель: закаливание детского организма
8. Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Цель: учить детей приводить себя в порядок после дневного сна: одеваться, поправлять одежду перед зеркалом, причесываться.
9. С/р игра «Детский сад» Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, рабо¬тающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, пред¬меты-заместители.
10. Самостоятельная деятельность детей Настольные игры Цель: заинтересовать детей настольными играми (вкладыши)
Индивидуальная работа – ЛЕПКА, цель: учить аккуратно раскладывать пластилин на дощечку, не пачкая стол

12.09.16
ПН Утро
1. Беседа с детьми «Чем интересным я занимался вечером» Цель: Вовлекать детей в разговор, продолжать обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
2. Игра малой подвижности «Найди погремушку» цель: развивать внимательность
3. Игры с цветными крышечками. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение
4. Д/и «Какая погода» Цель: научить называть состояние погоды, тепло, светит солнце, идет дождь, дует ветер, тепло, холодно
5. предварительная работа по ознак.с окр. – расставить игрушки по своим местам

НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (организует муз. руководитель)
2. Познавательное развитие
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ «Игрушки в нашей группе» Цель: закреплять представления об игрушках и приемах игры с ними
Вечер
1. Гимнастика после дневного сна, «Уголёк» Цель: укрепление здоровья
2. Д/и «Оденем куклу после сна» Цель: учить называть предметы одежды
3. С/р игра «Детский сад» Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, рабо¬тающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, пред¬меты-заместители.
4. Самостоятельная деятельность детей со звучащими игрушками цель: вызвать интерес к муз.инструм.
Индивидуальная работа Рисованию - учить держать карандаши тремя пальцами

13.09.16
ВТ Утро
1. Беседа со всеми детьми: - о том, что делали вчера; какие планы на сегодня; пожелания детей (чем хотели бы заняться). Тема «Что мы делали в группе». цель: Побуждать ребенка к разговору на заданную тему, развивать связную речь, выражая свои эмоции.
2. Д/и «Иди ко мне» Цель: Формирование эмоционального контакта со взрослым.
3. ФКГН Цель: учить детей аккуратно есть, правильно держать ложку
4. Чтение Х/л «Петушок» Цель: обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек
5. предварительная работа по рисованию – подготовить нужный материал

НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
РИСОВАНИЕ «Знакомство с карандашами, кисточкой и правилами работы с ними» Цель: Показать как можно оставлять следы на бумаге кистью (водить, тыкать, крутить) Позволить детям просто закрасить листок. Оборудование: кисти, краски, бумага, тряпочки, стаканы с водой.

2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (в группе) Цель: Упражнять детей начинать ходьбу по сигналу развивать равновесие - ходить по ограниченной поверхности (между двух линий) Оборудование: 2 длинные веревки (2,5-3 м)
Вечер
1. Гимнастика после сна комплекс «Уголёк» Цель: продолжать приучать детей к выполн.зарядки после сна

3. Д/и «Шнуровка» Цель: развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия
4. Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке – вызвать интерес детей к книгам
Индивидуальная работа МУЗЫКА

14.09.16
СР Утро
1. Беседа со всеми детьми: - о том, что делали вчера цель: Побуждать ребенка к разговору на заданную тему, развивать связную речь, выражая свои эмоции
2. Д/и «Кто позвал?» Цель: развивать слуховое внимание
3. П/И: «Лови мяч» Цель: упражнять в ловле мяча
4. Х/л – «Ладушки, ладошки» Цель: Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек
5. предварительная работа физ.культ. – подготовить погремушки на каждого ребенка
НОД 1. Речевое развитие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко» В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в 1 мл.группе» с. 35 цель: помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы
2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (в группе) Цель: Учить детей ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал, развивать умение ползать. Пособия. Погремушки на каждого ребенка, игрушка собачка (мишка).

Вечер

2. ФКГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Цель: побуждать детей помогать друг другу при одевании после сна, следить за порядком в одежде.
3. Ситуативный разговор о правилах поведения за столом. цель: Учить правильно держать ложку, кушать аккуратно и самостоятельно
4. Самостоятельная деятельность детей в спортивном уголке – вызвать интерес детей к игре с мячами
Индивидуальная работа по рисованию

15.09.16
ЧТ Утро 1. Беседа: О поступках друзей- цель: учить общаться друг с другом
2. Чтение потешек и прибауток Цель: интерес к произведениям устного народного творчества
3. Д/И: «Что на картинке назови Цель: обогащение словаря
4. предварительная работа по лепке – рассматривание готовых поделок из пластилина стар.детей
НОД 1. Художественно-эстетическое развитие
ЛЕПКА Цель: познакомить с пластилином и его свойствами, а также правилами работы с этим материалом
2. Физическое развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Цель: Упражнять детей ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал, развивать умение ползать. Пособия: Погремушки на каждого ребенка, игрушка собачка (мишка).

Вечер
1. Гимнастика после сна комплекс «Уголёк» Цель: укрепление здоровья
2. М.П/И: «Делай как я» Цель: развивать внимательность
3. Д/и «Покажи такой же» Цель: Учить находить по просьбе воспитателя идентичные предметы, развивать зрительную память
4. Самостоятельная деятельность детей с настол.играми – вызвать интерес к наст.играм
Индивидуальная работа по физич.кул. - Учить детей ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал

Статьи по теме: