Откуда берутся « трудновоспитуемые» дети? Трудновоспитуемые дети.

11. К трудновоспитуемым детям в собственном смысле слова должны быть отнесены функциональные случаи уклонения от нормы в поведении и развитии. Природа таких случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка. Поэтому изучение трудновоспитуемых детей всегда должно исходить из исследования основного конфликта.

12. На первых порах за исходную точку при выработке методики изучения трудного детства можно принять схему разделения, предложенную и применяемую В. Груле, который различает 1) случаи трудновоспитуемости; обусловленные травмирующими влияниями среды (M ilieu-М); 2) случаи, обусловленные внутренне-психологическими факторами в развитии ребенка (Ania-ge-А);. 3) смешанные случаи (МА), которые, в свою очередь, распадаются на два класса в зависимости от доминирующего значения того или другого фактора (Ма и Am). Внутренне-психологические факторы (А) отнюдь не означают, по Груле, непременно патологических задатков.

13. Классификации трудновоспитуемых детей, предложенные Груле, Фолытлендером и другими, могут быть использованы при изучении трудного ребенка как эмпирическая схема.

14. Так как каждый конфликт, приводящий к образованию трудновоспитуемости, коренится в своеобразных, личных, особенных условиях истории развития ребенка, к изучению трудновоспитуемых детей следует применять методы и точку зрения индивидуально-психологические. Так как конфликт обусловлен обычно процессами в глубоких слоях психики-ребенка, часто коренится в бессознательном, к изучению трудновоспитуемого ребенка следует применять методы, проникающие вглубь, позволяющие учесть интимную сторону его психологии. Однако метод психоанализа в его классической форме неприменим при изучении трудного ребенка.

15. Схема изучения трудновоспитуемого ребенка, выработанная обществом "Индивидуальной психологии", может быть использована на первых порах в качестве средства для исследования конфликта, лежащего в основе трудновоспитуемости. Следовало бы во многом изменить, расширить эту схему и применить к специфическим особенностям нашей детской массы трудновоспитуемых. Следовало бы выработать и некоторое видоизменение схемы С. С. Моложавого для изучения трудновоспитуемого ребенка; ценным в его схеме является для этой задачи метод соотнесения поведения со средой. Нужно было бы создать вариант этой схемы для специальной задачи изучения трудного ребенка. Тесты для исследования воли, эмоциональной стороны, фантазии, характера и т. д. могут быть использованы в качестве вспомогательного и ориентировочного средства (Г. Рорщах, Бюран, Донней).

16. Изучение трудновоспитуемого ребенка более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка.

Одаренные дети

17. Выделение одаренных детей диктуется педологическими соображениями, именно быстрым темпом их развития и особенно школьного обучения. В виде опыта следовало бы попытку подобного выделения сделать научными средствами. Во всяком случае, следовало бы поставить, по крайней мере теоретически, вопрос об особом типе развития одаренного ребенка в связи со специальным обучением (музыкальное и т.д.).

Детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактоге-ниями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и ока­зать необходимую помощь, устранив причины, вызывающие де­задаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими или длительными заболеваниями и ослаб­ленным здоровьем становятся трудновоспитуемыми, если у них не ликвидируются пробелы в знаниях, возникающие из-за длительных пропусков занятий и из-за чрезмерной опеки со стороны родителей. В современных условиях таких детей можно перевести на надомное обучение или, если они по физи­ческим показателям в состоянии ходить в школу, только не могут присутствовать на всех уроках, приглашать на занятия во внеурочное время и заниматься с ними в щадящем режиме. В остальном к ним надо относиться как к обычным детям. В некоторых школах открывают начальные классы для боль­ных и ослабленных детей, которые занимаются в другом ре­жиме и под пристальным вниманием медиков. Есть школы с оздоровительным уклоном, в которых оборудованы кабинеты физиотерапии и водных процедур, есть зубной кабинет и др.

Дети с акцентуациями характера. Им присуща тенденция к со­циально-положительному (при правильном поведении с ними воспитателей и адекватном влиянии всего социального окру­жения) или социально-отрицательному развитию. Автор тер­мина психиатр К. Леонгард. Акцентуации характера - чрез­мерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы:

Астеническая (астеноневротическая) - проявляется в
таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражитель­
ность, склонность к депрессии, повышенная тревожность,
мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу,
постоянные сомнения, навязчивые мысли.

Гипертимная - характерны постоянно приподнятое на­
строение, повышенная психическая активность с жаждой


Деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, энергичность, ини­циативность и вместе с тем легкомысленность, раздражитель­ность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества, плохо чувствуют дистанцию в от­ношениях, особенно с теми, кто старше их.

Демонстративная - носители ее артистичны, обходи­
тельны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к
лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вме­
сте с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе,
тщеславны.

Дистимная - представители ее серьезны, добросовестны,
преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пас­
сивны, немногословны, склонны к пессимизму, замкнутому
образу жизни.

Истероидная - свойственны эгоцентризм, жажда посто­
янного внимания, лживость и желание себя приукрасить,
склонность к асоциальным поступкам и лидерству в группах.

Конформная - преувеличенно стремление к общеприня­
тым нормам в сочетании с недостаточностью умений анализи­
ровать свои и чужие поступки, неконфликтность.

Лабильно-эмоциональная - свойственна резкая смена
настроения в зависимости от ситуации, представители ее нерв­
ны, возбудимы, очень эмоциональны и чувствительны.

Сензитивная - связана с такими чертами, как повышен­
ная впечатлительность, обостренное чувство собственной не­
полноценности, застенчивость, робость, боязливость, нереши­
тельность.

Шизоидная - связана с эмоциональной холодностью,
замкнутостью, необычностью мышления, предпочитают об­
щение со взрослыми.

Циклоидная - характерно чередование фаз хорошего и
плохого настроения с различными периодами; во время ду­
шевного подъема представители этого типа ведут себя по ги-
пертимному типу, в период спада - по дистимному.

Эпилептоидная - связана с такими чертами, как склон­
ность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности,
агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляю­
щихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликт­
ности, злопамятности. Нередко связана с вязкостью мышле­
ния, скрупулезностью, педантичностью. Большое внимание
уделяется собственному здоровью.


В последние годы в психолого-педагогической литературе стали выделять так называемых нестандартных детей: не­удачники и изгои, застенчивые, левши, дети «с характером», медлительные дети.

Застенчивые дети постоянно смущаются, тревожны, нереши­тельны, у них возникают затруднения в общении, вызванные мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников, чрезмерная рефлексивность, сосредоточен­ность на самом себе. Нередко окружающие считают застенчиво­го человека недоброжелательным, высокомерным, не заинтере­сованным в общении с другими. С одной стороны, надо считать­ся с этой особенностью и не заставлять ребенка совершать действия и поступки, которые требуют публичности и разнооб­разных контактов. Нередко такие дети стесняются отвечать на уроке у доски, прекрасно зная материал, их целесообразнее спрашивать письменно, приглашать после уроков для устных ответов, но постепенно надо привести их к тому, чтобы они пре­одолели застенчивость хотя бы по отношению к одноклассни­кам. С другой стороны, надо постоянно укреплять их веру в себя, постепенно расширять круг их общения и контактов, под­держивая малейшую удачу ребенка в этом направлении.

Левша - ребенок с функциональным преобладанием левой руки над правой. Кроме явной леворукости, встречается скры­тая, когда в непривычных условиях или стрессовой ситуации переученный в детстве левша переходит на левую руку или от природы человек владеет руками одинаково (амбидекстрия). До сих пор существует глубоко ошибочное мнение, что левору-кость - патология. Леворуких людей по подсчетам ученых свы­ше 10% населения земного шара. Среди левшей много великих людей, они в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисование), нормально проходят все стадии физиче­ского и психического развития и являются абсолютно полно­ценными личностями. У леворукого ребенка есть особенности развития, которые надо учитывать в процессе воспитания и обучения: им свойственно чрезмерное двигательное беспокой­ство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбуди­мость, или наоборот - отказ от работы. Но все эти проявления нельзя снять наказаниями, окриками и собственным раздра­жением воспитателя. Левши ранимы, требуют бережного и внимательного отношения к себе. Переучивание левшей долж­но быть категорически запрещено, так как при этом делается попытка изменить деятельность мозга. Например, у правору-


ких людей центр речи находится в левом полушарии (90%), а у леворуких - в правом (70%), но может располагаться симмет­рично и в правом, и в левом полушарии. Переучивание приво­дит к психическим травмам и неврозам, нарушениям речи.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или спе­циальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умствен­ной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Зна­чение такого показателя не следует преувеличивать, посколь­ку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одарен­ность детей (в области музыки, затем - в рисовании). В среде науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с осо­бенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Почему одаренные де­ти попали в группу трудновоспитуемых? Потому что с ними возникает проблем нередко больше, чем с другими категория­ми сложных детей.

Особенности одаренных детей:

Нестандартное поведение;

Неприязнь к школе (достаточно часто);

Интерес к сложным играм и проблемам;

Завышенные личные стандарты и постоянное чувство не­
удовлетворенности;

Индивидуализм;

Сверхранимость, уязвимость и повышенная чувстви­
тельность;

Стремление доводить все до полного совершенства (пер-
фекционизм);

Нетерпимость;

Всепоглащающее любопытство.

Одаренные дети, как правило, перескакивают через клас­сы, заканчивают школу в 12-13 лет. Это порождает трудно­сти их социализации, так как они попадают в другую возраст­ную категорию (младший школьник среди подростков или старшеклассников, подросток среди взрослых студентов). Первый путь работы с такими детьми - это прежде всего обу­чение их в специальных классах с более быстрым и высоким уровнем обучения или в гимназиях и лицеях, которые изна-


чально ориентированы на более способных и развитых детей. Существуют экспериментальные школы для одаренных де­тей, для которых разрабатываются нестандартные программы обучения и развития. За рубежом существуют специальные модели обучения одаренных детей: свободный класс, три вида обогащения учебной программы и др. Для таких детей подхо­дит далеко не всякий учитель, он должен обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный ха­рактер, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личност­ную зрелость и эмоциональную стабильность.

Неуспевающие дети. Существует много различных подходов к классификации причин неуспеваемости. Прежде всего это мо­жет быть педагогическая запущенность. При слабых интеллек­туальных возможностях отсутствие помощи и контроля приво­дит к глубоким пробелам в знаниях и стойкой неуспеваемости. Однако есть категория детей с так называемой относительной не­успеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических возможностей учащихся. Это ча­ще всего вызвано расхождением между потенциальными воз­можностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями. В таких случаях отличник в начальной школе превращается в средней школе в троечника, а то и в неуспеваю­щего школьника при высоком уровне развития интеллекта.

Исследователь неуспеваемости Л.С. Славина выделила сле­дующие группы неуспевающих школьников: дети с неправиль­ным отношением к учению; усваивающие материал с трудом (низ­кая обучаемость); дети, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы (не умеют учиться); учащиеся, не уме­ющие трудиться; дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость у отдельных школьников может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли активные интересы вне школы и др.), быть частичной, но относительно стойкой по основным или от­дельным предметам (слабая способность ученика к предмету и отсутствие интереса к нему, конфликты с учителями и др.), носить общее и глубокое отставание в учении по многим пред­метам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости носит в каждом конкретном случае индивидуальный характер: от чисто воспитательных мер помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррек­ции и даже вспомогательные школы. Общим в работе с неуспе-


Таким образом, совершенно очевидно, что ребенок субъек-тен в педагогическом процессе, что и делает его очень слож­ным, но и безгранично интересным для педагога.

Вопросы и задания

1. В параграфе дана характеристика далеко не всех групп трудновос­
питуемых детей. Подберите соответствующую литературу и подготовьте
выступления на занятии.

2. Посетите урок в школе и пронаблюдайте, как работает учитель с
более способными и слабоуспевающими учащимися. Дайте оценку и
свои предложения.

Литература

Ануфриев А. Ф., Костромича С. Н. Как преодолеть трудности в обуче­нии детей. М., 1997.

Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.

Безруких М.М., Ефимова С. П., Круглое Б. В. Почему учиться труд­но? М., 1995.

Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррек­ция, педагогическая поддержка. М., 1997.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.

Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности уча­щихся. М., 1998.

Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 1999.

Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.; Воро­неж, 1997.

Кручинка М. Ребенок «с характером». СПб., 1996.

Ливер Бетти Л. Обучение всего класса. М., 1993.

Овчинникова И. Г. Эти родные неродные дети. М., 1983.

Одаренные дети. М., 1991.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Воспитывать ребенка всегда нелегко. Но, тем не менее, одни дети не доставляют родителям особых забот, прилежно учатся, слушаются воспитателей и преподавателей, не хулиганят и не связываются с плохими компаниями. Некоторые же дети являются для своих родителей постоянным источником нервов и волнений: то они убегают с уроков, то влезают в драку, то грубят учителям, то крадут у родителей деньги. Так в чем же заключаются основные причины трудновоспитуемости ребенка и каковы пути и методы решения этой проблемы.

Как показывают наблюдения, самая главная причина трудновоспитуемости детей заключается в неправильных методах воспитания, которыми пользуются родители, пытаясь направить своего ребенка на путь истинный. Многие родители, к сожалению, педагогически некомпетентны, а поэтому впадают в одну из двух крайностей: или слишком много позволяют своему ребенку и балуют без меры, или, наоборот, проявляют излишнюю строгость и авторитарность, стремясь подавить волю ребенка и навязать ему свою. Оба эти пути ведут к большим проблемам во взаимоотношениях родитель - ребенок и способствуют формированию у ребенка нежелательных черт характера. Как показала практика, лучше всего обстоит дело в семьях, где дети имеют как свои четко очерченные права, так и обязанности, и где в отношениях между детьми и родителями присутствует не только любовь, но и взаимоуважение.

Вторая из основных причин трудновоспитуемости - тяжелый моральный климат в семье ребенка. Дело в том, что на восприимчивую психику ребенка оказывает влияние буквально все, что его окружает, а в особенности - психологическая атмосфера в семье. Если родители постоянно выясняют между собой отношения и переругиваются, если между ними царит атмосфера взаимного непонимания, недоверия, а то и ненависти - все это оказывает на мировосприятие ребенка самое отрицательное воздействие, вызывая у него состояние постоянной тревоги, недоверия к окружающему миру и людям, и нанося глубокую психологическую травму его психике. А тут и до социальной дезадаптации недалеко. Чтобы выровнять поведение такого ребенка, надо в первую очередь создать нормальный моральный климат в его семье, а это, к сожалению, не всегда возможно.

Еще одна причина трудновоспитуемости заключается в индивидуальных врожденных качествах психики и характера ребенка. Трудновоспитуемые дети этой категории имеют серьезные проблемы в эмоциональной и волевой сферах. Их воля довольно слабо развита, а поэтому они легко поддаются различным плохим влияниям со стороны сверстников. Они также не отличаются четкостью моральных принципов и зачастую не могут отличить зло от добра, а поэтому им сложно давать правильную оценку собственным поступкам. А слишком большое желание вызвать уважение и восхищение у сверстников часто провоцирует их на совершение эпатажных и вызывающих поступков, приводя к конфликтам с преподавателями, а то и с законом. Иногда такие дети отличаются агрессией и болезненным самолюбием, постоянно являясь зачинщиками всяких мероприятий, нарушающих школьную дисциплину и спокойствие окружающих. Надо понимать, что трудновоспитуемые дети не только создают проблемы родителям и педагогом, но и сами страдают от собственных неразрешимых внутренних конфликтов и противоречий. Такие дети постоянно испытывают душевный дискомфорт и, в глубине души, мечтают заслужить любовь родителей и уважение сверстников и педагогов, но не знают, как это сделать. У них плохо получается быть примером для подражания, а поэтому они в конце концов перестают даже пытаться что-либо изменить, теряя при этом уважение и любовь к себе и к окружающим людям. Чтобы выровнять и скорректировать поведение такого ребенка, нужны совместные усилия родителей, педагогов и опытного психолога, которые должны: во-первых, помочь ребенку развить свои волевые качества, чтобы он мог противостоять негативным влияниям со стороны, научился самоорганизации и самоконтролю, приучался самостоятельно, без подсказок со стороны родителей, ежедневно выполнять домашние задания; во-вторых, привить ребенку правильное мировоззрение, основанное на любви и уважении к окружающему миру; в третьих, поспособствовать появлению у ребенка новых интересов, увлечений и друзей, которые могли бы на него положительно влиять.

Хорошо, если родители проявляют мудрость, такт, терпение, исправляя отрицательные черты в характере ребенка. При соответствующем правильном воспитании в детском возрасте эти качества могут обеспечить ребенку преуспевание в будущем.

У вас особенный ребенок. Характер определяет индивидуальный стиль поведения и взаимодействия с окружающими. Характер не является ни «хорошим», ни «плохим», он только существует. Мир был бы очень уныл, если бы все вели себя одинаково. Однако дети с определенным характером более приятны для родителей, чем другие. Стиль воспитания детей с трудным характером может определять, станут ли эти качества в конечном счете активом или грузом.
С нашими первыми тремя детьми было несложно. Они хорошо спали ночью, их желания были предсказуемы и легко удовлетворялись. К счастью для нас, они легко и просто адаптировались в окружающей и непредсказуемой жизни. Но когда родился наш четвертый ребенок, Хейден, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на воспитание. Единственный график, который она знала, был ее собственный. Ее крики сплотили бы армию. Единственное, что можно было предсказать в ней, - была ее непредсказуемость. Если бы Хейден была нашим первым ребенком, мы считали бы, что ее поведение - результат наших ошибок и неопытности в воспитании. Но она была четвертым ребенком, и к этому времени мы уже знали, как заботиться о ребенке. Так мы получили урок номер один: младенцы беспокойны из-за характера, а не из-за родительской неопытности.
Почему Хейден была такой беспокойной, раздражительной, не имело значения; вопрос был в том, что делать. Позже мы сформулировали термин «ребенок с высокой потребностью». Я использовал этот термин в разговоре с родителями, которые приходили в мой офис в поисках консультации, как справиться со своими трудными младенцами. Он понравился им. И даже воспринимался как комплимент. Это помогло им развить хорошее, доброжелательное чувство к своим младенцам.
Мы поняли, что наша цель состоит в том, чтобы помочь Хейден приспособиться к окружающей жизни. Хейден нужно было научить войти в наш семейный образ жизни. Чтобы сделать это, мы должны были усилить предъявляемые ей требования. Это помогло бы Хейден, учитывая наши условия, проявить свои разнообразные способности. Так мы получили второй урок: воспитание трудного ребенка начинается со смягчения его характера при возрастании чувствительности родителей.
Мы определили те особенности характера Хейден, которые больше всего беспокоили ее и нас. Затем мы продолжали работать с ней до тех пор, пока не получали определенного результата. Интенсивные крики Хейден смягчались, когда мы носили ее на руках, поэтому мы продолжали носить ее. Она хорошо спала ночью рядом с нами, поэтому мы продолжили укладывать ее рядом с собой. Она приспособилась к постоянному ношению у груди. Урок номер три: младенцы с высокими потребностями требуют более высокого уровня воспитания. Одно слово характеризовало потребности Хейден - «больше».
Она нуждалась в большем времени ношения на руках, большем количестве питания, большей энергии для успокоения - большем количестве всего, кроме сна. Хейден открыла нам новый уровень воспитания. По мере роста она продолжала нуждаться в «большем» от нас - больше терпения, больше физической и эмоциональной энергии, больше творческого потенциала, больше внимания, зрелости и заботы.
Конечно, мы могли нарушить ее внутренние потребности и приспособить к сложившемуся стилю воспитания. Но в этом случае проиграли бы сражение. При таком подходе Хейден никогда бы не превратилась в великолепного лидера", каким она является сегодня. Мы не узнали бы радости от полноценного результата, который дает метод «прикрепления».

Соответствие или несоответствие? Соответствие характеров ребенка и родителя (характер пары) влияет на формирование взаимоотношений в процессе воспитания. Так же как дети появляются на свет с различными характерами, различными способностями и разными уровнями потребностей, так и у родителей различные уровни чувствительности, соучастия и сочувствия. Некоторые родители автоматически откликаются на потребности детей. Другие не находят ответы автоматически, и их воспитательные способности нуждаются во времени, чтобы созреть. Когда уровень потребности ребенка соответствует уровню родительского отклика, проблемы воспитания маловероятны, и если они происходят, то решаются легче. Характер ребенка влияет на характер родителя, и наоборот. Не только характер детей создает проблемы, но и особенности характера родителей создают проблемы воспитания. Некоторые родители пытаются согласовать свои характеры, другие конфликтуют. Чем больше свободы в выборе методов у матери, воспитывающей чувствительного, требовательного ребенка, тем лучших результатов она добивается. Она сосредотачивается на «крупном» и не тратит впустую энергию на «мелочи». Напряженная, легко возбудимая мать столкнется с энергией своего ребенка, и, очень вероятно, появятся трудности в воспитании. Определите ситуации, которые приводят к конфликтам. Интенсивный, властный родитель должен немного ослабить давление на детей. Родители, управляющие послушным ребенком, должны давать больше свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Трудные дети нуждаются в большинстве методов воспитания, которые описаны в этой книге, и нуждаются в них больше, чем другие дети.

Оставайтесь в тесном контакте. Трудные дети не хотят повиноваться инструкциям и указаниям - это особенность их характера. Они расценивают любое давление как вызов. Цель воспитания по методу «прикрепления» состоит в том, чтобы помочь этим детям самостоятельно принять решение, необходимое вам и полезное для всех. Этот ребенок, вероятно, со временем будет более послушен.

Усиливайте положительные факторы. Изучайте проблемы поведения, острые углы в индивидуальности вашего ребенка, которые нужно смягчить. Сосредоточение на негативе, вероятно, будет способствовать созданию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку избавиться от ошибок, подчеркивайте то, что правильно. Уделяйте больше времени правильным чертам его индивидуальности, чем отрицательным признакам характера. Дети с трудным характером восприимчивы к негативам в окружающей среде, которые укрепляют их и без того отрицательную атмосферу. Они нуждаются в днях, полных положительными эмоциями:
«Да», «Замечательно», «Спасибо», «Хорошая работа», «Одобряю».

Оставайтесь положительно настроенным. При воспитании трудного ребенка проще всего постоянно употреблять «Нет» в течение всего дня. В конечном счете ребенок подхватывает негативное настроение своих родителей, что усиливает все проблемы его поведения. Труднее оставаться положительно настроенным, когда ваш ребенок (единственный в группе играющих) бьет собаку. Вы не должны даже в такой ситуации срываться на гнев и жалобы. Родители, которые воспринимают своего ребенка негативно/часто используют отрицательные ярлыки, и ребенок ведет себя соответственно. Таким образом, «плохая девочка» становится пророчеством, которое может исполниться.

Не усугубляйте проблему. Дети с трудным характером привыкают к ярлыкам, к тому, что их выделяют из группы только для наказания. Это становится их неотъемлемым качеством. Однако не улучшает поведение, а может сделать его хуже. Традиционные методы исправления, типа «перерыва» или лишения привилегий, редко работают.

Рассеять гнев. Ворчание, крик, гнев усиливают оппозиционное поведение трудного ребенка; оскорбительное наказание, особенно телесное, делает ребенка еще более неуправляемым. Например, если вы требуете, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы наказываете его, тем больше он замыкается в себе и отказывается сотрудничать. В конечном счете вы проиграете эту игру, так что лучше ее не начинать.

Помогите вашему ребенку преуспеть. Выявляйте таланты и желания детей. Помогите им приобрести навыки игры на музыкальном инструменте, добиться превосходства в спорте или проявить свои способности в художественном творчестве. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, с которой он не может справиться.

Увеличьте допуск. Поведение детей с трудным характером раздражает не только окружающих, но и родителей. Они, кажется, знают, когда и где вы уязвимы. Планируйте на один шаг вперед. Если ребенок пристает к вам, когда вы говорите по телефону, делайте звонки, когда его нет рядом. Выигрывайте «сражения» мудростью и гибкостью.

Угрозы не работают. Я спросил Хейден, нашего трудного ребенка (с высокой потребностью), о том, что думает она о воспитании. Она сказала: «Не угрожайте мне. Это только отбивает у меня желание делать то, что вы заставляете». По логике Хейден (и она права), она предпочитает думать, что принимает решение самостоятельно. Она хочет, чтобы это был ее выбор. Угрозы типа: «Если ты не вернешься к определенному времени, я должен буду забрать автомобиль», лишают ее выбора. Решительные дети не любят, когда их загоняют в угол.
После того как мы выслушали описание родителями поведения Натана, мы предположили, что он был ребенок с высокой потребностью, который требует высокого уровня воспитания. Джанет согласилась: «Я всегда думала, что его характер сделает его королем или преступником». Мы подчеркнули, что искусство воспитания Натана предусматривает строгое равновесие. Они не должны растоптать его индивидуальность, и при этом они должны позволить ему много работать. Мы также советовали Джанет и Тому тщательно выбирать себе советников. Люди, у которых нет такого ребенка, как Натан, не поймут его.

Разные характеры - разные подходы к воспитанию
Воспитание детей с различными характерами - это сложный, кропотливый труд, требующий знаний и терпения. Вот почему мы постоянно подчеркиваем, что главная часть воспитания - изучение индивидуальности ребенка, чтобы, учитывая его характер, найти выход из любой сложившейся ситуации. Вот как мы решаем вопрос о наведении порядка в детской комнате. Нашему «ответственному» ребенку мы говорим: «Я возлагаю на тебя ответственность за порядок в твоей комнате». Если мы скажем ему, когда и как это делать, он, вероятно, отклонит наше требование, заподозрив давление на него. Для нашего вспыльчивого ребенка требование превращаем в игру: «Посмотрим, сможешь ли ты навести порядок в комнате до сигнала таймера». Нашему противоречивому ребенку мы даем достаточно времени, чтобы настроить его на выполнение задания: «Я бы хотел видеть порядок в твоей комнате к вечеру». Первоначально поиски разнообразных подходов к разным детям требуют много творческого потенциала и энергии, но в конечном счете мы извлекаем пользу в виде растущего взаимопонимания и сотрудничества.

Природа и забота
На индивидуальность ребенка влияют как наследственные факторы, так и окружающая обстановка. Ребенок, который считается «трудным» на одной стадии развития, благодаря заботливому стилю воспитания может в дальнейшем стать послушным. Как только проблемы, связанные с формированием характера, нарастают и не находят разрешения, ребенок все более становится неуправляемым, сложным во взаимоотношениях и хронически сердитым. А это становится очень серьезной проблемой.
Воспитание должно сосредоточиться не только на предотвращении чрезмерного выражения гнева. Оно должно помочь ребенку выработать механизмы самостоятельно справляться с отрицательными чувствами.
Дети с трудным характером нуждаются в выходе избыточной энергии и выражении бури чувств. Прекрасный способ - это спортивные состязания или любой тип физической деятельности. Дайте им больше возможностей для физической игры на открытом воздухе, если возможно. Поощряйте их желание заниматься бегом или велоспортом. Если они находятся в закрытом помещении, включите музыку и предложите всем танцевать или петь.

Уровень потребности
Окончательная цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку добиться успеха - процветать. Термин «процветание» значит больше, чем просто достижение чего-то более высокого или большого. Это значит, что ребенок максимально развил свой физический, умственный или эмоциональный потенциал. Невозможно измерить уровень потенциальных возможностей, а следовательно и процветания, поэтому нам трудно определить, достигнет ли ребенок когда-либо своего полного потенциала. Мы только создаем для этого условия. Чтобы реально помочь процветанию ребенка, важно понять, что мы определяем термином «уровень потребности».
Каждый ребенок появляется на свет с определенным уровнем потребности, и если этот уровень достаточен, ребенок развивает свой потенциал полностью. Он процветает. Например, всех младенцев нужно носить на руках, некоторые младенцы для процветания требуют постоянного ношения. Эти младенцы обычно появляются на свет с соответствующим характером, который требует, чтобы их держали на руках столько времени, сколько им нужно. Эти младенцы кричат, если вы пытаетесь отклонить их требования. Малыши, потребности которых обычно удовлетворяются, получают свою самую первую характеристику: «требовательный». Фактически «требовательный» - это положительная черта, которая помогает ребенку процветать. Если у ребенка высокие потребности, но он не может выразить их, он не будет процветать. Сигналы ребенка - ключ к пониманию его характера, а следовательно, и его потребностей. Как только вы поймете это, вы сможете реагировать на его запросы адекватно.
Уровень потребности малыша определяет, направляет поведение матери при формировании взаимодействия высокого уровня. Мать, ощущая уникальную индивидуальность ребенка, старается сама стать лучше. Пара родитель - ребенок достигает гармонии, и воспитание действует. Если мать не проявляет гибкость, а идет на конфликт, родитель и ребенок не проявляют лучшее друг в друге.
Концепция «уровень потребности» не означает, что ребенок всегда получает, а "родители всегда отдают. Суть этого метода состоит в том, что чем больше вы даете, тем больше получаете. Вы даете ребенку внимание, заботу, тепло, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Удовлетворяя их, вы получаете навыки, которых не имели прежде, кроме того, ребенок становится чувствительным к вашему руководству. Вы не можете управлять характером и способностями своего ребенка. Но вы сможете понять, действительно ли ребенок имеет особые потребности и в чем они заключаются. Поступая так, вы сможете обогатить свою жизнь, поскольку становитесь более зрелым.

Способы воздействия на ребенка
Хорошо или плохо повлияет выбранная методика воспитания на ребенка, часто зависит от того, как вы применяете ее. Наказания, подобные лишению привилегий, которые выбраны в гневе или под влиянием отрицательных эмоций, будут плохо воздействовать на ребенка. То же самое наказание, если оно применено в состоянии покоя и связано с подлинным беспокойством о формировании хорошего поведения ребенка, даст эффект, который вы хотите. Исправляйте поведение ребенка любя и чувствительно, независимо от того, какой метод вы используете.
Создайте вокруг ребенка благоприятную атмосферу, это изменит ваше отношение к нему. Мать ребенка с трудным характером сказала нам: «Однажды я создала положительную атмосферу вокруг малыша, перестала сосредотачиваться на негативах, и наше взаимопонимание улучшилось». Пробуйте использовать эпитеты, несущие положительные эмоции, например «энергичный», «интересный», «возражающий», «сострадательный», «требовательный» и «чувствительный». Наш опыт свидетельствует, если «трудный ребенок» получает воспитание по методу «прикрепления» и комфортную среду, он наверняка заслужит эти комплименты.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

В истории педагогики первым словосочетанием было «дети трудные в воспитательном отношении».

В настоящее время существует понятие трудновоспитуемый. Трудновоспитуемый ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности.

Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию.

«Трудный ребенок» сложный в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития (подросток).

В данных определениях нет принципиального отличия. Поэтому данные понятия будем рассматривать как синонимы.

Первые исследователи проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. К ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев).

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая дефекты умственного и физического развития, педагогические просчеты, затрудненную социальную адаптацию к той или иной усваиваемой социальной роли, особенности характера, темперамента, другие личностные особенности и, наконец, отклонения асоциального характера. Как известно, сопротивление воспитательному воздействию не всегда связано с социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявляться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Так, скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления, неприятием привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам, возражениям. Конфликты, возникающие в учебной деятельности, переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости, который отнюдь не создает предпосылок противоправного поведения. Стереотип же «трудный» несет в себе определенные ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств, которые хорошо осознаются как самими ребятами, так и взрослыми.

По отношению к подростку термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, - сначала «трудные» дети и школьники, а затем - взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Статьи по теме: