Нод по познавательному развитию. Конспект нод в старшей группе по познавательному развитию

«Наши зеленые друзья»

конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей подготовительной к школе группы

воспитатель БДОУ МО Динской район

« Детский сад №37»

Цель:

Систематизация представлений о лесе как об экосистеме.

Программные задачи:

1. Воспитательные:

Формировать доброжелательность, чуткое и бережное отношение к окружающему нас миру, умение воспринимать красоту природы, желание прийти на помощь.

2. Развивающие:

Развивать умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами;

Поощрять инициативу, индивидуальность каждого ребенка, умение нестандартно мыслить, работать коллективно;

Развивать память, внимание, воображение, творческие способности, умение рассуждать.

3. Образовательные:

Уточнить представления детей о необходимых условиях жизни на Земле;

Расширить знания детей о лекарственных растениях;

Обратить внимание детей на то, что природа - источник не только красоты, но и пользы;

Познакомить детей с водными растениями;

Учить детей делать простейшие опыты;

Дать представление о том, что чистый воздух необходим для здоровья человека, в процессе опытнической деятельности подвести детей к выводу о выделении растениями кислорода на свету;

Закрепить правила поведения в лесу.

4. Оздоровительные:

Укреплять мышцы дыхательной системы;

Вырабатывать правильное ритмичное дыхание;

Развивать физические, личностные и интеллектуальные качества.

Интеграция образовательных областей:

-"Социально-коммуникативное развитие",

-"Познавательное развитие",

-"Речевое развитие",

-"Художественно-эстетическое развитие",

-"Физическое развитие".

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и картин леса, чтение стихотворений, рассказов о природе, разгадывание загадок, повторение правил поведения в лесу;

беседы: «Важность лекарственных растений ни с чем несравнима», «Растения на суше и в воде»;

Материалы и оборудование:

ноутбук, мультимедийная установка, презентация, музыкальная подборка, мешочки с лекарственными травами, банка с холодной водой, настольная лампа, роголистник(водное растение), шкатулка с секретом, картина леса, мнемотаблицы

Ход образовательной деятельности:

Содержание работы

Примечания

I. Организационный момент

Ребята, сегодня утром я проверяла электронную почту и увидела необычное письмо со знаком sos . Вы знаете, что обозначает этот знак?

Правильно, этот знак обозначает, что кому-то срочно нужна помощь! Сейчас я открою письмо, и мы узнаем, кто же попал в беду. Просят о помощи жители леса. Плохие люди уничтожают лес, вырубают деревья,топчут траву, засоряют поляны.

Что будем делать?

Я думаю, что надо нам разобраться, чем полезны леса и как мы можем помочь лесным жителям.

Соберемся дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вдохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту природы, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к Другу.

Захожу в группу с ноутбуком.

Ответы детей.

Ответы детей.

Обобщаю ответы.

Звучит тихая музыка, читаю стихотворение (dohcolonoc.ru) , дети берутся за руки, становятся в круг;

дети делают вдохи и выдохи;

музыка останавливается, дети опускают руки.

II. Экологическое путешествие

1. Загадка

Послушайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

О каком зеленом друге говорится в загадке? (о лесе)

О каких ладошках идет речь? (о листьях)

А как вы думаете, без чего человек не может жить? (без еды, воды, воздуха.)

А что будет, если воздух исчезнет? (мы не сможем жить, дышать)

Давайте отправимся в лабораторию к профессору Знайкину и узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым.

Читаю загадку детям (vospitatel.com.ua)

Дети отвечают на вопросы

Дети подходят к оборудованному столу, в это время я одеваю нарукавники, очки и шапочку Знайки

2. Эксперимент

Здравствуйте, ребята! Я рад вас приветствовать в своей лаборатории.

Для начала проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.

Что вы почувствовали? (нам нечем дышать)

Какой мы можем сделать вывод?

Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берется свежий воздух? (его нам дают растения, листочки)

А кто-нибудь знает, чем мы дышим?

Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Откуда мы получаем кислород? (Кислород нам дают листочки деревьев и других растений). Листья - это самые настоящие фабрики кислорода, только необычные, без труб и без дыма. Как вы думаете, что необходимо растениям для жизни? (вода, свет, тепло, воздух, питание)

Верно, в листья по стеблю из почвы идет вода. Солнышко светит на листочки и под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Растения тоже не могут жить без воздуха. Только они поглощают ту его часть, которую животные и люди выдыхают, то есть углекислый газ.

Включаю мультимедийную установку

Дети смотрят на экран

На экране появляется слайд №1

На экране появляется слайд №2

3. Опыт:

Хотите проверить, что растения дышат и под воздействием света выделяют кислород? (да)

Подойдите к столу, возьмем водное растение и поместим его в банку с холодной водой, банку поставим на хорошо освещенное место. Освещение мы создадим искусственным путем, свет лампочки заменит свет и тепло солнца. Видите ли вы, какие изменения произошли? (появились пузырьки)

Это пузырьки воздуха или кислород, которым дышат люди и животные.

Посмотрите, сколько кислорода дало маленькое растение.

Что надо сделать, чтобы было больше кислорода? Чем больше растений, тем воздух чище, дышать свободно и легко. Что мы с вами можем сделать, чтобы было много растений? Что надо делать, чтобы было много растений? (беречь и сажать леса, озеленять города, особенно те места, где много фабрик и заводов)

Теперь и вы знаете тайну образования кислорода. Я уверен, что вы будете бережно относиться ко всем растениям. Ведь если их не будет, не будет и нас.

Дети поворачиваются к столу Знайки

Подходят к столу, берут водное растение,помещают в банку с водой, ставят банку под настольную лампу, включают её

Обращаю внимание детей на происходящее в банке

Дети отходят от стола; я снимаю шапочку, очки и нарукавники

4. «Путешествие в лес»

Физминутка .

Дыхательная гимнастика

Ребята, давайте отправимся в лес на прогулку не за ягодами, не за грибами, а за удивительными чудесами. Вы хотите узнать новое о лесе?

(да)

Закройте глаза (звучит музыка). Раз, два, три - мы в лесу с тобой смотри. Путешествие начинается:

Мы в лес, словно в сказку,

Попали, друзья,

Возьмем с собой знанья:

Без них нам нельзя.

Нас ждут приключения,

Загадки, успех.

И сказка для всех.

Смотрите, волшебная тропика, пройдем по ней. Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем,

Мы присядем под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встанем и потянем спинки.

Вновь шагаем по тропинке,

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперед-назад

Много-много раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в теплой луже.

Прыг - и нету комара!

Вот веселая игра!

Отдохнули, порезвились

И остановились.

Посмотрите, на какую красивую поляну мы попали. Поудобнее рассаживайтесь на пенечки.

Я старичок-Лесовичок живу в лесу, за порядком слежу, лес оберегаю. В лесу много заветных тайн и чудес. А раскроет он их только тем, кто расскажет мне, как надо вести себя в природе. А помогут вам в этом напоминающие знаки. Объясните, о чем они говорят? (дети объясняют сюжет, изображенный на карточках) .

Вспомните, что растет на лесной поляне? (колокольчики, ландыши, лютики.)

Сколько много цветов вы знаете. Зачем лесу нужны цветы? Какая от них польза кроме запаха и красоты? (Д. люди любуются цветами, но цветут они вовсе не для людей, яркие краски и душистый аромат необходим и цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы дают кров и пищу многим насекомым. Некоторых цветы кормят соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – и тем и другим. Цветочный нектар собирают пчелы, а потом получают из него душистый мед. А сколько маленьких насекомых живет в цветах!

Я расскажу вам какие еще растения можно увидеть на лесной полянке. Они появятся, если вы угадаете их по описанию.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Листья этого растения круглые и упругие, с прочными прожилками, не боятся вытаптывания. Его называют зеленым бинтом и прикладывают к царапинам и ссадинам. Что это за растение? (подорожник)

На листьях и стеблях этого растения есть особые волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но его листья богаты витаминами. Не бери его голыми руками - обожжешься. О каком это растении? (крапива)

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек. Понюхайте, подержите, название скажите, (мята)

А вот другой мешочек. Что в нем? (валериана)

А теперь посмотрите на это растение. Как оно называется? (ромашка)

Правильно, в народе его называют ромашкой, но у этого растения есть еще и другое название - поповник.

Повторите название растений, которые мы поместили на полянку, (крапива, подорожник, валериана, мята, поповник) Как одним словом назвать эти растения? (лекарственные)

Какие еще лекарственные растения вы знаете? (чабрец, тысячелистник, душица.)

Молодцы! Все эти растения надо беречь, если их бездумно рвать они могут пропасть. Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудились, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье.

Как прекрасно пахнут цветы на поляне. Давайте вдохнем их аромат. Люди которые научились правильно дышать меньше болеют. Я научу вас дышать правильно.

Упражнения будем выполнять стоя. Закрываем правую ноздрю большим пальцем и делаем медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнем через левую ноздрю. (5 раз)

Закрываем левую ноздрю указательным пальцем и также делаем вдох - выдох. (5 раз)

Делаем поворот головой вправо-влево и вдох носом шумно, выдох мягкий, через полуоткрытый рот (5 раз)

Ребята, я рад был встрече с вами. Помните и выполняйте правила поведения в природе, ведь человек в гостях у природы. Приходите в лес с добром. На память о нашей встрече дарю вам шкатулку с секретом. Открыть ее вы сможете, когда вернетесь в группу.

Звучит музыка, на экране появляется картина леса (слайд №3)

Стихотворение взято с сайта vospitateljam.ru

Дети становятся вколону по одному, я произношу текст, дети выполняют действия по тексту

Физминуткавзята с сайта www.maam.ru

Пока дети рассаживаются, я одеваю парик и куртку с нашитыми листьями, сажусь на пенек.

Показываю детям мнемотаблицы

Дети отвечают на вопросы

я загадываю загадки, по мере отгадывания на экране появляются растения (подорожник, крапива, мята, ромашка, валериана)

Слайд № 4

Из кармана достаю два мешочка, сначала даю детям один мешочек (смятой), затем другой (с валерианой)

Показываю растение, даю детям расмотреть его поближе.

На экране появились все пять отгаданных растений (слайд №4)

Дети стоят полукругом, выполняют дыхательную гимнастику

Из-за пенька достаю шкатулку, отдаю её детям.пока дети рассматривают шкатулку я снимаю парик и куртку

5. Заключение

Закройте глаза раз, два, три, четыре, пять – вот и в группе мы опять. Полезным было наше путешествие? Что нового вы узнали?

Ребята, что же лежит в шкатулке? (шкатулка не открывается). Ваши знания и сообразительность помогут ее открыть. Определите, какое слово лишнее: подорожник, поповник, астра; муравей, майский жук, кукушка; ель, дуб, клен.

Вы верно ответили и шкатулка открылась.

Посмотрите, здесь картинки с изображением насекомых и растений. Зачем же нам их подарил Лесовик?

Давайте наклеим эти картинки на плакаты, которые расскажут о пользе зеленых растений, о необходимости их беречь и развесим эти плакаты там, где собирается много людей. Этим мы и поможем лесным жителям, привлечем внимание людей к такой важной проблеме!

Берегите русский лес!

Он - источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Звучит музыка

Обобщаю ответы детей.

Предположения детей.

Стихотворный текст взят с сайта nsportal.ru/detskiy-sad

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром

«Самый важный орган»

Цель

Задачи НОД:

Образовательные :

Развивающие:

Развивать умение

Воспитывающие:

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Методические приемы

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности:

ПЕДАГОГ – Дети, посмотрите, как много гостей в нашем зале, давайте с ними поздороваемся.

ДЕТИ - Здравствуйте!

ПЕДАГОГ - Я тоже очень рада видеть вас, мня зовут Лилия Петровна, я пришла к вам из детского сада с очень интересным названием «Лукоморье». Это такое волшебное место, где живут чудеса и сказочные герои. А пришла я к вам не одна.

(педагог показывает детям куклу Машу («Маша и медведь») в халате и колпаке доктора)

ПЕДАГОГ – Вы узнаете эту девочку?

ДЕТИ – Маша!

ПЕДАГОГ – Маша рассказала мне, что сегодня ей приснился очень необычный и странный сон.

(Сон демонстрируется при помощи кукольного театра)

ПЕДАГОГ – Приснилось Маше, что она доктор, а на прием к ней пришли необычные пациенты – внутренние органы человека: сердце, легкие и желудок. Пришли они и стали между собой спорить, кого Маша будет лечить первым, кто из них самый главный, самый важный. Спорили они, спорили, так, что у Маши голова пошла кругом. И Маша проснулась. Проснулась она и задумалась, а действительно, какой же их этих внутренних органов, самый важный? А вы как думаете.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ПЕДАГОГ – Дети, поможем Маше выяснить, есть ли среди этих органов самый важный? Для этого мы сегодня отправимся в специальный медицинский центр изучения человека. Вы знаете, таким малышам как Маша вход в медицинский центр запрещен, а вам уже можно его посетить, потому, что вы самые старшие в детском саду и ходите в подготовительную группу. Давайте оставим Маше журналы, карандаши, ножницы, клей, чтобы она не скучала. Мы с вами отправляемся, а когда вернемся, расскажем, что нам удалось выяснить. Согласны?

ДЕТИ – Да!

ПЕДАГОГ – На чем мы можем поехать в медицинский центр?

ДЕТИ – На скорой помощи!

ПЕДАГОГ - Отправляемся! Пристегнем ремни безопасности. Включаем сирену. (Вместе с детьми имитирует звук «скорой»). Для входа в исследовательский центр нам необходимо, как и всем медицинским работникам, надеть белые халаты.

Педагог предлагает детям одеться в белые халаты и пройти в лабораторию. Там установлен макет, стол для проведения экспериментов. Дети располагаются на стульчиках.

ПЕДАГОГ – Первый орган, о котором мы поговорим - это сердце. Скажите, пожалуйста, где в нашем организме находится в сердце?

ДЕТИ – сердце находится в груди человека.

ПЕДАГОГ – А вы знаете для чего нашему организму необходимо сердце?

ДЕТИ – ответы.

ПЕДАГОГ – Я думаю, нам понадобится макет, чтобы вы представили себе и почувствовали, как работает наше сердце.

Педагог показывает макет, дает детям привести сердце в движение под фонограмму «стук сердца».

ПЕДАГОГ – Сердце человека работает как насос, сжимаясь и разжимаясь, оно заставляет двигаться кровь по нашему организму. А кровь переносит кислород и питательные вещества, которые мы получаем из пищи. Скажите для нашего организма это важно? Сердце это важный орган?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГ – Для того, чтобы человек жил, сердце должно работать непрерывно. А для этого оно должно быть сильным и тренированным, что необходимо для этого делать?

ДЕТИ – вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

ПЕДАГОГ – Верно, я предлагаю вам немного потренировать наше сердце.

(Динамическая пауза)

ПЕДАГОГ – Следующий внутренний орган, о котором мы с вами поговорим – это желудок. Где в нашем организме находится желудок?

Педагог предлагает одному ребенку прикрепить макет желудка на макет организма человека.

Как вы думаете, для чего человеку нужен желудок?

ДЕТИ – Желудок необходим человеку, чтобы переваривать пищу.

ПЕДАГОГ – Мы можем прожить без пищи? (НЕТ) Желудок это важный орган? (ДА)

Человек питается различными продуктами.

Если продукты сделаны из молока, то они какие – молочные;

Если продукты сделаны из мяса, то они какие – мясные;

Если продукты из рыбы, то они какие – рыбные;

Если продукты из муки, теста, то они какие – хлебобулочные;(проговорить при затруднении – хлебобулочные изделия.)

Работа у желудка очень нелегкая. Ему приходится переваривать такие разнообразные продукты, поэтому, исследованию этих продуктов уделяется особое внимание в нашем исследовательском центре. Приглашаю вас пройти в лабораторию. Как вы думаете, что за место такое - лаборатория?

(Ответы детей)

( Педагог приглашает детей к столу. В корзине лежат следующие продукты: яблоко, банан, «Кока-кола», булочка, конфеты «Рондо», молоко, капуста, морковь, чипсы, конфеты.)

ПЕДАГОГ – Я предлагаю вам выбрать для себя один понравившийся продукт.

(Дети выбирают продукты, педагог предлагает мальчикам, дать девочкам возможность выбрать первыми). Д/И «Полезные- неполезные»

( В зависимости от выбора)

ПЕДАГОГ – (После игры) Скажите пожалуйста, почему вы выбрали, не выбрали «Кока – колу», конфеты «Рондо». Сегодня мы исследуем что происходит в нашем желудке когда мы пьем «Кока- колу» и едим мятные конфеты. Если мы проводим исследование, то мы с вами кто? (Исследователи)

Опыт: реакция смешивания «Кока-колы» и конфет «Рондо» - большое количество пены, газы.

ПЕДАГОГ – Как вы думаете, ребята, хорошо ли наш желудок себя чувствует, когда в нем такое количество пены и газов.

ДЕТИ – Нет! Это вредно для желудка…

ПЕДАГОГ – Верно, ведь от них возникает вздутие и конечно нашему желудку не комфортно, он даже может заболеть. Что же необходимо делать для того, чтобы такой важный орган как желудок оставался здоровым?

ДЕТИ – Для того чтобы наш желудок оставался здоровым нужно питаться полезными продуктами. (Еще раз перечислить полезные продукты).

ПЕДАГОГ – Следующий орган, о котором мы поговорим – это легкие. Где в нашем организме расположены легкие?

ДЕТИ – легкие расположены в груди человека.

(Педагог предлагает одному ребенку прикрепить на макет человека макет легких).

ПЕДАГОГ – Правильно, а для чего нам необходимы легкие?

ДЕТИ – Легкие необходимы нам для того чтобы дышать.

ПЕДАГОГ – Верно, а что мы вдыхаем?

ДЕТИ – Воздух, кислород.

ПЕДАГОГ – А мы можем увидеть воздух?

ДЕТИ – Нет.

ПЕДАГОГ – Почему?

ДЕТИ – Он прозрачный.

ПЕДАГОГ – Если воздух прозрачен, и мы его не видим, как же нам выяснить, действительно ли мы его вдыхаем, и он есть в наших легких. (Ответы детей).

ПЕДАГОГ – Итак, мои юные исследователи, я вновь приглашаю вас в лабораторию, для того чтобы это выяснить.

(Опыт «Воздух есть внутри нас». Оборудование: коктельные трубочки, стаканы с водой для каждого ребенка и педагога).

ДЕТИ – В наших легких действительно есть воздух.

ПЕАГОГ – Каким же воздухом нужно дышать, для того, чтобы наши легкие оставались здоровыми.

ДЕТИ – Нужно дышать свежим воздухом и т.д.

ПЕДАГОГ – Правильно, а еще для того, чтобы легкие были здоровы, можно выполнять дыхательные упражнения, которые тренируют, наши легкие. Одно из таких упражнений мы с вами сейчас выполнили. Нужно глубоко вдохнуть и по трубочке как можно дольше выдыхать, можно делать выдох в стакан с водой и устроить настоящую бурю в стакане. Давайте, еще раз выполним это упражнение.

(Дыхательное упражнение)

ПЕДАГОГ – А сможет ли человек, жить без воздуха? (Нет). Значит легкие, это тоже важный орган? (Да).

ПЕДАГОГ – Итак, ребята, мы с вами исследовали все три органа. Теперь пора возвращаться к Маше. (Возвращаются пешком, так как прогулки полезны для нашего организма)

ПЕДАГОГ – Мы с вами исследовали сердце, легкие и желудок, расскажите Маше, что мы выяснили, есть ли среди них самый главный, самый важный?

Педагог, выслушивает ответы детей. Необходимо, подвести детей к пониманию того, что все в организме взаимосвязано и все органы важны .

ПЕДАГОГ – Правильно. Все органы в нашем организме очень важны. Кроме сердца, легких и желудка, есть, и другие важные органы и части тела, которые выполняют какую-нибудь важную работу, например:

Слышат - уши

Ходят – ноги

Жуют – зубы

Смотрят – глаза

Трогают – руки

Думает – мозг

И все их нужно беречь, если мы хотим оставаться здоровыми. А что для этого необходимо делать?

ДЕТИ – Вести здоровый образ жизни.

ПЕДАГОГ – Ребята, пока мы с вами искали ответ, на Машин вопрос, она тоже зря не сидела. Посмотрите, сколько разных картинок она вырезала, и даже, успела что-то приклеить. Молодец Маша, очень много интересных картинок вырезала.

На столе, разложены вырезки из журналов (яблоки, овощи, спортсмены, дети на прогулке, дети спят в д/с, «Кока – кола», конфеты и т.д.). На большом листе формата А2 приклеена надпись ЗДОРОВЬЕ или ЗОЖ.

ПЕДАГОГ – А ведь из этого можно сделать коллаж на тему здорового образа жизни. Для этого, нам необходимо приклеить на этот лист различные картинки, которые, связаны со здоровым образом жизни. А приклеивать мы будем после того как проговорим «Чтобы быть здоровым нужно…» Например: « Чтобы быть здоровым нужен крепкий и здоровый сон» (приклеить картинку со спящими детьми)

Педагог, предлагает выбрать и приклеить картинку детям. (Самостоятельная деятельность детей).

ПЕДАГОГ – Ребята, мы с Машей очень благодарны вам, за то, что вы ей помогли найти ответ на такой сложный вопрос. Я хочу, чтобы этот коллаж остался в вашей группе и надеюсь, что вы будете смотреть на него и вспоминать правила здорового образа жизни обязательно расскажите о них своим друзьям в группе. А сейчас, вам пора возвращаться. Досвидания.

Самоанализ НОД:

Вашему вниманию была представлена НОД в подготовительной группе.

Форма проведения подгрупповая, с подгруппой детей в количестве 6-ти человек.

Цель : формирование у детей представления об организме, как целостной системе, которая успешно функционирует при ведении здорового образа жизни.

Задачи НОД:

Образовательные :

Создать условия, для получения детьми знаний об организме, как о целостной системе;

Расширить знания детей о назначении внутренних органов и профилактике их заболеваний;

Способствовать формированию представления детей о полезной и неполезной пище, с опорой на исследовательские действия;

Развивающие:

Развивать словарный запас, связную речь детей, навыки словообразования;

Активизировать употребление слов (лаборатория, исследовательский центр, исследователи);

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

Развивать умение работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Продолжать развивать воображение и творческие способности детей.

Воспитывающие:

Воспитывать желание помогать окружающим;

Продолжить формировать привычку здорового образа жизни;

Методические приемы : ситуационная задача, беседа, исследовательские действия, моделирование.

Виды детской деятельности : сюжетно-игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, художественная, коммуникативная.

Структура НОД состояла из трех частей:

Вступительная часть включала в себя организационный момент и создание мотивации для последующей деятельности. Для снятия эмоционального напряжения и раскрепощения детей на первом этапе была использована театрализованная деятельность.

Основная часть НОД состояла из совместной деятельности педагога и воспитанников. И включала в себя: беседу, моделирование, динамическую паузу, опытно - исследовательскую деятельность.

Заключительная часть состояла из подведения итогов, рефлексии при помощи изобразительной деятельности (изготовления коллажа).

Благодаря смене и многообразию видов деятельности темп НОД был активным, интерес детей поддерживался на протяжении всей НОД. Для предупреждения утомляемости воспитанников была использована динамическая пауза.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены:

Помещение проветрено;

Освещение было достаточным;

Мебель подобрана в соответствии с возрастом детей;

Длительность НОД не превышала допустимых норм;

На всем протяжении НОД дети были активны, заинтересованы.

Несмотря на то, что …….., ……, изначально не проявляли особой активности, я пыталась заинтересовать их, давала поручения, задавала вопросы и на мой взгляд мне удалось их активизировать.

Подводя итоги, хочется сказать что цель, на мой взгляд, была достигнута, поставленные задачи реализованы. Достигнутыми результатами я удовлетворена. И получила огромное удовольствие от встречи с детьми. Выражаю особую благодарность воспитателям группы…..

НОД (познавательное развитие)

Тема: «Путешествие в лес»

Группа: старшая

Продолжительность: 25 минут

Место проведения: групповая комната

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры.

Задачи:

Образовательные : Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

Развивающие : Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные : Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Речевые : Активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.

Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, экран SMART, ноутбук, музыкальный центр.

Материал : Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.

Предварительная работа : Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, откладывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

Интеграция ОО : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Здоровье сберегающие технологии : физминутка, дыхательная гимнастика.

Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.

Планируемый результат : Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.

Ход

Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель :

Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…солнышко, цветочек и т.п.»)

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей)

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

А вы знаете пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.

(Показывает диск.)

Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес! Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)

Воспитатель: - Ну что, ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правила поведения в лесу.

1. Нельзя ломать ветки деревьев,

2. нельзя на дереве царапать слова.

3. Нельзя разжигать костер.

4. Нельзя обдирать кору с дерева.

5. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

6. Засыпать снегом молодые березки и елочки, чтобы они хорошо зимовали.

Ребята, а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

(На поезде, самолёте, вертолете, пешком).

Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!

(Дети, под музыку «на лыжах» идут в лес)

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава под снегом спит.

Воспитатель : Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)

Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

Дыхательное упражнение:

дети вдыхают носом воздух

на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)

Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

(дети называют какие деревья знают)

А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане». (Береза)

Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины».

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский – ... (кедр).

Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)

Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

(Разные. У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)

(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)

(называется – ОСИННИК.)

Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)

(деревья, имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

Почему он так называется?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

(Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)

Кто знает загадку про ель и сосну?

(«Зимой и летом одним цветом».)

Почему всегда одним цветом?

(Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?

(ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)

Лес, где растут одни сосны, как называется?

(СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)

Лес, где растут одни кедры, как называется?

(КЕДРОВЫЙ ЛЕС или КЕДРАЧ.) (слайд №9)

Лес, где растут одни пихты, как называется?

(Пихтовый лес.) (Слайд №10)

Лес где растут лиственницы?

(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)

Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".

А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?

(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и лиственницы их шишки. (слайд №12)

Чем они похожи? Чем они отличаются?

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)

(это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса)

(это место для постройки гнезда)

(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)

(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)

(для художника это объект для картин)

(для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

(дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

Заключение.

А теперь нам пора в детский сад.

(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)

Ребята, давайте нарисуем деревья и отправим Лесовичку наши рисунки в знак благодарности за увлекательное путешествие по лесу.

Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?

Список используемой литературы:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

3. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

4. Сайты интернета для воспитателей


Цель: формирование у детей представлений о взаимосвязи в природе, зависимости друг от друга представителей живой природы.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

  • развивать мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
  • развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач.
  • активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка
  • расширять представления о взаимосвязях в природе.

Речевое развитие

  • совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы.
  • развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 3-4 фраз.
  • побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения с взрослыми и сверстниками.
  • активизировать словарный запас детей.

Социально – коммуникативное развитие

  • воспитывать коммуникативные умения и навыки
  • воспитывать бережное отношение к природе

Методы и приемы:

  • Словесный: вопрос – ответ; умозаключение; выводы.
  • Наглядный: картинки – схемы; изображение фей.
  • Практический: рисование символов; выстраивание цепочки взаимосвязей.

Технологии:

  • Здоровьесберегающее: смена двигательной активности.
  • Индивидуально-дифференцированный подход: учет возрастных особенностей; предварительная работа; принцип личностно-ориентированного подхода; принцип индивидуально-дифференцированного подход.
  • ИКТ – технологии: показ Microsoft Office PowerPoint.

Приходят Феи Объединения и Разъединения.

Фея Объединения обращает внимание на плакат.

— Ребята, а что тут у вас кто изображено?

Дети: человек, животные, птицы, насекомые, растения.

Фея Объединения: а почему от человека стрелочка показывает на животных?

Дети: потому что человек питается животным, шьет одежду из меха животных, готовить продукты из молока животных.

Фея Объединения: какие животные живут в ваших лесах?

Дети: медведь, волк, лиса, рысь

Фея Объединения: а от животных почему стрелочка показывает на птиц?

Дети: животные питаются птицами

Фея Объединения: какие птицы живут в вашем городе?

Дети: воробей, синица, ворона

Фея Объединения: почему стрелочка от птиц идет к насекомым?

Дети: птицы питаются насекомыми

Фея Объединения: какие насекомые живут в ваших лесах?

Дети: муравьи, бабочки, гусеницы, червяки

Фея Объединения: почему стрелочка от насекомых показывает на растения?

Дети: насекомые питаются растениями и живут в растениях.

Фея Объединения: какие растения растут в вашем крае?

Дети: Ягоды, деревья, цветы, трава

Фея Разъединения: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Что изменилось»

Раз, два, три отвернись.

Раз, два, три повернись.

— Что изменилось?

Дети: исчезли птицы

Фея Разъединения: вот и хорошо. Нет птиц и ладно.

Воспитатель: ребята, а это хорошо или плохо, что исчезли все птицы?

Дети: плохо, потому что насекомых станет много, и они съедят все растения. Не будет растений. Не будет птиц, животным нечего будет питаться, и они тоже погибнут. Не будет животных, у людей не будет мяса, одежды, и они тоже погибнут.

(Постепенно картинки убираются)

Также интересный материал по познавательному развитию:

Фея Объединения: ну, вот доигрались. Ничего у нас не осталось. Давайте поиграем в игру, в которой все смогут объединиться. Кто догадался, в какую игру мы будем играть?

Дети: теремок

Фея объединения достает конверт с изображением представителей живой природы. Дети выбирают себе героя и объединяются по классам: растения, животные, птицы, насекомые.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок

Вот по полю, по полю Фея бежит

У дверей остановилась и стучит

Кто в теремочке живет.

Никто ей не ответил, решила она в теремке поселиться. (На стол кладется круг с изображением человека).

Вот по полю, по полю звери бегут

У дверей остановились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, а вы кто?

Дети первой группы: мы звери, можно мы с тобой жить будем?

Воспитатель: я вас пущу, если вы мне расскажите, чем вы звери на нас людей похожи?

Дети первой группы: Мы дышим, растем, питаемся, у нас есть глаза и т.д

Воспитатель: проходите, пожалуйста (на стол кладется круг с изображением животных)

Вот к теремочку птицы летят

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, а вы кто?

Дети второй группы: мы птицы, можно мы с вами жить будем?

Дети первой группы: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы птицы от зверей отличаетесь?

Дети второй группы: тело птицы покрыто перьями, а звери шерстью. У птиц крылья, а у зверей лапы. У птиц — клюв, а у зверей клюва нет.)

Дети первой группы: Заходите к нам (на стол выкладывается круг с изображением птиц)

Вот по полю, по полю насекомые летят

У дверей приземлились и стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, а вы кто?

Дети третьей группы: мы насекомые, можно мы с вами жить будем?

Дети второй группы: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы насекомые на птиц похожи?

Дети третьей группы: насекомые могут летать и птицы тоже могут. У птиц и насекомых есть, голова, глава. У птиц птенцы из яиц появляются и у насекомых личинки из яиц появляются. Птицы и насекомые питаются растениями.

Дети второй группы: проходите в наш теремок. (на стол выкладывается круг с изображением насекомых)

Вот в поле, в поле растения стоят

И своими ветками в окошечко стучат

Кто в теремочке живет.

— Это я – человек, это мы – звери, это мы – птицы, это – мы – насекомые, а вы кто?

Дети четвертой группы: мы растения, можно мы с вами жить будем?

Дети третьей группы: мы вас пустим, если вы нам расскажите, чем вы растения от насекомых отличаетесь?

Дети четвертой группы: насекомые могут передвигаться, а растения нет. Насекомые размножаются личинками, а растения – семенами и веточками. У растений есть корни, листья, а у насекомых их нет.)

Дети третьей группы: заходите в наш теремок (на стол выкладывается круг с изображением растений)

Фея Объединения: ребята, мы все опять все вместе, все объединились. Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Что в природе все взаимосвязано. Природу нужно любить, охранять и беречь.

Фея Объединения: а где у нас в городе находятся уголки природы?

Дети: парк, лес, зоопарк, клумбы, газоны

Фея Разъединения: ребята, давайте нарисуем символы правил поведения в лесу.

Дети называют правила поведения на природе и зарисовывают их.

Название: Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МБДОУ д/с № 16
Месторасположение: город Зеленогорск Красноярский край

Российская Федерация

Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию (социальный мир) с использованием моделей по теме « В гостях у бабушки Федоры» в старшей группе

СКАЧАТЬ (с фото)

Воспитатель:

Онькова Мария Борисовна

г. Минусинск, 2017

Цель: уточнение и расширение представлений о посуде , ее назначении посредством метода наглядного моделирования

Задачи:

Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о посуде , классификации посуды по назначению, материалам, из которых она сделана (металл, глина, стекло, фарфор, пластмасса, дерево)

Активизировать словарь по теме «Посуда»

Совершенствовать навыки образования прилагательных

Упражнять детей в умении проговаривать чистоговорки посредством расшифровки мнемодорожек

Закреплять умение подбирать соответствующие пары картинок и графических изображений

Закреплять умение использовать преметы-заместители (геометрические блоки) вместо предметов посуды и распределять их в соответствии с их свойствами

Упражнять в использовании схем-алгоритмов при выполнении заданий

Развивающие:

Развивать мыслительные операции при использовании знаков-символов

Развивать коммуникативные навыки, зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение, внимание, связную речь, координацию речи с движением

Развивать пространственную ориентировку (закреплять понятия «право» , «лево» )

Воспитательные:

Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, бережное отношение к посуде , чувство сострадания, взаимопомощи, умение взаимодействовать друг с другом, договариваться

Образовательная область: познавательное развитие

Формы работы: фронтальная, парная.

Материалы и оборудование: портрет К.И.Чуковского, изображения бабушки Федоры - грустной и веселой, письмо от Федоры, карта путешествия, раскраски - сюрприз от Федоры, «волшебная палочка», карточки для деления на пары, пословицы, загадки о посуде, модель настольной игры «Домино» (посуда), геометрические фигуры пособия «Блоки Дьенеша», модель игры «Буфет», модель игры «Волшебный лифт», модель игры «Чистоговорки», демонстрационный материал - картинки с изображением предметов посуды , материалов, из которых изготавливают посуду, столик с предметами посуды, набор игрушечной посуды, предметы посуды для этапов путешествия, алгоритм «Накрой на стол», магнитофон, запись отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», мольберты, столы для игр

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»; рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды; рассматривание настоящей посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит; разучивание физминутки «Посуда», пословиц о посуде, рисование по теме «Посуда».

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап.

Дети заходят в группу. Обращают внимание на гостей. Здороваются. Спрашивают у гостей: Как у вас дела? Как настроение?

Социоигра «Здравствуй, друг!» (стоя в кругу)

Воспитатель: Ребята, доброе утро! Давайте с вами поприветствуем друг друга - поиграем в игру «Здравствуй, друг!» (Дети в парах говорят слова: «Здравствуй, друг! Ты пришел? - Я пришел! - Хорошо!» и обнимают своего друга. Далее воспитатель считает до трех, и дети должны быстро найти нового друга, игра проводится еще раз.)

Социоигра «Передай сигнал!» (на стульчиках в кругу)

Воспитатель: Ребята, какое у нас хорошее настроение, давайте передадим друг другу «сигнал дружбы»! (воспитатель передает сидящему рядом ребенку «сигнал дружбы» - обнимает его, ребенок передает сигнал соседу, и так далее по кругу)

Воспитатель включает отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Ребята, вы вспомнили эту сказку, в которой мы познакомились с бабушкой Федорой? (Федорино горе). Кто автор сказки? (Корней Иванович Чуковский). Для кого он написал сказку? (для детей) Поэтому его называют детским писателем. Какие еще произведения для детей он написал? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон нам принес письмо, давайте посмотрим, от кого оно пришло. Дети читают надпись на конверте и письмо от Федоры:

Ребята, здравствуйте, помогите мне, пожалуйста, у меня такое горе!

Села бы я за стол, да стол за ворота ушел.

Сварила бы я щи, да кастрюлю пойди, поищи.

И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы.

Ой, горе, мне, Федоре , горе!

Ох, не буду, ох, не буду я посуду обижать .

Буду, буду я посуду и любить, и уважать! Помогите мне вернуть мою посуду, пожалуйста!

Бабушка ФЕДОРА

Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная). А какая она должна быть? (чистая).

Ребята, Федора просит помощи, вы согласны помочь Федоре? (да). Но не так-то просто ей помочь, нужно выполнить много заданий

Основной этап.

Воспитатель и дети проходят к доске с картинками посуды.

- Ребята, Федора прислала нам карту нашего путешествия. На каждом этапе путешествия мы с вами будем возвращать Федоре по одному предмету сбежавшей посуды. (Дети ищут этапы путешествия по картинкам, указанным в карте и развешанным в группе, и после выполнения каждого задания возвращают Федоре предмет настоящей посуды)

1 этап. Давайте сначала вспомним, какая бывает посуда. Федора прислала нам загадки про посуду. А отгадки спрятаны в нашем буфете. Отгадайте их и покажите (на доске). Загадки о посуде Она всем очень нравится, На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка, Голубенькая...
Чашка Неприступная на вид, Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница

В земле я родился, В огне закалился. Горшок
Чайника подружка Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли. И зовут её…
Кастрюлей
У него большой живот, А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос На плите как паровоз.
Чайник
И оладьи, и омлет, И картошку на обед,
А блины - вот это да! Жарит всё ...
Сковорода

Чтоб поужинать всем дружно, Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую Для еды …
Тарелку

Хлеб бережет, Черстветь не дает.
Для хлеба - дом, Хорошо ему в нем.
Хлебница

А почему посуда так интересно расположена в нашем буфете? Что мы делаем с помощью этой посуды? (виды посуды - кухонная, чайная, столовая )

К какому виду посуды относятся глубокая тарелка, супница, хлебница, столовые приборы?(это столовая посуда , ею пользуются за столом во время еды )

Чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, конфетница, заварочный чайник? (это чайная посуда . Она нужна, чтобы пить чай) .

Молодцы! А кастрюля, чайник, сковорода, дуршлаг, половник?

(это кухонная посуда . Она нужна на кухне, в ней готовят пищу ).

2 этап. А какие мы знаем пословицы о посуде? Поиграем в игру «Закончи пословицу». Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить ее:

Посуда любит……чистоту. Дорога ложка…….к обеду. С самоваром чай вкуснее и….беседа веселее. За чаем не скучаем - …..по семь чашек выпиваем.

3 этап. Игра «Из чего сделана посуда?» (Воспитатель говорит, из чего посуда, а дети -какая это посуда)

(дети передают «волшебную палочку» и называют посуду) Воспитатель: Вот самовар, он из металла. Значит самовар…. металлический.

А вот ложки, они из дерева, значит они какие? Дети. Ложки деревянные.

Блюдце из фарфора, стакан из стекла, кувшин из глины, тарелка из пластмассы, ложка из дерева - деревянная. Чашка из фарфора - фарфоровая. Ваза из хрусталя - хрустальная. Терка из металла - металлическая. Стакан из стекла - стеклянный. Масленка из пластмассы -… Сковорода из чугуна -… Миска из глины -… Нож из стали -…

4 этап. Следующее задание - еще сложнее, ребята, справитесь?

Игра «Домино»

(нужно подобрать пары «картинка - графическое изображение)

5 этап. Игра «Буфет»

(Нужно правильно расставить «посуду» в «буфете» на полки, учитывая свойства предметов - форму, цвет, толщину, номер полки. В качестве «посуды» используются «Блоки Дьенеша». Обсуждается обозначение-замещение определенных предметов посуды определенными блоками: круг - тарелка, треугольник - кружка, квадрат - кастрюля, прямоугольник - сковорода)

6 этап. Игра «Волшебный лифт»

(На «лифте» нужно прокатить предмет посуды в разных направлениях - вверх - вниз, влево - вправо, и рассказать о прошлом и будущем этого предмета, о его составляющих частях, где он встречается. Дети выбирают подходящие по смыслу картинки и прикрепляют их на «лифт»)

7 этап. Физкультминутка «Превратись в посуду»

Проводится игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)

Очень важный как начальник! (одну руку на пояс, другую изгибают как носик)

Вот фарфоровые чашки :

Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца :

Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки :

Голова на тонкой ножке (руки вверх над головой)

Вот пластмассовый поднос :

Он посуду нам принес! (руки вперед как поднос)

-Ребята, давайте похлопаем друг другу, вы так здорово изображали посуду!

8 этап. Игра «Накрой на стол» (Дети накрывают на стол, используя схему-алгоритм сервировки стола, используется набор игрушечной посуды)

Где лежит ложка? - Где лежит вилка? - Где лежит нож?

(Дети отвечают полным ответом) .

9 этап. Игра «Выложи чистоговорки» (Деление на пары с помощью парных картинок с изображением посуды; дети выкладывают чистоговорки из кубиков и проговаривают их посредством расшифровки мнемодорожек)

Рефлекторный этап.

Воспитатель вешает на доску картинку счастливой Федоры за чаепитием.

Ребята, посмотрите на карту, что она говорит нам? Все ли мы предметы посуды вернули Федоре? Какие же вы молодцы! Нам пора возвращаться домой. Давайте потом отправим посуду Федоре в посылке. А пока Федора говорит вам «спасибо» и обещает:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать»!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? А что было трудным? (Дети передают «волшебную палочку» и высказывают свое мнение)

И за вашу помощь Федора прислала вам раскраски «Посуда». Скажем ей «спасибо».

Статьи по теме: