От чего зависит почерк проект. Исследовательская работа "почерк и характер"


В первом классе нас всех учили одинаково, чтобы мы писали буквы аккуратно, как показано на доске. Точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. А сейчас почерки у всех ребят разные, строго индивидуальные. Почерк у ребят сильно изменился и не у всех в лучшую сторону..


В мире не существует одинаковых почерков, также как и одинаковых характеров человека. Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит.


Гипотеза Я предположила, что если правильно подобрать методы и способы, можно научиться писать красиво любому человеку. Исходя из гипотезы, я поставила перед собой цель: Узнать, что влияет на почерк и можно ли по желанию изменить его. Отсюда вытекают задачи: 1. Изучить литературу по данной теме 2. Провести мониторинг почерков среди учащихся класса 3. Провести графологический анализ почерков в классе 4. Сделать вывод по исследованию. Объект исследования: учащиеся класса, родственники Предмет исследования: каллиграфия, графология, почерк Методы исследования: Анализ литературы, данные из Интернета, опрос, наблюдение, анализ.




Первая к нига, по графологии «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал» вышл в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камило Бальдо. Через 200 лет во Франции ученый церковник аббат Фландрэн создал группу, участники которой занялись вопросом и повергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Они выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. В 1872 году ученик Фландрэна аббат Мишон написал книгу «Система графологии».


Каллиграфия (с греческого «красивый почерк»)- одна из отраслей изобразительного искусства. Еще каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «Искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере» Почерк - фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняется условные графические знаки.




Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Ученые – графологи доказали, что примерно к 8 годам начинает формироваться почерк, окончательно он формируется только к 20 годам. В течение всей жизни почерк может меняться, как собственно и мы с вами.


Почерк как и характер человеку могут передаваться по наследству и можно увидеть, что почерк ребенка похож на почерк одного из родителей или близких родственников. Общее: направление, элементы некоторых букв, соединения, высота и острота букв. Исследование: Лаура мама




Некоторые элементы букв Лауры схожи с почерком бабушки и мамы: Направление почерка правое, как и у почерков мамы и бабушки Наибольшая схожесть направления, прописывания букв, ход почерка с почерком мамы! Вывод: может быть связь почерков по родственной линии.


Приемы, необходимые для письма: владение инструментом письма; соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме; соблюдение правильной позы, посадки при письме; движение руки вдоль строки во время письма. Приемы письма: умение сравнивать образец с результатом письма; приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения); приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т.д.); приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; письмо букв между линиями строки и на линии; приемы правильного наклонения письма.


Принципы: наглядности, сознательности, повторности (упражняемости), прочности, онтогенетический, постепенного формирования умственных действий, гигиены письма. Гигиенические условия письма соблюдение правильной посадки положение ручки в руке требования к школьному материалу (тетрадям, ручкам) требования к мебели, освещению, влажности, температуре помещения соблюдение гигиены зрения (ритм зрительной работы, расстояние от глаз до тетради, выполнение зрительной гимнастики)


Формирование неречевых предпосылок становления каллиграфического почерка Развитие зрительного восприятия и узнавания Развитие пространственной ориентировки Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций Формирование образа каждой отдельно взятой буквы и ее соединений Развитие восприятия образа буквы Усвоение способов каллиграфического письма При коррекции почерка работа должна быть направлена на формирование необходимых психофизиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо


Изменить почерк можно. Работая над плохим почерком, ученик воспитывает в себе следующие черты характера: трудолюбие, терпение, собранность, аккуратность. Ведь хороший почерк нужен не только для красоты написанного. Он необходим тем, для кого нам приходится писать. Он экономит читающему время, не заставляет терять его разбирая каракули. Следовательно, разборчивый почерк не только наше, но и общественное дело.


Добрый день уважаемые присутствующие! Я Саламова Диана, представлю вашему вниманию исследовательский проект «О чём расскажет почерк»

Еще в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. До нас дошло изречение

(СЛАЙД) императора Нерона: "Я боюсь этого человека, его почерк показывает его предательскую натуру».

(СЛАЙД) Конфуций отмечал, что " почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен ". Меня заинтересовали данные изречения. А действительно, зависит ли почерк от характера человека?

(СЛАЙД) Оказывается, что существует даже целая наука – графология , которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.

В настоящее время графологи работаю в правоохранительных органах. Эта наука входит в программу обучения дипломатов ряда государств.

История графологии начинается с 1630 года, когда итальянец Камилло Бальдо написал работу «Как узнать природу и человека, взглянув на букву, которую он написал». Применяться на практике графология начала с 1872 года, когда аббат Мишон создал «Систему графологии».

Теперь многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу.

Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

(СЛАЙД) Мне показалась проблема, изучаемая данной наукой, актуальной, и мы решили заняться ею поподробнее. Поэтому графология стала объектом нашего исследования, а предметом исследования стал почерк учеников нашего класса.

(СЛАЙД) Цель моей работы: установить зависимость между особенностями почерка и характером конкретного человека.

(СЛАЙД) Задачи, которые я перед собой ставила:

Изучив источники, определить степень зависимости почерка от характера человека.

Проанализировать почерк учащихся нашего класса.

На основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.

(СЛАЙД ) Методы, которыми я пользовалась, также представленны на слайде.

(СЛАЙД) Не надо быть почерковедом, чтобы в большинстве случаев, за очень редким исключением, безошибочно отличить мужской почерк от женского, а детский от взрослого.

Известно, что почерк в некоторой степени «привязан» к нашей личности, и поэтому он испытывает изменения параллельно с ней.

Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих:

(СЛАЙД) Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью, общительных оптимистов.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели. Они ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

(СЛАЙД) Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у людей, которые собственные интересы они всегда ставят выше групповых.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка независимы, они всегда имеют собственную точку зрения.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди стремятся быть первыми во всем.

Если почерк вертикальный , то это говорит о внутренней гармонии. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

(СЛАЙД) Размер почерка говорит об общительности человека

Например, обладатели крупного почерка открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые.

Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

(СЛАЙД) Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

(СЛАЙД) Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

(СЛАЙД) Пользуясь данной информацией, мы проанализировали почерк учащихся моего класса и получили следующие результаты, которые представлены в приложениях к работе.

(СЛАЙД) Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 38 %, осмотрительных, уравновешенных в отношениях – 11 %, стрессовоустойчивых – 9 %, упрямых – 11 %, отзывчивых – 31 %.

(СЛАЙД) Моим одноклассникам предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.

При сопоставлении полученных таблиц выявились совпадения, которые подробно описаны в проекте.

Из числа учащихся в классе определено 40 % совпадения характера (на основе анкетирования) и почерка.

(СЛАЙД) Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили еще одну таблицу уже отдельно по каждому из ребят.

Из числа учащихся в классе определено 70 % (69,9 %) совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка.

Средний процент совпадения характеристики по почерку, анкетированию и наблюдениям - 55 %.

Конечно, процент совпадения получился не очень большой, ведь мы не профессиональные графологи.

(СЛАЙД) Изучая почерк ребят нашего класса, я заметила, что почерка многих схожи наклоном, написанием букв, это происходит скорее потому, что нас обучал письму один учитель, мы воспитывались в одном коллективе, может, в будущем наши почерка изменятся чуть- чуть, профессии наложат свой отпечаток.

В результате исследования я убедилась, что почерк зависит от характера человека, является тайным информатором о человеке и так же как и внешний вид, поведение и привычки, дополняет наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы. Видимо, и впрямь почерк – это «слепок» личности.

(СЛАЙД) Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.

Почерк - зеркало души и взрослого, и ребенка. В психомоторике отражается психическое, умственное, эмоциональное и духовное состояние личности. Тетради школьника, его рукописные тексты - кладезь ценной информации о внутреннем мире его автора для учителей и родителей! Все мы без труда узнаём по почерку своих учеников и собственных детей. Но много ли можем сказать о состоянии ребёнка, глядя на диктант?

У нас в гостях побывала эксперт-графолог , автор 8 книг об анализе почерка, руководитель , действительный член Научного Графологического Общества Израиля, судебный эксперт, главный редактор международного журнала Научная Графология , .

Инесса Игоревна ответила на вопросы о почерке школьников . Можно было присутствовать при интервью и участвовать в диалоге. Прямо во время вебинара родители задавали очень конкретные вопросы, фотографировали и присылали образцы почерков детей. Было разобрано больше десятка образцов. В течение двух с половиной часов на встречу зашло больше сотни пользователей сайта. Одна только переписка в чате заслуживает отдельного материала. Смотрите запись, вы сами всё увидите. И если вы хотите получать приглашения на подобные встречи, просто зарегистрируйтесь на нашем сайте, указав реальный электронный адрес.

А те, кто по техническим причинам не имеет возможности посмотреть запись, могут почитать материал ниже. Обратите внимание на то, что в текстовую версию интервью не вошёл блок с анализом конкретных почерков и разбором особенностей начертания букв.

Почерк вашего ребёнка

Юлия Фишман:

Здравствуйте, я приветствую вас на сайте «Могу писать». Меня зовут Юлия Петровна Фишман.

В гостях у меня Инесса Игоревна Гольдберг, и сегодня мы поговорим о детском почерке. Но прежде несколько слов о проекте «Могу писать и о том, как наш проект связан с визитом Инессы Игоревны.

Итак, сайт «Могу писать» - мой проект, но, естественно, одна такой большой проект вести я не могу. Со мной работает команда дикторов, звукарей, программистов, преподавателей русского языка. B vы хотим сделать мир грамотнее. Для этого мы создаем вебинары и интерактивные упражнения, которые помогают выучить русский язык. Вы можете пользоваться платным и бесплатным материалом. Например, все тесты по выявлению уровня грамотности со второго класса и до уровня выпускника и тесты по подготовке к ЕГЭ являются бесплатными. Также Вы можете прислать нам на форум своё сочинение, учителя русского языка проверят его, и вы получите развернутую рецензию. Для будущих выпускников ежедневно в режиме онлайн проводятся вебинары по подготовке к ЕГЭ.

Мы часто приглашаем в гости людей, так или иначе связанных с письмом, с изучением русского языка, со сдачей экзаменов, и сегодняшняя гостья не является исключением. Итак, Инесса Игоревна, вам слово.

Инесса Гольдберг:

Здравствуйте, я нахожусь в Израиле. У себя на родине я являюсь профессиональным графологом, в том числе судебным экспертом-графологом. Моя основная деятельность – экспертиза и психодиагностика почерка. После нескольких лет изучения профессии я вдруг обнаружила, что на русскоязычном пространстве эта область не развита, и я сделала своей миссией развитие области анализа почерка в России. Я являюсь первым официально сертифицированным в соответствии с европейскими стандартами графологом, консультирующим и обучающим по-русски, также мною была написана серия из восьми обучающих книг по графологии. Кроме того, я автор и главный редактор интернет-журнала «Научная графология». На данный момент я работаю в Институте Графоанализа, в основании которого также принимала участие. С коллегами мы проводим очень интересные эксперименты по исследованию почерка. Основная функция нашего института - обучение анализу почерка и непосредственно сам анализ почерка для различных целей. Это и оценка персонала на благонадежность, это и графотерапия. По ходу беседы я дам несколько ссылок на мой сайт Института Графоанализа. Приглашаю зайти и воспользоваться бесплатными мастер – классами по обучению графоанализу, ознакомиться с материалом авторских статей и передач, посвященных анализу почерка. С сайта можно зайти на страничку журнала «Научная графология», где описаны профессиональные приемы графологического анализа, научные исследования по данной теме известных авторов.

Юлия Фишман:

Итак, наша гостья представилась, и я скажу несколько слов о регламенте проведения беседы. Всем слушателям на форуме напоминаю, что вы можете задавать вопросы в чате или устно, нажав на значок микрофона. Но сначала я озвучу несколько своих вопросов, а затем те вопросы, которые прислали на форум сайта наши пользователи.

Итак, первый вопрос. Всем известно, что у ребенка почерк находится в стадии формирования несколько лет и не сразу вырабатываются какие-то особенности, заслуживающие внимания специалиста. С какого возраста имеет смысл проводить анализ детского почерка?

Инесса Гольдберг:

Есть такое понятие в графологии – графическая зрелость моторных навыков. Она формируется к возрасту 12-14 лет. То есть, примерно к шестому классу появляется автоматизм письма, инертность и начинает писать наше подсознание. Когда ребенок только учится писать, он старательно выводит все буквы (сознательное письмо). Такой почерк имеет смысл анализировать только в экстренных случаях, когда имеется ярко выраженная, кричащая проблема.

Каркусова Диляра (чат):

Почерк и во взрослом возрасте меняется с годами

Инесса Гольдберг:

Согласна. Почерк тесно связан с формированием личности. У некоторых людей почерк не меняется на протяжении всей жизни, он статичен. А у некоторых с возрастом меняется, так как меняется личность. Бывает, человек переживает какое-то потрясение в жизни, это приводит к изменению личности, соответственно, накладывает отпечаток на почерк.

Юлия Фишман:

Сегодня у нас в гостях учителя русского языка. Зачастую им одновременно с преподаванием предмета приходится быть классными руководителями. Им необходимо не только научить класс грамотно писать, но и видеть психологическое состояние учеников. Что конкретно в почерке детей должно насторожить классного руководителя?

Инесса Гольдберг:

Хочу предупредить сразу, чтобы не создавать ложных иллюзий: я попробую дать общие советы, невозможно все учесть сразу. В анализе почерка можно допустить ошибку, поэтому не торопитесь с выводами. Один из самых тревожных признаков - так называемый «нечитабельный почерк»: организация текста в пространстве выглядит как поле боя, какие-то палки, углы, копья, колья, все торчит в разные стороны. Неровность наклона, буквы разного размера и «пляшут» в разные стороны. Вы чувствуете, что почерк негармоничный, и в почерке нет округлости, гибкости; он не течет плавно и гибко. Для классного руководителя такой почерк является красной лампочкой. Необходимо порекомендовать родителям совершить вместе с ребенком поход к психологу. Я говорю в данном случае о признаках крайнего неблагополучия, бедственного состояния ребенка: это хроническая тревожность, какая-то запуганность, ребенок становится изгоем в коллективе, возможно, неблагополучие в семье.

Папулина Ольга (чат):

В начальных классах почерк меняется каждую неделю, как "читать" тревожности детей?

Инесса Гольдберг:

Это очень трудно. Здесь насторожить должны сломанные, дрожащие буквы. Это тот момент, когда психомоторика ребенка перенапряжена, он прямо дрожит вместе с почерком. Возникает ощущение, что кто-то словно подталкивал под локоть, он писал на неровной поверхности или в поезде писал.

Папулина Ольга (чат): А наклон почерка может о чём-нибудь говорить?

Инесса Гольдберг:

Если разговор о начальных классах, то наклон еще может «гулять». Если ребенок постарше, то неправильный наклон вкупе с другими признаками может дать какую-то информацию.

Юлия Фишман:

Я повторю вопрос, который был пропущен в чате: отдельные элементы букв могут о чем-то рассказать?

Инесса Гольдберг:

В графологии принято использовать целостный подход. То есть имеет смысл судить об отдельном элементе буквы, если этот элемент повторяется, а не является случайным. Например, если буквы заужены по всему тексту, это говорит о зажатости, скованности автора.

Юлия Фишман:

Может ли учитель по почерку определить лидера или изгоя в классе? И, соответственно, распределить обязанности среди учеников: например, назначить командиров.

Инесса Гольдберг:

Да, это возможно, но не сразу. Необходимо потренироваться.

Юлия Фишман:

Почерк левши будет отличаться от почерка правши?

Инесса Гольдберг:

В основном, нет. Иногда только будет видна разница в 10-15% наклона.

Юлия Фишман:

А может ли у левши быть красивый почерк?

Инесса Гольдберг:

Конечно, такое очень часто встречается в моей практике. И вот что интересно: если учителю показать несколько тетрадей с разными почерками, в том числе с почерком левши, не называя при этом авторов, учитель не сможет определить, где писал левша, а где правша.

Мерзлякова Валентина:

У моего ученика во 2 классе подобный почерк. Ребёнок - умница! Речь развита, но заикается. Занимается с логопедом. Семья положительная. Ребёнок не общается со сверстниками. Родители проблем не видят, считают, что друзья ему не нужны, достаточно учиться успешно. А что бы вы посоветовали в данной ситуации родителям?

Инесса Гольдберг:

Необходимо выйти на родителей и попытаться объяснить им, что на первом месте все же душевное состояние ребенка. Родители должны понимать, что хорошие оценки – должны быть следствием внутреннего спокойствия, уверенности в своих силах. Иначе, повзрослев, ребенок может бросить учиться.

Юлия Фишман:

Я так понимаю, мы плавно переходим к вопросам определения интеллекта. В нескольких сообщениях читаем, что бывает неровный почерк, но при этом ребенок - умница, интеллектуально развитая личность. А что может указывать в этом почерке на интеллект? Мы можем по почерку определить одаренного ученика?

Инесса Гольдберг:

Да, можно. Если в нескольких словах, то графологи в данном случае отмечают для себя однородность букв, то, насколько выражены связки между ними; насколько анализируемый почерк развит для данного возраста. И ещё могу сказать, что интеллект мы смотрим по общему впечатлению, а не по отдельным элементам. Но таким вещам сложно обучить в рамках одной беседы.

Папулина Ольга(чат):

Плохой почерк может быть результатом неправильной работы учителя начальных классов. Не научила, не работала над выработкой каллиграфических навыков, значит, не работала над развитием качества личности?

Инесса Гольдберг:

Я не за то, чтобы такую моральную ответственность взваливать на учителя. Сегодняшнее письмо довольно простое: простые соединения между буквами, нет каких-то вензелей, завитушек, как в дореволюционном письме. Того, что делает сегодняшний учитель, вполне достаточно.

Юлия Фишман:

А есть ли обратное влияние? Возможно ли посредством изменения почерка привить человеку какие-то лидерские качества или повысить его интеллектуальные возможности?

Инесса Гольдберг:

Да, конечно, это называется графотерапия. Невозможно кардинально изменить человека, ведь нельзя забывать о таких вещах, как наследственность; в конце концов, у каждого есть свой потолок возможностей. Графотерапия не поможет добиться гениальности в каком-либо начинании, она поможет скорректировать возможности. К примеру, она поможет выработать тщательность в выполнении заданий. А можно, наоборот, при помощи ослабления нажима в почерке и увеличения скорости письма добиться ослабления внутреннего напряжения.

Юлия Фишман:

Графотерапия всем показана?

Инесса Гольдберг:

Графотерапия показана всем. А вот упражнения для каждого индивидуальны. Понятно, что скрупулезному, тщательному во всем человеку занятия каллиграфией будут излишни, так как добавят ему зацикленность, озабоченность. Такому человеку можно предложить ослабить нажим и писать бегло, спонтанно, что поможет внутренне раскрепоститься.

Юлия Фишман:

В современном мире бытует мнение, что обучать каллиграфии и письму в целом нет необходимости. Вместо чистописания предлагается ввести уроки клавиатурного набора. Ваше отношение к данной позиции?

Инесса Гольдберг:

Я к данному факту отношусь так: все хорошо, когда оно идет вместе, а не вместо. Нельзя забывать о функции письма в процессе развития психики человека и человеческой личности в целом. Письмо – это сложный психомоторный акт, это творческое действие. Сначала необходимо в своем воображении нарисовать образ буквы, а потом воссоздать ее сенсорно. А во время печатания человек, глядя на предоставленный набор букв, осуществляет лишь выбор нужной кнопки. То есть, если отменить данную творческую функцию, то это будет серьезной потерей для развития некоторых функций мозга. Необходимо будет восполнить развитие психомоторной функции, иначе это скажется на развитии мозга в целом. В Америке в штате Индиана был проведен такой опыт по введению клавиатурного набора вместо письма у детей младших классов. В результате через некоторое время обнаружилось, что эти дети стали хуже читать, так как центры письма и чтения взаимосвязаны. Ухудшилась успеваемость. Ухудшилось поведение. То есть без развития мелкой моторики страдает интеллект в целом.

Юлия Фишман:

Вопрос с нашего сайта. Ирина С., филолог: «Мой сын увлекается граффити и в тетрадях стал писать буквы с такими же вензелями. Почерк стал совершенно нечитаемым. Я заставляю его писать красиво, как раньше, но он говорит, что так рука быстро устаёт. Что делать? О чём говорит такое изменение?»

Инесса Гольдберг:

Думаю, сын Ирины немного лукавит. Дело в том, что выписывание граффити требует не меньшего психомоторного напряжения и оптического контроля, чем красивое написание букв в тетради. Возможно, у ребенка нет мотивации к правильному письму. Данное увлечение скорее говорит о том, что у сына Ирины визуальное восприятие, развитое чувство формы, развитое воображение. Посредством граффити он самоутверждается, самореализовывается. Я бы хотела посоветовать в данном случае не требовать какой-то особой красоты почерка. Главное, чтобы почерк был разборчивым, читабельным, и вот этого достаточно.

Юлия Фишман:

Вопрос задала на форуме Петровна: изменяется ли почерк у человека, страдающего раздвоением личности? Может ли то, что ребёнок пишет разными почерками, свидетельствовать о раздвоении личности? Мне кажется, у одного моего ученика серьёзные проблемы. Хочу его тетрадки маме показать. Но хочется быть с фактами в руках.

Инесса Гольдберг:

Не спешите пугать маму этого ученика. Во-первых, когда ребенок на самом деле пишет разными почерками, называется диссоциативное расстройство идентичности и встречается крайне редко. Настолько редко, что его природа и возникновение ставились под сомнение. Считается, что такому расстройству способствует очень сильное потрясение, такое, как война, насилие. Достаточно часто школьники меняют некоторые параметры своего почерка, копируют почерки других. Личность ученика еще не устоялась, она в процессе формирования. И разные почерки – это признак незрелости личности. В подростковом возрасте это нормально, это не раздвоение личности.

Юлия Фишман:

Через личное сообщение передали вопрос:

Ученик начал разрывать слова, часто в нескольких местах. Часть слова пишет слитно, а часть отрывает миллиметра на два. Раньше такого не было. Объясняет это тем, что пишет быстро. Но и раньше писал быстро. Должно ли это насторожить?

Инесса Гольдберг:

Такие разрывы, если они выглядят гармонично, не бросаются в глаза и не такие, как между словами, могут быть обусловлены скоростью письма. Если разрывы действительно большие, то это должно насторожить. Речь может идти о рассеянности, о снижении концентрации внимания и, как следствие, о плохой успеваемости.

Ольга Тришкина:

Здравствуйте, Инесса Игоревна! Один мой ученик пропускает целые слоги, например, «возврася» вместо «возвращаться». Это может быть связано с какими - то психологическими проблемами? Просто я не знаю, как ему помочь.

Инесса Гольдберг:

Вопрос, скорей, не к графологу, а к логопеду. Нет смысла упрекать ребенка в невнимательности, это похоже на дисграфию. Это может быть сбой в процессе восприятия написания слов. Конечно, следует проконсультироваться у специалиста.

Макеева Марина:

Сейчас в школах чаще стали встречаться дети с различными видами дисграфии. Почерк таких детей неустойчивый: то пишет старательно, аккуратно (если сосредоточен в данный момент времени), но стоит ребенку чуть ослабить концентрацию внимания - начинаются пропуски и замены букв, почерк неровный, корявый. Вопрос, собственно, такой: дисграфик всю жизнь должен при письме максимально концентрироваться, а как это влияет на его личность? Есть ли тут какая-то взаимосвязь?

Инесса Гольдберг:

Дисграфия – это не тип личности, не психотип. Все зависит от конкретной личности каждого дисграфика. Кого-то это расстройство заставит вырасти педантом и аккуратистом. А кто-то станет небрежным, будет на полпути бросать начатое. Одинаково про всех сказать нельзя. Одинаково все они страдают в школе, это отражается на оценках.

Юлия Фишман: Анна Морозова задала вопрос в блоге. Цитирую.

"Мальчик 5 класс пишет отвратительно, буквы неразборчивы, строка уходит вверх. Что делать???? учителя отказываются проверять его работы из-за почерка. Говорит, что если писать красивее, то он не успевает."

Инесса Гольдберг:

Анна, ситуация тяжелая, конечно. Поскольку почерк – это психомоторный акт и зависит от происходящего внутри личности человека, то можно утверждать, что такой почерк не исправится, пока не произойдут перемены в личности человека. Ребенок в бедственном состоянии, и это должно волновать больше, чем почерк. Садить за прописи такого ребенка нет смысла, необходимо работать с личностью.

Юлия Фишман: Вопрос Валентины Власовой (также задан через сообщение в блоге):

«Обязательна преемственность при обучении письму между родителями, педагогами, воспитателями - ведь зачастую не один человек учит письму. Обязательно должны соблюдаться единые требования?!»

Инесса Гольдберг:

Если под едиными требованиями вы подразумеваете единый стандарт прописей, то да, преемственность обязательна. Когда ребенок достигнет графической зрелости, его почерк примет индивидуальные черты, и вот за это не нужно волноваться.

Юлия Фишман: Александра Коровина (вопрос с форума):

Инесса, здравствуйте. Как объяснить тот факт, что у некоторых детей почерк устанавливается уже к 5 классу (не отличить от взрослого), а у некоторых и после школы каракули? Причем, как показывает практика, происходит это независимо от успеваемости: троечник пишет каллиграфическим почерком, а отличник размазывает слово по всей строке.

Инесса Гольдберг:

У некоторых детей почерки более зрелые, потому что они личностно более зрелые, психологически старше своего возраста. По роду своей деятельности часто встречаю инфантильных незрелых взрослых, с соответствующим почерком.

Юлия Фишман: Ещё вопрос передали от одной родительницы.

Девочка 15 лет. В анамнезе неврологические проблемы, которые удалось решить медикаментозно. Несколько лет всё было нормально. С почерком тоже всё было хорошо. Теперь вдруг часто она начала писать не буквы, а только элементы этих букв. Например, вместо Л пишет один крючок, пропускает соединения букв. Такое изменение почерка нормально для взросления или свидетельствует о проблемах?

Инесса Гольдберг:

Да, скорей всего, это свидетельствует о проблемах. То есть если упрощение доходит до того, что исчезают целые элементы, это сигнал родителям.

Мерзлякова Валентина:

В классной работе дети пишут идеально. В черновиках - безобразно. Человек пишет один, а почерк разный. Что это? Усталость? Нежелание выполнять домашнее задание?

Инесса Гольдберг:

Когда почерк разный, это значит, человек пишет неестественно. В черновике будет естественный почерк.

Ведищева Ирина:

Верно ли утверждение, что почерк – наследственность?

Инесса Гольдберг:

Не совсем верно. Почерк, как и характер, складывается из двух составляющих: из врожденного и из приобретенного. Есть у нас темперамент, врожденное, и тип нервной системы. Также есть и среда обитания: это атмосфера в семье, атмосфера в обществе. Две составляющие накладываются друг на друга, а почерк это отражает.

Юлия Фишман: Время нашего вебинара подошло к концу. Мы просидели больше двух часов, и на большей части территории России уже ночь. Инесса, спасибо огромное за участие в нашем проекте. Вы очень интересно рассказывали о почерке. До свидания.

Актуальность:

Я считаю, что тема моего исследования интересная и актуальная, так как в школах всех учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, при этом у учащихся, надо заметить, он разный. Таким образом, каждый из учеников имеет индивидуальный характер и склад ума.

Многие ли из нас в состоянии по почерку сказать что-нибудь о себе или своих знакомых? А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга.

Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.

Гипотеза:

Действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЛУНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Исследовательский проект

«О чём говорит почерк ученика »

Выполнила: Кудаярова Эвелина, ученица 4 А класса

Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна,

учитель начальных классов

Кулунда 2014 г.

I.Введение………………………………………………………………………………….2

II.Литературный обзор по теме……………………………………………………………3-5

2.1. Общее понятие о графологии……….. ..…………………………………………….3-4

2.2. Характеристика почерка……………….…………………………………………….4-5

III. Практическая часть…………………………………………………………………….6-8

3.1. Анкетирование………………………………… ……………………………………6

3.2. Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ…………..….6-8

3.3. Характеристика почерка учащихся 4 А класса………………………………………

3.4.Выводы

V.Используемая литература ……………………………………………………………..11

VI. Приложение……………………………………………………………………………12-24

I.Введение

Актуальность:

Я считаю, что тема моего исследования интересная и актуальная, так как в школах всех учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, при этом у учащихся, надо заметить, он разный. Таким образом, каждый из учеников имеет индивидуальный характер и склад ума.

Многие ли из нас в состоянии по почерку сказать что-нибудь о себе или своих знакомых? А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга.

Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.

Гипотеза:

Действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?

Цель:

Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4А класса с их характером.

Задачи:

1.Раскрыть понятие графологии.

2.Провести анкетирование письменных работ среди одноклассников.

3.Проанализировать полученную информацию.

4.Провести наблюдение за поведением и характерными чертами учащихся.

Методы исследования:

1.Теоретический (сбор информации, работа с Интернетом, энциклопедиями)

2.Практический (наблюдение, статистический учёт, анкетирование).

Предмет исследования:

Тетради учащихся 4 «А» класса

Объект исследования:

Учащиеся 4 «А» класса

Практическая значимость: результаты исследования помогут понять, как почерк может влиять на характер ученика.

II. Литературный обзор

2.1 Графология – это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.

Графология как наука существует давно. Первая книга, посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно 200 лет спустя к этой теме вернулись во Франции. Понятия об этом предмете возникли в 17 веке, принято считать французского аббата Мишона (1806-1881) основным инициатором образования графологического общества, он сам написал несколько сочинений на эту тему, выпускались первые специальные журналы по графологии. В 1872 году написал книгу «Система графологии» впервые употребив термин «графо»-писать, «логос»-наука. С помощью почерка можно сделать психологический портрет человека. 3

Что даёт графология? Для умелой ориентировки в жизненных ситуациях просто необходимо осознать себя и свои возможности. С этой целью, конечно же, можно пройти психологическое тестирование. Так теперь часто поступают при приёме на работу в различных предприятиях и фирмах. Можно поступить и иначе. Проявив определённую настойчивость и желание, можно достаточно быстро овладеть начальными знаниями графолога. Затем использовать их для осознания своих личностных особенностей. Знание графологии позволяет каждому овладеть простейшими методами анализа почерка и применять их на практике. В первую очередь, лучше узнать самого себя, осознать свои качества и, если в этом есть необходимость, внести определённые изменения в свои действия. В случае приобретения чужих писем, записок, подписи других людей мы можем заглянуть на них и выстроить свои отношения.

По сути, нет ни одной стороны в нашей жизни, где бы графологию нельзя было бы применить с пользой. Её можно применить для коррекции отношений начальника с подчинённым, учителя с учеником. Также используется графология при диагностике спортсменов, в криминалистике, при отборе кандидатов на работу и т.д.

2.2 Характеристика почерка.

Когда ученик испытывает определённое настроение, волнения или другие эмоции, он пишет с более сильным нажимом. Если же человек пишет в большей степени разными почерками, или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, и имеют много друзей и знакомых, а у кого мелкий почерк, этот человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека манера письма меняется, так как меняются обстоятельства жизни и физическое развитие человека. В почерке, как и в поведении, и в речи отражен внутренний мир человека.

Начиная с первого класса, всех учеников преподаватели учат писать аккуратно и одинаково, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. Ко всем учащимся требования одинаковы. С каждым годом у учащихся класса почерк становится все более индивидуальным.

Одинаковые интервалы между словами - это признак стабильности в отношениях с людьми. Меняющиеся или неодинаковые интервалы показывают непостоянство в отношениях с окружающими. Узкий пробел указывает на человека, который чувствует себя комфортно даже в тесном общении. Широкий пробел означает, что ученик большую часть времени предпочитает проводить в одиночестве. А умеренно ровные пробелы -признак зрелости и трезвого ума.

Интервалы между строками тоже несут много информации. Достаточно большой промежуток между строками (такой, чтобы буквы из одной строки не путались с буквами из другой) говорит о внимательности и сознательности человека. Средний интервал свидетельствует организованности и ясности ума. Путающиеся строки - признак неорганизованного мышления и эмоционального и умственного замешательства.

Ширина букв в почерке отражает самовосприятие, отношение к себе. Если сами буквы очень узкие, то такой человек с трудом выражает свои чувства и эмоции. Широкие буквы говорят о привычке с лёгкостью относиться к происходящему, всегда с радостью открывать для себя что - то новое и отсутствие чрезмерной самокритичности.

Почерк крупный говорит о том, что его обладатель легко находит с людьми общий язык.

Мелкий почерк говорит о замкнутости и скрытности человека.

Округлые, закруглённые буквы выдают такое качество характера, как отзывчивость и доброта.

Угловатые буквы - признак эгоистичности.

Сильный нажим свидетельствует об усидчивости, силе воли.

Слабый - неуверенный в себе человек.

Узорный почерк (чёткий, ровный, правильный, линии букв выведены точно, все завитушки и окончания чётко пририсованы) говорит о том, что перед нами обязательный, аккуратный, но несамостоятельный и бесхарактерный человек.

Крупный и размашистый почерк выдаёт натуру энергичную, трудоспособную, общительную. Этот человек умён, но добр и щедр до беспечности, поэтому окружающие активно этим пользуются в своих целях.

Ровные буквы, без излишеств (завитушки, хвостики и т.д) – спокойствие и уравновешенность человека.

Неразборчивым почерк ом обладают исполнительные, пунктуальные люди, но их деятельность мало успешна.

Мелкий почерк свидетельствует о наблюдательности, остром уме, точности в мелочах, хладнокровности и сдержанности. Это тонкие и умные собеседники, обладают чувством юмора. В экстренных случаях они берут инициативу в свои руки, действуют жёстко и эффективно.

Слитный почерк (все буквы связаны между собой) говорит о том, что человек обладает логическим складом ума.

Разрывистый почерк – признак развитой интуиции.

Если буквы расположенные выше строки, обладатель такого почерка романтичен и не видит людских недостатков. Если буквы наползают на строку, а затем сползают вниз, значит, человек практичный, материалист и он удачен в коммерческих целях. Почерк наклонен вправо (более40-45градусов), такой человек обидчив и раним. Влево - почерк говорит о завышенной самооценке, желании быть в центре внимании. Строго вертикальный почерк характерен для лидеров, обладающих сильной волей; такие люди всегда знают, чего хотят.

Переносы могут дать следующую информацию. Человек, который не любит делать переносы и оставляет в конце строки большие пустые поля, он, скорее всего, слишком осторожен, осмотрителен. Строки, заполненные полностью, и при этом присутствует искажение последних букв (что бы уместить в строке), говорит о том, что обладатель такого почерка жаждет сочувствия, любви и понимания. Если строчки письма к концу поднимаются вверх, значит, человек решителен, но для достижения своих целей он не пойдёт «по головам». Этот человек будет честен при реализации задуманного. А в случае, когда строка сползает в конце вниз, то у людей наблюдается апатия, пессимизм, отсутствие инициативы. Неровная по всей длине строчка - признак спокойствия, рассудительности и здравомыслия. Если ученик оставляет по бокам листа большие поля, значит, он щедр, если же узкие – бережлив.

III. Практическая часть.

3.1. Анкетирование.

Как определить по почерку характерные черты ученика?

Почему же настроение человека связано с его почерком? Каковы её причины?

Первым делом я провела опрос в классе у учеников, так как есть девочки и мальчики, которые пишут аккуратно и неаккуратно. Многие ответили, что устаёт рука, торопились, привыкли так писать, не старались (неаккуратный почерк).

Из своих наблюдений, я заметила, что почерк ученика может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других обстоятельств .

Чтобы получше узнать почерк учеников, я составила анкету из шести вопросов, раздала каждому ученику для того, чтобы они ответили на эти вопросы в письменной форме. Таким образом, можно понять стремление к аккуратной прописи у большинство учеников и считают свой почерк разборчивый . (Приложение № 1)

3.2. Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ.

При проведении анализа почерка учащихся 4А класса мне потребовались их тетради, прописи, образцы почерка на чисто белых листах. При проведении исследования мне потребовалось 10 работ учащихся. Анализируя их работы, я получила необходимый результат, который мне дал понять, о чём говорит почерк ученика.

Первое, на что я обратила внимание, связанное с наукой графологии, ясно выражена ширина интервала между словами - один из показателей отношения ученика к своим одноклассникам и окружающим.

Из своих наблюдений я заметила, что почерк ученика может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других обстоятельств. Например, когда ученик испытывает определённое настроение, волнение или другие эмоции, то он пишет с более сильным нажимом.

Если же человек пишет в большей степени разными почерками или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, имеет много друзей и знакомых, а обладатель мелкого почерка - человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека манера письма меняется, так как меняются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении и в речи можно раскрыть его внутренний мир. (Приложение 2) .

При проведении анализа почерка по рабочим тетрадям моих одноклассников я пришла к выводу, что не все пишут аккуратно. Глядя на диаграмму, можно заметить, что в классе большинство учеников пишут аккуратно, средний процент менее аккуратный, всего трое учеников пишут неаккуратно. (Приложение 3)

Характеристика почерка учеников 4А класса:

1. Размер букв: очень маленький (не более 2-3мм)-3балла,

Маленькие-7,

Средние-17,

Крупные (свыше7мм)-20.

2. Наклон букв: влево-2балла,

Лёгкий наклон влево-5,

Прямое написание-10,

Лёгкий наклон вправо-6,

Вправо-14.

3. Форма букв: округлая-9 баллов,

Бесформенная-10,

Угловатая-19.

Прямые-12,

Ползут вниз-1.

5. Сила нажима: лёгкая-8 баллов,

Средняя-15,

Сильная-21.

6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию-11 баллов,

К раздельному-18.

7. Общая оценка: почерк старательный-13 баллов,

Неровный, одни слова читаются легко, другие-с трудом-9,

Неразборчивый, буквы узнаются с трудом-4.

Сложим полученные баллы.

35-51 : такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.

52-63 : в большинстве жизненных ситуаций этот человек не смел и пассивен. По складу ума романтик и философ.

64-75 : обладатель этого почерка решителен, хоть и часто рискует. Несмотря на лёгкий характер, не лишён чувства собственного достоинства.

76-78 : почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.

88-98 : самая распространённая группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществлёнными), смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

99-109 : индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одарённые личности, склонные к творчеству, изобретательству.

110-121 : скорее всего это личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.

Из 16-ти учащихся моего класса от 64-75 баллов набрали 9 учеников. Обладатели такого почерка решительны, хоть и часто пасуют перед опасностью. Несмотря на лёгкий характер, не лишены чувства собственного достоинства.

Четверо учащихся класса набрали от 76-87(Белан С., Долишняк И., Кожемякин М., Кудаярова Э.). Их почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.

Признак почерка

Его значение

Наклон

Вперёд

Назад

Вертикальные

Различные направления

Тёплая, дружелюбная, эмоциональная натура.

Интеллект контролирует эмоции.

Равновесие между умом и сердцем.

Человек подвержен резким сменам настроения.

Строка

Идёт вверх

Идёт вниз

Идёт прямо

Оптимизм.

Пессимизм.

Равновесие.

Поля

Широкие слева

Широкие с право

Широкие на верху и внизу

Расточительность, с которой человек борется.

Щедрость наряду с рассудительностью.

Щедрость, рассудительность, хороший вкус.

Форма букв

Округлённые, мелкие

Округлённые, крупные

Угловатые, мелкие

Угловатые, крупные

Смесь угловатых и округлённых

Человек склонен к сотрудничеству.

Человек не склонен к самоутверждению.

Ум специалиста, терпеливость.

Напористая, честолюбивая натура.

Человек любит удовольствия, комфорт и роскошь.

Нажим

Сильный, мелкий почерк

Сильный, крупный почерк

Лёгкий, мелкий почерк

Лёгкий, крупный почерк

Средний нажим, смесь лёгкого и сильного нажима

Экстраверт, интерес к новому.

Экстраверт, страстный, активный.

Интроверт, дисциплинированный ум.

Интроверт, альтруист.

Амбиверт.

Размер букв

Мелкие, ровные

Крупные, ровные

Средние

Способность к концентрации, сдержанность.

Экспансивность, агрессивный натиск.

Необходимо учитывать другие показатели.

Соединение букв в словах

Раздельные

Слитные

Сочетание того и другого

Человек полагается на интуицию.

Логический ум, вдумчивый анализ.

Человек обладает и логикой, и интуицией.

Трое учениц набрали от 88-98 баллов (Негода К., Опанасенко А., Гардт Д. ) . Это самая распространённая группа. Характерные признаки - честность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществлёнными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора. (Приложение №4)

Процесс анализа:

Вывод:

Таким образом, протестировав учеников 4А класса, я получила разные характеристики почерка ребят. Вследствие чего пришла к выводу, что изучая особенности почерка, можно понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, можно определить и понять личность любого человека.

IV. Выводы.

Я, ученица 4А класса, проанализировала теоретические работы, посвящённые анализу почерка, выяснила, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, самостоятельно исследовала почерк одноклассников и пришла к следующим выводам:

  1. Основы почерка закладываются в детстве.
  2. На чёткость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
  3. У каждого человека свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что я и доказала при исследовании нашего почерка.

Большинство учеников 4А класса считают свой почерк разборчивым и хотели бы, чтобы он стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написания текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно. Красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нём веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, даёт положительный психологический заряд своей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.

Полученные данные мною в моей работе могут использовать учителя, воспитатели для проведения классных часов и внеклассных мероприятиях, кружков и факультетов по предмету.

В дальнейшем я решила продолжить изучать и исследовать графологию и расширять знания по данной теме.

V. Используемая литература:

1.Дороти Сара. Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера. –М,: Вече, АСТ, 1998.-160с.(« Познай себя »).

2.Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.

3.Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.

4.Дудаева Е. Как исправить почерк.

5.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Москва 2000 года.

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

«Социология»

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

О чем расскажет почерк?

Выполнил:

Хацкевич Николай, 11 класс

Научный руководитель:

Бабужапова Номин Будожаповна,

заместитель директора по НМР,

п. Орловский

2012

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11класс

Краткая аннотация

В почерке раскрывается природа человека, его характер. Связь почерка с характером изучает наука графология. Она позволяет определить по почерку человека его ум, силу воли, самооценку, эмоциональность и многое другое.

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннотация

Цель работы: изучить взаимосвязь между почерком и характером человека.

Гипотеза: черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.

Задачи:

- изучитьфизиологическую основу почерка

Исследовать механизм формирования и изменения почерка

Провести графологический анализ почерка экспериментальной группы

Методы исследования:

Анализ литературы.

Пробы почерка экспериментальной группы (5 учащихся)

Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности по опроснику Айзенка (подростковый вариант).

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Научная статья

Графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения, отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Например, мужской почерк , по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк : тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

История возникновения графологии

Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».

А императору Нерону (37–68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер».

НАУКА ГРАФОЛОГИЯ

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.

Статьи по теме: