Методическая разработка на тему " метеостанция в детском саду". Создание точки «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ Сделать метеостанцию в детский сад

Метеоплощадка в детском саду

воспитатели МБДОУ детский сад №11 «Звёздочка»

Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!

Что такое погода?

· показания температуры воздуха

· сила и направление ветра;

· наличие осадков;

· состояние неба и солнца;

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности , помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

Выделенный специально участок местности на территории детского сада;

Детская метеостанция.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы, аналемматические солнечные часы, песочные часы.

На высоких металлических шестах прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав - указатель направления и силы ветра,
который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

Компас прибор для определения сторон света;

На деревянном домике , названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, экваториальные солнечные часы, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки , выполненные детьми,

(приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песо́чные часы́ - простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеоплощадке находятся аналемматические солнечные часы.

Циферблат таких часов представляют собой горизонтальную проекцию экваториальных солнечных часов. Однако, часовые линии на этих часах отсутствуют. Время определяется по направлению тени интерактивного вертикального гномона. Чтобы определить время, нужно поместить гномон в положение соответствующее дате наблюдений.

Это "часы", расположенные на горизонтальной поверхности, где роль гномона (фигуры-палочки-шеста, которые отбрасывают тень на часовые деления) – играет сам человек. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале.

Вы подходите, становитесь на определенное место, и ваша собственная тень показывает вам, который час.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде , где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

| Метеостанция, метеоплощадки.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется фотоотчёт создания метеоплощадки . С началом нового учебного года я работаю по новой теме самообразования : "Экологическое воспитание дошкольников". В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым...


Программные задачи :Формировать у детей умение замечать изменения происходящие в природе, отмечать это на стенде метеостанции условными обозначениями :ветер,дождь,туман,солнечно.Закрепить названия дней недели,осенних месяцев. Развивать наблюдательность,делать выводы. Предложить...

Метеостанция, метеоплощадки. - Сказочная метеостанция в детском саду

Публикация «Сказочная метеостанция в детском...»
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Мы используем оборудование двух видов: традиционные...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К.Е. Тимирязев Дошкольники– прирожденные...

Природа является источником добра, ее красота влияет на человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу. В. А. Сухомлинский В нашей группе возникла проблема экологической...

Метеостанция как элемент экологической тропы В процессе ознакомления с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, общаться, постоянно стремится к эксперименту, осваивает нормы экологического поведения. "Метеостанция своими руками" Мир познаний ребенка не имеет границ. Каждый день дарит ему возможность новых...

Метеостанция, метеоплощадки. - Макет метеостанции для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Добрый вечер! Уважаемые коллеги, хочу представить вам свою новую работу по наблюдению и исследованию погоды - МЕТЕОСТАНЦИЮ. Метеостанция предназначена для развития и формирования познавательной и исследовательской активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста в...

Отчет по реализации проекта в старшей-подготовительной группе. «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ». В рамках реализации информационно-познавательной деятельности в МБДОУ №3 «Аленушка» старшей-подготовительной группе в период с мая 2019г. по октябрь 2019г....

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских садиках во главе со своими воспитателями строят местные метеостанции.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или процесс установки доверить детям, как часть практического занятия.

Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Метеостанция в детском саду своими руками

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы:

  • флюгер;
  • дождемер (осадкомер);
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • вертушки.

Пожалуй все приборы не трудно найти в магазинах, кроме дождемера. Если вам не удалось найти его, замените его маленьким мерным стаканчиком, и установите свои примерные исчисления.

Эти предметы прикрепляем к специальным ранее сделанным шестам (пластмассовым, деревянным и т.д.) и вставляем в землю. Все, свою метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.

Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении детей.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

А вот научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью

этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.

А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов.

В оформлении метеостанции используют стенд , на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном магазине. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать термометр, дождемер и другие приборы. Интересные стенды и прочие наглядно-дидактические материалы на тему природы и погоды мы нашли в специализированном интернет-магазине «Детский сад».

Метеостанция — это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции. Подготовить для станции специальный ящик для сбора данных, хранения показателей и приборов. Сделать яркую надпись, украсить ее различными цветами летом, снежинками зимой. Высаживать у метеостанции цветы и различные растения. Метеостанция в детском саду — это как экологический уголок на территории ДОУ.

Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

От редакции: Просим откликнуться воспитателей и других работников ДОУ, в чьих детских садах установлена метеостанция. Хотелось бы увидеть ваши станции. Просим присылать фото (можно с описанием) на почту редакции — [email protected] Большое спасибо за участие! Вышлем сертификат за публикацию.

Оригинальная лаборатория, установить которую на территории детского сада или школы не составит труда, включает солнечные часы, флюгер, метеобудку, ...

Детская метеорологическая площадка предназначена для наблюдения за погодой и природными явлениями в дошкольных и школьных учреждениях.

Оригинальная лаборатория, установить которую на территории детского сада или школы не составит труда, включает солнечные часы, флюгер, метеобудку, осадкометр, ветровой рукав и многое-многое другое!

В ходе занятий на открытом воздухе маленькие исследователи будут осваивать простейшие метеорологические приборы и изучать атмосферные явления, ставить несложные опыты и вести дневник наблюдений, прогнозировать погоду и на практике проверять точность народных примет.

Метеоплощадка включает следующие элементы:

  • солнечные часы — измерение времени по солнцу, выполнены из синтетического камня на основе полиэфирных смол. Абсолютно защищены от внешних воздействий и абсолютно безопасны;
  • метеобудка с подиумом — специальная будка для защиты приборов от осадков, порывов ветра, действия солнечных лучей;
  • термогигрометр — для измерения температуры и влажности воздуха.
  • барометр — измерение атмосферного давления.
  • флюгер — определение направления ветра. Чтобы заинтересовать детей, мы сделали его в виде яркого стильного петушка;
  • ветровой рукав — определение направления и силы ветра;
  • кормушка для птиц — лучший способ научить детей заботиться о природе. Ребятишки будут подкармливать птичек, следить за тем, чтобы у них всегда была пища;
  • осадкомер — измерение количества осадков;
  • линейка для измерения снежного покрова (1м. от земли) — измерение плотности и высоты снежного покрова;
  • подставка под цветы (1 шт) — еще одно оборудование, которое научит детей любить природу: они смогут наблюдать, как ведут себя растения в разную погоду, поближе изучить их;
  • 4 цветочных горшка — для высаживания растений
  • Визуализатор погоды — одна сторона предназначена для наглядного отображения дней недели, температуры воздуха, состояния облачности и погодных явлений, другая — для указания времени года, месяца, фазы луны и направления ветра. Визуализатор погоды выполнен из композитного материала, покрытого самоклеящейся пленкой. Благодаря сверхустойчивости этих материалов к любым погодным условиям визуализатор прослужит более 10 лет;
  • ограждение (18,24 м) — метеоплощадку окружает металлический яркий забор из уникального 3D профиля, который сохраняет свою красочность даже через 3-5 лет, выдерживает краснодарскую жару, питерские ливни и сибирские морозы. Служит 100 лет.;
  • стенд для рисования мелом (магнитно-меловой) с окантовкой — алюминиевый уголок, покрытый полимерно-порошковой краской, является незаменимым помощником педагога при обучении детей;
  • программа работы на метеоплощадке «У природы нет плохой погоды» с 28 занятиями на весь год (136 стр.);
  • дополнительная общеразвивающая примерная программа по метеоплощадке «У природы нет плохой погоды» и расчеты с прогнозом окупаемости для учреждения;
  • дневник наблюдений за погодой — в красивом и удобном журнальчике каждый день делают заметки о погодных явлениях.

При желании комплектацию изделия можно изменить. По этим и другим вопросам обращайтесь напрямую к менеджерам компании.

Преимущества детской метеостанции

1. Соответствие образовательному стандарту. Игровая метеорологическая станция полностью отвечает требованиям ФГОС ДО и позволяет решить ряд образовательных задач:

  • обогащение знаний об окружающем мире, внедрение элементов экологического образования, воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование исследовательских навыков, тяги к познанию, умения сравнивать и анализировать, выдвигать и проверять гипотезы;
  • развитие творческих способностей и навыков работы в команде.

2. Высокая заинтересованность детей. Яркая игровая зона, наполненная разнообразным экспериментальным оборудованием, будет вызывать у детей огромный интерес.

3. Универсальность применения. Наблюдать за живой и неживой природой можно в любое время года и суток, а значит, педагог всегда найдет для юных метеорологов увлекательный предмет исследования.

4. Уникальный образовательный потенциал. Детская метеорологическая площадка представляет собой дидактический инструмент, отвечающий актуальным проблемам современного образования. Лаборатория может служить базой для создания оригинальных учебных программ, что позволит учреждению зарекомендовать себя с наилучшей стороны.

5. Безопасность и надежность. Площадка изготовлена из прочных и совершенно безопасных для здоровья детей материалов - дерева и металла, покрытого безопасными красками. Отличается стойкостью к изнашиванию «на века».

6. Простота и легкость монтажа. Конструкция поставляется в разобранном виде и монтируется нашими специалистами. От учреждения потребуется только свободный участок площадью 5х5 м.

Размер : 4,96 х 4,96 м.

Вес: 302 кг.

Материал: дерево, металл.

Страна-производитель: Россия.


Артикул: ЧМУ-МП-001
Статьи по теме: