Необучаемые ученики: дети без мотивации. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога

Насколько сильно проявляются данные признаки и мешают ли они обучению? Может быть, ребенок не может сосредоточиться на одном предмете и именно поэтому кажется, словно он постоянно летает в облаках?

В этом ребенок ваш не одинок. Каждый десятый школьник страдает от такого необычного расстройства как необучаемость. Примерно у 20% из них наблюдается расстройство концентрации внимания. Термин необучаемости определить можно как «существенное несоответствие между интеллектуальными возможностями человека и теми навыками, которые он имеет на любой стадии развития».

Диагностика расстройства и осознание ситуации поможет гладко перейти к следующей стадии – поиску проверенных методов разрешения ситуации.

Необучаемость как болезнь

Нет очевидных, видимых с первого взгляда симптомов, которые позволяют с уверенностью выявить необучаемость. Признаки проявляются в основном в легкой форме, именно поэтому порой необучаемость получается обнаружить лишь на поздней стадии развития ребенка. Определенные дети страдают необучаемостью только одного вида, в то время как у иных часто бывает сразу несколько видов необучаемости.

Специалисты полагают, что имеется много причин появления необучаемости. Некоторые можно определить, а некоторые - нет. Порой связаны нарушения с неправильным развитием мозга, которое обусловлено генетическими факторами. Употребление наркотиков или спиртных напитков во время беременности может вызвать данное нарушение, также как и плохая экологическая среда. Выделяют также иные причины появления необучаемости:

Травма, несчастный случай или болезнь, перенесенная мамой во время беременности;
наличие токсинов в утробе, либо развитие в плохой экологической среде;
при нормальном слухе и зрении ребенок неверно воспринимает обычные звуки и зрелища, это объясняется нарушением в нервной системе;
запаздывание в развитии - медленное развитие ребенка в сравнении с ровесниками;
ранние роды или болезни, перенесенные малышом вскоре после рождения;
травмы, несчастные случаи или болезни, которые перенесены в самом раннем детстве.

Диагностика необучаемости

В детском садике или школе может предстать ситуация, в которой ребенок должен будет руководствоваться установками воспитателя или учителя, либо реагировать ожидаемым образом. Порой ребенок не может понять написанный текст, или даже не всегда может понять устную речь. Необучаемость становится явной, когда отставание в учебе по мере роста ребенка не проходит. Имеются разные способы диагностики каждого типа необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят лишь после выполнения всех нужных тестов.

Типы необучаемости

Определенные нарушения в развитии языковых и речевых навыков. Данное нарушение часто встречается и, в основном, его «перерастают». Детки, которые страдают данным расстройством, от ровесников отличаются следующим:

Неверно произносят определенные звуки (наблюдается нарушение артикуляции);
неверно используют слова для формулировки своих мыслей либо неверно называют предметы (наблюдается нарушение функций речи);
понимают только небольшой процент устной речи и неверно реагируют на услышанное, либо не реагируют вовсе (нарушение рецептивных функций).

Нарушения, которые связаны со способностями ребенка к образованию: ребенок довольно медленно учится читать, считать и писать – намного медленнее одногодок.

Нарушение чтения. Данное необычное расстройство тоже называется «дислексией». Дислексия – трудности, которые связаны с языком. Дислексы ощущают затруднения в чтении, восприятии и произношении речи и им сложно словами выразить свои мысли. Появляется большой разрыв между их учебными возможностями и настоящими результатами их учебы.
? Нарушение письма. Дисграфия обладает неврологической этиологией и заключается в нарушении письма, при котором человек ощущает трудности в выведении букв, либо не может изучить правила правописания и из-за этого делает ошибки даже в элементарных словах.
? Нарушение счета. Дискалькуляция – расстройство, при котором ребенок не может решить математические задачи или понять математические правила, а также математические концепции.

Другие нарушения: если проявления необучаемости ни под одну из перечисленных категорий не подпадают, то в таком случае их относят к следующим видам.

Нарушение координации движения и моторики: ребенок не может осуществлять действия, которые требуют координации групп мелких или крупных мышц. К примеру, ребенку сложно раскрашивать картинку, писать, вырезать, ему неудобно прыгать и бегать.

Невербальное нарушение: при неврологическом расстройстве функции полушарий мозга ребенку сложно осмысливать визуально-пространственную, либо невербальную информацию. Это может привести к нарушениям координации движений, сложностям с распознаванием образов, ухудшению математических способностей, а также зрительной памяти.

Нарушение внимания: расстройство внимания само по себе еще не является видом необучаемости. Но неумение концентрировать внимание ребенка сильно отвлекает от занятий и отрицательно воздействует на успеваемость. Именно поэтому нарушение внимания условно можно отнести к нарушениям, которые связаны с образовательными способностями малыша.

Как помочь ребенку

Если у ребенка установили «необучаемость», это абсолютно ничего не говорит о его интеллектуальных способностях. По сути, разум ребенка в данной ситуации может быть выше среднего. При этом от сверстников ребенок никаким образом не отличается, однако он не владеет некоторыми навыками, которые нужны для успеха в школе, а в будущем - на работе. Довольно важно осознавать это и не внушать малышу мысль о том, что он неполноценный, чтобы он вырос уверенным в себе и благополучным человеком.

Медикаментозное лечение абсолютно бесполезно при лечении необучаемости. Видимое улучшение может дать лишь внимание родителей и особое обучение, адаптированное к способностям и потребностям малыша. Во многих развитых странах работают специальные государственные школы для деток с такими расстройствами. В определенных школах имеются особые программы обучения для плохообучаемых и необучаемых деток. Данные программы созданы с учетом типа необучаемости, который наблюдается у ребенка. Со временем малыш может побороть свои недостатки, догнать ровесников и приобрести нужные навыки.

Вы можете или написать свой.

ваш ребёнок не может внимательно слушать, связно выражать свои мысли, думать, читать, писать, не усваивает правила правописания и никак не научится считать и решать математические задачи? Насколько сильно проявляются эти симптомы и мешают ли они процессу обучения? Возможно, ребенок не может сосредоточить внимание на одном предмете и поэтому кажется, будто он постоянно витает в облаках?

В этом ваш сын или дочка не одиноки. Каждый десятый ребенок школьного возраста (почти 4 миллиона в мировом масштабе) страдает от необычного расстройства - необучаемости. Приблизительно 20% из них страдают расстройством концентрации внимания. Понятие необучаемости можно определить как «значительное несоответствие между интеллектуальными способностями человека и теми навыками, которыми он обладает на каждой ступени развития».

Диагностика расстройства и понимание ситуации поможет плавно перейти к следующему этапу - поиску проверенных способов разрешения ситуации. Кроме полной и абсолютной родительской поддержки, что нужно ребенку, чтобы состояться как личность, добиться успеха и независимости? Читайте дальше, чтобы узнать больше о причинах и признаках детской необучаемости.

Необучаемость как заболевание

Не существует очевидных, заметных с первого взгляда признаков, позволяющих с уверенностью диагностировать необучаемость. Симптомы в основном проявляются в легкой форме, поэтому иногда необучаемость удается выявить только на позднем этапе развития ребенка. Некоторые дети страдают необучаемостью одного вида, в то время как у других нередко наблюдается несколько видов необучаемости.

Психологи считают, что существует множество причин возникновения необучаемости. Некоторые из них можно установить, некоторые - нет. Иногда нарушения связаны с неправильным развитием головного мозга, обусловленным генетическими факторами. Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности также может спровоцировать это нарушение, также как и неблагоприятная экологическая среда в детстве. Выделяют также другие причины возникновения необучаемости:

* Несчастный случай, травма или заболевание, перенесенное матерью в период беременности

* Запаздывание в развитии - замедленное развитие ребенка по сравнению с ровесниками

* При нормальном зрении и слухе ребенок неправильно воспринимает обыкновенные звуки и зрелища, что объясняется расстройством нервной системы.

* Преждевременные роды или заболевания, перенесенные ребенком вскоре после рождения

* Присутствие токсинов в утробе или развитие в неблагоприятной экологической среде

* Несчастные случаи, травмы или заболевания, перенесенные в раннем детстве

Диагностика необучаемости

В школе или детском саду может возникнуть ситуация, в которой ребенок должен следовать указаниям воспитателя или учителя или реагировать ожидаемым образом. Иногда ребенок не может понимать письмо или даже не всегда понимает устную речь и не может пересказать услышанное. Необучаемость становится очевидной, когда отставание в учебе не проходит по мере взросления ребенка. Существуют различные методы диагностики каждого вида необучаемости. Диагноз «необучаемость» ставят ребенку (или взрослому) только после проведения всех необходимых тестов.

Виды необучаемости

Нарушение в развитии речевых и языковых навыков. Это нарушение очень часто встречается и, как правило, его «перерастают». Дети, страдающие этим расстройством, отличаются от ровесников следующим:

* Неправильно произносят некоторые звуки (например «клошечный клолик», а не «крошечный кролик») (нарушение артикуляции).

* Неправильно использует слова для выражения своих мыслей или неправильно называет предметы (нарушение речевых функций).

* Понимает лишь небольшой процент устной речи и неправильно реагирует на услышанное или не реагирует совсем (расстройство рецептивных функций).

Нарушения, связанные с образовательными способностями ребенка: ребенок очень медленно учится читать, писать и считать - гораздо медленнее своих ровесников.

* Расстройство чтения. Это необычное расстройство также получило название «дислексия». Дислексия представляет собой трудности, связанные с языком. Дислексы испытывают затруднения в чтении, произношении и восприятии речи, а также им тяжело выразить словами собственные мысли. Возникает невероятный разрыв между их учебным потенциалом и реальными результатами их обучения.

* Расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую этиологию и заключается в расстройстве письма, при котором человек испытывает трудности в написании букв или же не может усвоить правила правописания и поэтому делает грубые ошибки даже в самых элементарных словах.

* Расстройство счёта. Дискалькуляция - это нарушение, при котором ребенок не может справиться с математическими задачами или понимать математические правила и абстрактные математические концепции.

Другие нарушения: если проявления необучаемости не подпадают ни под одну из перечисленных выше категорий, их относят к следующим видам.

Расстройство координации движения и общей моторики: ребенок не может выполнять действия, требующие координации групп крупных или мелких мышц. Например, ребенку трудно раскрашивать картинку, вырезать, писать, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ему неудобно бегать и прыгать.

Невербальное расстройство: при неврологическом нарушении функции полушарий головного мозга ребенку трудно осмысливать невербальную или визуально-пространственную информацию. Это приводит к нарушениям координации движений, трудностям с распознаванием образов, ослаблению математических способностей и зрительной памяти.

Расстройства внимания: само по себе расстройство внимания еще не считается видом необучаемости. Однако неспособность концентрировать внимание отвлекает ребенка от занятий и негативно влияет на успеваемость. Поэтому расстройство внимания можно условно отнести к нарушениям, связанным с образовательными способностями ребенка.

Как помочь

Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе и на работе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе.

Медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дает только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка. В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.

Уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, тем, как у Вас организовано обучение самых тяжелых детей. В этом году мы приняли в 1 класс детишек, которые ранее были "необучаемыми". Возникает масса сложностей с их передвижением, кормлением и т.д. Какой персонал работает с такой категорий детей с условиях школы, а не интерната?

Комментарии

Обучение детей с глубокой уо

Здравствуйте! Я работаю в упомянутой 25 школе г. Санкт-Петербурга. Наш филиал находится на базе ДДИ№4 г.Павловска. В классах у нас дети с F71 и F2 (но ближе они к глубокой уо), очень мало, кто говорит, почти никто не ходит. В моем классе никто не разговаривает. Все дети с множественными нарушениями развития и наслоившемся синдромом госпитализма. Обучение проходит по программе Баряевой и Яковлевой. Приведу пример собственных наработок. Предмет "Альтернативное чтение", изучение стихотворения про зиму "В лесу родилась елочка...". В течение ноября и декабря дети знакомились с героями стихотворения (заяц, волк, лошадка, мужичок). Ученики привыкали к игрушкам, изучали их фотографии, учились выбирать указанный предмет из 2-3 других. Знакомились с природными явлениями зимой -на прогулке трогали настоящий снег, учились делать снег искусственный (бумага, вата), трогали настоящие ветки ели, нюхали запах хвои. На уроках раскрашивали силуэты ели, изготавливали игрушки из соленого теста. Все действия сопровождались соответствующими строками изучаемого стихотворения. В канун Нового Года был разыгран кукольный спектакль, обыгрывающий стихотворение. У детей закрепились понятия о признаках зимы, обогатился сенсорный опыт, запомнилось стихотворение, его герои.
Что касается обучения детей с F73, то у нас они на надомном обучении по программе (проект) сенсорной стимуляции (зрительно-слуховая, двигательно-моторная, коммуникативная, обонятельная, тактильная), а это еще Грачева придумала сто лет назад...

Часто уже до рождения ребенка родители начинают мечтать, кем он станет. Когда годы спустя выясняется, что ребенок страдает необучаемостью и не сможет многого добиться в жизни , это становится для них тяжелым ударом.

Одни родители винят себя, другие отказываются признавать проблему и возлагают ответственность на школу и учителей. Однако причины необучаемости на самом деле неизвестны.

В дошкольном возрасте

  • Ребенок начинает говорить позже других детей
  • Нуждается в помощи логопеда
  • Очень медленно набирает словарный запас, с трудом находит нужное слово
  • С трудом запоминает буквы, цифры, цвета, дни недели
  • Легко отвлекается, не может сосредоточиться и следовать указаниям воспитателя
  • Плохо владеет тонкой моторикой

В детском саду и подготовительных классах школы

  • С трудом понимает связь между буквами и звуками
  • Часто путает простые слова
  • Делает грубые ошибки при письме и чтении; переставляет буквы в словах
  • Путает порядки в числах (последовательность цифр) и математические знаки
  • С трудом запоминает факты и осваивает новые навыки
  • Неловко держит ручку или карандаш
  • Часто ведет себя импульсивно, не умеет планировать свои действия
  • Испытывает трудности с определением времени
  • Страдает плохой координацией движений, часто попадает в неприятные ситуации

В начальной школе

  • С трудом читает и отказывается читать вслух
  • С трудом понимает словесное содержание математических задач
  • Плохо пишет, неуклюже пользуется карандашом
  • Затрудняется с выделением суффиксов, приставок, корней и других частей слова
  • Плохо запоминает материал
  • С трудом заводит друзей
  • Имеет низкую самооценку
  • Получает самые плохие отметки за контрольные работ и на экзаменах

В средней школе

  • По-прежнему плохо пишет
  • Не может выделить основную мысль в тексте и сделать резюме
  • Плохо запоминает
  • Выполняет задания очень медленно и либо не обращает внимание на детали, либо, напротив, застревает на них
  • Плохо воспринимает изменения и с трудом к ним приспосабливается
  • Избегает всего, что связано с чтением и письмом
  • Не способен овладеть абстрактным материалом
  • Неправильно понимают прочитанное

Обследование детей с признаками необучаемости

Если учителя или родители подозревают, что ребенок страдает необучаемостью, сначала нужно подтвердить эту оценку. Для этого есть особые медико-педагогические комиссии. Инициатором обследования могут выступить врачи, родители, воспитатели или учителя. Однако в любом случае необходимо согласие родителей.

Способов тестирования ребенка очень много. Все зависит от возраста и симптомов. На первое заседание комиссии приглашают вместе с ребенком родителей. В этот момент все члены семьи, как правило, напуганы и растеряны. Лучше заранее подготовиться к встрече и записать вопросы, которые хотелось бы обсудить. Не бойтесь уточнять смысл ответов, если специалисты используют непонятные термины.

Видов нарушений, связанных с необучаемостью, очень много. Соответственно, для диагностики используются разные методы. Комплексное обследование начинается с медицинского осмотра , чтобы исключить расстройства зрения или слуха. Затем подключаются другие специалисты. Обычно в обследование входят:

  • Беседа с ребенком и наблюдение за его поведением
  • Изучение истории болезни
  • Беседа с родителями (сведения, полученные от родителей, самые важные, поскольку они знают ребенка с рождения и могут дать важную информацию о его развитии)
  • Психологическое тестирование, обычно его проводит психолог или психоневролог
  • Изучение карты психолого-педагогических наблюдений (оценка уровня социализации)
  • Оценка речевого развития, заключение логопеда
  • Оценка развития тонкой моторики и чувственного восприятия
  • Оценка развития крупной моторики, мышечного тонуса и координации движений

Обследование направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка и понять, что он может усвоить и где у него возникают трудности. Полученная информация будет решающей при выборе оптимальных условий для его дальнейшего обучения.

План развития при необучаемости

На заключительном заседании медико-педагогической комиссии каждый специалист выносит свое заключение и предлагает меры по коррекции симптомов необучаемости. Родители присутствуют на заседании и активно участвуют в этом процессе.

Необучаемые дети зачастую считают себя тупыми или ленивыми. Разрабатывая программу помощи таким ребятам, нужно обращать внимание на их сильные стороны и таланты. Необходимо объяснить ребенку, что необучаемость не означает, что он не способен учиться, просто его надо учить по-другому, чем остальных детей.

Лучше всего, когда коррекционные классы существуют в обычной школе. В этом случае у ребенка не возникает ощущения отчужденности от сверстников. Однако иногда оптимальным является перевод в специальную школу.

Родитель - лучший защитник интересов своего ребенка, а для этого нужно быть хорошо информированным, Чаще встречайтесь с учителями и другими специалистами. Обсуждайте успехи ребенка. Родители имеют право знакомиться с любыми документами, касающимися их сына или дочери. Коррекционное обучение регулируется законами, которые вам нужно обязательно изучить.

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся проявления необучаемости.

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности . Это неврологическое заболевание, которое начинается в раннем детстве и подчас сохраняется и во взрослом возрасте. Выражается в неспособности контролировать свое поведение и поступки. Диагноз ставит врач -невролог.

Нарушение языковых навыков. Обучение языку связано с двумя способностями: понимать сказанное или прочитанное и уметь выражать свои мысли устно или письменно. Если у ребенка проблема с выражением своих мыслей, то это становится заметно, когда он начинает говорить. Проблемы с пониманием не столь очевидны. У детей могут быть также трудности с абстрактным мышлением или подбором подходящих слов. Если вы предполагаете, что у ребенка проблема именно с языковыми навыками, это можно уточнить с помощью специальных тестов.

Трудности с чтением. Дети могут столкнуться с трудностями при понимании, анализе и пересказе текста. Общий термин, который применяется для обозначения этих проблем, - дислексия. Коррекционные мероприятия подбираются индивидуально. Такие дети часто сталкиваются также с трудностями при счете, письме и т. п.

Несколько слов в поддержку «необучаемых» детей

Очевидно, что необучаемые дети чувствуют себя ущербными. Повысить их самооценку - важная задача, стоящая перед учителями и родителями.

Не зацикливайтесь на неполноценности ребенка, лучше подчеркивайте и развивайте его сильные стороны. Помогите ему найти интересное увлечение. Занятия музыкой, рисованием, посещение театрального кружка, спортивной секции и другие групповые занятия дадут ребенку шанс проявить себя.

Знайте свои права. Будьте в курсе новостей, связанных с коррекционным обучением. Объединитесь с другими родителями, которые могут оказать вам помощь и поддержку. И самое главное - не сдавайтесь. Исследования проблемы продолжаются, и это дает родителям и детям надежду на лучшее.

Основная причина расстройства — неправильное функционирование определённого отдела головного мозга. Вызвать это нарушение могут следующие факторы:
Во время беременности:
. Несчастный случай, травмы, заболевания мамы;
. Употребления мамой алкоголя и других ядов (наркотики, курение);
. Неблагоприятная экологическая обстановка в период вынашивания;
. Аномалии развития головного мозга плода.
Другие причины:
. Преждевременные или тяжёлые роды;
. Нервные расстройства. Неверное восприятие звуковой или зрительной информации;
. Травмы, перенесённые ребёнком в раннем детстве;
. Наследственность. Родители, страдающие необучаемостью, могут передать заболевание детям.


Диагностика проблем

Большинство родителей обнаруживают недуг в начальной школе, когда дети активно формируют навык чтение и письма.
Тревожные симптомы:
. Ребёнку трудно распознать и различить звуки и буквы (похожие, например, звук «с» и «ш»);
. Малыш путает числа, последовательность цифр, не распознаёт математические знаки, с трудом определяет время;
. Путает лёгкие слова, пропускает или переставляет слог, буквы в словах;
. Тяжело осваивает навыки и учебный материал;
. Эмоционально нестабилен, рассеян;
. Не может решить простые математические задачи без посторонней помощи;
. У ребёнка проблемы с чтением. Не хочет и не может читать вслух;
. Ребёнку сложно считать, проблемы с логикой;
. Плохая координация движений, неловкое письмо;
. Проблемы с письменной и устной речью.


Виды нарушений

1. Нарушения речевых и языковых функций:
Нарушение артикуляции — неправильное произношение звуков.
Нарушение речевых функций — трудности в подборе слова, назывании предметов и т. д.
Расстройство рецептивных функций — трудности в понимании устной речи.
Часто встречаются и, как правило, проходят по мере взросления.
2. Нарушения образовательных способностей:
Дислексия. Расстройство чтения. Дислексикам трудно читать, воспринимать и произносить речь, внятно выражать свои мысли.
Дети с дисграфией или расстройством письма не могут овладеть письмом и не усваивают правил орфографии.
С Дискалькуляцией или расстройством счёта, ребёнок не способен усвоить арифметику и математические правила, не может решать математические задачи.
3. Расстройство координации и моторики. Ребёнку трудно держать равновесие при стоянии, застёгивать пуговицу, работать пальчиками (мелкая моторика).
4. Невербальное расстройство. Ребёнок не может правильно определить расположение в пространстве объектов, людей, не понимает жесты, мимику. Как следствие — слабая зрительная память, трудности в узнавании образов.
5. Невнимательность, отсутствие концентрации. Не считается видом необучаемости, однако негативно сказывается на успеваемости ребёнка в школе.


Что же делать?

Необучаемые дети не отличаются от сверстников. У них слабо развиты навыки, необходимые для школы, но мышление не страдает и может быть выше среднего или нормальным.
Этот недуг не лечится медикаментозно. Развитие ребёнка зависит только от родителей, их внимания и участия в обучении. Существуют программы, разработанные специально для коррекции недостатков. Чем раньше начнётся коррекция, тем больше шансов убрать недостаток и догнать сверстников. Также работают специальные школы для детей с подобными проблемами.

Статьи по теме: