Конст из бумаги ср гр. Методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему: Картотека игр по конструированию (средняя группа)

» (из природного материала).

Цель

Учить рассматривать и анализировать природный материал

Учить видеть различные образы в корнях, ветках, сучках

Учить укреплять фигурки на подставке.

Материал

Пластилин.

Фигурка Старичка-лесовичка.

Макет леса.

Мотивация

Друзья для Старичка-лесовичка.

Предварительная работа

Экскурсия в лес

Методические приёмы

Приглашение детей в гости к Старичку-лесовичку.

Рассматривание макета леса (с готовыми поделками).

Рассматривание природного материала, предложенного Старичком-лесовичком.

Демонстрация детям приёма изменения пространственного расположения.

Рассказ детей о задуманном образе.

Внесение поделок в макет леса.

Тема «Дом с мебелью» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники оригами - отгибанием боковых сторон прямоугольника.

Закреплять навыки в сглаживании места сгиба гладилкой.

Обучать «опредмечиванию» готовых работ.

Учить планировать свою деятельность.

Материал

Прямоугольники писчей бумаги разных цветов и размеров.

Несколько видов заготовок деталей для предметов мебели.

Вариативные образцы предметов мебели.

Макет «Наш дом».

Мотивация

Создание совместного макета «Дом моей семьи».

Предварительная работа

Экскурсия по д/с.

Рассматривание убранства группы.

С/р игра «Наведём порядок в группе».

Методические приёмы

Рассматривание предметов мебели.

Д/и «Моя комната».

Показ складывания прямоугольника пополам и отгибания боковых сторон.

«Опредмечивание» заготовки и внесение дополнительных деталей.

Размещение работ на макете.

Выбор самых интересных работ.

ОКТЯБРЬ

Тема «Лесные жители» (из природного материала)

Цель

Закреплять умение рассматривать и анализировать природный материал.

Учить видеть в одном корне, сучке 2-3 образа.

Закреплять приём изменения пространственного расположения.

Познакомить с приёмами достраивания и убирания лишнего.

Материал

Пластилин.

Фигурка Старичка-лесовичка.

Мотивация

Подарок для Старичка-лесовичка.

Предварительная работа

Экскурсия в парк.

Сбор природного материала (веточки, сучки, корни).

Рассматривание готовых поделок.

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Ждём в гости Старичка-лесовичка».

Проблемная ситуация: «Что ему подарить?».

Рассматривание природного материала.

Озвучивание замысла детей.

Показ приёма убирания лишнего, достраивания.

Появление Старичка-лесовичка.

Рассказ ребёнка о поделке.

Тема «В гостях у зверей» (из бумаги).

Цель

Познакомить с техникой оригами - отгибанием нижних углов треугольника к соответствующим сторонам.

Продолжать обучать «опредмечиванию».

Учить анализировать, рассуждать.

Материал

Квадраты бумаги разных цветов и размеров.

Мордочки разных животных.

Планшет с изображёнными на нём туловищами соответствующих зверей.

Мотивация

Предварительная работа

Рисование зверей.

Чтение познавательных рассказов о животных.

Методические приёмы

Загадки о зверях.

Д/и «Собери картинку».

Показ способа складывания квадрата - отгибание нижних углов треугольника к соответствующим сторонам.

Выбор деталей для «опредмечивания».

Рассматривание вариативных образцов.

Размещение «мордочек» на планшете к соответствующему туловищу.

Выбор весёлого, грустного и др. зверя.

НОЯБРЬ

Тема «Поезд»

Цель

Закрепить пространственное представление (длинный, короткий).

Закрепить способ изменения постройки в длину (пристраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки.

Учить преобразовывать постройку в длину.

Материал

Образцы построек.

Строительный набор (кирпичики, кубики, призма, пластина).

Фигурки животных.

Мотивация

Поезд для путешествия животных.

Предварительная работа

Рассматривание железнодорожного транспорта.

Экскурсия на вокзал.

Д/и «Наземный - подземный».

Методические приёмы

Загадки о транспорте.

Сюрпризный момент: «Приход зверей в гости, желание отправиться в путешествие».

Рассматривание образца постройки (объект в целом, основные части, пространственное расположение частей, детали основных частей, пространственное расположение деталей, объект в целом).

Воспроизведение образца.

Перестраивание образца в такой же, но длиннее.

Обыгрывание: «Посадка зверей в вагончики».

Тема «Ворота» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий, низкий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту (надстраивание).

Учить самостоятельно выбирать способы постройки (такие же, но выше).

Материал

Образцы построек.

Строительный набор (кирпичики, кубики, призмы, пластины).

Набор грузовых и легковых автомобилей.

Макет гаража.

Мотивация

Ворота для грузовых, легковых автомобилей.

Предварительная работа

Рассматривание ворот д/с.

С/р игра «Мы - строители» Д/и «Конструктор».

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Доставка транспорта в детский сад».

Проблемная ситуация: «Ворота для грузового, легкового транспорта».

Рассматривание постройки.

Рассматривание образца.

Перестраивание образца (такие же, но выше).

Обыгрывание: «Путешествие через ворота».

ДЕКАБРЬ

Тема «Волшебный стаканчик» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники оригами - отгибанием нижних углов треугольника к противоположным сторонам.

Учить «опредмечивать» работы.

Учить вносить свои изменения и дополнения в работу.

Материал

Фломастеры.

Демонстрационный материал: «опредмеченные» фигурки.

Образцы, где за основу взят «стаканчик».

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Просмотр драматизации сказки в старшей группе.

Методические приёмы

Беседа по сказке.

Составление совместной сказки.

Показ способа техники оригами - отгибание нижних углов треугольника к противоположным сторонам.

Выбор деталей для «опредмечивания» персонажей сказки.

Показ драматизации сочинённой сказки.

Тема «Домики» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий, низкий, длинный, короткий).

Закрепить способ изменения постройки высоту и длину (пристраивание, надстраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но высокий; такой же, но длинный).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Образец постройки.

Набор игрушек гномиков.

Мотивация

Домики для гномиков.

Предварительная работа

Экскурсия по улицам города.

Д/и «Построй дом».

С/р игра «Новостройки».

Методические приёмы

Беседа по сказке о семи гномах.

Сюрпризный момент: «Появление гномиков».

Рассматривание образца постройки.

Перестраивание (такой же, но высокий; такой же, но длинный).

Обыгрывание: «Домики гномиков».

ЯНВАРЬ

Тема «Домики» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий - низкий, длинный - короткий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и длину (перестраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но выше и длиннее).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Два образца построек (дом высокий, дом длинный).

Набор игрушек семей зверей.

Мотивация

Домики для семей медведей, зайчат, лисят.

Предварительная работа

Экскурсия на стройку.

Беседа о строительных профессиях.

Рисование «Мой новый дом».

Методические приёмы

Беседа по сказкам о животных.

Сюрпризный момент: «Появление семейств зверей».

Рассматривание образцов построек домов.

Сравнение их между собой.

Воспроизведение образца постройки.

Определение замысла постройки.

Обыгрывание: «Заселение семей зверей».

Тема «Лесная сказка» (из природного материала).

Цель

Упражнять детей в использовании приёма достраивания.

Учить создавать поделки на заданной основе.

Познакомить с новым материалом (сухие древесные грибы, кора).

Материал

Куски древесной коры.

Древесные грибы.

Пластилин.

Макет лесного уголка.

Мотивация

Заселение лесного уголка в экологическом центре.

Предварительная работа

Рассматривание поделок, изготовленных из природного материала.

Сбор природного материала.

Д/и «На что похожа?».

Методические приёмы

Приглашение для Старичка-лесовичка в д/и «Определи на ощупь».

Рассматривание поделок на основе древесных грибов.

Показ и объяснение способа достраивания.

Выбор материала и обсуждение детского замысла.

Заселение лесного уголка.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Чудеса природы»  - работа по подгруппам (из природного материала).

Цель

Закрепить навыки работы с природным материалом.

Изменение пространственного положения, убирание лишнего.

Учить работать совместно, обсуждая возможные варианты композиции.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал

Сухая кора.

Древесные грибы.

Пластилин.

Мотивация

Создание сказки.

Предварительная работа

Рассматривание готовых поделок.

Сбор природного материала.

Драматизация сказок «Колобок», «Три медведя», «Теремок».

Методические приёмы

Беседа по сказкам с характеристикой героев.

Имитация движений сказочных героев.

Рассматривание и отбор природного материала.

Обсуждение замысла.

Объединение поделок в единый сюжет.

Рассказывание придуманной сказки.

Тема «Водное царство» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники киригами - складыванием квадрата по диагонали и вырезыванием по намеченным линиям.

Продолжать учить пользоваться гладилкой.

Учить «опредмечиванию».

Материал

Квадраты бумаги разных цветов и размеров на каждого ребёнка.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок (рыбки).

Демонстрационный материал: аквариум с рыбками.

Макет «Аквариум» (для заселения рыбками).

Варианты образцов «рыбок».

Мотивация

Создание макета аквариума с рыбками для природного уголка.

Предварительная работа

Экскурсия в старшую группу.

Рассматривание аквариума, наблюдение за рыбками.

Рисование рыбок.

Методические приёмы

Беседа о водных обитателях.

Д/и «Засели аквариум».

Показ способов складывания квадрата по диагонали и вырезывания по намеченным линиям.

Рассматривание образцов.

Размещение готовых поделок на макете «Аквариум».

МАРТ

Тема «Трамвай» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и ширину (пристраивание, подстраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но высокий; такой же, но широкий).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

Образец постройки трамвая.

Набор животных для обыгрывания.

Мотивация

Трамвайчики для путешествия зверей из сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Предварительная работа

Рассматривание городского транспорта.

Беседа о транспорте.

Лото «Транспорт».

Чтение сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Методические приёмы

Элементы инсценировки сказки К.И. Чуковского «Тараканище».

Рассматривание образца построек.

Воспроизведение.

Перестраивание (такой же, но высокий; такой же, но широкий).

Обыгрывание: «Путешествие зверей в трамваях».

Тема «Трамвай» (по условию, из строительного материала).

Цель

Закрепить названия деталей (куб, кирпич, пластина, призма).

Закрепить пространственное расположение (высокий - низкий, широкий - узкий).

Закрепить способ изменения постройки в высоту и ширину (перестраивание).

Учить детей самостоятельно выбирать способ выполнения постройки (такой же, но выше и шире).

Материал

Кирпичики.

Пластины.

2 образца постройки (трамвай высокий, трамвай широкий).

Фигурки детей.

Мотивация

Трамвайчики для путешествия детей в цирк.

Предварительная работа

Наблюдение за движением трамваев.

Беседа о профессии водителя трамвая.

С/р игра «Путешествие в трамвае».

Методические приёмы

Беседа о транспорте.

Д/и «Грузовой - пассажирский».

Рассматривание образцов построек.

Сравнивание их между собой (общее, разное).

Обсуждение замысла постройки.

Выполнение постройки путём экспериментирования.

Обыгрывание: «Путешествие в цирк».

АПРЕЛЬ

Тема «Мои лесные друзья» (из природного материала).

Цель

Закреплять умение анализировать природный материал.

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Чтение стихов о животных.

Инсценирование сказок.

Экскурсия в лес.

Сбор природного материала.

Методические приёмы

Д/и «Отгадай сказку».

Тема «Мои лесные друзья» (из природного материала).

Цель

Учить планировать и передавать в сюжете свой замысел.

Закреплять умение анализировать природный Материал .

Закреплять приёмы «опредмечивания» (изменение пространственного положения, достраивание, убирание лишнего).

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Мотивация

Персонажи для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Чтение стихов о животных.

Инсценирование сказок.

Экскурсия в лес.

Сбор природного материала.

Методические приёмы

Путешествие по театральному уголку.

Д/и «Отгадай сказку».

Составление новой совместной сказки.

Выбор образа персонажа и материала для его изготовления.

Инсценирование сказки с изготовленными персонажами.

Тема «В стране насекомых» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники бумажная скульптура - накручиванием прямоугольника на карандаш, получением цилиндра.

Учить передавать характер персонажа готовой поделки.

Учить «опредмечиванию» результатов работы.

Материал

На каждого ребёнка прямоугольники писчей бумаги разных цветов и размеров.

Фломастеры.

Карандаши.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок (крылья насекомых).

Демонстрационный материал: фигурки насекомых, выполненных на основе цилиндра.

Макет «Цветочная поляна».

Мотивация

Подарки для родителей к весеннему празднику.

Предварительная работа

Рассматривание открыток «Насекомые».

Методические приёмы

Беседа о насекомых.

Д/и «Найди крылышки».

Показ способа.

Изготовление тонкого цилиндра карандашной техникой.

Рассматривание образцов.

Размещение работ на макете «Цветочная поляна».

Выбор самой весёлой поделки.

МАЙ

Тема «Пробуждение весны» (по замыслу, из природного материала).

Цель

Учить планировать и передавать в сюжете свой замысел.

Закреплять приёмы «опредмечивания».

Упражнять в самостоятельном отборе материала (крупный - основа материала, мелкий - детали).

Материал

Древесная кора.

Древесные грибы.

Корни, ветки, сучки.

Мелкий природный материал (крылатки, шляпки желудей, мелкие косточки плодов).

Пластилин, клей.

Вариативные образцы.

Кассета с записью пения птиц.

Мотивация

Встреча весны в природном уголке.

Предварительная работа

Чтение стихов о весне.

Д/и «Самый внимательный».

Д/и «Назови, на что похоже».

Методические приёмы

Беседа о весне.

Д/и «Когда это бывает?».

Проблемная ситуация: «Как увидеть и услышать весну в нашем уголке природы?».

Обсуждение замысла детей и отбор материала для изготовления поделок.

Внесение весенних поделок в уголок природы с музыкальным сопровождением.

Тема «Цирковое представление» (из бумаги).

Цель

Познакомить со способом техники бумажная скульптура - накручиванием прямоугольника на карандаш, получением цилиндра.

Показать на образце богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и криволинейных цилиндрических элементов.

Учить проявлять фантазию, творчество в оформлении поделок.

Материал

На каждого ребёнка квадраты писчей бумаги разных цветов и размеров.

Фломастеры.

Карандаши.

Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок.

Демонстрационный материал: фигурки цирковых животных, выполненных на основе цилиндра.

Макет «Арена цирка».

Мотивация

Поделки для детей младшей группы.

Предварительная работа

Поход детей на цирковое представление.

Беседа о цирковых артистах.

Рисование «Цирк приехал».

Методические приёмы

Беседа об увиденном представлении.

Д/и «Кто участвует в цирковом представлении?».

Показ способа закручивания прямоугольника в цилиндр.

Рассматривание вариативных образцов.

Выбор деталей для «опредмечивания» поделок.

Размещение работ на макете «Арена цирка».

Разыгрывание цирковых сценок.

ИЮНЬ

Тема «Дома на нашей улице» (плоскостное конструирование на увлажнённой поверхности песка).

Цель

Закрепить знания детей о композиционном построении.

Закрепить знания о свойствах и качествах материалов.

Материал

Фруктовые косточки.

Игрушка Самоделкин.

Мотивация

Создание улицы, на которой мы живём.

Предварительная работа

Экскурсия по улице города.

Беседа о зданиях.

Д/и «Архитектор».

Методические приёмы

Рассматривание разнообразных материалов.

Приглашение Самоделкина помочь построить дома на улице.

Обсуждение замысла детей.

Выбор материала и места строительства.

Обыгрывание: «Самоделкин у нас в гостях».

ИЮЛЬ

Тема «Речные мосты» (конструирование на влажном песке).

Цель

Закрепить понятия «длинный - коротий», «широкий - узкий», «высокий - низкий».

Закрепить умение использовать в работе разнообразный материал.

Материал

Влажный песок.

Пенопласт.

Древесная кора.

Мотивация

Для сюжетно-ролевой игры.

«Водное путешествие».

Предварительная работа

Экскурсия к реке.

Д/и «Водный - воздушный».

Беседа о водном транспорте.

Методические приёмы

Создание игровой ситуации: «Отправляемся в водное путешествие».

Проблемная ситуация: «Что для этого нужно?».

Выбор необходимого материала для строительства мостов, водного транспорта.

Обсуждение объёма работы.

С/р игра «Водное путешествие».

АВГУСТ

Тема «Зоопарк» ().

Цель

Учить использовать в конструировании большие формы (картонные ящики).

Закрепить умение соотносить размеры.

Развивать планирующую функцию.

Материал

Картонные ящики.

Пенопласт.

Бумажная упаковка.

Природный материал.

Мотивация

Создание атрибутов для игры в зоопарк.

Предварительная работа

Экскурсия в зоопарк.

Беседа об экзотических животных.

Д/и «Угадай зверя».

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Звери заблудились».

Проблемная ситуация: «Как им помочь?».

Рассматривание и выбор Материал а для изготовления вольеров, животных.

Расселение животных по вольерам.

Обыгрывание: «Зоопарк».

Календарное планирование по конструированию для детей средней группы разработала Т. Кругленя

Рис. 34

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные грузовые машины. Рассмотрите их с детьми, определите функциональное назначение грузовых машин, выделите общее и различия в их строении; подведите детей к пониманию того, что внешний вид машины зависит от ее назначения; к обобщению ("Что есть у всех грузовых автомобилей").

Проведите объяснение приемов конструирования в игровой форме от лица игрушки: дети учат Зайца (Мишку) строить машину, а тот ошибается, например, вместо цилиндров для колес берет бруски. Пусть ребята объяснят Зайке (Мишке), почему лучше взять для колес цилиндры.

После постройки сооружения дайте детям задание: перестроить свои машины так, чтобы можно было перевезти на них грузы (раздайте им игрушки, коробки, пластмассовые бутылки, шпульки и пр.). В процессе конструирования спрашивайте у детей, какая пластина потребуется для строительства рамы машины (длинные, короткие, узкие, широкие, толстые, тонкие пластины).

Организуйте строительство различных машин из конструктора. Пусть дети экспериментируют с деталями, придумывают свои машины. Содействуйте коллективным детским играм ("Автопарк", "Машины везут грузы" и др.).

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные транспортные средства. Рассмотрите их с детьми; уточните назначение, строение видов транспорта. Учите ребят конструировать грузовой и пассажирский транспорт из различного строительного материала и деталей конструкторов с несложными креплениями (например, прикручивать к раме колеса; прикреплять кабину, кузов, прицеп и некоторые мелкие детали; усаживать шофера, пассажиров; размещать грузы и т. д.).

Упражняйте детей в планировании общей деятельности, используя метод плоскостного моделирования (предлагайте фигуры, вырезанные из любого материала, – фундаменты домов, формы разного вида транспорта, фонтанов, газонов, пешеходных дорожек). Дети раскладывают фигуры на поверхности, затем строят на них сооружения, оформляя постройки игрушками и прочим дополнительным материалом (городок, улица, детский сад и т. д.).

Побуждайте детей использовать сконструированные машины в играх. Организуйте конструирование на данную тему из конструктора. Через игровые ситуации побуждайте детей к созданию вариантов знакомых построек; упражняйте в их преобразовании по разным параметрам; создавайте условия для поиска, экспериментирования.

Предложите детям закончить задания, которые они не успели завершить на занятии (вырезать и наклеить необходимые зверюшкам предметы).

Раздайте ребятам листы бумаги с выкройками конвертов и предложите им сложить и склеить конверты; вырезать все оставшиеся на картинках (рис. 28 – 34) геометрические фигуры и убрать их в конверты.

Игра "Выкладывание изображений из геометрических фигур". Дети выкладывают из геометрических фигур узоры, предметы, сюжетные картинки (по замыслу).

Ключевые слова

Цилиндр, строительные детали.

Тема 6. Мосты

Цель. Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.

Материал. Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры.

Ход работы

Рассмотрите с детьми трафаретные линейки (цвет, форма; форма "окошек"). Пусть дети проведут пальцами внутри "окошек" (треугольное, прямоугольное, круглое, квадратное, овальное).

Работа с иллюстрацией. Рассмотрите с детьми картинку (рис. 35) и определите, какие фигуры изображены слева, какие справа. Предложите раскрасить геометрические фигуры в разные цвета: "Сравните квадрат и прямоугольник. Что у них одинаковое? Чем они отличаются? Обведите по линейке квадраты и прямоугольники любого размера. Сравните круг и овал. Сравните треугольник и квадрат". (Аналогичная работа.)

Рис. 35

Работа с иллюстрацией. Раздайте детям одинаковые треугольники и предложите выложить по схемам изображения (рис. 36). Побуждайте их придумывать и выкладывать свои изображения.

Рис. 36

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные мосты. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение мостов. Загадайте ребятам загадку:

Через реки и пруды

Нас ведут дорожки,

Смело мы по ним идем,

Не замочим ножки.

(Мост)

Объедините четыре стола и разложите на них "реку" (полосу голубой бумаги разной ширины, замкнутую кольцом). В центре кольца "реки" вместе с детьми устройте парк (деревья, скамейки, качели и пр.).

Предложите ребятам взять их любимые игрушки и "погулять" с ними в парке. Спросите: "Как можно попасть в этот парк?". Пусть дети найдут решение. (Переправиться на лодках, плотах, построить мосты.)

Похвалите детей за их предложения, остановитесь на последнем. Соорудите при детях несколько вариантов мостов (рис. 37).

Рис. 37

Конструируя, проговаривайге свои действия ("Вот устои, вот перекрытие, вот один спуск, а вот второй"). Затем предложите ребятам построить мосты (такие же или другие).

По окончании строительства дети обыгрывают постройки.

Разложите на сдвинутых лентой столах "реку" (полосу голубой бумаги разной ширины) и организуйте конструирование мостов из конструкторов. В ходе работы не подсказывайте детям способы соединения деталей, построения длинных, широких, высоких мостов; предлагайте варианты их оформления. Побуждайте ребят придумывать и конструировать свои мосты.

Игровые задания. Конструирование из настольного и напольного строительного материала разных мостов для пешеходов, машин; конструирование по замыслу из строительных наборов и конструкторов. Упражняйте детей в преобразовании построек по разным параметрам, организуйте различные игры.

Игра "Коврик". Предложите детям нарисовать разные геометрические фигуры, обводя их по линейке так, чтобы они накладывались друг на друга определенными частями. Места пересечений дети раскрасят фломастерами – получится необычный геометрический узор (коврик, открытка).

Игра "Превращения фигур". Предложите детям обвести геометрические фигуры и превратить их в любые образы, подрисовывая детали фломастерами. Поощряйте объединение геометрических фигур (например: обвести квадрат, над ним обвести треугольник – получится домик).

Советы воспитателю

Развивайте наблюдательность детей, тренируйте память, побуждайте к активности; стимулируйте творчество, стремление реализовывать свои замыслы, применяя приобретенный конструкторский опыт.

Ключевые слова

Слева, справа, сверху, снизу; квадратное, круглое, прямоугольное, треугольное, овальное отверстие.

Тема 7. Корабли

Цель. Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу.

Материал. Коробки со строительным материалом, ножницы.

Ход работы

Возьмите красный, желтый, зеленый и синий листы бумаги. Сложите их в стопку, а затем пополам. Попросите детей найти в коробке со строительным материалом кубик. Положите кубик на угол стопки бумаги, обведите фломастером, затем снимите и спросите: "Какой бочок у кубика?" (Квадратный.)

Обведите все грани кубика. Пусть дети сами сделают вывод: у кубика все грани (стороны) квадратные. Вырежьте по контуру квадратик и покажите фокус: "посолите" квадратиками, и у вас из-под пальцев посыпятся разноцветные квадратики. Спросите у детей: "Сколько квадратиков? Какие они?".

Таким же образом обведите грани кирпичика. Подведите ребят к выводу: у кирпичика все грани прямоугольные, но не одинаковые. Разложите фигурки парами (по две одинаковые). Обведите грани призмы и вырежьте ее. Поиграйте с фигурами, предложите детям накладывать их на грани строительных деталей (они поймут, что у многих деталей грани совпадают, например, квадратные и прямоугольные грани есть у бруска, арки, маленьких призм и др.).

Юлия Горбикова

Конструирование из бумаги

«Шапка маляра»

Конспект занятия по конструированию из бумаги в средней группе

Конспект занятия

Тема: Конструирование из бумаги «Шапка маляра».

Цель:

1. Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны;

2. Тренировать способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, следуя устным инструкциям

3. Развивать мелкие мышцы кистей рук;

4. Освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, угол,

горизонтальная и вертикальная линяя;

5. Развивать внимание, память и пространственное воображение;

Планируемые образовательные результаты:

Способен конструировать по собственному замыслу шапку из бумаги,

владеет в соответствии с возрастом основными движениями.

Материал и оборудование: Газета или листы белой бумаги

Предварительная работа: рассмотреть плакат с изображением маляра.

Рассказать о профессии маляра. Обратить внимание на различную одежду.

Акцентировать внимание на головном уборе.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята и гости. Мы рады приветствовать всех вас на нашем открытом занятии. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на предыдущих занятиях (О профессиях).

А что такое профессия? (Вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений)

Какие профессии вы знаете? Кем работают Ваши родители? (ответы детей)

Я предлагаю поиграть в игру «Профессии». В нашем волшебном мешочке есть картинки. Выберите по одной себе картинку. Что вы знаете об этой профессии?

Затем я показываю другие картинки, и вы должны сказать, для какой профессии они подходят.

(проводится игра, а родители помогают ребятам в подборе картинок.)

Воспитатель : Молодцы ребята. Сейчас мы будем отгадывать загадки, за правильный ответ вы получите смайлик. Чем больше смайликов, тем лучше.

(Презентация «Загадки про профессии»)

Воспитатель : Про какую профессию была последняя загадка? (Про маляра)

Кто это такой? Чем занимается? Какая должна быть одежда? (особенно головной убор.)

Мы будем делать с вами шапку маляра из газеты. (Этапы конструирования показаны в презентации).

Но сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику. (Слайд)

Воспитатель: Приступаем к конструированию, а родители вам помогаю.

Молодцы! У вас получилось. Вы настоящие мастера!

Итог занятия: - восстановить в памяти детей то, что они делали.

Создать ситуацию успеха.

Развивать уверенность в своих силах и способностях.

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы сегодня делали? Были ли у вас трудности?

Смогли ли вы их преодолеть?

Публикации по теме:

Конспект НОД по конструированию из бумаги в средней группе Тема «Птицы на ветке» Задачи: Расширить представление детей о зимующих птицах.

Конспект занятия по аппликации и конструированию из бумаги в старшей группе. Талантливые пальчики. Тема «Кораблик»Задачи:Учить деток формировать.

П/с Дать детям знания о родах войск, о Защитниках Отечества. -Учить создавать поделки из бумаги на основе конуса. Правильно и аккуратно.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе «Покормим птиц зимой» Конспект занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе «Покормим птиц зимой» Цели: Закреплять умение детей складывать квадрат.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе «Покормите птиц зимой» Подготовила: Каляскина Мария Владимировна.

Конструирование из бумаги - полезный, увлекательный и познавательный вид детской деятельности. Это наиболее популярная разновидность конструирования, которая открывает безграничный простор фантазии малышей. На занятиях в средней группе ДОУ воспитанники в ходе работы с ножницами, клеем и разного рода материалами создают оригинальные, яркие поделки. Подобная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира, развитием мелкой моторики, речи и логики, воспитывает в детях терпение, усидчивость, стремление добиваться поставленной цели, организованность и аккуратность, а также чувство взаимопомощи и умение видеть прекрасное вокруг себя.

Особенности занятий по конструированию из бумаги в средней группе

Бумага - самый простой материал для детского творчества. Работать с ней способны даже дети ясельного возраста, а воспитанники средней группы способны уже творить свои первые шедевры. Дети четырёхлетнего возраста с удовольствием берутся за конструирование, поскольку результат, то есть готовую поделку, они видят сразу по окончании работы и гордятся им, а также возможностью порадовать трудом своих маленьких рук близких и друзей. Да и родители обожают и долго хранят поделки малышей, будь то зайчик из картона или гриб-мухомор из одноразовой тарелки.

Ребёнок будет счастлив порадовать родных собственноручно изготовленной поделкой

Задача воспитателя в дошкольном учреждении - вооружить малышей знаниями, умениями и навыками в работе с бумагой и схожими материалами, дать толчок детской фантазии, стимулировать желание ребёнка заниматься конструированием из бумаги и дома, с родителями и друзьями.

Виды конструирования из бумаги

Конструирование из бумаги в детском саду представлено в следующих разновидностях: плоскостные поделки, когда бумажная заготовка приклеивается к основе, а её отдельные части могут выступать над поверхностью, и объёмные изделия, к которым относятся работы в технике оригами и конструирование из полосок.

Оригами - это складывание из бумаги фигурок без клея и ножниц. Бумага в данном случае - единственный рабочий инструмент. Эта техника развивает мелкую моторику, конструктивное мышление, фантазию. При создании поделки каждое действие имеет свой порядковый номер и строго следует одно за другим. Воспитателю после демонстрации следует предложить дошкольникам распечатку схемы выполнения поделки.

Этот добрый Дедушка Мороз - пример плоскостной аппликации

Конструирование из бумаги входит в обязательную программу обучения в дошкольных заведениях, занятия проводятся один раз в месяц, чередуя плоскостное и объёмное конструирование для наиболее полного и всестороннего развития детей и формирования у них устойчивых навыков.

Таблица: картотека тем НОД в средней группе детского сада

Месяц Тема занятия Образовательные задачи
Сентябрь «Вагоны» (по образцу) Освоить способ - складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон и углов, развивать глазомер.
Октябрь «Зайчик» (по образцу) Учить замыкать полоску бумаги в кольцо, склеивать края, создавать изделие из двух колец разного размера.
Ноябрь «Фонарики» (по показу) Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, чётко соединяя половинки кругов (объёмная).
Декабрь «Ёлочка» (по образцу) Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков (ёлочные игрушки, составлении изображения из частей на плоскости.
Январь «Будка для собаки» Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем.
Февраль «Открытка для папы» Закреплять умения складывать прямоугольный лист пополам.
Март «Цветок» (по образцу) Учить самостоятельно выполнять готовую работу по образцу, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца (оригами).
Апрель «Корзиночка» (по образцу) Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их (объёмная).
Май «Вертушка» Учим делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре.

Как мы можем видеть, основные задачи традиционного конструирования из бумаги в этом возрасте: научить ребёнка складывать квадратный и прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая края, разглаживать линию сгиба и делать надрезы в указанных заранее местах. Одновременно с выработкой новых навыков, которыми дети не владели в младшей группе ДОУ, продолжается закрепление уже известных: аккуратное владение ножницами и клеем, использование свойств бумаги (её податливость к скручиванию, сминанию, разрыванию), умение работать коллективно и в парах.

Приведённый выше план содержит примерные темы занятий, педагог вправе изменять их, ориентируясь на темы другой образовательной деятельности (по развитию речи, ознакомлению с природой, окружающим миром и т. д.

Вагоны из сложенных пополам квадратов бумаги можно объединить в весёлый поезд

Аналогично вагонам изготавливаются автобус, домик, будка, кузов грузовой машины (готовая кабина приклеивается после). Конструирование зайчика из полос можно заменить изготовлением собачки, цыплёнка и так далее. Вместо цветка в технике оригами дети могут сделать ёлочку, а вместо ёлки с игрушками (бумажными шариками) - яблоньку с яблоками, естественно, сместив занятие по времени проведения.

Работы в технике оригами на занятии должны быть просты настолько, чтобы их смогли выполнить за отведённое время все дети. Более сложные конструкции следует вынести на занятия кружка с детьми. которым этот вид конструирования особенно полюбился и легко удаётся. Главное на занятии - создать ситуацию успеха для всех при разумной доле помощи со стороны педагога.

Ещё одна разновидность объёмных бумажных поделок - конструирование из полосок. Здесь также для работы детям понадобятся ножницы и клей. Таким способом можно смастерить самых различных животных, а также другие объекты (снеговик, фонарик, домик, колодец и пр.) Для формирования частей тела зверька воспитатель заранее подготавливает полоски разной длины и ширины.

Из бумажных полосок можно создать множго чудесных поделок

Оптимальный размер поделок и заготовок для них

Бумажные поделки не должны быть слишком большого размера. Например, если дети занимаются конструированием на плоскости, то педагог предлагает им в качестве основы листы бумаги формата А5. Размер готового изделия в таком случае будет около 8–10 на 10–15 сантиметров в зависимости от способа складывания поделки.

Если речь идёт о работах в технике оригами, например, самолётике или кораблике, то используются листы бумаги формата А4.

Работы из полосок должны быть не очень крупными - не больше ладони взрослого человека. Длина полосок - от 15 до 25 см, ширина в пределах 1–2 см. Крупные поделки для детского дизайна группы (цветы, снежинки) изготавливаются из полос в зависимости от ожидаемого размера готового изделия. В этом случае следует использовать гибкий картон, а для лучшего склеивания места, на которые будет наноситься клей, заранее слегка взъерошить ножницами.

Если поделки предназначены для коллективного объёмного панно или коллажа с целью украсить групповую комнату, их размер может быть несколько больше.

Панно с элементами оригами «Наш любимый детский сад» украсит групповую комнату или вестибюль дошкольного учреждения

Материалы для конструирования

В традиционном конструировании используют обычную цветную или двухстороннюю бумагу, подбирая расцветки соответственно теме. Сейчас в продаже появились наборы бумаги необычных расцветок под дерево, камень, ситец, с принтом и так далее). Изделия из неё выходят особенно красивыми и привлекательными.

Бумага с принтом оживит и разнообразит поделки

В технике оригами используется, как правило, однотонная бумага ярких цветов. Цвет материала зависит от того, какой объект предстоит изображать: так, лису и белку складывают из оранжевой бумаги, снежинку или зайца - из голубой, лягушку - из зелёной.

Что касается качества сырья, то лучше использовать глянцевую или матовую промасленную бумагу - после сгибания на ней не будут образовываться трещины. Материал должен быть чистым, не мятым, иногда уместно использовать и газетную, журнальную бумагу, однако она не должна разрываться при сгибании. Если ребятам предстоит мастерить для игр или инсценировок, то понадобится уже более плотная бумага: обёрточная или обои.

Игрушки для игр с водой (лодочка, пароходик, катер) хорошо складывать из пергамента, вощёной бумаги или фольги, чтобы поделки не деформировались при игре.

Планируя конструирование из полосок, педагог должен иметь в виду: для подобных поделок нельзя использовать тонкую бумагу, которая легко мнётся. Слишком плотный картон тоже неуместен, поскольку полоски будут плохо склеиваться. Оптимальный вариант - бумага, которая держит форму и при этом без проблем склеивается. Например, плотная цветная бумага для ксерокса.

Весёлое солнышко из бумажных полосок встретит малышей поутру в раздевалке группы

Чтобы поделки из полосок были более качественными, воспитатель может оказывать детям помощь - дополнительно фиксировать места склейки степлером, но так, чтобы это не было очень заметно.

Конструирование из бумаги сродни работе с так называемым бросовым материалом бумажного происхождения. Это втулки, которые остаются от туалетной бумаги, одноразовые тарелки и стаканчики из спрессованной бумаги, остатки упаковочной тары (гофрокартона), пакеты из-под напитков.

Фантазия увлечённого педагога может превратить втулки в забавных кроликов - останется только оклеить их цветной бумагой и прикрепить носик, уши, глаза и лапки. Такая поделка, кстати, будет приносить пользу - туда можно складывать карандаши или фломастеры.

Поделку, основа которой - втулка от туалетной бумаги, можно использовать в качестве подставки под карандаши

Для конструирования в средней группе можно использовать и пустые спичечные коробки - особенно они пригодятся для создания кукольной мебели. Или же для подарка любимой бабушке,которая будет хранить в нём мелочи для рукоделия.

Комод из спичечных коробок станет отличным местом для хранения пуговиц и прочих полезных мелочей

Приспособить для работы можно и бумажные коробки из-под молока или сока - например, смастерить робота, дополнив его соответствующими деталями. Дополнив композицию автомобилями и автобусами из сложенных пополам квадратов, дети создадут целый город.

Пустая коробка из-под сока легко может превратиться в многоэтажный дом

Что касается деталей для украшения и отделки бумажных поделок, то в средней группе их заранее заготавливает воспитатель. Но дошкольники этого возраста вполне могут разрезать бумагу на полоски согласно пунктирным линиям, которые намечает педагог.

Использование дополнительных техник при создании композиций

Чтобы бумажная композиция была более яркой и реалистичной, на занятии конструированием приветствуется сочетание различных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Это особенно актуально при создании таких поделок, как цветок, бабочка, сказочная птица, рыбка, так как даёт возможность передать все многообразие их окраски, используя богатую цветовую палитру.

Поделка на плоскости «Цветик-семицветик» собрала в себе самые яркие краски

Если ребята создают животное из бумажных полосок, то ему можно нарисовать глазки, носик и рот. Передавая эмоции персонажа, дети развивают собственную эмоциональную сферу и эмпатию. Интересное решение - сделать эти же детали из пластилина или аппликацией.

Индивидуальный подход на занятиях конструированием

В средней группе на уже можно давать дошкольникам индивидуальные задания. Ребятам, которые быстро сложили из бумаги самолётик или кораблик, можно предложить украсить его цветными карандашами или фломастерами. Если речь идёт о конструировании зверька (например, зайчика), то быстро справившийся ребёнок может дополнительно украсить его ушки бантиками или дополнительно изготовить подставку. Дополнительные задания для быстро успевающих детей даются только в ходе занятия, а не в его начале, чтобы не подчёркивать разницу в навыках дошкольников.

Изготовив автомобиль, ребята могут украсить его аппликацией и нарисовать пассажиров

Занятия оригами требуют тщательного контроля и своевременной помощи воспитателя, поскольку от чёткого совмещения углов и ровной линии сгиба зависит не только внешний вид, но и форма изделия. Оригами, сделанное неправильно и второпях, может просто «не сложиться». Малыш не увидит готовый результат и рискует утратить интерес к этому чудесному искусству.

Аккуратному складыванию оригами следует уделить особое внимание

Поэтому индивидуальный подход на занятиях оригами необходим. Эта работа кропотлива и требует от педагога много внимания и терпения. Но если у малыша будет получаться этот вид конструирования, своё увлечение оригами он перенесёт и в самостоятельную деятельность в детском саду и дома.

Длительность и структура занятия

Занятие по конструированию в средней группе около двадцати минут и включает в себя такие этапы:

  1. Организационный момент - 1–2 минуты.
  2. Вступительная беседа (мотивирующее начало) - 3–5 минут.
  3. Показ воспитателем приёмов работы - 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа детей - 6–8 минут.
  5. Коллективное рассматривание и анализ работ - 2 минуты.
  6. Итоговая беседа - 1 минута.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и занятия по изобразительному творчеству, работа по конструированию в детском саду обязательно должна начинаться с мотивирующего момента. У ребёнка непременно должен быть стимул к продуктивной деятельности, он должен знать для себя, зачем он делает ту или иную поделку. Воспитатель должен так организовать каждое занятие, чтобы оно стало для малыша своего рода путешествием в волшебный мир. Разыгрывается мини-спектакль, в котором дети принимают участие, беседуя с педагогом и каким-либо персонажем.

Например, при конструировании лягушки к детям приходит грустный лягушонок Квакша, который считает себя никому не нужным на земле. Задача воспитателя - рассказать детям о пользе земноводных, которые уничтожают комаров и мух. А ребята обязательно захотят утешить лягушонка, смастерив своими руками ему друзей.

После прочтения дошкольникам произведения Н. Носова про маленьких жителей Цветочного города можно провести конструирование на тему «Дом». Занятие можно начать с появления кукольного Незнайки. Он расскажет детям, что у коротышек в Цветочном городе нет отдельных домиков, и несколько человек живут в одной комнатке. Это неудобно, ведь Гусля занимается музыкой, Цветик всё время пишет стихи, Знайка читает свои умные книжки, а Авоська постоянно хочет спать. Воспитатель спрашивает детей, как можно помочь коротышкам, и подводит их к мысли о том, что нужно смастерить для них домики.

Кстати, на последующем занятии можно сделать для коротышек бумажную мебель.

Кукольная мебель в технике оригами пригодится для сюжетной игры

Большинству детей нравится помогать братьям нашим меньшим, заботиться о них. Поэтому отличной мотивацией к деятельности станет предложение воспитателя сделать кормушку для птиц из той же картонной коробки из-под сока или молока. Начало такого занятия можно обыграть - в гости к малышам приходит птица (например, аист) с письмом в клюве, где написано, что с наступлением холодов птицам стало трудно находить себе корм. Хорошо провести сопутствующую беседу на тему: зимующие и перелётные птицы, куда улетают птицы на зиму, что предложить пернатым в качестве корма.

Если дошкольникам предстоит конструирование снежинок, то накануне педагогу целесообразно провести целевую прогулку с целью понаблюдать за их формами и многообразием, предложить детям рассмотреть морозные узоры на окнах.

К теме обязательно должны быть приурочены соответствующие физкультминутки, пальчиковая гимнастика, стихотворения. Конструирование в средней группе вполне может привлекать и музыкальные навыки детей - они могут спеть песенку, выученную на музыкальном занятии.

Ещё один беспроигрышный вариант мотивации для детей - создать своими руками подарок родным. Это может быть бумажный цветок для мамы или сумочка из картонных тарелочек, самолёт или кораблик для папы.

Конспекты занятий по конструированию в средней группе

Предлагаем вашему вниманию конспекты занятий по конструированию из бумаги в средней группе ДОУ.

Таблица: конспекты НОД по конструированию

Автор и тема занятия Задачи и ход занятия
Ступникова В.В.
«Изготовление снежинки из бумажных полосок»
Образовательные задачи: учить конструировать снежинку из бумаги, отрабатывать умение работать с бумажными полосками.
Развивающие задачи: развивать творческое мышление, совершенствовать умение работы с ножницами.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к природным явлениям, культуру поведения во время занятия.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: Кукла в наряде «Зимы», картинки зимнего пейзажа, детских забав зимой (катание на лыжах, коньках, санках, игры в снежки), 2–3 готовые снежинки.
Раздаточный материал: бумажные полоски голубого цвета, клей, ножницы.
Ход занятия.
Мотивационный этап.
Загадка про зиму.Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет- когда это бывает?
Воспитатель просит детей посмотреть в окно и назвать признаки зимы. На каждый ответ дошкольников (на земле лежит снег, деревья голые, на людях надета тёплая одежда и пр.) педагог демонстрирует соответствующую картинку.
Беседа о зимних забавах с показом иллюстраций.
Сюрпризный момент: появление куклы Зимушки, которая услышала, что про неё идёт речь и пришла в гости. Зимушка принесла с собой загадки про различный зимние атрибуты и явления (санки, лыжи, узор на стекле, снег, мороз). Ребята отгадывают их.
Воспитатель просит детей вспомнить, как на прогулке они рассматривали снежинки. Ребята вспоминают, что они состоят из лучиков, у всех разный узор, не существует двух одинаковых снежинок.
Пальчиковая гимнастика «Снежинка»
  • Снежинка, снежинка
    По небу летела.
    Ко мне на ладошку
    Нечаянно села
    (раскрыть ладошки и представить,
    что на ладошку опустилась снежинка).
  • Я сжал кулачок
    (крепко сжать кулачки),
  • А снежинка пропала
    (разжать кулачки).
  • Наверно, к подружкам
    Своим убежала
    (дети плавно раскачивают руками,
    изображая полёт снежинок).

Педагог интересуется у детей, хотят ли они научиться сами мастерить снежинки. Конечно же, они соглашаются.
Воспитатель демонстрирует приёмы создания снежинки. Понадобится 4 бумажные полоски, в середине каждой имеется штрих для того, чтобы поделка получилась красивая и ровная. Одну полоску нужно намазать клеем на месте штриха, сверху накрест приклеивается другая полоска. То же самое проделывается с другой парой полосок. Два «плюсика» совмещаются по диагонали - получилась снежинка.
На доску воспитатель вывешивает поэтапную схему изображения.
Кукла Зимушка произносит волшебные слова, и дети начинают творить волшебство - превращать бумажные полоски в снежинки. По ходу работы воспитатель подходит к дошкольникам, направляет их. Когда все справились, педагог просит поднять снежинки и показать их Зимушке.
Зимушка отмечает самые аккуратные поделки, но также хвалит и ребят, у которых получилось не очень красиво.
Проводится хороводная игра «Мы снежинки, мы пушинки…»

  • Мы снежинки, мы пушинки,
    Покружиться мы не прочь
    (дети плавно машут руками,
    изображая снежинки).
  • Мы снежинки-балеринки,
    Мы танцуем день и ночь
    (кружатся вокруг себя,
    выполняют танцевальные движения
    сначала руками, затем ногами).
  • Встанем вместе мы в кружок -
    Получается снежок
    (берутся за руки,
    изображают руками, как падает снег).
  • Мы деревья побелили,
    Крыши пухом замели.
    Землю бархатом укрыли
    И от стужи сберегли
    (показывают руками, как снег
    укрывает дома, деревья, землю).

Однако Зимушка замечает, что снежинки у ребят получились все одинаковые. Дети и сами догадываются, что забыли их украсить. Педагог напоминает ребятам, что у них остались ещё полоски бумаги: с помощью ножниц нужно отрезать кусочки различной длины и приклеить к снежинке, создав неповторимый узор.
Воспитатель показывает образец, а затем убирает его, чтобы дети сами проявили творческую фантазию. Также педагог демонстрирует дошкольникам, как при помощи ножниц можно закрутить бумагу - получатся красивые завитки.
Закрепляется техника обращения с ножницами. Используется соответствующий плакат.
Самостоятельная работа детей по украшению снежинок.
Зимушка предлагает все их выложить на ковре - украсить полянку. Кукла хвалит ребят, прощается и уходит к себе домой в лес.

Тиханова Е.Н.
«Стаканчик»
(в технике оригами)
Данное занятие, кроме развития мелкой моторики, направлено на закрепление темы «Посуда», активизирует словарь детей по этой теме.
В начале занятия воспитатель загадывает ребятам загадку про бабушку Федору - героиню произведения К. Чуковского «Федорино горе»:
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт и в дороге слезы льёт. Кто бабулю назовёт? Педагог демонстрирует отрывок из одноимённого мультфильма (начало, когда от Федоры убежала посуда) и просит назвать посуду, которая убежала от героини. Поскольку предметы сбежали потому, что Федора не следила за ними, то воспитатель предлагает ребятам научить бабушку заботиться о посуде.
С этой целью проводится пальчиковая гимнастика «Помощники».
  • Раз, два, три, четыре
    (ритмичные удары в ладоши).
  • Мы посуду перемыли
  • Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварёшку
    (загибаем пальчики по одному
    на каждое название посуды).
  • Мы посуду вытирали,
    (одна ладонь скользит по другой).
  • Так мы маме помогали
    (ритмичные удары кулачками
    и в ладоши переменно).

Воспитатель сообщает детям, что они помогли бабушке Федоре - посуда к ней вернулась.
Педагог рассказывает, что иногда возникают ситуации, когда под рукой нет нужной посуды. Например, хочется пить, а нет чашки. Дети высказывают предположения, что же можно сделать в такой ситуации. И, наконец, они решают, что можно смастерить стаканчик из бумаги.
Воспитатель демонстрирует дошкольникам приёмы конструирования стаканчика из квадратного листа бумаги. Вначале лист складывается пополам - получается треугольник. Затем правый угол соединяется со стороной треугольника. Переворачиваем деталь и опять соединяем уголок со стороной. Загибаем верхний уголок вниз на себя и прячем в карманчик. Стаканчик готов.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Получившиеся стаканчики дети дарят бабушке Федоре и высказывают ей свои пожелания.

Мороз А.Ф.
«Пчелиный улей»
На занятии дошкольники создают поделку на основе гармошки из бумаги, дополняя её необходимыми деталями. Кроме того, дети закрепляют умение вырезать из квадрата круглые формы, совершенствуют технику симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного вдвое.
Занятие имеет необычную мотивацию - воспитатель обращает внимание, что один из детей (например, Вася) заболел. Следует небольшая беседа на тему: что чувствует больной человек (ему больно, плохо, одиноко, грустно). И чтобы сделать Васе приятное, поднять его настроение, педагог с детьми решают сделать ему подарок из бумаги.
Ещё одна мини-беседа на тему «Всегда ли была бумага». Воспитатель кратко рассказывает ребятам о том, как появилась бумага, на которой все сегодня пишут и рисуют (рассказ сопровождается презентацией на экране).
Педагог подводит итог беседы, что из бумаги можно делать замечательные игрушки, например, домик для пчёл - улей.
Демонстрируется бумажная заготовка - улей, а детям предлагается заселить его пчёлками. Это и будет подарок для Васи.
Рассматривается бумажная пчела, заранее сделанная педагогом, обсуждается её строение (туловище, головка, крылышки). Этапы создания: изготовить гармошку из двух полосок бумаги (жёлтого и чёрного цвета). Голова вырезается из жёлтого квадрата путём закругления углов. Крылышки же вырезаются из бумаги, сложенной пополам. В конце все детали склеиваются.
Перед продуктивной деятельностью детей проводится физкультминутка:
Полетели наши пчёлки
Собирать нектар с пыльцой.
Жу-жу, жу-жу.
Над цветами я кружу.
Хоть наша пчёлка и мала,
Но велики её дела.
Немного времени пройдёт,
И будет самый сладкий мёд.

Варианты программы кружка по оригами в средней группе

Конструирование в технике оригами в средней группе ДОУ целосообразно проводить в форме кружковой работы. Дошкольники 4–5 лет с большим интересом мастерят поделки из бумаги, которые впоследствии используют в своих играх, театральных инсценировках. Также они будут замечательным подарком к празднику родным или друзьям.

Поделки оригами можно использовать в игре

Дети очень позитивно реагируют, когда игрушка, которую они сделали своими руками, выполняет реальные функции: кораблик плывёт по воде, самолётик летит, вертушка вращается на ветру.

Любимые нами с детства кораблики тоже сделаны в технике оригами

Таблица: картотека тем кружка «Волшебное оригами»

В качестве примера тематики занятий приведём картотеку тем кружка «Волшебное оригами» (воспитатель Молчанова О.В.). Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Месяц Тема Содержание
Сентябрь 1.Знакомство с оригами.
2.Изготовление квадрата.
3.Дом.
4.Блин.
5.Гриб.
6.Рыба.
7.Птица.
8.Лягушка.
Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.
Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.
Используя базовую форму «треугольник», изготовить дом.
Октябрь Базовая форма «треугольник».
1.Стаканчик.
2.Лиса.
3.Щенок.
4. Котёнок.
5–6.Черепашка.
7–8.Муха.
Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
Ноябрь 1–2.Базовая форма «воздушный змей». 3–4.Композиция «Два весёлых гуся».
5.Репка.
6. Морковь.
7–8. Подготовка и инсценировка сказки из изготовленных игрушек.
Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.
Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».
Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.
Декабрь 1–2.Базовая форма «конфетка».
3–4.Новогодняя открытка.
5–6.Снеговик.
Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.
Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.
Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).
Январь 1–2.Базовая форма «дверь».
3–4.Снежинка.
5–6. Ёлочная звезда
7–8. Ёлочка на снегу.
Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.
Познакомить детей с новой базовой формой и моделями, при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы.
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
Февраль 1–2.Праздничные салфетки.
3–4.Самолёт для папы.
5–6.Модели на основе квадрата.
7–8. Сердечко. Валентинка на подставке.
Выставка детских работ.
Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все слои и расправлять в виде хвоста лебедя.
Март 1–2. Цветы для мамы «Тюльпаны».
3–4.Салфетка «Веер» для праздничного стола.
5–6. Роза из салфетки.
Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Плотно защипывать салфетку, сжимая слои и расправлять в виде лепестка роз.
Апрель 1–2.Кораблик.
3–4.Пароход.
5–6.Золотая рыбка.
7–8. Парусник.
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы.
Май Подведение итогов. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Таблица: картотека тем кружка оригами «Волшебная бумага»

Другой вариант картотеки тем - кружок «Волшебная бумага» (воспитатель Покровская П.А.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Месяц Тема Цели и задачи
Сентябрь Бумажная сказка Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями, использование и применение в детском творчестве.
Сказка квадратика Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.
Открытка Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии и творчества.
Сказочный домик Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.
Октябрь Весёлый треугольник Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.
Наливное яблочко Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ яблока. Развивать мелкую моторику рук.
Бабочка Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.
Гусеница Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем.
Ноябрь Осенний ковёр коллективная работа Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.
Грибок Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку - грибочек.
Пирамидка Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность.
Ёлочная игрушка Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.
Декабрь Резная снежинка Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.
Нарядная ёлочка Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество
Январь Аквариумные рыбки Закрепить умение детей складывать базовую форму «треугольник», совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.
Зимние впечатления Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать их в два шара - части снеговика, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость.
Февраль Кораблик Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.
Парусники в море Научить детей отрывать длинные полоски и формировать из них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям. с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник.
Самолётик Совершенствовать навыки аккуратного складывания квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны
Март Цветы из снежинок в подарок для мамы Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок, соединённых попарно, и листьев из полосок, соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.
Закладка Познакомить детей с базовой формой «конфетка», собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.
Цветик - семицветик Вспомнить последовательность выполнения базовой формы «конфетка», стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус
Апрель Весёлый лягушонок Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались, и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку.
Стаканчик Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.
Курочка - пеструшка Закрепить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы «воздушный змей» изготовить курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, находчивость.
Воздушный змей Закрепить знания детей о базовой форме «воздушный змей», загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией
Май Зайчик Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму «треугольник», аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.
Весенние букеты На основе базовой формы «треугольник» научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.
Птица Вспомнить выполнение базовой формы «воздушный змей», отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, усидчивость.

Интересные идеи: готовые изделия и шаблоны

Фантазия воспитанников и педагогов детских садов воистину не имеет границ. Заслуживает внимания ряд оригинальных и простых в исполнении идей.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Непоседы»

«Бумажные приключения»
Составитель: Барановская Ирина Леонидовна, воспитатель
«Бумажные приключения» интегрированное занятие
(познавательная деятельность, художественный труд)

Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять представление детей о бумаге, разных её видах, свойствах и качествах;
Закреплять навыки работы с бумагой (готовыми шаблонами);
Закреплять навыки разрезания бумаги по прямой линии;
Закреплять навыки прикрепления деталей (склеивание, сила давления на бумагу);
Учить работать по схеме;
Познакомить с словом «калейдоскоп»;
Закрепить признаки зимы – учить подбирать прилагательные;
Развивающие:
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Развивать любознательность, интерес к продуктивной деятельности;
Способствовать созданию положительного настроя и хорошего настроения;
Развивать творческие способности детей;
Поддерживать самостоятельность и инициативность детей;
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность при работе с материалами;
Воспитывать способность детей принимать общую цель и условия ее достижения;
Воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим;
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

Оборудование и материалы
Для мотивации: м/ф «Бумажки» (64 серия); макет катка; персонажи – Аристотель, Тюк; мольберт; листы с бело-голубым фоном; калейдоскоп.
Для творческой деятельности: заготовки треугольников из фольги; листы плотной разноцветной бумаги; клей-карандаш; клеенка; салфетки; бусинки; кружки; цветная бумага; ножницы; конфетти.
Оборудование для НОД по конструированию из бумаги "Бумажные истории".
Настольный театр. Персонажи Тюк И Аристотель.
Подготовительная работа
Дидактическая игра «Согни по линии»;
Вместе с детьми готовятся треугольники из фольги;
Изготовление атрибутов к настольной игре «Каток». 1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня не случайно я вас пригласила к этим столам. Я здесь по просьбе моих друзей из необычной страны. А в какой стране они проживают и о чем пойдет речь, вы сейчас узнаете. Вот они – мои друзья.
Просмотр м/ф «Бумажки». Вступление м/ф.
Воспитатель: ребята, сегодня нас снова ждут бумажные приключения с нашими друзьями. Проверьте пожалуйста, все ли у нас готово. Посмотрите на схему и сравните, правильно ли вы разложили материал и инструменты на столе.
Что у вас на столе?
Дети: Бумага.
Воспитатель: какая бумага?
Дети: Цветная, легкая, тяжелая, блестящая, гладкая, шероховатая, т.д.

2. Эпизод из м/ф. Введение в сюжет.

3. Настольный театр «На катке». Персонажи – Аристотель и Тюк.
Диалог
Аристотель: Тюк, зачем ты меня пригласил сюда?
Тюк: Зима – прекрасное время года для занятий спортом.
Аристотель: Каким спортом можно заниматься зимой?
Тюк: Ну вот этим. Хоккеем.
Аристотель: А ещё? Ребята подскажите.
Дети отвечают: Лыжные гонки. Фигурное катание. Бобслей – катание на санках и т.д.
Тюк: Здорово. Но всё-таки самая лучшая игра – это хоккей.
Играют в хоккей. Аристотель еле - еле передвигается на коньках и падает.
Тюк: Что же ты мне не сказал, что не умеешь кататься на коньках. Пойдем скорее к доктору.

Воспитатель: Да ребята, в любом виде спорта нужны умения и упражнения. Давайте с вами сделаем небольшую разминку, чтобы наши руки и ноги были посговорчивее.

4. Физминутка
Ой, ой, ой – как болит! – обхватываем колено руками
Арис плачет и кричит – прыгаем на другой ноге
Я упал, в хоккей играя – садимся на корточки и дуем на колено
Вот царапина какая! – дуем на колени
Врач очки на нос надел – соединяем большой и указательный палец и «надеваем очки»
Ногу лося осмотрел - гладим колени
Йод достал, помазал рану – гладим колени
Аристотель вновь играет – прыгаем.

5. Снова появляются Аристотель и Тюк.
Диалог
Аристотель: Дааа…. Легкое растяжение не позволяет нам наслаждаться зимними забавами. Тюк: Чем бы заняться?
Аристотель: Может порисовать?
Тюк: Можно. Рисует голубой краской.
Воспитатель обращается к Тюку: Чего-то у тебя в твоих рисунках не хватает.
Тюк: Чего?
Воспитатель обращается к детям:
Ребята чего не хватает в рисунках Тюка?
Посмотрите, какого они цвета?
А что мы можем сказать про зиму? Много снега. Какая она? Снежная.
Какой праздник бывает зимой? Новый год. Какая зима? Волшебная. Сказочная. Праздничная. Нарядная.
Как одеваются люди? Шубы. Яркие шапки. Шарфы и варежки. Какая зима? Меховая, пушистая.
Аристотель: Точно! Тебе не хватает цвета.
Тюк: Я умею рисовать только то, что вижу. А вижу я, что кругом белым бело. Придется ждать до весны, когда все зазеленеет. Долго ждать.
Аристотель: Не расстраивайся, Тюк. Ребята, у меня появилась идея. Давайте сделаем Тюку подарок – калейдоскоп.
Воспитатель: Калейдоскоп – это волшебная труба, в которой всегда много цвета.

6. Эпизод м/ф – алгоритм изготовления калейдоскопа.

7. Совместная деятельность.
Воспитатель: Ребята, запомнили? Давайте вместе попробуем сделать подарок Тюку.
Напомните мне пожалуйста правила безопасной работы с данными материалами и инструментами.
Дети смотрят на схему и вспоминают:
Работать надо на клеенке, чтобы не пачкать стол;
Не оставляйте ножницы в открытом виде;
Передавайте ножницы кольцами вперед;
Не играйте с ножницами, не подносите к лицу;
Не оставляйте клей в открытом виде, плотно закрывайте колпачок;
Старайтесь, чтобы клей не попадал на кожу лица, рук;
Не берите мелкие предметы (бусины, бисер и т.д.) в рот, нос, ухо;
По окончании работы уберите свое рабочее место.

Дети делают по указаниям воспитателя калейдоскоп.
Воспитатель обращает внимание на нажим, аккуратность при соединении бумаги.
8. Когда работа выполнена, воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Посмотрите в калейдоскоп. Какие разные весёлые узоры. Давайте выберем самый аккуратный калейдоскоп, который не стыдно будет подарить Тюку.
Дети выбирают и объясняют, чем им нравится тот или иной калейдоскоп. Дарят его Тюку.
Тюк смотрит в калейдоскоп: Ура! Как бумажно! У меня начался новый зимний период! Цветной!
Как твоя нога, Аристотель?
Аристотель: Прошло.
Тюк: Тогда пойдем скорей на каток!
Аристотель: Нет, нет, надо закончить начатое дело. Твои бело-голубые рисунки…. Нельзя же их так оставлять.

9. Заключительная часть
Воспитатель: Не переживай Аристотель, иди гуляй с Тюком. А мы с ребятами завершим начатое дело.
Наши бумажные приключения продолжаются.
Давайте вспомним, что мы сегодня узнали и вспомнили, какая бывает бумага?
Дети отвечают:
Гладкая
Цветная
Белая
Шершавая
Металлическая
Тонкая
Толстая
Что мы с вами делали с бумагой?
Дети отвечают:
Сгибали
Сворачивали
Резали
Склеивали
Ребята, я предлагаю вам еще раз посмотреть в калейдоскоп, запомнить самый яркий узор. Теперь возьмите клей и на бело-голубом листе нарисуйте свой узор.
А сейчас возьмите понравившуюся вам бумагу и посыпьте на свой узор. Прижмите салфеткой. Посмотрите, что получилось?
Воспитатель: Рассматривает детские работы. Вот теперь действительно наша бумажная зима стала цветной и радостной.
10. Эпизод из м/ф – окончание, прощание.
Воспитатель: а эти калейдоскопы еще не раз пригодятся нам в наших играх.

Приложения

Делаем трубку из картона или берём готовую (я использовала втулку от бумажных полотенец) и обклеиваем её цветной бумагой.


Из фольги складываем треугольник и вставляем его в трубку.
Статьи по теме: