Мировое древо как отражение единства мира. Мифология народов Мира

«История дня народного единства» - Василий Шуйский. Главное: Лжедмитрий 1. На Земском соборе избирается новый царь – Борис Годунов. Шишов А.В. Минин и Пожарский. - М., 1990. Бородинское сражение. Народное ополчение 1941 года. Народное ополчение – патриоты Смоленска, Бородино. Царь Борис Годунов внезапно умер, а Лжедмитрий в Москве венчан на царство.

«Отражение света» - Виды отражения. Отражение света. Первый закон геометрической оптики гласит, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Первый закон отражения – геометрический: падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр, проведенный в точку падения луча, лежат в одной плоскости. Проявление прямолинейного распространения света – образование тени.

«Отражение света 9 класс» - Найдите угол отражения. На верхнем рисунке лучи и перпендикуляр к зеркалу не лежат в одной плоскости. Вторая. Угол отражения равен углу падения. Введем несколько определений. Такое отражение света называется зеркальным отражением. При падении света на разные поверхности возможны два варианта. Первый.

«Физика Отражение света» - Оборотные призмы. Предложения: посчитать с большей точностью; учесть показатель преломления воздуха. Найти углы преломления. Итак, возникла проблемная ситуация! Подведение итогов. Дано: n1= 1,33 n2= 1,00029 1 ?= 300 ?= 450 ?= 500 ?-? Для разрешения проблемы обратимся к опыту. Образование тени и полутени, солнечное и лунное затмение.

«Родословное древо» - Родословное древо. Виды родословных. Родословная (родословие) –. Генеалогическое древо семьи Бахтиновых. Генеалогия – (с греч. Толково – словообразовательный. Из истории семьи Беневских. В XVI веке появляются первые родословные книги. Ермаков Михаил, победитель областного конкурса «Моя малая родина» (2004г.).

«Глобальные проблемы мира» - Пути решения: разоружение; контроль за разоружением; мирные договоры. Ядерная зима. ВЫВОД. Доставка пресной воды по океану. Нарушение водного режима огромных территорий. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению Мирового океана. Политического характера. ЗАДАНИЕ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ ПРОБЛЕМА.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Хохотуй

Петровск-Забайкальского района Забайкальского края

Конспект урока по искусству в 8 классе

«Мировое Древо как отражение единства мира»

Выполнил: учитель русского языка и литературы Красикова Ольга Игоревна

с.Хохотуй, 2017

Цели: сформировать понятие «Мирового Древа» как отражения единства мира; познакомить с представлениями по народов мира о Мировом Древе; развивать творческие способности учащихся; воспитывать художественно-эстетический вкус, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Ход урока :

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На доске записаны загадки: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд, на каждом гнезде четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких», «У меня есть дерево – на нём двенадцать веток, на каждой ветке тридцать листьев, одна сторона у листа чёрная – другая белая».

Что объединяет эти загадки? (описание через образ дерева) Почему именно образ дерева? (является символом «жизненной силы, вечной жизни, бессмертия, хранящегося в нём).

Образ дерева нашел свое отражение в произведениях искусства многих народов, вы не раз встречались с ним и в литературе, и в живописи, и в других видах искусства. Вспомните, когда именно встречался вам этот образ.

Сообщение темы урока и целей.

3. Объяснение нового материала.

3.1. Первообраз Мирового древа.

Одним из базовых для культуры первообразом, или архетипом, является Мировое дерево (космическое, небесное древо, Древо жизни, Древо познания, Древо плодородия, Антидрево потустороннего мира), которое воплощает универсальную концепцию мира.

Мировое древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения(вертикальная структура): небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир. Наверху – птицы (орёл, сокол, ворон, петух, феникс, жар-птица), в середине – копытные жертвенные животные (олени, коровы, лошади, антилопы), пчёлы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая верх и вниз), внизу – хтонические животные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошка, медведь как спящий в корнях дерева или пещере). На ветвях дерева часто изображают солнце, звёзды, огни, шары или плоды, символы небесных светил. По ярусам ветвей, как по ступеням, можно подниматься или спускаться, из-за чего Древо уподобляется лестнице в небо.

Через Мировое древо описывается горизонтальная структура мира с деревом в центре, двумя направлениями (левое – правое, спереди – сзади) и четырьмя сторонами света (дополнительные мировые деревья, боги ветров, стихий).

С помощью Мирового древа описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни (загадки, записанные на доске); движение от прошлого (корни) через настоящее (ствол) к будущему (ветви); жизнь рода (генеалогическое дерево); жизнь и смерть (Древо жизни и парное ему, зачастую перевернутое, Древо смерти), бессмертие (отождествляется с сердцевиной дерева).

Трём частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни.

С Мировым древом соотносятся и три первоэлемента мира: ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода.

В целом Древо жизни является символом «жизненной силы, вечной жизни, бессмертия, хранящегося в нём».

Символами, близкими Мировому Древу, у разных народов являются Мировая Гора (Меру, Куньлунь, Тайшань и т.п.), Мировой Столп (храм, колонна, крест, лестница и т.п.).

3.2. Знакомство с народной мифологией.

О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок.

В китайской мифологии существует дерево Фусан, растет в центре Поднебесной (древнее название Китая), на нем живут нефритовый петух и десять солнц -десять золотых воронов. Каждый день одно из солнц купается в море. А затем по дереву поднимается в море. Вечером солнце спускается вниз по другому солнечному дереву – красному дереву, цветы которого освещают землю светом вечерней зари. Во время страшной засухи небесный стрелок истребляет лишние девять солнц, и остается только одно.

Познакомимся и с другими мифами о Древе. (тексты распечатаны и лежат на партах.)

1. Индийский эпос.

В "Махабхарате" Меру - это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина именуется Мандара. "На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру. Рай великого бога Индры располагался на ее вершине. С этих гор ниспадают великие реки, текущие в золотых руслах. У подножия Меру - "обители богов находится Молочный океан, а перед великими горами Меру раскинулось песчаное море.

"Махабхарата" так описывает гору Меру: "Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода - день, полгода - ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвипа ("Светозарный Белый остров") . Эта страна описывается, как: "страна вечного счастья", "повсюду стада антилоп и стаи птиц", "племя не знает ни болезней, ни слабости возраста", "уйдя туда, вновь в этот мир не приходят", "на подступах у гор Меру лежит пустыня, область мрака, где грифы стерегут золото". Это - "Земля избранных", "Земля святых", "Земля блаженных".

2. В скандинавском эпосе рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду - земле, обители людей. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Вальгалле - высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей.

3. Вселенная - йок каб (буквально: над землей) - представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.

В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке - красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере - белое; быть может, в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет снега? Черное дерево - цвет ночи - стояло на Западе, а на Юге росло желтое - оно символизировало цвет солнца.

В прохладной тени «Первоначального дерева» - оно было зеленым - разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем.

Существуют и другие мифы о мироустройстве. Свои представления существовали и у славянских народов. Исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Это было наиболее почитаемое дерево. Сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан), среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила. Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях.

В художественной литературе образ Мирового древа используется очень часто.

Самым известным для нас является образ знаменитого дуба у Лукоморья в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Кот ходит «по цепи», а не на цепи. Златая цепь – это аналог Мирового змея, удерживающего мироздание на себе. Золото указывает на её божественное естество. Её кольцо ограждает и охраняет мир, «запирая» его от порчи. Кот связан с подземным богом Велесом, который мог оборачиваться чёрным котом и тоже любил «баять» песни и сказки (вещий Баян – внук Велеса).

Русалки – это девушки-птицы. Лукоморье, согласно русской мифологической картине мира, означает изогнутую, как лук, страну, т.е. иной («кривой») мир, находящийся на краю Вселенной.

4. Практическая часть.

Изобразить Мировое Древо.

5. Рефлексия.

Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы.

6. Домашнее задание.

Найти мифы разных народов мира о Мировом Древе.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Величко Светлана НиколаевнаМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»2016 год Челябинская область город Миасс Мировое Древо как отражение единства мира Мирово́е древо - вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол - с земным миром, корни - с подземным миром. Воплощение универсальной концепции многих народов о пространстве Вселенной Мировое древо в различных культурах В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц - царь, нива - православное крестьянство. Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо - весь мир, цветы - «человецы», корыто - земля, птица - смерть; сколько смерть похитит, «толик» и родится в мир". Мировое древо. Русский узор. В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа - небосвод Мень Эле со звёздами, желток - земля - суша Мода-Мастор, белок - бескрайний океан Иневедь. Мировое древо. Роспись крышки сундука. XVII в. В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю. Мировое древо. Египет В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой. «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное древо Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас - то что удерживает в иллюзорном мире) - его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) - (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом. В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Древо жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол - земном, а корона - в небесном. Каждый год в кроне Древа священная птица Самрук откладывает яйцо - Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла. Д/З: Нарисовать Мировое ДревоСтр. 17 – 23, читать.


Приложенные файлы

Запись опубликована автором в рубрике ,
Статьи по теме: