Нужно ли учить ребенка читать.

Читающий до школы ребенок – это гордость не только для мамы и папы, но и для бабушки и дедушки. Даже если он больше практически ничего не знает и не умеет – это не особо важно. Главное, что он умеет читать. А так ли это важно для ребенка, которому до школы еще далеко? Когда следует начинать учить ребенка читать и нужно ли это вообще делать?

Конечно, если ребенок умеет читать, то это хорошо не только для мамы, но и для самого ребенка. Маме это хорошо тем, что ей не нужно будет тратить много времени на чтение книг для ребенка, можно просто подать ему книжку. Для ребенка это хорошо тем, что ему нет необходимости ждать, пока у мамы появится свободная минутка для того чтобы почитать ему книжку.

Ученые доказали, что у ребенка есть особый период, который называется периодом его «речевой одаренности». Он наступает, когда ребенку исполняется 5 лет. Именно в это время научить ребенка читать буде намного проще, чем во все остальные возрастные периоды.

Так все таки, учить ребенка читать или нет?

Плюсы того, что ребенок умеет читать, несомненны.

Но, при решении начинать учить ребенка читать, необходимо учесть еще один факт. Этот факт – желание учиться читать в настоящее время самого ребенка. Если ребенок сам желает научиться читать, то, конечно, необходимо ему в этом помочь. В настоящее время существует множество методик, которые помогают учить ребенка читать в игровой ненавязчивой форме, например , . Но прежде чем начинать учить ребенка читать, следует убедиться, что он знает все буквы из алфавита. Иначе ничего просто не получится.

Если ребенок не хочет учиться читать, то заставлять его не следует. Если ребенка заставлять учиться читать, то он просто потеряет весь интерес не только к чтению, но и к занятиям вообще. Поэтому учеба в школе будет для него трудным испытанием.

Можно ли привить ребенку любовь к чтению и к книгам? Конечно можно, если его окружают люди, которые любят читать. Если мама будет с желанием каждый день читать ребенку книжки, а затем они вместе будут рассуждать о ее содержании, то через какое-то время ребенок сам проявит желание научиться читать.

Таким образом, нет ничего плохого в том, что ребенок любит и умеет читать. Главное, чтобы чтение не стало для ребенка наказанием, иначе желание читать у ребенка может пропасть на всю жизнь.

Перед родителями старших поколений такой вопрос стоял не остро. Ну, научился дошкольник читать как-то с бабушкой или старшей сестрой, и слава богу, а нет - так получит букварик и будет учиться читать с учителем в первом классе целых полгода. В наше время всеобщего ускорения все развивается быстрее, дети умеют включать компьютер раньше, чем говорить, и при поступлении в школу обязательным является умение читать хотя бы по слогам. В ином случае маленькому ученику будет тяжело угнаться за сверстниками и это может быть одним из первых конфликтов со школой.

Нет единого возрастного критерия для начала обучения. Все строго индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Специалисты в области педагогики называют средний возраст, когда дети готовы к началу обучения чтению 4,5-5 лет, но, немало деток успешно учатся читать и в 2-3 года. Общее, на что стоит обратить внимание родителей – это восприятие ребенка окружающего мира в целом.

Итак, первостепенно обращаем внимание на то, как ваш сын или дочь умеет говорить, слышать, различать звуки и передавать их, умеет ли он связно описать событие, как ориентируется в пространстве –«верх-низ, право -лево», не требуется ли ему помощь логопеда. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не созрела, можно получить дополнительные проблемы в виде гиперактивности, чрезмерной возбудимости и т.д.

Ни в коем случае нельзя малыша заставлять обучаться. Называть буквы и составлять слова должно быть для маленького ученика увлекательной игрой. Хорошо, даже просто необходимо, с младенческого возраста окружать ребенка книгами. Если яркие, с красивыми картинками книжки станут любимыми игрушками, а чтение сказки или стишка кем-то из взрослых – любимым занятием, то и желание самому научится понимать эти волшебные буквы, станет для ребенка ближе.

Что нужно помнить родителям. Во-первых, не пытайтесь начинать обучение в целях создать гения, что бы хвастаться перед знакомыми «самым умным ребенком», во-вторых, больше читайте с ребенком, учите стишки, развивайте речь, память, моторику, фонетику. Обучающих методик есть множество, поэтому ознакомьтесь сначала с предлагаемыми методами, выберите, что более подходит вам и вашему малышу и начинайте регулярные занятия.

Если вы готовитесь вести ребенка в детский сад, узнайте, как там обстоит дело с развивающими занятиями. Сейчас во многих садиках опытные воспитатели успешно проводят занятия с детками по самым различным методикам, но если вы, по каким-то причинам решили заниматься сами, то в первую очередь, организуйте себя. Ваше обучение будет успешным только в том случае, если оно будет регулярным, если вы будете терпеливы и последовательны.

Что даёт ребёнку раннее обучение чтению? Ребёнок 5 лет вступает в пору «речевой одарённости». В этом возрасте ему легче научиться читать, чем в 7-8 лет. Раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику малыша. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения. Через чтение наводится мост между разговорным и книжным языком, поэтому ребёнок, научившийся рано читать, владеет более развитой речью, чем его нечитающий сверстник. Существует предположение, что так называемая врождённая грамотность – это не что иное, как результат накопления посредством чтения в человеческой памяти графических образов слов. Опасения по поводу того, что научившимся читать детям будет нечего делать в 1 классе, уходят уже в 1 месяц школьной жизни, когда происходит адаптация к новым взаимоотношениям и требованиям, усваивается поток разнообразной учебной информации. Учитель, работая с читающими и нечитающими детьми, осуществляет дифференцированный подход. Как вы поняли, чтение – это прекрасный способ развить своего малыша.

Но нельзя начинать обучение чтению без желания ребёнка. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. А как пробудить это желание? Для этого требуется читающая среда, книжное окружение. Эта среда должна быть создана прежде всего в семье ребёнка, чтобы с первых детских лет чтение воспринималось детьми, как необходимый элемент содержания их жизни. Книга должна быть востребована родителями. Если вы постоянно читаете ребёнку книги, обсуждаете прочитанное, то у него обязательно возникнет желание научиться читать, начнёт развиваться мотивация чтения, рост положительного отношения к чтению книг, перерастающее в потребность. Обучая ребёнка чтению в семье в непринужденной, часто в игровой обстановке, вы можете осуществить индивидуальный подход, учитывают особенности его характера, стимулируя интерес малыша к овладению чтением. Но бывает, что родители часто учат читать своего ребёнка неправильно. Ребёнок читает по-буквенно, смешивает звуки и буквы. Учителю приходится переучивать, а это намного сложнее, чем просто учить читать. Поэтому, если вы чувствуете, что не сможете правильно научить читать, нужно обратиться за помощью к специалистам, но здесь уже будет использоваться групповая форма работы.

Может случится так, что все ваши усилия направленные на то, чтобы развить потребность и желание ребёнка читать не увенчались успехом. Неужели тогда ребёнок будет неуспешным в школе? Конечно это не так. Как показывает практика, многие нечитающие дети очень быстро догоняют и даже перегоняют по скорости чтения своих читающих одноклассников.

Из всего сказанного можно сделать вывод:

  1. Ребенка можно научить читать до школы, если вы владеете методикой обучения чтению.
  2. Если его обучает специалист, при этом учитывается желание ребёнка, а не метод принуждения.
  3. Школа не требует умения читать, так как главное, чтобы ребёнок был психологически готов к школе, т.е. были развиты внимание, мышление, память, речь и все те умения и навыки, о которых говорила психолог школы, а что вы будете использовать- чтение либо развивающие упражнения это зависит от вас и ребёнка.

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Вопрос о том, нужно ли ребенка учить читать до школы, актуален, как никогда. Конечно, педагоги не могут заставить родителей самостоятельно заниматься обучением малыша буквам, слогам, а затем навыкам связывать их в слова. Но подумайте сами, насколько проще будет ребенку в школе, если он освоил хотя бы азы азбуки! Конечно, при домашнем обучении чтению давить на дошкольника ни в коем случае нельзя, лучше всего заинтересовать его, превратить процесс в игру.

Чтение – это мощный двигатель развития речи, пополнения словарного запаса. К сожалению, его роль сегодня часто недооценивают, ставя в раздел скучных, но необходимых навыков. Многие мамы жалуются на то, что их ребенка нельзя заставить сесть за книгу даже из-под палки. «Как нам повлиять на ребенка?» - спрашивают они учителя.

В этой статье представлены советы родителям, как начинать учить ребенка читать правильно, не вызывая отторжения и прививая любовь к хорошей литературе.

Нужно ли родителям учить ребенка читать до школы?

Привить ребенку любовь к книгам при обучении чтению в домашних условиях можно только через личный интерес. Взрослые, родители, скажите, как давно вы сами садились отдохнуть не с фильмом, а с хорошей книгой? Подайте пример, читайте сами, и тогда вопрос о том, надо ли учить детей читать, отпадет сам собой.

С другой стороны, если вы читали с ребенком всегда, практически с его рождения, выбирая соответствующие возрасту книги, то проблем с переходом на самостоятельное чтение будет меньше в разы.

Чтобы учить ребенка читать до школы, не нужно навязывать ему этот процесс. Ни в коем случае не преподносите чтение как наказание. Не заставляйте зубрить алфавит или сочетание слогов. Чтобы выучить буквы, достаточно дополнить развивающий интерьер детской комнаты: развесить на стенах буквы и «звуковички», придумать и нарисовать вместе с ребенком историю для каждой буквы.

Используя даже самую простую методику обучения чтению дошкольника в домашних условиях, не обязательно стремиться к идеальному исполнению. Пусть инициатива в рисовании, конструировании и в выдумывании забавных историй о буквах принадлежит ребенку.

Чтобы ненавязчиво обучать ребенку чтению, как советуют педагоги, буквы можно нарисовать, слепить, собрать из конструктора или магнитов. Со временем у буквы появятся соседи, с которыми буква образует слог. Лучше всего наглядное оформление страны «Читальни» совмещать с этапами обучения чтению по букварю.

Как обучать ребенка чтению и расширять словарный запас

Что такое словарный запас ребенка? Это знание основных логических групп, таких как «одежда», «еда», «транспорт», «инструменты» и др. Словарный запас предполагает не просто знание определенного слова, но его использование в правильной форме и в нужном контексте.

Хороший словарный запас облегчает процесс правильного обучения ребенка чтению. Для его развития приобретайте картинки с группами слов. Соорудите магнитную доску или купите готовую. Играйтев игры типа «Лев», «Эрудит» или «Угадай букву». Разыгрывайте театральные представления о слове, о группе слов.

Чтобы учить детей читать правильно, как предполагают азбучные правила, не забывайте про разницу между буквами и звуками. Нарисуйте несколько «звуковичков». Гласный - кругляшок на красных ножках. Согласный - кругляшок в шляпке. Прикрепите их на стенде, расклейте над рабочим столом ребенка.

Кстати, для обогащения словарного запаса педагоги советуют использовать в детской комнате магнитную доску. Выучив букву, составив с ней слоги и слова, вы можете вывесить вместе с ребенком на магнитной поверхности изображения предметов, в названии которых фигурирует буква. Экспозицию на доске можно менять от занятия к занятию, а можно продолжать, оформляя областями, пока ребенок не усвоит значения слов, их групповую принадлежность.

Помните, что организация домашней подготовки к школе проходит играючи, в комфортных для малыша условиях. Рассадите кукол в ряд, установите таймер, скажите, что куклы очень хотят услышать сказку. Записывайте его «чтение» на диктофон.

Как правильно учить ребенка читать, и какие лучше покупать книги (с видео)

Заинтересовать ребенка чтением можно, если взрослые тоже любят читать. В развивающем пространстве детской комнаты обязательно нужно выделить место для книжек. Для малышей располагайте эти полки пониже. Можно приобрести силиконовые полочки, которые повторяют те силуэты, которые интересны дизайнеру: у таких полок нет опасных углов и выступов, которых так боятся все родители.

Не забывайте про освещение. Чтение должно идти только на пользу воображению, мышлению и здоровью. Не допускайте, чтобы ребенок читал в полумраке или лежа.

Еще многие не знают, как правильно выбирать литературу, какие книги можно давать детям, а от каких нужно отказаться.

Но не увлекайтесь. «Азбук в стихах» сегодня предлагается огромный выбор. Какие же книги покупать? Лучше перед покупкой открыть книгу и почитать пару страниц. Если там настоящие стихи, а не рифмованные описания бессмысленного - берите. А если при прочтении чувствуется фальшь и «сюсюканье» - отложите книгу прочь.

Самая распространенная ошибка многих современных детских писателей и поэтов - это отношение к детям как к глупым несмышленышам. Ребенок пусть еще маленький, но уже полноценный человек. Он гораздо быстрее разгадывает в литературе фальшь и неестественность.

Заставить ребенка читать из-под палки не получится. Вернее, результат будет, но его ценность будет невелика. Если человека, не обязательно ребенка, все время заставлять заниматься тем, что, с одной стороны, не понятно, а с другой - кажется сложным, то он возненавидит это занятие. Не заставляйте ребенка учиться! Не отбивайте у него охоту к познанию!

Родители любят сетовать на то, что ребенок не хочет читать вообще, что в доме столько книг, а за чтение приходится «загонять со скандалом». Что же делать, как учить ребенка читать без принуждения? Вот несколько советов:

  • Во-первых , вспомнить, как давно вы сами читали интересную книгу. Как давно вы рассказывали ребенку о том, что прочли, советовали ему интересную литературу? Как давно вы разговаривали о книгах вообще? Не в контексте «садись читать, в школе спросят», а в ситуации: «сынок, а ты читал это или это? Помню, в детстве мне очень нравилось…»
  • Во-вторых , многие взрослые любят «упрощать». Зачем читать что-то серьезное, если вокруг серьезная жизнь? Зачем вообще читать, если каждый вечер хочется забыть о проведенном рабочем дне? Видя такое отношение родителей к книгам, ребенок впитывает его как губка. Особенно если для домашнего чтения ему предлагается стандартная «литература для детей» из учебника.
  • В-третьих , взрослый обязан прочитать то, что предлагает ребенку! Не просто купить книгу, ориентируясь по аннотации, но составить свое представление о литературе, которую читает ребенок. Нельзя заинтересовать ребенка чтением, когда сам «разучился» читать!

Все родители должны твердо усвоить, что важно не только знать, как лучше учить ребенка читать, но и как сформировать у ребенка хороший литературный вкус.

Все дети любят приключения. Они с удовольствием читают книги о таких же ребятах, об их жизни, переживаниях и победах. Они верят в добро, в дружбу и не готовы прощать предательства. Младший школьник - это маленький человек, который получает представление об окружающем мире из того, что прочтет, что скажут близкие люди, что увидит вокруг.

Вот исходя из этих особенностей и стоит подбирать литературу для правильного обучения чтению своего ребенка. Ну и, конечно, необходимо доверять своей памяти. Все, что вы читали, когда были в возрасте своего малыша, может понравиться и ему тоже.

К слову, книгу можно не только купить, но и сделать самим. Чтобы повысить интерес ребенка к чтению, предложите ему вместе написать собственную книгу. Можно использовать готовые сюжеты, а можно включить фантазию и предложить ребенку создать уникальный сюжет.

А теперь посмотрите видео «Учим ребенка читать», где показаны азы методики обучения чтению:

Статьи по теме: