Лекции для родителей.doc - Лекции для родителей учащихся начальной школы. Лекция для родителей "как по-настоящему любить детей" Развитие ребенка ознакомительная лекция для родителей

Распространение телевидения, видеоигр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современной семье, живущей в ме-гаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. На приеме родители регулярно задают вопросы: "Сколько времени в день позволять ребенку смотреть телевизор?», "Как долго можно разрешать играть в компьютер?» и т. д.

Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму. Глупо отрицать развивающий и обу-чающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребенка в развитии и приобретении социальных навыков. Наблюдается тенденция к появлению специальных детских программ и целых каналов. В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора. Современная медицинская наука может четко указать на основные негативные аспекты.

С эволюцией мониторов основными проблемными моментами остались:

  • гиподинамия (отсутствие движения) ;
  • нарушение осанки;
  • ухудшение зрения;

Возможно, на первый взгляд перечисленные факторы не кажутся ужасными и непоправимыми, но исследования последних десятилетий пока-зывают, что гиподинамия является опорным фактором для развития се-рьезнейших заболеваний СДВГ, дислексии, других нарушений поведения и обучения.

Дети всех возрастов ежедневно проводят по многу часов у телевизоров, компьютеров и за видеоиграми. Это, увы, факт. Теоретически телевизор и компьютер являются источниками стимуляции мозга через глаза. Многие часы, проводимые перед телевизором и компьютером, буквально «перезагружают" мозг ребенка, переводят его в режим пассивного визуального обучения. Следовательно, этот «заново перезагруженный" мозг не научится использовать активную мультисенсорную модель обучения, которая интегрирует зрение, слух, тактильное чувство, вкус, движение и равновесие.

Часто возникает аргумент: «Можно смотреть телевизор, поскольку ре-бенок не имеет проблем с обучением и концентрацией внимания» . Но со-временные программы телевидения и реклама сильно отличаются от тех, что были в прошедшие десятилетия. Их цвет и яркость интенсивнее, изо-бражение динамичнее, звуки более громкие и быстрые. Реклама занимает много времени и энергии. Она целиком направлена на удержание внима-ния. Как это влияет на обучение в школе? Мозг ребенка перепрограммирован на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков. Как следствие, ребенок не может перестроиться на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются един-ственным звуком - голосом воспитателя или учителя. Ребенок уже не может сидеть в группе, классе часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.

Родители не способны обеспечить регулярность выполнения ребенком физических пауз и зарядки для глаз. Все зависит от степени их ответственности и веры в необходимость и эффективность предлагаемых мер. В идеале рекомендуется выработать у ребенка собственный алгоритм просмотра телепередач.

Поговорим о компьютерных игpax

В последнее время среди обилия вопросов, которые родители задают на консультациях, появился новый вопрос, так или иначе затрагивающий компьютерные игры. Родители интересуются: можно ли их детям играть в компьютерные игры, если можно, то сколько времени и в какие игры?

Правила пользования компьютером, с точки зрения санитарных норм, издавались часто, и ознакомиться с ними не составляет труда.

Как выбрать игру для вашего ребёнка

  1. Обратите внимание на то, чтобы игра была русифицирована
  2. Системные требования детских игр, как правило, очень невысокие, вам нужно посмотреть, подойдет ли игра к вашей операционной системе.
  3. Желательно брать игры, где указан примерный возраст ребенка, на которого игра ориентирована (правда, если ваш ребенок не может справиться с заданием, не расстраивайтесь: очень часто производители завышают требования к игрокам) .
  4. Мне больше нравятся игры отечественного производителя, но это мое субъективное мнение.

Как познакомить ребёнка с игрой

  1. Первый раз играйте вместе с ребенком, по ходу игры объясняйте, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, то тем более ему нужна ваша помощь, особенно если нет звуковой подсказки.
  2. Если в игре есть герои сказок или мультфильмов, желательно позна-комиться с ними (героями) заранее.
  3. Также нужно объяснить ребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему, а также объяснить, какое значение имеют очки на экране: количество очков, количество жизней и т д.
  4. Попробуйте по играть сами и попросите ребенка подсказывать вам: вы увидите, как он будет рад вашим совместным успехам.

Закончить хочу перечнем причин, по которым рекомендуются компьютерные игры детям:

  1. Компьютер, несмотря на разные особенности в развитии ребенка, дает ему возможность играть так, чтобы у него получалось.
  2. Компьютер стимулирует любопытство и познавательный интерес ребенка.
  3. Игра дает ребенку очень стойкую мотивацию, поэтому способность к концентрации возрастает, а это улучшает предпосылки к обучению.
  4. У компьютера бесконечное терпение, он не устает и не сердится, все это является хорошей поддержкой для детей, которым требуются многократные повторения и поддержка.
  5. Компьютер развивает все психические процессы, посредством всех анализаторов.
  6. Трудно назвать определенный возраст детей, когда можно начинать работать с компьютером, основное условие - понимание связи между причиной и следствием. Однако только после игры можно оценить, что компьютер дает тому или иному ребенку, с его индивидуальными особенностями и потребностями.
  7. Время, проведенное у компьютера, тоже вопрос разумного подхода. Полезно помнить про чередование активной и спокойной деятельности, про утомляемость зрения и правильную осанку.

Я надеюсь, что мой опыт использования компьютерных игр в коррекционной работе будет интересен не только родителям, но и специалистам

Дитя и компьютер.

Что такое хорошо и что такое плохо. Развивающие компьютерные игры для детей

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты» , смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.

Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив паззл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично» , это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Есть старая история о специалисте по котлам, которого наняли ремонтировать огромную паровую систему парохода. Выслушав описавшего повреждения инженера и задав несколько вопросов, он отправился к котлам. Он взглянул на лабиринт пересекающихся труб, несколько минут слушал шум бойлера и выходящего пара, затем пощупал несколько деталей. После этого, напевая что-то себе под нос, он полез в свой ящик, вынул маленький молоток и один раз стукнул по яркому красному вентилю. Вся система сразу заработала как надо, и мастер отправился домой. Когда владелец корабля получил счет на 1000 долларов, он решил жаловаться - ведь мастер был в машинном отделении всего несколько минут. Он потребовал расписать счет подробно. Вот что прислал ему мастер: «За удар молотком - $ 0,50. За знание, где ударить - $ 999,50».

Вот бы нам, педагогам, знать точно где ударить, что посоветовать родителям в вопросах воспитания, чтобы их дети были счастливы и здоровы! К сожалению это очень трудно, а в некоторых случаях просто невозможно. Вот почему сейчас в школах работают педагоги - психологи, взрослые люди прибегают к помощи психологов, Интернет просто изобилует приглашениями на всевозможные психологические тренинги. Вот и я, готовясь к встрече с вами, перечитала море статей, книг по психологии и поэтому моя лекция построена на материале изученного.(ссылки я сделаю в презентации)

Мы, жители России, считаем себя чадолюбивыми. Действительно, в какой еще стране мира морально и материально помогают своему ребенку вплоть до глубокой старости? В какой стране проявляют такое самопожертвование женщины-матери? Наконец, в какой стране так дотошно опекают и контролируют своего ребенка? Но всегда ли опека и любовь способствуют воспитанию здорового, успешного ребенка?

Давайте задумаемся Кто мы? Какие мы родители? Кто наши дети?

Они - наше все. Счастье материнства и отцовства, надежда на будущее, осознание небессмысленности нашего существования на Земле, возможность ощутить себя полноценными во всех смыслах этого слова. Они - наши маленькие и большие радости. А еще они - бессонные ночи и треволнения, раздражительность и постоянная головная боль, глупые вопросы и огромная статья расходов. И все-таки без них мы вряд ли сможем ощутить всю полноту жизни, все ее возможности, подаренные нам природой. Потому что они - наши дети.

Какими мы, родители, хотим видеть своих детей?
Здоровыми, в первую очередь, мы тяжело переживаем, когда дети болеют.
Сильными и ловкими, мы стараемся приобщать детей к занятиям спортом.
Конечно мы хотим, чтобы наши дети были самыми лучшими.
Но, как это не грустно звучит, в современном мире все больше детей подвержено неврозам, вегето-сосудистой дистонии, энурезам, заиканию, патологиям сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной систем. (Слайд со статистикой по России)

Статистика - вещь неумолимая. Она отстраненно фиксирует факты. Аргументы к ним мы ищем сами. А факты таковы: дети тревожных родителей болеют в среднем в четыре раза чаще, чем дети беспечных. Вопрос: что - причина, а что - следствие? Не потому ли и тревожны родители, что ребенок болезнен? Не потому ли болеет ребенок, что его родители все время взвинчены и обеспокоены?

Сознание и тело

В книге психолога Дианы Балыко «Нейро-лингвистическое программирование для родителей» автор описывает 11 законов воспитания подростков.

В НЛП три основных элемента:

* Часть "нейро" имеет отношение к неврологии - к тому, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом.

* "Лингвистическое" относится к языку - к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка.

* "Программирование" указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.
Один из одиннадцати законов можно считать ответом на вопрос «Как воспитать здорового ребенка?»

Это - Закон ресурсного якорения . Попробуем вместе с автором разобраться, что это такое?

Объяснение закона состоит из аргументации нескольких положений:

1. Сознание и тело - единая кибернетическая система.(На слайде - Киберне́тика — искусство управления, наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах , будь то машины , живые организмы или общество).

2. Весь опыт закодирован в нервной системе, или, проще говоря, все болезни от нервов.

Как два этих положения влияют на самочувствие моего ребенка? - спросит дотошный слушатель.

Очень просто. Если в душе нет покоя, то в теле нет радости, энергии, жизни. А значит, тело становится уязвимым для болезней. Тело - лакмусовая бумажка нашего душевного состояния. Тело никогда не врет. Самый большой выдумщик и обманщик - наш ум. Он постоянно придумывает логические обоснования для любого удобного нам утверждения и убеждения, он анализирует, считывает, сортирует, а тело лишь реагирует на реальность, причем делает это очень честно.

Если родители разводятся - ребенок начинает температурить, заболевать, жаловаться на мигрени. Это не потому, что взрослые выясняют при нем свои отношения. Это лишь потому, что ребенок ВСЕ ЧУВСТВУЕТ, потому что никакими пирожными его не обманешь.

Психологи говорят, чтобы управлять системой «СОЗНАНИЕ И ТЕЛО» надо быть осознающими этот процесс, понять суть ресурсного якорения.

Итак, якоря и якорение - отвечаем на вопрос Что это?

Если кошка однажды села на горячую плиту, то больше этого она никогда не повторит. Она теперь даже на холодную не сядет. Потому что весь опыт закодирован в нервной системе. Поверьте, тело вашего ребенка помнит ремень. В психологии это называется КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ ЯКОРЕМ . Уши вашего ребенка помнят ваш душераздирающий крик, когда он разбил любимую вазу. Это АУДИАЛЬНЫЙ ЯКОРЬ . Сдвинутые к переносице брови отца - ЯКОРЬ ВИЗУАЛЬНЫЙ . Якорением мы сознательно и бессознательно занимаемся ежедневно.

Как и все в нашей жизни, якорение бывает позитивным и негативным. Объятья, поглаживания, поцелуи, добрые слова, комплименты, восхищенные взгляды, ласковый голос - позитивные якоря. Окрики, шлепки, недовольный вид, указания, внушения, оскорбления, подзатыльники - якоря негативные.

Кажется, все просто. Люби, хвали и жалей ребенка, и он будет счастлив. Однако и здесь есть подводные рифы. Порой позитивные якоря мы легко превращаем в негатив.

Например, упал ребенок. Разбил коленку. Плачет. Мать тут же начинает его гладить, целовать и успокаивать. Ребенок затихает, но тело его запоминает, что поцелуи и поглаживания связаны с болью. Вот так и ставим мы своим детям, сами того не желая, негативные якоря. И потом родители удивляются, почему подросток отталкивает все проявленные родителями нежности, не принимает их.

А что же делать, если ребенок упал? - спросит меня сердобольная мама.

Давайте подробно разберем пример.

Допустим, ваша дочь сильно разбила коленку. Пришлось очищать ранку от крови и песка. Девочка громко рыдала. Рядом находились несколько взрослых, которые говорили: «Подумай о том, как ты, должно быть, ударила этот гадкий, старый камень», «Пустяки, не стоит плакать, пойдем возьмем аптечку».

Какие ошибки допустили взрослые? Они не дали ребенку полностью пережить боль, озвучить свои эмоции. Почему? Родителям тяжело смотреть на плачущего ребенка, из подсознания всплывают собственные, давно забытые ассоциации и запреты. Взрослым на подсознательном уровне становится страшно и неприятно. Родитель накладывает вето на плач, на проявление эмоций, «забалтывая» ребенка - лишь бы быстрее замолчал!

Что делать в такой ситуации? Во-первых, нужно дать ребенку возможность выразить свои чувства, позволить выплакаться: «Я ПОНИМАЮ, насколько тебе больно, а может быть, и страшно. И если тебе нужно сейчас поплакать, ты можешь сделать это».

Дело в том, что переживания, в которых мы отдаем себе отчет, проходят быстрее и лучше, чем те, существование которых мы отрицаем.

С помощью озвученных эмоций можно решить гораздо больше проблем, чем кажется на первый взгляд. И более серьезных, чем разбитая коленка.

Обнимать ребенка можно тогда, когда боль идет на убыль, когда основная трагедия пережита. Иначе мы заякорим негатив.

Мы поняли, что такое якорь и якорение, Теперь нам предстоит разобраться Что такое -ресурсное якорение.

Основная идея состоит в том, что человек может сам оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем-то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять само себя. В наших телах таится огромный запас внутренних способностей поддерживать здоровье, который мы часто игнорируем. Большая часть недомоганий проходит сама собой - исследования специалистов утверждают, что до 80%,- то есть, вы выздоравливаете сами, независимо от медицинского вмешательства. Другими словами каждый человек обладает ресурсом положительных сил и возможностей организма, которые помогают ему быть здоровым и им надо умело воспользоваться.

Вспомните, бывало ли у вас так, что во время жутчайшей головной боли вы узнавали приятную новость и боль улетучивалась безо всяких таблеток? Или, скажем, ваш ребенок изнемогает от ангины, но стоит только соседскому мальчишке заглянуть его проведать, как у вас тут же появляется мысль: а не симулирует ли ваш ребенок болезнь, уж очень весел он и боек в общении с приятелем?

Автор закона выписывает вам рецепт: занимайтесь при появлении боли чем-то приятным, приносящим радость, и боль ослабнет или даже вовсе исчезнет. Позволяйте своим детям радоваться во время болезни, и они будут выздоравливать гораздо быстрее.

Ресурсные якоря работают при постоянном подкреплении. Мало однажды сказать ребенку «Я тобой горжусь», чтобы заякорить в нем состояние уверенности и ощущение родительской поддержки. Нужно хвалить своего ребенка всякий раз, когда он этого заслуживает. Порой нужно восхищаться им авансом, мысленно подтягивая его к той высокой планке, которая стоит перед ним, к той высокой оценке, которую вы даете его возможностям. Помните, что наши возможности ограничены лишь нашим убеждением. А в целом - и это одно из базовых положений НЛП - В КАЖДОМ ИЗ НАС ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.

В результате самоанализа большинству родителей удается увидеть взаимосвязь между болезнями детей и их душевным состоянием. Порой родителям удается также осознать, какую роль они сами играли в поддержании этого состояния и какую роль в этом сыграли дети. Ведь и взрослые, и подростки очень любят спекулировать не только недомоганиями, но и чувством вины…

Порой, осознав, что сами родители (их собственное поведение и представления) явились причиной болезни своего ребенка, люди начинают испытывать чувство вины за свои прошлые действия. Спасаясь от собственного чувства вины, родители начинают перекладывать всю ответственность за это на детей, тем самым усугубляя ситуации и продолжая разрушать психику (а соответственно и физическое здоровье) ребенка. Как можно обвинять ребенка в том, что он слушался своих родителей - сдерживал эмоции, был послушным, понимал, что «мама устала, а папа занят»?

У большинства детей болезни возникают как реакция на стресс, нехватку любви, невнимание со стороны родителей. Но, как и взрослые, они даже не подозревают о существовании связи между эмоциональным стрессом и болезнью.

В книге Дианы Балыко я прочитала рассказ о девочке, которая с двенадцати лет болеет сахарным диабетом, рассказывает, что ей совершенно не было страшно, когда доктор рассказывал ей о «текущем положении вещей», о том, что теперь, в двенадцать лет (!), вся ее жизнь перевернется.

Я не испугалась, - вспоминает Наташа, - оттого что буду колоть себе уколы каждый день, я обрадовалась. Вечерами, перед сном, я благодарила Бога словами «Спасибо, боженька, что я заболела сахарным диабетом, потому что теперь моя мамочка будет меня любить». И действительно мама стала читать мне сказки вечерами, разговаривать со мной, жалеть меня. Как и у моих одноклассниц, у нас мамой наконец-то появились общие секретики, точки соприкосновения, о которых я так мечтала, но маме все было некогда. Раньше она говорила: у меня три спиногрыза, меня муж бросил, и я выбиваюсь из сил на двух работах, чтобы хоть как-то прокормить детей. Мне не до сказок перед сном и не до воспитательных мероприятий. С приходом в мою жизнь диабета все изменилось: появилось время на заботу, внимание, любовь…

Главная цель - победить болезни - найти пути к здоровью, отказавшись от взглядов, которые приводят человека к саморазрушению. Если ваш ребенок мог способствовать возникновению болезни, точно так же он может способствовать и своему выздоровлению. При непосредственной родительской помощи, любви и внимании.

Ребенку нужно помочь ЗАХОТЕТЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ , на примерах показать все прелести полноценного гармоничного физического и душевного состояния и развития.

Внушайте для начала себе (как бы там ни было!), что все будет хорошо, что все УЖЕ идет к лучшему. И тогда вы сможете более уверенно внушать это ребенку. Это главное ваше целебное действие - самое великое из возможных - и кто, кроме вас?..

Вера в лучшее поможет создать более благоприятный климат в мире вашей семьи и защитит от вторжения мрака.

Закон ресурсного якорения

Самое волшебное прикосновение - поцелуй. Самая исцеляющая мантра - «Я люблю тебя!» Самые ресурсные якоря на свете - доверие, забота, похвала, нежность и любовь.

Профессор психотерапии Борис Зиновьевич Драпкин уже много лет занимается лечением детей с различными заболеваниями. Он создал свой уникальный во всех отношениях метод, который основывается на опыте педагогики, психотерапии и народной медицины.
Приведу слова Б.З. Драпкина: «Мы все любим детей, но порой делаем это не так, как это нужно ребенку. Представьте, что внутри себя ребенок имеет резервуар, который должен быть всегда наполнен материнской любовью. Если этот резервуар опустошается и высыхает, то ребенок болеет»

Есть несколько способов, чтобы наполнить этот «резервуар».

Предлагаю вам основные элементы методики , Которая состоит из 4 блоков специально подобранных фраз:

  • Материнская любовь
  • Физическое развитие
  • Нервно - психическое здоровье
  • Эмоциональный эффект очищения от болезней

Их надо выучить и каждый вечер говорить своему спящему ребенку.
Подойдите к нему. Убедитесь что он спит, прикоснитесь к его руке или голове и произносите (сначала мысленно, потом вслух) фразу за фразой. Со всей силой и убежденностью материнской любви.

Многие мамы, воспользовавшиеся этим методом говорят, что ребенок успокаивается на глазах, становится менее раздражительным. Меняется атмосфера в семье, отношения становятся теплыми и доверительными.В этой методике нет никаких сложностей, надо просто настроить себя, свой ресурс и потенциал МАМЫ на благо ребенку.

И все у нас получится! Мы вылечим своих детей любовью!

Р.S. Одна из идей, которую я хотела передать в своей лекции, заключается в том, что вы и ваши дети можете сами оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем-то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять самоё себя.
Так с чего же начать путь укрепления здоровья? Единственного ответа здесь не существует, но у нас есть история о Насреддине, праведнике и шутнике.
Насреддину часто приходилось пересекать на своей лошади границу между Ираном и Ираком. И каждый раз при этом он вез с собой мешок драгоценных камней и мешок с лекарственными препаратами, на перевозку которых у него было официальное разрешение. И когда пограничники спрашивали его, чем он занимается, он отвечал: "Я контрабандист".
Пограничники каждый раз осматривали его багаж и каждый раз не находили ничего необычного. С каждым путешествием Насреддин становился все богаче, а пограничники так ничего и не находили.
В конце концов Насреддин оставил это занятие. Однажды пограничник встретил его и спросил:
- Насреддин, расскажи мне, какую контрабанду ты возил, что мы не могли найти ее?
- Лошади,- ответил Насреддин.
Секрет был прямо перед глазами, и его можно было найти, лишь перестав думать о том, что он где-то спрятан. Мы часто ищем ответ вокруг себя, когда он внутри нас самих.
Это ваше здоровье, и вам его создавать каждый день своей жизни. Его не найти в лекарствах и его не раздают доктора, какими бы ни были их философия и методы лечения - традиционными или нетрадиционными. Для большинства из нас более важным для нашего здоровья оказывается то, что мы делаем прямо сейчас. Мы убеждены, что здоровый образ жизни доступен каждому человеку в мире, и мы предлагаем вам этот буклет. В нем есть список книг по психологии, с помощью которых можно найти путь к своему здоровью. Эти книги есть в школьном ресурсном центре В буклете есть методика Б.З. Драпкина
Здоровье - важная часть вашей жизни, жизни ваших детей. Мы настаиваем, чтобы вы в полной мере воспользовались всеми имеющимися у вас ресурсами - помощью и советами докторов, педагогов, психологов. Успехов ВАМ и спасибо за внимание!

Сегодня в разговоре с вами я преследовала две цели:

1. Я хотела обратить ваше внимание, уважаемые родители, на необходимость доброго участия в развитии вашего ребенка. Находите время на заботу, похвалу, нежность,но при этом доверяйте ему, избегайте гиперопеки, приучайте к самоконтролю, самостоятельности.

2. Постоянно учитесь воспитывать детей, пользуйтесь помощью специалистов - врачей, педагогов, психологов.

Я предлагаю вам сегодня на память о нашей встрече буклет, в котором есть список литературы по теме моего выступления, т.е. при желании вы можете познакомиться с книгами по НЛП подробнее. В школе они есть в нашем ресурсном центре.

В буклете отражены основные элементы методики профессора Б.З.Драпкина.

Спасибо за внимание!

СОБРАНИЕ №3

Тема: «Мой ребёнок становится трудным»

Классный руководитель: Макарова О.В.

Класс: 3 «М»

Сколько человеческого счастья разбилось вдре­безги только потому, что кто-то кому-то не ска­зал: «Извини»?

И.Д. Вильде

Задачи: ознакомить родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей; формировать у родителей культуру приня­тия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка; развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с та­кими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: какого ребенка можно отнести к труд­ным детям; причины трудности ребенка; как себя вести с трудным ребенком; способы решения проблем в общении с ребенком.

Подготовительная работа: тестирование учащихся (см. приложе­ние); подготовка притчи и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка; подготовка мини-характеристик детей.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и дру­гих классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, ба­бушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реаль­ными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас са­мих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, ра­ботающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок - это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Но прежде всего попробуем определить, кто он - трудный ребе­нок?

Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный ру­ководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уро­ки и т. д.

Итак, портрет трудного ребенка мы с вами определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.

II. Анализ тестирования

Родителям предъявляется лист ватмана, на котором представлен анализ теста.

У них на партах лежат варианты ответа их ребенка. Классный ру­ководитель дает им для просмотра потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тре­вожные симптомы касаются всего класса.

III. Дискуссия по теме собрания

Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискус­сионные вопросы, заявленные в самом начале собрания.

Причины детской неуправляемости:

1. Борьба за внимание родителей.

Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внима­ние, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необхо­димо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем бо­лее - ребенку.

2. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте стар­ших.

3 . Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребенок мстит за:

    неверие в его способности и возможности. Это относится и к
    педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты спи­
    сал!»;

    сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями
    и сестрами;

    за унижение друг друга в кругу семьи;

    за потерю одного из родителей в результате развода;

    за появление в доме нового члена семьи, который становится
    более значимым, чем сам ребенок;

    за несправедливость по отношению к себе и невыполненные
    взрослыми обещания;

    за родительскую ложь и хамелеонство;

за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, пло­хие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоля­ция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способно­сти и умения.

Родители анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руко­водителю вопросы, если таковые имеются.

IV. Анализ притчи

В конце собрания классный руководитель анализирует с родите­лями притчу.

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя - милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все про­ступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-един­ственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознагражде­ние за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо мень­ше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закон­чилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось уз­нать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутрен­нее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему замес­тителю. А это дорогого стоит», - сказал ему наставник.

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходи­мость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу.

V. Подведение итогов.

Лекция для родителей

Каковы бы ни были причины возникновения проблем с чтением, результат один - ребенок отказывается читать.

Как вырастить книголюба

Если родители с раннего детства приучают ребенка к книге, много и с удовольствием читают ему вслух, то малыш, еще не понимая, что такое книга, уже относится к ней с интересом. Многие родители покупают для своих детей маленькие картонные книжки, когда им исполняется всего лишь месяц от рождения. Показывая своему крохе книжку с яркими картинками, читая ему несложные потешки и детские стихи, разрешая потрогать, полистать и даже погрызть книжки, они как бы дают понять ребенку: « Книга - это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!» Едва научившись сидеть, ребенок берет книжки, листает странички, тычет пальчиком в картинки и что-то «приговаривает» при этом.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих специальных книжек. Но все равно постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге, если, конечно, сами родители не имеют обыкновения писать в своих книгах, вырывать из них страницы, бросать их как попало. В таком случае бесполезно ожидать от ребенка иного отношения к книгам.
Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события - усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию).

В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет. Кстати, многие учителя начальных классов запрещают своим ученикам приносить подобные книги в класс.
Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в школьную или районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, какую книгу вы могли бы подарить кому-то из членов семьи или его другу.

Пробудите у ребенка интерес к чтению

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное - уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.
Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке.

Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Станьте для ребенка примером

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, - это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Не давите на ребенка!

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу. Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух - по данным психологов,
непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника 10-15 минут.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот. Особенно настойчиво педагоги рекомендуют родителям не «соревноваться» с телевидением. Не заставляйте ребенка читать вместо любимой телепрограммы, для чтения должно быть выделено специальное время.
Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то все же лучше, чем ничего.
Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.

Памятка для родителей

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми:

  • создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку;
  • в течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;
  • когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создаст эффект принуждения);
  • если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, а вы поправляете его, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;
  • проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;
  • отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребенок будет стараться порадовать вас своими успехами;
  • не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) - постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.

Совет всех психологов одинаков: «Коррекционные меры не должны откладываться до тех пор, пока не начали разрушаться самооценка и позитивная мотивация ребенка!»

Ребенок должен знать, что ваша к нему любовь не зависит от его техники чтения или успехов в учебе. Интересуйтесь его делами, не отмахивайтесь от его проблем. Обо всех личностных и эмоциональных особенностях вашего ребенка обязательно предупредите учителя.

И главное, ничего не пускайте на самотек - нерешенные детские проблемы имеют обыкновение только усложняться с годами, а не исчезают сами собой, как думают некоторые родители.

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей.

“ОБУЧЕНИЕ И ИГРА ”

1 часть.

Часто родителям кажется, что если, запомнив 33 буквенных значка, ребёнку будет легче научиться читать. Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита, что бы научиться действовать с этими тридцатью тремя фигурками, ребёнку недостаточно знать их названия. Более того, начинать обучение с букв опасно!

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству с буквами должен предшествовать добуквенный период т.е звуковой период обучения.

Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим значком.

Что даёт звуковой период обучения ребёнку:

* воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов;

*в школе, дети практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассника (орфография, пропуски, перестановки букв);

*быстрее переходят от слогового к слитному чтению целыми словами.

2 часть. Звуковая система обучения грамоте на занятиях и дома.

С детьми дошкольного возраста, проводится большая работа по развитию фонематического слуха. Учатся выделять в словах звуки и различать их по твёрдости и мягкости.

Игры по звуковой культуре речи,

в которые можно играть с детьми дома.

  1. “Назови братца”. Правила игры: Взрослый называет звук твёрдо,а ребёнок должен назвать этот же звук, только мягко, например: п –пь, м-мь, р-рь, и т.д.
  2. “Придумай слово”. Правила игры: Ребёнку предлагается придумать слова на разные звуки, можно нарисовать придуманные слова.
  3. “Магазин “Продукты”. Правила игры: Придумать название продуктов, в словах которых есть звук к-кь.
  4. “Назови первый звук”. Правила игры. Взрослый называет разные слова, а ребёнок должен назвать в этих словах первый звук.

Если ребёнок научится свободно переходить от твёрдого согласного звука к его мягкой паре, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению – слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков – это то - же самое, что знание цветов при дальтонизме.

3 часть. Что такое – звуковой анализ слова? И для чего это надо знать?

Основная задача в обучении детей пяти – шести лет – это знакомство со звуковым составом слова. Дети учатся последовательно интонационно выделять звук в слове.

Последовательность ознакомления детей со звуковым анализом слова:

1 этап. Дети учатся интонационно выделять звук в слове и обозначать их фишками. Изолированно называть звук.

2 этап. Различение гласных звуков, твёрдых и мягких согласных.

Гласные звуки при произнесении поются, не встречают преграду во рту.

Согласным звукам, при произнесении мешает преграда или рот, губы, язык, зубы. Различаются по твёрдости и мягкости.

*Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, является основой будущего грамотного без пропусков письма.

3 этап. Следующий этап, это вычленение словесного ударения. Дети учатся выделять в слове ударный гласный звук.

Игры по звуковому анализу слов

  1. “Посчитай звуки”. Правила игры: Взрослый произносит слово, а ребёнок должен посчитать, сколько в слове звуков. Вначале игры, ребёнку предлагаются короткие слова из трёх, четырёх звуков.
  2. “Почта”. Правила игры : ребёнку предлагаются несколько картинок и столько – же карточек – схем (карточка - схема – это слово нарисованное кружочками. Красные кружочки – гласные звуки, синие – твёрдые согласные звуки, зелёные – мягкие согласные звуки). Ребёнок должен карточки-схемы подобрать к картинке.
  3. “Отбери картинки”. Правила игры: Ребёнок должен отобрать картинки, в словах которых есть три, четыре, пять звуков.
  4. “Угадай слово”. Правила игры: Взрослый произносит слово без первого звука или слога, а ребёнок должен угадать слово.
  5. “Цепочка слов”. Правила игры: Взрослый и ребёнок придумывают слова на последний звук.
  6. “Угадай ударный звук”. Правила игры: Взрослый называет слово с ударением, а ребёнок должен назвать в слове ударный звук.

В предыстории учебной неуспеваемости много учеников, которым чтение даётся хуже всех остальных школьных предметов, обнаруживается слишком сильный волевой нажим родителей в далёком детстве.

Если бы каждому буквенному значку соответствовал бы один и только один звук, то обучение чтению не представляло бы сложностей. Но тайна в том, чтобы прочитать слог МА или МЯ, надо посмотреть вначале на гласную букву, а за тем взгляд перевести на согласную букву и читать.

В начале обучения, надо выучить гласные буквы, а после переходить к согласным буквам. Начинать надо с самых лёгких букв М,Н,Р,Л. После знакомства с одной согласной буквой, можно начинать читать слоги. Согласные буквы лучше детям называть Ме, Ле, чем эМ,эЛ,эН.

Для лучшего запоминания букв, их можно выкладывать из палочек, лепить из пластилина, фасоли, рисовать буквы. Если ребёнок усвоил чтение слогов, можно переходить к чтению слов. При чтении слов, надо стараться, чтобы не было рубленого слога (ма-ши-на), такое чтение опасно, так как затрудняет переход от слогового чтения к слитному чтению целыми словами. Для слитного способа чтения используется ударение.

Если ребёнок уже хорошо читает, то это не значит, что он должен с интересом читать книги. Чтобы чтение было без принуждения, надо менять виды чтения:

*делать книги своими руками;

*давать задание по дому, написанное на листе бумаги;

*разгадывать кроссворды, ребусы;

*написание писем, коротких сказок.

Помните!

* Что целью обучения чтению, является понимание, а не проговаривание слов вслух.

*Накапливающая утомляемость затрудняет осмысление, систематизацию и запоминание информации.

*Для ребёнка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии.

*У детей разного пола скорость созревания мозга различна. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей.

*Левое полушарие ответственно за формирование логического мышления и речь. Правое полушарие – художественное и творческое мышление.

Не спешите изгонять из детства ребёнка игру, недоигравший ребёнок это будущий неуспевающий школьник.

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей.

Тема: “Школьные трудности благополучных детей”

1 часть.

Одно из наиболее распространенных родительских заблуждений состоит в том, что ребенок может быстро произносить названия всех цифр от одного до ста, читать слова и предложения на первых страницах букваря, писать печатными и письменными буквами, значит ребенок готов к школе! Это заблуждение усугубляется еще и тем, что при записи ребенка проверяется, прежде всего, техника чтения знание числового ряда.

Не стоит сосредотачивать свои усилия на чтении и письме, пренебрегая другими сторонами психического развития. Особое внимание, надо уделить в дошкольный период развитию фонематического слуха и подготовки руки к письму.

Остановимся и рассмотрим более подробно о формировании и подготовке руки к письму. Трудности и проблемы, встречающиеся в школе.

Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму, является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

К 6 – 7 годам у детей еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам. Поэтому нельзя увеличивать скорость письма, темп, требовать от ребенка писать быстрее.

Исследования показали, что при инструкции “пиши быстрее” в течение всего первого года обучения в школе скорость самого движения не увеличивалась, а сокращалась. Что при этом происходит? Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы и в результате закрепляются каракули.

Переделывать графический практически навык невозможно.

Этапы письма.

1 этап – аналитический. Вычленение и овладение отдельными элементами.

2 этап – синтетический. Соединение отдельных элементов в целостное действие.

3 этап – автоматизация. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость, безотрывное письмо.

Важнейшим элементом обучения письму, является звуковой и звукобуквенный анализ. Процесс звукового анализа, выделение фонем (звуков) и перевод их в графемы (буквы) осуществляться должно осознанно. И если этот этап пропустить, успешного формирования навыка не будет, а недостатки могут закрепиться и скорректировать их будет трудно. Обучение должно быть осознанным!

Отмечается, что на первом этапе обучения, дети пишут крупно, так как не завершено формирование зрительно – моторных пространственных координаций.

2 часть. О позе при письме, ручке, бумаге.

  • Сидеть, при письме прямо не сгибаясь;
  • Держать оба локтя таким образом, чтобы опирались на стол равномерно;
  • Опираться спиной на спинку стула;
  • Не опираться грудью на край на край стола;
  • Ноги держать прямо, стопы на полу;
  • Туловище, голову и плечи держать ровно.

Тетрадь

От её положения зависит не только чёткость почерка, но и возможность сидеть правильно.

  • Тетрадь должна лежать под наклоном, в левую сторону для праворуких, в правую сторону для леворуких.

Ручка

  • При письме должны сгибаться и разгибаться пальцы, производились вращательные движения, рука должна передвигаться слева направо, от начала к концу строки;
  • Затруднены движения:

Если ручка зажимается сильно;

Прогнут указательный палец;

Держится вертикально или конец ручки направлен от пишущего;

Ручка опирается о стол тыльной стороной.

Непрерывность графических упражнений у дошкольников составляет - 5 минут, у первоклассника - 8-9 минут.

Причины трудностей обучения письму.

Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе, выделяют следующие “группы риска”, т е. группы детей у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.

  1. 30% детей имеющих трудности при обучении письму и чтению – это ученики, имеющие в истории развития патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года.
  2. Дети ослаблены, часто болеющие. Как правило, это худенькие бледные мальчики и девочки, физически недостаточно развитые, хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок. Начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывают столь высокое напряжение, что возникают серьёзные трудности, проблемы.
  3. Это дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций (речевое развитие, слабо развита моторная функция).

Особое внимание к детям уделяется медлительным и леворуким.

Все встречающие нарушения можно разделить на три основные группы:

  1. группа. Нарушения письма, связанные с нарушениями моторики, пространственного восприятия и зрительно –моторных координаций. Эти нарушения в большей степени отражаются в почерке (нестабильность графических форм, несоблюдение пропорций и соотношений частей букв, очень медленный темп письма, тремор).
  2. группа. Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушением фонематического восприятия (звукобуквенного анализа). Эти нарушения отражаются:
  • Смешение и замена одних букв другими, например б-п; д-т;з-с, и т.д.
  • Пропуски букв, недописание слогов, слов, замена и удвоение слогов.
  1. группа . Комплексное нарушение – сочетание первого и второго.

А теперь, более подробно о каждой группе нарушений.

  1. Нарушение в развитии моторных функций:
  • Трудно идёт процесс конфигурации букв, не могут понять соотношение частей, их расположение на строке.
  • Пишут с большим напряжением и почерк резко ухудшается при незначительном увеличение скорости письма.
  • Тремор при письме (дрожание, утолщение линий).
  • Зеркальное письмо, например З, С,К,Я, и т,д. Чаще всего зеркальное письмо встречается у левшей, у переученных левшей, при раннем обучении письму.
  • Усталость, сниженная работоспособность.

Что может помочь таким детям при обучении письму:

Разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук;

Щадящий режим, терпеливое и доброе отношение и возможность работать в более медленном темпе;

Осознанно выполнять каждое движение,проговаривая не только каждый звук но и ход действия.

Исследования показали, что переписыванием одного и того же задания родители стремятся ликвидировать трудности обучения при письме, результат минимален. Да ещё, если при этом убыстрять темп письма, то постепенно закрепляется неправильное начертание букв - каракуль. Поэтому, между заданиями надо делать перерыв, дать ребёнку отдохнуть. Надо помнить, почерк является индикатором здоровья: чем оно хуже, чем хуже почерк. Основным показателем хорошего почерка, кроме его чёткости, является плавность, ритмичность, лёгкость письма.

2 группа. Важнейшим элементом письма на первых этапах обучения, является звуковой анализ слова. На этом этапе обучения – звуковой анализ слов, выделение фонем, перевод их в графемы осуществляется осознано, и, если этот момент упустить, то успешного формирования навыка не будет. Недостатки обучения на первом этапе закрепятся и скорректировать их в дальнейшем будет трудно. Нарушения у таких детей проявляются:

  • медленный темп работы, так как на выделения определённого звука у него будет уходить больше времени.
  • нестабильность высоты, протяжности, замены букв (п-б, г-к, ж-ш; вместо ю-йу, е - йэ и т.п).
  • орфография, это связано с тем, что детям трудно сохранить в памяти последовательность звуков (букв) в слове, особенно в длинном.
  • переставляют, меняют буквы местами. Сливают предлоги со словами, искажают предложения.

Для помощи таким детям надо:

Обращать внимание на звукобуквенный анализ слов.

При письме, проговаривание написанного, особенно для детей с неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью.

Какие правила надо соблюдать при чтении с детьми дошкольного возраста:

  • Чтение без принуждения! Не спешите изгонять игру из жизни ребёнка: недоигравший ребёнок – это будущий неуспевающий школьник.
  • Чтение со смыслом! Понимание того, что читаешь.
  • Не обязательно, что бы ребенок к школе читал бегло.

По государственным нормам “5” в середине первого класса ставится за безошибочное чтение со скоростью более 20 слов в минуту. А к концу первого класса – более 40 слов в минуту.

3 часть. И так, детские неудачи зачастую оказываются не причиной, а следствием родительских неудовольствий и разочарований. Это случается тогда, когда у родителей возникают представления об идеальном ребёнке. А крах родительских надежд неминуемо становится для детей источником страданий. Неудач, потери уверенности в родительской любви, а значит неуверенности в себе. Это ложные завышенные притязания родителей. Хочет ли ребёнок того, что хотите вы?

Советы о том, как снять страх ребёнка перед непреодолимыми трудностями. Как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач.

  1. При оценке чтения, письма, знать реальный уровень достижений ребёнка, радоваться каждому его успеху.
  2. Не оценивать его неуспех на языке школьных отметок. Оценка типа “это чтение на тройку”, вы можете отпугнуть его от школы.
  3. Не сравнивать своего ребёнка с товарищами, знакомыми, подчёркивая его удачи или неудачи.
  4. Если есть хоть маленький прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старания ребёнка. Нет такого двоечника, которого не за что похвалить.
  5. Ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть.
  6. Найдите причину трудностей, не скрывайте её от малыша, объясните почему что – то не получается и что надо сделать.
  7. Не надоедайте ребёнку упрёками по поводу домашних заданий. Помните, во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут не по силам ребёнку.
  8. Не ограничивайте любимые занятия ребёнка!

Надо знать, что все трудности преодолимы. Надо только желание, доброту и терпение. И помнить, что быть готовым к школе – значит, быть готовым всему научиться.

Составитель – Соколова Юлия Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Юго-Восточное окружное управление

Департамента образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

центр развития творчества детей и юношества “Жулебино ”

Лекция для родителей

Роль игры в жизни ребенка

Составитель:

Соколова Юлия Евгеньевна-

педагог дополнительного образования

центра развития творчества детей

и юношества “Жулебино”

Москва, 2012

Лекция для родителей

Роль игры в жизни ребенка

Время проведения: 15.12.2011, 9:30

А.С.Макаренко говорил: - Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически тоже, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел. «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», - рассуждают они. Такое отношение к играм детей глубоко неверное, ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей, вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся все подвижные игры. Это прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т.п. Во время игры дети учатся соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.

Вторая группа игр – настольные игры, различные лото, пирамидки – образовательные. Они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают память, мышление, восприятие, наблюдательность. Эти игры особенно важны для дошкольников.

К третьей группе относятся, так называемые, ролевые игры. В них дети изображают жизнь и умения взрослых, учатся относиться к своему воображаемому труду, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся друг к другу взрослые.

С самого раннего детства дети овладевают навыками и умениями под руководством взрослых. Общаясь с взрослыми, дети учатся говорить, одеваться, умываться, есть. Играть дети тоже учатся с помощью взрослых. Иногда, кажется, что это не так, что ребенок играет сам по себе. Но именно взрослый показывает малышу, как заставить погремушку греметь, как надо качать куклу, возить машинку, кормить игрушечную собачку. И дети быстро это усваивают.

Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье, воспроизводит действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше познавая окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей - врача, продавца, милиционера.

К концу третьего года он уже может назвать того, чьим действиям он подражает. Например, «читает» газету, как папа. Когда малыш начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях взрослых людей, он и свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла становится ребенком, тряпочка – одеялом и т.д. Таким образом, создаются предпосылки для ролевой игры. Но кроме этих предпосылок должны быть и дополнительные условия.

В раннем детстве ребенок очень тесно связан с взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывая ребенка, начинают требовать от него все большей самостоятельности, хотят, чтобы малыш сам одевался, умывался, умел самостоятельно играть, рисовать, рассматривать картинки.

Но не всем родителям удается избежать и чрезмерной опеки, что, в свою очередь, ведет к задержке развития самостоятельности. А дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо. Таким образом, для того, чтобы у ребенка развивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо воспитывать у него самостоятельность. И тогда же у малыша возникает стремление жить с взрослыми одной жизнью.

Оно сохраняется и тогда, когда ребенок знакомится с недоступными для него видами трудовой и общественной деятельности взрослых. Детей привлекают орудия и предметы труда взрослых. Желание делать то, что делают взрослые, используя при этом те же предметы, что и взрослые, и есть проявление стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью. Именно в ролевой игре ребенок в создаваемых игрой условиях, может воспроизвести функции взрослых.

Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности, ребенок проникается чувствами взрослых, содержанием их труда, познает смысл деятельности, усваивает мораль общества, в котором живет.

Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от быта семьи, в которой живет ребенок, производственных условий, географического положения, и даже от эпохи, в которой живет ребенок. И с развитием общества, игры детей становятся разнообразными и наполненными большим содержанием.

Игрушки для детей

Игрушки бывают следующих типов:

1) игрушка готовая (автомобиль, кукла, мягкая игрушка);

2) игрушка полуготовая, т. е. требующая доделки (кубики, конструкторы, картинки);

3) игрушка-материал (песок, пластилин, проволока).

Готовая игрушка знакомит ребенка со сложными предметами, развивает воображение. Паровоз или трактор обязательно должен перевозить какие-либо грузы; куклы должны спать, ходить в гости, одеваться и раздеваться. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор.

В игре с полуготовыми игрушками перед ребенком ставится какая-нибудь задача, разрешение которой требует не просто фантазии, а дисциплины мышления, логики, понятия о соотношении частей.

Недостаток таких игрушек в том, что эти задачи более однообразны и быстрее надоедают.

Игрушки - материал - самые дешевые, но самые сложные в игре. Если ребенок может занять себя такими игрушками, значит, у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. Такие естественные материалы как вода, песок, глина предполагают наличие творческой фантазии, позволяют детям объединяться в небольшие группы для коллективной игры. С песком можно проводить самые разнообразные операции: копать, рассыпать, придавать всевозможные формы. Тот же песок может заменить любой груз или угощения. Все эти занятия открывают широкие возможности для общего развития ребенка. Часто родители по вполне понятным гигиеническим соображениям не разрешают детям играть с песком, но этого делать не стоит.

Игры с водой не менее полезны. Активизирующее влияние подобных игр связано с общим тонизирующим воздействием воды и резким увеличением положительных эмоций. Дети, играющие с водой, реже запаздывают в речевом развитии. Конечно, это не означает, что Вы должны немедленно организовать дома бассейн или купальню. Достаточно будет использовать для этих целей емкость с низкими краями. Дети должны получить возможность плескаться в воде, переливать ее из одного предмета в другой, купать кукол, мыть игрушечную посуду и пускать кораблики. Купание детей может превратиться из неприятной, но необходимой процедуры, сопровождающейся часто капризами и слезами детей, в интересную, занимательную игру, если Вы позволите ребенку свободно позаниматься с игрушками в начале и в конце купания.

Наилучший вариант - комбинация всех трех типов, но не в избыточном количестве, иначе ребенку сложно будет сосредоточиться.

Итак, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры мы, взрослые, можем научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества. Поэтому, дорогие родители, играйте чаще с вашими детьми, в игре люди раскрываются и сближаются.

На всех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, важнее всего это влияние в самом раннем возрасте, когда, кроме родителей, у ребенка еще нет других руководителей. Но не менее важно оно и в старшем возрасте, когда от ребенка требуется уже не только умение играть, но и умение общаться с людьми. А первыми помощниками в этом должны стать самые близкие люди - родители.


ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ».
воспитателя и воспитанника…
В. А. Сухомлинский.
Нет чтения – нет духовного единства
Детская литература – великая сила, но беспорядочное, поверхностное чтение не приносит
пользы, так как надо руководить детским чтением.
Что значит «руководить чтением»?
Это значит постоянно вызывать у ребенка интерес к книгам, следить за их выбором,
помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения.
Дело это тонкое, деликатное, иначе можно отвратить от книг, от чтения.
Выбирать книги для детей родителям помогут учителя, библиотекарь.
Кроме того, в детских библиотеках есть увлекательно написанные библиографические
пособия, с помощью которых вы сможете сформировать круг чтения своего ребенка,
обеспечивая его всестороннее и гармоничное развитие.
(Показ книги «100 книг вашему ребенку».)
целенаправленно расширяйте в чтении ребенка тематику научно – познавательных книг и
постепенно знакомьте его со всеми художественными произведениями, вошедшими в золотой
фонд отечественной и зарубежной литературы, с лучшими книгами современных авторов;
приучайте постоянно читать периодическую печать, детские газеты и журналы: «Мурзилку»,
«Костер», «Пионер».
Что значит «воспитывать у ребенка культуру чтения»?
Это значит формировать у него сознательное отношение к книге, к библиотеке, учить
самостоятельно выбирать книги и внимательно. Вдумчиво читать их, вырабатывать навыки
самостоятельной работы с книгой.
Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте рвать. Мять,
пачкать книжку, брать ее грязными руками.
Когда у родителей есть свободное время, полезно бывать с ребенком в библиотеке – на
абонементе и в читальном зале, посещать массовые мероприятия: литературные утренники,
обзоры книг, встречи с писателями и др.
Постепенно у ребенка вырабатывается потребность регулярно посещать библиотеку, быть
ее прилежным читателем и активистом.
Как учить детей внимательно и вдумчиво читать книги?
Для этого надо использовать разные методы, среди них – громкое чтение.
Регулярные чтения вслух за общим столом приняты во многих семьях.
Сегодня хорошая традиция семейного чтения стала ослабевать, потому что появилось
телевидение, занимающее в досуге семьи большое место.
Правы родители, которые, широко используя для воспитания телевизионные передачи,
вместе с тем постоянно проводят с детьми громкие чтения и детские семейные праздники, где
ребята читают стихи, ставят маленькие спектакли, играют в литературные игры и др.
В семьях, где родители не руководят чтением детей, и книга не в почете, телевизор может
принести вред чтению, а, следовательно, и развитию ребенка.

Маленький школьник будет читать сосредоточенно, если перед ним поставить цель: эту
интересную книжку расскажешь маме, папе, бабушке и дедушке… (чтобы доставить им
удовольствие)
Постепенно внимательное, вдумчивое чтение станет навыком, привычкой.
Терпеливо и уважительно относитесь к детскому рассказу, для ребенка это творчество, в
процессе которого он вновь переживает восторг и вдохновение, воскрешая в своем
воображении героев книги и события; пересказ развивает речь. Чуткость к поэтическому
слову.
Говоря о детском пересказе, надо иметь в виду, что ребенок, не умея выделить основное,
кратко сформулировать мысль, рассказывает длинно. Подробно, часто не различая
существенное и незначительное.
Беседы по своей роли в руководстве чтением бывают разными: одни предваряют чтение
(рассказ о писателе, эпохе, теме произведения), другие закрепляют и углубляют прочитанное.
Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить
впечатление от художественного произведения, убить его очарование.
Беседа проходит содержательней и оживленней, если в ней участвуют несколько детей:
делясь впечатлениями, братья, сестры или товарищи ребенка обогащают друг друга.
После чтения, беседу следует проводить не сразу, а немного спустя.
Впрочем, здесь нет твердых правил, и не исключено, что маленький читатель сам захочет
немедленно поговорить о книге, взволновавшей его.
Разговаривая с ребенком, старайтесь так строить беседу, чтобы он чувствовал себя
знающим, понятливым.
Приучая младших школьников к внимательному, вдумчивому чтению, учите его
пользоваться предисловием, послесловием и комментариями к книге, делать записи о
прочитанном.
Автор
Заглавие книги
О чем книга, что в ней
понравилось
Если вы систематически занимались и занимаетесь с ребенком, воспитываете у него
интерес и любовь к книге, вы можете быть уверены: основы культуры чтения вами заложены, а
следовательно созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума,
эстетического восприятия мира.

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Словом можно спасти».
(Взрослый – ребёнок: психология взаимоотношений)

Когда – то Тютчев писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». С тех пор
психологи, педагоги, педиатры, психиатры и психотерапевты провели тысячи исследований и
убедились – дано. Прав наш современник А. Межиров, сказавший: «Словом можно убить, словом
можно спасти». Поговорим о словах, которыми мы воспитываем, надеясь, естественно, только на
положительный результат. Но почему наши, то не доходят до сознания ребёнка, то вызывают
противоположную реакцию? Одним из самых крупных открытий 20 века в гуманитарных науках
было открытие «Я – концепции», что значит для человека его представление о себе. Автор
учебника «Социальная психология» Т. Ишбутани пишет: «Если человек считает себя очень

сильным, он принимает такие вызовы, которых охотно избегают другие. А если считает себя
слабым, болезненным, то он поступает напротив. Если с человеком обращаться как с нижестоящим,
он часто приходит к представлению о себе, как о низшем существе, и его поведение может стать
инфантильным. Всё что делает или не делает человек в очень большой степени обусловлено его
концепцией самого себя.
Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле,
сколько результатом представлений человека о самом себе.
Отсюда вывод – поведение ребёнка­ это всего лишь сигнал о том, правильно ли формируем «я
­ образ», представление о себе, т. е. чтобы влиять на поведение, нужно действовать не на сигнал, а
на источник. Личность ребёнка формируется очень рано, характер складывается к 5­ти годам. До
5­ти лет человек усваивает 90 % информации об окружающем мире. И получает очень много
сведений о себе, из которых создаёт «я – образ».
Если хотите, чтобы ребёнок стал врединой, растяпой, грязнулей, неумехой, мямлей, рохлей,
тупицей, жадиной, то постоянно ему об этом напоминайте. Это список слов – прогнозов.
Уважительное обращение к ребёнку порождает в нём чувство собственного достоинства. Даже
самого «грешного» ребёнка есть за что похвалить. Удивительно, но чем меньше запретов и
окриков, одёргиваний «нельзя», тем послушнее дети.
Речь родителей, изобилующая угрозами, запретами, окриками, психологи называют
регрессивной, она снижает не только самооценку, но и интеллект. А мятая, разъясняющая,
убеждающая речь повышает способности, контактность и продуктивность интеллекта ребёнка
(познания).
Поддержать или унизить?
Нужно знать. Что модели речевого общения родителей «впечатываются» на всю жизнь и
определяют дальнейшее общение ребёнка в жизни.
Каждым словом, каждой фразой мы формируем личность, интеллект, поддерживаем и
вдохновляем или унижаем и запугиваем. Усмешками одних детей делаем неуправляемыми,
агрессивными, а других безвольными, безынициативными, а затем и ленивыми. Не менее
важны не только слова, но и интонация, мимика, жесты. По родительскому тону можно
определить как относятся к ребёнку и к его жизни в целом.
Отношение к себе через интонацию ребёнок определяет задолго до того, как научится
говорить и понимать речь. Исследования говорят, что при разговоре люди придают словам
лишь 7% значимости, интонации – 38%, мимике и жестам – 55%. Всего 1 жест может
полностью изменить смысл слов.
Отклонения в поведении и невротические симптомы могут появиться только потому, что
он помеха, причина всех неприятностей семьи.
Упрекать и корить можно лишь тогда за недостатки, когда можно реально помочь, иначе
зло и страдание умножите. Повесьте в своей душе разумные таблички, которые помогут
«технике безопасности воспитания» ­ «Не запугивай!», « Не унижай!», «Не лишай
поддержки!», «Не кричи!»
Категорически запрещается в общении с самыми маленькими пугать:
­Выброшу, отдам дяде с мешком, цыганке, бабаю.
­Продам, отвезу в лес, в милицию.
­Сейчас тебя волк, собака отнесёт в лес, съест.
­Мы купим другого.
­Я тебя больше не люблю.
При лечении неврозов, страхов, заиканий, часто причиной становятся (как выясняют
специалисты) вот такие обещания.
Все дети сверхчувствительны – это основа познания окружающего мира (чем выше
чувствительность, тем выше интеллект). Все дети понимают наши слова буквально. Увы, пока
верят нам.
Ты мне больше не нужен…

В общении с детьми постарше запрещается говорить:
­Ты кого больше любишь: папу или маму?
­Ты мне больше не нужен.
­Ты кто тут такая, чтобы …
­Вечно ты всё портишь (теряешь, разливаешь, забываешь).
­У всех дети, как дети, а ты…
вас не удивляет поток запрещений при стремлении воспитать самостоятельность?
Почему так много безвольных, несамостоятельных? Да, между запретами, приказами нет
места ни для развития самостоятельности, ни для формирования достойного образа себя.
В момент гнева постарайтесь забыть привычный набор: хулиган, лентяй, идиот. Ведь это
унижает достоинство, озлобляет, не даёт надежды на успех. Попробуйте так: «Очень обидно!
Парень ты хороший, надо же, что с тобой случилось?!» Оцените только конкретный поступок
без характеристик – прогнозов. И подумайте о том, что сделать вам, а не ребёнку, чтобы этого
не случилось больше. Выдержанные, интеллигентные родители говорят: «Ты нехорошо
сделал. Нам неприятно и не хочется с тобой разговаривать». И какое­то время не общаются с
сыном. Но ребёнок твёрдо должен знать, почему вы с ним не общаетесь. И ради бога не
ругайте ребёнка в присутствии других детей – это унижение, умноженное на количество
детей.
Как хвалить детей?
В разном возрасте по­разному. Кстати, гораздо эффективнее заменять порицание
похвалой. Чем возмущаться тем. Что сделано что­то не так, скажите: «Молодец, всё сделал
сам и неплохо, а ошибки, недочёты можно исправить»,
Ребёнка постарше хвалить, как и бранить, без особого повода не стоит. Похвалить стоит за
сделанное, за то, что действительно сделал стараясь, прилагая усилия. Например, Коля
хорошо поработал в саду, скажите ему: «Я даже не думала, что можно так хорошо и много
сделать за один день!»

Статьи по теме: