Конспект родительского собрания" Трудовое воспитание в детском саду и дома" в старшей группе консультация (старшая группа) на тему. Собрание «Формирование трудолюбия у дошкольников» в средней группе Родительское собрание по трудовому воспитанию дошкольник

Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия:

Наглядность

Доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка

Ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи.

Важную роль в трудовом воспитании детей сила примера родителей. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это очень важный стимул для ребенка Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд способствует развитию

Мышления

Внимания

Сообразительности

Творческого воображения

Умения планировать свою работу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые родители и гости!

Вступление:

Родной дом. Здесь человек живёт, растёт, развивается. Что родители дадут детям, то они и понесут дальше в жизнь.

Родители рано задумываются над тем, какими они хотят видеть своих детей – здоровыми, умными, способными, вежливыми, послушными, честными, трудолюбивыми.

И только немногие из родителей считают, что, пока ребёнок мал, думать о его трудовом воспитании рано: что он может, что умеет, какой из него помощник? Конечно, трёхлетний ребёнок ещё не помощник в доме, он мал и многое делать не умеет, но у него есть руки. И мы должны позаботиться, чтобы эти руки были заняты чем- то полезным, доступным его возрасту. Тогда нашим детям не будет скучно, к ним не привьётся леность, они всегда найдут для себя интересное дело .

Давайте поговорим сегодня о трудовом воспитании наших детей в детском саду и семье. О том, как трудовое воспитание влияет на развитие речи детей. Какие качества воспитывать в ребенке, чтобы он был трудолюбив.

Слайд 2 План родительского собрания

  1. Роль трудового воспитания в развитии речи дошкольников.
  2. Создание условий в ДОУ и семье для трудового воспитания дошкольников.
  3. Из опыта семейного воспитания «Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»

Слайд 3 Рассмотрим сначала понятие «Труд»

Значение слова «Труд» по словарю Даля:
Труд (м.) - работа, занятие упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы.

по Ожегову:
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей

Слайд 4 Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Слайд 5 Цель трудового воспитания дошкольников - Формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Слайд 6 1. Роль трудового воспитания в развитии речи дошкольников Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.

Слайд 7 Труд способствует развитию

  • речи
  • мышления
  • внимания
  • сообразительности
  • творческого воображения
  • умения планировать свою работу

Слайд 8

Влияние трудового воспитания на развитие речи детей Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, мы разговариваем с ним: «Здесь мы посадим огурчики… », «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

Слайд 9 По мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию

К 9 слайду

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников - ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул

Слайд 10 Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности:

  • доступные беседы о себе, своей работе
  • пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

К 10 слайду

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему

Слайд 11 Выводы

Трудовое воспитание действительно влияет на развитие речи:

  • Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук;
  • Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.
  • В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.
  • В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, таким образом, развивается диалогическая речь.

Слайд 12 2. Создание условий в ДОУ и семье для трудового воспитания дошкольников

  • Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Слайд 13 В соответствии с программой трудовое воспитание в ДОУ включает основные виды:
самообслуживание – труд ребенка, направленный на самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры)

Слайд 14 Общественно-полезный труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов (дети следят за чистотой и порядком в группе, помогают накрывать на столы, убирать игрушки)

Слайд 15 труд в природе – направлен на воспитание желания участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке (с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, очищать снег со скамеек). Согласно п.6.11 VI главы СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
Из-за отсутствия возможности благоустроить живой уголок в помещении нашего ДОУ уход за животными ограничивается только кормлением птиц у кормушки на территории группового участка.

Слайд 16 Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания.

Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия:

  • наглядность
  • доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка
  • ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи.

Слайд 17 Важную роль в трудовом воспитании детей сила примера родителей. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это очень важный стимул для ребенка.

К слайду 17

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные – поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка - у младших подчинение семейной традиции.

Слайд 18 Какие качества воспитывать в ребенке, чтобы он был трудолюбив?

Восп. Так какие же качества воспитывать в ребенке, чтобы он был трудолюбив?

Перед вами на листе перечислены разные качества. Поставьте + рядом с теми, которые, по вашему мнению, необходимы для воспитания трудолюбия.

Обратите внимание на экран и проверьте сами себя. (На экране правильные ответы)

На листе качества

Самостоятельность

Безволие

Упорство, сила воли

Отсутствие интереса

Аккуратность

Потребительство

Беспомощность

Заботливость

Слабое внимание

Терпение

Лень

  • Настойчивость

Слайд 19

Самостоятельность

Настойчивость

Упорство

Терпение

Аккуратность

Заботливость

Восп . Ошибся кто-нибудь? И так, я думаю, вы теперь знаете, какие качества способствуют воспитанию трудолюбия.

Очень большое значение в воспитании трудолюбия имеет оценка труда ребенка. Возьмите лист бумаги. Представьте себе ситуацию, когда ребенок делает что-то не так. Я думаю, вы все представили. А теперь, загибая лист, вспомним те слова, которыми вы обидели ребенка. Как много раз это происходило? К сожаленью, по статистике в 90% семей присутствуют не всегда правильные методы подхода к ребенку. А теперь возьмите памятку «Советы психолога». Читайте и расправляйте лист бумаги. Вы расправили листок, но на нем остались изгибы. Эти изгибы останутся в душе ребенка на долгое время. Но вы теперь, конечно же, знаете, как их избежать.

Советы воспитателя

Советы родителям .

1. Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

2. Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.

3. Старайтесь не ставить плохое в центр воспитания.

4. Воспитывайте у детей уважение к любому труду..

5. Не прибегайте к наказанию трудом.

6. Воспитывайте на положительном, вовлекайте детей в полезную деятельность.

7. Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.

8. Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

9. Будьте последовательны в своих требованиях.

Познакомьте ребенка с правилами:

  • все, что можешь, делай сам;
  • не забывай убирать за собой;
  • уважай труд других людей;
  • прежде чем начать трудиться, приготовь все самое необходимое;
  • делай все аккуратно, не торопясь;
  • не отвлекайся когда трудишься;
  • правильно пользуйся орудиями труда;
  • не оставляй работу не законченной;
  • если трудишься не один, работай дружно.

РЕБЕНОК ПОЛЮБИТ ТРУД ЕСЛИ:

  • приобщать его к труду как можно раньше;
  • трудиться вместе с ним;
  • дать ему постоянное поручение;
  • поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • показать общественную значимость труда.

НЕЛЬЗЯ:

  • наказывать трудом;
  • торопить ребенка во время трудовой деятельности;
  • давать непосильные поручения;
  • допускать отступления от принятых правил;
  • забывать благодарить за помощь.

Слайд 20

  • Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться, весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его посильным трудовым умениям, как сделать выполнение ребенком трудовых обязанностей систематическим.
  • Родители малышей, как правило, склонны занижать их возможности.

Воспитатель: Дорогие родители, так как ваши дети трудятся в семье? Как они вам помогают?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: А теперь посмотрим, что же отвечали на эти вопросы дети.

Слайд 21 Рассуждалки

Слайд 22- 25 Что же могут делать наши дети дома

  • Конечно же, убирать свои игрушки
  • Ухаживать за растениями
  • Ухаживать за домашними питомцами
  • Помогать при уборке квартиры
  • Детям очень нравится помогать при мытье посуды
  • Накрывать на стол, особенно когда дома семейный праздник
  • Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто для пирожков и пельменей!)

Слайд 26 Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

  • приобщение к труду через самообслуживание;
  • постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
  • постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
  • тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • организация обучения выполнению трудовых операций;
  • формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
  • учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы

Слайд 27 Систематическое участие ребенка в труде взрослых играет огромную роль в его развитии. Он учится у родителей правильным трудовым приемам, в совместном труде возникает обмен мнениями, проявляются чувства ребенка, что важно для формирования у него положительного отношения к труду.

Слайд 28 Недооценка родителями важности трудового воспитания приводит к формированию у детей нежелательных качеств: лени, иждивенческого отношения к окружающим.

Слайд 29 Выводы

  • Трудовое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных и гендерных особенностей.
  • Должна присутствовать взаимосвязь трудового воспитания в ДОУ и в семье.

Слайд 30 Педагогические ситуации

Слайд 31 Чем можно объяснить отрицательное отношение девочки к поручениям и верна ли такая форма поощрения, как освобождение ребенка от трудовых обязанностей.

Лена не любит наводить порядок в своей комнате, убирать игрушки на место. Если мама дает какое-нибудь поручение, она, как правило выполняет его с обязательными оговорками «Не хочу» «Потом». Как-то девочка пришла из детского сада и гордо объявила: «А я сегодня помогала малышам одеваться на прогулку». Мама похвалила девочку и разрешила ей за это не помогать мыть посуду.

Возможные ответы родителей:

Отрицательное отношение девочки к трудовой деятельности можно объяснить тем, что мама сформировала у дочери следующее представление: раз за хороший поступок ее освободили от домашней обязанности, значит, труд это не радость, а тяжелая, не интересная обязанность.

Освобождение ребенка от трудовых обязанностей ни в коем случае нельзя применять как форму поощрения за что-либо. Гораздо полезнее для ребенка будет, если освобождение от обязанностей от дома будет восприниматься им как некоторое наказание, осуждение его поступка.

Слайд 32 Представьте себе описанную ниже ситуацию и скажите: чем обусловлена беспомощность Сережи и можно ли в конце концов таким способом воспитать у него самостоятельность?

Сережа по сравнению с другими детьми кажется беспомощным, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Не хочет ни одеваться, ни раздеваться сам, ждет, когда его оденут, накормят. Если ему напоминают, что надо делать самому, как другие дети, мальчик опускает голову, на глазах у него появляются слезы и он заявляет: «Не хочу! », «Не буду! ». И родители спешат предупредить слезы ребенка, жалеют его: «Он такой беспомощный маленький, нервный», причем часто это произносится в присутствии мальчика.

Возможные ответы родителей:

Родители делают большую ошибку, рассуждая таким образом в присутствии мальчика, потому что любой ребенок легко поддается внушению, и взрослые, сами того не желая, потакают ненормальному развитию сына.

Слыша разговоры родителей и зная, что они все равно помогут ему, сделают за него, Сережа убеждается в том, что он действительно маленький, беспомощный и нуждается в опеке.

Сережа рискует никогда не стать самостоятельным. Взрослые должны своевременно приучать ребенка самого себя обслуживать и быть постоянными в своих требованиях, не идя на поводу капризов и нежелания ребенка выполнять посильные для него обязанности.

Слайд 33 В чем воспитательная ценность участия ребенка в бытовом труде взрослых (на примере следующей педагогической ситуации?

Наташа вместе с мамой убирает комнату. И хотя девочке не поспеть за мамой, она все же старается от нее не отставать. Когда работа закончена, они обе придирчивым взглядом окидывают комнату. «Вот теперь красиво, хорошо стало», - говорит мама.

Возможные ответы родителей:

Ребенок, принимающий участие в бытовых делах семьи, растет более собранным, организованным, постигает такие важные понятия, как взаимопомощь, ответственность перед старшими.

Для того, что бы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его работы.

Важно руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая рациональные пути ее выполнения, показывая приемы работы.

Слайд 34 Из опыта семейного воспитания

«Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»

(Выступление Фатуевых)

Слайд 35 Трудовое воспитание в семье Кирилла Горбушина.

Слайд 36 Тест – шутка «Кем будет ваш ребенок?»

Слайд 48

Воспитатель: И закончить мне хотелось бы словами известного русского писателя Константина Дмитриевича Ушинского

«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Трудовое воспитание дошкольников

План родительского собрания Роль трудового воспитания в развитии речи дошкольников. Создание условий в ДОУ и семье для трудового воспитания дошкольников. Из опыта семейного воспитания «Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений»

по словарю Даля: Труд (м.) - работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы. по Ожегову: Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей Значение слова «Труд»

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников Формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

1. Роль трудового воспитания в развитии речи дошкольников Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд способствует развитию речи мышления внимания сообразительности творческого воображения умения планировать свою работу

Влияние трудового воспитания на развитие речи детей Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, мы разговариваем с ним: «Здесь мы посадим огурчики… »,«На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

По мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности: доступные беседы о себе, своей работе пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Трудовое воспитание действительно влияет на развитие речи: Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов. В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей. В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, таким образом, развивается диалогическая речь. Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук; Выводы

2. Создание условий в ДОУ и семье для трудового воспитания дошкольников Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой трудовое воспитание в ДОУ включает основные виды: самообслуживание – труд ребенка, направленный на самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры)

Общественно-полезный труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов (дети следят за чистотой и порядком в группе, помогают накрывать на столы, убирать игрушки)

труд в природе – направлен на воспитание желания участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке (с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, очищать снег со скамеек). Согласно п.6.11 VI главы СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Из-за отсутствия возможности благоустроить живой уголок в помещении нашего ДОУ уход за животными ограничивается только кормлением птиц у кормушки на территории группового участка.

Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия: наглядность доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет сила примера родителей. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это очень важный стимул для ребенка.

Какие качества воспитывать в ребенке, чтобы он был трудолюбив?

Самостоятельность Настойчивость Упорство, сила воли Терпение Аккуратность Заботливость

Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться, весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его посильным трудовым умениям, как сделать выполнение ребенком трудовых обязанностей систематическим. Родители малышей, как правило, склонны занижать их возможности.

Наши рассуждалки

Что же могут делать наши дети дома Конечно же, убирать свои игрушки Ухаживать за растениями

Ухаживать за домашними питомцами Помогать при уборке квартиры

Детям очень нравится помогать при мытье посуды Накрывать на стол, особенно когда дома семейный праздник

Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто для пирожков и пельменей!)

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей: приобщение к труду через самообслуживание; постепенный переход от самообслуживания к труду для других; постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности; тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений; организация обучения выполнению трудовых операций; формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы; учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений; поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы

Систематическое участие ребенка в труде взрослых играет огромную роль в его развитии. Он учится у родителей правильным трудовым приемам, в совместном труде возникает обмен мнениями, проявляются чувства ребенка, что важно для формирования у него положительного отношения к труду.

Недооценка родителями важности трудового воспитания приводит к формированию у детей нежелательных качеств: лени, иждивенческого отношения к окружающим.

Трудовое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных и гендерных особенностей. Должна присутствовать взаимосвязь трудового воспитания в ДОУ и в семье. Выводы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Чем можно объяснить отрицательное отношение девочки к поручениям и верна ли такая форма поощрения, как освобождение ребенка от трудовых обязанностей? Лена не любит наводить порядок в своей комнате, убирать игрушки на место. Если мама дает какое-нибудь поручение, она, как правило, выполняет его с обязательными оговорками «Не хочу», «Потом». Как-то девочка пришла из детского сада и гордо объявила: «А я сегодня помогала малышам одеваться на прогулку». Мама похвалила девочку и разрешила ей за это не помогать мыть посуду.

Чем обусловлена беспомощность Сережи и можно ли в конце концов таким способом воспитать у него самостоятельность? Сережа по сравнению с другими детьми кажется беспомощным, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Не хочет ни одеваться, ни раздеваться сам, ждет, когда его оденут, накормят. Если ему напоминают, что надо делать самому, как другие дети, мальчик опускает голову, на глазах у него появляются слезы и он заявляет: «Не хочу! », «Не буду! ». И родители спешат предупредить слезы ребенка, жалеют его: «Он такой беспомощный маленький, нервный», причем часто это произносится в присутствии мальчика.

В чем заключается воспитательная ценность участия ребенка в бытовом труде взрослых? Наташа вместе с мамой убирает комнату. И хотя девочке не поспеть за мамой, она все же старается от нее не отставать. Когда работа закончена, они обе придирчивым взглядом окидывают комнату. «Вот теперь красиво, хорошо стало», - говорит мама.

Из опыта семейного воспитания «Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений» F:\Презентация семьи Гоши Фатуева.pptx

Трудовое воспитание в семье Кирилла Горбушина F:\Трудовое воспитание Горбушин К.pptx

«Кем будет Ваш ребенок? »

Если ваш ребенок все схватывает на лету, то вполне возможно, он станет жонглером

Если вы все время посылаете свое чадо на все четыре стороны, оно может стать кругосветным путешественником

Если ваш ребенок и в саду, и дома все делает через пень колоду, значит, он может стать лесорубом

Если ваше чадо плавает на всех вопросах, попробуйте готовить его к карьере моряка

Если вашему ребенку все до лампочки, он может стать электриком

Если ваш ребенок витает в облаках - значит, он мечтает стать

Если ваша дочь ходит перед вами на цыпочках, попробуйте отдать ее в балетную школу

Если ваш ребенок любит рассказывать сказки - значит, из него получится отличный политик.

Если ваш ребенок любит петушиться, значит, он может стать директором птицефабрики

Если ваше дитя заглядывает всем в рот, он может пойти учиться на стоматолога.

Ну, а если ваш ребенок любит устраивать вам сцены, значит, он прирожденный актер.

«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К. Д. Ушинский.

Удачи и терпения в воспитании Ваших детей!


Доклад
на родительском собрании
«Трудовое воспитание ребёнка в ДОУ и семье».
Начать своё выступление мне хочется со слов В.А.Сухомлинского «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно, прекрасно».
Объясните мне, пожалуйста, как Вы понимаете эти слова. (ответы родителей).
Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша с Вами задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Задачи трудового воспитания, осуществляемого в детском саду и семьи едины. В детском саду воспитание ребёнка происходит по определённой программе, а именно по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», в обществе сверстников, среди детей в повседневном общении. В коллективе ровесников ребёнку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда. В семье ребёнок окружен братьями и сестрами, поэтому родители должны давать трудовую нагрузку в соответствии с возрастом.
Задачи трудового воспитания в семье следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых.
2. Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности, её цели, планирование, необходимости добиваться хороших результатов.
3. Воспитание желания и умения трудиться.
4. Формирование нравственно ценных мотивов труда.
5. Совершенствование имеющихся трудовых навыков.
6. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
7. Воспитание культуры труда.
8. Обучение организации труда: с чего начать работу и чем закончить.
9. Воспитание настойчивости и целеустремлённости.
10. Развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе.
11. Воспитание бережного отношения к результатам труда.
12. Формирование потребности в оказании помощи родным по собственной инициативе.
Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд. Взрослый должен знать методы и способы трудового обучения и воспитания.
Назову основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
1.Определить цель труда, помочь ребёнку мотивировать свой труд, учить элементам планирования работы.
2. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, пробудить интерес к предстоящему делу, выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата.
3. Поощрять старательность, интерес к делу.
4. Систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивать её.
5. Подключить ребёнка к своему труду.
6. Читать художественные произведения, рассматривать иллюстрации.
Взрослый должен учитывать разные задачи трудового воспитания. Например, при обучении ребёнка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения – это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия и стремился как можно лучше выполнять задуманное. Особое внимание требует оценка труда ребёнка. Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают детей. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу. Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека. Учитывая это, взрослые должны быть едины в своих оценках. Оценка должна помочь ребёнку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чём ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.
Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребёнка. Особенно важен, необходим такт в общении с легковозбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми. Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется контакт семьи с детским садом.
Помните, что дети – наше будущее и им принимать трудовую эстафету.

МБОУ «Чихачёвская средняя школа», Бежанийкий район, Псковская область

Трудовое воспитание детей

(родительское собрание

подготовила и провела Елена Николаевна Семёнова, )

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть од-

ним из самых основных элементов.

А. С. Макаренко.

Диалог с родителями: - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку…

А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух….

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова великого педагога А.С.Макаренко. (см.выше).

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;

в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные

взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен

быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость

труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в

ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее

талантов.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.

С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем

не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает

маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается

с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно

творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить

радость, доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это

проявление людей друг о друге.

не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности видится

чувство личного достоинства, личной гордости каждого человека

основывалось на трудовом успехе

Немаловажное значение отводится труду и в семейном воспитании. Слушая моё выступление, пожалуйста, делайте выводы, говоря себе « мы так же делаем, мы точно так считаем», или «а вот над этим нам надо поработать, это нам надо попробовать сделать, это надо показать нашему ребёнку».

Труд имеет особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей

способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,

доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в

семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Совместный с родителями, или другими членами семьи, труд побуждает ребенка

помогать друг другу, делать что - то для всех. Таким образом, у него

закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в

обществе. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому- неоспоримый факт .

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем, как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами, покупая их для всех , бабушка затеяла уборку в доме- она заботится об уюте для всех . Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребенка с их

трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят

людям: например, мама - врач, она лечит больных; папа - педагог, он учит

детей.

(Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы,работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей. Ещё больше удивляет тот факт, что дети не знают полного имени своих родителей-это случается даже и в среднем подростковом возрасте.)

В процессе семейного воспитания трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие

возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в

урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисты некоторые улицы, и как (к сожалению) обезображены другие. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой или грязью улиц «стоит» человек. Чистая улица или грязная (как,к примеру, в нашем селе) результат его труда. Покупая хлеб. Рабочие завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут

произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом

труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы

заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить

значимость предстоящей работы, ее результата. << Если не поменять воду в

вазе с цветами, цветы завянут >>. Интерес детей к труду значительно

повышается, если полезность его для окружающих очевидна:<< Как хорошо, что

Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть >>.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.
Работа в семье, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка трудовые ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области трудового воспитания, испытывают трудности. Поэтому воспитать тягу к труду можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Следовательно, целесообразно значительную часть трудового воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Но придётся вам признаться, многоуважаемые родители, что элементарный труд наших школьников - дежурство в классе- порою огорчает до слёз. Не дадут соврать многие кл. руководители, что дежурство некоторых детей - приятный подарок(ни напоминать не надо,ни проверять, ни помогать) , но с другими - нечего делать, всё время контролируешь, просишь, помогаешь и доверить ничего нельзя. К САЖАЛЕНИЮ ТАКОВЫЕ ЕСТЬ даже в старшем звене. Наверное, нам с вами неприятно будет узнать, что некоторые старшеклассники открыто заявляют, что на уборке территории сгребать мусор не могу, не умею, дома я этим не занимаюсь! Если и выполю клумбу на производственной практике, то цветов там тоже не останется, дома этим занимается мама.

Мы - жители сельской местности, расписываемся в том,что наши дети не хотят, не желают нам помогать, это не для них. Следует упомянуть, что учёба- это тоже труд и при чём нелёгкий, его тоже надо выполнять с честью, с этого момента мы можем делать выводы о привитии у ребёнка правильного отношения к трудовой деятельности.

Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок

или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание

сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и

привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на

распоряжениях: << Подай! >>, << Подержи! >>, << Принеси! >>, то это

отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая,

не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им

пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его

возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с

интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем

труде (выносить ведро с мусором, мыть посуду, ходить за хлебом и

т.д.) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного

времени и без напоминаний.

Труд детей семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка,

способствует влиянию взрослого, на его интересы и потребности. Особенно

ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у

детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для

младшего брата, подарок маме, товарищу, заменить с успехом взрослого в каком-либо виде деятельности т.д.

Проживая в сельской местности, мы с вами совершаем преступление, если считаем, что нашим детям ещё рано трудится, придёт время научатся, или если захотят обучатся какой-то работе. Вспоминается разговор с одной мамой на заседании Совета профилактики в школе:

Ребёнок ваш совсем не желает учиться, что он делает после школы? - спрашивают члены заседания

Ничего! Нечего ему делать! Смотрит кино по видику весь вечер.

А Вы?

И я с ним иногда.

А когда он вам помогает по хозяйству? Работает в огороде?

Никогда! У нас нет огорода, сажать его никто не хочет, хозяйство тоже не держим!...

Из этих слов можно понять многое!

Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А.С.Макаренко: «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?- Вы опоздали ровно на 9 месяцев!- ответил Макаренко. Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.

Вывод

Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод:

трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности . Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни.

Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение

и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,

сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

1. Главное средство воспитания - это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

2.Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной.

Уделяйте ему больше свободного времени.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих рабочих и личных делах

3.Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга, трудовых дел.

4.Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей.

5.Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем.

6.Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни.

С уважением Елена Николаевна.

2)Высказывания о труде великих людей

«Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и при том в

такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого

человека»

К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").

« Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время,

чтобы это был творческий труд, а не только механический.»

Н.К. Крупская.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский " писал, что труд становиться

великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и

любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей,

открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое

гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых

невозможна жизнь человека.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок

должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является

не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое

существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,

духовного богатства личности. В труде распространяется богатство

человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок

не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит

важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда

человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы

чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника

основывалось на трудовом успехе.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания

человеческого достоинства"

К. Ушинский.

Используемая литература:

3) http://жемчужины=мысли.рф/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4.html

5) Журнал «Воспитание школьников» 2003-2005гг

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.
  2. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд и его значение в жизни ребенка.
  2. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.
  3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

(Cлайд 2) "Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка ? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания .

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка !

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

В родительский дневник (слайд 11)

Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье и детском саду"

Задачи собрания:

    Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.

    Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

    Труд и его значение в жизни ребенка.

    Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.

    Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

"Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка ? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания .

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка !

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

    Будьте последовательны в своих требованиях.

    Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

    Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

    Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

    Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)

    Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Статьи по теме: