Конспект оод по развитию речи в подготовительной группе. Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Бытовые приборы

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

Цель:
Познакомить детей с понятиями «дружба», «друг»; воспитывать чувство взаимовыручки.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- развивать посредством игровой деятельности коммуникативные навыки;
- закреплять умение выполнять задания в команде;
- учить сохранять дружеские взаимоотношения в коллективе;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- развивать ритмичность речи, интонационную выразительность;
- воспитывать правильный умеренный темп речи;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывать культуру общения с собеседником;
- развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
- разучивание стихотворений о дружбе;
- чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»;
- разыгрывание ролей по сказкам М. Пляцковского;
- чтение художественной литературы;
- игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связности речи, для формирования произносительной стороны речи и развития фонематических функций;
- настольно-печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото», «Звуковые домик»;
- разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- рассматривание иллюстраций теме.
Материалы: игрушка сердце; карта для путешествия по острову; коврик; буквы; три конверта; шапочки; колокольчики; волшебная палочка; картонный круг, разрезанный на 3 части; поднос; разрезные картинки с фруктами, ягодами, овощами; цветы для сюрпризного момента; фартук; колпак; клей -карандаш; три обруча; иллюстрации к рассказу.Дети в группу, встают полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день.
Нам здороваться не лень.
Здравствуйте!
- Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей )
- Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты ).

Игра «Комплименты»

Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты.
- Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

Давайте сядем на коврик. А как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать? (ответы детей)
- Я хочу предложить вам послушать песню, чтобы вы быстрее догадались.
Звучит песня о дружбе.
Дети говорят, что эта песня о дружбе.
- Кто знает, что означают слова: дружба, друг, дружить …? (ответы детей.)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» )
- Ребята, а вы умеете дружить? А давайте проверим?
- Я предлагаю вам отправится в необычное путешествие на сказочный остров «Дружба». Хотите?
- Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д. ). Но остров у нас сказочный, то и транспорт должен быть сказочный? Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов ). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. А что это такое? (ответы детей ). Это карта, которая поможет нам путешествовать по острову. Занимайте свои места.(дети встают на свои места).
Звучит музыка

- Закройте глаза.

Звукоподражание:

Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
- Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
- Лопнули шины: с-с-с.
- Пролетаем над лесом. Деревья шумят: у-у-у
- Жуки жужжат: ж-ж-ж.
- Комары летят: з-з-з.
- Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. - Ковер-самолет опускается. Мы на острове.
- Здесь нас ждут испытания, которые научат нас дружить.
- Ребята, смотрим на карту. Что ждет нас впереди? (варианты ответы детей) .

Игра «Пройди по кочкам»

Это первое испытание. Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но чтобы переправится с кочки на кочку, нужно выполнить задание. Если кто-то не справится, то нужно попросить помощи у друзей.
Воспитатель берт конверт, говорит первое задание.
- Я начну, а вы продолжите. Дружба начинается...(с улыбки, со знакомства, с доверия, с доброго слова, с веселья, с общих интересов)
Дети по очереди говорят продолжение фразы.
Дети переступают первую кочку.
- Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю, пусть приносит вам радость, примите мою благодарность, вы так добры, вы так любезны, на здоровье, вам признателен)
Дети переступают вторую кочку.

- Назовите слова извинения.(извините, простите, мне жаль, я хотел как лучше, не хотел обидеть, виноват, прошу прощения, не сердись на меня)
Дети переступают третью кочку.
- Молодцы! Справились с этим заданием. Идем дальше. Смотрим на карту.

Игра «Волшебный колокольчик»

Ребята, смотрите шапочки и колокольчики. Как вы думаете, для чего это? ( ответы детей)
- Ребята, это волшебные шапочки и колокольчики. Если надеть шапочку и позвонить в колокольчик, то сбудется самое заветное желание. У вас у всех есть желание? Давайте наденем шапочки, позвоним в колокольчик и загадаем желание. (дети по очереди звенят колокольчиками, но один колокольчик оказывается беззвучным).
- Что же делать, какая неприятность, как помочь другу загадать желание? (дети предлагают варианты решения проблемы, дают другу свой колокольчик).
- Правильно, ребята, настоящие друзья всегда помогают друг другу.
- Можем отправляться дальше.

Обсуждение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»

На магнитной доске иллюстрации к сказке.
"Урок дружбы"
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це¬лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска¬зал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрныш¬ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёр-нышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик ак¬куратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрны¬шек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться кры¬лышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це¬лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
- Ребята, вам знакомы эти приятели -воробьи? (Это Чирик и Чик )
-Ребята, что это? (волшебная палочка ). Где ее можно встретить? ( в сказке)
-Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать. Обсуждение сказки
- Кто написал сказку про двух воробьев? ( М. Пляцковский)
- Как называется эта сказка? (« Урок дружбы» )
- Ребята, а кто из двух друзей воробьев жадный, а кто щедрый? (Чирик-щедрый, Чик- жадный )
- А почему вы так думаете? (Чик съел целый ящик пшена и не поделился с другом, а Чирик поделился десятью зернышками. Щедрый тот, кто может отдать последнее .)
-Кого можно считать настоящим другом и почему?(Чирика, потому что он поделился с другом.)
- Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)
- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)
- Как бы поступили бы вы в этой ситуации?

Молодцы, справились и с этим заданием. Получили хороший урок дружбы. Теперь мы знаем, что жадничать с друзьями нельзя.
Физкультминутка.
- А теперь отдохнем.

Физкультминутка

Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди

Игра «Дружба»

Смотрим на карту. Куда идти дальше? Впереди нас ждет поляна?
Дети садятся на мягкие модули по кругу.
- Ребята, а из-за чего могут поссориться друзья? А вы часто ссоритесь? Словом можно обидеть, оскорбить человека. Должны думать то, что вы говорите. А какие слова могут вас обидеть? А какие утешить? Иногда бывает, один человек может обидеть другого человека, выкрикнув ответ первым, опередить своего товарища. Из-за этого тоже происходят ссоры. Мы поиграем в игру, которая научит умению контролировать себя.
Я задаю вопрос, тот кто знает ответ, поднимет большой палец вверх. Отвечать можно после моих слов: « Раз, два, три говори!» , но шепотом.
- Если сегодня среда, то какой день был вчера?
-Между осенью и весной какое время года?
-Как называется замершая вода?
- Второй зимний месяц?
- Какой месяц в году последний?
- Молодцы! Но нас ждет последнее испытание. Продолжаем свой путь. Смотрим на карту.

Игра «Волшебная пиццерия»

Закройте глаза.
Звучит музыка.
- Попробуйте представить, что это за место. Ощутите запах свежего только что испеченного пирога, запах запеченных фруктов, овощей. Как вы думаете, что это за место? Кто что представлял? (ответы детей)
Воспитатель надевает фартук и колпак.
- Откройте глаза. Вы находитесь в волшебной пиццерии. В моей пиццерии всегда много посетителей. Секрет ее популярности заключается в том, что каждый может приготовить кусочек волшебной пиццы своими руками. Ваша задача украсить свой кусочек. Чем можно ее украсить? (ответы детей)
Воспитатель раздает части разрезанного картонного круга, которые имитируют части пиццы.
- Перед вами пласт теста.
- Разделитесь на пары, возьмите друг друга за руки или обнимитесь. Можете украшать свои кусочки. (Дети, взявшись за руки, свободными руками приклеивают овощи, фрукты, ягоды к картонному пирогу)
- Главное умение договариваться между собой и не помогать руками, которыми вы держитесь.
Воспитатель выкладывает готовые части на поднос.
- Посмотрите, какая красивая пицца получилась.
Воспитатель спрашивает, кто из чего делал пиццу.
- Вы делали из фруктов? Какая пицца получалась? ( фруктовая)
- Вы – из овощей? (овощная)
- Вы- из ягод?(ягодная)
- Из скольких частей состоит пицца? А сколько частей пиццы фруктовой (овощной, ягодной) получилось?
- Ребята, в нашей пицце не хватает приправы. Давайте сдобрим нашу пиццу самыми лучшими душевными качествами.
Дети говорят, какие чувства добавят в свою пиццу (доброту, любовь, нежность, ласку, веселье, радость и т.д.)
- Наша пицца получилась очень хорошей. Тесто было одинаковым, но каждый добавил свое. Я предлагаю подарить ее нашим гостям на память о нашей встрече.
- А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в д/с. Встанем на ковер -самолет. Закроем глаза. Представим, как мы летим высоко, высоко над лесами, над полями, над морями. Поддерживайте друг друга, чтобы не упасть. Вот мы и в д/с.
- Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали?
- Хочу поблагодарить вас. Вы были молодцы. Показали, как вы умеете дружить.
Воспитатель достает музыкальную шкатулку.
- А здесь подарок на память о нашем путешествии- волшебные цветы дружбы.

Ход ООД

1.Вводная часть (5 мин.)

Цель: создание эмоционального настроя к занятию.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям, поздороваемся и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Чему нас учат сказки? (дети: быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых)…

А что происходит в сказках? (чудеса, волшебство).

Как мне хочется попасть в сказку… А вы хотите? Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по сказке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, ничего не замечаете? Замечают, что, наследили и оставили конверт, воспитатель зачитывает письмо.

Ребята, я заболела и не могу поздравить бабушку с днём рождения, помогите мне, пожалуйста, отнести ей гостинцы. Но, чтобы до бабушки дойти, нужно выполнить задания, которые вы найдёте в волшебных конвертах. Желаю вам удачи! Спасибо! Красная Шапочка.

Скажите ребята, где живёт бабушка Красной Шапочки? (дети: на краю леса, на опушке леса).

Тогда отправляемся в путь. Дорога туда очень длинная и трудная.

Вы готовы справиться с трудностями?

2.Основная часть (15 мин.)

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приёмы:

Рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассматривание;

Выполнение задания;

Педагогическая оценка. Воспитатель: А где же волшебный конверт, посмотрите ребята, вот и первый конверт с заданием. Дети, мы оказались с вами на сказочной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней? (дети: комара и пчелу). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з]. А пчела? – звук [ж]. А кто ещё там ползает? (дети: змея). Как змея шипит? – произносят звук [ш].

Посмотрите, перед вами картинки. Там, где сидит комар подберите картинки со звуком [з], где пчела – со звуком [ж], где змея – со звуком [ш]. (дети делятся по группам, выбирают нужные картинки и раскладывают по соответствующим местам. Давайте ещё раз повторим звуки, к которым мы подбирали картинки. Молодцы, ребята, правильно подобрали все картинки. Мы идём с вами дальше по лесу.

(Замечают белку).

Кого вы видите? Правильно, белку. Скажите, сколько слогов в слове белка (два слога). А где живёт белка? (дети: в дупле). Сколько слогов в слове дупло? (два) Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок и считают количество слогов по ударам об него.

А знаете ли вы, есть ли друзья у белки? Скажите, кто они (дети: заяц - куян, волк, медведь-аю,лиса-

Подумайте, где живёт заяц (под кустом). Сколько слогов в слове куст? Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово? Где живёт медведь? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога? Также лиса (норе). Сколько слогов в слове нора? Вот мы с вами и узнали, где живут друзья белки. Назовите их ласково. Например, белка - белочка, волк – волчок; заяц –зайчик, лиса- лисичка, медведь – медвежонок. Молодцы, дети, вы назвали ласково друзей белки, и они хотят с вами поиграть. Выходите на полянку. Динамическая пауза.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (Вращения головой)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (садятся на свои места).

(дети замечают лесного гнома, который, сидит грустный на полянке).

Воспитатель: Ребята, это же лесной гном. Он сидит совсем грустный. Что случилось с тобой, гном, почему ты грустный? - Потому я грустный, что перепутал слова, помогите мне, назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух).

Прилагательные:

Весёлый – грустный

Маленький – большой

Худой – полный

Сухой – мокрый

Белый – чёрный

Светлый – тёмный

Длинный – короткий

Глаголы:

Идти – стоять

Плакать – смеяться

Молчать – говорить

Терять – находить

Начинать - закончить

Встречать – провожать

Светлеть – темнеть

Молодцы, спасибо вам ребята!!!

Воспитатель: Посмотрите, у гномика поднялось настроение, потому что вы ему помогли.

Гном: Куда вы путь держите, я, знаю, наслышан. Там, за елями, на опушке, живет бабушка.

Воспитатель: Спасибо гном тебе за помощь. Ребята, подойдите все ко мне…Вот и бабушка нас встречает. Она очень рада видеть нас. Нужно сказать бабушке какие – то приятные слова. (Поздравляем с днём рождения! Здравствуй, бабушка! С днём рождения бабушка! Вручают корзину).

Бабушка: Здравствуйте ребята! Спасибо вам большое! Я про Красную Шапочку слышала, пусть она выздоравливает, а вы молодцы, справились с заданиями! За то, что вы славно потрудились, я вам приготовила раскраски по сказкам. Читайте сказки и раскрашивайте с удовольствием! До свидания!

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Чтобы вернуться, нам необходимо сосчитать до десяти на татарском языке.

3. Заключительная часть (5 мин.)

Цель: подведение итогов. Воспитатель: Вот, мы и оказались с вами, в нашей группе!

Интересной была дорога к бабушке на день рождения?

Что вы по дороге делали?

Молодцы, со всеми трудностями вы справились!

Я вас всех хвалю. Расскажите про нашу прогулку родителям.

(воспитатель раздаёт детям раскраски).

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Книги – наши друзья"

Назначение : для воспитателей дошкольных организаций
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей умение составлять рассуждение, соблюдая структуру данного вида текстов. Учить детей составлять рекламу, включая описание предмета.
2. Закрепить представление о жанрах литературных произведений.
3. Упражнять в умении понимать и объяснить переносный смысл фразеологизмов.
4. Воспитывать уважительное, бережное отношение к книгам.

Материал:
Сундучок с ключом, карточки с названием жанра, большой лист бумаги для написания правил бережного отношения с книгами, выставка книг, схема – рекламы.

Ход занятия:

Обратите внимание, ребята, на этот ларец. Что в нем лежит, я не знаю. Он закрыт. А чтобы открыть этот ларец, нужен ключ. Ключ непростой, ключ знаний. Если в течение занятия вы справитесь со всеми заданиями, то сможете получить ключ и открыть ларец, и узнать, что в нем лежит.
"Орешек знаний тверд,
Ну что ж, мы е привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Желание: "Хотим все знать!"
- Начнет мы занятие с загадки:
"Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Что это?" (Книжка)
- Да, это книга. Книга – это величайшее из чудес на свете. Вы уже знакомились с историей появления книг. Знаете, что каждая книга прошла долгий и трудный путь, прежде чем попасть к вам в руки. Как вы думаете, нужно ли беречь книги? Почему?
- Знаете, есть ребята, да и некоторые взрослые, которые не знают, как обращаться с книгами. Я предлагаю вам придумать правила бережного отношения к книгам и записать их. Мы повесим их в детском саду, чтобы все знали, как правильно обращаться с книгами. Ребята, каждое правило – это одно предложение. (Дети составляют правила).
- Ребята, а какие бывают книги? (Для детей и взрослых).
- Чем отличаются детские книги от взрослых?
- Я знаю, что в детских книгах печатаются сказки. А какая еще литература печатается для детей? (Рассказы, басни, загадки, стихи, дразнилки, пословицы и т.д.).
- А чем отличается сказка от рассказа?
- Чем отличается рассказ от стихотворения?
- Чем отличается скороговорка от пословицы?
- Чем отличается дразнилка от загадки?
- Ребята, я буду читать вам отрывки различных произведений, а вы должны определить что это: стихотворение, сказка или что-то другое. Свой ответ подкрепите доказательством, почему вы так думаете. (Воспитатель, дети аргументируют свои догадки).
- Молодцы! Я думаю, что со следующим заданием вы справитесь. Я приготовила для вас карточки. На каждой карточке по одному слову: сказка, рассказ, стихотворение, загадка, дразнилка, скороговорка, пословица. Вам нужно вспомнить или придумать то, что вам достанется.
- Ребята, сегодня у нас проводится выставка книг. Книги все интересные, добрые. Каждую из них я прочитала "от корки до корки". Можно ли так сказать: "Прочитала от корки до корки". (Ответы детей).
- Да, так сказать можно. Это значит – прочитать книгу внимательно от начала до конца.
- Вернемся к нашей выставке книг. Представьте, что вы торговые представители Дома печати. Вам нужно выгодно продать книги, а для этого нужна эффективная и интересная реклама. Сейчас мы с вами будет учиться придумывать рекламу книг. О чем нужно сказать, как вы думаете?
- Нужно рассказать о названии книги, авторе. Какой переплет: мягкий или твердый? Что напечатано в книге? (Сказка, рассказ или стихотворение). Можно краткий сюжет, кто главный герой.
- Какими словами можно начать рекламу?
- Какими словами закончить?
- Я предлагаю вам выбрать книгу для рекламы. Внимательно осмотреть ее. При рекламном рассказе можете использовать схему.
Я предлагаю: Книга - Название - Автор - Переплёт: М или Т - Сказки?- О чем? - Герои!
(Анализ получившихся реклам).
- Что же, со всеми заданиями вы справились, пора открывать ларец. (Дети открывают ларец, в нем подарки детям – книги).

Организация: МКДОУ «Сказка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Кодинск

Ц

Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Интегрируемые образовательные области : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

    расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на стройке»;

    совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными);

    совершенствования навыка слогового анализа слов;

    совершенствование синтаксической стороны речи.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, связную речь;

    закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

    развивать речевой слух, фонематическое восприятие;

    развивать координации речи с движением. Общую и мелкую моторики.

Воспитательные:

    закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность;

    формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

    совершенствовать навыки работы в паре.

Виды детской деятельности: игровая, речевая,

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Форма проведения НОД : подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, логические рассуждения, практическая деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, ситуации занимательности и новизны, поощрение.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Предварительная работа : Беседа о профессиях на стройке, рассматривание картинок связанных со строительными профессиями. Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», Г. Люшнин «Строители», И. Соколов-Митков «Заячьи слёзы», С. Михалков «Три поросёнка», игра–драматизация по сказке. Организация сюжетно-ролевой игры «Строим дом». Дидактические игры: «Кому что?», «Угадай по описанию».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Многофукциональное игровое пособие «Волшебные круги», мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, магнитофон.

Раздаточный: Многофукциональное игровое пособие «Новоселье», фото детей группы размер 4х4, кирпичики.

Раздаточный:

Группа: старшая.

Количество участников: 8

Время реализации: 25 минут.

ХОД

I .Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона занятия.)

Звучит песенка из м/ф «Три поросёнка».

Педагог. Ребята, вы узнали из какой сказки эта песенка и кто её поёт?

Дети. «Три поросёнка».

Педагог. Как их зовут?

Дети. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Педагог. Что делали поросята в этой сказке?

Дети. Строили домики, чтобы спрятаться от волка.

Педагог. Сегодня мы тоже будем говорить о профессиях людей, работающих на стройке. А для начала давайте поиграем с поросятами и домиками.

II . Основная часть

1. Упражнение «Кто, где находится?» Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).

Слайд 1 Домики поросят.

Педагог. Давайте вспомним, из какого материала поросята строили домики.

Дети. В этой сказке поросята построили три домика. Ниф-Ниф построил домик из соломы, Наф-Наф - из веток, а Нуф-Нуф - из камней.

Слайд 2. Домики поросят и поросята.

Педагог . Расскажите, что делают поросята.

    1. й р е б е н о к. Ниф-Ниф стоит перед домиком.

      й ребенок. Наф-Наф прячется за домиком.

      й ребенок. Нуф-Нуф прячется в домике.

      й ребенок. Теперь Нуф-Нуф выглядывает из домика.

2. Игра «Волшебные круги» (совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных)

Дети стоят вокруг стола, перед ними на столе многофункциональное пособие «Волшебные круги». На одном круге изображены дома, на другом материалы из которых построены дома.

Педагог. Давайте ещё раз скажем, какие домики были у поросят. Помогут нам вот такие волшебные круги. Каждый из вас будет крутить круги по очереди и говорить, из чего сделан домик.

Педагог . Домик из соломы - какой?

1-й р е б е н о к. Соломенный.

Педагог. .Домик из дерева - какой?

    й ребенок. Деревянный.

Педагог . Домик из камня - какой?

    й ребенок. Каменный.

Педагог . Домик из глины - какой?

4 -й р е б е н о к. Глиняный.

Педагог . Крыша из железа - какая?

5-й ребенок. Железная.

Педагог . Домик из кирпича - какая?

6-й ребенок. Кирпичный.

3. Упражнение «Построй башню» (расширение глагольного словаря по теме «Профессии на стройке»).

Педагог достает контейнер с кирпичиками

Педагог . Поросята строили домики, а вы построите башню из кирпичиков. Тот, кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?», построит самую высокую башню. За каждое слово вы будете получать по кирпичику и строить свою башню. Вспоминайте, как поросята строили дома, подбирайте подходящие слова.

Дети подбирают слова (строить, плести, копать, складывать, крыть, красить, прибивать, штукатурить, стеклить, проводить, белить, утеплять, замазывать и т. п.), получают кирпичики, строят из них башни, определяют победителя.

4. Физкультурная пауза упражнение «Маляры» из музыкальной игровой зарядки автор Ю. Кудинов. Педагог приглашает детей выйти на ковёр.

5. Игра «Громко хлопай» (Развитие фонематического восприятия.)

Педагог просит детей остаться на ковре.

Педагог . Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Даня долго строит дом

Добрым делом занят он.

Дети. Д.

Педагог . Верно. Звук Д. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук Д.

Д,м,к,ж,д,р, з, д.

До, Та, Му, Да, Ко, Ду.

Дуб, зубы, тапки, Дрова, вата, кости, Добрый, светлый, Долгий.

6. Игра «Новоселье», «Определи количество слогов» (Развивать навыки слогового анализа слова).

Педагог просит детей сесть за столы, на который лежат аппликации домов пятиэтажных с пятью подъездами . На тарелочках фотографии детей своей группы размером как окно дома. Задание выполняют парами, один дом на двоих детей.

Педагог. Сейчас давайте поиграем. У вас на столах новые уже готовые к заселению дома. У нас новоселье, вам нужно расселить своих друзей. У кого имя состоит из одного слога поселить на первый этаж, из двух слогов на второй этаж, из трёх слогов на третий этаж.

Педагог. Молодцы, вы отлично справились с заданием и расселили своих друзей в новом доме.

7. Игра «Крути волчок, и назови кто лишний» (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что, развитие мышления)

Педагог просит детей подойти к столу с волчком и картинками, на которых изображены профессии людей.

Педагог . Предлагаю поиграть в игру «Крути волчок и назови кто лишний». По очереди будем крутить волчок, когда он остановится, нужно взять картинку, на которую показала стрелка, на ней изображены люди разных профессий, назвать какая профессия лишняя и почему.

Врач, воспитатель, каменщик, логопед.

Дети: Каменщик лишний, потому что он работает на стройке. А врач, воспитатель, логопед работают в детском саду.

Маляр, продавец, штукатур, архитектор.

Дети: Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур, архитектор работают на стройке.

Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник

Дети: Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. А крановщик, экскаваторщик, плотник работают на стройке.

Летчик, капитан, плотник, таксист.

Дети: Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан, таксист работают на транспорте.

Педагог : Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

III . Подведение итогов:

Ребята давайте вспомним, чем мы с вами занимались? Какие строительные профессии вы знаете? (ответы детей).

Молодцы, вы очень старались и у вас всё получилось.

ООД по развитию речи

на тему: Из какой мы сказки?

Программное содержание:

1. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и окончаниями.

2. Развивать связную речь, умение координировать речь с движением.

3. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

4. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

5. Закреплять умение отгадывать загадки.

6.Развивать моторику рук

7. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

8. Дать знания детям об одном из агрегатных состояний воды - лед, выявить и расширить представления о свойствах - льда.

9. Воспитывать любознательность, желание прийти на помощь.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», отгадывание загадок, проведение опытов со снегом, с водой.
Оборудование: ИКТ презентация, избушка изо льда, свечка , шерстяные нитки,1/2 листа картона c контурным рисунком домика, стекло,картинки солнца,снежинки.

Ход:

Ребята вы любите когда к вам приходят гости?

Вот и сегодня к нам должны прийти гости из знакомой нам сказки. А из какой мы узнаем выполнив задания? Тогда отгадывайте загадки.

1.

Среди всех лесных зверей
Известна хитростью своей,
Еще ловкостью и красотой.
А зовут ее …ЛИСОЙ .

Лиса дикое или домашнее животное?

Почему мы она дикое животное?

Как называется дом в котором живёт лиса?

Молодцы. Лиса хочет с нами проговорить чистоговорку.

Са-са-са - вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы - прибежали две … (лисы).

Су-су-су - дети видели … (лису).

Сой-сой-сой - волк погнался за …(лисой).

Се-се-се - много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис - в лесу есть много … (лис) и т.д.

Молодцы ребята нам нужно продолжать.

2.Он чужих не пропускает,
Осторожно, покусает!
Или вмиг затеет драку,
Кто же, кто это?
(Собака)

Правильно собака. Собака дикое или домашнее животное? Как называется дом в котором живут собаки?

Молодцы. Собачка хочет с нами поиграть в игру назови одним словом.

Д/и "Назови одним словом"

бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

скворец, снегирь, сорока, ласточка - птицы;

ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек - цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

3Слушайте загадку внимательно.

Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

(Медведь)

Медведь где живёт?

Значит это какое животное? -молодцы. Медведь тоже приготовил нам одну игру и хочет с нами поиграть А называется она

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком , волк - волчонком , медведь - медвежонком ,
белка - бельчонком , ёж - ежонком , овечка - ягнёнком , лошадь - жеребёнком ,заяц - зайчонком , мышь -мышонком.

4Слушайте следующую загадку.

Два пушистых длинных ушка,
Любит грызть капустный лист,
Прыгать может как лягушка
Всех вокруг боится лис! (Зайчик )


Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

5Отдохнули присаживайтесь, слушайте загадку.

1. Унесла его лиса за далекие леса...

Но придет на помощь кот, своего дружка спасет!

Открывай, лиса, мешок! Ты свободен, ….(петушок!)

Ребята вот и все животные вместе собрались.

А из какой они сказки кто помнит?

Правильно из сказки «Заюшкина избушка».

Как помог петух в этой сказке зайцу?

Почему лиса стала жить у зайца?

Из чего был сделан домик у лисы?

+ А как вы думаете, почему у лисы избушка растаяла?
Дети: Потому, что наступила весна, солнце светит ярче, стало тепло.
+ Скажите, а что из бытового оборудования может греть и освещать как солнце?
Дети: Лампа, батарея, плита.
+ А свечка похоже с солнцем? (отв.детей).

Давайте сейчас проведем эксперимент со льдом с помощью свечки. Свечка будет заменителем солнца.

Если мы поднесем руки к свечке, что мы почувствуем?

Статьи по теме: