Основные приемы вин чунь урок. Вин-Чун: максимум из минимума

Вин-Чунь — китайская школа ушу название которой можно наиболее точно перевести как «Вечная весна».

Вин Чунь - по своему уникальный вид единоборства, органично сочетающий рациональную технику с четко выстроенной теорией.

Для этого стиля характерно ведение ближнего контактного боя, где используются быстрые удары и плотная защита в комбинации с достаточно подвижной стойкой.

Традиционно происхождение стиля связывают с находившимся в провинции Фуцзянь монастырём Южный Шаолинь. Существует несколько версий появления этого стиля. Согласно одной версии, стиль преподавался жителям близлежащих деревень настоятелем Южного Шаолиня Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики.

Исходя из другой легенды стиль был создан пятью мастерами этого монастыря, которые разработали его в Зале Восхваления Весны. Легенда номер три гласит, что стиль создала женщина Янь Юнчунь то ли на основе учения отца(бывшего южношаолинского послушника), то ли исходя из науки монахини Умэй. Однако в первой трети ХХ века были проведены исследования, результатом которых стало опровержение существования Южного Шаолиня, как такового. А все перечисленные персонажи не более, чем вымысел.

Более-менее достоверно историю стиля можно проследить лишь с конца XVIII века.

Распространение Вин-Чунь по миру

Распространителями его стали актёры бродячей труппы «Красная джонка». Стиль странствовал вместе с актерами труппы и в первые десятилетия XIX века его изучали разные люди во всех концах провинции Гвандунь. Стиль использовался всеми слоями населения.

В середине XIX века два актера труппы покинули театр и переехали в город Фошань. Здесь они обучили вин-чуню аптекаря Лян Цзаня. А он, в свою очередь, стал победителем во многих боях и стал известен как «король винчуня». Он частным порядком обучал в своей аптеке желающих постич данный стиль. Оставив свой бизнес и вернувшись в свою родную деревню Лян Цзань обучил своему стилю многих своих односельчан. Именно Фошань стала родиной наиболее известной на сегодня версия юнчунь.

Им Ман первый известный мастер Вин-Чунь

Самым известным из выходцев фошанской школы является Е Вэнь, более известный как Ип Ман.

Начиная с 1949 года и до самой своей смерти Ип Ман преподавал в Гонконге юнчунь, подготовив огромное множество известных сегодня мастеров и просто бойцов. На сегодня в Гонконге существует множество секций винчунь, где преимущественно преподают ученики Ип Мана.

Но вместе с тем также много секций, где преподают представители других направлений Вин Чунь. Наверное, наиболее известным на Западе учеником Патриарха Вин Чуня является Ли Сяо Лун, более известный нам как Брюс Ли. Патриарх Ип Ман закономерно считается основателем современного вин чунь. И дело даже не в том, что большинство современных ветвей этого стиля восходят или к нему, или к его ученикам. Личный вклад этого человека в развитие стиля переоценить невозможно.

Фактически Ип Ман это прежде всего человек, выведшим вин чунь из тени и показавшим миру его силу и красоту.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет свою историю с 1939 года, когда легендарный китайский мастер Жуань Цзиюнь, приехал в Ханой по просьбе Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме.

На сегодняшний день существует множество ветвей стиля вин чунь, ниже некоторые из них:

    Кулак вечной весны Ип Мана.

    Кулак вечной весны провинции Фуцзянь.

    Кулак вечной весны Фэн Шаоцина.

    Кулак восхваления весны рук Будды.

    Кулак восхваления весны деревни Гулао.

    Малайский вэнчунькуэн.

    Кулак восхваления весны Юго-Восточной Азии.

    Вьетнамский винчунькуэн.

    А также стили различных семей.

Стиль боя Вин-Чунь

Система боя вин чунь кунг-фу это во многом уникальное боевое искусство. В вин чунь сочетается очень агрессивная манера ведения схватки с мягкостью, рассчитанная на пресечение боя в минимальные сроки, Также вин чунь характеризуется виртуозной техникой боя на средней и ближней дистанциях.

Как известно, в ударных стилях средняя дистанция является наиболее опасной, т. к. на этой дистанции крайне тяжело защищаться от ударов противника. В каратэ, боксе, кикбоксинге, и в многих других стилях кунг-фу боец задерживается на средней дистанции не дольше, чем это нужно для проведения быстрой комбинации, рубки или размена ударами. После этого проводиться уход на дальнюю дистанцию или клинч.

Не стоит забывать, что клинч, как правило, ведёт к переходу в партер, что является опасным в реальном поединке, особенно с представителями борцовских стилей.

Техника боя Вин-Чунь

Вин чунь кунг фу обладает особенной техникой боя, дающей возможность обезопасить себя на этой предельно опасной дистанции. Для техники боя в вин чунь характерен принцип одновременного использования обеих рук приводящих к сковывание рук противника с одновременной атакой.

Видео: Где и как работает вин чун?

В технике кунг фу вин чунь практически отсутствуют пассивные способы защиты. Любая защита одновременно является и нападением, что экономит время и не позволяет сопернику перехватить инициативу, навязывая ему способ боя, выгодный вам. Для большинства ударных стилей, как то бокс, каратэ, кикбоксинг и других боевых искусств характерны периодические размены ударами. Результат таких разменов довольно сложно предсказать т.к. часто выигрывает противник, обладающий более высокой скоростью, большей силой, большое значение имеет случай.

Техника вин чунь позволяет уклоняться от разменов ударами и рубки. На первый план выходит используемая техника, а не принцип «кто быстрее и сильнее, тот и победил». Как следствие, это помогает побеждать более сильных, быстрых и крупных соперников.

Техника ударов

Стоит обратить особое внимание на технику проведения ударов в вин чунь. Она отличается от общепринятой для ударных стилей. Все удары подобраны с использованием принципа экономии энергии и достигают цели по кратчайшей траектории, что в свою очередь позволяет опережать действия противника. Атака обычно проводится по уже обездвиженному противнику когда он не способен эффективно ответить.

При передвижениях и ударах используется принцип захвата центральной линии, что способствует правильному распределению сил. Косвенным образом это приводит к постоянному прессингу и выведению противника из равновесия, зачастую даже без специальных захватов и рывков.

Цель создания Вин-Чунь

Техника и базовые принципы вин чунь построены на учении о гармонии Инь-янь. Вин чунь — это, в первую очередь, система самообороны, нацеленная на максимально быстрое пресечение боя. В вин чунь используются приемы боя, запрещенные в чисто спортивных дисциплинах, такие как удары в горло, пах, глаза, по болевым точкам, захваты и изломы мелких суставов и костей и т.п.

Поэтому техника вин чунь не эффективна в спортивных поединках, так как теряется его основная направленность и потенциал. При тренировке адептами вин чунь большое внимание уделяется работе с захватами, ударам ребром ладони и пальцами и т.п. При использовании защитных средств как то боксерские перчатки, накладки, бинтования рук использование большинства техник вин чунь становится невозможным.

Использование поединков, в которых действуют спортивные правила можно использовать разве что в тренировочных целях.

Что развивает Вин-Чунь

Отличительной чертой тренировки в вин чунь является Чи Сао - набор упражнений проводимых в паре и помогающих развить и отточить изучаемые теории и техники. Чи Сао развивает реакцию, чувствительность и координацию, учит правильно применять собственную силу, справляться с превосходящей физической силой противника и использовать преимущества возможной короткой и средней дистанции.

Видео: Бой вин чун в полный контакт

Доброго времени суток, Бойцы! Всем ли известна такая система боя, как Вин-Чун? Поговорим о её достоинствах, небольших недостатках, и на что следует обратить внимание, чтобы извлечь максимальную выгоду из практики этой школы.

Неизвестно как возникшая, имея крайне интересную историю, вин-чун в наш век пытаются запихать в рамки спорта, но происходит это, к счастью, с некоторыми затруднениями, в силу специфики решаемых её задач, её арсенала и нарабатываемых ею навыков.



Убери воздействия пальцами по уязвимым зонам – и образуется пустота. Перестань метить по уязвимым зонам, придётся бить в более защищённые. И что останется от системы? Чи-сао и простейший прямой. И превратится вин-чун в другую систему: спортивную и беззубую.

Система вин-чун до сих пор является самой популярной школой ближнего боя: при её достоинствах, недостатки не такие уж существенные. И которые достаточно легко ликвидируются, при условии, что это действительно, недостатки системы, а не недопонимание занимающегося. Здесь я привожу одну небольшую статью со своими вставками, так сказать, моим личным мнением, которое у других может быть своё. И небольшими рекомендациями, которые могут неплохо повысить мастерство бойца, но не за счёт дополнений техник из других единоборств, а действуя в рамках системы. Сначала, в рамочках, идут выдержки из статьи, потом я излагаю свои соображения по тем или иным аспектам вин-чун.

Практикующий. Отдав стилю вин-чун одиннадцать лет своей жизни, я могу теперь спокойно рассуждать о том, что в вин-чун есть и чего ему не хватает. К сожалению, многие люди, начиная заниматься различными боевыми искусствами, возлагают на них слишком большие надежды, не замечая специфики и задачи, которые должен решать стиль, вследствие чего, часто идёт разочарование в выбранной школе боя.

Теперь, конкретнее о вин-чуне. Конек стиля – ближний бой, техника захватов и «раздергивания рук», а так же методы контроля. Основной минус, это отсутствие одиночных акцентированных действий типа «удары». Ставка идет на точность, скорость и количество. По теории стиля лучше ударить несколько раз, так как это будет создавать «кумулятивный» эффект, то есть накопление и суммирование воздействия.

Именно детальная проработка вскрытия центральной линии является сильной стороной этого стиля. Что-же касается методов контроля, то тут я не совсем согласен, что чи-сао так уж хорошо нарабатывает способность к контролю рук противника: в том же тай-чи, унибос, багуа-чжан или это ставится не в пример лучше.

Дело в том, что в некоторых направлениях вин-чун в чи-сао отсутствует элемент неожиданности, оно напоминает каратэобразное ката, в котором все движения выполняются только так, а не иначе, вследствие чего, у начинающих изучать его, после первых же тренировок, мозг адаптируется и просто-напросто спит «по-ходу» отработки упражнения.

Делу несколько может помочь проведение неожиданных атакующих воздействий во время отработки этого упражнения, но всё равно, эффективность можно увеличить многократно. Для этого достаточно в вин-чун при отработке чи-сао, начать отрабатывать необусловленный контакт-контроль конечностей противника. «Необусловленный» - это значит, что противник-напарник сам должен решать, какое движение ему сделать в конкретный момент времени. И чем эти движения будут разнообразнее, тем лучше, в результате чего, напарник всё время будет вынужден находится в состоянии концентрации на упражнении.

Далее. Да, в вин-чун есть требование проводить несколько атак в одну зону. Тут создатель системы абсолютно прав: это особенность человеческого тела — после первого пропущенного удара, атакуемая зона расслабляется, порой, в несколько раз, и её становится легче пробить. Что же касается, отсутствия одиночных акцентированных воздействий, то тут автор не совсем прав: они существуют, но исполняются вместе с захватами. Да и если противник упал, вследствие его проведения, то зачем уже работать серией? Разве что, вспомнив выражение: «Лежачего не бьют, но здорово пинают», добавить ногой пару раз.

Практикующий. Но как быть, если противников несколько, и мы не можем «застревать» на каждом. В такой ситуации, мы не можем тратить больше одного удара на каждого.

Данная проблема в вин чун решается просто: достаточно сломать стереотип, что серией нужно работать исключительно по одному нападающему. Иначе говоря, серия ударов проводится, но по разным противникам.

Отсюда, на тренировках нужно уделять время на проработку серийных действий не по одной точке, а в круговую. И расположенным не только на разных высотах, но и расстояниях от исполнителя. Кроме этого, учесть ещё и то, что сами связки должны быть «гибкими»: т.е, после какого-то удара, нужно уметь нанести любой другой, ориентируясь по сложившейся ситуации. Пройдя такой тренинг, человек будет работать по классике вин-чун, т.е, сериями, но сможет без проблем, наносить удары, входящие в них, по любому противнику.

Другое дело, что с моей точки зрения, вин-чун несколько жестковата, поскольку в ней маловато способов усиления движений, в том числе и атакующих. Отсюда, и трудности с быстрым проведением ударов в связках по всем направлениям.

Практикующий. И тут начинаются проблемы, если бить не на «вынос». Из этой ситуации я сначала пытался выходить с помощью локтей, но для локтя нужно сильно сблизиться с противником. Пару раз меня схватили за одежду и повалили. После этого я решил, что акцентированный удар нужен. Их я позаимствовал из . Разумеется, добавил и физический тренинг. Это – обычные отжимания и отжимания с хлопками. Еще одно интересное упражнение с . Гантели берем за гриф (я использовал разборные гантели и выставлял на них четыре кг). Руки вытягиваем перед собой (гантели параллельны полу) и делаем «ножницы». Я думаю, все помнят это упражнение по урокам физкультуры. Для тех, кто не помнит: вытягиваем руки перед собой и попеременно скрещиваем одну, над другой. Выполняем упражнение три минуты. После этого, разворачиваем гантели перпендикулярно полу, и опять выполняем упражнение. Упражнение выполняется до утомления.

Так же хорошо кидать от груди набивной мяч, если мяча нет, можно найти камни и покидать их. Если есть возможность поколоть дрова, обязательно воспользуйтесь. Отличное упражнение. К тому же хорошо расслабляет нервную систему. Аналогом может служить работа кувалдой по покрышке грузового автомобиля. Так же рекомендую работу с эспандером, он, кажется, называется «эспандер лыжника». Зацепили эспандер, и работаем удары, зажав ручки в кулаках. Хорошо работать с утяжелителями. Я не брал больше 500 грамм, так как можно повредить локти. И последнее упражнение, его я позаимствовал у бойцов стиля киокушинкай. Оно выполняется с партнером: партнер становится сзади, берет пояс от кимоно за оба конца, набрасывает середину Вам на область талии и слегка натягивает. Партнер должен стоять в устойчивой позиции. Вы наносите удар с шагом, так, чтобы удалось сдвинуть партнера. То есть, чтоб Вам удалось протащить его за собой.

Обратите внимание, что человек решил, что «необходим акцентирировнный удар». То есть, это его личное мнение, основываясь на котором, он в будущем может быть создаст своё направление вин-чун, в котором ставка будет на одно поставленное атакующее действие. Другой человек может прийти к другим выводам и решениям, и так будет во все времена, только вот люди не понимают, что это, скажем так, будет их индивидуальный стиль вин-чун, подходящий исключительно под них.

Если же говорить про удар «на вынос», то это решительно непонятный мне момент: почему в него так все вцепились? Наверно, подсознательная установка, что «русский богатырь два раза не бьёт», а значит, необходимо добиться того, чтобы противник «высекался» с первого же раза. Ведь считается, что удары «на вынос» очень сильны. А если серьёзно, то зачем ставить такие времяёмкие в изучении, движения, да ещё и с вероятностью потерять равновесие? Ведь существуют многочисленные публикации с перечислением уязвимых зон тела.

И я не пойму, почему по ним не работают, а стараются тут же долбануть кулаком «куда-ни-попадя», а потом ещё и жалуются, что кисть повредили! Сплошь и рядом в вин-чуне идёт работа пальцами, коленями и локтями: во всяком случае, кулачных моментов там маловато. Сами их нарабатывают по всем известным трём зонам, повторять которые уже просто не хочется. Так нет же! Щёлкнуть пальцами по глазам и спокойно удалиться пока противник промаргивается, считается на по-мужски, а вот устраивать возню с обычными прямыми «боксёрскими», которые очень часто не поставлены - это в порядке вещей!

Я хочу сказать следующее: в вин-чуне потому и нет ничего такого, что в этой системе другой подход к вопросу достижения победы. Не бороться - её цель, выясняя, кто сильнее, техничнее и быстрее, а быстрое поражение атакующего путём «запирания» его конечности или её отвод в сторону с одновременной контратакой ударами по уязвимой зоне.

Мне просто кажется, что люди просто-напросто боятся работать по таким зонам, а потому, не отрабатывают на тренировках действия по ним, в результате чего эффективность системы резко падает. И получается следующий парадокс: человек ищет боевую систему, а найдя таковую, тут же её «начинает совершенствовать», выкидывая всё самое эффективное, поскольку считает, что так работать жестоко и негуманно.

Пытаясь решить эту проблему, они начинают модернизировать систему различными добавлениями, которых, как они считают, не хватает системе, и обычно, это попытки поставить прямой боксёрский «на вынос».

Практикующий. Второй минус вин-чун заключается в том, что там маловато , а так же в том, что уровень их проведения не выше колена. Для расширения арсенала часть их я позаимствовал из савата, а часть – из таеквондо. Уровень ударов при этом поднял до пояса.

Технику описывать не буду, а только дам несколько рекомендаций. Для укрепления ног я использовал обычный бег, бег по лестнице и бег в горку. Так же хорош «гусиный шаг». Если тепло, и где-то поблизости есть водоем, то – бег по колено в воде. Если водоема нет, но есть песок, то бег по песку. Зимой, если есть снег, то – по снегу.

Для развития силы удара ногой я использовал статику, то есть фиксировал удар на том уровне, на каком хотел нанести удар, и старался удерживать ногу в таком положении максимальное время. Либо, делал это упражнение медленно, максимальное количество раз. И, конечно, отрабатывал движения с утяжелителями. Утяжелители продаются в любых спортивных магазинах

Нормально, плюс системы превратить в минус. Зачем спрашивается насыщать систему дополнительными приёмами, если они все равно, никогда не будут отработаны в должной степени? Да, удары по ногам противника наносятся максимум «в живот», но этого более, чем достаточно. Основные цели здесь - это колени и потому, что они являются уязвимыми, но работать по ним не хотят, наверно, боятся закона, в отличии от нападающих, для которых закон «до лампочки».

Огромным плюсом вин-чун является его простота, так и незачем всё усложнять, ведь залог боевого успеха системы в сверхкачественной отработке техники, а не в её количестве. И абсолютно незачем насыщать систему высокими действиями ног, ведь это автоматически потребует от занимающегося наличия растяжки, что тут же исключает из рядов поклонником пожилых людей, да и время на освоение вин-чун многократно возрастает.

Практикующий. Наконец, третий минус вин-чун, это плохо проработанный раздел борьбы в стойке и в партере. Из этой ситуации я вышел с помощью изучения дзю-дзюцу и самбо. Также, я обратил внимание на методики выведения из равновесия, используемые в стиле Кадочникова.

Для укрепления кистевого хвата я использовал вис на перекладине, отжимания от пола на пальцах, «толкание» стены (это изометрическое упражнение). Для выполнения этого упражнения подходите к стене, упираетесь в нее руками и пытаетесь «сдвинуть». При этом напрягаете все мышцы тела, но не более чем на пятнадцать секунд. И последнее упражнение: из мешковины шьете мешочки, размером 40х40см заполняете их грецкими орехами или керамзитом (керамзит более дешевый вариант). Для увеличения/снижения веса мешочки досыпаете/высыпаете песок. Мешочки подбрасываете и ловите, используя укладку «тигриные когти».

Тут я согласен - в партере бойцы стиля работать не умеют. Они своими действиями просто стараются не доводить до этого;) Другое дело, что мне не понадобилось одиннадцать лет тренировок по вин-чун, чтобы это понять, хе-хе.

Иначе говоря, человек одиннадцать лет изучал не вин-чун, нет. Он изучал пять систем: бокс, самбо, дзю-дзюцу, саватт и тэквандо. Соответственно, и тренировочное время у него делилось поровну между этими системами. А вин-чун просто считал основной своей системой. Конечно, в целях понимания основного стиля, которым занимаешься, крайне желательно посещать и другие секции, но не для того, чтобы изучать их столь же тщательно, как основную систему боя, а для того, чтобы просто быть «в курсе», да и спарринги с представителями других школ боя, крайне полезны в целях приспособления изученных движений под иные атакующие движения, а также чтобы научится учитывать параметры противников.

Вот например, такая всем известная система боя, как тайский бокс или . Ведь примитивная донельзя. И в партере биться не умеют, и против нескольких, потому что она спортивная система, но никому и в голову не приходит, что её необходимо дополнительно насытить какими-то приёмами. А всё почему? Потому что они не гонятся за количеством приёмов, а работают «на качество» их, результате чего тайские боксеры и считаются сейчас весьма опасными противниками…

Практикующий. Приведенные мною методики тренировок помогли мне в свое время ускорить прогресс в практике стиля. Кончено, многие скажут, зачем ноги или борьба, если я все сделаю с помощью рук. На одном из семинаров Дерека Вернона (грэндмастер по вин-чун из Великобритании) он долго мне объяснял, что ноги и борьба не нужны в Вин Чуне. На что я резонно возразил: «Но я же не мастер, и я их использую» он же ответил: «Так становись им!».

Конечно, стать мастером хорошо, но порой драться приходится, пока ты еще не стал мастером. И даже после одиннадцати лет практики, когда я уже могу сказать что, что-то начал понимать в вин-чуне все кажется мне не таким однозначным. Поэтому, обратите внимание на эти моменты сейчас. Удачи вам на Пути.

Плюсы вин-чун. Минимум техники при высокой эффективности, если соблюдаются некоторые правила. Хорошо проработанная методика при работе «лицом к лицу». Уделено внимание развитию чувствительности, что редкость в наше время. Это одна из немногих боевых систем Китая, которая ещё может «завалить». Компактная, практичная, простая, абсолютно непохожее на то ушу Китая, что сейчас распространено со своими вычурными движениями. По уровню отработки движений, напоминает каратэ, только в компактном исполнении.

Огромным плюсом вин-чун является совмещение защитных действий с атакующими. В чём тут «фишка»? Многие наблюдали в фильмах различного рода перестрелки, когда кто-то, высунувшись из-за прикрытия, несколько раз стреляет в направлении противника, и тут же прячется обратно. После этого, уже высовывается противник и в ответ выпускает обойму, и тоже прячется. И так по очереди.

Точно такое же явление наблюдается и в боевых искусствах: человек наносит удар и переходит в защиту (прячется). В свою очередь, противник делает тоже самое и тоже уходит в защиту. И какой тут смысл? Бессмысленный обмен ударами, которые блокируются: тоже самое, что и перестрелка - чего стрелять, если противник укрылся за какой-нибудь стеной?

Вот как раз, принцип одновременного проведения защит и атак и ликвидирует эту глупость. Захват не даёт противнику уйти в защиту, а кроме того, дополнительно придаётся сила атакующему движению за счёт использования дополнительного источника опоры.

Быстрые уходы с линии атаки сочетаются с ответными контратакующими действиями, в основном прямолинейного характера. Поскольку, после защиты, человек часто выходит на близкую дистанцию, он может использовать удары «короткого рычага» — локтями и коленями.

Ушу – это классическое китайское боевое искусство, которое объединяет в себе сотню различных стилей. Один из них – вин чун, который был создан настоятелем шаолиньского монастыря Чжишанем. Он объединил простые, но очень эффективные комплексы, помогающие максимально быстро обезвредить противника, используя его собственную силу против него самого. Странствующим монахам знания по самозащите были просто необходимы, боевой стиль оттачивался в походных условиях и рассчитывался не на красоту внешней формы, а на эффективное практическое применение. В видео вин чун демонстрирует представитель Федерации шаолиньского ушу Юнчунцюань Олег Радионов. Уроки Вин Чун включают в себя обучение базовым стойкам и классическим комбинациям. Уникальность этого стиля ушу состоит в том, что при небольшом количестве техник он полностью направлен на поединок. Здесь не будет ни одного лишнего движения. Мастерство вин чун передавалось из поколения в поколения и оттачивалось в течение всей жизни ученика. Монах Чжишанем обучил своему стилю мирскую девушку Су Саньмэй – талантливую актрису и известного мастера боевых искусств того времени. Су Саньмэй проводила исследования, развивая и дополняя вин чун техниками из своего практического опыта. Благодаря кропотливой работе адептов, стиль вин чун существует уже более трех веков. А познакомиться с ним вы можете посмотрев видео уроки вин чун на нашем сайте.

Загляните ещë сюда:


Базовая техника Вин Чунь

Важнейшей составляющей частью любого стиля боевого единоборства явлется базовая техника. Это фундамент на котором впоследствии будет строится весь технический арсенал школы.

Освоение базовой техники Вин Чунь начинается с изучения стоек, позиций и способов передвижений.

Под понятием «стойка» подразумевается положение ног в целом, от ступней до бедер. Когда же говорят о позиции - то речь, как правило, идет о наложении всех частей тела. Позиция - это состояние равновесия между фазой атаки и обороны.

Сущность каждой позиции - быть всегда готовым к изменению ситуации. В любой позиции боец должен иметь возможность включить в удар все тело, а так же быстро перейти в другую позицию. При этом необходимо сохранять устойчивость, так как потеря равновесия очень часто приводит к падению и, как следствие, к поражению в поединке.

Первой стойкой, изучаемой в стиле Вин Чунь является фронтальная стойка «Ицзи ким ен ма» (рис.2). Это тренировочная стойка, которая используется во всех парных упражнениях и при отработке формальной техники.

Для фронтальной стойки характерно равномерное распределение веса тела на обе ноги. Колени немного согнуты и направлены внутрь. Наложение стоп напоминает форму треугольника - носки внутрь, пятки врозь.

Расстояние между серединами стоп 35-40 см, таз немного подан вперед, бедра слегка напряжены. Туловище выпрямлено, голова располагается на одной линии с туловищем. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак и располагаются возле подмышек.

Для правильного принятия фронтальной стойки необходимо из естественной стойки (стопы вместе, ноги выпрямлены, руки опущены) сжать кисти в кулак и подтянуть их к подмышкам, сгибая руки в локтевых суставах. Далее следует развести стопы носками врозь на 30° от первоначального положения, после чего, сгибая ноги в коленях развести пятки врозь. При этом носки будут направлены внутрь (рис.3).

После принятия стойки необходимо минут пять-семь оставаться в ней для того, чтобы привыкнуть к данному положению всего тела. В последствии время пребывания во фронтальной стойке необходимо довести до получаса. Цель данного упражнения выработать правильную структуру и укрепить мышцы, связки и суставы нижних конечностей.

Одновременное изучением «Ицзи ким ен ма» отрабатываются повороты в стороны на месте. Данное упражнение вырабатывает умение уклонятся от атак противника, используя минимум сил и времени. Так же поворот служит импульсом для создания дополнительного усилия, которое увеличивает силу удара рукой.

Приняв фронтальную позицию, поверните левую стопу влево. При этом вес тела переносится на правую ногу, а туловище поворачивается налево. Следите за тем, что бы во время поворота расстояние между коленями не изменялось. Таким образом тренируется навык защиты паха от ударов ногой в эту область. Выполнив поворот, вы приняли боковую фронтальную стойку. Теперь повернитесь направо и примите исходную фронтальную стойку. Выполните аналогичный поворот направо, при этом левая стопа остается неподвижной, в то время как правая поворачивается направо. В конечном положении обе стопы должны быть параллельны. Вместе с поворотом туловища происходит смещение веса тела на левую ногу. Таким образом, принята боковая фронтальная стойка.

Повернитесь налево, принимая исходную фронтальную стойку. Повторите упражнение несколько раз. После каждого поворота задержитесь на 5 секунд в стойке, проверяя правильность ее принятия. Вначале выполняйте повороты медленно, заботясь главным образом о правильности выполняемого движения. Затем, следует увеличивать скорость, но делать это надо постепенно.

Далее следует перейти к освоению поворота без принятия промежуточного положения в основной фронтальной стойке. В данном случае туловище поворачивается не на 45° как ранее, а на 90°. Также на 90° поворачиваются и стопы, оставаясь в конечном положении параллельными друг другу. Данному виду перемещений следует уделить особое внимание на начальном этапе обучения. Рекомендуется выполнять не менее 100 поворотов за тренировку.

Для повышения эффективности целесообразно использовать дополнительное отягощение в виде ремня со свинцовыми вставками.

Основные ошибки:

1. Вес тела при повороте равномерно распределяется на обе стопы.

2. Пятки или носки стоп отрываются от поверхности земли, вследствие чего теряется равновесие.

3. Не сохраняется расстояние между коленями. Из-за выпрямления ног или чрезмерного их сгибания.

Теперь необходимо перейти к изучению боевых позиций, используемых в стиле Вин Чунь. Для начала рассмотрим правильное положение рук. На рис. 4 представлено такое положение.

В данном случае правая рука выдвинута вперед, кисть раскрыта, пальцы направлены вперед-вверх. Локоть правой руки располагается на расстоянии 15 см от туловища. Кисть левой руки также раскрыта, пальцы направлены вверх. Кисти обеих рук расположены на центральной линии, которая параллельна центральной оси тела, делящей его на симметричные части (рис.5).

Данное положение рук является оптимальным для защиты, так как дает возможность отражать любые атаки. Рука расположенная впереди может первой блокировать атаку, а так же наносить упреждающие удары. Другая рука, прикрывая туловище спереди и сбоку, так же используется для нейтрализации атак и проведения контратак.

Существует две позиции: правосторонняя (рис.6)

и левостороння (рис.7)

фронтальные позиции. В правосторонней позиции правая рука располагается впереди, а в левосторонней - левая. Использование той или иной позиции напрямую зависит от того какая рука является более сильной. Обычно правша принимает левостороннюю стойку, в то время как левша - правостороннюю. Иногда встречаются исключения.

Описанное выше положение тела еще не является боевой позицией. Для ее принятия следует выполнить некоторые действия. Из позиции изображенной на рис.6 выполните поворот и примите боковую фронтальную правостороннюю стойку (рис.8).

Если повернуться направо из позиции изображенной на рис. 7, то вы примите боковую фронтальную левостороннюю позицию (рис.9).

В некоторых версиях стиля Вин Чунь (направление Вильяма Чена) эти позиции яатяются боевыми и используются в качестве исходного положения перед началом поединка.

Мы подошли к изучению передней боевой позиции. Для того чтобы ее принять необходимо из предыдущего положения (рис.10) перенести вес тела на левую ногу, а затем переместить правую ногу по дугообразной траектории вперед, принимая боевую переднюю правостороннюю позицию (рис.11).

Аналогично принимается боевая передняя левосторонняя позиция (рис. 12), при этом вперед выставляется левая нога. Диаграмма перемещения стоп изображена на рис. 13

В боевой передней позиции вес тела смешен на сзадистоящую ногу. Стопы расположены почти параллельно друг другу. Ноги немного согнуты в коленях и напряжены. Колени направлены внутрь и как бы притягиваются друг к другу. Корпус повернут в сторону на 30-45°. Руки находятся в основном защитном положении. Туловище выпрямлено. Голова немного опущена вниз, взгляд направлен вперед.

В боевой передней позиции впереди стоящая нога должна быть почти полностью свободна от давления веса тела. Это необходимо для быстрых перемещений вперед, нанесения стопорящих или упреждающих ударов, а также для блокирования атак ногами на нижнем уровне.

Любой поединок представляет собой динамическое действие, сопровождаемое перемещением тела в пространстве посредством различных видов шагов. В стиле Вин Чунь передвижениям отведено особое место. Фактически от своевременного шага (уходе линии атаки, сокращение дистанции) зависит надежная оборона и эффективная контратака. В основе правильного шага лежит стабильная позиция. Потеря равновесия исключает возможность выполнить перемещение в нужном направлении и в нужный момент.

Правильным является такое передвижение которое обеспечивает способность быстро перейти от одного технического действия к другому, сохраняя равновесие, подвижность и контроль ситуации.

Передвижения составляют важнейшее средство тактики. Все действия и комбинации, почти без исключения основаны на различных передвижениях. Поэтому умению легко и правильно передвигаться придается исключительное значение. Основным видом передвижений в стиле Вин Чунь является приставной шаг. Он используется для сближения с противником при атаке и разрыве дистанции для подготовки контратаки.

Основу приставного шага составляют "скользящие" шаги.

Они позволяют постоянно сохранять равновесие и удобное положение тела во время поединка и легко создавать исходные положение для ударов.

Для того, чтобы выполнить передвижение вперед примите правостороннюю боевую переднюю стойку (рис. 14).

Правой ногой сделайте скользящий шаг вперед, наступая с пятки на носок (рис. 15).

Как только правая нога коснется поверхности земли, сделайте приставной шаг левой ногой, которая также ставится с пятки на носок (рис.16).

Позиция остается прежней, то есть, если вы начинали передвижение из правосторонней позиции, то и прийти должны в правостороннюю позицию.

Руки во время передвижений не меняют своего положения. Длинна шага не должна быть слишком большой.

При передвижении назад из передней боевой правосторонней стойки (рис. 17) первой делает скользящий шаг левая нога (рис.18), а затем подтяните правую ногу (рис.19), принимая исходное положение.

Аналогично выполняются передвижения в стороны. Если необходимо выполнить шаг влево из передней боевой правосторонней позиции (рис.20) первой перемещается левая нога (рис.21), после чего правая нога подтягивается к левой ноге (рис.22).

Когда передвижение выполняется вправо, из передней боевой правосторонней позиции (рис.23) первой шаг делает правая нога (рис.24), а затем левая нога подтягивается к правой ноге (рис.25). При любом виде передвижений необходимо следить, чтобы корпус не раскачивался из стороны в сторону, не приподнимался и не опускался. Так же необходимо контролировать длину шага. Обе ноги должны совершать одинаковые по длине шаги с тем, чтобы в конечном положении оказаться в правильной стойке.

Существуют несколько способов отработки приставного шага.

1. Выполните одно передвижение вперед-назад, вправо-влево сначала медленно, затем быстро.

2. Выполните два последовательных передвижения вперед-назад и вправо-влево.

Поменяйте стойку и выполните описанные выше упражнения.

После того, как приставной шаг будет освоен и станет естественным, для повышения эффекта от тренировки целесообразно использовать отягощение, прикрепляемое к щиколоткам ног. Отягощение должно быть небольшим - 1-2 кг. Такая тренировка дает хороший результат и через некоторое время вы почувствуете насколько быстрыми и легкими стали ваши шаги.

Помимо приставного шага в Вин Чунь изучаются и другие способы передвижений. Однако знакомство с ними начинается на втором этапе обучения, поэтому они будут рассмотрены в следующей книге.

Из книги Вин Чунь. Техника первого уровня автора Вэйхань Лю

Из книги Вин Чунь.Техника второго уровня автора Вэйхань Лю

Философские и психофизические основы Вин Чунь Основой для понимания Вин Чунь как боевого искусства является концепция Инь-Ян. разработанная мыслителями Древнего Востока, которая отражает базовые принципы лаоской модели мироздания.В представлении даосов безграничную

Из книги Шаолиньское ушу автора Чертовских Евгений Викторович

Тренировочный процесс в Вин Чунь и его принципы Освоение боевого искусства требует от ученика соблюдения определенных правил, которые регламентируют проведение тренировочного процесса, с целью получения максимального прогрессирующего эффекта. Рассмотрим эти

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Основные принципы и структура Вин Чунь Как истинное боевое искусство Вин Чунь имеет свою теоретическую базу, основанную на оригинальных принципах, что делает данный стиль очень эффективным в реальном поединке.Принцип первый: избегать противопоставления силы

Из книги Брюс Ли: сражающийся дух автора Томас Брюс

Базовая техника Вин Чунь На второй этапе обучения Вки Чунь водятся новые элементы базовой течннки, которые будут представлены в этой главе.Мы начнем рассмотрение новых техник с ознакомления с некоторыми способами передвижения, которые используются в реальном

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 6. Техника мечей-бабочек "Бат Чам Дао" автора Дудуечан И.

Тренировочный процесс в Вин Чунь Успех в изучении искусства поединка напрямую зависит от качества построения тренировочного процесса. Бездарно составленный план тренировок может, как минимум, затормозить вас в развитии, или, что еще хуже, заставить топтаться на месте.

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 5. Техника шеста "Лук Дим Бук Гунь" автора Федоренко А.

ГЛАВА 5 БАЗОВАЯ ТЕХНИКА ШАОЛИНЬЦЮАНЬ Базовая техника является азбукой всего технического арсенала ушу. От того, как обучаемый освоит базовую технику, будет зависеть успех дальнейшего изучения техники изучаемого стиля или направления. Этот процесс можно сравнить с

Кадочников Алексей Алексеевич Из книги автора

БАЗОВАЯ СТОЙКА Базовая стойка - оптимально удобное положение тела, позволяющее выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (фото 1, 2).При принятии базовой стойки, ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный

Из книги автора

Базовая программа Для тех, кто не знает, с каких упражнений начать, я рекомендую следующие - наиболее эффективные и безопасные:РазминкаВсе упражнения.Упражнения стояОтвод ноги назадБоковое поднятие тазаНаклоны головы с упором спередиНаклоны головы с упором

Статьи по теме: