Педразвитие. Опыт работы воспитателя

«Нетрадиционные техники работы с бумагой»

Таинственный мир превращенья бумаги,

Здесь все чародеи, волшебники, маги,

Творят они сказки своими руками.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой.Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, киригами, норигами, квиллинг, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

    Развивают способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

    Развивают пространственное воображение, учит читать чертежи.

    Знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

    Стимулируют развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.

    Развивают творческие способности.

    Расширяют игровые и коммуникативные способности, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.

Что такое бумага

Бумага – это такой уникальный материал, который можно использовать в совершенно разных работах. Так, можно пользоваться бумагой по прямому назначению – писать, печатать, рисовать, чертить, а можно придать листу форму и объем, и, вдруг, у нас на руке журавлик! А можно бумагу разрезать на части, снова сложить, склеить – и получится панно, мозаика, картина! Раз-раз, и мы сделали игрушку, куклу, домик, что угодно! А потрудимся посильней – сделаем книгу, блокнот, рамку или альбом! Хотим порадовать родных – открытки самые разнообразные соорудим! Все, что уже существует в мире, и все, что еще могут придумать, можно сделать из бумаги! Бумага – это ЧУДО! Не зря она относится к одному из величайших изобретений человечества!

Виды бумаги

Все виды бумаги перечислить очень сложно, ведь хоть на долю тоньше лист и это уже другой вид. Поэтому, назовем только те, которые часто встречаются в жизни и которые могут пригодиться в рукоделии.

    Писчая бумага – тетрадные листочки, «снегурочка» и тому подобные листы, блокнотная бумага – базовая основа для рукоделия.

    Мелованная – блестящая, гладкая бумага, встречается в книгах, журналах, афишах, плакатах – в декоративных целях, для оформления, для украшения работы.

    Газетная – всем известные газеты, также в книгах, нотах встречается – как базовый материал, так и интересный оформительский.

    Рисовая – сейчас в магазинах можно найти большое количество салфеток и карт из этого вида бумаги для декупажа – декоративно-оформительская бумага.

    Дизайнерская – также стало модно создавать бумагу самим, в магазинах можно найти авторскую бумагу, уже готовую для различных рукодельных работ, например, специальные заготовки для скрапбукинга.

    Ватман – белая плотная бумага различного формата, идеальна для рисования, черчения, благодаря большой сопротивляемости к истиранию, в рукоделии использовать можно при моделировании или создании коллажей.

    Калька – тонкая, прозрачная бумага – применяется для копирования, для эскизов.

    Картон – самая толстая бумага – подходит для различных целей: рисование, оформление, упаковка, моделирование.

    Наждачная – гибкая, шероховатая бумага – для шлифования, удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски.

    Фотобумага – непрозрачная, плотная бумага, используемая для печати фотографий.

    Обои – плотная бумага в рулонах, различного цвета и фактуры – в рукоделии можно использовать, как базовый материал, так и оформительский.

    Упаковочная – тонкая, часто блестящая бумага – подходит в декоративно-оформительских целях.

    Туалетная – тонкая, мягкая бумага – пригодится как базовый материал, например, в папье-маше, так и для чистки и промокания поверхностей.

    Фольга – тонкая, металлическая бумага – в декоративных целях, для придания эффекта серебра, золота и т.п.

    Бумага для выпечки – тонкая, но плотная, жароустойчивая – подходит в работах, где нужно что-то нагреть, оплавить, склеить.

Техники работы с бумагой

С бумагой можно совершать различные действия. Ее можно резать, а можно вырезать из нее, можно рвать, можно склеивать с различными материалами, можно гнуть, сгибать, придавать нужную форму, можно мять или распрямлять, можно красить, старить, придавать новые эффекты и многое другое. Техники работы с бумагой применяются разные в зависимости от направлений рукоделия. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Аппликация

Один из наиболее известных видов декоративно-прикладного искусства. Аппликацией начинают заниматься с раннего детства. Суть этого направления рукоделия в вырезании и последующем наклеивании фигурок, узоров, картин на другую поверхность. Одной из разновидностей аппликации является декупаж. При работе в данном направлении используются такие техники, как сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Ажурное вырезание

Не менее чем квиллинг, изящное искусство - вырезание узоров из бумаги. Для такой работы желательно использовать плотную бумагу высокого качества, чтобы не рвалась при вырезании. Данное направление рукоделия может пригодиться при создании панно, открыток, картин, объемных моделей или отдельных элементов для декорирования чего-либо. Бумагу здесь режут, вырезают, сгибают, клеят, красят в зависимости от идеи и фантазии мастера.

Ажурная елочка

Оригами:

Возраст: от 4 лет

Древнейшее восточное искусство складывания фигурок из квадратного листа бумаги. Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.В основном, в данном направлении используются только такие техники работы, как складывание и сгибание. Оригами делится на модульное, простое, мокрое складывание. Каждый вид обладает своими особенностями. Для сложных моделей складывания лучше использовать специальную бумагу. А также в оригами разработаны свои условные знаки.

Папье-маше

Искусство создания объемных вещей из бумаги и клейкой массы: это могут быть маски, скульптуры, мебель, шкатулки, муляжи, игрушки и многое другое. Бумагу при работе вымокают, режут, клеят, красят.

Скрапбукинг

Новомодное направление рукоделия, заключающееся в создании альбом, блокнотов, книг для хранения фотографий, вырезок, рисунков и т.п. Основные материалы для изготовления представляют собой бумагу разных форматов, фактуры и качества. Также требуется множество специальных инструментов. Скрапбукинг – дорогое хобби, но очень увлекательное, благодаря которому создаются действительно уникальные вещи. В процессе создания изделия используются все виды техник работы с бумагой. Отдельно выделяют кардмэйкинг – создание открыток. В данном направлении работа ведется аналогично скрапбукингу.

Коллаж

Искусство создания композиций, при котором на какую-либо основу наклеивают предметы и материалы, отличающиеся от основы по цвету и фактуре. При работе используются все виды бумаги. Ее вырезают, режут, наклеивают, дорисовывают.

Моделирование

Из бумаги можно создать различные модели: от простых самолетиков до старинных замков. Оригами тоже относится к моделированию, но при восточном искусстве фигурка создается из квадратов бумаги без клея или ниток, а в данном направлении используется различного формата бумага и вспомогательные инструменты. В процессе также применяются все виды техник работы с бумагой.

Бумагокручение (квиллинг)

Возраст: от 5 лет.

Квилинг
Бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для а свивается в плотную спираль, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила

Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для а. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию. Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Норигами

Это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования, которая даёт возможность сделать из бумаги, что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок...

Норигами - родственник оригами: тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим.Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами -сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой.Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины, танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами

Возраст: от 6 лет

Это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов: киру - резать и ками - бумага.

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично:

так и асимметрично:

В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up),

а также целые архитектурные сооружения из бумаги.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги:

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.

Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью

Возраст: от 4 лет

Торцевание. С помощью торцевания можно изготовить красивые панно и поделки из гофрированной бумаги, еще такую бумагу называют креповой. В этой технике можно делать как плоские поделки - панно, так и объемные. При этом во втором случае, используется чаще всего пластилиновая заготовка. Предлагаем вам попробовать сделать горшочек с гиацинтами. Смело подключайте к этому детей, поделки в технике торцевание под силу и дошкольнику. Подробное описание поможет вам справиться с работой.

Айрис фолдинг
Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. Рисунки в айрис фолдинге делаются с помощью айрис - шаблонов..

Объемный декупаж или 3D – декупаж.
Техника декупажа известна уже очень давно. Одним из самых оригинальных видов декупажа является создание объемных изображений. Познакомившись с этой несложной техникой, вы сможете, создать словно живые, цветы, бабочки и многое другое для друзей и родных.

Вытанки
Вырезание ажурных узоров из бумаги (вытынанка) - популярное увлечение во многих странах. У каждого народа есть свои традиции, поэтому легко отличить работу китайских мастеров от украинских. С давних пор ажурные узоры использовали для украшения жилища и предметов интерьера, особенно к Рождеству и Пасхе. Вытанки достаточно демократичная техника, можно подобрать узор и для дошкольника и для настоящего профессионала.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование: белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Итак, бумага – это удивительный материал, который подвергается различному воздействию и который может быть применен в разнообразных творческих работах. Давайте ценить бумагу и лишний раз не выбрасывать! Каждый кусочек найдет свое место. Но самое важное и ценное заключается в том, что работа с бумагой, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

С первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему. Известно, что уровень ее развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Что способствует развитию кисти руки у детей? Многие воспитатели в практике своей используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры с мелкими деталями, тестопластику и также работу с бумагой, что является отличным средством для развития движений пальцев руки.

В практике своей работы я использую бумажные салфетки. Данный материал мы используем с детьми уже не первый год, начиная со второй младшей группы. Перед собой я поставила следующие цели:

– способствовать развитию образного мышления, речи у дошкольников;

– учить детей способам работы с разными видами бумаги, особенно с салфеткой, для развития мелких мышц пальцев;

– продолжать воспитывать эстетический вкус у детей, используя различные свойства бумаги.

Для достижения этих целей, я выделила задачи развивать у детей:

– умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них;

– художественно-творческие способности.

Работа с бумагой по программе начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой были выполнены с детьми третьего года жизни. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность – все это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогали сминать комочки. Так появилась картина "Зимняя картина".

Прежде чем начать работу, мы с детьми наблюдали, как тихо падают с неба крупные хлопья снега, как все вокруг окутано сугробами. В этой работе дети делали снежинки. Второй совместной работой с детьми стала картина "Мимоза". Выполненная к празднику мам, она сначала висела в приемной, а затем мы перевесили ее как украшение в групповую комнату. Картины висели, и дети часто любовались ими, спорили, у кого лучше получились снежинка, цветок. Это и наткнуло меня на мысль творчески вести работу с бумажной салфеткой. Наметили план работы с детьми второй младшей группы.

Для пробуждения интереса к работе с салфеткой я изготовила альбом с образцами бумажных салфеток: с рисунками и однотонными.

Я столкнулась с тем, что способ сминания бумаги, описанный в литературе, имеет разновидности, без которых работы не представляют особой выразительности и красоты. Так для себя я открыла еще четыре вида сминания: между ладонями – "кулачком", "лодочкой", "продольное сминание", "ладонью на столе". В результате использования этих способов стало легче изображать образные объекты сюжета. Например, крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе, а ствол дерева – не скручиванием, а способом продольного сминания.

Это дало возможность предоставлять детям выбор способов изображения предметов, расширились технические возможности работы с салфеткой.

Имея небольшой опыт работы с салфеткой, я выделила для себя определенные этапы работы:

– начинать обучение лучше с хаотичного наклеивания комочков на листе, давая детям возможность работать вместе и испытывать удовольствие от красивых снежинок, мячиков для клоунов;

– второй этап работы с комочками – наклеивание на линии: бусы, пуговицы;

– выкладывание комочками контур предмета: цветок, солнышко и т.д.

При сминании "кулачком" происходит с большой салфеткой или с двумя сразу. От этого получаются большие комочки, из которых легко можно сделать цветок, цыпленка и т.д. Используя этот способ, мы изготовили одуванчики, гирлянду из бумажных шариков.

Сминание "лодочкой" на мой взгляд – самое "нежное". Я учила на примере образов: делаем пирожки, ладошки лодочкой.

"Продольное сминание" – с помощью его можно сделать интересные детали предметов: лучи солнца, ветки елки, хвост птицы и т.д.

Сминание "ладонью на столе" – самое сложное. Ладошка должна лежать на середине салфетки, а пальчики должны поднимать ее под ладошку.

Существуют различные способы скручивание салфеток. Способ скручивания салфетки напоминает прядение: салфетка находится на одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно ее вытаскивают и скручивают.

Можно использовать четыре вида скручивания:

– целиковое, когда заготовка скручивается полностью, от начала до конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с одного конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с обоих концов;

– частичное, когда заготовка скручивается посередине.

Важно отметить особенность техники наклеивания в работе с бумажной салфеткой. Она заключается в том, что клей наносится не на салфетку, а на лист, т.е. на основу, фон. Клеем проводится линия или наносится капелька, несколько капель. Об этом важно сказать детям на первом занятии и впоследствии их контролировать, пока они не привыкнут делать это правильно.

При планировании работы я шла от простого к сложному. Предлагала детям то, что доступно для возраста. Младшие школьники использовали простые способы сминания. Давала готовые, нарезанные заготовки салфеток; темы предлагала сама, в основном работы были коллективные, выполненные совместно с воспитателем. Индивидуальные работы стали делать во второй половине второй младшей группы. Дети средней группы использовали в работе ножницы, знакомились с другими способами работы с бумажной салфеткой.

Но я старалась развивать фантазию детей, побуждать их к творчеству. В чем же можно увидеть творчество дошкольников?

Это и изменение величины предмета, и присутствие дополнительных деталей, и изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетания цветов, их контрастность. А самое главное – увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребенка.

Работу с бумажной салфеткой я использую не только на аппликации, но и в ознакомлении с окружающим миром: "Сравнение куста с деревом", "Первые цветы". Кроме того, провожу интегрированные занятия, сочетающие математику с аппликацией: "Одуванчики", "Клубочки" и т.д.

Считаю, что использование техники работы с бумажной салфеткой влияет на запас представлений, которые составляют базу для работы воображения, фантазии и выдумки, развивает речь детей, учит их пооперационному действию, что необходимо для обучения в школе. Методика обучения детей такой технике работы интересна и доступна даже для начинающего педагога.

Консультация для родителей

«Нетрадиционные техники работы с бумагой»

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения, торцевание

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

— повышают сенсорную чувствительность, т.е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;

— развивают воображение, пространственное мышление;

— развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук:

— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

— вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Нетрадиционные техники аппликации:

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Торцевание

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Квиллинг

Квилинг- от слова птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Оригами.

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

*занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;

*не стремиться навялить ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными видами деятельности;

*не ограничивать детскую свободу и раскованность;

*доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии-только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка.

«Ребенок-это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь»

Вывод.

Детские поделки - благодатная нива для взрослого, ведь ребенку интересно все, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-то собственными силами. Простор для такой приятной работы может дать любой подручный материал, найденный в закромах вашего дома. Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами

Наталья Богданова
Нетрадиционные техники работы с бумагой (консультация для воспитателей …)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги , природного и бросового материала. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики , бумагокручения , торцевание на пластилине.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Какие же методы и можно использовать для развития творческой деятельности детей?

Аппликация – это один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой . Эта техника , основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики , поделки в технике «оригами» , создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики » , бумагокручения . В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Оригами – японское искусство складывания бумаги . Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.

Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

Возраст : от 4 лет

Бумагокручение (квилинг) - основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :

Повышают сенсорную чувствительность, т. е. формируют более тонкое восприятие формы , фактуры, цвета, объема;

Развивают воображение, пространственное мышление;

Развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синх-ронизируют работу обеих рук :

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение , наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преоб-разования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы .

Норигами -это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования , которая даёт возможность сделать из бумаги , что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок.

Норигами - родственник оригами : тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим. Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами - сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой. Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины , танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами

Возраст : от 6 лет

Это искусство складывания фигурок из бумаги . В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами , но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом : оно происходит от двух японских слов :киру - резать и ками - бумага .

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги . Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично :

так и асимметрично :

В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up,

а также целые архитектурные сооружения из бумаги .

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги :

Возраст : от 5 лет

Средства выразительности : силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование : двухсторонняя цветная и плотная белая бумага , клей ПВА.

Способ получения изображения : ребенок отрывает кусочки цветной бумаги , сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги . Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги .

Объемная аппликация из бумажных салфеток , раскрашенных гуашью

Возраст : от 4 лет.

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование : белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага , клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения : ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги . Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Торцевание один из видов бумажного рукоделия . Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Также в аппликации можно использовать и другие материалы : солому, бересту, мех, тополиный пух, бумагу , пластилин. Например, аппликацию можно сделать и на картонке, замазанной слоем пластилина. А потом на пластилин вдавливать самые разнообразные формы из разной крупы : гороха, фасоли, риса, вермишели и др. Можно на замазанный пластилина или клейстером лист насыпать воронкой песок, подкрашенную манку, гречку и др. В аппликации можно также использовать ткань, яичную скорлупу, обрезки кожи, вату и многое другое, все, на что у вас хвати фантазии.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала – труд кропотливый, интересный и очень приятный. Попробуйте, и вы не пожалеете!

Статьи по теме: