Методики закаливания детей в детском саду и домашних условиях. Методы закаливания детей в домашних условиях, противопоказания

По выбору природного фактора можно выделить следующие средства закаливания: воздух, солнце, вода.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста - одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура. Специальные методы - это непосредственно закаливающие мероприятия.

    Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - самый простой и доступный способ закаливания. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

    переодевание ребёнка;

    утренняя гимнастика, ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»;

    сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки);

    сквозное проветривание помещения до 5 раз в день;

    поддержание оптимального температурного режима в помещении (18-22°С);

    ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в зимнее время и весь день - в летнее время.

Утреннюю гимнастику можно проводить при температуре воздуха +18°С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14°С, а затем и до 12°С.

Маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы, а из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом на природу, где есть чистая трава, песок, земля, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить ребенку ходить босиком.

Закаливание воздухом наиболее интенсивно осуществляется во время прогулок. Прогулки тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха. Во время прогулок важно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми.

Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений. В случае если ребенок вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду, т.к. одежда, высыхая на ребенке, вызывает его переохлаждение. Весной, когда ребенок играет на улице, с него можно ненадолго (на 5-7 минут) снять пальто.

Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и возрастает с увеличением площади открытой поверхности тела.

    Закаливание солнцем

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи - довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции - от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Самое благоприятное время для солнечных ванн - с 8 до 11 часов утра. После образования загара длительность пребывания на солнце увеличивается до 8-10 минут 2-3 раза за прогулку.

Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой, одежда из натуральных материалов светлых тонов. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё (вода).

Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов и всех систем организма.

    Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Водные процедуры помогают детскому организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды, особенно к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от переохлаждения.

Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук - утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой - попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.

Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.

Полоскание особенно полезно ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше полоскать горло водой более теплой, на один градус выше, чем до заболевания.

По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

    Обтирание

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

Влажные обтирания - самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С - зимой и 22°С - летом. Продолжительность процедуры - до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.

Обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой - рекомендуемая для ослабленных детей ежедневная процедура.

После обтирания можно переходить к обливаниям.

    Обливание

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, особенно важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Специалисты считают: «Сеть кровеносных сосудов, расположенных под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голени) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. По-видимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк».

Используем эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний.

При обливании ног начальная температура воды 30-28°С. Через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей - каждые 7 дней, температура снижается на 1°С и доводится до 16-14°С.

Необходимо следить за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно - не будет ответной реакции. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

Можно применять и контрастные обливания. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (38-36°С), затем 28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст (38 - 18°С).

Можно использовать контрастные обливания для кистей рук. Температурный режим такой же, как и при обливании стоп.

Контрастные обливания можно заменить ножными ваннами. В один таз наливается теплая вода (38-36°С), а другой - прохладная (в начале закаливания 28°С). Каждые 4-6 дней температура воды во втором тазу снижается на 1°С и постепенно доводится до 22-20°С.

Общие обливания тела проводятся водой с начальной температурой 36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.

Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день.

Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.

Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года - в помещении. Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают купание в природных водоемах.

Купание в реке, озере, море, благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей, а так же гармоничному сочетанию приятного и полезного, в большой мере способствует закаливанию организма.

Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха 24-26°С, воды не менее 21°С. Средняя длительность купания детей до 5 лет - 5-8 минут, 6-7 лет - 10-15 минут. В течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18°С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2-3 раза окунется, затем насухо вытрется, но всё же не лишается купания.

Как определить, не «перекупался» ли ребенок? Существенный показатель - реакция ребенка на пребывание в воде. Если он побледнел, губы посинели, кожа «гусиная», то он должен немедленно выйти из воды и хорошо растереться полотенцем, разогреться движениями.

В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребенка.

Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевaние (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды.

Если закаливание ребенка проводится не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной, и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется. Начинать закаливание с этой процедуры нельзя.

Терморегуляторные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, но более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта.

Если схематично представить последовательность закаливающих процедур, то получится следующая схема:

    воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья» и умывание холодной водой;

    обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер;

    обливание всего тела холодной водой;

    подготовка к выходу на морозный воздух, топтание на замерзшем полотенце, выход на снег.

Вот так, не спеша, постепенно можно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в принципе интенсивности. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по причине болезни пропустил закаливающие процедуры, то он в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после полного выздоровления с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Проводить закаливание необходимо на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Особенно важно для малышей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, диатезом или другими аллергическими заболеваниями). Детское закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды, увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. В процессе закаливания образуются и закрепляются условные рефлексы, которые способствуют формированию защитных реакций. Благодаря этому организм ребенка получает возможность приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре.
Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Ведь при правильном подходе закаливание повышает иммунитет и делает ребенка защищенным от простудных заболеваний. Главное - не злоупотреблять и не путать обычное закаливание с помощью воды, воздуха и солнца с моржеванием. Ведь превратив ребенка в «моржонка», родители вряд ли по-настоящему закалят его. Еще одним негативным эффектом моржевания может стать перемена в поведении ребенка: он станет либо очень беспокойным, либо, наоборот, пассивным. Снижается выработка ферментов, из-за чего может вздуться животик, начнется дисфункция кишечника. Моржеванием лучше заниматься подросткам, а младенцы вполне могут подождать.

Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон, они быстро растут и редко болеют. Закаливание можно начинать даже уже в первые дни после рождения. Правда, предварительно посоветовавшись с врачом. Если малыш здоров, можно проводить различные воздушные или водные процедуры с помощью душа и обтираний. Главное правило закаливания - постоянство процедур и постепенное увеличение их интенсивности. Если остановиться на одном и том же уровне нагрузки - например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить обливания редко, например, несколько раз в месяц, то эффекта от такого закаливания не будет. Следующий важный момент - закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого, разогретого ребенка. Ведь если малыш замерзнет, и у него станут холодными руки и ноги, вода, которой его обливают, покажется практически теплой, а результат такого «закаливания» может оказаться прямо противоположным. Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ведь тогда она не эффективна, и не должна быть чрезмерно сильной, стрессовой, так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача - его усилить. Можно закалять малыша прямо в ванне. Пусть сначала согреется в теплой воде, а потом следует предложить ему поиграть: например, включить холодную воду, а он подставит пяточки и ладошки. И так не менее 3 раз. После последнего воздействия холода необходимо укутать ребенка в простыню и в одеяло, подержать его, не вытирая, а, промокая воду, потом одеть его в ночную одежду и положить в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодных процедур. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды. Когда ребенок привыкнет к обливанию ступней холодной водой, в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Нужно выбрать заснеженное место: снег должен быть чистый, при этом под снегом должна быть земля, а не бетон и не асфальтированная дорожка. Малыша нужно одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки. Сначала ему надо немного побегать, чтобы разогреться. Если малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда ему можно снимать валенки и вставать на снег, поначалу буквально на секунды. Потом быстро вытереть ноги от снега пеленкой и обуть, начиная с той ноги, которую он первой поставил на снег. Затем снова надо побегать в валенках. Продолжительность пробежки по снегу вначале очень короткая, потом можно увеличить. Эта процедура особенно понравится ребенку, если выполнять ее всей семьей 2 раза в неделю.

Еще один способ закаливания - солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, с учетом повышения солнечной активности, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Пусть малыш побегает босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше нужно разрешать ребенку бегать по воде. Не надо специально загорать, лучше раздеть малыша, и пусть он побегает, попадая то в тень, то на солнце. Можно обливать детей прямо на свежем воздухе. Хорошо утром поставить ванночку с холодной водой на солнце, затем днем дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой. Дело в том, что не все родители в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как раннее закаливание.

Закаливание — это тренировка защитных сил организма, которая приучает его лучше переносить холод, физические нагрузки и т. д. Закаленные дети в дальнейшем легче переносят изменение влажности, холод и жару, менее подвергаются простудным и другим заболеваниям. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему, способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких, органов пищеварения и выделения, состав крови и обмен веществ, повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов. При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Средства закаливания просты и доступны. Важно лишь отбросить многие укоренившиеся предрассудки и не кутать детей, не бояться свежего воздуха; систематически, 4-5 раз в день проветривать комнату, а летом держать окна открытыми — ведь оконные стекла не пропускают ультрафиолетовых лучей, необходимых для растущего организма. В помещении, где находится ребенок, категорически запрещается курить. Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед купанием — первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Для грудного ребенка температура воздуха как в комнате, так и на улице при воздушной ванне должна быть не ниже 22’. После соответствующих тренировок температура при воздушной ванне может быть 20 и 18’. Воздушные ванны необходимо проводить осторожно: продолжительность их вначале не должна превышать 2-3 мин. Постепенно время увеличивают и для детей до 6-месячного возраста доводят до 15 мин, а для детей 6-12 месяцев — до 20-25 мин. Процедуру можно повторять 2 раза в день. Ослабленным детям или не привыкшим к прохладному воздуху обнажать тело надо постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса и, наконец, оставлять малыша совсем раздетым. В летнее время воздушные ванны лучше проводить на открытом воздухе под навесом или в тени деревьев, где рассеянный солнечный свет богат ультрафиолетовыми лучами. Очень полезно закаливание водой. Делают это с помощью гигиенических ванн, умывания, обмывания стоп, а также обтираний и обливаний. К закаливанию водой приступают постепенно и осторожно. С 3-4-месячного возраста можно применять влажные обтирания. Прежде чем приступить к ним, необходимо посоветоваться с врачом, затем предварительно подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя полторы-две недели можно переходить к обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка. Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1 стакан воды 1 чайную ложку соли или столовую ложку морской соли. Делают обтирания обычно после утреннего сна ребенка. Продолжительность их 5-6 мин. Температура воды должна быть вначале 32-33", затем постепенно, с интервалом в 5-7 дней, температуру воды снижают на 1" и доводят ее до 30". Гигиеническую ванну не следует делать горячей. Температура воды для детей до 6-месячного возраста должна быть 36,5-37,5", а для более старших детей — 36". После такой ванны полезно облить ребенка водой, температура которой на 1-2" ниже температуры воды ванны. С течением времени температуру воды для обливания снижают еще на 2-3’. Начиная с 10-11-месячного возраста утром и вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка надо умывать прохладной водой (температура которой не ниже 18-20"). Детям очень полезны прогулки. Приучать к холодному воздуху следует постепенно, начиная с «прогулок» в комнате с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе.

Закаливание и массаж. Закаливание надо стараться проводить так, чтобы оно вызывало у ребенка хорошее, радостное настроение. Процедура выполняется неправильно, если во время нее малыш беспокоен. Закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышенной возбудимости (раздражительность, нарушение сна, повышенная плаксивость и отказ от груди и др.). С конца 1-го месяца жизни ребенку полезно делать массаж, а со 2-го месяца — гимнастику, но предварительно надо обязательно показать ребенка врачу и согласовать с ним введение этой процедуры. Массаж проводят ежедневно, всегда в одно и то же время, через 30 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждый прием повторяют от 4 до 6 раз. Детям в возрасте от полутора до трех месяцев можно рекомендовать следующий комплекс упражнений, который состоит из приемов массажа (поглаживания) и активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук, массаж ног, выкладывание на живот, массаж спины, массаж живота, упражнения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку. При массаже поглаживающие движения рук должны быть легкими, плавными и направлены от периферии к центру. Например, массаж рук проводят от кисти ребенка к плечу по внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча; поглаживание ног — от стопы к паховому сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку снаружи и снизу и избегая резких движений в области коленного сустава. К возрасту 3-4 месяца уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей. Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие, поэтому в комплекс занятий постепенно вводят пассивные движения. Комплекс для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев включает массаж рук, отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, массаж ног (как и в предыдущем комплексе), поворот со спины на живот при поддержке за руку; массаж спины, отклонение головы назад при положении на животе на весу, массаж живота (тот же, что и в предыдущем комплексе), сгибание и разгибание рук. В комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев вводят в большом количестве как пассивные, так и активные движения. Они направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук. Ребенка часто выкладывают на живот на жесткую поверхность. Комплекс составляют такие упражнения: отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, массаж живота, «скользящие шаги», поворот со спины на живот при поддерживании за ноги, массаж спины, «парение» в положении на спине, сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, приподнимание верхней части тела из положения на спине. Детям в возрасте от 6 до 10 месяцев в комплекс занятий вводят более сложные упражнения. Большое внимание уделяют упражнениям, способствующим развитию ползания (упражнения для мышц туловища и ног, костносвязочного аппарата). Это, в свою очередь, подготавливает малыша к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия и искривления позвоночника. Упражнения включают охватывающие движения руками, «скользящие» шаги, массаж живота, поворот со спины на живот вправо (за ноги), массаж спины, присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки, круговые движения руками, поворот со спины на живот влево, приподнимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки, ползание. Комплекс упражнений для детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев состоит в следующем: сгибание и разгибание рук, «скользящие» шаги, круговые движения руками с кольцами, поворот со спины на живот в ту и другую сторону, массаж спины, наклон туловища и выпрямление, массаж живота, поднятие выпрямленных ног до палочки или кольца, самостоятельное присаживание с фиксацией ног, повороты в стороны из положения лежа, напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослого, приседание, поддерживая ребенка за руки. Комната, где занимаются с ребенком, должна быть хорошо проветрена, а температура в ней — не ниже 19-20". Летом лучше проводить занятия на воздухе в тени при температуре 20-22". Для гимнастики стол покрывают сложенным вчетверо байковым одеялом, а сверху клеенкой и пеленкой. Матери или отцу необходимо предварительно тщательно вымыть и согреть руки, снять кольца, часы — все то, что может поцарапать кожу ребенка. Массаж и гимнастику следует всегда проводить после воздушных ванн. Итак, ребенку исполнился год. Он подрос, уже самостоятельно ходит, умеет приседать и подниматься без опоры, лепечет и говорит 10-15 простых слов.

Правильная организация физического воспитания и закаливания - действенный фактор повышения неспецифической реактивности организма ребенка и сопротивляемости к инфекционным и в первую очередь острым респираторным заболеваниям, что в сочетании с рациональным питанием, созданием нормальных гигиенических условий способствует правильному развитию и воспитанию детей.

Лучший способ оградить ребенка от болезней - проводить своевременную и грамотную профилактику. Одним из лучших превентивных способов по праву считается закаливание. Однако бросаться с головой в экстремальные процедуры не стоит, родителям необходимо учитывать разные факторы, такие как состояние здоровья малыша, особенности его иммунитета, его возраст. О том, как правильно подойти к вопросам закаливания карапузов, детей дошкольного и школьного возраста, часто родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.


Что это такое

Закаливание детей - это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель - привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.


Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток , все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.


Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях - обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.


Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры - закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ - мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.



Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский, как и многие его коллеги, считает, что все дети появляются на свет с большими иммунными возможностями и способностями. И первые годы жизни нового человека связаны, увы, с тем, что самые любящих их люди - родители- делают все возможное и невозможное для того, чтобы эти врожденные способности адаптироваться к окружающему миру истребить. Для этого они не делают ничего сверхъестественного, достаточно создать грудничку тепличные условия, потеплее одевать, следить за стерильностью пищи, которую употребляет кроха, закрывать форточки и двери наглухо, почаще давать ребенку разные медикаменты.

А вот собственно и сам выпуск передачи доктора Комаровского посвященный детскому закаливанию.

В результате получится ребенок, который будет часто и сильно болеть всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями, первое место среди них, однозначно, займут простудные недуги и вирусные инфекции.


Евгений Олегович уверен, что детей нужно начинать закаливать с самого рождения. Главное, делать это каждый день, не пропуская ни одной процедуры, и подходить к закаливанию из соображений разумности. Если мама и папа подумали и решили, что они хотят закаливать свое чадо, им стоит начать с консультации врача-педиатра. Специалист осмотрит малыша, при необходимости назначит лабораторные анализы, и вынесет свой вердикт, можно ли этого конкретного ребенка закаливать, и какой из известных способов лучше выбрать.


Когда закаливание нежелательно


Новорожденным

Для малыша, который только появился на свет, в качестве закаливания вполне подойдут обычные ритуалы - утренняя гимнастика, переодевание на прогулку, вечернее купание. Если педиатр разрешает, можно постепенно начинать обливание ножек младенца сначала прохладной водой, а затем и холодной. Длительность процедур должна постепенно увеличиваться. Необязательно практиковать контрастные ванны, но прогулки должны стать обязательным атрибутом каждого прожитого дня младенца, гулять с ним Евгений Комаровский рекомендует вне зависимости от погодных условий и времени года.


Умывание - самое первое закаливание. Познакомить малыша с водой желательно в первый день после выписки из роддома, главное, чтобы температура воды была не ниже 28 градусов. Ее можно понижать на 2-3 градуса раз в три месяца, не чаще.


Обливать ребенка можно с рождения, соблюдая температурный режим, о котором мы уже рассказали выше. Делать это надо 1 раз в день, после купания. Сначала аккуратно обливают пяточки, потом ножки, ручки, живот и плавно перемещаются к затылочной части крохи.


С полугода младенца можно обтирать водой при помощи специальной фланелевой рукавицы. В первое время - только ручки и ножки, потом обтирать можно спинку, и в последнюю очередь - грудную клетку и животик.

Солнечные ванны очень полезны для малышей, ведь под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин D , который нужен организму, чтобы не развился рахит . Главное, дозировать пребывание крохи на солнце, избегать длительного воздействия прямых лучей на кожу малыша.



Детям от 3 лет и старше

Закаливаться никогда не поздно , убежден Евгений Комаровский. Поэтому начинать такие процедуры можно ребенку в любом возрасте, если в младенчестве это родителями не практиковалось. Подход все тот же, правда, начиная с трех лет можно использовать контрастный душ, а с 4 лет ребенка можно обливать холодной водой на улице, правда, без фанатизма. С трехлетнего возраста ребенку можно разрешать в летнее время в теплый денек довольно долго находиться на свежем воздухе в одних трусиках. Полезно систематическое посещение бассейна.


  • Менять условия (температуру воды, например) следует исключительно постепенно. Резкий скачок может негативно отразиться на самочувствии ребенка.
  • Проводить процедуры желательно в игровой форме, чтобы кроха воспринимал происходящее как веселое занятие и хотел закаливаться.
  • Если ребенок начинает неадекватно воспринимать очередное повышение или понижение температуры воды и воздуха, он плачет и капризничает , следует прекратить процедуру, а на следующий день вернуться к предыдущему уровню температур.
  • При обливании и обтирании следует прикрывать половые органы мальчиков, чтобы не допускать перепадов температуры в районе гениталий, так как это впоследствии может негативно отразиться на репродуктивной функции.
  • Перекармливать ребенка ни в коем случае нельзя. Кушать он должен, когда он сам этого хочет, а не тогда, когда «подошло время», по мнению мамы и папы. Здоровый малыш всегда немного голодный, в меру худой и очень подвижный, говорит Комаровский. Эти три слова и должны стать ориентирами для заботливых родителей.
  • Одним из наиболее важных факторов своей системы закаливания Евгений Комаровский считает создание нормальных условий в доме, где живет ребенок. Нужны регулярные проветривания в любое время года, особенно если малыш заболел. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 градусов, влажность - 40-60%.
  • Нельзя кутать ребенка, его следует всегда одевать по погоде. Так, как вы одеты сами. Терморегуляция маленького тела может быть нарушена уже тем, что чрезмерно любящая мама или бабушка нарядила карапуза на прогулку в 2-3 кофточки и пару курток сверху. Потливость - верный путь к простуде.
  • Руководствоваться родители должны реакцией ребенка на закаливание. Температура воды, воздуха - это факторы сугубо индивидуальные, у одних они будут выше, у других ниже, все зависит от того, насколько комфортно будет себя чувствовать при проведении процедур малыш.

Под закаливанием следует понимать систему мероприятий, которые усиливают способность организма приходить в равновесие с меняющимися условиями среды, повышают устойчивость организма к холоду, действию жары и к так называемым простудным заболеваниям. Закаливание — сложный рефлекторный и условнорефлекторный процесс.

Под влиянием закаливания происходят функциональные изменения всего организма. Совершенствуются безусловные рефлексы, устанавливаются новые нейрогуморальные связи — все это способствует более тонкой и точной адаптации организма ребенка к условиям внешней среды.

В осуществлении связей организма со средой большую роль играет кожа с ее многочисленными нервными окончаниями, которые воспринимают влияние внешних раздражителей. Систематическое воздействие факторов внешней среды (воздуха, воды, солнца) на кожные рецепторы способствует настройке центров терморегуляции. Итак, суть закаливания детского организма заключается в тренировке организма, его терморегуляторных механизмов систематическим раздражением.

Для закаливания используются природные факторы — свежий воздух, солнце, вода. Большое значение имеют занятия физическим трудом, а также игры, гимнастика и спорт на свежем воздухе. Однако следует помнить, что в закаливании очень большое значение имеет соблюдение определенных условий. Прежде всего закаливать организм нужно постоянно, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Не менее важна постепенность: начиная с более высокой температуры, следует постепенно снижать ее. Также постепенно должна нарастать и продолжительность процедур. Но прежде чем начать закаливание, нужно посоветоваться с врачом относительно процедур закаливания и методики их проведения, потому что не каждую процедуру можно рекомендовать тому или иному человеку, а тем более ребенку.

При правильном и систематическом использовании таких мощных факторов природы как свежий воздух, солнце и вода в сочетании с физическим трудом и спортом, в организме человека происходят такие изменения.

  • Улучшаются состояние и функции коры больших полушарий. Устойчивыми становятся моральные и волевые качества. Уравновешиваются процессы возбуждения и торможения. Школьник становится более уравновешенным, спокойным, внимательным и работоспособным.
  • Повышается трофическая функция нервной системы. Повышается обмен веществ. Углубляется дыхание. Объем вдыхаемого воздуха возрастает на 25-30%, что благоприятно влияет на окислительные процессы. Улучшается кровообращение, увеличивается ударный объем крови. Улучшается состав крови. В крови увеличивается количество эритроцитов, обновляется их состав за счет образования молодых клеток и отмирания старых, повышается процент гемоглобина. Улучшается снабжение мозга кровью.
  • Повышается «неспецифический иммунитет», то есть невосприимчивость организма к простудным, инфекционным заболеваниям и болезням обмена веществ.
  • Вырабатывается витамин D — кальциферол, под влиянием которого улучшается минеральный обмен в организме ребенка (обмен кальция и фосфора). Повышение минерального обмена вызывает ускорение реакции нервной системы, повышение тонуса мышц и т.п Укрепляются кости, исчезают явления рахита. Все это способствует полноценному развитию организма и формированию нормальной осанки школьника.

Закаливание детей воздухом проводится тщательным проветриванием и некоторым снижением температуры воздуха (на 1-3°) помещений, где находятся дети; пребыванием в помещениях с постоянным поступлением свежего воздуха через фрамуги, форточки, открытые окна; облегчением одежды для прогулок, экскурсий; проведением утренней гигиенической гимнастики, игр на открытом воздухе; приемом воздушных ванн.

Воздушные ванны делят на тепловатые — при температуре воздуха выше 20°, прохладные — от +17 до + 20° и холодные — при температуре воздуха +16° и ниже.

Прием воздушных ванн дети должны начинать с тепловатых и очень постепенно переходить к прохладным, а затем к холодным. Закаливание ребенка воздухом во всех случаях требует индивидуального подхода. Необходимо постепенно снижать температуру воздуха, облегчать одежду, увеличивать продолжительность воздействия (начиная с 5-10 мин.) и т.д. Летом школьники принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики и перед купанием.

Детям младшего школьного возраста летом рекомендуется в течение целого дня ходить в полуобнаженном виде (в трусах). Рекомендуется учитывать и очень ценное влияние сна детей на воздухе. Сон школьников на открытом воздухе является одним из ценных средств профилактики заболеваний туберкулезом.

Закаливание детей солнцем следует применять только с разрешения врача. Солнечные ванны надо строго дозировать и проводить с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, состояния его здоровья и обязательно в хорошо организованных условиях (наличие навесов, чистой воды, топчанов или подстилок, аптечки и пр.). Влияние солнечной радиации на организм человека разнообразно. Наиболее биологически активны ультрафиолетовые лучи, осуществляющие бактерицидное, антирахитическое влияние и вызывающие загар. От солнечных лучей на коже ребенка погибает много болезнетворных микробов.

Антирахитическое влияние солнечной радиации заключается в том, что под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже синтезируется витамин D 3 (холекальциферол). В результате увеличения в организме содержания витамина D исчезают явления рахита, укрепляется костная система, повышается тонус, сила и развитие скелетных мышц.

Под действием ультрафиолетовых лучей на кожа загарает. Это обусловлено тем, что в клетках глубокого слоя эпидермиса кожи откладывается пигмент меланин. Пигментация кожи (загар) защищает размещенные глубже ткани организма от вредного воздействия солнца. Пигментация кожи является показателем хорошего функционирования защитных систем организма от вредных воздействий. При этом важно помнить, что при закаливании солнцем не следует добиваться сильного загара, особенно у детей с очень нежной, мало пигментированной кожей. Кожа таких детей трудно поддается загару, могут быть ожоги, что очень вредно для здоровья.

Лучшее время дня для облучения солнцем детей — 9-11 часов утра для цетральной России и 8-10 часов утра для южных районов. В эти часы воздух чище и менее нагрет, а лучи солнца не так обжигают, как днем. Продолжительность первых солнечных ванн 4-5 минут. Продолжительность каждой последующей ванны увеличивается на 2-3 минуты, И так постепенно доводят пребывание под солнцем до 25-30 минут. Солнечные ванны следует принимать не менее чем за 1,5-2 часа до еды и через такой же промежуток времени после еды (но не натощак). После пребывания на солнце необходимо перейти на 5-10 минут в тень, а потом искупаться или принять душ.

Несоблюдение правил постепенности при приеме солнечных ванн может вызвать ожоги кожи, которые сопровождаются повышением температуры, головной болью, бессонницей и общим плохим самочувствием. Негативное влияние длительных солнечных ванн проявляется и в излишней раздражительности, возбуждении, потере аппетита. Вредные последствия длительных солнечных ванн могут проявиться и значительно позже (осенью или зимой) в быстрой утомляемости и повышенной нервозности детей.

Солнечный ожог, который происходит в результате воздействия ультрафиолетовых лучей, проявляется не сразу, а через несколько часов после их действия. Солнечный ожог вызывает ряд болезненных явлений в коже (зуд, покраснение и припухлость кожи, волдыри), при этом появляются головная боль, общее недомогание, нарушается сон, повышается температура тела.

Во время приема солнечных ванн на голову надо надевать белую панамку. При нахождении на солнце с открытой головой может произойти солнечный удар.

Солнечный удар — результат прямого воздействия на головной мозг преимущественно инфракрасных лучей, которые при открытой голове проходят сквозь кости черепа. Начальная стадия солнечного удара сопровождается сильной головной болью, резким покраснением, головокружением. В тяжелых случаях появляется затрудненное дыхание, рвота, потеря сознания, судороги, и может наступить кома или даже смерть. Тепловой удар бывает вследствие общего перегрева организма и нередко совпадает с солнечным ударом.

Воду, как фактор закаливания, применяют в виде обтирания, обливания (душ), купания и мытья ног. Обтирание делают полотенцем или куском не слишком мягкой ткани, смоченной в воде. Температура воды для первых обтираний должна быть около 32°, а затем каждые два-три дня её снижают до комнатной температуры, но не ниже 12-13°. После обтирания мокрое тело сразу растирают сухим полотенцем до покраснения. Чтобы не произошло переохлаждение тела во время водных процедур, температура воздуха в помещении должна быть не ниже 15°.

Обливание вызывает сильные физиологические сдвиги в организме, поэтому при обливании температуру воды надо снижать осторожнее. Сначала температура воды при обливании должна быть около 34°, через каждые три дня ее снижают на один градус; позже, когда температура воды дойдет до 25°, снижение ее следует делать медленнее — на градус через каждые 4-5 дней, доведя ее до 18-20°.

Если обливание проводят после обтираний, когда у школьников выработалась устойчивость к холодному раздражителю, то начальную температуру воды можно снизить на 2-3°, начиная обливание водой с температурой 28-27°. Простое обливание проводится из кувшина, графина и тому подобное. Душ действует сильнее, чем простое обливание, так как при этом присоединяется еще и механическое воздействие струй воды.

Температура воды должна быть такой же, как и при простом обливании. Душ ученики принимают с 40-60 секунд, подставляя спину, бока, грудь (голову под душ подставлять не следует). Из местных водных процедур можно рекомендовать ножные ванны, полоскания горла (температура воды такая же, как и при обливании).

Очень эффективным закаливающим средством является купание. Школьникам можно начинать купаться при температуре воды не ниже 20°, а воздуха не ниже 22° (в тени). Продолжительность первых купаний 4-5 минут. Затем постепенно увеличивать до 10 минут младшим школьникам и до 15 минут старшим школьникам.

Большое значение для сохранения постоянной температуры тела имеет одежда. Зимой она предохраняет тело от охлаждения, а летом — от действия солнечных лучей. Зимняя одежда детей должна иметь малую теплопроводность, чтобы уменьшить теплоотдачу. Однако и зимой не следует слишком кутать детей, потому что очень теплая одежда располагает к неустойчивости к простудным заболеваниям.

Летняя одежда, напротив, должна хорошо проводить тепло. Лучше сохраняет тепло шерстяная одежда, хорошо проводит — льняная одежда. Летнюю одежду лучше шить из ткани белого цвета, который хорошо отражает солнечные лучи. Размеры и покрой детской одежды и обуви должны быть такими, чтобы не мешать движениям во время ходьбы и работы и не нарушать кровообращение и дыхание.

Многим родителям знакома ситуация, когда «домашний» ребенок просто пышет здоровьем. Но как только малыш попадает в детский коллектив дошколят, маме постоянно приходится брать больничный из-за болезни ребенка.

Хрупкий детский организм сталкивается с мощной вирусной атакой и оказывается не способен отразить удары. Чтобы помочь своему ребенку быстро справляться и легче переносить последствия неблагоприятных воздействий окружающей среды на организм, необходимо уже с раннего возраста заниматься закаливанием.

Правила закаливания детского организма

Поскольку на состояние здоровья ребенка мощное воздействие оказывают факторы природной среды в виде резких температурных перепадов, влажности воздуха, повышенного или пониженного атмосферного давления, то и методы профилактики заболеваний нужно выбирать такие же естественные.

Основные помощники при закаливании воздух, солнце, вода .

Если родители серьезно настроены укреплять здоровье своего ребенка, то соблюдение некоторых правил должно стать законом для всех членов семьи.

Принцип постепенного закаливания

Закаливающие процедуры нужно вводить постепенно и последовательно. Наметьте план мероприятий и, по возможности, сами принимайте в них активное участие.

Время каждой процедуры на начальном этапе должно быть небольшим. Его следует увеличивать постепенно и в разумных пределах, иначе неподготовленный детский организм получит нежелательный стресс. Ребенок может заболеть или вовсе отказаться от закаливающих мероприятий.

Регулярное проведение процедур

Закаливающие процедуры нужно проводить непрерывно и регулярно. Невозможно обрести здоровье «про запас». Систематическое закаливание дает отличные результаты.

Как только вы перестаете следить за выполнением необходимых мероприятий, детский организм становится более восприимчивым к отрицательным воздействиям окружающей среды.

Во время закаливающих мероприятий кровеносные сосуды на разных участках кожи поочередно сужаются и расширяются. Центры терморегуляции, а также механизмы, принимающие непосредственное участие в этом процессе, активно тренируются.

Детский организм совершенствует свои возможности производить тепла в большем количестве, а в определенных ситуациях отдавать его, мышечный тонус повышается. Как результат, организм приобретает способность активнее сопротивляться инфекциям.

Виды закаливающих мероприятий для детей

Закаливающие процедуры всем хорошо известны. Как их проводить, чтобы достичь нужного эффекта?

Воздушные ванны

Чтобы был эффект от такого закаливания необходимо регулярно проветривать помещение, где находится малыш. Дома ребенок должен быть легко одет. Хорошо, если с малых лет ваш малыш будет приучен делать утреннюю гимнастику в одних трусиках.

На прогулку ребенка нужно одевать по погоде. Лишняя одежда не только сковывает движения, но и создает усиленный тепловой эффект. Разумеется, сразу не стоит ребенка раздевать надолго, если он к этому не приучен. Время принятия воздушных ванн увеличивается постепенно.

Влажные обтирания и обливания водой

Температура водички для первых процедур обтирания ребенка не должна быть ниже 28 градусов . Каждые 3 дня ее нужно убавлять на пару градусов. Для обтирания подойдет губка или тканевая салфетка.

Процедура проводится, начиная с лица и шеи, грудной клетки, спины и заканчивая стопами ног. Далее все тело, начиная с конечностей, по направлению к сердцу растирается сухим мягким полотенцем до того момента, когда малыш сообщит о том, что ему стало тепло.

Когда для ребенка станут привычными и естественными ежедневные обтирания, можно попробовать делать обливания прохладной водичкой.

Во время проведения первой такой процедуры температура воды должна быть на 3 градуса выше, чем во время последнего обтирания. Каждые три дня температуру воды также понижают на пару градусов. Но нижняя отметка в итоге не должна быть холоднее, чем 17 градусов.

Купание с целью закаливания

Если давать возможность ребенку купаться с целью закаливания на открытом воздухе, то температура воды должна быть не меньше 20 градусов , а уличная температура — 24-25 градусов .

Первая процедура обычно не превышает по длительности 3 минуты . Постепенно увеличивая время купания, закаливающее мероприятие доводится до 15 минут , но не более.

Такие закаливающие процедуры можно делать ребенку через час после еды. В воде малыш должен активно двигаться. Если ребенку холодно, появилась дрожь, посинели губы, то процедуру нужно немедленно прекратить и растереть малыша сухим мягким полотенцем.

Нельзя проводить такое закаливающее мероприятие, если ребенок разгорячен после активной игры.

Во время проведения водных процедур происходит совершенствование механизма терморегуляции. Это значит, что при значительном снижении температуры окружающей среды температура тела ребенка находятся в оптимальных пределах, а защитные силы организма готовы отразить любую вирусную атаку.

Во время контакта с холодной водой наблюдается активизация диафрагмы, улучшается вентиляция легких, дыхание выравнивается и становится свободным, кровь насыщается кислородом, увеличивается уровень гемоглобина и показатели количества лейкоцитов и эритроцитов. Это наилучшим образом отражается на всех обменных процессах в организме.

Солнечные ванны

Ультрафиолет оказывает положительное действие на организм, если разумно использовать это его качество. Прием воздушных ванн принесет пользу, если сочетать их с подвижными играми или выполнением каких-либо упражнений.

Первая процедура загара не должна превышать 5-10 минут . При этом важно, чтобы солнечные лучи попали на все тело. Для этого нужно, чтобы ребенок поворачивался к солнцу поочередно со всех сторон. Наличие головного убора обязательно!

Продолжительность пребывания на солнце нужно постепенно увеличивать. В итоге ребенок может гулять более часа. Но важно знать, что лучшее время для таких закаливающих процедур утром с 8 до 11 часов , а вечером — после 16 , то есть тогда, когда солнце наименее активно.

При первых признаках перегревания, которые проявляются в виде сонливости и головной боли, игры на солнце нужно немедленно прекратить.

Хождение босиком

Это, пожалуй, древнейший способ укрепления иммунитета. Такая процедура оказывает живительное действие на весь организм. Подошва и слизистая оболочка верхних дыхательных путей имеют тесную рефлекторную связь. Именно поэтому, если переохлаждаются ноги, то сразу же появляется насморк, начинает болеть и отекать горло.

Во время процедуры хождения босиком повышается активность терморецепторов и механических рецепторов стопы, следовательно, организм адаптируется к местному переохлаждению.

Банные процедуры

По мнению врачей ребенка можно пробовать водить в баню примерно с трехлетнего возраста. Регулярное посещение парилки оказывает мощный закаливающий эффект.

Такой результат достигается благодаря контрастным процедурам: нагревание, охлаждение, отдых. Во время нагревания расширяются кровеносные сосуды, во время охлаждения — сужаются. Таким образом происходит их тренировка.

В парилке ребенку можно находиться не дольше 10 минут , после чего его нужно отправить в прохладный душ. Через 20 минут отдыха процедуру можно повторить.

Первоначальное нахождение в бане нужно сократить до минимума, а вода в душе должна быть теплой. При последующих посещениях время нахождения в парилке следует понемногу увеличивать, а температуру воды для обливания постепенно понижать.

На заметку родителям

Важно знать, что любые мероприятия по закаливанию нельзя начинать, если ребенок недавно перенес тяжелое заболевание. Все физиопроцедуры должны соответствовать сезону и начинаться с малого. Время процедур постепенно увеличивается.

В случае, если малыш мучается каким-либо хроническим заболеванием, то необходима консультация доктора для того, чтобы знать, какие закаливающие мероприятия показаны и какие противопоказаны для вашего ребенка.

Статьи по теме: