Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе детского сада. Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка Занятие экспериментирование в 1 младшей группе камешки

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

Социализация (совместная деятельность)

Коммуникация (продуктивный диалог)

Здоровье (физ. мин.)

Познание (ФЦКМ, конструирование)

Труд (уборка своего места)

Музыка

Предварительная работа:

Наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:

Оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей

Организационный момент:

— Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Посмотрите — я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?

— Красный и синий

— А как называются эти шарики?

— Воздушные

— А вы знаете, почему они так называются?

— Потому что внутри шарика есть воздух

— А откуда воздух появился в шариках?

— Он там появился, когда шарик надували.

— Значит — в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

— Выходят пузырьки.

— Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Ответы

Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

— Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

Нет (ответы)

— Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

— Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Ответы

Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Ответы.

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

— Ответы.

Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

Ответы

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево — вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

— А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

Ответы

На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

Колебание

— Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

Да

Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)

Скажите, а у воздуха есть запах?

— Нет

— Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

Пахнет апельсином.

Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

Это корка

Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Подведение итогов:

Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.

Развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;

Упражнять в отгадывании загадок, проговаривании потешек (малые формы русского фольклора);

Обратить внимание на значение воды в нашей жизни и воспитывать к воде бережное отношение;

Словарь: превращается, льется, переливается, прозрачная, текучая, безвкусная, разноцветная.

Методические приемы: отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: салфетки, накидка, колпачки синие, стаканчики по числу детей (по 2 на каждого), ложечки, тазик с водой, баночки (из под пюре, с краской под крышечкой), аудиозапись «шум воды», льдинки, тарелочки для льдинок, картинки (превращение воды в разные состояния).

Включаю «шум воды».

Отгадайте загадки:

I. Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто такая я? (дети - вода)

Правильно, к нам в гости сегодня придет Волшебница-Вода! Хотите с ней позна-

комиться?

Воспитатель: Елена Алексеевна, покружись и в Фею воды превратись.

(Одеваю накидку голубого цвета, шарф, диадему, беру в руки волшебную палочку)

Воспитатель: Я - Фея воды, сегодня вы обо мне узнаете много интересного. А как вы думаете, для чего нужна вода?

Дети: чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать.

Обобщение воспитателя: Действительно, без водицы нам никак не обойтись, только просыпаемся и сразу же идём умываться, вода освежает нас, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой.

Потешка «Водичка» с показом действий.

Водичка, водичка умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Ох, какие молодцы, вижу любите водичку, вот сегодня мы и поиграем с Феей воды.

Садимся к столам.

Ребята, посмотрите, я принесла стаканчики. В одном что? (молоко). В другом?(вода). В каждый из них я положила ложечку.

В стаканчике с молоком мы видим ложечку? (дети - нет).

В каком стаканчике мы видим ложечку? (где вода) А почему? (Вода прозрачная и ложечку видно, а молоко непрозрачное и ложечку не видно)

Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте повторим: Вода прозрачная.

Воспитатель: У вас на столе стоит баночка с водичкой без крышечки. Давайте узнаем, пахнет вода или нет? (нюхают воду).

Воспитатель: Что можно сказать?

Дети: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.

Воспитатель: Попробуем воду. Что можно сказать? Какая вода на вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите, а почему воду называют Волшебницей?

Дети: (отвечают), (вода может превращаться)

Воспитатель: Да, правильно. Вода может превращаться.

Предлагаю мольберт с картинками.

Зима, снежинки, снежный ком - вода превратилась в снег;

каток - в лед; пар из чайника, дыхание на морозе - в пар;

капельки на траве - в росу; картинка о дожде - здесь вода - это дождь.

Воспитатель: Из - за этих превращений воду и называют волшебницей.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам волшебные льдинки (кладу каждому на тарелочку). Они тоже волшебные, а почему?

Дети: Они превращаются из льдинок в воду.

Воспитатель: А почему? Возьмите льдинки в руку, что происходит?

Дети: Они тают, превращаются в воду.

Воспитатель: А почему?

Дети: Рука, тёплая, от тепла, от нагревания лед тает.

Воспитатель: Во что он превращается?

Дети: В капельки.

Воспитатель: Вода состоит из капелек. Я Волшебница-Вода и превращаю вас в капельки (палочкой дотрагиваюсь). (Одеть синие шапочки). А веселые капельки любят играть. Давайте, поиграем (выходим из-за стола).

Физкультурная минутка:

Один, два, три, четыре, пять

Любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Раз туда, раз сюда,

Повернись вокруг себя,

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра

Воспитатель: А вы знаете, почему еще воду называют Волшебницей?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Хотите узнать? Вы же, Капельки, сами волшебники

Воспитатель: (присаживайтесь к столам) мы сей час будем с вами превращать воду из прозрачной в разноцветную. У вас на столах баночки с крышечкой. Что бы превратить воду из прозрачной в разноцветную, скажем волшебные слова, повторяйте за мной:

Ах, водица, ты водица,

Не простая ты порой,

Можешь мигом превратиться

Из прозрачной в цвет любой.

(2 раза говорят). Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите баночки.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: Вода окрасилась.

Воспитатель: В какой цвет? (перечисляют: желтый, красный, зелёный)

Вот какие мы волшебники!

Значит вода может окрашиваться в разные цвета.

Воспитатель: А теперь, дорогие Капельки, соберите всю водичку из баночек в тазик. Как это сделать?

Дети: Вылить из стаканов в тазик, перелить (переливаем).

Воспитатель: Почему мы это смогли сделать?

Дети: Водичка - течёт, она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка. Мы вылили, и у нас получилось целое озеро, а в озере рыбки, которые очень любят в водичке играть, плавать и плескаться. Пусть наши ручки будут рыбками. Давайте поиграем.

Пальчиковая игра в воде.

Повторяйте за мной:

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде.

(руки сложены «щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображаем плавающих ныряющих рыбок).

То сожмутся, разожмутся, (растопыривают пальцы в стороны, сжимают),

То зароются в песке (сложить пальчики, делать движения, как будто закапываются в песок).

Воспитатель: А какая вода на ощупь, какой она всем показалась? (тёплая, приятная, интересно с ней играть).

Итог: понравилось вам быть Волшебными Капельками? И мне очень понравилось быть Феей воды.

А сейчас,

1,2,3 - капельки прокрутитесь, в ребяток превратитесь.

1,2,3 - Фея воды, покружись, в Елену Алексеевну превратись! (снимаем шапочки, накидку).

Рефлексия: Так что интересного вы сегодня узнали?

Вода текучая, прозрачная, без запаха. Может превращаться в снег, лед, дождь, росу, пар. Без воды мы никак не можем обойтись в жизни, поэтому воду надо беречь, кран не оставлять открытым, когда мы заканчиваем умываться.

Ну а на память от Феи воды вам вот такие капельки.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умение ставить цель и добиваться результата.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Материал: Стол «Песочница» с сухим песком, набор формочек, совочки, леечки с водой (на каждого), влажные салфетки, поднос, кукла Таня.

Предварительная работа : игры с песком и водой.

Ход НОД.

В группу к детям приходит кукла Таня, у нее новые формочки и совочки. Дети здороваются и знакомятся с ней. Таня рассказывает, что ей подарили новые игрушки, а она не знает как с ними играть. Дети рассматривают игрушки, какого они цвета.

Воспитатель: дети, что у Танечки, как она может играть с совочками и формочками, что она может ими делать? Ответы детей: играть в песок. Можно сделать куличики, пирожки.

Кукла Таня : ой, как интересно!

Воспитатель: да это интересно. подносит куклу к уху, кукла Таня «шепчет» воспитателю на ушко.

Воспитатель: Дети Танечка мне сказала, что она не умеет делать пирожки из песка, что же делать? (Ответы детей) Может мы научим Таню?

Воспитатель: Танечка, у нас есть песок, и мы сейчас тебя научим и покажем, как лепить пирожки из песка.

Воспитатель приглашает детей к столу с песком. Напоминает о правилах и аккуратности при игре с песком: Ребята мы с вами знаем, что песок нельзя брать в рот, бросать его, песок нужно насыпать аккуратно, грязными руками нельзя тереть глаза, грязные руки можно вытирать только о салфетку.

Воспитатель : выбирайте формочки и совочки.

Целеполагание - Воспитатель: Что мы с вами будем делать? Ответы детей: Пирожки для Тани.

Дети начинают лепить пирожки из сухого песка.

В ходе практической деятельности сталкиваются с затруднением: пирожки рассыпаются.

Вопросы в процессе деятельности: Какой песок? (сухой, желтый). Что песок делает? (сыпется, рассыпается).

Воспитатель : У вас получились пирожки? (Нет!) Почему? Вместе приходят к выводу: пирожки из сухого песка слепить невозможно. Что же делать?

Решение проблемы : дети предлагают добавить в песок воду. Поливают песок из леечек, перемешивая его совочком.

Воспитатель: Какой стал песок? (сырой, мокрый). Предлагает снова попробовать слепить пирожки.

Вопросы в процессе деятельности: Какой песок? (мокрый, сырой). Что мы делаем? Дети лепят пирожки для Тани и выкладывают их на поднос. Вытирают руки влажными салфетками.

Выводы - Воспитатель: Что мы сделали? Сколько мы слепили пирожков? Из какого песка у нас получились пирожки? Как мы сделали мокрый песок? А, из сухого песка получились?

Кукла Таня благодарит детей. Я теперь научилась лепить пирожки.

Воспитатель: мы дружно Тане помогали, слепили ей пирожки. А еще Танечка наши дети умеют танцевать. Посмотри, пожалуйста.

Таня хвалит детей.

ЕЛЕНА КАЗЮЛИНА

Цели

Познакомить детей со свойствами воды;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Активизировать словарь.

Оборудование :

Бутылки с холодной и горячей водой

Одноразовые стаканчики красного и синего цвета, прозрачные

Демонстрационный материал (картинки, иллюстрации)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель.

Ребята, у нас с вами сегодня не обычный день. С самого утра к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздоровываемся.

(дети здоровываются)

Воспитатель.

Посмотрите, а среди гостей есть наш друг Хрюша. (воспитатель берет Хрюшу в руки и показывает его детям. Хрюша измазался)

Воспитатель.

Здравствуй, Хрюша! А, что с тобой случилось? Почему ты такой грязный, чумазый?

(Хрюша рассказывает детям, что очень спешил к ним в гости и по дороге упал в лужу и перепачкался)

Воспитатель.

Не переживай так, мы тебе с ребятами обязательно поможем. Правда, ребята, поможем?

(ответы детей)

Воспитатель.

Как вы думаете, как мы можем помочь Хрюше, что мы можем сделать для него?

(ответы детей) (умыть, помыть)

Воспитатель.

А чем мы будем умывать Хрюшу? (водой) .

Правильно, водой.

Опыт №1 Вода – жидкая, течет.

Воспитатель.

Ребята, вода – это жидкое вещество. Она льется, течет. Давайте мы с вами в этом убедимся.

Я возьму два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и перелью воду из одного в другой.

Льется вода? Почему?

Дети.

Потому что, жидкая.

Воспитатель.

Правильно ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Перед вами стоят стаканчики с водой, возьмите их и перелейте в тазики на столе.

Льется вода? Почему?

Дети.

Потому что, жидкая.

Воспитатель.

– Ребята, а кто нибудь из вас знает, где живет вода? Где она прячется?

Ответы детей. Показ демонстрационного материала.

Опыт №2 теплая вода (смешивание)

Воспитатель.

А теперь нам надо умыть нашего Хрюшу. А какой водой мы с вами умываемся? Холодной? Горячей? (теплой).

Вот у меня две бутылочки: в одной горячая вода, а в другой - холодная. (Воспитатель дает потрогать бутылки с водой детям). Как сделать теплую воду? Их надо смешать. Посмотрите как я это сделаю. Я беру стаканчик красного цвета с горячей водой и выливаю его в тазик, а затем я беру стаканчик синего цвета с холодной водой и выливаю воду в тазик куда вылили горячую воду. Перемешиваю, и теперь можно потрогать воду.

Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.






Воспитатель.

Ну, а теперь можно и умыть нашего Хрюшу. (воспитатель умывает Хрюшу и вытирает его полотенцем).

Воспитатель.

Ребята, а расскажите, мне пожалуйста, для чего еще нам нужна вода, как мы ее используем?

Ответы детей, показ демонстрационного материала.

Хрюша

Ну, теперь я совсем чистеньки и опрятненький. И настроение у меня стало хорошее и веселое. Давайте с вами скорее поиграем в игру «Капелька».

Физминутка (игра с Хрюшей).

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(игра проводится 2 раза).



Опыт №3 Вода прозрачная .

Хрюша

А, я, знаю еще одно очень интересное свойство воды. Мне Степешка рассказал. Хотите, я вам расскажу про это свойство.

Вот смотри. У нас на столе есть стаканчики с разными жидкостями (молоко, сок, вода). А еще, ребята, у вас на столе лежат камушки. Возьмите один камушек и положите его в стакан с молоком. Положили? А сейчас внимательно посмотрите, водно ли в стакане с молоком камушек. Нет. А Почему? Потому,что молоко белого цвета. Берем второй камушек, кладем его в стакан с соком. Камушки видны в стакане с соком? Нет. Почему? Потому, что сок желтого цвета.

А теперь положите камушки в стаканчик с водой, и посмотрите. Видны камушки в воде?

Дети.

Да, мы их видим.

Воспитатель.

А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети.

Потому что, вода не имеет цвета, она прозрачная.

Воспитатель.

Верно, вода прозрачная.


Воспитатель.

Вот видишь, Хрюша, как оказывается здорово ходить к друг другу в гости. Можно много чего узнать. Вот вы ребята, сегодня, что нового узнали вместе с Хрюшей о воде? (ответы детей) .

Хрюша.

– Да, это было интересно!

Я ведь к вам спешил в гости не с пустыми руками. Я принес вам раскраску. Посмотрите. Это, тучки с дождем. Думал, что приду и будем с вами вместе раскрашивать. А теперь не могу, надо срочно бежать к Степашке и Филе, чтоб рассказать им про новые свойства воды.

Воспитатель.

Ну, конечно Хрюша, беги. А мы с ребятами с большим удовольствием раскрасим твою раскраску.

Хрюша. -Все, все, я побежал! Всем до свидания!

Воспитатель.

До новых встреч, Хрюша!

Публикации по теме:

«Водичка-водичка». Конспект открытого занятия Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, физическая культура. Цель: развивать познавательную активность.

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Водичка, водичка, умой мое личико…» Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Водичка, водичка, умой мое личико…» Цель: формирование.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Вода, водичка» Программное содержание. Знакомить детей с тем, что открыв кран мы выпускаем воду. Знакомить со свойствами воды. Развивать кожные ощущения.

Вид н. о. д. : учебно - познавательный. Тип н. о. д. : комбинированный. ЦЕЛЬ: формирование представлений о свойствах воды. ЗАДАЧИ: 1. Образовательные:.

Анна Ганоцкая
Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе Волшебница вода.

Виды детской деятельности :игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.

Задачи :

1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды : прозрачная, мутная, льется, теплая, холодная, горячая.

2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной , горячей, теплой, мутной.

4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода ) и мыслительную деятельность.

5. Развивать внимание, интерес к .

Целевые ориентиры : может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности , владеет основными движениями при выполнении упражнения «Рыбки» , принимает участие в игре «Для чего нужна вода » .

Оборудование : Инвентарь для опытов : стаканы с водой (по количеству детей, ведерки, бутылка, ваза, пустые стаканы, крахмал, кофе, сахар, варенье, ложечки, тазик, камешки различного цвета и формы, тарелка, щепки, сюжетные картинки.

1. Организационный момент.

Дети проходят на стульчики.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Капитошка. Ребята, я заблудился. Я был маленькой капелькой, однажды подул сильный ветер и унес меня.

Я жил там, где много воды. А где была вода , всем было хорошо. Счастливые рыбки плавали в воде, цветы издавали волшебный аромат , а растения радовали своей зеленью. Люди и животные пили воду и купались в озере. Вода очень нужна всему живому, а ещё вода может делать чудеса . Давайте я вам покажу, какая волшебная бывает вода .

Чудеса творит водица,

Не устали мы дивиться –

Кораблям доплыть поможет,

Рыбку спать она уложит.

И желанна каждый час.

Вода – волшебница у нас .

Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап) .

У нас дома откуда мы берем воду? (из крана) .

Какая вода бежит из крана ? (холодная и горячая) .

Какой водой лучше мыть руки? (теплой) .

Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую) Дети определяют воду в ведерках холодную и горячую.

2. Основная часть. Опыты с водой.

Опыт : «Смешивание холодной и горячей воды»

Воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Вот у меня два ведерка : в одном горячая вода , а в другом - холодная. Как сделать теплую воду? (Дети трогают ведерки с водой, смешивают воду в тазике) .

Опыт : «Цвет воды»

А сейчас нальем в один стакан воды и опустим туда ложку. В другом стакане с водой растворим кофе. Где видно ложку? (В стакане с водой.) Почему вы ее видите? (Вода прозрачная , поэтому видно ложку) . Это еще одно свойство воды – вода прозрачная .

Давайте попробуем растворить в воде другие вещества (крахмал, варенье) . Ребята, посмотрите, вода поменяла свой цвет , а если мы размешаем в воде сахар, цвет воды останется тот же, а сам сахар пропал. Куда он делся? (растворился в воде) . Вот какая волшебная вода – может менять цвет и растворять вещества.

Опыт : «Форма воды»

(Налить немного воды на плоскую тарелку) . Что случилось с водой? Она растеклась по тарелке. Вода не имеет формы , так как она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, то вода примет форму того сосуда, в который налита. (Выполнить действия) . Это тоже свойство воды – она не имеет формы.

3. Физкультминутка «Рыбки»

Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.

Пять маленьких рыбок играли в реке, (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

И рыбка сказала : "Нырять здесь легко!" (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала : "Ведь здесь глубоко. " (Качаем сомкнутыми ладонями -

отрицательный жест).

А третья сказала : "Мне хочется спать!" (Ладони поворачиваются на

тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула : "Здесь крокодил! (Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" (Быстрые волнообразные движения

сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их) . А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные : у каждого свой цвет, форма, размер, все на что- то похожи).

Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат, вот так, вот так.

Не разбить нам их никак.

Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые) .

Опыт «Что сказала водичка?»

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

Что ответила вам водичка? (Буль)

- Вода умеет издавать разные звуки.

Опыт : «Тонет или плывет»

Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная .)

Капитошка принес нам щепочки. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Щепки тоже твердые. Щепки– тяжелые или легкие? (Щепки легкие) .

А что легче, что тяжелее – щепки или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)

Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают щепку. Куда упала щепка? (Щепка плавает) .

Ребята, посмотрите, камень и щепка оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а щепка легкая, и она плавает.

Ребята, давайте вспомним, как человек использует воду?

4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода »

Садитесь на стульчики, берите картинки и расскажите, что вы на них видите.

Рыбки плавают в озере.

Дети поливают цветы.

Из крана льется вода , мальчик моет руки с мылом.

Бабушка моет посуду.

Мама в ванночке купает малыша.

5. Рефлексия.

Да, вода всегда нам нужна , чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб , птиц и растений. Вот какая нужная вода . Спасибо тебе, Капитошка, за то, что ты столько много интересного рассказал ребятам о воде.

«Смею вам я доложить-

Без воды нам не прожить!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Капитошка принес нам игрушки. Дети самостоятельно помещают в таз с водой пластмассовых и резиновых рыбок и играют с ними.

Статьи по теме: