Наши проблемы… Родом из детства. Родом из детства

Наше «я» формируется в детстве. Все мы являемся произведениями тех, кто находится рядом с нами в годы детства, тех, кто нас любит либо отказывает нам в любви. Для любого человека поддержка и любовь — величайший дар. Любовь проявляется сильнее всего тем, что мы освобождаем тех, кого любим, от ограничивающих рамок, от комплексов и вдохновляем их на создание достойной жизни.

В самом начале жизни каждый из нас подобен нераскрытому цветку. Только после того, как цветок получит тепло и любовь, он раскроется и станет видна вся его красота. Так же и ребенок нуждается в родительской заботе, внимании и одобрении для того, чтобы раскрыться. Если он не получит достаточно любви и одобрения, то его бутон так и не расцветет.

Есть такая боль, которая сидит глубоко в груди человека, и она не похожа ни на какую другую боль. Люди ложатся спать с этой болью и с нею же встают. Иногда боль такая сильная, что случается душевное расстройство и человеку необходима профессиональная помощь. Если ребенок лишен понимания, то к тому времени, как он вырастет и станет взрослым, его сердце переполнится обидами, и он будет поглощен только своими собственными несчастьями, он будет не в состоянии отойти от самого себя, чтобы любить кого-либо другого.

Я не общаюсь со своим отцом и не вижусь с ним годами, но знаю, что помирилась бы с ним мгновенно, если бы он имел смелость и извинился за все свои ошибки: за то, что никогда не говорил самых главных слов, за то, что повесил на меня бремя вины и комплексов, совершая поступки и говоря слова, убеждающие меня в том, что я ничего не стою. За то, что во взрослой жизни мне было сложно восстановить чувство собственного достоинства, за то, что я долго не умела любить. За то, что я совершала много фатальных ошибок, которые приводили к нервным срывам, а все потому что мне не хватало знаний как правильно поступать в той или иной ситуации, потому что мне не к кому было обратиться за советом…

И так, все мы были детьми, но не каждый вспоминает эту часть своей жизни с удовольствием.
Лично я думала и была уверенна, что у меня всё будет по-другому, что я всегда буду понимать своего ребенка и буду ему лучшим другом. Но однажды поняла, что наступаю на те же грабли и совершаю те же самые ошибки, что делали мои родители! Не желая этого, я подсознательно копирую модель поведения своих родителей. Вот уж где верна поговорка «мы рабы своих привычек».

Да, я лучше обеспечиваю своего ребенка, не употребляю алкоголь, не курю, не подвержена никаким пагубным страстям, но я совершаю такие же причиняющие боль, поступки! Я лишаю его самоуважения и уверенности в себе. В чем это выражается? Критика. Упреки. Неодобрение. Подавление своим авторитетом. Невнимание.

Например, сначала я думала, что будет лучше, если ребенок будет выполнять домашнее задание самостоятельно и в одиночестве. Я хотела, чтобы он научился вниманию и не могла понять, почему для него школа не является чем — то важным. Потом я поняла свою ошибку. Я сама не уделяла внимание тому, что хотела в нем воспитать. Предоставив ему свободу, я показала этим, что не придаю большого значения урокам в школе. Он соответственно, стал уделять им внимания еще меньше.

Ребенок нуждается в поддержке, он еще не может представить себе важность успехов в школе. Ему необходимо сообщать свои мысли самым важным людям в его жизни. Это касается не только уроков, а вообще всего. Если родители не будут уделять ребенку достаточно внимания, то он будет искать поддержки в другом месте, и хорошо, если это будут благополучные сверстники.

Теперь, когда ребенок выполняет домашнее задание, я нахожусь рядом и при необходимости помогаю.

Никогда не применяйте критику, т. е. деструктивного критицизма по отношению к детям. Они очень чувствительны к любого рода критике, исходящей от родителей. Они могут не реагировать видимым образом, но внутри испытывают жуткую боль.

Каждый всплеск отрицательных эмоций наносит серьезный удар по психике ребенка. Стресс может накапливаться до бесконечности и обнаружить себя многочисленными комплексами и фобиями во взрослой жизни.

Не желая того мы сами можем разрушить личность ребенка. Когда мы подвергаем его осуждению, он чувствует себя недостойным и неуверенным в себе, он теряет самоуважение. В это же время он сам программируется на подобную модель поведения в будущем и обучается осуждению, обучается чувствовать себя виноватым, вместо того чтобы учиться любви, пониманию и формировать у себя сильный характер. Ребенок в большей степени подражатель, чем мыслитель.

Родители, стремящиеся избежать любого неудобства под лозунгом «воспитания», на самом деле воспитывают у ребенка привычку сосредотачиваться лишь на самом себе — привычку, которая не принесет ничего, кроме несчастья.

Если вы высмеиваете недостатки ребенка, стремясь таким образом заставить делать его то, что нужно вам, вспомните себя в детстве… Что вы чувствовали, когда родители критиковали вас? — правильно, вы чувствовали себя нелюбимым и непонятым, вам было обидно.

Обида на родителей засядет в голове и будет удерживаться там всю жизнь. Психологические травмы, нанесенные в детстве могут десятилетиями кровоточить. Взрослые люди имеющие неврозы, психические проблемы, эмоциональные расстройства и серьезные неудачи в личной жизни и в карьере, были детьми, которые получили мало любви, но много неодобрения.

Истинная родительская любовь требует забвения своих ожиданий. Дети не обязаны дотягивать до той планки, которую вы им выставили. Родители, стремящиеся содействовать успехам своих детей, часто не замечают, что за этим стоит неосуществленное желание их собственного успеха.

Когда вы пытаетесь заставить вашего ребенка быть кем — то кем он не хочет и не может быть, его сила воли, его собственный потенциал будут ослабевать. Ребенок не обязан оправдывать ничьи ожидания, он уникален, он индивидуальность.

Если требования чересчур жесткие, это приводит к тому, что ребенок начинает думать, что его ценность состоит лишь в уважении желаний родителей. Он чувствует, что как личность стоит очень мало, отсюда возникает комплекс неполноценности. Когда родители относятся к ребенку как к обременительному грузу и держат его в состоянии подчинения своей воли, — они на всю жизнь закладывают в него семена этого комплекса. Ребенок приходит к выводу, что сам по себе он ничего не представляет и мучается никчемностью, — мысль, которая может на всю жизнь подорвать веру в свои силы.

Когда поведение ребенка расходится с родительскими ожиданиями, вы не имеете права забирать свою любовь назад даже временно. Иначе вы собственными руками заложите в нем фундамент будущих проблем.
Любой негатив исходящий от человека во взрослой жизни — это стремление отделаться от чувства обиды, злости, которые порождаются в начале жизни. Поведение человека — это реакция на то, как обходились с ним в детстве. Недаром психотерапевты уделяют особое внимание воспоминаниям пациента о детстве. Потому что основные свойства личности формируются с первых лет жизни.

В процессе формирования личности у ребенка, часто подвергающегося критике и наказаниям, возникают неизбежные отклонения, которые приводят к неврозам и эмоциональным расстройствам. Это и неспособность устанавливать хорошие отношения с другими людьми, это страхи, дискомфорт от общения, это неуверенность в собственных силах и социофобия. Конечно, такие родители оправдают свою требовательность, гнев и проявление эмоций, желанием вырастить детей послушными. Но не собственный ли это внутренний дискомфорт? А у детей на всю жизнь останется душевная травма.

Одна из самых больших обид у человека, это та, что родители не говорили «я прошу прощения за боль, которую когда-то причинил тебе». Поэтому сейчас я принимаю полную ответственность за все свои слова и поступки, которые могут породить вину и комплексы у моего ребенка. Я не идеальна, да, но я не боюсь ему это показать, если чувствую, что не права. Я извинюсь, если не права, я могу разозлиться и наговорить со злости что-нибудь, но тут же беру свои слова обратно, говоря «прости меня». И знаете что? — ребенок меня не только любит и доверяет, но и видит во мне лучшего друга.

Не забывайте, пожалуйста, что наказание в состоянии раздражения — само по себе вещь очень опасная, а если вы еще и не извинитесь. Не забывайте, что дети мыслят иначе, чем взрослые. Они не умеют мыслить в категориях причины и следствия. Если ребенку не объяснить в чем опасность его поступка (например, перебежал через дорогу), то из всего скандала он удержит только одно: я — плохой.

Но дети всегда готовы прощать и забывать обиды. Если они видят, что у вас есть смелость признавать свои ошибки, этим вы покажете им пример. Самыми эффективными уроками будут те, которые родители дают собственным примером.

Ребенок должен быть уверен, что ничто не может повлиять на вашу любовь к нему, независимо от того что он делает. Если ребенок понимает, что его любят и неидеального, это повышает его собственную значимость, уверенность и самоуважение. И он сам будет стремиться к тому, чтобы больше не огорчать вас.

И так, первые годы жизни являются самыми важными в жизни человека. и многое в том, что называется выбором человека — будет определяться теми уроками, которые давали родители своим примером. Мы источник поведения наших детей. Судьба наших детей находится в наших руках.

"Переполненный сосуд выливается через край. Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно".

Симеон Афонский

Представьте, что в каждом человеке есть некий сосуд - кувшин, в который он размещает свои эмоции и чувства. К примеру, такую знакомую всем эмоцию — злость!

Итак, человек разозлился, но злость свою никак не выразил, не высказал, оставил всё в себе. И злоба спокойно опустилась на дно кувшина. Казалось бы, просто человек воспитанный, терпеливый, а на самом деле - запасливый, так как копит в себе злость...

Проходит время, невыраженная злобища накапливается, и вновь сдерживается: трансформируется в обиды, страхи, возмущение, раздражение, сарказм и т.д., пока не достигает своего апогея: переходит в гнев, затем в состояние агрессии. А в тот момент, когда метафорический сосуд переполняется - негатив изливается наружу!

Человека буквально "взрывает": он в состоянии сильного аффекта превращается в зверя, который орет не своим голосом, крушит мебель, набрасывается с кулаками на окружающих, разрушает отношения и себя...Потому что попадая в аффект, человек отключает сознание!

Через негативное поведение человек буквально кричит о том, как ему больно! И чтобы это понять, необязательно быть психологом!

Почему так происходит?

Как известно, все наши взрослые проблемы родом из детства! Именно в воспитании, начиная с раннего возраста, кроется ключ к разгадке того, как мы позволяем себе злиться, и каким образом агрессируем на окружающих.

Давайте совершим небольшой экскурс в детство, а точнее в детско-родительские отношения!

Ребенок начинает проявлять негативные эмоции уже с первых дней после появления на свет! У него пока нет возможности самостоятельно удовлетворить свои потребности: когда он голоден или ему холодно, когда у негочто-то болит, когда ему страшно - нет безопасности, он начинает злиться, и кричит, орет, плачет навзрыд, сообщая всем, что ему сейчас невыносимо одному!

В общем, все эти потребности уже отражены в Пирамиде Маслоу.

Малыш растет и выражает злость тем самым способом, который уже получил подкрепление от взрослых - его научили злиться и показывать свою злобу окружающим любимые родственники! Ведь ребенок смотрит на взрослых, и копирует их модели поведения!

А копируя, прежде всего маму, получает тот сценарий поведения, который будет впоследствии использовать в обществе!

К сожалению, в своей практике, я часто встречаюсь с тем, как мальчикам и девочкам запрещают злиться! Детей в семье постоянно останавливают в проявлении их злости и агрессии, тем самым, урезая опыт детского агрессирования. Урезонивает сначала мама, а затем все члены семье подключаются к процессу подавления!

Вспомним "прописные истины":


  • "На мать (на взрослых) злиться нельзя!"

  • "Не повышай голоса на других!"...

  • "Злиться плохо и некрасиво!"

  • "Злиться нельзя, потому что:"...зло, излученное тобой - к тебе вернется непременно"...

Список можно продолжить: у каждого в семье был (а может и есть до сих пор) запрет на злость.

Поверьте, эти "правильные" вещи донесены до ребенка в разрушительной форме!

Потому как, останавливая злость, взрослые прерывают ребенка уже взбудораженного, возбужденного, его негативной энергии некуда деться, она удерживается, и либо переходит в раздражение и/или принимает скрытые формы злости, либо находит выход в агрессивных действиях!

И в этот момент, Вы получаете либо неугомонного, неуправляемого отпрыска, с неиссякаемым энтузиазмом, крушащего всё и вся на своем пути; либо дитя, которое начинает стыдиться и винить себя...

Здесь возможны варианты понимания чадом происходящего:
* "Когда я злюсь, я-плохой, и меня не любят/не хотят со мной дружить/не уважают/ избегают!"
* "Когда я злюсь, я пугаю других/ или пугаюсь сам!"
* "Когда я злюсь, меня наказывают (бьют ремнем/лишают чего-то/ставят в угол/отбирают игрушки)!"


  • "Когда я злюсь, я становлюсь похожим на папу/маму/дядю Ваню, и это очень страшно и плохо (больно и некрасиво)". Так мне сказали (значимые взрослые)!

* Неутешительный детский вывод : "...злость - это просто ужасно! И ни в коем случае, нельзя ее показывать другим, а уж тем более говорить о ней!"

Возникает внутренний конфликт, который может просто привести к неврозу или психосоматике: "Я же злюсь, но так делать нельзя! Нужно быть спокойнее, быть добрым, быть как взрослые..."

Важно понять: за злостью всегда стоит какое-то желание, невыраженная потребность, ожидание.

В чем же нуждается ребенок? [Впрочем, как и любой взрослый человек!]

В том, что дают ему хорошие родители:


  • в заботе - удовлетворении базовых стремлений,

  • во внимании - умении слышать и слушать свои потребности,

  • в обратной связи - выражении своих эмоций и чувств - проговаривании их вслух, с целью показать свое отношение к происходящему.

  • За ребенка, как правило, это делают старшие (родители, бабушки-дедушки, воспитатели, и т.д.):
    "Я вижу, что ты сейчас злишься! Что ты на самом деле хочешь?"

Поймите, негативное поведение - это способ ребенка привлечь к себе недополученное внимание, желание быть услышанным и принятым, быть понятым старшими!

А если соединить Пирамиду Маслоу и наш метафорический "кувшин эмоций", то получается такая картина:

Ведь чаще всего, родители, которые удовлетворяют только базовые потребности

физиология+защита), лишают своих детей главного - понимания себя и своих нужд, умения слышать и слушать, а также управлять своими эмоциями и чувствами.

И обращаются к психологу, для того, чтобы он выдал им а-ля инструкцию по применению: "Как сделать ребенка послушным? Управляемым? Удобным?"

Обычно в этот момент, я цитирую классика:

«Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих».

Карл Густав Юн

Поэтому, дорогие мамы и папы, обратите внимание на свою злость и агрессию! Каким будет ваш ребенок, в том числе и в злости, зависит от Вас!

Что же делать?

Обучать ребенка языку чувств , который является универсальным и интернациональным - это несложный процесс!

Например, в сложившейся между Вами конфликтной ситуации:


  • Представить себя на месте ребенка.

  • Задать себе вопрос: "А что бы я чувствовал(а) на его месте?"

  • Рассказать ребенку о том, что Вы только прочувствовали, поняли, осознали.

  • Познакомить дитя с тем спектром эмоций, который испытываете Вы, при встрече с его истериками/обидами/драками/игнорирование м/ругательствами и прочим.

  • Выслушать его мнение, узнать о его эмоциональном состоянии, мыслях, планах...

Весь этот диалог рекомендую начать с "Я"-высказываний ("Я"-сообщений) , так как такая формулировка поможет не сбиться на критику и уйти от нового витка конфликта:
"Я злюсь, когда ты... " или "Я знаю, ты обижен на то, что..." и "Я хочу решить всё мирно, помоги мне в этом! "

Также учитесь говорить о своих чувствах ! Обозначайте свое состояние словами: "Я радуюсь, когда ты внимательно делаешь домашние задания", "Я тоже расстроен(а), что сегодня не получилось погулять вместе", "Я вижу, как ты устал(а), давай уберемся в комнате вместе!"....

В завершении, познакомьте свое чадо с чувствами!

Одним из примеров является знакомство с раздражением.

«Мы испытываем раздражение, когда что-то идёт не так, не работает. Это раздражение побуждает нас атаковать. Часто мы не знаем, почему мы раздражены и что мы вообще раздражены. Познакомьте ребёнка с эмоцией раздражённости. Ребёнку очень трудно владеть эмоцией, если он не понимает, что с ним происходит. Я помню, мой сын был очень удивлён, когда однажды я ему указала, что его всё раздражает, потому что он давно не ел. С тех пор с раздражённостью от голода ему стало справляться гораздо легче». Гордон Ньюфелд

Важно: поддерживать ребенка в проявлении эмоций, при этом говорить с ним, если Вас не устраивает те действия, с помощью которых он их выражает!

Пример: "Я видела как разозлился, как ты с разбегу налетел на брата.

Злиться тебе можно, бить брата - нет! Потому что твоему брату было больно и обидно...

Ты можешь сначала спокойно сказать, что тебе не нравится, когда без спроса берут твои вещи. Или позвать меня, если брат тебя не слушает..."

И напоследок, запомните:

"Нетерпеливое требование немедленного удовлетворения желаний, полное отсутствие ответственности и внимания к чувствам других — все это типичные свойства маленьких детей, им вполне простительные. Терпеливая работа, ответственность за свои поступки и внимательное отношение даже к далёким людям — таково поведение характерное для зрелого человека". Конрад Лоренц

От себя добавлю: чтобы не отдавать власть в семье злым детям, тем самым, "...которые на головах ходят, и никого не хотят слушаться" - будьте устойчивыми! Просите помощи и поддержки у своего супруга, родителей, тех, кому доверяете.

Объясняйте, себе и другим, что любой человек имеет право злиться и агрессировать, не записывая это в категории "плохо или хорошо". Каждое эмоциональное состояние можно использовать во благо!

Те люди, которые хоть немного интересуются психологией, знают, что большинство проблем в настоящем – всего лишь следствие нерешенных проблем детского возраста. Но одно дело об этом задумываться и другое понимать, как решить проблемы из детства. Для того, чтобы вы могли понять, в каком направлении вам двигаться, сначала давайте сформулируем причины проблем родом из детства.

  1. Психологические травмы. Это только на первый взгляд звучит страшно и категорично. Знаю, что многие при слове «травма» представляют, что ребенка сильно били родители, издевались, или вообще отказались от него. Но на самом деле «травма» — это просто такой термин в психологии и он означает, что ребенок в какой-то момент (и не один раз) почувствовал несправедливость со стороны родителей по отношению к нему, ему могло показаться, что он не нужен, что его не любят. Конечно, это будет значительно больше увеличивать травму, если, к примеру, один из родителей (или оба) уделяют ребенку мало времени, внимания и заботы.
  2. Заниженная самооценка. Если это ваш случай, выдохните. Самооценка занижена у 90% людей. Причиной этому является неправильное поведение родителей, когда ребенок растет и взрослеет. Здоровой самооценке способствует похвала, одобрение, восхищение своим ребенком, принятие его таким, какой он есть. Но такое бывает не часто. В основном родители критикуют, сравнивают, требуют, ругают и наказывают, чем и рубят самооценку ребенка на корню.
  3. Негативные установки. Они бывают практически во всех семьях. Установки – это то понимание мира, которое было у родителей и которое ребенок впитывал и принимал за истину. Примеры установок: «Всем мужикам только одно и надо», «Чтобы заработать деньги, нужно очень усердно трудиться», «Все мужчины рано или поздно изменяют», «Все подруги завидуют, им нельзя доверять». И так далее, и тому подобное. Почему для того, чтобы понять, как решать проблемы из детства, обязательно нужно выявлять и трансформировать свои негативные установки в той сфере жизни, которая вас сейчас не устраивает.

Конечно, и исцелить детские травмы, и поднять самооценку, и проработать негативные установки будет быстрее и эффективнее, и я бы вам не рекомендовала заниматься «самолечением». Но знаю лично несколько человек, кто смог справиться с детскими травмами самостоятельно, правда для этого им пришлось фактически выучиться на психолога (столько книг они прочитали и тренингов прошли) и потратить на это 5-7 лет своей жизни. В любом случае это лучше, чем ничего не делать! Ну а если вы хотите решить проблемы из детства максимально быстро, тогда все-таки лучше довериться профессионалу!

Почти все слышали фразу "все проблемы из детства", но мало кто понимает, почему это правда так. С позиции гипноза это очень легко объяснить и понять. В этой статье я расскажу, почему и как в детстве закладываются многие неконструктивные подсознательные шаблоны, и что с этим можно сделать.

Сознание и подсознание

Если упростить модель сознания до самого важного, у нас есть сознание – наше мышление, как мы его понимаем, – и подсознание. Подсознание – это неограниченное хранилище всей информации, полученной в течение жизни, а также убеждений, привычек и черт характера. Подсознание – это наше истинное "я". Между этими уровнями есть специальный фильтр – , которое защищает информацию в подсознании от нежелательных изменений и находит в окружении "факты", которые подтверждают ее истинность.

"Детский" гипноз

Критическое мышление – это механизм сравнения уже имеющейся информации с новой. И это значит, что критическое мышление сформировано и развито ровно настолько, насколько подсознание уже заполнено информацией, с которой можно что-либо сравнивать. Если в подсознании пока ничего нет, сравнивать новую информацию не с чем, и все моментально проходит в подсознание и закрепляется на уровне автоматических ассоциаций.

Именно это позволяет маленьким детям так быстро обучаться, и именно это делает их очень уязвимыми и подверженными негативному "программированию". У маленьких детей просто нет критического мышления, поэтому они верят в Деда Мороза, монстров под кроватью и прочее. Поскольку гипноз – это обход критического мышления, позволяющий отправлять идеи напрямую в подсознание, маленькие дети постоянно находятся в гипнозе. Они очень внушаемые и почти всегда что-либо им сказанное, особенно от авторитетных людей, мгновенно становится их реальностью и картиной мира.

Мозг ребенка постоянно впитывает все вокруг и строит ассоциативные связи. Если происходит что-то обидное, болезненное или пугающее, это также фиксируется и мгновенно занимает свое место в хранилище подсознания. Это редко сразу приводит к каким-то проблемам, но сформированная связь остается.

Как детские ассоциации становятся проблемой взрослого

Изначальная связь настолько слаба, что она никак не ощущается и ни к чему не приводит. Но если последующие события заставляют ребенка снова испытывать то чувство, которое он ощутил "тогда, в первый раз", связь укрепляется. Новые подобные события продолжают усиливать ассоциацию до момента, когда она превращается в проблему, когда появляется симптом – иррациональный страх, неуверенность или другие проблемы. Именно первое появление симптома большинство клиентов ошибочно считает причиной своей проблемы. Это не более, чем событие, которое "активировало" проблему, но оно не является причиной. Реальная причина – эта та первая ассоциация, которая сложилась намного раньше.

Ошибки начальных ассоциаций

Почему ассоциация привела к проблеме? Потому что она была ошибочна, не была связана с реальностью, была некорректна. События, которые для взрослого являются пустяками, для ребенка часто становятся вопросами жизни и смерти. Ломали ли вы когда-нибудь что-то, что принадлежало родителям? Что вы чувствовали, когда думали о том, как они будут ругаться? Что чувствуют дети, когда им не покупают мороженое или кто-то отбирает их игрушки в детском саду? Для них это события чрезвычайной важности.


У детей нет ни знаний, ни опыта, ни критического мышления, чтобы отделить важное от неважного. Если маленькая девочка сломала мамину помаду, и была наказана, могут возникнуть ассоциации, что "я плохая", "я недостойна любви", "мне нельзя ничего брать в руки" и т.д., сопровождаемые неприятным чувством.

И поскольку у ребенка нет критического мышления, эта ассоциация становится автоматической программой подсознания. Если другие ситуации, даже через много лет вызывают те же чувства, начальная ассоциация укрепляется все больше и больше. И если появилась проблема, эта ассоциация была "активирована".

Поэтому спустя много лет, уронив папку с бумагами, она может разрыдаться и впасть в истерику, вызвав чрезвычайное недоумение окружающих. Потому что в этот момент она реагирует не на папку с бумагами, а на сломанную мамину помаду. И реагирует автоматически, подсознанием, сама не понимая, как так вышло, и чувствуя стыд от всей ситуации. Критическое мышление, которого не было в детстве, на этом этапе прочно сформировано и защищает эту неконструктивную ассоциацию подсознания, как и любую другую. Поэтому усилия воли, переосмысление ситуации или консультации психологов не помогают.

"Режим редактирования"

Рефлексы, привычки и подсознательные ассоциации помогают сэкономить энергию и время. То, что опустилось на уровень подсознания, не нуждается в сознательном осмыслении, как вождение машины. Экономия сил и времени позволяет посвящать внимание чему-то другому. Поэтому такие автоматические ассоциации – это инструмент выживания. И в силу их важности, у человека нет возможности менять их по первому желанию, для этого нужны "админские права".

Несмотря на ограниченный доступ к своему собственному подсознанию, природа наделила каждого человека возможностью его редактировать. Состояние гипноза, которое является состоянием сознания самого человека – это тот самый "режим редактирования". Именно в нем, когда критическое мышление неактивно, можно переписать первую некорректную ассоциацию, исправив ее восприятие на новое. И когда это сделано, негативного ощущения и неправильных мыслей больше нет – и проблема исчезает. Все события многих лет, которые накладывались на первый эпизод и усиливали проблему до появления симптома, рушатся, как карточный домик. Человек обретает свободную жизнь, и это его собственная заслуга и его личное изменение.

Состояние гипноза дано каждому человеку, надо только уметь им пользоваться. И тогда каждый может сделать свою жизнь настолько свободной, комфортной и радостной, насколько хочет.

Используйте свое критическое мышление и любите свое подсознание.

Мы слишком часто делаем то, чего от нас ждут. Отдаем, уступаем, молчим – даже если понимаем, что это неправильно... Давайте попробуем изменить ситуацию.

Фраза "все мы родом из детства" – не поэтический вымысел, а суровая проза жизни. Вот противный чужой мальчик пытается отобрать ваш совок, брыкаясь и скандаля. Хочется дать захватчику в лоб, но мама грозит пальцем: "Жадничать нехорошо!" Что делать – приходится подчиниться, хотя в глубине души вы убеждены, что это несправедливо. А лет через двадцать подойдет к вам знакомый, просадивший зарплату в казино, с просьбой дать взаймы. И вы, злясь на собственную воспитанность и безотказность, снимете последнюю рубашку – потому что, как и раньше, "спешите делать добро".

ЖАДИНА-ГОВЯДИНА

Звонит подруга: "Слушай, что делать? Купила дочери карнавальное платье – такое "принцессное", длинное, сверкающее. Она наглядеться на него не может, до праздника дни считает. А тут зашла соседка, обновку увидела и говорит: "У моей утренник на день раньше – дайте поносить!" Давать, конечно, не хочется. А не дашь – решит, что мы жадные, обидится… Второй день ни о чем другом думать не могу!"
Наверное, и вам не раз приходилось выбирать: повинившись, отказать – или отдать, но тоже без всякой радости.

Почему же в нас так твердо укоренилась установка "просят – отдай"?

Возможно, потому что родителям очень не хочется, чтобы их славный малыш вырос жадиной. Ведь тогда от окружающих вряд ли дождешься фразы: "Ах, какой добрый и воспитанный ребенок! Нам бы такого!" Ради заветных слов многим можно поступиться.

Никто не спорит, что к людям надо относиться по-человечески. Да и законы общежития требуют умения находить компромиссы. Но на практике это часто сводится к тому, что всерьез воспринимаются только чужие желания, а с вашими никто, в том числе и вы, не считается. Человеку приходится буквально по капле выдавливать из себя "голос матери", учиться понимать себя и говорить "нет" в ответ на неприятные просьбы.


КАК ПОСТУПИТЬ?

Очертите круг вещей, про которые вы точно знаете: "Это мое и только мое. Кто бы ни потребовал, не дам ни за что! И никакого ложного чувства вины – не дождетесь". Параллельно определите, с чем вы при необходимости можете относительно безболезненно расстаться. При этом, разумеется, надо помнить, что другие люди тоже имеют право сказать "нет".


ЯБЕДА-КОРЯБЕДА

Лера, маркетолог: "Коллега свалил на меня всю работу по проекту, которым, по идее, мы должны заниматься вместе. Разговоры с ним ни к чему не приводят... Пойти к начальству неудобно как-то, скажут – кляузничаю…"

С младенчества нас убеждают: ябедничать стыдно! Но при этом часто забывают объяснить: донос и справедливая критика совсем не одно и то же.

Типичная картина. Детский сад на прогулке. Вдруг одна из девочек подбегает к воспитательнице:
– А Маша и Сережа нашли какие-то грибочки, сварили и сейчас есть будут!
Воспитательница коршуном бросается к малолетним кулинарам, поганки летят за забор, все спасены. Но девочке она при этом пеняет:
– Ябедничать нехорошо!

Интересно, как эта девочка, став взрослой, будет решать ежедневные дилеммы вроде: рассказать ли подруге, что ее муж прогуливал в кафе свою секретаршу? Пожаловаться ли в жэк, что в соседней квартире сносят несущие стены? Одноклассник сына замечен в дурной компании – сообщить об этом его родителям или пусть сами разбираются? Выбор легко дается только убежденным борцам за правду или прожженным кляузникам. Остальные мучительно соображают…

КАК ПОСТУПИТЬ?

Определите для себя ситуации, когда вы не сможете промолчать – они, как правило, касаются жизни и здоровья людей. Затем очертите следующий круг – ситуативный. Считаете нужным – расскажете, нет – промолчите, и никто не вправе будет вас упрекнуть. И третий круг, про который вы скажете себе: "Меня это не касается!"


НЕСНОСНЫЙ УПРЯМЕЦ

Елена, танцовщица: "Я практически не общаюсь с родителями. Их не устраивает жизнь, которую я веду – не та работа, не тот муж, не те друзья. Это как продолжение детской истории: "Не смей выходить на улицу без шарфа и чтоб в 9 была дома!" Глупо, нелепо, но этот шарф я вспоминаю до сих пор…"

Елена уцелела в поединке с "шарфом" и сохранила, а возможно, и нарочито подчеркивает свою самостоятельность и свободу от чужих мнений. Но иногда этот самый "шарф" родителям все-таки удается затянуть на шее человека.

Случай столкнул меня с отличным педагогом. Он говорил детям правильные вещи, был справедлив и объективен. Одно "но": стоило ему оказаться лицом к лицу с директором школы, как он терял всякую способность самостоятельно рассуждать и твердил как заведенный: "Да, согласен, вы абсолютно правы…" Коллеги смеялись над ним, дети начали презирать – пришлось уволиться. Но где гарантия, что на новом месте не повторится старая история?

Не умеют защитить свою точку зрения обычно те, чьи родители усердно воплощали в жизнь мечты "о самом послушном ребенке".

Из них вырастают послушные работники… А как же творчество, креатив, новые идеи и самореализация? Увы, с этим, скорее всего, будут проблемы.

КАК ПОСТУПИТЬ?

Если вы не способны настаивать на своем, заставить прислушаться к себе, значит, открытая конфронтация – не ваш конек. Но и путь наименьшего сопротивления далеко не самый легкий: соглашателей обычно не любят, считают подхалимами. Попробуйте не говорить, а писать. Все свои замечания, соображения, предложения подавайте в письменном виде или пересылайте по электронной почте. Вы сможете отточить формулировки, придать им корректный вид, отшлифовать стиль. И при этом никто не увидит вашего покрытого испариной лба и краснеющих щек.

СОВЕТ ОТ ВРУНГЕЛЯ

"Как вы яхту назовете, так она и поплывет!" – пел капитан Врунгель. Действительно, назовите человека жадиной, ябедником и упрямцем, и вам вряд ли захочется с ним общаться. Но попробуйте взглянуть на вещи иначе. Не жадный муж, а рачительный хозяин. Не упрямая как ослица жена, а уважаемая особа, имеющая свою точку зрения. Не ябеда-теща, а просто любительница поговорить, которая доверяет вам все секреты. Даже чужие. Но вы же лишены человеческих слабостей, и дальше вас это не пойдет, не правда ли?

Статьи по теме: