Многомужество — это реальность, интересные факты. Полиандрия

    Данный термин полиандрия исходит от древнего греческого языка и это слово дословно в переводе звучит так:много и мужчины. Такая форма семейных отношений сейчас встречается не особо часто.

    А вот первые упоминания о полиандрии встречаются в культуре эскимосов-алеутов.Сейчас это актуально в таких странах, как определенные группы народов Тибета, Непала, а также Южной Индии. Есть и другая разновидность многомужества, которая имеет название биандрия и она означает у женщины наличие одновременное двух мужей.

    В данное время полиандрия это актуальное решение проблем с женитьбой мужчин из Индии,из Китая, из США, из Японии,а также Норвегии и Италии,Дело в том,что в этих странах мальчиков там рождается много больше, чем девочек. Что важно многоженство в настоящее время запрещено большинством религий мира.

    Полиандрия (от греческого многомужество) - это форма брака, при которой одна женщина имеет одновременно несколько мужей.

    В наше время полиандрия широко распространена во многих горных районах на юге Индии, в Непале и на Тибете, среди некоторых индейских племн Южной Америки, у алеутов и эскимосов.

    Думаю многие женщины в нашем мире мечтали бы иметь нескольких мужей! Какая замечательная перспектива!

    В наше время это редкость, но это есть в таких странах как: Индия - в горных районах, хотелось бы отметить. Так же слышала про остров Ява, где существует нехватка женщин. В России это тоже есть, например у обеспеченных женщин, которые как говорится рулят мужиками, а те с ними в основном из-за денег.

    Когда рождается семья, предполагается, что люди влюблены друг в друга. А в таких семьях неужели жена любит всех своих мужей? В моем понятии это не семья, она просто использует их в своих целях. А по вопросу:

    Надеюсь, в нашей стране не дойдет до такого разврата.

    Большинством религий запрещается как многомужество, так и многоженство. Вместе с тем, в настоящее время многомужество или полиандрия официально разрешено в некоторых странах мира, например, в Непале и Тибетском автономном районе Китая, в отдельных племенах Африки, в Шри-Ланке, и на определнных участках полуострова Индостан, на территории которого располагаются: Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Сибири у алеутов и эскимосов.

    Вместе с тем, многомужество совсем не означает, что женщина занимает главенствующее положение в семье, так как обычно муж решает, нужен ли второй мужчина в доме или нет.

    Исследователи выяснили, что существуют 53 сообщества, проповедующих полиандрию, и тому есть причины: - многомужество существует только в слаборазвитых племенах и необходимо как способ выживания.

    Во многих странах существуют проблемы с вступлением в брак мужчин, поскольку мальчиков там рождается больше, чем девочек, и поэтому жениться им не на ком. У кочевников и земледельцев Тибета существует братская полиандрия, когда несколько братьев имели одну жену.

    Обычно, старший брат выбирал на ком жениться, а остальные фактически становились мужьями женщины старшего брата. В некоторых культурах мужчина искал своей жене второго мужа, это часто мог быть его брат, чтобы во время своего отсутствия быть уверенным в безопасности женщины. Также считалось, что признание отцовства одного ребенка двумя мужчинами увеличивает шансы его выживания.

    Женщина, которая имела несколько мужей, обязана была выполнять супружеский долг с каждым из них по очереди, а муж, находившийся в спальне, выставлял на порог свою обувь, чтобы другие знали, что в это время с женой находится он.

    В Индии в отличие от Тибета женщины могут взять в мужья любых мужчин, независимо, являются ли они братьями или нет. В этой стране основное условие это желание всех их любить и рожать от каждого детей.

    В Азии часто не хватало пахотных угодий, и многомужество позволяло семьям вести совместное хозяйство на одной и той же территории.

Хотя, как известно, во многих обществах допускается многоженство, существуют, однако, и такие, в которых женщинам разрешается иметь больше одного мужа. Так, у шерпов, буддистской народности Непала, девушка обычно выходит замуж за своих двух или даже более братьев.

Такой обычай, по их убеждению, препятствует разделению полученной по наследству земли, а также способствует усилению чувства солидарности между братьями, делящими одну жену между собой. Казалось, эта разновидность бракосочетания может породить серьезные проблемы в доме, но этого не происходит. Никаких особых трудностей не существует.

Жена спит отдельно, в своей просторной кровати, а у каждого из мужей есть свое собственное брачное ложе. Они мирно, по семейному, решают, кому сегодня ночью спать с женой. И так происходит каждую ночь.

Обычай, когда у женщины имеется не один, а несколько мужей, распространен и в некоторых регионах Бразилии. Так, в племени авейкома, живущем на юге страны, жене дозволяется иметь больше одного мужа. Такой брак обычно устраивается не женой, а ее мужем.

Когда мужу становится известно, что у жены появился любовник, он не расценивает это как оскорбление, нанесенное ему лично, а скорее как необычную ситуацию, требующую его вмешательства. Он приглашает любовника жены вместе поохотиться, а после охоты тот переезжает в дом супружеской пары и таким образом официально становится вторым мужем.

Второй муж может появиться в доме и тогда, когда первый физически слаб или не в состоянии содержать один семью. В таком случае первый муж сам приглашает второго, помоложе и посильнее, чем он. Бракосочетание является формальной процедурой, если только выбранный на эту роль мужчина не женат.

А если он женат, то в новый дом должны переехать и его жена вместе с детьми, которая становится супругой обоих мужчин. Можно указать и на удивительный вариант такой практики, который наблюдается у народности наир в штате Керала в Южной Индии.

Молодая девушка официально выходит замуж во время соответствующей брачной церемонии, напоминающей типичное индусское венчание. Но невеста получает в свое распоряжение мужа только на три дня, после чего тот должен развестись с ней и покинуть навсегда ее дом. Разведенная жена теперь имеет право иметь столько любовников, сколько пожелает. Все они считаются ее временными мужьями.

При этом она живет одна, но к ней по ее приглашению регулярно наведываются мужчины. Они обычно приходят с наступлением сумерек, а уходят на рассвете. Кто-то из них может стать ее мужем на десять дней или даже больше, и все это время она будет относиться к нему как к своему настоящему, законному супругу.

Она удовлетворяет его сексуальные потребности, готовит ему пищу, стирает белье и одежду. За это ее временный супруг дарит ей подарки и приносит деньги. Однако такие «супружеские» отношения весьма нестабильны и могут расстроиться в любую минуту по инициативе любой стороны.

Женщина легко избавляется от своего временного мужа - для этого только нужно вернуть ему его последний преподнесенный ей подарок. Такой странный вид бракосочетания, изобретенный народностью наир, судя по всему, является идеальным для склонных к промискуитету людей, так как он предоставляет максимум свободы обоим партнерам.

У этой «системы» нет аналогов ни в одном регионе мира.

Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество – когда у одной женщины сразу несколько мужей. Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) – менее, чем в сотне. Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

Какое вообще бывает многомужество?

Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

Почему возникло?

Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

Многомужество у исторических народов

Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

Современное состояние многомужества

Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.

Многоженством никого не удивишь, но как насчет многомужества? Мы расскажем, насколько женская полигамия естественна для человека, практиковали ли ее наши предки, и где она существует до сих пор.

Что говорят антропологи

Если спросить у антропологов о том, насколько естественна для женщины полигамия или, по-научному, полиандрия – они приведут в пример некоторых народов Тибета, где она практикуется, и скажут, что весь мир воспринимает это как аномалию. А поскольку полиандрия среди людей - явление редкое, то и наши предки его вряд ли практиковали.

Но в последнее время появилась противоположная точка зрения. Антропологи из Миссурийского университета насчитали около 53 народов в основе социальных отношений которых лежит классическая полиандрия (то есть, когда женщина состоит в полноценных брачных отношениях с одним или двумя мужьями). Более того, такая форма брака не зависит от географического положения, она встречается как у народов крайнего Севера – у эскимосов, так в странах с теплым и умеренным климатом – на Тибете, в Южной Индии.

Матриархат

Корни полиандрии стоит искать в матриархате – власти женщины, обществе, где семья формируется вокруг хранительницы очага. Матрицентричный порядок гипотетически процветал на ранних этапах земледелия, когда оно еще было мотыжным. Свое происхождение оно ведет от собирательства – женского занятия, в отличие от мужской охоты. Сторонники этой гипотезы основываются на культе богини-матери, а также на многочисленных статуэтках палеолита и древнего мира, символизирующих фертильность. Впрочем, несмотря на то, что этнографы признают существование народов, у которых за эмансипацию скорее должны бороться мужчины – китайский народ мосо или индийский «кхаси», официальная наука отвергает идею о матриархате, как отдельной стадии развития человечества.

Адаптация

Брак в любой форме – это попытка адаптироваться к окружающей среде. Полиандрия – не исключение. Она встречается у народов, где подобная форма сожительства может обеспечить защиту и благосостояние всем их представителям. Она распространена в местах со скромными природными ресурсами, например, в Гималаях, где позволяет ограничивать рост популяции и уменьшить детскую смертность. Женитьба двух братьев на одной женщине (фратернальная полиандрия) позволяет семье избежать разделения фамильной земли. В Европе, в свое время, проблема с наследственностью была решена иначе – введением матримониального права, по которому все наследство переходило первому сыну по старшинству.
Другая причина появление полиандрии – гендерный дисбаланс. Например, в Индии, негативное отношение к появлению девочек (из-за дорогого, но обязательного приданного) и частые аборты привели к тому, что прекрасного пола стало просто не хватать. Поэтому, в некоторых затерянных деревнях мужчины вынуждены делить одну женщину.

Моногамны ли женщины?

Принято считать, что мужчины полигамны, а женщины моногамны. Такая точка зрения обусловлена общественными нормами, но не естественным для нашего вида поведением. По словам доктора психологии Кристофера Риана – человек может быть моногамным, но только в силу своего выбора. Кроме того, по словам ученого: «Быть вегетарианцем – не значит не любить запах мяса». То есть, наличие одного партнера не значит, что человек, будь то мужчина или женщина не будет заглядываться на других.
Что касается моногамии в природе, то она свойственна, в основном, птицам (около 90% орнитологических видов моногамны). Среди млекопитающих только 3-5% видов придерживаются верности своему партнеру, например, волки. И то встречаются исключения.

Два отца

Как же решается в полиандрических обществах вопрос с признанием отцовства? На примере племени Бари в Венесуэле, ученый Стефан Беккерман из университета штата Пеньсильвания выявил, так называемое, «полиотцовство». Одновременно несколько мужчин считаются родителями ребенка. В некоторых культурах это связано с верой в то, что семя нескольких может участвовать в формировании плода. Так или иначе, в столь странных порядках есть свои плюсы – у ребенка с двумя отцами намного больше шансов выжить и преуспеть, нежели с одним.

Полиандрия сегодня


В мире до сих пор немало мест, где полиандрия не только существует, но и официально узаконена. Такие порядки заведены в Тибете, Нигерии (племя Нимба), Полинезии, некоторых районах Индии (Раджахстан, Ладакх, Занскар). Так, например, пару лет назад стала известной история 21-летней Раджо Верны – женщины из индийской деревни с принятой фратернальной полиандрией. Если девушка выходит замуж, то за всех братьев сразу. Раджо на мужей «повезло» – у нее их оказалось сразу пятеро и все законные.

Полиандрия - это когда одна женщина имеет двух или более мужей. В том мире, где преобладает полигиния, когда мужчины имеют нескольких женщин, это можно назвать освежающим исключением. Особенно странно, когда вы считаете культуры, где преобладает полиандрия, патриархальными. Мужчины сами устраивают так, чтобы женщины двурушничали! Двое мужчин, делящих жену, почти всегда братья. Менее чем в 1% культур женщинам позволено выходить замуж за двух братьев, и у всех них есть нечто общее: недостаток территории.

Невинно пройдитесь по лужайке перед ломом вашего соседа, и вы обнаружите, что Homo sapiens - территориальное животное. Пометьте его лужайку безобидной мочой, и вы станете свидетелем бурной территориальной реакции Потомки Homo sapiens любят вторгаться на новые территории и создавать новые семьи. Поэтому повсюду растут заго родные дома. Если самцы территориальных видов не владеют территорией, самки отказываются совокупляться с ними. Что происходит, когда у всего племени самцов Homo sapiens иссякает территория, которую можно расширить?

Большинство обществ, где господствует полиандрия живут в изолированных уголках Южной Азии. Говоря о Тибете. мы думаем о высокой духовности, но можно и вспомнить о женщинах, имеющих двух мужей. Я подозреваю, что именно поэтому мои подружки так увлечены тибетской моделью просвещения.

Есть такой народ нэйр, живущий на Малабарском бсрегу Индии, вытесненный господствующими браминами на маленький клочок земли. Большинство женщин этого на рода проданы за рубеж в сексуальное рабство, поэтому женщины там в меньшинстве. В высоких Гималаях и на севере востоке Индии живут племена шерпы, бхути и другие. Во всех этих культурах два брата передают жен друг другу" из постели в постель.

В горных районах, а также местах, окруженных горами и океанами или заблокированных неодолимыми врагами, которые вытесняют вас на ограниченные территории, не стоящие того, чтобы за них бороться, мужчинам трудно содержать большую семью. Когда землю вряд ли можно назвать плодородной, даже двум мужчинам иногда слож но содержать одну женщину и ее детей.

Но мужские инстинкты предназначены для сохранения семейных генов. Делить свою жену вы не хотите ни с кем, но когда земли мало, чтобы делить ее между собой, два брата будут работать на одной земле и заботиться об одной женщине. Мне очень хотелось бы, чтобы полиандрию придумали феминистки из Шри-Ланки, но это не гак! Полиандрия - это договор между двумя братьями охранять собственность семьи

Даже в обществах, где господствует полиандрия, мужчины контролируют женщин. Женщины вынужденно оказываются в ситуации, когда один муж работает на ферме чтобы кормить ее детей, а другой массирует ей но, чтобы удовлетворить ее сексуальность. Мужья работают поочередно, гоняясь взад-вперед, словно играя в пятнашки. Неудивительно, что женщины Шри Ланки не стремятся к свободе.

Статьи по теме: