Открытое занятие в подготовительной группе. Составление описательного рассказа по картине И

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Развитие речи

Подготовительная группа

Тема: «Рассказывание по картине «В школу».

Цель : способствовать умению составлять связный рассказ по предложенной картине.

Задачи: совершенствовать умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка, активизировать слова, относящиеся к теме: «Школа», «Школьные принадлежности», закреплять навыки фонетического анализа слов;

развивать внимание, умение сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций, развивать умение употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что… », передавать голосом оттенки радости, вопроса;

воспитывать доброжелательность, трудолюбие.

Форма организации : подрупповая, индивидуальная.

Оборудование:

    иллюстрации "В школу", "Старший брат", "Первое сентября", "У дверей школы" Н.П. Богданов-Бельский

    портфель с наполнением: Букварь, тетрадь, пенал, карандаш, ручка.

    листочки А5, простые и цветные карандаши

    колокольчик (школьный звонок)

Ход деятельности.

2" 1. Организационный момент.

1" 2. Вводная беседа.

Как называется наша группа? (подготовительная) Почему? К чему вы готовитесь.

Что нужно уметь, чтобы пойти учиться в школу?

Читать и писать вас обязательно научат в школе, - продолжает педагог. - А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках.

3" 3. Рассматривание картины «В школу». Беседа по вопросам.

Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики,

школьники, первоклассники.)

Что несут в руках дети? (Портфели.)

2" 4. Отгадывание загадок.

Воспитатель достает портфель.

А что находится в портфелях вы узнаете отгадав загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

(Карандаш)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен.

(Букварь)

Посмотрите на меня -

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я - в линейку, без сомнений.

Это - лёгкая загадка:

Каждый знает, я -. .

(Тетрадка)

Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

Какие еще школьные принадлежности вы знаете?

2 " 5. Рассматривание картины "Старший брат".

Кого вы видите на картине?

Что делает мальчик?

Во что он одет?

Расскажите про девочку, которую изобразил художник?

Как вы думаете, кто это?

Вы можете догадаться, о чем беседуют брат и сестра?

1" 6. Физкультминутка:

В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)

Там друзей себе найду, (Вытянув руки вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

Я таким ученым буду! (Поворачивают голову вправо-влево.)

И свой садик не забуду. (Обнимают себя руками, разводят руки в стороны и

опять обнимают) .

3" 6. Рассматривание картины Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы"

Куда пришел мальчик? Во что одет ребенок? Почему он не решается войти в класс? Педагог рассказывает о недоступности школьного обучения в давние годы.

1" 7. Рассматривание картины "Первое сентября", обсуждение.

В какое время года дети начинают учиться? (Осенью)

4" 8. Коллективное составление рассказа по выбранной детьми картине.

Педагог предлагает свой рассказ. Затем ребята выбирают понравившуюся им картину для коллективного рассказа. Педагог начинает рассказ, тот ребенок, у которого окажется колокольчик, продолжает.

5" 9. C оставление индивидуальных рассказов.

1" 10. Дидактическое упражнение:

Скажите предложение - Я пойду в школу так, чтобы было слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу. А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете.

3" 11. Развитие навыков письма, фонетическая работа.

Дети на листочках, а педагог на маркерной доске печатают слово ШКОЛА, делают его звуковой анализ.

1" 12. Рефлексия.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;
  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • развивать связную речь;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  • Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, составление предложений, составление рассказов, пальчиковая гимнастика, Закрепить предлоги – В – НА – ОКОЛО – ПОД. Сюрпризный момент – волшебный сундучок.
  • Наглядные – индивидуальные сюжетные картинки, рассматривание картинки “Зимние развлечения”.
  • Практические – разгадывание кроссворда, подготовка руки к письму.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову зима – снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и решение кроссвордов.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: опорные картины о зиме, кроссворд, маркер, картина “Зимние развлечения”.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: сюжетные картинки о зимних развлечениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: детисидят за столом.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент – пальчиковая гимнастика “Кулачок”:

“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам кроссворд (Приложение 1 ), вы хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте загадки, которые вам будут загадывать ребята, а ответы мы будем записывать в пустые клетки.

Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)

1. Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу, под кустом? (лиса)

(Дети пишут ответ в клетки, где стоит цифра № 1 - лиса)

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

3. Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (кормушка)

4. Сам не бежит, а стоять не велит (мороз)

Воспитатель: Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

(Обращаю внимание на волшебный сундучок).

Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

“Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

Снегурочка.”

Воспитатель: Поможем, ребята, Деду Морозу собрать слова о зиме. Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме будем складывать в него.

Какое у нас сейчас время года?

Назовите зимние месяцы?

Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?

(На доске висят опорные картинки)

Вопросы: Чем покрыта земля зимой?

Какие бывают ветра?

Какое солнце зимой?

Что происходит зимой на реке?

Какие стоят деревья?

А что бывает только зимой? (снег)

Какой бывает снег? (он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к каждому сундучок.

Что снег делает? (идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

Воспитатель: Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

Воспитатель: Правильно, ребятки, Дед Мороз, наверное, про это не знал.

Давайте сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову зима: зимушка, зимний, зимняя, зимовье, зимовать, зимующие, зимородок, зимовщик.

К слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Мы еще можем Деду Морозу назвать пословицы о зиме:

“Мороз не велик, а стоять не велит”.
“Зима не лето, в шубу одета”.
“Спасибо мороз, что снега принес”.
“Холодная зима, жаркое лето”.
“Зима снежная, лето дождливое”.
“Много снега, много хлеба”.

Воспитатель: Много вы пословиц назвали Деду Морозу. Молодцы!

Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа – береза в шубе стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
А мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетели снегири,
Как красивы они.
В лесу красота и покой,
А нам пора домой.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды (ряды). Ваш ряд будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваш ряд – зима – это хорошо, потому что …

Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает не только плохо, но ещё хорошо и весело.

На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечения..

Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей, 2 – 3 ребенка).

Воспитатель: А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт картину “Зимний развлечения”). (Рисунок 1).

Рисунок 1

Скажите как можно её назвать?

Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Эту картину мы уже с вами рассматривали на наших занятиях.

Воспитатель: Дети, а сейчас вы составите самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (2 - 3 ребенка.).

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

Воспитатель: Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

Я думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

Воспитатель: Как мы его отправим? (ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

Воспитатель благодарит ребят.

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Цель : развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Образовательные задачи :

Развитие речи :

Учить детей составлять логический , эмоциональный и содержательный рассказ ;

Закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины , отдельных самостоятельных эпизодов);

Упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие;

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать своих товарищей.

Развивающие задачи : развивать воображение детей.

Интеграция : физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы : беседа-диалог, составление рассказа , физкультминутки.

Предварительная работа :

Беседы о зиме.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулке за зимней природой , играми детей.

Материал : мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия , картина « Зимние забавы » .

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто он. Послушайте загадку :

Что за нелепый человек пробрался в 21 век,

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Дети : Снеговик.

Воспитатель : - Правильно. (Появляется снеговик на экране доски) . Снеговик принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов : зима, снег, снеговик, санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба.

Дети : - Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка, сосулечка, шубка.

Воспитатель : - Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (Зима) .

Назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .

Какой сейчас месяц зимы? (Январь) .

Какая погода бывает зимой? (Снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная, веселая, вьюжная и др.)

Чем можно заниматься на улице зимой? (Кататься на санках, лыжах, на коньках, играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.)

(После каждого ответа детей появляется картинка на экране ).

Воспитатель : Да, зима – холодное и интересное время года . Ой, а снеговик снова придумал нам задание (достает другой конверт) .

Артикуляционная разминка.

Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ - выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

7. Игра «Лишний слог».

Воспитатель : - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи - зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

Воспитатель : - Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку , попробуйте ее повторить:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,

ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,

ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»

Воспитатель : - Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?

Физкультминутка :

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь,

Тихо, тихо не шуметь.

(Садятся на места) .

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о зиме , о зимних забавах (демонстрирует картину

« Зимние забавы » ). Ребята, он хочет, чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине .

Воспитатель : - Посмотрим внимательно на картину . Скажите о чем эта картина ? (Ответы детей) .

Воспитатель : -Какое время года здесь изображено? (Зима)

Воспитатель : -А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом) .

Воспитатель : -А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю , теплую одежду)

Воспитатель : -Какая погода на картине ? ( Зимний , солнечный день. Выпало много снега.)

Воспитатель : -Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по душе) .

Воспитатель : -Теперь рассмотрим , что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят снеговика.

Воспитатель : -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья : один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)

Воспитатель : - Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»

Воспитатель : - Рассмотрим детвору , которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

Воспитатель : - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите , как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры).

Воспитатель : - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. У них есть клюшки, и шайба. Я, думаю, что им очень весело.

Воспитатель : - А здесь детки катаются на лыжах. Они едут по лыжне. У них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.

Воспитатель : - А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, веселые крики, голоса) . У них веселое, хорошее настроение.

Воспитатель : -Вы рассказали обо всех детях на картине , теперь нам осталось закончить рассказ . Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».

Воспитатель : -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ .

«Зимний , солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

Воспитатель : - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ . (Слушаем рассказ 4-5 детей , воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали .

И снеговику они очень понравились. Ребята, сейчас мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.

Физкультминутка :

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катали.

А потом без сил упали

И в детский сад мы прибежали.

Итог : - Ребята, мы сегодня с вами были и писателями, придумали интересный рассказ о зимних забавах . А кто хочет прочитать стихотворение о зиме ранее изученные? (Ребенок читает стихотворение)

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух!

На горку – ух!

Бух, захватывает дух!

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ

РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

Цель : учить составлять рассказ по картине, используя описание персонажей и их характеристику (по плану, предложенному воспитателем); образовывать слова, обозначающие людей какой-либо профессии; определять ударный слог в двухсложном слове.

Наглядный материал . Картины «Зайцы», «На рыбалке».

Ход занятия

1. Введение в тему.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

Выслушивает ответы детей и предлагает рассмотреть картину «Зайцы».

2. Работа по картине «Зайцы».

1) Б е с е д а - о п и с а н и ек а р т и н ы.

Воспитатель . Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Кто нарисован на картине? Чем занимаются зайцы? Почему они это делают? Что вы можете сказать
о зайце, какой он? (Белый, пушистый, серый, трусливый, пугливый.)

2) С о с т а в л е н и ер а с с к а з ап ок а р т и н е.

Воспитатель (дает задание составить рассказ по этой картине). Расскажите, когда и зачем зайцы вышли на полянку, какие они, что они делали. Не забывайте использовать те слова о зайцах, которые вы подбирали: «пушистый», «пугливый», «быстрый» и другие.

Поочередно рассказывают четверо детей (оценка проводится после первых двух рассказов).

Воспитатель предлагает придумать название к картине о зайцах. Напоминает, какие они пушистые, трусливые, пугливые, как быстро бегают, высоко прыгают. Предлагает свой вариант – «Ушастые трусишки». Выслушивает ответы детей, хвалит тех, кто придумал интересное название.

Воспитатель . Как называют зайцев в сказках? (Побегайчик, трусишка и т. д.) Почему их так называют? (Зайцы очень быстро бегают.) А кто еще умеет быстро бегать? (Лошади, собаки, волки, люди.)

Как называют спортсменов, которые бегают на разные дистанции? (Бегуны.)

Как называют спортсменов, которые бегают на коньках? (Конькобежцы.)

3. Игра «Угадай профессию».

Воспитатель . Сейчас я буду загадывать необычные загадки, а вы постарайтесь узнать, людей какой профессии я изображаю.

Педагог жестом показывает, что опускает письмо в почтовый ящик. Если дети не догадываются, можно подсказать словами.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский… (почтальон) .

Правильно, это загадка о почтальоне. Он ходит по домам и приносит людям письма, газеты, журналы.

А это загадка о ком? (Изображает игру на фортепиано. Если дети не могут отгадать, подсказывает начало слова: «пиа… нист».)

Воспитатель . Придумайте сами такие же загадки. Вспомните, что умеют делать люди, чем они пользуются в своей работе, на каких музыкальных инструментах играют. Изобразите их, а я буду отгадывать.

Вариант игры: загадывает тот ребенок, который отгадал загадку товарища.

4. Работа по лексике.

Воспитатель показывает картину «На рыбалке». Четко по слогам произносит слова «рыба», «рыбак». Предлагает детям произнести эти слова медленно.

Воспитатель . Одинаково ли звучат слоги? Где слышится ударение в слове «рыба»? А в слове «рыбак»? Давайте еще раз вслушаемся в звучание частей в словах «рыба», «рыбак» и определим, на какую часть падает ударение.

5. Задание «Подбери слова, сходные по звучанию».

Воспитатель (начинает строчку, дети продолжают). Зайчик-зайчик, где ты был? (Рыбку вкусную ловил.) Рыбка-рыбка, где гуляла? (Я с ребятами ныряла.)

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме:

« Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Программные задачи:

1) Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.

2) Речевые: а) обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «В зимнем парке»;

Б) совершенствовать умение составлять распространенные предложения;

В) формирование словаря: обогащение (скрипучий, зеркальный, забавный);

Активизация: (морозный, блестящий, скользкий);

3) Развивающие: развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую мелкую моторику.

4) Формирование навыков учебной деятельности: продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

5) Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, картина М. Пишвановой « В зимнем парке» из серии демонстрационных картин «Круглый год» (Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005г.), игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой « Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра « Подбери признаки».

Ход занятия:

1)Вводная часть.

Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.

Сама бабушка Зима

Его из снега испекла.

Он - необычный колобок,

А колобок – снежный бок.

Он от бабушки ушел

И дорогу к нам нашел.

Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.

Давайте с ним сыграем в Игру: « Подбери признаки».

Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.

Игра малой подвижности: «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.

Объявление темы:

Опять колобок снежный бок покатился (дети садятся на стулья).

Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).

А колобок – снежный бок послушает.

2)Основная часть.

Беседа по картине М. Пишвановой « В зимнем парке»

Рассмотрите картину скажите:

Куда пришли дети?

(Дети пришли на прогулку в парк)

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

(На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)

Какие деревья вы видите на картине?

(Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)

Что делают дети в парке в ясный зимний день?

(Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)

Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

(Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).

Кого вы видите на картине слева?

(Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)

Кого вы видите на картине справа?

(Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).

Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

(Девочка лепит снежную бабу)

Предложить детям придумать имена.

Какая снежная баба?

(Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?

(Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)

Какие еще животные есть на картине?

(На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Картина вызывает радостное настроение.)

Физкультминутка « Прогулка»

Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальчики на обеих руках.)

В зимний парк пошли гулять.

(Дети шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» снежок ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(« Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут правой ладонью по левой.)

А еще в снегу валялись.

(«Отряхиваются» от снега.)

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.

А теперь давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.

С чего вы начнете рассказ?

(Мы начнем рассказ с описания времени года.)

А чем вы расскажите?

(Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)

(Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)

О ком вы еще расскажите?

(Мы расскажем о птице и щенке.)

Чем закончите рассказ?

(Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)

Образец рассказа воспитателя.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.

Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.

Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)

3)Заключительная часть.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.


Статьи по теме: