Педразвитие. Консультация для родителей "нетрадиционные техники работы с бумагой"

Марина Петрова

Цель : расширять значение нетрадиционных приемов работы с бумагой в воспитании чувства красоты, а также, воображения, творческого мышления , творческой активности детей дошкольного возраста, обогащать творческий опыт педагогов .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами работы с бумагой , показать приемы и этапы выполнения поделок способом «гармошка» , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Материал и оборудование : «Книга открыток» (изготовленных нетрадиционными техниками , кисточки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, салфетки, подставки для кисточек.

Литература :

1. Аппликация и бумагопластика . - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

2. Евсеев Г. А Бумажный мир . - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

3. Черныш И. Удивительная бумага . - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.

4. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги-М .:2008

5. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П .:Детство-

ПРЕСС 2009г.

6. Петрова И. М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002г.

Ход семинара-практикума : - Добрый день, уважаемые коллеги!

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаете вы

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества , креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности , отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой . Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае . Бумага один из простых , доступных материалов. Дети легко работают с бумагой , поскольку она легко поддается обработке . Если ребенку предложить разные сорта бумаги , он получит представление о том, что бумага бывает мягкой , жесткой, различной толщины и плотности, - значит с ней можно по – разному работать . Работа с бумагой требует сосредоточенности , внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами. В процессе работы развивается мелкая моторика рук ребенка. Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :

Повышают сенсорную чувствительность, т. е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;

- развивают воображение , пространственное мышление;

- развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук :

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить,вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты . Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы .

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества . Работа нетрадиционными техниками работы с бумагой заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка . Эти занятия способствуют развитию у него творчества , пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям нетрадиционными техниками работы с бумагой , что является основой положительного отношения к труду.

В ходе реализации опыта работы «Использование нетрадиционных форм работы с бумагой (обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики , бумагокручения , торцевание)

для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» стали базой для разработки программы кружка «Бумажная мастерская » (дополнительное образование (старший возраст, «Волшебные пальчики» (ранний возраст,основой проекта «Поздравительная открытка» ,результатом деятельности над которым явилась презентация «Книги открыток» ,в которой представлены открытки к тематическим и календарным праздникам, описанием содержания и значения праздников. Варианты открыток разнообразны, изготовлены в нетрадиционной технике (представление книги)

Вашему вниманию мне бы хотелось представить несколько вариантов открыток, изготовленых в нетрадиционной технике .

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание» ) – техника складывания бумаги . Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

3. Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий , в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги . Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку , карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

4. Квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо» ) - искусство бумагокручения . Возникло в средневековой Европе , где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

5 «Сложенная бумага » - древнее искусство складывания фигурок из бумаги . Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была- papier-mch «жеваная бумага » ) – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги , картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.

В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

6 Торцевание - вид бумажного творчества , заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги .

Мне бы хотелось предложить вам еще один нетрадиционный способ работы с бумагой ,который можно использовать в непосредственно образовательной деятельности с детьми-«гармошка» .Я предлагаю познакомиться с этой техникой в практической деятельности и изготовить цветок- гвоздику.

Нам понадобится :

Цветная бумага ;

Ножницы;

Линейка;

Простой карандаш;

Клеящий карандаш;

Салфетки.

Прежде, чем мы приступим к работе , сделаем гимнастику для рук :

Наши руки умелые такие, (Поднять ладони вверх на уровне груди,пошевелить пальчиками.)

Наши руки – руки золотые. (Вытянуть руки вперед, поворачивать ладони вверх и вниз)

Они умеют вырезать, (Указательным и средним пальцем имитировать движение ножниц.)

Клей намазать, (Погладить одной ладонью другую.)

Шарф вязать, (Сцепить указательные пальцы.)

Могут домик смастерить, (Соединить пальцы в «щепотку» .)

Вот они какие, руки золотые. (Поднять руки вверх на уровень груди,пошевелить пальчиками)

Способ изготовления лепестков цветка.

Берём красную цветную бумагу и вырезаем три прямоугольника со сторонами 12 см.

Сгибаем прямоугольник по диагонали гармошкой.

Сгибаем пополам. Получилось шесть лепестков.

Приступаем к изготовлению листика. Вырезаем квадрат со сторонами 10 см.

Принцип работы тот же , что и при изготовлении лепестков.

Теперь приступаем к сборке и склеиванию лепестков.

Между двумя лепестками вкладываем стебелёк, намазанный клеем, и склеиваем.

Намазываем клеем лепестки у основания и склеиваем.

Нижнюю часть стебелька смазываем клеем и вставляем между листиками.

Когда клей высохнет, нужно расправить лепестки.

Получились замечательные цветы.

Благодарность за работу

Вам я выражаю,

Исполнения лучшего

Всем я вам желаю.

Сразу видно, что к работе

Вы относитесь с душой,

Потому и результат

Получается такой.

В завершении нашего семинара мне бы хотелось познакомить с набором литературы, в которой вы можете узнать, где можно использовать поделки из бумаги , как организовать деятельность детей с использованием поделок из бумаги (выставка литературы) .

Спасибо всем за внимание!





Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Нетрадиционные техники работы с бумагой.

Отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы развития художественного творчества и способностей детей, отмечает, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют а развитие способностей к творчеству. Создавая изображение, ребенок осмысливает качество изображенного, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке и .

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами создания изображений. Результатом художественно-творческой деятельности становится выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно пользоваться различными изобразительными материалами, рисованию, знакомить с нетрадиционными художественными техниками. Под техникой рисунка следует понимать владение материалами и инструментами, способы их использования с целью изображения и художественного выражения.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликация, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Так, бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

Повышают сенсорную чувствительность

Развивает воображение, пространственное мышление

Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его

Самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты.

Бумагокручение.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет, обьем.

Оборудование: салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребёнок берет полоски салфеток и скручивает в небольшой жгутик, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: силуэт. фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги формата А1.

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: цвет, ритм фактура, объем.

Оборудование: гофрированная бумага, плотная белая бумага, клей ПВА, кисть.

Способ получения изображения: ребенок растягивает за один край полоски гофрированной бумаги и приклеивать на лист плотной белой бумаги.

Бумажная живопись.

Возраст: от 3 лет.

Средство выразительности: фактура, пятно, цвет, силуэт, ритм.

Оборудование: кисть, тонированная папиросная бумага разных цветов или салфетки, клей карандаш, плотная белая бумага..

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, кладет кусочки бумаги на клей. При этом они накладывают друг на друга. Чем больше слоев образуется, тем гуще окажется цвет. Перекрывая один цвет другим, можно добиваться нужного оттенка. Когда клей окончательно просохнет, следует тонким фломастером дорисовать детали.


«Нетрадиционные техники работы с бумагой»

Таинственный мир превращенья бумаги,

Здесь все чародеи, волшебники, маги,

Творят они сказки своими руками.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой.Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, киригами, норигами, квиллинг, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

    Развивают способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

    Развивают пространственное воображение, учит читать чертежи.

    Знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

    Стимулируют развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.

    Развивают творческие способности.

    Расширяют игровые и коммуникативные способности, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.

Что такое бумага

Бумага – это такой уникальный материал, который можно использовать в совершенно разных работах. Так, можно пользоваться бумагой по прямому назначению – писать, печатать, рисовать, чертить, а можно придать листу форму и объем, и, вдруг, у нас на руке журавлик! А можно бумагу разрезать на части, снова сложить, склеить – и получится панно, мозаика, картина! Раз-раз, и мы сделали игрушку, куклу, домик, что угодно! А потрудимся посильней – сделаем книгу, блокнот, рамку или альбом! Хотим порадовать родных – открытки самые разнообразные соорудим! Все, что уже существует в мире, и все, что еще могут придумать, можно сделать из бумаги! Бумага – это ЧУДО! Не зря она относится к одному из величайших изобретений человечества!

Виды бумаги

Все виды бумаги перечислить очень сложно, ведь хоть на долю тоньше лист и это уже другой вид. Поэтому, назовем только те, которые часто встречаются в жизни и которые могут пригодиться в рукоделии.

    Писчая бумага – тетрадные листочки, «снегурочка» и тому подобные листы, блокнотная бумага – базовая основа для рукоделия.

    Мелованная – блестящая, гладкая бумага, встречается в книгах, журналах, афишах, плакатах – в декоративных целях, для оформления, для украшения работы.

    Газетная – всем известные газеты, также в книгах, нотах встречается – как базовый материал, так и интересный оформительский.

    Рисовая – сейчас в магазинах можно найти большое количество салфеток и карт из этого вида бумаги для декупажа – декоративно-оформительская бумага.

    Дизайнерская – также стало модно создавать бумагу самим, в магазинах можно найти авторскую бумагу, уже готовую для различных рукодельных работ, например, специальные заготовки для скрапбукинга.

    Ватман – белая плотная бумага различного формата, идеальна для рисования, черчения, благодаря большой сопротивляемости к истиранию, в рукоделии использовать можно при моделировании или создании коллажей.

    Калька – тонкая, прозрачная бумага – применяется для копирования, для эскизов.

    Картон – самая толстая бумага – подходит для различных целей: рисование, оформление, упаковка, моделирование.

    Наждачная – гибкая, шероховатая бумага – для шлифования, удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски.

    Фотобумага – непрозрачная, плотная бумага, используемая для печати фотографий.

    Обои – плотная бумага в рулонах, различного цвета и фактуры – в рукоделии можно использовать, как базовый материал, так и оформительский.

    Упаковочная – тонкая, часто блестящая бумага – подходит в декоративно-оформительских целях.

    Туалетная – тонкая, мягкая бумага – пригодится как базовый материал, например, в папье-маше, так и для чистки и промокания поверхностей.

    Фольга – тонкая, металлическая бумага – в декоративных целях, для придания эффекта серебра, золота и т.п.

    Бумага для выпечки – тонкая, но плотная, жароустойчивая – подходит в работах, где нужно что-то нагреть, оплавить, склеить.

Техники работы с бумагой

С бумагой можно совершать различные действия. Ее можно резать, а можно вырезать из нее, можно рвать, можно склеивать с различными материалами, можно гнуть, сгибать, придавать нужную форму, можно мять или распрямлять, можно красить, старить, придавать новые эффекты и многое другое. Техники работы с бумагой применяются разные в зависимости от направлений рукоделия. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Аппликация

Один из наиболее известных видов декоративно-прикладного искусства. Аппликацией начинают заниматься с раннего детства. Суть этого направления рукоделия в вырезании и последующем наклеивании фигурок, узоров, картин на другую поверхность. Одной из разновидностей аппликации является декупаж. При работе в данном направлении используются такие техники, как сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Ажурное вырезание

Не менее чем квиллинг, изящное искусство - вырезание узоров из бумаги. Для такой работы желательно использовать плотную бумагу высокого качества, чтобы не рвалась при вырезании. Данное направление рукоделия может пригодиться при создании панно, открыток, картин, объемных моделей или отдельных элементов для декорирования чего-либо. Бумагу здесь режут, вырезают, сгибают, клеят, красят в зависимости от идеи и фантазии мастера.

Ажурная елочка

Оригами:

Возраст: от 4 лет

Древнейшее восточное искусство складывания фигурок из квадратного листа бумаги. Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.В основном, в данном направлении используются только такие техники работы, как складывание и сгибание. Оригами делится на модульное, простое, мокрое складывание. Каждый вид обладает своими особенностями. Для сложных моделей складывания лучше использовать специальную бумагу. А также в оригами разработаны свои условные знаки.

Папье-маше

Искусство создания объемных вещей из бумаги и клейкой массы: это могут быть маски, скульптуры, мебель, шкатулки, муляжи, игрушки и многое другое. Бумагу при работе вымокают, режут, клеят, красят.

Скрапбукинг

Новомодное направление рукоделия, заключающееся в создании альбом, блокнотов, книг для хранения фотографий, вырезок, рисунков и т.п. Основные материалы для изготовления представляют собой бумагу разных форматов, фактуры и качества. Также требуется множество специальных инструментов. Скрапбукинг – дорогое хобби, но очень увлекательное, благодаря которому создаются действительно уникальные вещи. В процессе создания изделия используются все виды техник работы с бумагой. Отдельно выделяют кардмэйкинг – создание открыток. В данном направлении работа ведется аналогично скрапбукингу.

Коллаж

Искусство создания композиций, при котором на какую-либо основу наклеивают предметы и материалы, отличающиеся от основы по цвету и фактуре. При работе используются все виды бумаги. Ее вырезают, режут, наклеивают, дорисовывают.

Моделирование

Из бумаги можно создать различные модели: от простых самолетиков до старинных замков. Оригами тоже относится к моделированию, но при восточном искусстве фигурка создается из квадратов бумаги без клея или ниток, а в данном направлении используется различного формата бумага и вспомогательные инструменты. В процессе также применяются все виды техник работы с бумагой.

Бумагокручение (квиллинг)

Возраст: от 5 лет.

Квилинг
Бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для а свивается в плотную спираль, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила

Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для а. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию. Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Норигами

Это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования, которая даёт возможность сделать из бумаги, что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок...

Норигами - родственник оригами: тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим.Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами -сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой.Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины, танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами

Возраст: от 6 лет

Это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов: киру - резать и ками - бумага.

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично:

так и асимметрично:

В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up),

а также целые архитектурные сооружения из бумаги.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги:

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.

Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью

Возраст: от 4 лет

Торцевание. С помощью торцевания можно изготовить красивые панно и поделки из гофрированной бумаги, еще такую бумагу называют креповой. В этой технике можно делать как плоские поделки - панно, так и объемные. При этом во втором случае, используется чаще всего пластилиновая заготовка. Предлагаем вам попробовать сделать горшочек с гиацинтами. Смело подключайте к этому детей, поделки в технике торцевание под силу и дошкольнику. Подробное описание поможет вам справиться с работой.

Айрис фолдинг
Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. Рисунки в айрис фолдинге делаются с помощью айрис - шаблонов..

Объемный декупаж или 3D – декупаж.
Техника декупажа известна уже очень давно. Одним из самых оригинальных видов декупажа является создание объемных изображений. Познакомившись с этой несложной техникой, вы сможете, создать словно живые, цветы, бабочки и многое другое для друзей и родных.

Вытанки
Вырезание ажурных узоров из бумаги (вытынанка) - популярное увлечение во многих странах. У каждого народа есть свои традиции, поэтому легко отличить работу китайских мастеров от украинских. С давних пор ажурные узоры использовали для украшения жилища и предметов интерьера, особенно к Рождеству и Пасхе. Вытанки достаточно демократичная техника, можно подобрать узор и для дошкольника и для настоящего профессионала.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование: белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Итак, бумага – это удивительный материал, который подвергается различному воздействию и который может быть применен в разнообразных творческих работах. Давайте ценить бумагу и лишний раз не выбрасывать! Каждый кусочек найдет свое место. Но самое важное и ценное заключается в том, что работа с бумагой, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Статьи по теме: