Наиболее важных жизненных. Жизненные ценности современных подростков

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решение каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим , жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и , что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.

Хочется людям или нет, но вся их жизнь состоит из того, что нужно выбрать в определенный момент то или иное, отдать предпочтение. Это неизбежно. Поэтому неплохо было бы знать, а что это такое. Рассмотрим само слово и синонимы к нему.

Значение

«Предпочтение» - это нередкий гость в обиходном словаре. Читатель наверняка часто слышал: «Что вы предпочитаете: чай или кофе?» И даже без пояснений было понятно, что от человека требуют выбрать, какой напиток украсит его обед, ужин, завтрак или поможет скоротать время за нудной беседой в гостях. Значений всего два.

  1. Большее уважение к определенному предмету, человеку или развитию событий, большее желание наступления определенного исхода.
  2. То же самое, что и вкус или приоритет. Последний, в свою очередь, сам нуждается в пояснении. Приоритет - это главенствующее место того или иного. Это может быть первое место ученого в истории науки. Преимущество или преобладание той или иной ценности. Например, если уступать кому-то место в транспорте, то у стариков и детей приоритет. Третье значение - политическая цель. Примеры читатель может послушать в новостях, чиновники обожают это слово.

Синонимы

Естественно, конкретная замена зависит от ситуации. Но мы предоставим все, чтобы у читателя был выбор.

  • Уважение.
  • Симпатия.
  • Одобрение.
  • Вкус.
  • Приоритет.
  • Ценность.
  • Желание.
  • Хотение.

Главное при выборе - соблюсти гармонию смысла и стилистики текста. Иногда «предпочтение» - это не совсем то слово, которое требуется, чтобы выразить намерение автора. Стоит обратить внимание на то, что если говорят об одобрении чего-то или кого-то, то зачастую не имеют дела с разумом человека. Даже когда речь идет об уважении, не всегда можно и следует вести речь о рациональном восхищении чем-то. Бывает и так, что человека уважают вопреки. Например, когда спортсмены получают соперника, то они уважают более сильного, а не более слабого, хотя с последним больше шансов на победу.

Любовный треугольник

Напрашивающийся пример, который покажет, что такое предпочтение, касается известной любовной темы.

Есть девочка и два мальчика (читатель может поменять мысленно на другой треугольник, если этот ему не по нраву). Один из хорошей семьи, конечно, богат, с прекрасными перспективами, а другой - беден, но пылок и горяч. Его единственное преимущество перед соперником - то, что он любит девушку. Выбор молодой женщины как раз и будет зависеть от ее предпочтений и вкуса, которые тоже сформированы не случайным образом, а уходят своими корнями в ее базовые, системные ценности и жизненные цели. Как она представляет себе счастье? Что значат для нее деньги? Какова сущность любви? Осознает ли она отчетливо значение слова «предпочтение»? Этот ряд может быть бесконечным.

Внешне это может выражаться вульгарно или глупо. А может быть, выбор будет разумным. Важно то, что даже за такой обычной вещью, как любовь, стоит огромная внутренняя работа человека, которую он сам полностью не понимает.

Поэтому чем раньше человек обратиться к изучению своего внутреннего мира, тем лучше. Если он отчетливо может сказать, что он любит, что не любит, к чему его тянет, то это, без шуток, может избавить его от многих проблем в будущем. Ключ к самопознанию - это слова, в том числе «предпочтение» (значение мы уже разобрали). Язык не просто помогает купить нам хлеба и молока в магазине, но и позволяет понять, кто мы такие и зачем мы явились в мир, то есть определить собственную, индивидуальную цель существования.

Стремление к цели в жизни самой по себе – бессмысленно. Важно к чему цель ведёт, какие ценности воплощаются в жизнь. Есть цели – грёзы, которые все хотят , а пользы от их достижения мало. И тем более ставить их без толку – они не мотивируют.

Посмотрите на этот список целей в блоге «МИФ» :

Подобные цели порождают ущербную мотивацию . Так цели ставить нельзя. Шизонуться можно их достигая, или вообще не ясно с какого перепугу они кому-то нужны в настоящем времени.

Список целей типичный, который предлагается читателям блогов. Авторы, пытаясь дать читателям примеры долгосрочных целей – дают набор петель. Стремиться к таким целям, ничего не имея за ними – инквизиция остатков здравой психики.

Жизненно важные цели

Цели, которые мы перед собой ставим – должны нас развивать, приносить опыт, рост осознанности и личной ответственности. А не гнать в психушку, реанимацию или на кладбище.

Жизненно важные цели – это те, стремление к которым будет нас развивать . Расширять наши возможности, повышать ощущение счастья, оздоравливать психику и отношения с другими.

Миру требуется сотня покорителей космоса. Если кто-то истинно стремится быть космонавтом – вперёд! Лучше счастливый, мудрый, ответственный человек, и при этом ещё и наш посланник от Земли. Чем астронавт – несчастный, перепуганный, тренирующийся и изводящий себя, только потому, что не готов полюбить себя и понять свои желания.

Я не против борьбы и «достигательства», но борьба особенно с самим собой не должна быть бессмысленной. Нет нужды в пустышке в скафандре, делающей селфи на фоне Земли.


Главная жизненно важная цель человека – быть здоровым физически и психологически . Уверенных в себе, с позитивной самооценкой людей, знающих себе цену и способных воплощать свои желания – не так уж и много. Они способны поставить перед собой цель жизни, взяться за решение жизненно важной проблемы для всего человечества. У них есть мужество и силы её решить, и жить счастливо.

Цели развивающие человека

Для воплощения цели жизни человеку достаточно средних способностей, но мало среднего мужества. Силы ума надобно меньше, чем мужества противостоять обстоятельствам и предрассудкам окружающих.

Человек не эффективен при достижении цели, которая не ведёт его к чему-то большему, чем сама цель . Поэтому так важно напрактиковаться понимать свои желания, потребности, ценности, знать свои сильные стороны и уметь трудиться в удовольствие.



Ставьте краткосрочные цели для самоисследования, поиска своих нераскрытых талантов. Учитесь преодолевать предубеждения о себе и о том, что вы уже «знаете». Развивайте уверенность в себе, составляйте мнение на основе личного опыта. Развивайте мужество и способность к труду. Всё это вам понадобится, когда будете готовы к решению важной проблемы, реализации сложного проекта.

Пример: список 50 целей

Придумать цели бывает сложно, если мало практики и осознанности. Поэтому полезно просматривать примеры общих развивающих целей, и адаптировать понравившиеся.

Предлагаем примеры, которые ведут к развитию личности, к приобретению опыта, расширению представлений о себе и вселенной. Желательно иметь что-то ещё за этим целями, но они и так будут развивать вас, если вы решите их достичь. Собрал цели, более экологичные для нашей головушки.

Здоровье, спорт

  1. Пошаговый курс. Нарисовать интеллект-карту своего здоровья .
  2. Проплыть 500 метров. Нырять на 8 метров.
  3. Исключить 2–3 вредных продукта из своего рациона.
  4. Пробежать 10 км.
  5. Целую неделю есть только собственноручно приготовленную еду.
  6. Укрепиться в жизненной позиции Я в порядке, другие в порядке .
  7. Подучиться играть в настольный и большой теннис.
  8. Качалка. Позаниматься 2–3 месяца. Получить разряд.

Цели в работе, в карьере. Финансовые цели


  1. Понять стихию своего призвания: человек – человек, человек – машина, человек – символы.
  2. Увеличить доход в 2 раза.
  3. Прожить неделю без срочных дел (вне отпуска).
  4. Пассивный доход. 100$+ / месяц
  5. Работать в компании. Цели компании помогают реализовать ваши мечты.
  6. Контроль финансов. Записывать расходы и доходы в течение полугода.
  7. Получить опыт найма и увольнения сотрудника.

Окружение, друзья

  1. Публичные выступления. Выступить перед аудиторией 30+ человек.
  2. Поднатореть знакомиться.
  3. Уметь слушать собеседника.
  4. Организовать вечер настольных игр.

Личные отношения, семья

  1. Побывать на тренинге групповой терапии у опытного психолога. Составить своё мнение.
  2. Любить жизнеутверждающе. Излечить невротичность.
  3. Жениться или выйти замуж по любви.
  4. Перейти в роль отца или матери. Растить, а не воспитывать ребёнка.
  5. Устроить «спонтанное» путешествие.

Отдых, яркость жизни

  1. Побывать на другом континенте.
  2. Искупаться в двух океанах.
  3. Пожить 2+ месяца в незнакомой стране.
  4. Быть спонтанным. Не боятся выглядеть глупо.
  5. Царь горы – залезть на пирамиду.

Цели по личностному развитию, интеллект

  1. Прочитать 12+ научно-популярных трудов за год.
  2. Получить водительское удостоверение. Поездить по серпантину.
  3. Выучить английский язык. Уровень разговорного – выше среднего.
  4. Выучить второй иностранный на базовом уровне.
  5. Прожить по плану целей на год с достижением 70%+.
  6. Написать 10 статей.
  7. Поужинать в топ-ресторане города и не оставить чаевых.

Творчество

  1. Научиться рисовать . Написать 5 картин.
  2. Выбрать хобби и размышлять как получать в будущем с него доход.
  3. Уметь танцевать. Станцевать постановочный танец 1+ минуту.
  4. Спеть песню в караоке или в студии.
  5. Обучиться играть на музыкальном инструменте. Сыграть мелодию на флейте, клавишах, гитаре, ударных.
  6. Творчество ручной работы. Поделки из бумаги, ткани, глины, пластилина, кожи.

Духовность


  1. Развить способность преодоления убеждённости. Узнать что-то новое, в чём был так уверен.
  2. Умение преодоления старой привычки. Переучить себя в чём-то.
  3. Сформулировать своё предназначение .
  4. Практиковать медитации. Пройти курс или семинар.
  5. Привести колесо баланса жизни в 7–10 пунктов.
  6. Прочитать Новый Завет. Сформировать мнение.
  7. Учиться преодолевать страхи. Преодолеть 5 страхов.
  8. Получить нетрадиционный опыт. Астрология, внетелесные переживания, расстановки .

Жизненные цели мужчины

Дело – это главная цель, которой мужчина посвящает своё время . Без дела, он не дееспособный.
В идеале, это какое-то предприятие с гуманистической идеей, направленное на помощь и развитие других людей.

Для мужской природы жизненно важно – исследовать мир, захватывать территории (рынки), соперничать с другими, продвигать новые товары и услуги. Реализуя своё начинание, мужчина реализует себя в этом мире. Дело – второе лицо настоящего мужчины.



Одна из важнейших целей в жизни мужчины – это его ДЕЛО .

Список примеров целей мужчины и парня на 5–10 лет:

  1. Исследовать методы управления бизнесом на своём опыте.
  2. Поставить перед собой 50 промежуточных или среднесрочных целей и достичь их.
  3. Развить компанию до оборота в 1 млн. $
  4. Создать сервис, облегчающий жизнь другим мужчинам.
  5. Стать экспертом в своей специализации.

Важнейшие цели женщины

Женщина не обязана добывать деньги для семьи. Это – забота мужчины. Женщина может тоже заниматься делом. Главное, чтобы это не стало для неё основной работой. Она может заниматься своим делом для души, но оставаться верной своей женской природе.



Жизненно важные цели женщины находятся в сферах: отношения, красота, домашний уют, дарение миру любви, духовные практики. Семья и забота о детях для женщины – на важнейшем месте. Это делает её счастливее .

Примеры жизненных долгосрочных целей девушек:

  1. Стать духовной акушеркой. Популяризировать «Естественные роды» .
  2. Открыть центр психологической помощи.
  3. Помогать другим женщинам, строить гармоничные отношения.
  4. Воодушевлять мужчину на подвиги в его деле.
  5. Стать педагогом по призванию.
  6. Быть примером для девушек – какой можно быть женщиной в возрасте.
  7. Изучить альтернативные точки зрения на вопрос «Что значит быть женщиной».


Список женских целей на год:

  1. Лотосово рождение ребёнка.
  2. Творческое развитие: танцы, музыка, живопись.
  3. Создать блог. Развенчивать мифы о детском развитии.
  4. Отправиться в путешествие и написать роман о приключениях.
  5. Обучиться дизайну интерьера.
  6. Научиться шить. Создать дизайн своей коллекции.
  7. Стать счастливой. Очистить свои эмоциональные блоки.

Как написать свои 50 целей в жизни – ответ

Заведите списки целей-примеров и идей. Вносите всякие разные мечты и цели. Разбивайте цели по категориям: краткосрочные (до 1 месяца), среднесрочные (1 год) и долгосрочные (2–5 лет). Когда накопится 50 и больше целей – пересортируйте их, важные внесите в свой список целей на год . Я храню списки на Evernote и в блокноте.

Чтобы определить свои цели, рекомендуем упражнение «50 целей и 50 желаний» . Сначала необходимо определить круг своих желаний, начать их реализовывать. Затем там, где больше всего хочется продолжать трудится – искать более глобальную цель. Идеал – искать проблему, потребность человечества и удовлетворить её.


Формулируйте не просто эгоистичные цели в жизни, но и направленные на пользу людям. Цель «Стать известным поваром» не принесёт такого удовлетворения, как организация детского центра. Сама формулировка «Стать известным», говорит о нездоровой психике, о недолюбленности в детстве. Если вам вдруг хочется известности, сначала удовлетворите свою потребность в любви. Так что спасайте мир после того, как спасёте себя. Сначала взрастите крепкий эгоизм, а альтруизм и сам появится, не зачем его форсировать.

Идеальная цель жизни человека – это когда вы отдаёте вселенной себя и кайфуете от этого . Вам необходима только свобода делать то, что нравится. Вам не обязательно получать одобрение, признание и славу. Нет необходимости знать пять языков, чтобы заслужить уважение и восхищение. Вам хорошо и в одиночестве и в команде, делая то, что считаете правильным.

Выбирайте свои жизненно важные цели и отправляйтесь в путь к себе.

Родительское собрание: «Жизненные цели подростков»

Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка.

Форма проведения : обмен мнением за круглым столом с элементами лекции

Вопросы для обсуждения:

  1. А как вы думаете, какая жизненная цель человека, является первой?

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, проведение проектной методики «Мой жизненный выбор» , проведение классного час а «Жизненные цели подростков», видеозапись учеников, мониторинг участия учеников 8 класса в интеллектуальной жизни школы с 6 по 8 класс.

Ход собрания

Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.

У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.

В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»

Собрание наше необычное. Оно пройдёт в форме обмена мнением за круглым столом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.

Но для начала я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего собрания. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?

II. Вопросы для обсуждения

Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:

  1. Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
  2. Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
  3. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
  4. Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
  5. Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?

Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.

III. Проектная методика «Мой жизненный выбор»

Перед собранием я провожу обычно классный час. Это может беседа с элементами дискуссии, анкетирование, написание письма в будущее. И этот раз не был исключением. С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» и предлагаю вашему вниманию результаты:

  1. Цель моей жизни – это….
  2. Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
  3. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
  4. Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
  5. Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
  6. Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
  7. Для того, чтобы достичь цели, я не должен…

Из методики мы видим что, несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Не всегда теория совпадает с практикой, особенно, когда речь идёт о детях подросткового возраста. И вот здесь существенное влияние могут и должны оказать и родители и педагоги.

Я предлагаю вам, принять участие в разборе жизненных ситуаций. (Для этого разделимся на две группы: родители и педагоги)

IV. Вопросы для анализа и поиска решения в ходе дискуссии:

  1. (для родителей) Ваш ребёнок всегда учился хорошо. Особый интерес он проявлял к гуманитарным наукам: иностранному языку, литературе, истории, обществознанию. И, вдруг ему становиться неинтересно учиться. Он пришёл к выводу: «Главное в жизни - деньги». А их все - равно в семье нет, значит, нет и образования в перспективе.
  2. (для педагогов) Вы замечаете, что один из лучших ваших учеников, который имеет хорошие учебные результаты, не однократно занимавший призовые места по Вашему предмету вдруг стал проявлять равнодушие к учёбе. Ваши действия.

ВЫВОДЫ по ситуациям.

V. Статистика темы собрания.

Результаты статистики – материала исследований среди школьников – подростков (8-11 классы) Луговской СОШ

В исследовании участвовали 34 учащихся.

На вопрос определения своих жизненных целей из 34 опрошенных:

26 ответили ДА, 8 ответили НЕТ;

2. Что нужно, чтобы поставленная цель была реализована?

а) образование – 18 уч; б) трудиться – 10уч.; в)быть целеустремлённым – 11 уч.; г) сдать ЕГЭ – 1 уч

3 . Какую роль играют в вашей учёбе ученики хорошо успевающие по всем предметам?

А) мне безразлично – 8 уч-ся

Б) рад, что со мной учатся такие прилежные ученики – 14 уч-ся

В) такие ребята меня вдохновляют – 12 уч-ся

Г) они меня раздражают - нет

4. Ваша реакция на ученика плохо успевающего?

а) он мне безразличен – 24 уч-ся

б) он меня раздражает - 1 уч-ся

в) такие ученики мне симпатичны – 5 уч-ся

г) мне хочется помочь ему – 4 уч-ся

VI. Классный руководитель: Немного из психологических исследований

Исследователь психологии, социолог, психолог Игорь Семёнович Кон замечает, что число ребят, озабоченных своим настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, а в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим "Я". Он также отмечает, что не всем это дается легко. По мнению другого психолога Эрика Эриксона в подростковом возрасте ребёнок испытывает потребность в остановке времени. Психологически это означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время ещё не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на "потом". По мнению психолога, такая установка (как правило, неосознанная) с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим психологическим трудностям, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Всё это в совокупности и составляет главную основу проблем подросткового возраста наших детей.

Разобрав педагогические ситуации, поняв все сложности психологического развития детей нашего возраста, давайте попробуем ответить на вопросы.

Группа родителей: Как родитель может помочь заинтересовать ребёнка учёбой?

Группа учителей: Какими должны быть действия педагогов школы в этом направлении?

VII.ВЫВОДЫ:

Итак, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п.
Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных - "определи свою жизненную цель":
- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.
- Не предавайся бесплодным мечтаниям.
- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.
Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Знаменитая "психокибернетика" Мольца основывается на следующем тезисе: "Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей».

Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос - чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно.

VIII. Видеозапись детей по вопросу «Жизненные цели подростков»

Памятка для родителей

Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
  3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
  4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
  5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
  6. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
  7. Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
  8. Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

Закончить наше собрание мне хотелось бы высказыванием героя повести Германа Гессе "Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером": "Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Каждый, как может..., устремляется к своей собственной цели".


Каждый человек неповторим, а его жизненные предпочтения индивидуальны, и все же их можно унифицировать и распределить по категориям:

1. Профессиональные предпочтения. Сюда относятся карьерные стремления, повышение профессионального уровня, признание и успех. Предпочтения данной категории могут предполагать также влияние на других людей и самосовершенствование в профессиональной сфере.

2. Семейные предпочтения. В эту категорию входит желание улучшить отношения с супругом, родителями, детьми и другими родственниками и близкими людьми.

3. Финансовые предпочтения. Сюда включается все, что связано с финансовым и материальным благополучием человека и его близких: сохранение и увеличение сбережений, обеспечение образования детей, приобретение нового автомобиля, загородного дома и т. п.

4. Социальные предпочтения. Эта категория подразумевает участие человека в общественной жизни, а также его отношения с друзьями, знакомыми, коллегами, деловыми партнерами, соседями по дому и т. д. Предпочтения в данной категории показывают, насколько важны для вас окружающие люди.

5. Интеллектуальные предпочтения. Сюда относится все, что связано с личным развитием: формирование творческих способностей, концентрация внимания, улучшение памяти и т. п.

7. Физические предпочтения. В эту категории входят развитие выносливости, подвижности, забота о здоровье, поддержание хорошей физической формы, а также приобретение навыков в тех или иных видах спорта. Возможно, у вас имеются предпочтения, которые не вошли в этот список. Есть вероятность, что не все названные жизненные ценности являются приоритетными для вас, но суть не в этом. Главное для вас - установить собственные предпочтения, а за тем согласовать с ними свои цели.

Выбор цели

Формулировка цели должна отвечать определенным требованиям:

1. Конкретность. Например, вместо расплывчатой фразы ≪Я займусь своим здоровьем≫, следует использовать предельно конкретную формулировку: ≪Два раза в неделю я буду ходить в фитнес-клуб и заниматься по 45 минут≫.

2. Измеримость. Ставя перед собой цель, не забудьте определить условия, при которых цель будет считаться достигнутой.

3. Реалистичность. Мечтам дозволено быть расплывчатыми и даже недостижимыми, цель - это то, чего вы должны обязательно достичь. Впрочем, это не значит, что все цели могут быть простыми и легко достижимыми, полезно ставить перед собой цели, которые требуют физического и душевного напряжения.

4. Цель должна быть выражена с помощью терминологии конечного результата, а не длящегося процесса. Например, совершенно неприемлема формулировка: ≪Составить бизнес-план до 5 октября≫. В данном случае следует использовать фразу: ≪Предоставить бизнес-план на согласование 5 октября≫.

5. Временные рамки. Цель не является таковой, если не имеет четких границ. В данном случае эта граница - ≪5 октября≫.

6. Использование позитивной терминологии. Формулируя цель, не употребляйте предлог ≪не≫: ≪Я не буду курить≫, ≪Не стану опаздывать на работу≫ и т. п. Лучше воспользоваться фразами ≪Я сохраню свои легкие чистыми и здоровыми≫, ≪Я буду приходить на работу вовремя≫.

Убедитесь также, что ваша цель -это то, что вам хотелось бы сделать, но вовсе не то, что вам нужно делать. Процесс постановки цели состоит из трехэтапов:

1. Постановка долгосрочных стратегических целей.

2. Определение деятельности, с помощью которой можно достичь выбранных целей.

3. Выбор конкретных ежедневных задач, из которых должны состоять избранные вами виды деятельности.

Выбирать стратегические цели желательно во всех наиболее значимых сферах вашей жизни (см. ≪Выбор жизненных предпочтений≫). Так, если вас интересуют цели в области карьеры и финансового благополучия, обратите внимание и на то количество времени, которое вам приходится тратить на устройство своих дел в семейной жизни, в отношениях с друзьями и т. д. Определите цели в каждой из этих областей. Чтобы иметь возможность время от времени вносить коррективы в цели, их, как и жизненные предпочтения, рекомендуется оформлять письменно. Такие записи будут служить вам постоянным напоминанием и руководством к действию.

Действенность этого способа достижения целей подтвердили исследования, проведенные в 1953 году в Йельском университете. Так, на вопрос о существовании планов на будущее, оформленных в виде записей целей и задач, только 3% респондентов из числа выпускников университета ответили положительно. У остальных 93% вчерашних студентов таких письменных планов не было. Через 20 лет оказалось, что именно эти 3% ощущали себя намного более успешными, чем их бывшие однокашники, причем как в личной, так и в профессиональной и финансовой сферах жизни.

Расстановка приоритетови расчет времени

Не буду заострять внимание, на том, что мы проходили:

Метод “ABC-анализ”

Органайзер

График прогресса

График последовательности действий

Календарь

Все лишнее - в корзину

Информация накапливается с огромной скоростью, и так же быстро устаревает. От ненужной и устаревшей информации, как и от ненужных вещей, следует вовремя избавляться.

Просмотрите все места, где может накапливаться ненужная и устаревшая информация. К таким местам относятся:

База данных

Ящик письменного стола

≪Не откладывай на завтра...≫

Есть две основные причины, по которым дела откладываются в долгий ящик, даже если время на их выполнение имеется. Первая заключается в том, что дело слишком сложное и объемное. Вероятно, вам близко такое состояние: нужно написать, к примеру, курсовую, сроки ≪поджимают≫, а вы все равно никак не можете заставить себя взяться за работу. Почему? Объем большой, а исход неизвестен: вдруг ничего не получится? Вдруг все окончится неудачно? Боязнь неудачи и заставляет человека оттягивать момент начала.

Вторая причина, по которой человек никак не может взяться за определенную работу, заключается в том, что такое дело чаще всего неприятное или скучное. Как от этого избавится?

1. Принимайтесь за неприятные дела в первую очередь, с утра пораньше. Вы еще и проснуться толком не успели, а дело уже сделано. Ни в коем случае не ставьте подобную задачу последним пунктом в своем списке дел, иначе мысль о ней отравит вам весь день.

2. Нарисуйте в своем воображении те кары, что упадут на вашу голову, если вы немедленно не приметесь за дело (адская зубная боль, тишина в трубке, когда вам нужно решить по телефону вопрос жизни и смерти и т. д.). Вспомните также свои моральные мучения и угрызения совести из-за того, что вы отодвигаете и откладываете неприятное задание. Может, лучше все-таки начать действовать, чем продолжать и дальше мучаться?

2. Если это не помогает, скажите себе: ≪Я не буду делать это отвратительное дело до конца. Я только начну его≫. Позвоните своему стоматологу, чтобы узнать его расписание. Возможно, он запишет вас на прием, и тогда вам не останется ничего другого, как отправиться к нему. Положите телефонные и прочие счета в сумку. Когда вы случайно окажетесь около от расчетного центра, вам останется только зайти в него.

3. Назначьте себе награду за выполнение неприятного дела. Пообещайте, что сходите с друзьями в кафе или купите вещь, о которой давно мечтали.

4. Хорошо действует и следующая уловка, помогающая браться за неприятные домашние дела. Вы никак не можете заставить себя взяться за стирку? Уложите грязное белье в свое любимое кресло или на другое видное место. Вам нужно сделать ремонт в квартире, но вы месяц за месяцем откладываете это неприятное занятие? Оторвите кусок обоев на самом видном месте. Может, ваши близкие замыслили перепланировку в квартире, но не знают, с какого конца приступить к ней? Возьмите кувалду и разрушьте стену, которая давно мозолит всем глаза. Будьте уверены: ваше семейство завершит ремонт в рекордно короткие сроки.

5. Возьмите лист бумаги и разделите его вертикальной чертой на две части. Слева напишите причины, заставляющие вас медлить с выполнением дела, а справа - причины, по которым оно должно быть незамедлительно выполнено.

6. Случается, что никакие приемы, никакие угрызения совести, никакие силы не могут заставить человека приступить к выполнению неприятного или скучного задания. В таком случае следует подумать: а стоит ли его вообще выполнять? Может, оно относится к группе D (дела неважные и несрочные), а значит, можно пренебречь им, забыть о нем навсегда.

Статьи по теме: