Особенности семейных отношений в разных странах мира. Конспект урока по орксэ на тему"семья.семейные ценности" Семья в различных культурах презентация

Урок ИКРК «Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях»

Целевая аудитории: обучающиеся 5 класса.

Цель: формирование у детей понятие «семья» и «семейные ценности» в различных религиозных традициях.

  • Конкретизировать обучающимися понятия «семья», «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести обучающихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, уметь работать в группе.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям различных культур.

Методы и приемы: словесные, практические, диагностические.

Основные термины и понятия по теме: семья, семейные ценности, традиции.

Оборудование: компьютерные презентации, проектные работы обучающихся, раздаточный материал, карта Российской Федерации.

Ход урока

Обучающиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми, улыбнемся друг другу и начнем работать. (Слайд 4)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (Семья)

Мотивация.

Учитель: В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?! (Слайд 5)

Калмыцкая сказка «Жить в согласии»

В одной семье было пятеро сыновей. Разница между ними была в год – два. В скором времени они выросли и стали взрослыми. Радовались, на них глядя, родители наказывали им жить в мире и дружбе. Но братья не были послушны, любили они между собой ссориться. Младший не слушался старшего. Самый шаловливый был средний брат. Он первый начинал ссоры.

Однажды отец принес из степи прутья. Мальчики увидели прутья, испугались сильно и подумали: «Ну, достанется нам!»

Позвал отец сыновей. Отдал самому шаловливому сыну – среднему.

Ломай, - приказал отец. Средний сын сломал прутик с легкостью.

Позвал отец младшего сына. Он тоже по приказу отца сломал очень легко прутик. Остальные три сына также сломали по прутику.

А отец взял между тем пять прутьев, связал их воедино. Отдал пучок среднему брату и приказал:

Долго старался мальчик сломать прутья, но напрасно.

Отец хитро засмеялся, глядя на старания среднего сына.

Ни один из сыновей не сломал связанные пять прутьев. Тогда отец произнес следующие слова:

Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не сломит, не победит. А если будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут. А жить в мире и согласии всегда хорошо, не забывайте.

2.1. Обсуждение сказки.

Учитель: Почему ни один из сыновей не сломал связанных пять прутьев.

А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей)

Правильно. Только все вместе мы сильны, если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья – никто вас не победит, а по отдельности вы будете слабы и уязвимы.

3. Определение темы и целей урока

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о семье)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, о православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга и жить дружно. Поэтому у вас на столах лежат связанные пять прутьев, которые символизируют дружную, крепкую семью. Все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной страны.

Запишите тему урока на своих рабочих листах.

Перед вами на столах таблица «Фиксация знаний».

Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать». (Я узнал).

И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме? А в графу «я хочу узнать»?

1.Какую роль семья играет в жизни человека.
2.Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?
3.Настоящая, идеальная семья, какая она?

4. Практическая работа

4.1. Синквейн «Семья» (Слайд 6)

Учитель: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна на слайде.

Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей)

4.2. Кластер «Задачи семьи» (Слайд 7)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей)

Учитель: Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и буддизма семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем

людям), уважение, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи.

(Слайд 8) Учитель: Давайте рассмотрим православные и буддийские семьи. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями и религиозными традициями.

– Начнем с определения семьи. Религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.

– Схожи обязанности членов семьи.

– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.

– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности?

– Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в разных национальностях.

4.3. Работа с первоисточниками. (Слайд 9)

Учитель: Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах тексты из Евангелия, Учения православной церкви и Дхармы, Учение Будды. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте. (Слайд 10)

Христианство.

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь,

почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность.

Буддизм.

Жизнь в буддистской семье полна любви и радости. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается доверием и взаимным уважением. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга и воспитывать своих детей в духе национальных, семейных традиций. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей.

Учитель: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.

Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?

Вывод: Семья – это свято для всех!

5. Проект «Моя семья»

Учитель: Сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях.

(дети представляют проекты)

(Слайд 11) Православные.

Венчание. - Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. До смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Крещение. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставник

Буддийские. / Калмыцкие./

Уважение к старшим. (Слайд 12) У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник». Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем: - когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; - раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился; - когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговоры; - на свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту; - младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос; - пожилым уступали дорогу.

Благопожелание по случаю новоселья. (Слайд 13) Калмыки часто перекочевывали с места на место в поисках хороших пастбищ. Поселившись на новом месте, они обязательно устраивали угощение для пожилых людей, чтобы получить от них благословение. Старики и старухи произносили благопожелания - йорялы:

Живите счастливо на новом месте!

Пусть дом ваш будет подобен дворцу с открытыми дверями,

Чтобы мимо вас не прошел и не проехал никто,

Чтобы всегда у вас были гости

И чтобы всегда было у вас изобилие!

И в наше время соблюдается этот обычай. Когда семья вселяется в новую квартиру, в новый дом устраивают угощения, приглашают всех близких и слушают благопожелания друзей.

Родильный обряд калмыков. (Слайд 14) Рождение детей – огромное событие в семье, а особенно если это мальчик. У калмыков существовал следующий обычай: при рождении мальчика одна из женщин выходила и громко объявляла имя отца. У отца и всех присутствующих мужчин снимали шапки. За шапки платили выкуп, который шел в пользу женщин, помогавших роженице. При рождении мальчика варили заднюю ногу барана, затем тщательно отделяли от мяса большую берцовую кость и прятали в сундук. Она принадлежала родившемуся мальчику. Наречение имени. Имя новорожденному давали в кругу семьи или же приглашали из хурула зурхачи (астролог), родители у кого часто умирали дети, нарекали их именами-оберегами (именами разных животных, именами других народов).

6. Работа в группе.

Составление схемы «Моя семья»(Слайд 16) Учитель: Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты, рассказали о традициях, обрядах, ценностях ваших семей.

Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на столе.

Список №1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2.Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3.Жалеем, заботимся, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим, сочувствуем.

Список №4.Поддержка, злоба, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.«Согласную семью и горе не берет» «Семья в куче – не страшна и туча»

«На что клад, когда в семье лад».

7. Рефлексия (Слайд 17)

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи - связанные пять прутьев. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, не развязывайте связку. Если урок вам не понравился – развяжите. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

Учитель: Ребята, давайте возьмем наши связки прутиков - символы в руки. Чувствуете, какие они крепкие? Вот так и семья, должна быть крепкой, дружной. Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья, семейные ценности и национальные традиции. Нет национальных традиций, языка - нет национальности. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы.

Учитель: А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом. Прикрепите свои домики на карту Российской Федерации.

Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились крепкие, дружные в них живут любовь и понимание. Ведь крепкая семья – это сильная страна

8. Домашнее задание

Учитель: Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите! Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.

Слайд 1

«Семья в современном обществе»
Выполнил: учащийся 10 класса Дивеев Денис Руководитель: учитель технологии Кормышова Н.И.
Сампур 2016

Слайд 2

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Феликс Адлер, американский педагог

Слайд 3

Цель: Проанализировать изменение семейных ценностей в современном обществе.

Слайд 4

Задачи: изучить отношение к браку и семье в прошлом и настоящем; рассмотреть роль семьи в жизни и развитии современного общества; выяснить, каково отношение современной молодёжи к семье через анализ данных социального опроса среди учащихся 9-11 классов.

Слайд 5

Актуальность обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения учащихся к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ. Залог процветающего общества – счастливая семья, а семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Слайд 6

Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства. В семье рождались и воспитывались до 10-12 детей, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма. Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим.
У истоков семьи…

Слайд 7

Что же произошло со всеми этими функциями теперь? Как трансформировались семейные ценности у современной молодежи?

Слайд 8

Репродуктивная функция Самая важная функция семьи - воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

Слайд 9

К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии - 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет.
Другая сторона проблемы рождаемости - внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет - почти половина.

Слайд 10

Она не может быть заменена никаким другим институтом. Но к сожалению воспитательная роль семьи снижается. Обусловлено это происходящими в семье переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.
Воспитательная функция

Слайд 11

Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один.
Хозяйственная функция

Слайд 12

Восстановительная функция
Важное значение в жизни каждого человека имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Слайд 13

Один из важнейших показателей качества семейного союза - уровень и качество межличностных отношений супругов.
Межличностные отношения супругов в семье
С целью выяснить отношение современной молодёжи к семье был проведен социологический опрос учащихся 9-11 классов.

Слайд 14

№1. В каком возрасте лучше создавать семью?

Слайд 15

№2. Обязательно ли регистрировать брак?

Урок ОДНКНР "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"

Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.

Цели:

    Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.

    Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

    Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми улыбнемся друг другу и начнем работать.

Мотивация.
– В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?!
Просмотр сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

–Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. В семье точно так же. Все связаны друг с другом. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы, уязвимы и на самом деле, несчастны.

2.2. Определение темы и целей урока

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

( о семье)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, в православии, исламе и буддизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга. Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и любимой нами страны.

Запишите тему урока на своих рабочих листах.

- Перед вами на столах лежат таблица «Фиксация знаний»

Заполните первый и второй столбцы. «Я знаю», «Я хочу узнать»

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

И так, что же вы записали в графу «знаю» по данной теме???

А в графу «я хочу узнать»???

    Какую роль семья играет в жизни человека.

    Совпадают ли представления о семье и семейных ценностях в разных религиях?

    Настоящая, идеальная семья, какая она?

2.3. Синквейн «Семья»
-
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте в своих рабочих листах синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.

( ответы детей)
- Для чего же человеку нужна семья???
( ответы детей)

Кластер «Задачи семьи» - Молодцы, а теперь давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верные и запишите в свои рабочие листы.
Пожалуйста, ваши ответы.
( ответы детей)





– Очень хорошо. Вот мы и определили задачи семьи.
Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.


–Обратите внимание на сходство определения семьи в этих религиях.
–.
Все три религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

И я предлагаю вам сейчас выяснить, совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиозных культурах?!

Для этого я прошу помощи у наших экспертов, т.е. тех ребят, которые заранее получили задание, рассмотреть как относятся к семье люди православные, люди, которые исповедуют ислам и люди, которые исповедуют буддизм.

А все остальные ребята, по ходу выступления наших экспертов, в своих рабочих листах запишите в таблицу основные ценности семейной жизни в представленных религиях. Вы также можете пользоваться выдержками из Евангелия, Учения православной церкви, Сунны Пророка Мухаммеда и Учения Будды о семье, которые лежат у вас на партах.

Семья в православной культуре .

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие . Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

- Спасибо за ваше выступление, Молодцы!!!

Совпадают ли представления о семейных ценностях в этих религиях? Давайте сравним.
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
- Ребята, какой же мы можем из этого сделать вывод???

Вывод: Семья – это свято для всех!

Физминутка

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»


- Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. У вас на парте есть домик вашей семьи. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

Список №1 .
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2 .
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3 .
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»

Давайте посмотрим, какая же у вас семья???

Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

А сейчас вернемся к таблице, которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.

Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока???

Рефлексия
- У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. И они выбраны нами не случайно
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

(клип "Гимн семье")

Домашнее задание
Вы хорошо потрудились, хочу отметить самых активных учащихся – это_________________________________________________ Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи.

для учащихся старших классов

общеобразовательных школ

“Этика и психология семейной жизни”

№№ разделов

Разделы и темы

10-й класс

Семья в свете духовно-нравственых

и культурных традиций общества

1. Семья в различных культурах

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре

Личность и семья

1. Психология личности

2. Роль семьи в воспитании личности

Особенности межличностных отношений юношества

1. Психология межличностных отношений

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

3. Культура воздержания

4. О товариществе и дружбе

5. Любовь как высшее человеческое чувство

Брак и семья

1. Что такое готовность к браку

2. Здоровье супругов и будущего потомства

3. Семья и ее функции

4. Особенности молодой семьи

11-й класс

Основные ценности семьи

1. Нравственный климат семьи

2. Воспитание трудом

3. Семейный досуг

4. Потребности и бюджет семьи

5. Эстетика быта

6. Причины и последствия разлада семейных отношений

Семья и дети

1. Незаменимость семьи в воспитании детей

2. Эгоизм детей

3. Типичные недостатки семейного воспитания

10-й КЛАСС

Введение

Раздел первый

СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА

1. Семья в различных культурах.

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре .

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Народные традиции русской православной семьи.

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.

Раздел второй

ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ

1. Психология личности.

Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.

Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.

Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.

2. Роль семьи в воспитании личности .

Важнейшая задача семьи -формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

«Традиции семьи» - За что вы любите своих родных? Проблемный вопрос. Анкетирование. Рауты Русские балы. Званые обеды Семейные чаепития. Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Проблемные вопросы должны быть. Ценности по наблюдениям социологов. Выбрать нужный ответ. Праздники. «Мне более всего жаль традицию вечернего семейного чаепития.

«Семья и школа» - 1. Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса. Уровень воспитанности класса. «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. Атмосфера и традиции класса. Этапы родительского собрания. Эпиграф. Принципы. Динамика роста участия родителей в делах класса и школы. Цель.

«Школьная семья» - Проблема: «Мой класс – моя крепость»? Школьная семья. Что такое школьная семья? Функции школьной семьи. Для чего человеку семья? Моя семья. Почему семья часто ассоциируется с веником или сжатым кулаком? Почему? Ваш одноклассник не принимает участия в классных мероприятиях. Наш класс является школьной семьей?

«Семья родители и дети» - Презентация родительского собрания в 6 классе. Поэтому я предлагаю работать под девизом «Давай никогда не ссориться!». Что такое счастье? Актуальность. «Давай никогда не ссориться!». Анкетирование родителей, детей. Когда вы говорили хорошие, приятные слова? Молодым умом Посягать науки На пути земном.

«Семья как малая группа» - Общество. Семья как малая группа. Сотрудничество. Развитие. Сочинение «Моя семья». Конфликт. Поддержка. Если совпадают. Потомство. Для чего создают семью? Любовь. Если не совпадают. Забота. Условия для создания семьи: Общие ценности, интересы. Проблема «отцов» и «детей». Понимание. Что объединяет семью?

«Семья и детский сад» - Играют взрослые и дети! Мастер – класс от родителей! Мастер - класс для родителей. Работа с тканью. Работа с солёным тестом. Познавательная игра с родителями, «Какие мы – дети и взрослые». «Папа, мама, я - спортивная семья». Весёлые старты! Сказки в исполнении родителей и детей. Радуют своим присутствием не только родители, но и бабушки.

Статьи по теме: