Кто придумал бумагу. История бумаги — интересные факты

Бумага – это такая вещь, ценные свойства и необходимость которой мы уже давно не замечаем. Бумага есть везде, она вокруг нас. Ни один день не проходит без контакта нас с этим изобретением человечества. На бумаге мы оставляем записки нашим родственникам, печатаем рефераты, используем бумагу для рисунков и даже запекаем курицу в бумажных пакетах! Но кто изобрел бумагу?

В какой стране изобрели бумагу?

Если порыться в древних китайских летописях, то можно отыскать, что Китай – это первая страна, которая изобрела бумагу. Китайские летописцы в своих писаниях утверждают, что бумага была изобретена ими уже в 105 году н.э. И до недавнего времени считалось, что изобрел бумагу именно Китай и именно в 105 году н.э. Но в 1957 году в провинции Китая Шаньси была обнаружена гробница, а в ней… Вы не поверите – листы бумаги! Самое интересное, что ученые датировали эти обрывки бумаги аж II веком до нашей эры!

Оказывается, китайцы и до 105 года могли изготавливать бумагу. Однако делали они ее из шелка, поэтому бумага была чем-то вроде драгоценности. Но в 105 году н.э. Цай Лень изобрел новый способ изготовления бумаги. Он смешал волокна древесины тутового дерева, древесную золу, тряпки и пеньку. Все это он тщательно перемешал и оставил сушиться на солнце под прессом в виде камней. И теперь считается, что именно Лень изобрел бумагу.

И уже потом бумага распространилась в Японию и другие страны. А первая страна, которая изобрела бумагу, была Китай!

Современная бумага

Естественно, что сейчас, с ростом технологических процессов, бумагу изготавливают совсем другим способом. Сейчас в производстве бумаги во всех странах мира используются различные породы деревьев в определенном соотношении, от которого зависит цвет, плотность и крепость бумаги.

Обожаю запах бумаги. Запах старых и новых книг, картона, тетрадей, газет. Бумага - это своеобразная машина времени. Она хранит не только тексты, но и воспоминания.

Кто придумал бумагу

Над созданием бумаги фактически ломал голову весь древний мир. Дощечки, береста, папирус, пергамент - все было перепробовано. Но писать на таких материалах было неудобно, да и очень дорого обходилась эта «бумага». И вот, наконец, в Китае, сановник-умелец Цай Лунь придумал способ изготовления бумаги из тутового дерева. Процесс, конечно, был неимоверно сложным. Волокна растения многократно обезвоживали, сушили, трамбовали. Это сейчас бумага везде и всюду. А тогда это был очень ценный и редкий материал. Китайцы хранили секрет его изготовления от других народов, как зеницу ока. Но продолжалось это недолго. В 751 году после победы арабов над китайцами «бумажное мастерство» шагнуло дальше на Восток, а затем в Европу. Технология производства бумаги все более совершенствовалась. Печатный станок, размалывающий ролл, специальная бумажная машина постепенно превратили производство бумаги в крупную промышленную отрасль.


Где делают бумагу сейчас

У нас в стране непосредственно бумагу производят в 29 регионах. Самые крупные бумажные фабрики расположены в Карелии, Нижегородского области, Пермском крае. Современную бумагу делают из древесной целлюлозы. Основным поставщиком этого материала являются

  • сосна;
  • береза;
  • тополь;
  • каштан;
  • эвкалипт.

Целлюлозу в России заготавливают в 14 регионах. Основные мощности сосредоточены в Иркутской, Архангельской, Калининградской, Ленинградской областях.


Большую роль в производстве бумаги сейчас играет химия. Бумажное сырье для прочности и повышения качества разбавляют кислотой, клеями, смолами, красителями. Судя по всему, мою голову при вдыхании дурманит как раз-таки запах разной «химии» в бумаге. Лучше все-таки такую бумагу не нюхать. Но есть альтернатива. Бумага, идущая на газеты, так сказать, более натуральная, хотя и не прочная. Она делается только из древесной крошки, смешанной с водой.

История бумаги начинается в Китае. Произошло это еще в первом веке нашей эры, когда Цай Лунь, воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани, папирусу. Он немало поэкспериментировал с различными растениями, но первый реальный результат получил, мелко, нарезав волокна шёлка, сделав из них кашицу и осадив её на мелком сите. В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об этом изобретении, которое было названо «бумагой».


История изготовления бумаги также имеет несколько версий. Другой датой рождения бумаги называют 105 год. Неутомимый Цай Лунь попробовал добавлять в кашицу волокна из старых рыбацких сетей, веревок, поношенной ткани и даже древесного луба. В конце концов, он остановился на коре тутового дерева, которую перед этим долго разбивал молотком, разделяя на волокна, к которым потом добавлял толику растительного клея. Надо сказать, что изготовленная в Китае была жёсткой и хрупкой. Но тем не менее на ней уже можно было писать тушью.

История изобретения бумаги

Считается, что впервые японцы познакомились с бумагой в 610 году. И привез ее из Кореи монах-врачеватель Там Чин (в японской истории он остался под именем Донтё). В те годы практически правивший страной в роли регента при императрице принц Сётоку стремился насадить в Японии буддизм. Он приглашал в Японию священнослужителей и монахов из Китая и Кореи обосновываться на японской земле, строить храмы и монастыри, воздвигать изваяния Будды, знакомить японцев со священными текстами. Естественно, что для размножения буддийских сутр и их сохранения требовалась бумага. Привозимой из Китая бумаги не хватало, поэтому принц приказал выращивать по всей стране шелковицу и коноплю. Эти растения и раньше культивировались в Японии, но в основном для изготовления тканей. Теперь же японским мастеровым было предписано на основе этих растительных волокон создать бумагу лучшего качества, чем у импортной. Ремесленники приступили к поискам новых рецептов и технологий и добавляли в бумажную массу волокна других растений, кипятили их, промывали, добавляли в раствор древесный уголь, различные клеящие субстанции. И результат не заставил себя ждать.
Виды бумаги, полученной в Японии, были значительно лучше качеством, чем китайская бумага. Японскую бумагу стали звать ВАСИ (ВА – другое чтение иероглифа Ямато, обозначающего название японского государства, СИ – бумага) в отличие от привозной с континента КАРА-ГАМИ.
Появление ВАСИ связывают с двумя технологическими новшествами. Во-первых, японские мастера не отцеживали волокнистую пульпу через неподвижное сито, как это делалось в Китае, а постоянно покачивали его, заставляя бумажную массу оседать более равномерно (этот прием назвали НАГАСИ_ДЗУКИ). А во-вторых, было найдено водное растение ТОРО-АОИ, чей сок оказался великолепным средством для проклеивания бумажного листа.


Золотой век листа бумаги

В период Нара (710-794) возросшие потребности императорского дворца, храмов и монастырей породили настоящий бум ее производства. Чаще всего её использовали для написания буддийских сутр. Но так как тексты были священными, для этого требовалась непростая, а очень высококачественная бумага. В то время в Наре в ходу было около 180 типов бумаги, различавшихся плотностью и цветом. С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Очевидно поэтому, для буддийских свитков стали изготавливать красные, синие, желтые и голубые ее сорта. Переписывание таких сутр стало любимым развлечением (а можно сказать, и обязанностью) придворных вельмож. К концу восьмого века в столицу поступали целые кипы бумаги из 23 провинций. Она стала вторым посоле риса средством уплаты натурального налога. Лучшие виды бумаги того времени хранятся в Сёсоин, сокровищнице храма Тодайдзи в Наре. Там представлено 233 ее разновидности.
Буддийские монахи приобрели при дворе чуть ли не абсолютную власть. И император Каму в 794 году перенес свою столицу в новый город Хэйан(будущий Киото), подальше от окружавших его старый дворец храмов и монастырей. В новой столице пышным цветом расцвела изысканная и утонченная культура аристократии. Но без бумаги, изящной и нежной, было просто невозможно обмениваться стихотворными посланиями, записывать в дневники впечатления и мысли, рождавшиеся в ходе медитаций на природе, писать вошедшие в моду мемуары. Не менее остро в бумаге нуждались чиновники и священнослужители. Спрос на бумагу ещё более увеличился. Ремесленникам пришлось искать для этого новое сырье, поскольку запасов конопли уже не хватало. Ремесленники –бумагоделы перешли целиком на кору шелковицы.

Чтобы обеспечить постоянное снабжение столицы бумагой, в 807 году на реке Канъягава в пригороде Хэйана была построена правительственная мастерская по производству бумаги (КАНЪЯИН, или КАМИЯИН). Для работы там были мобилизованы лучшие ремесленники страны. Мастерская стала выпускать высококачественную продукцию – листы размером 60х36 см, получившие название КАНЪЯ-ГАМИ.

Но первенство КАНЪЯ-Гами было недолгим. Великолепная бумага стала поступать из северных провинций, в частности из Муцу (нынешняя префектура Аомори). Появились в обращении бумажные листы, в ткань которых для повышения декоративного эффекта вплетали засушенные травы и цветы. Иные листы были надушены благовониями. Эти листы как нельзя лучше передавали настроение поэта или страсть автора любовной записки. Затем появилась высококачественная МИТИНОКУ-ГАМИ – бумага из Митиноку. Повышенным спросом стала пользоваться «мраморная» бумага, а так же листы декорированные золотой и серебряной фольгой.

Захиревшая в столь жестких условиях конкуренции мастерская Канъянин вынуждена была перейти на производство более дешевых и менее трудоемких сортов бумаги. Сырьём для нее стала макулатура. При ее обработке окончательно вытравить следы старых надписей было невозможно, поэтому СУЙИНСИ (дословно бумага водяного облака), как стали называть эту продукцию, получалась серовато –голубоватой.

Васи или Ёси?

Приход в самом начале 17 века к верховной власти в стране самурайского клана Токугава прекратил в стране кровавые междуусобицы. В Японии на два с половиной века установился мир. Однако, политика самоизоляции страны которую жестко проводили в жизнь сёгуны клана Токугава, заставляли японских ремесленников «вариться в собственном соку». Новые технологии изготовления бумаги, освоенные в Европе оставались для японских мастеров неизвестными. Они шли своими путями, совершенствуя дедовские способы производства бумаги. Однако, при всем различии конкретных приемов в каждой провинции качество вырабатываемой бумаги постепенно приходило к единому стандарту.
Этому способствовал, кстати, и широко распространенный в то время промышленный шпионаж. Князья посылали своих тайных агентов к соседям, чтобы выведать секреты производства.

В то время на рынке доминировали три основных поставщика бумаги – провинция Гифу, чья бумага МИНО-ГАМИ стала стандартной для печатания книг, провинция Коти, поставлявшая свою ТОСА-ВАСИ осакским купцам, и провинция Огава, удовлетворявшая потребность Эдо с его 1,3 миллионным населением в бумаге.

Спрос на бумажную продукцию в Японии был столь высок и потому, что ее предназначение не ограничивалось почтовыми и издательскими нуждами. Так, в Сидзуоке выпускали СУРУГА-ХАНСИ, чьи стандартные листы бумаги (25х35см) шли на производство бумажных зонтиков. Текстура ЁСИНО-ГАМИ была столь тонкой и нежной, что её использовали в качестве фильтров для масла или лака. Из особых сортов бумаги делали носовые платки и одежду, бумагу вставляли в окна вместо стекла, из нее изготавливали веера, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат. Соответствующим образом обработанная бумага (промасленная, гофрированная бумага , лакированная, проклеенная) могла заменить ткани, веревки, солому, бамбук, кожу, дерево…
Она вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации».
Однако, при всем своем разнообразии ВАСИ оставалась исключительно продукцией ручного производства. Ситуация стала меняться только после реставрации Мэйдзи (1868), когда были отменены все ограничения на торговлю и иное общение с заграницей. Первое в Японии промышленное предприятие, оснащенное импортной техникой, заработало в предместьях Токио в 1873 году. И, конечно же, это была фабрика по производству бумаги. Станки для нее были закуплены во Франции. По всей стране стали появляться такие же предприятия, владельцами которых были и иностранцы, и японцы. Рынок был завален дешевой фабричной ЁСИ (дословно европейской бумагой) . Это имело двоякий результат. С одной стороны резко подешевела вся печатная продукция. Книжка стоила столько же, сколько стоила порция лапши. Но с другой…
Японские мастерские по производству ВАСИ стали закрываться одна за другой, не выдерживая конкуренции. Процесс этот шел медленно, но неотвратимо. Если в 1928 году в стране насчитывалось 28 532 семьи занятые в производстве Васи, то к 1973 году эта цифра упала до 851.Вместе с закрытием мастерских утрачивались знания, опыт, ноу0хау, семейные секреты… Великолепная бумага ВАСИ уходила в прошлое. Лишь в конце 20 века, когда в стране вновь вспыхнул интерес к традиционной японской продукции, народные промыслы вновь стали возрождаться, забытые было технологии,вновь стали востребованными. Сейчас при государственной поддержке вновь активно заработали бумагоделательные центры в префектурах Фукуи (Гока), Гифу (Макидани), Коти (Тоса). Работающие там мастера получили статус «живое национальное сокровище». Хотя, конечно же, «золотой век» японской бумаги уже восстановить не удастся.

Сегодня специальная техника китайского производства производит тонны бумаги, качество которой ничем не уступает японскому. Актуальность бумажного производства в наше время становится всё меньше. Производители от количества переносят приоритеты на качество.







Бумага впервые появилась в Китае. Древние китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел во II в. н. э. Цай Лунь. Однако в результате раскопок в пещерах Могао, на севере центральной части Китая, в гробнице II в. до н. э. было найдено множество обрывков листов бумаги, это свидетельстует о том, что бумагу изобрели раньше. Цай Лунь вырабатывал бумагу из древесного волокна и измельченных тряпок. Полученную массу размешивали с водой, выкладывали в сито и высушивали на солнце. Затем ее разглаживали камнями.

После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги в Китае стал совершенствоваться. Технология хранилась в строжайшей тайне, и много веков ее секреты были известны лишь китайским мастерам. Лишь в начале VI в. о способе изготовления бумаги узнали в Корее, а затем в Японии. Выведав производственные секреты, японцы создали собственную бумажную промышленность: в древней столице Японии Киото существовала большая бумагоделательная мастерская, которая обслуживала императорский двор.

Со временем о бумаге узнали и другие народы: арабы, например, ввозили из Китая большие количества бумаги, доставлявшиеся по Великому шелковому пути, как назывались сухопутные и морские торговые пути, соединявшие Китай со Средиземноморьем, Ближним Востоком и Малой Азией. Но секрет производства бумаги арабы узнали только после Таласской битвы 751 г., когда захватили Самарканд. Этот город, ныне относящийся к Узбекистану, в то время был одним из самых богатых и цветущих городов Персидской империи. Самарканд стал центром производства бумаги, откуда этот материал расходился по исламскому миру. Арабы изготавливали бумагу из пенькового и льняного тряпья. Через какое-то время ее стали делать и в Багдаде (Ирак), а затем и в других мусульманских городах; особенно много бумагоделательных мастерских было в Северной Африке. В Европе начали производить бумагу только в XII в.

Поначалу ее ввозили из стран мусульманского мира и она была невысокого качества. Арабы завезли секрет изготовления бумаги в Испанию, оттуда он попал в Италию. В местечке Фабриано в Центральной Италии в 1268 г. стали производить бумагу, качеством превосходившую привозную. Вскоре новый товар двинулся за пределы Апеннинского полуострова. Из Италии способ изготовления бумаги попал в другие европейские государства, в том числе и в Россию. Особенно быстро производство бумаги стало развиваться после изобретения книгопечатания в XV-XVI вв. Однако сам способ оставался трудоемким, и по-прежнему вплоть до середины XIX в. основным сырьем было тряпье.

До XIX в. бумага считалась предметом роскоши, потому что из-за дефицита сырья (на бумагу шли конопля и лен) ее производство было очень дорогостоящим. Только в середине XIX в. в Саксонии (это область в Германии) изобрели технологию получения бумаги из древесины. Метод совершенствовался, и вскоре бумагоделательные мастерские были вытеснены большими заводами и комбинатами, а сама бумага стала дешевой и общедоступной, при этом качество ее повысилось. А снижение цен на бумагу резко удешевило книги и помогло победить неграмотность.

> Мысли для дум

Самое длинное завещание составил один из отцов-основателей Соединенных Штатов Томас Джефферсон. Указания относительно имущества перемежались в документе с рассуждениями об истории Америки. По этому завещанию наследники Джефферсона получали свои доли наследства только при условии, что отпустили на волю всех своих рабов.

Самое обидное. Один средневековый фермер оставлял 100 ливров своей жене, но велел, если она выйдет замуж, добавить еще 100 ливров, мотивируя тем, что бедняге, который станет ее мужем, эти деньги понадобятся. Увы, в те времена были запрещены разводы.

Самое исторически полезное завещание оставил Вильям Шекспир. Он оказался довольно мелочным типом и сделал распоряжение относительно всего своего имущества, начиная от мебели и заканчивая обувью. Завещание это чуть ли не единственный неоспоримый документ, который доказывает существование Шекспира.

Самое короткое завещание написал банкир из Лондона. Оно содержало три слова: "Я полностью разорен".

Самое неприличное в истории завещание написал сапожник из Марселя. Из 123 слов, записанных в этом завещании, 94 невозможно произнести даже в относительно приличном обществе.

Самое сложное для понимания завещание было составлено лаборантом знаменитого физика Нильса Бора. В завещании было так много специальных терминов и сложных фразеологических оборотов, что для его расшифровки пришлось вызывать экспертов-лингвистов.

Самая крупная наличная сумма, когда-либо завещанная одним человеком. Генри Форд завещал распределить 500 миллионов долларов среди 4157 учебных и благотворительных заведений.

Самое известное завещание оставил Альфред Нобель. Оно было оспорено родственниками. Они получали только полмиллиона крон, а остальные 30 миллионов были отданы на учреждение знаменитой Нобелевской премии.

Самое секретное завещание оставил миллиардер Мишель Ротшильд. В нем, в частности, говорится: "...категорически и однозначно запрещаю любую опись моего наследства, любое судебное вмешательство и обнародование моего состояния..." Так что реальные размеры состояния до сих пор не известны.

Самое большое состояние, оставленное животному. С этим же завещанием связана и самая дурацкая история о наследстве. Миллионер и кинопродюсер Роджер Доркас все свои 65 миллионов долларов оставил любимому псу Максимилиану. Суд признал такое решение законным, поскольку при жизни миллионер выправил Максимилиану совершенно человеческие документы. Жене Доркас оставил 1 цент. Но она, по тем же собачьим документам, вышла замуж за пса и, после его смерти, спокойно вступила в права наследства, поскольку пёс, естественно, завещания не оставил.

Статьи по теме: