Межэтнические браки проблемы и перспектива. Межнациональные браки

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества.

Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа <национальность> включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным этносом, значительно превосходящим по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных .

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09% . В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда <открытые> границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37% . В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: <Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке>. В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально <брак вне группы>. Экзогамия употребляется не только в отношении системы родства, племени или клана, закрепляя правила в обществе, которые описывают круг людей (родственников), с которыми индивид не может заключить брак. Она также имеет более широкое значение, когда в качестве чужой группы может стать класс, нация, территориальная группа, возрастная категория и т.д. Экзогамия может рассматриваться как способ уменьшения существующих между группами противоречий, поскольку маловероятно, что одна группа предпримет негативные действия против другой группы, в состав которой входят ее собственные представители. Таким образом, можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества, и т.д.

Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. . С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора.

Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в <Своде законов Российской империи> прямо указывалось на то, что <лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами> . Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Библиография

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.

3. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.

4. Курбатова О.Л. <В 2050 году в столице не останется русских> // Комсомольская правда, 2003, 20 января.

5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.

6. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.

7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Создание семьи – один из самых важных моментов в жизни человека. Все желают создать здоровую и крепкую ячейку общества. Как правило, мужчины и женщины предпочитают вступать в брак с кем-то из своей страны, одной национальности и вероисповедания. Общность культуры, языка, традиций и близость родных облегчают процесс взаимопонимания. Однако в современном мире без границ межнациональные браки становятся все более частым явлением.

Причины возникновения межнациональных браков

Многие имеют друзей из других стран, мировая паутина стерла все возможные границы. А любовь – такая штука, от которой никто не застрахован. Сегодня познакомиться с иностранцем или иностранкой можно не выходя из дома. Нужны:

  • устройство с выходом в сеть;
  • аккаунт на сайте знакомств, в социальной сети;
  • желание.

Помимо «чувственных» причин возникновения межнациональных браков выделяют:

  1. Экономические . В результате процессов глобализации растет число путешественников, а вместе с ним процент межнациональных браков. Согласно статистике ООН примерно половину (49,6%) 200 миллионов международных мигрантов в 2005 году составили женщины. Международный брак - возможность обеспеченной жизни для них.
  2. Психологические . Специалисты утверждают, что есть межэтнические браки, причины которых связаны изначально с взаимоотношениями в семье. Дети идут наперекор своим родителям. Пример – отец постоянно твердит «ох уж эти америкосы, все у них не по-человечески» и тому подобное. У девочки на подсознательном уровне зарождается механизм противодействия. Вполне вероятно, она вырастет и выйдет замуж за американца, чтобы доказать отцу его неправоту.
  3. Социальные . Мужчина из экономически неразвитой страны, но достигший высокого социального статуса, женится на женщине из развитой страны, но не достигшей высокого статуса. Или наоборот. Тем самым они уравнивают свои позиции.
  4. Политические . Стратегические браки королей, глав государства.

Межнациональные браки - психология

Психологические особенности межнациональных браков отличаются от тех, что присущи мононациональным семьям. Ряд факторов влияет на психологический климат в такой семье:

  • традиции;
  • менталитет;
  • религия;
  • язык;
  • отдаленность от родственников.

Психологи считают, что в межнациональном браке важно решить, в каком объеме каждый из супругов готов включиться в новую культуру. Они выделяют четыре типа интеграции, второй и третий являются самыми удачными для гармоничной :

  • насаждение собственной культуры и полное игнорирование традиций супруга;
  • отказ от своей культуры, полная интеграция в новую;
  • частичная интеграция, принятие конкретных культурных аспектов;
  • отказ и от своей, и от культуры супруга.

Межрасовые браки - генетика

Дети от межрасовых браков менее подвержены . Например, ген, отвечающий за наследственное заболевание «серповидно-клеточная анемия» - это рецессивный ген (подавляется доминантным) у африканцев. Если африканка родит от европейца, то у их ребенка не будет этого заболевания. То же самое касается других наследственных дефектов. Болезни от межрасовых браков «вымирают». Ученые считают, что для сильного потомства межрасовые браки – хороший вариант.

Другое дело - внешность. Не всегда смешение рас приводит к прекрасному результату. Однако и одни из самых красивых людей появляются в смешанных браках. Известные потомки межрасовых браков тому пример:

  1. Канадская певица Шанайя Твейн рождена от союза канадки и индейского аборигена.
  2. Бейонсе, отец африканского происхождения, мать – креолка (в ее роду были, французы, индейцы и афроамериканцы).
  3. Мэрайя Кэри, мать – ирландка, отец – афровенесуэльского происхождения.

Межнациональные браки - православие

Православная церковь негативно относится к межнациональным бракам. Они угроза православной вере. Часто межнациональные браки это межрелигиозные браки. Еще в 7 веке на очередном Соборе в Константинополе было озвучено отношение православной церкви к этому вопросу. Запрещались межрелигиозные браки. Современные священнослужители не изменили этой точки зрения. По их мнению, межнациональный брак искореняет православие. Женщине, вступившей в брак с мужчиной иного вероисповедания, сложно привить детям православную веру.

Межнациональные браки в современном обществе – явление распространенное. В смешанном браке есть свои плюсы и минусы. Брак с человеком из другой страны имеет ряд преимуществ:

  • погружение в иные традиции, расширение культурных границ;
  • разрушение расовых и этнических ;
  • возможность выучить иностранный язык в естественной среде;
  • такие браки учат терпимости и пониманию, что делает их более прочными;
  • доказано, что дети, рожденные от представителей разных народностей (рас, наций) более здоровые и талантливые.

Наряду с этими преимуществами существуют проблемы межнациональных браков:

  • смена «менталитетного» и правового пространства;
  • разлука с родственниками;
  • нередко родители и мужа и жены противятся таким бракам в силу консервативных взглядов;
  • утрата традиций своей страны и обязанность следовать новым традициям;
  • трудности коммуникативного характера;
  • споры относительно воспитания детей;
  • невозможность вывезти ребенка из страны в случае развода.

Фильмы о межрасовых браках

Тему «неформатных» отношений кинорежиссеры любят. Фильм про межрасовый брак - это и драма, и порой комедия. Яркие картины, отразившие межнационального брака:

  1. «Лавинг» американского режиссера Джеффа Николса. Трагическая судьба Ричарда и Милдред Лавинг, приговоренных к тюремному заключению за межрасовый брак.
  2. «Сайонара» - американская мелодрама Джошуа Логана, вышедшая в 1957. Американский военный, осуждающий межнациональные браки, влюбляется в японскую танцовщицу.
  3. «Безумная свадьба» - искрометная французская комедия от Филиппа де Шоврона об особенностях межрасового и межкультурного взаимодействия внутри семьи.

Межрасовые браки знаменитостей

Селебрити – тоже люди, и тоже подвержены влиянию процессов глобализации. И любви. Самые известные межнациональные браки:

Межнациональные браки известны еще с давних времен и сейчас выйти замуж или иметь отношения с иностранцем считается престижно. Статистика говорит что популярность подобных союзов и до сих пор продолжает расти. При этом такие пары чаще создают славянские женщины нежели мужчины.

Соответственно часть населения одобряет подобные отношения, а вот другая наоборот – всячески против. Давайте подробнее разберемся в теме Межнациональные браки: плюсы и минусы.

Межнациональные браки: минусы

1. Несоотвествие культурного развития и традиций. Чаще всего на этой почве возникают разногласия у подобных пар. Они касаются как обыденного быта (кулинарии), духовных аспектов, чаще всего это религиозные моменты (посты, ритуалы и т.п.), а так и важных моментов жизни (свадьба, рождение ребенка).

2. К сожелению межнациональные пары часто сталкиваются с осуждением своих отношений. И не только со стороны общественности, но и нередко со стороны родственников и близких. Вполне возможно неодобрение очень близких и важных людей, от которых впервую очередь ждешь поддержки.

3. Некоторые народы питают определенный страх перед «ассимиляцией», бояться потерять «чистую» линию и нарушить вековую традицию, пустив в собственную семью иностранца. Страх потерять самобытность, яркие национальные или религиозные черты часто приводит к запрету или всяческим помехам для разнонационального союза.

4. Еще один минус межнациональных браков для тех кто проживает в разных странах состоит в том что одному из пары придется кардинально менять устой собственной жизни. Это касается и частых поездок, и принципиально иной бюрократической системы в разных странах. Этот вопрос все чаще будет возникать при развитии романтических отношений и тем более при желании узаконить союз.

Межнациональные браки: плюсы

Психологи утверждают что межнациональные браки учат социум терпимости и пониманию представителей разных наций, способствуют улучшению отношений между этносом.

Такие союзы часто вызываю повышенный интерес к тем или иным странам, культурам и религиям, что часто позитивно влияет на обыденный уклад жизни как людей так и народов в целом.

Многие люди уверены что межнациональные союзы строятся на материальной почве но статистика говорит об обратном, часто многие пары даже не обладают достаточным количеством информации о доходах второй половинки. Странно что когда разговор касается однонационального союза, то материальная сторона отношений часто становиться причиной разрыва отношений, тогда как в многонациональном союзе данный вопрос немного теряет первенство.

Психологи уверены что как одно- так и разнонациональные союзы имеют одинаковые шансы на существование. Благополучие и гармоничность отношений всегда зависит только от учасников данного союза, от их терпимости, открытости и доверия.

http://russview.ru/read/99-multibrak.html Брачные союзы с участием мигрантов в столице составляют 58% всех браков. Как пишет издание "Огонек", самый простой способ стать для приезжего "своим" в России и избежать статуса "нелегала" - жениться на русской Таким образом, за выходца с Кавказа выходит замуж каждая четвертая москвичка. Журнал отмечает, что половина таких браков - фиктивная. Зато другая половина заключается по любви или как минимум "по взаимному влечению". По словам ведущего научного сотрудника Института общей генетики РАН Ольги Курбатовой, за последние годы количество браков с кавказцами в Москве выросло в разы (по одним подсчетам, в четыре раза, по другим - в десять). Таким образом, обобщенный тезис "русская женщина - оплот интернационализма" получает в российской столице весьма определенное звучание. В середине 90-х годов доля межэтнических браков в столице составляла 22 процента. Таковы результаты анализа данных московских загсов, который провели генетики. Теперь же можно предположить, что в Москве к межнациональным относится каждый четвертый брак. Межнациональные браки в Москве русские женщины заключают в два раза чаще, чем русские мужчины, сообщает статистика. Изменяется и национальный состав в таких типах брака. В советскую эпоху на первом месте традиционно в соответствии с этническим составом страны был брак по модели "русская - украинец", далее шли "русская - "еврей", "русская - белорус", "русская - армянин", "русская - татарин". Сейчас же доля русско-украинских браков уменьшилась вполовину, с ними практически сравнялись союзы между русскими женщинами и мужчинами-армянами. Русско-еврейских браков стало гораздо меньше, зато в рост пошли браки с грузинами и азербайджанцами (соответственно в 4 и 7 раз), а также с другими народами Кавказа (рост более чем в 10 раз). К этим народам можно отнести дагестанцев, чеченцев, ингушей и других. Все это, по мнению ученых, связано с активностью миграции жителей Кавказа в Москву. В этом процессе всегда более активны мужчины. Браков между уроженцами Москвы сегодня насчитывается около сорока процентов. Остальные заключаются по схеме "приезжий - уроженец" (их примерно столько же) либо "приезжий - приезжий" (около 20%). В связи с этим увеличилось и так называемое "брачное расстояние" - дистанция между местами рождения супругов. Считается, что географическое расстояние в определенной степени отражает степень генетических различий между людьми. Конечно, в ХХ веке место рождения может быть и случайным, но модель изоляции расстоянием в принципе является рабочей: чем больше расстояние, тем меньше вероятность наличия у них генов, одинаковых по происхождению. При нынешней динамике, если считать от конца XIX века, исходный генофонд русских москвичей на 70 процентов будет заменен за счет притока генов из других регионов примерно за 10 поколений. Четыре из них уже прошло, ученые за одно поколение берут 25 лет. Издание делает вывод, что еще через 150 лет русские Москвы будут весьма сильно отличаться от русских из провинции. Профессор Московской духовной академии (МДА) диакон Андрей Кураев выразил обеспокоенность по поводу распространения в России межнациональных браков. "На самом деле межнациональные браки - это форма геноцида русского народа! Когда наши женщины выходят замуж за кавказцев, они обогащают своими генами другие народы. А русская нация слабеет!" – приводит портал "Интерфакс-религия" мнение православного миссионера, высказанное им в интервью "Комсомольской правде". По его словам, в семье русской женщины и дагестанца дети "будут дагестанцами и, более того, мусульманами". Известный богослов напомнил при этом, что, в частности, власти Израиля ведут официальную государственную политику против браков евреев и мусульман - специальное министерство ведет статистику межнациональных браков, и публикуемые данные "часто вызывают негодование в обществе". "А в России, к сожалению, даже сама проблема межнациональных браков не признается", - выразил сожаление профессор МДА. Между тем, по мнению ученых генетиков польза от межнациональных браков очень сомнительна. Бытует мнение, что в смешанных браках рождаются более здоровые, крупные, более способные и талантливые дети. Отчасти это так. Если речь идет об очень различных по происхождению супругах, то, действительно, их дети могут быть более крупные и более жизнеспособные. Однако этот эффект не наследуется, он проявляется только в первом поколении и в дальнейшем затухает. К тому же в таких браках с генетически очень разошедшимися линиями может возникнуть внутриутробный конфликт ребенка с матерью за счет присутствия в генотипе ребенка отцовских генов. В этом случае дети не только не будут крупнее и жизнеспособнее, но и возможны все отрицательные стороны в развитии плода вплоть до болезней нервной системы и умственной отсталости. Хорошо известно, что браки между родственниками неблагоприятны, однако то же самое можно сказать и о генетически отдаленных. Это показали специальные исследования, проведенные в селениях, где проживали вместе американские индейцы и нынешние обитатели континента, в деревушках для черных и белых переселенцев... Дети в таких семьях обладали большим числом наследственных заболеваний, в 1,5 раза чаще отставали вразвитии, чем их сверстники. Заведующий кафедрой педиатрии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова доктор медицинских наук, профессор O.K. Ботвиньев объясняет этот феномен тем, что в смешанных браках устоявшийся комплекс генов разрушается, а новый комплекс оказывается биологически слабее - ведь он не прошел тысячелетнюю обкатку. В результате растут заболеваемость, детская смертность, уменьшается продолжительность жизни. Причем чем больше различий между расами, чем дальше находятся друг от друга их исторические территории, тем большие осложнения принесут браки между их представителями. Черные и белые - самая взрывоопасная смесь разных болезней... А потому наиболее благоприятны браки, в которых муж и жена принадлежат близкородственным народам, но т.к русский народ достаточно многочислен и генетически разнообразен, браки между русскими людьми, без сомнений, принесут куда больше пользы, чем с генетически отдаленными национальностями. Надо отметить, что кавказские народы никогда близкородственными к русскому не являлись. Что же касается более высоких умственных способностей или талантливости детей в смешанных браках - это мифы. В генетике какие-либо гены, которые бы путем смешения давали эффект личностного характера, неизвестны. Также нужно развеять миф некоторых неосведомленных людей (а может и просто лжецов), которые выражаются в том духе, что, дескать, смешанные браки нам нужны для того, чтобы избежать вырождения от возможных родственных браков. Какая чушь! Любой здравомыслящий человек может понять, что наш народ достаточно многочислен, настолько генетически богат и разнообразен, что угроза вырождения от якобы родственных браков просто ничтожна. Куда более реальной является угроза размывания, утраты национальных особенностей, традиций. Не менее серьезной является и угроза внутрисемейных конфликтов на почве национальных различий, угроза внутреннего, психологического «раздвоения» детей, попадающих в конфликтную ситуацию (например, в армяно-азербайджанском, грузино-абхазском, осетино-ингушском, русско-чеченском, русско-еврейском, русско-латышском и других межнациональных браках). Необходимо четко уяснить, что чем больше у нас смешанных браков – тем слабее наша нация. Законодательный запрет межнациональных браков нежелателен, т.к. некоторыми это будет рассматриваться как «запрет на любовь», но отношение русской общественности к межнациональным бракам с участием русских людей должно быть отрицательным. Наши люди не научены жить диаспорами. Оказавшись за пределами России, они уже в четвертом поколении, как правило, ассимилируются с другими народами. И эти смешанные браки грозят нашему народу большой опасностью - мы можем потерять много миллионов наших соплеменников, что является просто недопустимым перед лицом демографической угрозы.

Статьи по теме: