Нужно ли добиваться хорошего почерка у ребенка. Коррекция почерка: полезные советы родителям школьников

Почерк – одна из наиболее важных особенностей человека. Умение писать закладывается в раннем детстве и постоянно совершенствуется. Поэтому родителям надо приложить максимум усилий, чтобы у ребенка выработался правильный стиль письма и красивый почерк.

Родители детей младшего дошкольного возраста активно занимаются подготовкой к школе . Они изучают с ребенком буквы, цифры, учат его читать и писать. Тогда ребенок пойдет в школу с определенными знаниями, которые обеспечат легкое обучение. Побеспокоиться нужно не только об уровне знаний, но и о качестве почерка. Выработать красивый каллиграфический почерк помогут рекомендации специалистов.

Почерк у детей: возможные недостатки манеры письма

Прежде чем приступить к исправлению плохого почерка, следует произвести его анализ. На чистом листе тетради ребенок должен написать несколько слов, после чего родителям предстоит объективно оценить написанное. Возможные недостатки письма:

  • Буквы слишком большие, маленькие или разной высоты.
  • Буквы расположены без наклона или, наоборот, сильно наклонены вправо или влево.
  • При письме ребенок слишком сильно или слабо нажимает на ручку.
  • Соединение между буквами одного слова неоднородное или отсутствует.
  • Отдельные буквы написаны невыразительно или нечитабельно.

После объективного анализа почерка в зависимости от выявленных проблем надо использовать эффективные способы их решений. Мы научим вас, как сделать почерк лучше, исправив наиболее популярные недостатки письма:

  • Разный размер и высота букв . Научиться писать буквы красиво, чтобы они были идеальной высоты и размера, поможет специальные прописи для почерка. Разлинованные особым образом страницы помогут исправить плохой почерк: ребенок научится писать лучше, не выходя за рамки линий.
  • Исправляем наклон букв . Решить проблемы с неправильным наклоном букв можно, используя тетрадь в косую линейку. Чтобы выработать правильное написание букв и слов под наклоном, надо методически работать над их написанием.
  • Корректировка нажима . Чтобы отрегулировать силу нажима на ручку, надо, в первую очередь, учиться правильно ее держать. Ребенок должен держать ручку непринужденно и не слишком надавливать на нее при письме.
  • Соединение букв . Если соединение букв в слове неоднородно или отсутствует, рекомендуется постоянно упражняться под присмотром взрослых в "безотрывном письме". Прописи для школьников - лучший способ тренироваться в написании соединения букв слова без отрыва от бумаги.
  • Учим ребенка писать отдельные буквы . Если определенные буквы написаны неразборчиво, придется заново учиться писать выпавшие печатные и прописные буквы. Родители должны следить, чтобы ребенок тщательно прописывал все элементы буквы. Чтобы задействовать механическую память ребенка, рекомендуется это делать систематически. Для достижения положительного и стабильного результата надо прописывать буквы, а позже слова по несколько страниц.

Правильное положение тела при письме - залог красивого почерка

Наиболее распространенной причиной некрасивого почерка является неправильное положение тела, рук, ног и осанки во время письма. При наличии этих проблем у детей формируются следующие особенности письма:

  • неправильный наклон букв;
  • непараллельные элементы одной буквы;
  • буквы в словах написаны с наклоном в разные стороны.

Правильная поза и положение ручки способствуют формированию правильной техники письма. Чтобы освоить особенности правильной посадки, правила держания ручки и идеальную технику письма, родители должны выполнять определенные правила и рекомендации.

Итак, как научить ребенка правильной позе за столом или партой? Во время письма ребенок должен сидеть прямо: его туловище, голова и плечи должны быть зафиксированы в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, ноги расположены прямо и согнуты под углом 90%, а стопы ребенок может поставить на пол или на подставку.

Корпус может быть немного наклонен вперед, при этом локти должны лежать на краю стола, а голова не опущена. Если ребенок прислоняется к спинке стула, его локти должны выходить за край стола и находиться на расстоянии до 15 см от тела. Такое положение тела считается идеальным для письма.

Коррекция почерка: изменяем положение тетради

Некрасивый почерк часто является следствием неправильного положения тетради на столе. От этого также зависит четкость почерка. Тетрадь, расположенная с наклоном 10-15°, позволяет правильно сидеть и легко передвигать руку при написании букв. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх. Левой рукой ребенок должен ее поддерживать. Если ребенок правша, тетрадь располагается под наклоном вправо, если левша – влево.

Изменить почерк ребенка и сделать его красивее можно в любом возрасте. Главное, надо запастись терпением и методично прописывать упражнения, которые предложены в специальных учебных прописях. При этом не забывайте контролировать положение ребенка, его осанку, как он держит ручку и расположение тетради. Выполняя все рекомендации, в скором времени вы будете гордиться каллиграфическим почерком своего ребенка.

Комментировать статью "Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк"

Сколько лет ребенку то? У старшего почерк зависит от ситуации. В свое время было ему было сказано что сниженные оценки за контрольные по причине почерка мной будут восприняты очень негативно. В итоге контрольные у него как будто другой человек писал...

Исправление почерка. Репетиторы. Образование детей. Поделитесь положительным (или отрицательным) опытом исправления почерка, заканчиваем 4 класс, уже есть конкретные проблемы - не все готовы разбирать его каракули и снижают оценку (что справедливо - никто...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Учителя были в шоке от результата. Тем более, боюсь, в скором времени письмо руками отомрет само. как исправить почерк? Почерк - 4 класс - посоветуйте пособие. Поделитесь положительным (или отрицательным...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Учитель ругает за почерк. Как сделать почерк лучше и красивее. Правильное положение тела - залог красивого почерка. Тогда ребенок пойдет в школу с определенными знаниями, которые обеспечат легкое обучение.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Возможные недостатки манеры письма у ребенка Как сделать почерк лучше и красивее Выработать красивый каллиграфический почерк помогут рекомендации специалистов.

Для первого класса вообще нормальный почерк, сама так писала. С 1го класса 9 лет прошло и почерк у меня хоть и не идеальный, но вполне читаемый. Против того, что у детей есть стимул стараться, что у родителей есть возможность ориентироваться в успеваемости своих...

Почерк -хелп. Школьные проблемы. Образование детей. Исправление почерка. Ребенок, как удав спокойная, учится самостоятельно на 5 и 4, больше на 5 У ребенка почерк и так не очень (ну ничего не могу сделать, у старшего тоже такой же) так он еще стал помарки глупые делать.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как исправить почерк? Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и В первом классе вела другая учительница и когда пришла эта, то страшно ругалась, какой у...

Почерк становится лучше,когда начинают проходить чертежный шрифт по черчению. Но можно же этим заняться и без школы, если есть желание У моей дочери после 7 кл почерк стал явно лучше, не как в прописях, но хотя бы буквы стали одинаковые. Но у нее хорошего почерка...

Почерк 1 класс - как помочь. Школа. Ребенок от 7 до 10. Почерк 1 класс - как помочь. Дочь первоклассница, основные трудности-прописи, никак у нее не получается писать с правильным наклоном, вроде объясняю, показываю, иногда слабо рисую карндашом, чтобы поняла, ка...

Ребенок 8 лет.Второклассник.С особенностями эмоционального развития. Дисграфия.Выраженные нарушения межполушарных связей. Неделю назад резко,буквально в одночасье,изменился(ухудшился­) почерк.

Как исправить почерк? Почерк у дочки не просто испортился - это какая-то курица лапой чертит, да еще пролетая на большой скорости. Сравниваю с первым классом - просто разные люди. Учительница писала два месяца замечания в тетрадях: "небрежно", "старайся"...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как сделать почерк лучше и красивее. После объективного анализа манеры письма в зависимости от выявленных проблем надо использовать эффективные способы их решений.

Логопед, постановка почерка?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как сделать почерк лучше и красивее Правильное положение тела - залог красивого почерка Корректировка почерка: изменяем положение...

Дефекты почерка и их причины. Нужна консультация психолога. Детская психология. У ребенка вполне взрослого обнаружилась такая вещь - любое слово начинает писать нормальными буквами, а заканчивает мельчайшими.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как понять: у ребенка просто плохой почерк или вам достался школьник с дисграфией? С другой стороны, все дети разные, и вряд ли найдутся два ученика со схожими симптомами.

У ребенка почерк и так не очень (ну ничего не могу сделать, у старшего тоже такой же) так он еще стал помарки глупые делать. Подскажите как найти специалиста по коррекции почерка, ребенку 13 лет. Я тренировалась, переписывала тексты из книг так, чтобы было красиво...

Как исправить почерк??? Раздел: Школы (исправление почерка у детей задания). Коррекция почерка. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Обучение письму - непростая задача для любого ребенка. Но самое неприятное, когда школьник старается и не допускает ошибок, но учитель снижает оценку с пометкой «грязно», «неразборчивый почерк» или делает обидные замечания «как курица лапой», «каракули».

Отчаявшись решить проблему самостоятельно, родители обращаются к коллективному разуму. Недавно в одном из популярных интернет-сообществ для мам горячо обсуждалась подобная тема. Оказалось, что с проблемой плохого почерка у детей сталкивались многие родители. Они поделились личным опытом. Как научить ребенка писать красиво и аккуратно?В каких случаях необходима помощь специалиста? Какие существуют пособия для улучшения почерка?

Некоторые мамы и папы не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера.

Если в школе на занятиях ребенок испытывает дискомфорт, то это может отразиться на почерке. Иногда почерк у школьника портится после того, как ухудшились его отношения с родителями. В этих случаях помощь школьного или семейного психолога (или терапевта) не будет лишней.

Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,пропущенных букв и т.д., то необходима консультация грамотного нейропсихолога, невролога, окулиста. Эти специалисты помогут решить такие сложные проблемы, как:

Кому-то показались эффективными авторские методики, например, академика РАО, психофизиологаМарьяны Безруких , известного методиста Светланы Воскресенской , кандидата педагогических наук Веры Илюхиной , учителя-логопеда и нейропсихолога Вероники Мазиной .

А некоторые родители голосуют за развлекательные тренажеры для письма, считая, что «если ребенку интересно, то он готов преодолевать трудности и добиваться успехов». В этом случае стоит обратить внимание, например, на «Хулиганскую тетрадь» блогера Ники Дубровской , «Нескучные прописи» от издательства«Феникс-Премьер» , прописи с загадками .

Обратите внимание, как ребенок держит ручку. Обязательно отработайте верный навык . Это поможет сформировать красивый почерк, предотвращает напряжение мышц пальцев, спины и шеи и усталость руки во время письма. Можно на первых порах купить ребенку ручкусо специальными углублениями или насадками , чтобы пальцы запомнили правильное расположение.

Большинство родителей знают, что плохой почерк свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике рук. Как наверстать упущенное, какие полезные и при этом интересные занятия предложить ребенку? Вариантов множество, главное выбирать то, что юному школьнику по душе.

  • Для корректировки почерка полезны различные техники рисования (штриховка, рисование фигуры по точкам или по клеткам, раскрашивание), лепка (из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины), черчение с использованием циркуля, лекал, трафаретов.
  • Предложите ребенку в свободное время занятия с мелкими элементами (конструктор, вышивание, бисероплетение, вязание, макраме, валяние из шерсти, пазлы, мозаики, аппликация, квиллинг, оригами).
  • Чаще играйте с малышом в игры для укрепления кистей рук, например, «камень–ножницы–бумага».
  • Дартс – это не только азартная игра, но и своеобразный тренажер: трехпальцевый метод держания дротиков аналогичен правильному захвату карандаша или ручки.
  • Старайтесь, чтобы ребенок чаще пользовался ножницами, самостоятельно застегивал и пришивал пуговицы, шнуровал ботинки и т.д. Эти бытовые навыки также отлично развивают мелкую моторику.
  • Театр теневой (формирование различных персонажей с помощью рук) и пальчиковый (для инсценировки используют небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы) отлично развивает мелкую моторику, а также позволяет ребенку более продолжительное время концентрировать внимание и быть усидчивым.

Полезное видео

Педагог Елена Калачикова рассказывает родителям, как научить ребенка красиво писать

Татьяна Петулько

Если учителя жалуются на почерк ребенка, да и вы не можете разобрать текст, написанный его рукой, нужно понять причины, влияющие на это. Неряшливость почерка может проявляться по-разному – частые помарки, прыгающие буквы, неразборчивые слова и др.

Возможные причины неаккуратного почерка:

Нарушение мелкой моторики пальцев. Слабое развитие кисти рук. Чрезмерная активность. Нарушение концентрации внимания. Неврозы и др. заболевания.

Толкование почерка с точки зрения графологии

Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых:

    крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости; строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам; округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов; сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе. слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением; беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Коррекция почерка у детей и методика его исправления у детей

Если все-таки каллиграфия вызывает затруднения у малыша и создает много проблем в учебе, то можно попробовать подкорректировать аккуратность письма. В этом вам могут помочь прописные тетради. В них прочерчены косые линии и показаны примеры написания букв, также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Поможет в исправлении почерка у детей рисование, лепка, игра на струнных и клавишных инструментах.

Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и следуйте ей регулярно. Например, выделяйте каждый день по пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь обводить какие-нибудь рисунки по контуру), и десять минут на упражнения для разработки мелкой моторики пальцев.

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев.

Мы читали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять писать начнем!

Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Как исправить почерк у подростка?

С подростками несколько сложнее, ведь их требуется переучивать, а не обучать письму. Самое главное в работе с подростком – мотивация. Нужно донести формирующейся личности, что разборчивость текста будет необходима ему в дальнейшей жизни. Например, когда он будет учиться в ВУЗе. Писать там под диктовку нужно не только быстро, но и разборчиво. Ведь потом нужно будет уметь прочесть и понять написанное, для того, чтобы выучить материал.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

    слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии; ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе); написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие; путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками; разный наклон и размер букв и слов; слишком слабый или слишком сильный нажим букв; слишком мелкие или слишком крупные буквы.

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

    развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы; развивать способности зрительного восприятия различных форм; развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами; укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка; научить пользоваться ручкой; научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т. д.; убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д; сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Ошибки письма детей и взрослых

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку, хорошие тетради, чтобы исьмо было легким и приятным.

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев ("рисует") или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

    расстояние между словами; расстояние между буквами; размер букв; наклон; нажим на бумагу; ровность строк; четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные); стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т. п.).

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.


Удивительно, все-таки, насколько мало внимания уделяет школьное образование главным вещам. И насколько бездарно растрачивает золотое время жизни человека на совершенно ненужное, незначимое, третьестепенное …

Почерк как характер

Характерные особенности почерка отражают особенности человеческого характера. Так же, как и походка, черты лица, мимика, «язык жестов» и все остальное …

Или же все это формирует наш характер?..

Вы никогда не задумывались, почему всем нам нравятся:

    красивые люди,

    красивая походка,

    красивый почерк?

В здоровом теле - красивый почерк

Параллель налицо, она не доказывает, но заставляет задуматься.

Что-то я не припомню, чтобы у нас в школе, в младших классах дети плакали так много - из-за оценок, из-за непонимания, из-за … И что-то я не припомню таких корявых почерков, как сейчас …

Расхожая мудрость: «Почерк - геометрия души»...

С учетом новейших исследований я бы уточнил: фрактальная геометрия. Суть которой можно выразить так: «Что в малом, то и в большом. Что внутри - то и снаружи».

Два почерка - два образа жизни

Не нужно быть психологом, чтобы отличить почерк первоклассника от почерка нормального взрослого человека. Они настолько же различны, как и их поведение, как стили их жизни.

И также не обязательно быть крупным психологом , чтобы заметить, что когда мы по-разному себя чувствуем , находясь в разных эмоциональных состояниях , то по-разному и действуем . Будучи, например, раздражены или счастливы.

Но и обратное то же верно.

Изобразите улыбку на лице, когда Вам грустно - и Вам полегчает. Измените походку на более энергичную - и почувствуете себя несколько увереннее.

Измените почерк, и трансформация Вашего характера фатально неизбежна.

Не обязательно в лучшую сторону. Но узнаете Вы об этом «потом» - в соответствие с .

Процент неуравновешенных людей, «корявых» судеб и «корявых» почерков, по меньшей мере, коррелируют.

Две основные школы психологии: гештальт терапия и бихевиоризм решают единую задачу. Одна помогает человеку «изнутри ». Другая достигает этой же цели, концентрируясь на его поведении . Но обе сходятся на человеке и обе - достигают. Вопрос заключается в точке входа.

    Точка входа Изнутри - для Мастеров.

    Но почерк, мимика, походка - это для каждого из нас.

Суть управления почерком - суть управления характером и - уж извините за высокий стиль - Жизнью. У меня есть личный опыт на этот счет.

Немного науки в холодной реальности

К графологии (науке о почерке ) я отношусь примерно так же, как к искусствоведению или филологии. Это полезно для оценивания, но совершенно бесполезно для созидания.

Филолог расскажет, как устроен язык и «что имел в виду автор». Но он не научит Вас писать интересно.

Графолог определит по почерку, что Вы недостаточно уверены в себе - Вам полегчает от этой информации? Но он не научит Вас писать красиво.

(Забавно, что владелец и главный редактор «Комсомольской правды» уже лет 5-7 не принимает на работу людей с журналистским или филологическим образованием. Получается, что не я один такой умный?)

Все не так просто … Ответ находится за гранью очевидности.

… Меня мало интересуют объяснения. Меня интересует - что я могу с этим сделать, чтобы улучшить - почерк, в данном случае.

«Методы» исправления почерка

Если сказать просто, то их нет. Покопавшись в интернете, Вы обнаружите рекомендации педагогов - «профессионалов» наподобие таких:

    «Родителям или воспитателю нужно следить за тем, чтобы ребенок старался писать ровно и правильно».

    «Не должно быть отлынивания и халатности».

    «Нужны лишь образцы и настойчивая практика».

    "Пиши красиво!"

    "Пиши лучше!" и т.д. и т.п.

Пойдите в Сеть и убедитесь сами.

Опять все приходится делать самому!

… Когда мой сын пошел в первый класс у него был вполне приличный, уверенный почерк . Некоторое время назад я заглянул в его тетрадь по русскому языку и … Я не красная девица, не столь впечатлителен, но буквально ужаснулся: «Так испоганить!».

Тогда я сел рядом с ним и сказал: «Тебе придется несколько недель заниматься со мной чистописанием, если не хочешь, чтобы твоя дальнейшая жизнь стала похожа на эту лажу» … Он согласился.

… Когда я начинал этот проект, то предполагал, что мне придется «конкурировать» с профессионалами. Это тяжело, интересно и полезно. Но то, с чем я столкнулся …

Поэтому пришлось создавать самостоятельно , «с колес».

И вот на этих "колесах" докатился я до создания систематизированного курса : "Как выработать уверенный почерк (или как научиться понимать математику)" . Столь странным название курса представляется только на первый взгляд. Собственно, курс и отвечает на этот вопрос: как работа над почерком влияет на развитие базового инстинкта понимания . Включая и понимание математики. И еще как влияет!..

Во взаимосвязи почерка и успеваемости по школьным предметам помогла разобраться заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Гимназия №4 г. Витебска» Наталья Каличёнок.

– Влияет ли плохой почерк на успеваемость школьника?

– Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия – это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит – просто некрасиво написанные слова или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

С одной стороны, если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. Самое главное – чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. С другой стороны, некрасивый почерк действительно может стать причиной неуспеваемости многих детей. В начальной школе отметки снижают в зависимости от количества исправлений в соответствии с нормами аттестации. Затем пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить.

Кроме того, ребенок, который некрасиво и неаккуратно пишет, часто делает это медленнее других, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает плохие отметки. В результате даже самый умный ребенок может превратиться в двоечника.

– Можно ли исправить почерк, например, в подростковом возрасте? Если да, то что для этого следует делать?

– Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.

Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.

Причина №3 . Плохо развита мелкая моторика рук.

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.

Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.

Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. Почерк дисграфика – не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы – еще полбеды.

Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное, большое количество ошибок, помарок и исправлений. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей.

Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, имеют двухмерное зрение, то восприятие дислектиков и дисграфиков трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они в большинстве случаев не умеют им пользоваться. Вообще из них вырастают либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен были дисграфиками), либо не уверенные в собственных силах люди.

Дисграфия – серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому внимательным родителям и педагогам необходимо своевременно показать ребенка и его тетрадь специалистам – логопеду, психологу.

– Есть ли какие-то методики или упражнения для улучшения почерка?

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много. Различные техники рисования, штриховка, рисование фигуры по точкам, лепка, игра с мелкими деталями (конструктор, плетение, вязание) и т. д.

Письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение, поэтому возьмите за правило покупать ее непременно с ребенком. Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу. Дома удобнее тренироваться карандашом, фломастером, гелевой ручкой. Учащихся 5 – 7-х классов вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро, как перьевая ручка.

Если ваше чадо неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Пользуйтесь калькой. Кладите кальку поверх страницы. Ребенку нужно обвести образец, написать еще два раза, а потом уберите кальку, и пусть он перепишет все в чистовик. Таким образом, рука привыкает выводить красивые буквы, а ваш ученик не сильно устает.

Еще можно использовать «зебру» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга), который дети подкладывают под страницу тетрадки и по линиям выводят буквы: это поможет соблюдать одинаковый размер и наклон, улучшит каллиграфию.

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка, и количество тренировочных упражнений должны быть дозированными. Не перегружайте дочь или сына. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты. Проверяя работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот – как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

В более старшем возрасте исправить положение дел поможет частое переписывание текстов в медленном темпе, объем которых нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания выберите произведения любимых авторов-прозаиков.

Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.

Алеся Гришман.

Статьи по теме: