Кто такие феминистки и за что они борются? Что такое феминизм, феминистское движение и его идеология.

В последние время понятие феминизм и феминистка не сходит из уст многих людей. Каждый хочет понять, что это за явление и необходимо ли оно современной женщине. Феминизм – это социально-политическое явление, целью которого является желание показать, что женщина имеет такие же права, что и мужчина. К сожалению, на сегодняшний день, равноправие между мужчиной и женщиной придерживается не всегда и не во всех странах.

Зачастую причинами такой дискриминации являются религиозные принципы или государственные законы. В остальных случаях, агрессивное и безосновательное требование предоставление прав женщин связано с их личными проблемами или психологическим дискомфортом.

Природа так распорядилась, что женщина физически слабее мужчины, поэтому с давних пор мужчина добывал пищу, а женщина занималась хозяйством. В современном мире все несколько иначе. Женщине предоставляется возможность не только зарабатывать, но еще и обеспечивать свою семью. Порой необъяснимое желание женщины еще больше расширить сферу своих обязанностей и возможностей просто пугает и не зря!

Любой психолог подтвердит, что если женщина противится своей природе, своего женского начала и не хочет его связывать с мужским началом, то проблему нужно искать не в правительстве или религии, а в самой женщине, семье, детстве или работе. Зачастую, агрессивное желание быть независимой и свободной – это нежелание быть ответственной за чужую жизнь, не быть обязанной и просто жить лишь своей жизнью.

К основным причинам возникновения феминизма стоит отнести:

  • Религиозные каноны некоторых стран (запрет работать, водить машину и так далее).
  • Государственные законы, связанные с традициями и пережитками прошлого некоторых стран и народов.

Конечно, подобные несправедливые запреты не нравятся многим женщинам. И это естественно. Ведь как можно не огорчаться, когда видишь что другим дозволено больше? У них есть возможность кататься на автомобили, надевать разные наряды или просто познавать новое, учась в университете или занимаясь своим делом. В этом случае действительно возникает обида, и многие женщины начинают говорить вслух о дискриминации или нарушении гражданских прав. Феминисток можно понять, поскольку они тоже хотят воспользоваться всеми благами современного мира или цивилизации. Своим желанием дыбится прав, на равнее с мужчинами, многие феминистки хотят доказать, что:

  • Все женщины имеют право получать высшее образование, не зависимо от религиозных взглядов и мнения близких людей.
  • Любая девушка имеет право возглавить высокую должность.
  • Каждая женщина имеет право пользоваться благами цивилизации (сдавать на вождение машины) и так далее.

Психология феминистки

Современное общество бывает жестоко по отношению к женщинам без прав. Но зачастую эта жестокость проявляется неосознанно. Любая девушка любит похвастаться своими достижениями или вещами (фотографиями в Интернете или в беседе с друзьями). А что же происходит с теми девушками, которые не могут себе этого позволить, если у них нет возможности этого приобрести? Естественно, возникает желание обладать такими же аксессуарами или возможностями, как и другие леди! Причем с начала это желание может подавляться окружением (родственниками, мужем, государством), но со временем разрастается до эгоистичного и справедливого требования! И тогда женщина просит большего, точнее сказать не большего, а того, что имеют другие барышни.

Представьте себе птицу, которая сидит в клетки, видит все, что происходит вокруг, но не может принять в этом участия! Так и женщина, которую пытаются ограничить в возможностях и свободе. Сначала она пытается научиться радоваться своей клетки, находит в ней плюсы, но со временем она становится ей не мила! Такое состояние очень критично и нежелательно для любого человека. Поскольку, в большинстве случаев действует угнетающе и подавляюще. Поэтому у многих женщин возникает желание действовать и добиваться справедливости, а именно равноправия. Демонстрации, мирные митинги, письма в правительство – это все, что могут сделать женщины для расширения круга своих возможностей. Их сложно не понять или в чем-то обвинить! Ведь порой каждому из нас хочется научиться чему-то новому или постичь что-то неизвестное.

Всем известно, что запретный плод – сладок! И суть заключается не в том, что тебе этого хочется, а в том, что он запретен. Для многих то, что нельзя делать становится очень интересным и желаемым. Поэтому изначально нужно просто разобраться в том, насколько искренне ваше желания пользоваться благами цивилизации и нужны ли они вам вообще?

Эмоциональное состояние «загнанного» в угол, редко бывает гармоничным и спокойным. Особенно, если вокруг огромное количество призывов действовать, проявляя себя на талант шоу, рекламы, провоцирующей на покупки и манящих бил бордов. Поэтому стремления женщин вырваться из круга ограниченных возможностей вполне объяснимо и естественно. К тому же, порой намного проще дать человеку попытаться использовать свой шанс на успех, нежели быть тем, кто запрещает проявлять свое творческое начало или реализовывать задуманные планы.

Чем оправдать феминистку?

Феминистки – это женщины, которых долгое время в чем-то ограничивали. Во благо или нет, это мнение каждого отдельно. Но эффект достигнут. Теперь спустя столетия и года право женщины быть независимой весьма оправдано. Ведь желание вырваться на свободу и быть как все достаточно велико и неконтролируемо. Но появляется множество других вопросов: кто будет следить за домом? Кто будет воспитывать детей? И кто будет ухаживать за мужем, который тоже хочет реализовать себя в этом мире? Многие из этих вопросов ставят в тупик любого, и возможно возвратят на начальный этап отношений между мужчиной и женщиной. Женщина ведет хозяйство, а мужчина добытчик. А многих наоборот лишь раззадорят в желании достичь своей цели. И тот, тот вариант является верным и возможным для каждой из нас. Просто это результат действий и примирения модели поведения на свою жизнь. В любом случае, нужно учится находить компромисс и выход из сложной ситуации.

Любая женщина – это мать, жена, сестра и друг, в этом нет ни у кого сомнения. Но стоит ли обвинять женщину в том, что ей хочется достичь большего? Что ей хочется тоже проявить себя в социальной сфере или творчестве? Конечно, нет! Не стоит подавлять амбиции человека, который хочет познавать мир на равнее с другими людьми. Слабый пол хочет приносить пользу себе и другим, быть полезным и нужным. Для женщины это немаловажно. Ведь с самого детства нас учат оберегать свои семьи, и заботится о них! И порой так необходимо быть социально активным человеком, ведь для многих карьера или творчество стоят на первом месте и люди счастливы своей жизнью. Если нет, то не стоит мешать процессу женского самосовершенствования. Возможно, желание быть наравне с мужчиной – это всего лишь скрытое желание лучше его понять и проникнуться его жизнью .

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья : Протофеминизм

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( -). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( -). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» ().

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) - она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage , "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма , укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах ().

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное - это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» . Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году , а в печати впервые появилась в 1966 году . К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году .

«Загадка женственности»

Книги Б. Фридан «Загадка женственности»

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела». К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée , ) и «Мандарины» (Les Mandarins , ), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» - именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.

«Третья волна» феминизма

Основная статья : Третья волна феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

  • Вуманизм (от англ. woman - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women ) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party ) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа „клада“, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» он отмечает, что «марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе».

Радикальный феминизм

Основная статья : Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и антипорнографический феминизм. Культурный феминизм - это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными . Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной. Критики этого направления утверждают, что, поскольку его концепция основана на учёте сущностных различий между мужчинами и женщинами и выступает за культурную и институциональную независимость женщин, культурный феминизм уводит феминисток от политики к некоему «стилю жизни». Одна из таких критиков, историк феминизма и культурный теоретик Элис Эхолс приписывает члену «Редстокингс» Брук Уильямс введение термина «культурный феминизм» в 1975 году для описания деполитизации радикального феминизма .

Сепаратистский феминизм - это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику . Автор Мэрилин Фрай описывает сепаратистский феминизм как «разные виды отделения от мужчин и от учреждений, отношений, ролей и действий, определяемых и доминируемых мужчинами, а также работающих в интересах мужчин и с целью сохранения мужских привилегий, причём это отделение по собственному желанию инициируется или поддерживается женщинами».

Либеральный феминизм

Основная статья : Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль , Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

Основные статьи : «Чёрный» феминизм , Вуманизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой . Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective ) в 1974 году , говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер . Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами. Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта. Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира ». Феминисты из стран «третьего мира», такие как Чандра Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty ) и Сароджини Саху (Sarojini Sahoo ), критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». По словам Чандры Талпад Моханти, женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший : «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно». В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени - движение за права отцов.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма , в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Влияние на Западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод ; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй - всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово - mankind - восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф - Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть - как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль - оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling ) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие .

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Сексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам - получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии .

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства . В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками » и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь - в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве . Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией . Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества .

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма .

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм , маскулизм .

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) - феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) - автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) - автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины - люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму , чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Основные статьи : Антифеминизм , Мужское движение

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола .

Американский исследователь НЛО Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм» . Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах - убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности .

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики» .

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

«По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

По мнению критиков феминизма, женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса . Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

По мнению критиков, в частности, консервативного социолога Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания .

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы , неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное .

Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов .

Некоторые мужчины - противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) - самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам - стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства .

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу - стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

Феминистское движение возникло еще в 18 веке, а особенно активизировалось лишь с середины прошлого века. Причиной его стало недовольство женщин своим положением, засильем патриархата во всех сферах жизни. Как такие феминистки – читайте в этой статье.

Что значит «феминистки» и за что они борются?

Они радеют за достижение равенства экономических, политических, личных и социальных прав для женщин. Если говорить, кто такие феминистки простыми словами, то это женщины, которые стремятся к равноправию с мужчинами во всех сферах жизни. И хотя их требования касаются в основном прав женщин, они выступают и за освобождение мужчин, так как считают, что патриархат наносит вред и сильному полу. Впервые о требованиях о равноправии заговорили во времена войны за независимость в США и первой, кто публично выступил с речью, была Абигейл Смит Адамс. В дальнейшем стали появляться женские революционные клубы, политические организации, печатные издания.

Однако, путь феминистского движения был тернист и длителен. Женщинам еще долго отказывали в избирательном праве, запрещая появляться на политических собраниях и в общественных местах, а в стенах дома они оставались в полном подчинении у мужа. Организованное движение появилось в 1848 году и со времени своего формирования претерпело три волны развития:

  1. Результатом деятельности ранних феминистов и первоначальных феминистских организация стало некоторое улучшение положения женщин. В частности, английский парламент разрешил им голосовать на местных выборах. В дальнейшем такое право предоставили и американкам. К известным феминисткам того времени относят Эммелин Панкхёрст, Лукрецию Мотт.
  2. Вторая волна продлилась до конца 80-х годов. И если первая касалась избирательных прав женщин, то вторая концентрировалась на всех нюансах юридического и социального равенства. Кроме того, женщины выступали за ликвидацию дискриминации как таковой. К известным борцам того времени относят Бетти Фридан, Симону де Бовуар.
  3. В начале 1990 годов в США поднялась третья волна феминизма. На первый план вышли права, касающиеся сексуальности. Женщины призывали отказаться от понимания женской как стандарта и нормы и ценить сексуальность в качестве инструмента для раскрепощения. Известные феминистки того периода – Глория Ансалдуа, Одри Лорд.
Феминистское движение

Данное движение оказало существенное влияние на гуманитарные, социальные, естественные науки, всю жизнь общества в целом. Современные феминистки рассматривают пол не как природную сущность, а как политический конструктор, который позволяет поддерживать отношения власти между социальными группами. Таким образом интерсекциональные феминистки утверждает, что такие формы угнетения, как расизм, сексизм, патриархат, капитализм и другие пронизывают все общество, заражают все социальные институты, укрепляя и поддерживая друг друга.

Борцы за права женщин критикуют современную философию, науку и литературу, если они создаются с точки зрения социально-привилегированных мужчин. Они призывают к диалогу разных видов и форм знаний, производимых людьми из разных социальных позиций. Конечно, данное движение имело и негативные последствия. Сегодня ярые феминистки стремятся скорее к эпатажу, а не борьбе за свои права. Они публично оголяются по пояс, устраивая антиправительственные акции протеста и выглядят как озабоченные девицы, которым все равно за что, но лишь бы протестовать. Ощущая всю полноту открывающихся возможностей, некоторые женщины испытывают дискомфорт и отмечают, что в новых реалиях все труднее быть и матерью.

Феминистки часто представляются людям в качестве мужеподобных женщин, которые не ухаживают за собой, отказываются принимать помощь со стороны мужчин и выступают на различных митингах. Чтобы иметь правильное представление об этом направлении, необходимо понимать истоки феминизма, основные убеждения и цели его последователей. Лишь обладая знаниями, можно составить свое собственное мнение о женщинах, которые требует тех же прав, что есть у мужчин.

Что такое феминизм

Феминизм представляет собой общественное течение, которое призвано бороться за равные права женщин и мужчин. Нередко люди не очень понимают, что именно за этим кроется, так как в современном обществе кажется, будто такие различия давно стерты. Однако, проблема гендерного неравенства существует не только в странах третьего мира и развивающихся, но даже в развитых государствах Запада.

По сути, феминизм выступает за равенство обоих полов в 3 сферах жизни: в социальной, политической, экономической. Это и гарантия того, что у женщин будет право голоса, что они могут избираться в правящие органы различных партий, баллотироваться на высокие политические должности.

Феминизм выступает за возможность выбора любой профессии, при этом работодатель не может делать выбор в пользу мужчины при их равном опыте и навыках, только на основании пола кандидата. Во многих странах статистика зарплат говорит, что одинаково квалифицированные сотрудники будут иметь разницу в зарплате, и мужчина в среднем получает больше женщины.

Когда явление только зародилось, его целью было предоставить женщинам право голоса и собственности, которое бы включало и права на детей. До этого периода ребенок считался собственностью отца, а в случае расторжения брака женщина не имела на него никаких прав.

Со временем феминизм стал развиваться, требования представителей становились все шире, движение раскололось на различные виды, основанные на особенностях идеологии каждой группы. Влияние феминизма на современный мир колоссальное, и с каждым годом гендерное неравенство в развитых странах становится все менее ощутимым.

Феминистки это

Кто такие феминистки простыми словами - это женщины, которые требуют равных прав с мужчинами во всех сферах жизни. При этом нельзя относить себя к этому движению, если человек лишь согласен с основными тезисами и взглядами, но при этом не принимает активного участия в деятельности движения. Для этого необходимо обсуждать цели феминизма, участвовать во встречах и митингах.

В интернете существует множество тематических форумов и групп в социальных сетях, где можно найти единомышленников и примкнуть к одному из направлений. Движение требует не только личного участия в демонстрациях, подачи заявлений и составления петиций, но также и ведения просветительской деятельности в обществе.

Как же становятся феминистками? Многие женщины каждый день сталкиваются с гендерным неравенством. Это может проявляться и при продвижении по службе, и в отношениях внутри семьи, в магазинах и на улице. Как правило, простые граждане женского пола требуют уравнять права с мужчинами только у себя в стране, тогда как известные публичные люди способны повлиять и на другие регионы.

За что борются феминистки в наши дни:

  • принятие законов о семейном насилии и ужесточении наказаний;
  • сохранение права на аборт и использование контрацепции;
  • равные возможности карьерного роста;
  • одинаковую зарплату при равной квалификации для людей обоих полов;
  • принятие обществом женщин разной внешности, стирание прежних стандартов красоты;
  • борьбу с проституцией и отношением к женщинам, как к сексуальному объекту и так далее.

Существуют феминистки-мужчины, которых принято называть просто феминистами. Они придерживаются тех же взглядов, что и женщины, нередко выступают вместе с ними на митингах и участвуют в демонстрациях.

Акции феминисток направлены на то, чтобы привлечь внимание к конкретной проблеме. Иногда они готовятся продолжительное время и бывают приурочены какой-то дате, порой возникают стихийно из-за внезапных событий. При этом женщины держат в руках транспаранты, на которых изображены лозунги феминисток. Часто они связаны с конкретными проблемами в обществе или могут быть просто игрой слов («Все люди - сестры»).

Виды феминизма

Всего существует несколько десятков видов феминизма. У представителей того или иного течения редко бывают прямо противоположные взгляды, а новые движения организовываются за счет того, что в разных странах и у разных слоев общества могут быть свои проблемы, которые надо решить.

Наиболее известные виды:

  • лесбийский;
  • исламский;
  • экофеминизм;
  • социалистический;
  • радикальный;
  • мужской;
  • либеральный;
  • анархо-феминизм и так далее.

Существуют интерсекциональные феминистки, которые далеко отошли от идеи борьбы за гендерное равенство, а выступают за равенство в целом. К примеру, они выступают не только за равные зарплаты женщин и мужчин, но также за права трансгендерных пар или сексуальных меньшинств, в том числе мужского пола.

Влияние феминизма на общество

Влияние феминизма активно прослеживается в западном обществе, где активные представители движения смогли добиться больших успехов на законодательном уровне.

Первым результатом стал допуск к голосованию, за ним последовало право на имущество и подача документов на развод. Женщины смогли добиться введения ответственности за домашнее насилие, от которого даже в развитых странах до сих пор страдают ежедневно тысячи женщин. С каждым годом законы за такие поступки становятся все строже.

Феминизм повлиял и на множество слов в различных языках. К примеру, в английском ряд слов является составным с использованием man (мужчина), но в то же время есть и более нейтральные слова: mankind и humanity означают «человечество», но сейчас предпочтительнее использовать второй вариант.

В России некоторые радикально настроенные феминистки нарочно используют некорректную форму русского языка, когда к слову в мужском роде добавляют суффикс -ка. К примеру, вместо слова «автор» по отношению к тому, кто опубликовал некий пост в интернете, будут применять слово «авторка». Также поощряется использование слов «кассирша», «кондукторша», «билетерша» и тому подобные.

Американские феминистки одними из первых добились того, что общество перестало осуждать женщин за активную сексуальную жизнь. Также в США и Европе стали нормально относиться к тому, что после рождения ребенка мужчина остается дома в декретном отпуске, тогда как женщина выходит на работу.

Но особой победой является то, что протестантизм одобрил желание женщин занимать некоторые духовные должности, тогда как ранее к этому допускали только мужчин.

В России феминизм в его современном течении развит слабо, но он зародился еще в XIX веке, а затем активно процветал в первые десятилетия СССР. После свержения монархии женщин наделили правом голоса еще в 1917 году, одних из первых в мире.

Правящая власть сразу же удовлетворила некоторые требования женского движения. Это и наличие собственных документов, и право на детей, возможность подавать на развод. Все это происходило на фоне того, что все женщины должны были работать, часто наравне с мужчинами и в достаточно тяжелых условиях. Со временем, с феминизмом власти стали бороться, поэтому современная Россия заново возрождает феминистское течение.

Яркие представители движения

Известные феминистки встречаются среди звезд музыки и кино. Многие из них активно выступают за женские права. Актриса Эмма Уотсон - феминистка, которая является послом доброй воли в особом подразделении «ООН-Женщины». Оно начало работу в 2011 году и занимается проблемами гендерного неравенства.

Эмма выступает за то, что мужчины тоже обязаны присоединиться к феминизму и добиваться для женщин равных прав. Однако, радикальные феминистки выступают против того, чтобы мужчины участвовали в их движении.

Феминистка Мария Ивановна Арбатова является самым известным представителем движения в России. Она является писательницей и политическим деятелем, активно выступает за легализацию однополых браков и уменьшение влияния церкви на общество.

Ее деятельность часто подвергается критике, но Мария не останавливается и собирает вокруг себя все больше феминисток России. Важным является то, что отдельного идола у феминисток не существует. Они стремятся к некой картинке, но не пытаются равняться друг на друга или на кого бы то ни было.

Другими яркими представителями являются:

  • Клара Цеткин - немецкий политик, активно выступала за права женщин;
  • Кристина Хофф Соммерс - американская писательница, которая разбирает последствия неверного толкования феминизма, и влияние течения на современных мужчин, с точки зрения психологии;
  • Маргарет Фуллер - американка, жившая в XIX веке и написавшая книгу «Женщина в XIX веке», которая является первым серьезным трудом в этой сфере;
  • Мария Трубникова - жительница Российской Империи XIX века, одна из первых феминисток своего времени;
  • Роза Люксембург - выступала за пропаганду марксизма, гендерное равенство и была убита из-за своих убеждений;
  • Амелия Эрхарт - женщина-пилот, перелетевшая Атлантику, выступала за гендерное равенство.

Так вот, прежде чем навешивать ярлыки, давайте разберемся по мере сил в проблеме. Итак, кто такие феминистки и откуда вся эта история?

Эволюционно сложилось так, что вид Homo Sapiens (т. е. мы с вами, дорогие братья и сестры) разделен на два пола – на мужчин и женщин (называется это половой диморфизм). Именно это и определяет привычный облик человека (для всех очевидны внешние различия между мужчиной и женщиной), его поведение (гормоны, никуда от них не деться), физическую силу и выносливость – т.е. те показатели, которые напрямую зависят от тела, нашей скромной физической оболочки.

Хорошо это или плохо – спорить фантастам, а нам приходится жить в мире, где все млекопитающие имеют два пола, но только человек эволюционировал в разумное существо. В результате миллионов лет изменений Homo стал Sapiens, человек выделился из мира природы настолько, что создал свой собственный. Который, соответственно, изменялся и совершенствовался, люди – тоже. Человек теперь не только самое совершенное животное, венец творения и часть экосистемы, он давно перерос отпущенные природой возможности, возвысился над физиологией и попрал инстинкты. Homo Sapiens, прежде всего, это – личность, уникальная и свободная. И у кого, скажите, пожалуйста, повернется язык назвать Моцарта самцом или Жанну Д’Арк – самкой? И в человеческом обществе к понятию пола, как совокупности неких биологических признаков, добавилось понятие гендера – социокультурного пола, совокупности социальных и личностных качеств. Так вот, в современном демократическом мире важен не пол, а гендер.

Это означает, что нет «мужских» или «женских» занятий, а есть , соответствующие конкретному человеку. Т.е., грубо говоря, сильная, но глупая женщина вполне может рубить уголь в шахте. А умный, но слабый мужчина замечательно способен заниматься вышивкой. Они абсолютно равны в этом выборе, все зависит от способностей и желания, а не от половых органов. Мужчина и женщина – равноправные соратники, а не стороны, угнетающие друг друга.

Но уже не эволюционно, а исторически сложилось так, что женщины все же находились в угнетенном положении (и не надо аппелировать к матриархату, это всего лишь остроумная теория). Можно спорить о предпосылках этой дискриминации, о причинах, ее вызвавших, но сам факт женского угнетения очевиден. Задумайтесь, когда женщины получили право голоса? Когда – право наследования? Когда женщинам разрешили (вот спасибо!) учиться в университетах? Почему решение именно женщин брюки и сигары вызвало такое бурное осуждение? Да и вообще: кто там в первородном грех виновен?

Началось все в Америке, во времена Войны за независимость. Первой женщиной-борцом за равноправие принято считать Абигейл Смит Адамс (1744-1818),которая стала известна благодаря фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
В Европе путь борцов за равные права был более тернист. Например, во Франции перед Великой французской революцией издавался журнал о женских правах, француженки создавали различные общественные организации, которые требовали для женщин гражданских прав и принимали активное участие в политической борьбе. Успеха они не достигли, а одна из идейных вдохновительниц движения, Олимпия де Гуж (автор Декларации прав женщины и гражданки, где содержалось требование социального и политического равноправия, основательница «Общества женщин – революционных республиканок») была казнена за свою деятельность. В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

В Англии требование гражданского равноправия женщин впервые было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт в книге «Оправдание прав женщины» (1792).

Но это были лишь первые ласточки, которые заставили общество задуматься и прислушаться к их идеям. Но, по сути, они являются основательницами так называемой первой феминизма (XIX - первая половина XX), когда происходила борьба за юридическое равноправие полов.

Организованное движение за равноправие началось в 1848 году, в США, штат Нью-Йорк, в городке Сенека-Фоллз, где впервые был проведен съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все мужчины и женщины созданы равными». В 1869 году были созданы две женские общественные организации, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

В Европе в это же время набирал обороты суфражизм (от англ. suffrage - право голоса), т.е. борьба женщин за право голосовать на выборах. Общество весьма скептично относилось к суфражисткам – они могли появиться на светском рауте без сопровождающих мужчин, позволяли себе недопустимо одеваться (например, брюки или жилет), курили, могли перебить мужчину и – о, ужас! - высказывали свое мнение. Постепенно к суфражистке сформировалось отношение как к женщине вульгарной, грязной, абсолютно неприличной и... свободной. Мужчины их презирали и боялись, а дамы – тоже презирали и... завидовали. Власти не поддерживали взгляды и начинания суфражисток, их периодически арестовывали и приговаривали к различным срокам тюрьмы. Одним из организаторов движения за женское право голоса, была Эммелин Пэнхёрст, которая в 1868 сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин, объединившую в течение года 5 тысяч членов. Под давлением этого объединения английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал им право голоса на местных выборах (1894).
Тогда же и появляется сам термин «феминизм» (от лат. femina - женщина), впервые его употребила Эллис Росси в 1895 году.

Первая волна феминизма достигла поставленных целей. Первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии в 1893 году и в Австралии - в 1902 году. Позже - женщины ряда европейских стран (в Финляндии - в 1906, в Норвегии - в 1913, в Дании и Исландии - в 1915, в России - в 1917, в Канаде - в 1918). В 1919 году права голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии. В 1920 году - США, в 1922 году - Ирландии, в 1928 году - Великобритании, в 1931 году - Испании и Португалии.
С середины XX века начинается вторая волна – борьба за ФАКТИЧЕСКОЕ равенство мужчины и женщины. В конце 70-х гг. движение приобрело массовый характер, проявилось в массовых акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. Среди самых популярных течений можно выделить следующие:

1. Феминизм равенства - основан Симоной де Бовуар, женой Жан-Поля Сартра, идеология изложена в ее книге «Второй пол». Смысл заключается в том, что все люди от природы равны, а различия – несущественны и не считаются. Кстати, Симона сформулировала и право женщин не только избирать, но и право войти во властные структуры.

2. Феминизм различий во главе с Люси Ирегирей признавал все половые различия. Кроме того, индивидуумы признавались фундаментально различными, и межполовой консенсус предлагалось искать на темах нейтральных.

3. Ситуативный феминизм (основательница - Шийла Бенхабиб) предлагал рассматривать, прежде всего, ситуацию, а уж исходя из нее, делать все выводы.

До настоящего времени демократически избранными главами государств и правительств стали более 20 женщин. Первой женщиной, возглавившей правительство, стала Сиримаво Бандаранайке (1960, Шри-Ланка), первой женщиной, занявшей президентский пост, - Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия), первой женщиной, возглавившей правительство в мусульманской стране, - Беназир Бхутто (1988, Пакистан). Сегодня женщины высшие должностные посты в Латвии, Финляндии, Ирландии, на Филиппинах, в Чили и Германии.

Феминистки второй волны многого добились, наш мир без них был бы совсем другим. И вряд ли бы он был лучше.
Относительно третьей волны идут активные споры. Кто-то ее признает, а кто-то – нет. Понятно одно: в XXI веке к феминисткам присоединяются мужчины. И, что бы ни судачили злопыхатели, они совершенно нормальной сексуальной ориентации.

И, кстати, движение за права женщин никогда не было исключительно женским: еще Платон рекомендовал воздавать по заслугам, а не по половому признаку, а одно из сочинений-предвестников феминизма - «О величии и превосходстве женского пола» - было написано философом Генрихом Корнелиусом Агриппой в 1529 году. В 1869 году Джон Стюарт Милл опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и… есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Конечно, еще рано говорить о равенстве мужчин и женщин. Всем доступна статистика карьерного роста и зарплат, домашнего насилия и сексуальных домогательств. Никого не удивляет женщина - заботливая мать утром, леди-босс днем, шеф-повар вечером, пылкая ночью и живой человек при всем при этом. И феминизм нужен женщинам хотя бы для того, чтобы просто выживать в таких условиях. А утверждать, что феминистки ненавидят мужчин, по меньшей мере, глупо. Женщины просто... уже давно замужем за ними, родили им детей, ведут дом, обустраивают быт, строят свою карьеру. Нет никакой глупой ненависти. Женщины, как и двести лет назад, хотят прав, свободы, уважения и благодарности.

Статьи по теме: