Открытое занятие в подготовительной группе. Составление описательного рассказа по картине И

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид занятия: интегрированное

Тип: занятие на тему, предложенную воспитателем.

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине»

Возраст детей : подготовительная к школе группа (6 лет).

Способ организации детей : общегрупповое занятие

Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворения «Уголок дежурства»; сюжетно-ролевая игра «Мы дежурим»: сюжет «Посадка растения» (участвуют 2 ребенка), ознакомление с названиями комнатных растений: Филодендрон, фиалка, березка, папоротник, бегония, традесканция, хлорофитум; ознакомление с названием предмета для опрыскивания цветов - пуливизатор

Образовательная область: Речевое развитие

Программное содержание : учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

Образовательные

  • Учить детей рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь;
  • упражнять детей в правильном в подборе синонимов.

Развивающие:

  • Развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Создавать положительный эмоциональный настрой;
  • воспитывать усидчивость, заботливое отношение к растениям

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: сюжетная картина «Мы дежурим»; комнатные растения (цветы)

Раздаточный: лейка с водой, фартуки (2 шт.), горшок с землей, отросток цветка Крассула, лопаточки для земли, лейка с водой, кувшин с водой для мытья рук, полотенце

Словарная работа: ознакомление детей с названием растения Крассула (Толстянка)

Взаимодействие с другими областями:

1. Речевое развитие: Вводная беседа с детьми по занятию, вопросно-ответная работа; чтение стихотворения: «Уголок дежурства»

2. Физическое развитие: динамическая пауза «Чок, чок, каблучок», гимнастика для глаз «Клен», пальчиковая гимнастика «Эй, братец Федя…»

3.Социально-коммуникативное развитие : Вводная беседа с детьми по работе на занятии, вопросно-ответная работа по стихотворению «Мы дежурные»

трудовая деятельность: Сюжетно/ролевая игра «Дежурство в уголке природы: сюжет «Посадка отростка цветка Крассула».

4. Познавательное развитие: ознакомление детей с названием цветка Крассула, рассматривание иллюстраций этого растения; посадка растения.

5. Художественно-эстетическое развитие : чтение стихотворения «Мы дежурим»

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, использование художественного слова; сюрпризные моменты (посадка растения Крассула; подарки детям от воспитателя в конце занятия (медали).

Ход занятия

I . Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с гостями и начнем наше занятие (дети с воспитателем сидят на стульях на ковре полукругом).

Воспитатель : Ребята сегодня у нас занятие посвящено развитию речи. Кто скажет из вас, что мы делаем на занятиях по развитию речи? (ответы детей )

Воспитатель: Верно! Мы учимся правильно и красиво говорить, развиваем нашу речь.

Но, чтобы пройти на свои места, вам нужно выполнить задание. Предлагаю вам подобрать к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься). К слову общаться? (разговаривать, беседовать, болтать). К слову ребята? (детвора, дети) (ответы детей ).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Проходите на свои места. Ой, я же совсем забыла! Ребята, сегодня утром я получила посылку и письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попало под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? (дети: да!). Сейчас я его прочитаю. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша, я хожу в детский сад в подготовительную группу. Я хочу вам рассказать, чем мы с ребятами занимаемся в детском саду и как помогаем воспитателям. В нашей группе очень много…» Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Маша вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что могло быть написано в письме и составить об этом рассказ. (воспитатель размещает картинку на доску)

Но, сначала я предлагаю вам послушать стихотворение, которое расскажет Лера (ребенок выходит к доске и рассказывает стихотворение «Уголок дежурства»

Мы сегодня в сад пришли,
В уголок дежурств зашли.
Посмотрели кто дежурит,
Для себя решили мы:
Кто цветы сейчас польёт,
Кто посуду соберёт,
Кто поможет на занятьях,
Кто игрушки уберёт.
Мы дежурили, устали,
Все игрушки мы убрали,
И посуду мы собрали.
Мы полить цветы успели,
На занятьях помогли,
А потом играть пошли.

II . Основная часть

Воспитатель: Молодец Лера, садись на свое место. Дети, вы послушали стихотворение «Уголок дежурств». Скажите, что мы делаем каждый день в детском саду? (ответы детей: дежурим!)

Воспитатель: Верно! А какие виды дежурств бывают? (ответы детей: дежурство по столовой, в уголке природы, в книжном уголке, по занятиям).

Воспитатель: Правильно! А как можно другим словом назвать слово - дежурить? (ответы детей: работать, трудиться).

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине, которую прислала Маша. Рассмотрите картину, которую вы видите на доске и скажите, кто изображен на этой картине? (ответы детей: детей )

Воспитатель: Где находятся дети? (в детском саду)

Воспитатель: В каком месте групповой комнаты находятся дети? (ответы детей: в уголке дежурства)

Воспитатель: Как вы догадались? Какие предметы, изображенные на картине подтверждают это? (ответы детей: цветы, аквариум ).

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что делают дети (ответы: поливают, кормят ).

Воспитатель: Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (ответы детей: трудятся).

Воспитатель : А еще? (ответы детей: дежурят).

Воспитатель : А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей, которые дежурят? (ответы: дежурные).

Воспитатель : Ребята, подумайте и скажите, как мы можем назвать картину? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Что у них есть в уголке природы (ответы детей).

Ребята давайте сравним уголок природы, изображенный на картине с нашим уголком природы. Какие цветы изображены на картине? (ответы детей)

А в нашем уголке? (дети называют цветы)

Затем воспитатель предлагает отгадать загадку про цветок находящийся в группе

Верх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет (ответы детей: Плющ)

Воспитатель: Какой цветок, нарисованный на картине, есть в нашей группе? (дети: фиалка).

Воспитатель: Ребята, Расскажите о детях. Сначала, давайте дадим имена детям. Давайте назовем девочку, которая на картине ближе к нам (воспитатель показывает указкой на картину) назовем именем, которое начинается на звук «м» (дети: Маша!)

Воспитатель : Хорошо! А какая это девочка, что у нее в руках) А что делает Маша? (ответы детей: Маша собирается опрыскивать цветы).

Воспитатель: Ребята, мы с вами изучали, а потом повторяли названия комнатных растений. Как называется комнатное растение, которое собирается опрыскивать Маша?

Послушайте загадку и назовите этот цветок:

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку

Не крючком плетеную-

Живую и зеленую

(ответы детей: Традесканция)

(Если дети затрудняются, то воспитатель называет первый звук в названии растения)

Хорошо! Что вы можете сказать о ней? Какая она? (ответы детей: аккуратная, старательная).

Воспитатель: Какой предмет, изображенный на картине, нам говорит об этом (ответы детей: пуливизатор).

Воспитатель : Правильно! А для чего же он нужен? (ответы детей: опрыскивать цветы)

Воспитатель: Какие еще цветы вы видите на картине? Назовите их? (дети называют названия цветов)

Воспитатель: Расскажите об этом мальчике. Назовем его именем, которое начинается на звук «в» (дети: Вася)

Воспитатель: Ладно! Что он делает? (дети: кормит рыб)

Каких рыб вы видите в аквариуме? (дети: золотые рыбки)

Воспитатель : Верно! Что нам подсказывает, что это золотые рыбки? (дети: цвет!)

Воспитатель: Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума? (ответы детей).

Воспитатель : А сейчас расскажите об этой девочке. Звать ее будем именем, которое начинается на звук»Н» (дети: Надя) Что делает Надя? (ответы детей)

Воспитатель: А кто-нибудь знает, как называется это растение? (дети: нет!)

Воспитатель: А сейчас отдохнем! (воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг). Сейчас мы с вами представим, что мы с вами на лугу, где много травы и цветов. Выполняйте движения по тексту

Чок - чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает (покружиться на подскоках)

Приседает в реверансе (делаем реверанс)

И опять кружится в танце (покружиться)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Все! Устали наши ножки! (сесть и наклониться вперед, руки свесить вниз)

(Воспитатель обращает внимание детей на фото с изображением Красуллы и рассказывает об этом растении) Чуть позже мы вернемся к беседе об этом растении.

Педагог обращает внимание детей на картину. Сейчас вам нужно придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети?

О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз (дети хором повторяют)

Приемы вызова детей:

В оспитатель: 1) выберем первого рассказчика: рассказывать; 2) тот, чье имя начинается со звука Г (А,…); 3) ребенок в (голубой) футболке; 4) а продолжит рассказ тот, кто придумает слово со звуком «У» (Рассказы детей)

(Оценка рассказов детьми)

Воспитатель: Давайте отдохнем и сделаем разминку для рук и пальцев (воспитатель читает стишок и выполняют движения по тексту).

Солнышко встало (потягивание)

Утро настало (делают из рук солнце)

Эй, братец Федя (показывают большой палец)

Разбуди своих соседей!

Вставай, Большак (показ большого пальца),

Вставай, Указка (показ указательного пальца),

Вставай, Середка (показ среднего пальца)

Вставай, Сиротка (показ среднего пальца),

И ты, Крошка – Митрошка (показ мизинца)

Привет, ладошки!

Воспитатель: Молодцы дети! Справились с заданием. Предлагаю вам собрать картинки цветов, которые лежат на ваших столах. Одна картинка на двоих! Вам нужно быстро и правильно собрать пазл и назвать цветок, который изображен на картинке. Дам вам подсказку: об этих цветах мы сегодня уже говорили и они есть этой комнате и на картине.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель : Давайте отдохнем и сделаем разминку для глаз. Вместе со мной четко и правильно произносите слова стихотворения и глазами смотрим на пальцы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

После дождика и гроз

Липы льют потоки слез.

Кап и кап, кап и кап

До чего же листик слаб.

Он умоется дождем.

Будет крепче с каждым днем.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю вернуться к беседе о растении Красулла. Посмотрите на экран. Вот таким может вырасти это растение, а точнее дерево. Красивое? (дети: Да!) Хотите, чтобы в нашей группе было такое? (дети: Да, хотим).

(Воспитатель предлагает посадить это дерево и вызывает к приготовленному рабочему месту 2х воспитанников)

Воспитатель: Мне нужны два помощника. Пойдет тот, кто скажет, что бывает красным (ответы детей).

Воспитатель : Хорошо. И еще один человек. Пойдет тот, кто придумает слово со слогом РА (ответы детей)

После посадки дерева воспитатель благодарит детей и предлагает им сесть на свои места.

III . Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Про кого мы сегодня рассказывали? (дети: мы рассказывали про дежурство ребят в уголке природы).

Воспитатель: Верно! А что мы еще делали? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, что нового вы узнали на нашем занятии и что вам больше всего понравилось? (Дети по одному отвечают, поднимая руку)

Воспитатель : Желаю вам всегда заботиться о растениях, деревьях и цветах. А сейчас у меня есть для вас сюрприз! Сейчас мне хочется вручит памятные медали следующим ребятам….. (воспитатель называет ребенка и вручает ему медаль) (дети благодарят воспитателя: «Спасибо!»)

Приложение к занятию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» .

Подготовила учитель-логопед Лекомцева Марина Валерьевна Пермский край, город Лысьва

Программное содержание:

  1. Учить детей понимать содержание сюжетной картины, используя выразительные средства речи и навыки построения рассказа. Обучать образовывать притяжательные прилагательные.
  2. Продолжать развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память.
  3. Воспитывать умение работать в общем режиме, слушать ответы товарищей.

Оборудование:

Следы, сюжетная картина «Зима» из серии «Времена года в городе, в деревне, в природе» , магнитофон, на каждого ребенка картинки с приметами зимы, снеговики весёлые и грустные.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправляемся на поиски заколдованной картины. Картина должна быть где-то здесь.

А кто нам укажет путь, как вы думаете? (Ответы детей) .

Пойдем по следам - посмотрим, куда они нас приведут. Двигаться нужно друг за другом, ступая след в след, иначе можно сбиться с пути (Дети имитируют хождение по следам) .

2. Беседа о зиме.

Подходим к картинке, где нарисованы следы и цифра один (Приложение) .

Кто здесь недавно сидел? (Заяц) .

Как вы догадались? (По следам) .

Чьи это следы? (Заячьи) .

Какую цифру он протоптал? (Цифру «один» ) .

Значит, какая это по счету подсказка? (Первая) .

- Послушайте загадку:

На коньках бегут и лыжах,

И дома в снегу по крыши,

Вся белым-бела природа

Это что за время года? Зима.

Сегодня мы будем говорить о зиме.

Какое сейчас время года? Зима.

А какая у нас зима? (холодная, снежная, морозная, студеная, ранняя, поздняя, метельная, злая, суровая, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т.д.) .

А какое зимнее небо? (серое, голубое, облачное, высокое, светлое) , а на небе еще проглядывает солнце (яркое, теплое) .

Догадались, кто оставил здесь опознавательный знак? Это лиса и следы лисьи (Приложение) .

Назовите цифру и порядковый номер подсказки. (Цифра «два» , подсказка вторая) .

А чем земля покрыта зимой? (Снегом, сугробами) .

А что делает снег? (Идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется) .

А какие сугробы? (Большие, высокие, мохнатые, пушистые) .

Что происходит с деревьями зимой? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом) .

Пойдёмте за следующей подсказкой (Приложение) .

А какая по счету следующая подсказка? (Третья) .

Нашли, назовите цифру? (Цифра «три» ) .

Чьи следы? (Волчьи) .

А как люди одеваются в зимнее время? (Стали одеваться теплее: зимнюю шапку, шубу, пальто, варежки, шарф, сапоги, валенки и т.д.) .

Физминутка «Зима» (импровизация движений) .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью - зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Дети находят четвертый опознавательный знак (Приложение) .

А кто здесь побывал и оставил нам следы? (Птицы) .

Чьи следы? (Птичьи) .

А какие птицы? (Зимующие) .

Назовите, каких вы знаете зимующих птиц. (Ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, дятел, синица и т.д.) .

Я буду называть начало слова, а вы его конец. Птица, какая? (Краси..., быст..., сме..., летающ..., пою..., крича..., лег..., малень..., забот..., пест..., голод..., сыта..., длиннохво..., красногру..., черноглаз, трудолюб..., остроклю..., насекомоядн..., быстроног...) .

А какие животные живут в зимнем лесу? (Волк, лиса, заяц, лось...) .

А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой? (Ответы детей) .

О зимнем лесе говорят не только словами. О нем слагают стихи и пишут музыку.

Ложитесь на снежное покрывало и послушайте музыку. (Звучит музыкальный фрагмент из классической фонотеки) .

Какую цифру нашли? (Цифра «пять» , пятая подсказка) .

А следы чьи? (Человечьи следы) .

А чем заняты взрослые и дети в зимнее время года? (Дети катаются на санках, лыжах, коньках, вместе с взрослыми убирают снег с дорожек, лепят снеговиков и т.д.) .

Вот мы и отгадали все подсказки и наша картина расколдовалась.

Всю ночь бушевала вьюга и намела глубокие пышные сугробы. Зима постаралась спрятать под снегом все, что было в лесу. Несмотря на ее проказы, среди сугробов на картине можно кого- то разглядеть.

Давайте составим интересный, выразительный, полный рассказ «О зиме» .

Вспомним, как составляется рассказ, у рассказа есть что... (начало, середина, конец) .

А рассказ вам помогут составить наши 5 подсказок, вспомните их.

3. Самостоятельное рассказывание.

Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет, а небо стало серым и хмурым. Выпал белый, пушистый снег и покрыл всю землю. Появились высокие, мягкие сугробы. Сидит под кустом белый комочек и дрожит, наверное, увидел, как пробежала лиса. А вдалеке ходит голодный волк ищет себе добычу. Рядом на кустах и деревьях сидят красногрудые снегири, и свиристели прилетели поклевать вкусные семена и ягоды. Ну а люди оделись потеплее и стали кататься на лыжах и рыбачить на пруду. Весело и хорошо зимой!

4. Итог занятия.

Что мы делали сегодня?

Какие задания вам понравились?

А какое было сегодня занятие? (Интересное, веселое, забавное, необычное, увлекательное, классное, смешное, страшное и т.д.) .

А какое настроение у вас после занятия? (Если радостное, веселое возьмите весёлого снеговика, а если грустное, плохое грустного снеговика) .

Оценка. Мне вы тоже понравились: отвечали полными ответами, проговаривали хорошо все слова, сочинили интересный рассказ. Молодцы! И я вам хочу подарить картинки с признаками зимы, а в группе вы их раскрасите.

Приложение.

Список используемой литературы.

1. 1000 весёлых загадок для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ» , 2001.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Цель : развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Образовательные задачи :

Развитие речи :

Учить детей составлять логический , эмоциональный и содержательный рассказ ;

Закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины , отдельных самостоятельных эпизодов);

Упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие;

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.

Развивающие задачи : развивать воображение детей.

Интеграция : физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы : беседа-диалог, составление рассказа , физкультминутки.

Предварительная работа :

Беседы о зиме.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулке за зимней природой , играми детей.

Материал : мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия , картина « Зимние забавы » .

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто он. Послушайте загадку :

Что за нелепый человек пробрался в 21 век,

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Дети : Снеговик.

Воспитатель : - Правильно. (Появляется снеговик на экране доски) . Снеговик принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов : зима, снег, снеговик, санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба.

Дети : - Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка, сосулечка, шубка.

Воспитатель : - Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (Зима) .

Назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .

Какой сейчас месяц зимы? (Январь) .

Какая погода бывает зимой? (Снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная, веселая, вьюжная и др.)

Чем можно заниматься на улице зимой? (Кататься на санках, лыжах, на коньках, играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.)

(После каждого ответа детей появляется картинка на экране ).

Воспитатель : Да, зима – холодное и интересное время года . Ой, а снеговик снова придумал нам задание (достает другой конверт) .

Артикуляционная разминка.

Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ - выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

7. Игра «Лишний слог».

Воспитатель : - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи - зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

Воспитатель : - Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку , попробуйте ее повторить:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,

ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,

ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»

Воспитатель : - Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?

Физкультминутка :

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь,

Тихо, тихо не шуметь.

(Садятся на места) .

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о зиме , о зимних забавах (демонстрирует картину

« Зимние забавы » ). Ребята, он хочет, чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине .

Воспитатель : - Посмотрим внимательно на картину . Скажите о чем эта картина ? (Ответы детей) .

Воспитатель : -Какое время года здесь изображено? (Зима)

Воспитатель : -А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом) .

Воспитатель : -А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю , теплую одежду)

Воспитатель : -Какая погода на картине ? ( Зимний , солнечный день. Выпало много снега.)

Воспитатель : -Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по душе) .

Воспитатель : -Теперь рассмотрим , что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят снеговика.

Воспитатель : -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья : один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)

Воспитатель : - Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»

Воспитатель : - Рассмотрим детвору , которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

Воспитатель : - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите , как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры).

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. У них есть клюшки, и шайба. Я, думаю, что им очень весело.

Воспитатель : - А здесь детки катаются на лыжах. Они едут по лыжне. У них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.

Воспитатель : - А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, веселые крики, голоса) . У них веселое, хорошее настроение.

Воспитатель : -Вы рассказали обо всех детях на картине , теперь нам осталось закончить рассказ . Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».

Воспитатель : -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ .

«Зимний , солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

Воспитатель : - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ . (Слушаем рассказ 4-5 детей , воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали .

И снеговику они очень понравились. Ребята, сейчас мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.

Физкультминутка :

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катали.

А потом без сил упали

И в детский сад мы прибежали.

Итог : - Ребята, мы сегодня с вами были и писателями, придумали интересный рассказ о зимних забавах . А кто хочет прочитать стихотворение о зиме ранее изученные? (Ребенок читает стихотворение)

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух!

На горку – ух!

Бух, захватывает дух!

Составление рассказа по сюжетной картине «Зима» в подготовительной к школе группе.

Цель: Обучение рассказыванию по картине.

Задачи:

1.Обучение составлению короткого рассказа по картине с опорой на мнемотаблицы.

2.1 Упражнение в выделении родственных слов к слову зима из контекста и подборе к словам снег, мороз.

2.2Согласование прилагательных с существительными в роде.

2.3 Образование признаков и действий к словам мороз, снег, зима.

2.4 Обогащение лексики синонимами и действительными причастиями.

3. Воспитывать умения замечать ошибки в речи товарищей и доброжелательно исправлять их.

Предварительная работа:

Наблюдение примет с детьми в природе.

Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П.Кузнецова.

Знакомство со стихами о зиме А.С.Пушкина, И.С.Никитина.

Закрепление зимних месяцев.

Материалы и оборудование:

Сюжетная картина «Зима», мнемотаблицы; физминутки «Вьюга», «Снежок» (см. картотеку).

План:

1. Выделение примет зимы в отрывках из стихов о зиме:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, -и вот сама

Идет волшебница-зима!

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. (А.С.Пушкин)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.(С.Есенин)

2. Д/у «Подбери признаки»:

Зима – белая, серебристая, седая…….

Снег - пушистый, скрипучий, сверкающий…

Мороз - крепкий, сильный, трескучий…..

3. Д/у «Подбери действия»:

Мороз –крепчает, щиплет, морозит, трещит….

Снег – скрипит, тает, падает, кружится…..

4. Д/у «Образуй признак»:

Снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег.

Снег блестит на солнце-

Снег искрится под лучами солнца-

Снег серебрится на солнце-

Снег скрипит под ногами-

Снег хрустит под ногами-

Снег падает на землю-

5. Д/у «Скажи иначе»:

Снегопад-метель, пурга, вьюга, пороша,буран.

Стужа-холод, мороз, холодина.

Мерзнуть-зябнуть, стынуть, замерзать, коченеть, леденеть.

6. Д/у «Подбери слова-родственники»:

Снег - снежок, снежинка, снегопад, снегоход, снежинка, снегопад, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь, снегурочка….

Мороз - морозко, морозушко, морозилка, морозильник, отморозить….

7. Беседа по картине:

Сколько зимних месяцев в году? Назови по порядку.

Какого цвета больше всего на картине?

Хорошо или плохо когда зима снежная?

Для чего это хорошо? А для кого это может быть плохо?

Как можно назвать погоду, когда идет снег?

Почему зимующие птицы перебираются ближе к жилью человека?

Какие зимние развлечения придумали дети?

Из какого снега лепят снеговиков?

Подберите слова к слову лед (какой?)

Почему медведь заснул непробудным сном?

Какую загадку вы знаете про зайца?

Почему белка поменяла рыжую шубкуна серую?

Придумайте свое название картины.

8. Составление рассказов детьми с помощью мнемотаблиц.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели зимовать в теплые страны перелетные птицы. Зимующие - перебрались ближе к жилью человека. Переоделись в теплые шубки белка и заяц. В теплую, уютную берлогу залег зимовать медведь. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
Проиллюстрируем методику проведения занятий по коллективному составлению рассказа на примере занятия по картине «Зимние развлечения» (из серии «Времена года». Автор О. И. Соловьева).
Ход занятия.
На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» - спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут... Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора), синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы дошкольники допускают ту или иную речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы и т. п. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие - сверху?»
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Проиллюстрируем это положение еще одним примером.
Воспитатель рассматривает с детьми картину «В колхозном саду» (из серии «Картины для детских садов сельской местности». Авторы О. И. Соловьева и О. А. Фролова). Один из вопросов педагога направляет детей на описание поспевших в саду яблок. «Яблоки красные, спелые», - отмечают дети. «Что ни яблоко, то желтое, с красной щечкой», - включается в беседу педагог (описание заимствовано из книги Б. Житкова «Что я видел»). И дошкольники, которые сами стремились найти точные и яркие слова для характеристики яблок, очень внимательно прислушиваются к речи педагога. И не только слушают, но и повторяют за воспитателем: «У этого яблока вот какая большая красная щечка. А у этого краснее! Красный бочок!» Затем в своих рассказах ребята используют понравившиеся и особенно запомнившиеся им слова и обороты.
Как уже отмечалось, в подготовительной к школе группе активность и самостоятельность детей при составлении рассказов значительно возрастает. Опираясь на восприятие конкретного содержания картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и чем оно завершится. По мере того как детям становится доступно видеть события развивающимися во времени, содержание рассказов обогащается. Но прежде чем поставить перед детьми такую задачу, следует уже на этапе демонстрации картины предлагать вопросы, помогающие высказывать предположения о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.
Каждый ребенок может по-своему представить дальнейшее развитие действия, однако придумывание должно основываться на понимании логики этого действия.
Вопросы на предположение необходимо сочетать с вопросами, направляющими на точное и подробное описание изображенного на картине.
Рассмотрим методику проведения занятия по картине «Новенькая» (из серии «Картины для детских садов»).
Ход занятия.
Во время демонстрации картины педагог проводит беседу, ориентируя детей не только на полное и точное описание изображенного, но и побуждая их логически обосновать и развить события.
Вопросы по конкретному содержанию картины: «С каким событием познакомила вас картина? Что за девочка пришла в первый раз в детский сад? (Посмотрите на нее, расскажите о ней.) Как встречают новенькую в детском саду? Что воспитатель и дети решили показать ей? (Расскажите об этом подробно.) Что увидит новенькая в групповой комнате?» - сочетаются с вопросами на предположение: «О чем девочка будет расспрашивать детей, как вы думаете? С какими игрушками ей захочется поиграть? О чем она расскажет маме, когда придет из детского сада домой?»
Затем воспитатель предлагает еще раз посмотреть на картину и подготовить рассказ о встрече новенькой в детском саду. («Припомните, о чем мы говорили, когда рассматривали картину».)
По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.
Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.
Приведем примеры подготовки детей к рассказыванию на занятии по картине «Летом в парке» (из серии «Времена года»). Педагог обращается к группе «Посмотрите на картину. С чем она нас знакомит? Правильно, с тем, как дети гуляют летом в парке. О летней прогулке детей вы и составите рассказы. Что следует сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными? Да, надо очень внимательно рассмотреть картину».
Предоставив детям время для самостоятельного обозрения картины, воспитатель вновь обращается к ним: «С чего вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются и из всех вариантов отбирается лучший. «О чем нужно рассказать дальше? О чем подробнее всего хочется вам сказать в середине рассказа? Как следует закончить рассказ?» - все эти вопросы педагог ставит по мере высказываний детей. Отвечая на них, дошкольники под руководством воспитателя самостоятельно отбирают материал для рассказов, намечают порядок его расположения, обдумывают описания. Продолжая беседу, педагог спрашивает: «А какие слова вы постараетесь припомнить, чтобы рассказать, например, об аллее парка?» - и выражает одобрение, если ребята приводят нужные прилагательные: тенистая, зеленая, прохладная, широкая, ровная.
Таким образом, на занятиях по картине следует применять методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.
Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п. Тогда в загадке-описании будут шире представлены обобщающие термины.
В содержание обучения детей связной речи входят задания по составлению рассказов и сказок по юмористическим картинам. Передача содержания картины в устной речи - в форме рассказа или сказки - ведет к более осознанному постижению комических сюжетов, образов и т. д. Через рассказы и сказки дети наиболее полно и мотивированно выражают свое эмоционально-эстетическое отношение к картине, активнее приобщаются к области комического. Рассказывание по юмористической картине развивает у них чувство юмора, удовлетворяет потребность в веселье и шутке.
Педагог должен иметь в виду сложность процесса перевода художественной наглядности в речевой план, в словесный материал. На доступных речевых образцах детям следует показать, что содержание картины находится в единстве с ее художественной формой. Надо привлечь внимание дошкольников к словесной обрисовке центральных комических персонажей: их характеров, внешнего вида, движений, жестов, мимики, поз и т. д. Важно обращать внимание на главное, не упуская из вида детали и подробности. Кроме того, педагог должен учитывать характер картины, которая демонстрируется на занятии: юмористические жанровые картины обусловливают составление рассказов реалистического содержания с комически яркой обрисовкой событий, действий, отношений; сказочные картины позволяют составлять веселые сказки.
При оценке речевого творчества детей шести-семи лет учитываются следующие моменты: правильность передачи замысла и темы картины, степень точности в обрисовке изображенных комических персонажей; наличие в речи стилистически окрашенного языкового материала; передача личного отношения к юмористическому сюжету.
Как рекомендуется методически строить работу при обучении рассказыванию на материале юмористических картин? Подчеркнем еще раз: от качества восприятия картины зависят качество рассказов, полнота и яркость передачи в них комических событий, образов, степень юмористической окрашенности речи рассказывающих и т. п.
Итак, рассматривание картины - вот тот вид работы, который подготавливает детей к рассказыванию. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка-зри теля, специфику эстетического восприятия комического в искусстве, своеобразие каждой показываемой картины с точки зрения ее содержания и изобразительных средств.
Лучшему знакомству с картиной содействует живая, лаконичная, эмоционально воздействующая на детей беседа. Обычно она проводится после того, как дети сами познакомятся с изображенным и поделятся своими первыми впечатлениями. Часто показу картины предшествует вступительное слово педагога. Оно оказывает заметное влияние на весь ход восприятия картины и на беседу о ней. Содержание вводного слова зависит от характе-ра картинного материала. Затем детям предоставляется возможность самим рассмотреть картину, заметить побольше комических деталей. Непосредственные реакции детей воспитатель учитывает для последующей беседы.
Беседу рекомендуется начинать не с традиционного вопроса «Про что эта картина?», так как он не включает детей в процесс восприятия комического, а с одного из следующих вопросов: «Чем развеселила вас эта картина? Над чем вы смеялись, когда рассматривали картину? Что смешного увидели вы на картине? Чем удивила вас картина? Почему на эту картину весело смотреть?» и т. п. Такой вопрос вызывает непринужденные, свободные и развернутые высказывания: дети передают свои первоначальные впечатления от комического сюжета, образов, деталей. В ответах отражается личное отношение ребенка к изображенному: ведь вопрос побуждает к передаче своего собственного восприятия комического в картине.
Педагогу предоставляется возможность учесть уровень осмысления и эмоционального освоения детьми картинного материала и с учетом этого уровня вести их от общего непосредственного восприятия картины к восприятию анализирующему (при обязательном сохранении целостных ярких впечатлений).
Последующими вопросами воспитатель активизирует мысль, воображение, чувства ребенка, настраивает его на выявление главного, существенного: «О чем вам, глядя на картину, захотелось поговорить в первую очередь?» или «О чем сначала подробнее нам надо поговорить?» И если дети отвечают правильно, педагог просит объяснить, почему они решили так, а не иначе. Дальнейшими вопросами воспитатель помогает детям вычленять последовательно все новый изобразительный материал. Он привлекает их внимание к конкретным образам, деталям картины; выслушивая ответы, показывает, как можно было сказать точнее, выразительнее, т. е. знакомит с различными речевыми средствами, способами выражения. Своими указаниями педагог может помочь детям мысленно войти в картину, стать участниками изображенных событий.
Например, рассматривая с детьми картину «Путаница» художника Е. А. Ведерникова, он обращается к группе: «Посмотрели мы на картину и как будто побывали на веселой необычной улице. Что удивительного и забавного приметили вы на ней? (Дети высказываются.) Давайте представим себе, что мы близко подошли к дереву со скворечником. Что заставило бы нас сильнее рассмеяться?» Свои вопросы воспитатель предваряет кратким описанием воображаемой ситуации, в которой мысленно начинают действовать и зрители-ребята. Это активизирует наблюдательность детей, обостряет их чувство сопричастности, сопереживания. Ответы ребят становятся интересными и веселыми, так как дети ищут их в рамках своего воображаемого участия в событии. Важным методическим приемом является обоснованное сопоставление изображенных на картине лиц с героями известных юмористических рассказов и стихов.
Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые им веселые рассказы и сказки, используя разнообразные языковые средства и приемы построения комедийного сюжета.
Задача педагога - доступно и понятно для детей установить связь между анализируемой картиной и литературным произведением. Например, на занятии по картине «Путаница» воспитатель обращается к группе: «Какое стихотворение вы припомнили, когда рассматривали эту картину? Правильно, «Путаницу» К. Чуковского. О какой путанице шла речь в стихах? А какой веселой путаницей позабавила вас картина? Расскажите об этом весело, задорно». Или на занятии по картине художника С. А. Кузьмина «Забавная карусель» педагог говорит: «Дети, вы посмотрели картину, познакомились с забавной каруселью. Вам, наверное, хочется сказать: чудо-карусель, чудо-чудо-чудо расчудесное! Когда вы слышите эти слова, какое веселое стихотворение припоминаете? Правильно, «Чудо-дерево» К. Чуковского».
Важным методическим приемом также являются указания педагога. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно - рассказ или сказку - требуется составить по картине. Например: «Вы с интересом рассматривали картину, и вам также интересно будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано». Затем воспитатель конкретно формулирует тему сказки, предлагает обдумать ее от начала до конца, а затем рассказать.
Постепенно у детей накапливается опыт рассматривания юмористических картин и составления по ним рассказов и сказок. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть, из картины дополнительный, материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, педагог предлагает детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом в сказке.
Рассмотрим на конкретном примере отдельные этапы работы с детьми по юмористической картине, проанализируем некоторые проявления творческой речевой деятельности дошкольников.
Картина познакомила ребят с забавной колючей семейкой: с ежом, ежихой, ежонком. Они смеялись над тем, как выглядят ежи, нацепившие на колючки множество разных запасов: грибов, ягод.
По картине дети придумывали сказку.
В ходе беседы в числе других вопросов был задан такой: «Почему весело рассматривать ежей на картине?» Дети в ответах старались выделить комическую сторону изображенного. Они пристальнее вглядывались в картину и в своих сказках отмечали много смешных деталей, например: «Еж подошел к грибу, поддел колючками, и стала шляпка гриба шляпкой для ежа; свою шляпу он украсил веточкой с листиками. Нарядился и идет». Дети отмечали, что «еж нацепил на свои колючки целую гору грибов - не сосчитать даже сколько; идет он впереди всех и держит в лапке палочку» и т. п. Так же подробно и с большим интересом описывали они ежиху, которая нацепила на колючки много красных ягод - «идет вся в ягодах». Очень живо рассказывали дети о ежонке: «Ежонок-шалунишка наколол на колючки разноцветные листья; на одном листе сидела гусеница, она никак не могла понять, куда ее несут, испугалась, выглядывает из листьев».
Таким образом, рассказы и сказки по юмористическим картинам заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес детей к рассказыванию.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.
Статьи по теме: