Кружевоплетение. Русское кружево, история развития, основные виды и технологии Презентация костяное кружево народный промысел

«Вузы культуры и искусства» - 2. Организационно-технологические задачи вузов: Решение основных проблем ЭБС через создание «консорциумов». Основные нормативные документы, связанные с ЭБС. Буцык С.В., к.п.н., доцент, проректор по учебной работе ЧГАКИ. «О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем». Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ.

«Художественный образ» - Представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы.

«Совокупность художественных культур» - Исторические топонимы. Мировая художественная культура как совокупность художественных культур. Художественное творчество. Форма общественного сознания. Процессы, связанные с искусством. Классификация, предложенная философом. Устойчивые формы существования. Энциклопедический словарь. Художественный стиль.

«Художественная культура» - Дубровский. Особенности развития художественной культуры. Усложнение культурной жизни. Особенности развития. Театр. Гоголь. Русско-византийский стиль. Русская литература. Адмиралтейство. Ампир. Архитектура. Художественная культура. Рейтнер. Музыка. Глинка. Издание «Писем русского путешественника». Критический реализм.

«МХК 11 класс» - Задание №19. Задание №7. Задание №11. Задание №15. Задание №9. Задание № 5. А) М. Добужинский Б) А. Бенуа В) К. Сомов Г) В. Серов. Задание №13. Контрольная работа №3 по МХК 11 класс. «Русская культура «серебряного века». Задание №21. Задание №18. Задание №14. Задание №10.

«Культура и природа» - Пьер-Огюст Ренуар. Айвазовский «Ледяные горы». На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. Константин Васильев. Живой мир в картинках Стихи о природе Скульптуры из природных материалов. Живой мир в картинках. Пушкин. Борис Пастернак. Вся комната янтарным блеском Озарена. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

Всего в теме 15 презентаций

История развития кружевоплетения в России ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕННА УЧИТЕЛЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ХАБАРОВОЙ Ж.А. г. Ставрополь 201з г. АЖУРНАЯ СКАЗКА

  • Сначала о кружеве
  • Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений. Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
История кружевоплетения Кружево
  • Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.
  • Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Во всяком случае, ассоциация, положенная в основу русского названия, не такая, как в других языках (французское la dentell связано с представлением о зубчиках, немецкое die Spitze имеет еще и такие значения, как «верхушка», «острие», «кончик»).
  • Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в.
Изделия которые хранятся в музеях Инструменты мастериц
  • Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки.
  • Основным инструментом для плетения служат коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную или резную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. В зависимости от того, насколько сложен выплетаемый узор, используется разное число коклюшек – иногда несколько сотен.
  • Коклюшки делают из разных пород дерева: из клена, яблони, жимолости, калины, можжевельника, ели. Когда кружевница быстро перебирает их во время работы, они издают мелодичный перезвон. Самыми звонкими, по мнению многих мастериц, являются вересковые коклюшки.
  • Кроме коклюшек кружевнице нужен еще валик – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Этот валик может называться по-разному: «болван», «бубен», «кутуз», «пуга». Его кладут на «разножку» (небольшие козлы). В некоторых местах такую подставку для валика называют «пяльцами». В валик втыкают булавки, назначение которых – удерживать и закреплять нить при перевиве. Мастерица плетет кружева, перекидывая через эти булавки нити, которые свисают вниз на коклюшках.
Вологодское кружево
  • Плетение кружев весьма распространено в Вологодской губернии. Главным центром этого промысла служит город Вологда, затем Вологодский и Грязовецкий уезды. В последние годы кружевничество начало практиковаться в крестьянских семьях уездов Тотемского, Устюгского, Вельского и даже Усть-Сысольского – между зырянами.
  • В Вологде кружевниц до 500; из них 137 единственно кружевами зарабатывают себе средства к жизни, 19 личностей, обеспеченных другими источниками, плетут кружева между делом, а у остальных кружевничество составляет подспорье в хозяйстве.
  • Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.
  • Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
Особенности кружева
  • Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой
Тропинин В.А. «Кружевница» Образ кружевницы
  • Талантливый художник Василий Андреевич Тропинин создал более семисот работ. В основном это портреты современников. Люди известные и неизвестные, богатые и бедные, господа и крестьяне становились героями полотен Тропинина. Одной из самых знаменитых его картин стала «Кружевница», написанная мастером в 1823 году.
  • На холсте изображена обаятельная девушка, плетущая кружева. Картина тиха и спокойна, в ней нет страстей и драматизма. Цвет полотна ясный, естественный, выдержан в золотисто – коричневых тонах.
  • Ласково и доверчиво смотрит на нас кружевница. Миловидное лицо девушки удивительно женственно. Его обрамляют темные волосы. Они гладко зачесаны, только у висков вьются непокорные прядки. Быстрый взгляд выразительных глаз обращен к зрителям. Кажется, что мастерица на мгновение оторвалась от работы, чтобы взглянуть на нас и подарить добрую, немного таинственную улыбку. От нежного лица девушки словно исходит мягкий, обволакивающий свет.
  • Очень выразительны руки кружевницы. Они изящны и грациозны. Тонкие пальцы хорошо знают свое дело и будто порхают над работой.
  • Художник часто одевал своих персонажей не в парадные мундиры и пышные светские наряды, а в традиционные русские костюмы. Этим подчеркивалась неофициальность, «домашний» дух картин. Вот и кружевница одета в простое платье, на плечах у нее скромная косынка. Она сидит, склонившись над работой, олицетворяя собой мир домашнего уюта и душевного тепла.
  • Картина полна глубокой, всеобъемлющей любви к человеку. «Кружевница» стала новым, очень ярким явлением в русском искусстве того времени.

Кружевоплетение Разновидности кружев Коклюшки Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево В Рязанской губернии издавна известно Михайловское кружево (изготавливавшееся в г. Михайлове), промысел которого получил большое развитие и известность в 1870-е гг. Михайловское кружево отличается от других видов русского кружева яркой расцветкой и плотными узорами (они носят местные названия: "бубенцы", "мысы", "городки" и др.). По традиции кружево применяется в отделке изделий в сочетании с вышивкой счетной гладью и крестом.


Кружевоплетение Кружевоплетение как один из видов рукоделия было известно на Руси издавна. Им, подобно вышиванию, занимались женщины всех сословий. Производство кружев пришло к нам из Франции в связи с распространением в России европейской моды. Но если платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотных, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось льняное, а с конца XIX века – хлопчатобумажное кружево. В деревнях Не учи безделью, а учи рукоделью Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево им украшали только праздничную одежду, но в основном кружева плели на продажу, т.к. на них имелся большой спрос у богатых людей и за границей. Этим промыслом занимались в монастырях, специальных артелях и в помещичьих усадьбах, как правило, в тех районах, где выращивался лен. Для плетения кружев использовали коклюшки – точеные или резные деревянные палочки, а материалом служил лен, цветной шелк, золотая и серебряная нити. Рисунок кружева, как правило, был близок орнаменту крестьянской вышивки, богатой растительными и геометрическими узорами. Постепенно некоторые деревни и даже целые районы стали специализироваться на производстве кружев. Кружевницы разных деревень пользовались своими особыми приемами плетения, и работу каждой часто можно было узнать по характерному орнаменту и особому качеству. Хорошо известно вологодское и елецкое кружево. Этим ремеслом занимались в Ростове, Балахне, Торжке, Рязани, Галиче, Клязине. Кружева, произведенные в этих местах, отличалось особо тонкой работой, изяществом и четкостью рисунка, живописным сочетанием различных материалов.


Разновидности кружев В кружевоплетении можно выделить несколько разновидностей: плетеное, шитое, вязаное. Плетеное кружево бывает численное и осколочное. Численное кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка, для него характерны простые геометрические узоры. Сколочное кружево ("парное" и "сцепное") делается по "сколку" – рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу. Парное кружево выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев – прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетают по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями-сцепами с помощью вязального крючка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности. Не учи безделью, а учи рукоделью Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево


Не учи безделью, а учи рукоделью Для плетения кружев употребляются весьма несложные приспособления и инструменты: подушка, пяльцы, коклюшки, колодка, булавка, вязальный крючок и сколки кружев. Основным сырьем для плетения кружев служат нитки. Подушка представляет собой круглый валик, туго набитый мякиной, опилками или сенной трухой. Пяльцы представляют собой деревянную подставку для подушки высотой в 75 см и шириной в 40 см. Коклюшки – это точеные круглые деревянные палочки с углублением для намотки ниток, как на катушках. Коклюшки также служат отвесом для ниток во время плетения. Поскольку кружева плетутся парами коклюшек, то и нитка наматывается на пару коклюшек (примерно около трех метров нитки на каждую); при намотке нитки на коклюшки нить идет снизу вверх. Таким образом, получается, что один конец трехметровой нитки намотан на одну коклюшку, а другой – на другую. Это позволяет при плетении кружева петлей надеть середину нитки на булавку, которая вкалывается в валик для формирования рисунка кружева. Кружевница, перебирая в руках коклюшки, переплетала нити вокруг булавок, воткнутых в определенном порядке, образующем узор. Готовое кружево легко снималось с булавок. Коклюшки Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево

Статьи по теме: