Конспект нод по фцкм в средней группе"путешествие с капелькой". Конспект занятия в средней группе по фцкм

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад « Росинка»

Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы

Подготовила: воспитатель

Т.Н. Никитина

П. Пионерский 2014г.

Тема: « Путешествие с мудрым сомиком».

Задачи:

1.Образовательные задачи: Расширение и уточнение естественнонаучных представлений. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.

2.Коррекционно развивающие задачи: Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.

3.Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

    Сюрпризный момент (Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона .)

Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что это? Но чтобы узнать что за сюрприз я вам приготовила Вы должны мне помочь. Поможете мне?

(Дети: Поможем)

Скажите а какое сейчас время года. (Дети: сейчас весна).

Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?

(Дети на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)

Молодцы. Д/И « Узнай время года» (развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).

Найдите на доске картины где художник изобразил весну.

Молодцы. А какие времена года еще изображены на кртинах. Как Вы догодались?

Молодцы. Ну раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила (Показывает сомика в аквариуме). Ребята это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости.

    Наблюдение за сомиком. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)

Ребята посмотрите на него какой он?

(Дети большой, черный, красивый и.тд.)

Ребята, а для того чтобы узнать где живет рыбка, послушайте загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы-

Знаменитые пловцы.

Что это? (Дети: Аквариум);

Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик большая или маленькая? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. (Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);

Что еще можно сказать о сомике? (Дети: он красивый, проворный.)

Правильно как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чашуей. Чашуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? (Дети: Чтобы плавать.)

Правильно, для того чтобы плавать. Послушайте как похожи слова плавать и плавники. Значит плавники помогают плавать.

А что еще рыбка делает в аквариуме? (Дети: плещется, ныряет, дышит, кушает.

А как вы думаете чем питается рыбка? (Дети: Травкой)

Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.

А пока она кушает поиграем в игру « Родственные слова»

Как можно называть маленькую рыбы? (Дети: рыбка)

Назовите рыбу ласково (Дети рыбка, рыбонька и.т.д.)

А как можно назвать большую рыбу? (Дети: рыбина)

Молодцы, а как называется суп из рыбы? (Дети: рыбный)

А Вы знаете как называют человека который ловит рыбу? (Дети:рыбак)

Какие Вы молодцы. Устали, давайте отдохнем.

    Физкультурная пауза « Аквариум» (Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)

Улитки ползут, Передвигаются по кругу в полуприсяде

Свои домики везут. сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, Останавливаются делают рожки из пальчиков,

На рыбок глядят. наклоняют голову вправо, влево.

Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, опустив руки

Плавничками гребут и выполняя движения ладонями вперед –

назад.

Влево. Вправо поворот, повороты туловища влево- вправо.

А теперь наоборот.

Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет, и много расскажет. А Вы ей будете помогать?

(Дети: Будем.)

Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.

(Показ презентации!.)

Ребята кто еще живет в аквариуме? (улитки, рыбки – гупи, меченосцы, сомики, водоросли.)

Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.

4. П/и « Что изменилось» Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов )).

Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось? » (

Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. (Дети: Золотая рыбка, улика, гупи, меченосец.)

Что делает улитка? (ползет по листочку)

Что делает гупи? (плывет под корягой.)

Что делает меченосец? (плавает на поверхности)

Что делает золотая рыбка? (роется в песке)

А сейчас закройте глазки, я кое – что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать что изменилось в аквариуме.

(Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)

5. Д/и « Что лишнее» ? ( активизация словаря, классификация предметов)

Молодцы!. Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру « Что лишнее?»

Карточки: «гупи, сомик, собака» (Дети: лишняя собака – это домашнее животное.

А каких домашних животных Вы еще знаете? (Дети: корова, лошадь, свинья.)

- « золотая рыбка, ласточка, сомик » (Дети: лишняя ласточка – это перелетная птица. А каких перелетных птиц Вы еще знаете? (Дети грачи, сворец, кукушка.)

- « гупи, золотая рыбка, лиса» (Дети: лишняя лиса – это дикое животное.)

А каких диких животных Вы еще знаете? (заяц, волк, медведь)

7. Д/и « Собери пазлы» (совершенствование умений из частей составлять целое)

Посмотрите пока мудрый сомик плыл к нам в гости у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята помогите сомику собрать фотографии.

Кто на фото у Вас ….(Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).

7. Итог занятия:

Молодцы ребята. Что нового Вы сегодня узнали. С кем познакомились?

(Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)

Кто живет в аквариуме? (Дети: сомики, гупи, и.т.д,)

Чем можно кормить аквариумных рыбок. (Дети: сухим кормом)

Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.

Самоанализ

совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе

компенсирующей направленности №14 « Солнышко»

на тему: «Путешествие с мудрым сомиком»

Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе компенсирующей направленности разработан с учётом программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Н.В. Нищевой, возрастных особенностей детей, индивидуального, системно-деятельного подхода.

Данный конспект итогового занятия представлен в рамках систематической работы с воспитанниками средней группы компенсирующей направленности, в составе 5 человек.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

Интеграция образовательных областей на занятии осуществлялась по следующим задачам:

Образовательные задачи:

Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.

Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).

Употребление простых предлогов.

Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие мыслительной деятельности

Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание бережного отношения к природе.

В процессе занятия использовались следующие методы:

Словесный мет од осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, беседа, ответы детей.

Наглядный метод представлен использованием: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки».

Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, игровые приёмы. Применяя практический метод, использовала: динамические упражнения, выполнение упражнений.

Оборудование и учебные материалы : компьютер, картины, иллюстрации.

Предварительная работа : Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбома « Аквариумные рыбки» .

Словарная работа : рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый.

Индивидуальная работа : с Ваней

Тип занятия : обучающее, с элементами итогового.

Вид занятия : занятие - экскурсия

Конспект составлен по принципу интеграции нескольких образовательных областей (коммуникация, социализация, здоровье), что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам к построению современной системы дошкольного образования.

Образовательные задачи соответствуют образовательным требованиям данного возраста.

Считаю что, подобранный мною материал способствовал развитию интереса к изучению новой темы. Выбранные мною упражнения способствовали формированию у воспитанников представления о жизни аквариумных рыбок. Представленный детям материал новым, ранее не изученным.

Мотивация к деятельности детей была определена тем, что к детям в гости пришел «мудрый сомик»

Целеполагание: дети выдвинули несколько предположений, для чего нужно сомику плавники, хвостик, жабры.

Совместная деятельность взрослого и детей, осуществлялись в процессе организации различных видов детской деятельности: игровая (« Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее»), двигательная (динамическая пауза « Аквариум»), коммуникативная (Отгадывание загадки, беседа о рыбах), продуктивная (пазлы « Рыбка»).

Самостоятельная деятельность прослеживалась при выполнении задания на развитие тонкой моторики (упражнение « Рыбки»).

Деятельность воспитанников на занятии:

Считаю что представленный мною материал, очень заинтересовал воспитанников. Предлагаемые упражнения, материал легко усвоились детьми. Дети были активны, при необходимости действовали коллективно, помогая друг- другу. Так как материал был интересным дисциплина на занятии была хорошая, отношения между детьми и педагогом доброжелательные.

Старалась оказывать индивидуальную помощь: Роберту, Алине при выполнении упражнения « Рыбки».

Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребёнка: выслушивала мнение каждого ребёнка, поддерживала их рассуждения положительной оценкой, таким образом, создавая ситуацию успеха для каждого их них.

Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.

При подведении итогов, воспитанники формулировали свои ответы применяя знания данные на занятии.

Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.

На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного вида деятельности к другому.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. План занятия выполнен в полном объеме. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи раскрыты в полном объеме. Образовательная нагрузка не превышает допустимых норм. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания . Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Деятельностью детей и своей деятельностью удовлетворена.

Цель : Обобщить полученные знания.

Задачи:
Образовательные:
— продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами.
— закрепить представление детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг.
— закреплять представления детей о частях суток.
— закреплять знания детей о фруктах и овощах.
— закрепить знания детей об общественном транспорте

Развивающие:
— развивать наглядно – образное мышление, внимание, память.

Воспитательные:
— Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

Виды детской деятельности и приемы работы:


Форма организации детей:
фронтально, индивидуально.

Место проведения:
группа

Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Письмо
Заяц Крош
2 монетки
книга

Раздаточный:
картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, страницы с геометрическими фигурами фрукты: яблоко, банан, груша, апельсин, лимон; овощи: томат, огурец, лук, морковь, кукуруза, раскраски зайчика
Билеты с геометрическими фигурами разного цвета

Ход
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуйте!
Дети: здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо. Хотите узнать что там?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда открываю!
Ребята, я приглашаю вас в гости сегодня днем. Ваш заяц Крош.
Ну, что ребята, пойдем в гости?
Дети: ДА!

Воспитатель: Только Наш зайчик далеко в другом городе живет. На чем к нему можно добраться?
Дети: на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель: а какой еще транспорт вы знаете?
Дети: корабль, самолет
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на автобусе. Возьмите, пожалуйста, свой билет.
(билеты лежат на полу)
Внимательно посмотрите, какая у вас геометрическая фигура на билете.
И найдите свое место в автобусе. Кто у нас будет водителем автобуса?
Ребенок: я

Воспитатель: Скажите, а что делает водитель автобуса.
Дети: водит, управляет автобусом, возит людей.
Воспитатель: Молодцы. А я буду кондуктором и буду проверять ваши билеты.
(одеваю фуражку )

Воспитатель: граждане пассажиры, предъявите ваши билеты за проезд. Даша, объясни, как ты нашла свое место?
Ребенок: у меня желтый круг и на стульчике желтый круг.

Воспитатель: хорошо, ваш билетик Рома. Как вы нашли свое место?
Ребенок: у меня синий треугольник и на стульчике синий треугольник.
(собираю билеты в сумку и снимаю фуражку )

Воспитатель: Ребята мы не опоздали в гости?
Дети: нет

Воспитатель: какая часть суток сейчас?
Дети: утро

Воспитатель: какие еще части суток вы знаете?
Дети: вечер, день, ночь.

Воспитатель: ой я совсем забыла про подарки. В гости с пустыми руками не ходят. Что делать?
Дети: купить подарки

Воспитатель: а что любят зайцы.
Дети: морковь, капусту, кору.

Воспитатель: ребята давайте зайдем в магазин и купим зайчику Крошу морковки.
В каком магазине мы сможем купить морковь?
Дети: продуктовом, овощном?

Воспитатель: хорошо, сейчас мы остановимся и зайдем в продуктовый магазин. Скажите как надо вести себя в магазине?
Дети: нельзя бегать, кричать, плакать.

Воспитатель: молодцы. Водитель, остановите возле магазина, пожалуйста.
(проходят к магазину возле прилавка стоит стол на нем фрукты и овощи)
Какой беспорядок. Все фрукты и овощи перемешались. Давайте поможем продавцу навести здесь порядок
Положите на верхнюю полку витрины все овощи., на нижнюю полку все фрукты.
(дети раскладывают продукты)

Воспитатель: Миша, перечисли, что лежит на верхней полке?
Ребенок: лук, капуста, огурец, помидор, морковь

Воспитатель:
Дети: овощи

Воспитатель: Сережа, перечисли, что лежит на нижней полке.
Ребенок: апельсин, груша, банан, яблоко, лимон

Воспитатель: а как можно назвать одним словом?
Дети: фрукты

Воспитатель: Ребята, скажите, а сколько здесь морковок?
Дети: одна

Воспитатель: давайте купим морковку. Как думаете за одну морковку, сколько мы отдадим монеток (если дети затрудняются подсказываю одну или много)
Дети: одну.
(оставляем одну монетку берем морковку)

Воспитатель: Зайчик еще очень любит читать книги. А в каком магазине мы сможем купит книгу.
Дети: в книжном
\подходят к столам\

Лежат страницы «книг». На каждой странице нарисован квадрат, на треугольник, круг, прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.

Воспитатель: посмотрите…. Ветер растрепал книги, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали со своих страниц. Может быть, мы поможем книгам?
Дети: поможем

Воспитатель: отгадайте загадки.

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети:Круг

Воспитатель: Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — …
(треугольник)
Дети: Треугольник.

Воспитатель: фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…
Дети: Квадрат.

Воспитатель: Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат
Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: А теперь найдите картинки, похожие на геометрические фигуры и положите на свои места.
Ребята, какие же вы молодцы, все страницы поставили правильно!
За это мы можем купить книгу. Сколько книг?
Дети: одна.

Воспитатель: сколько монеток оставим за нее.
Дети: одну

Воспитатель: А вот ребята и дом Кроша.
Вы помните как надо себя вести в гостях?
Дети: да нельзя баловаться, кричать, бегать. Надо здороваться.

Воспитатель: Молодцы.
(подходят к столам около доски и стучатся)

Заяц: Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли вы как раз вовремя.
Дети: здравствуй
Воспитатель: Крош, а мы тебе подарки принесли. Что мы принесли?
Дети: Книгу и морковку.

Заяц: спасибо. А теперь я предлагаю вам сесть за стол. Я приготовил для вас угощение, только не успел разложить грибочки и ягодки по тарелочкам. Перед вами мои необычные тарелки. Выложите на верхнюю полоску все грибочки.

Воспитатель: Начинаем раскладывать слева направо. Яна, сколько у тебя грибочков.
Ребенок: пять грибочков

Заяц: а теперь выложите все ягодки на нижнюю полоску.
Воспитатель: Андрей, сколько у тебя ягодок на тарелочке?
Ребенок: четыре

Воспитатель: Чего же больше, грибов или ягод?
Дети: грибов

Воспитатель: А на сколько?
Дети: На один.

Воспитатель: А как сделать, чтобы грибов и ягод было поровну?
Дети: убрать гриб.

Воспитатель: а что еще можно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну (одинаковое количество)
Дети: добавить еще одну ягоду.
(ребята выполняют)

Заяц: Молодцы! Я вас тоже хочу порадовать. И подарить вам подарки.
(дарит раскраски)
Дети: спасибо.

Воспитатель: ребята, слышите. Автобус гудит нам пора отправляться. До свидания Крош.
Заяц: до свидания ребята.
Дети: до свидания.

Воспитатель: ребята, вы помните на каких местах вы сидели.
Занимайте свои места в транспорте и поехали…
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети: Да

Воспитатель: что было трудным для вас?
А что было легко?

Молодцы. Мне было тоже очень интересно с вами. Вот мы и приехали обратно в наш город. В каком городе мы живем?

Дети: Советский.
Воспитатель: конечно, и теперь вы можете отправиться путешествовать куда угодно.

Название: Конспект занятия по ФЭМП и ФЦКМ в средней группе «В гости к Крошу»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, 4-5 лет

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад «Аленка»
Месторасположение: ХМАО, г. Советский

Организация: МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым

Учить детей логически мыслить.

Закрепить знания детей о природе России.

Вызвать чувство восхищения красотой русской природы.

Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.

Выделять основные признаки предметов.

Вызвать интерес к предметному миру.

Закрепить с детьми обобщающее понятие «транспорт».

Закреплять умение выделять различные признаки предметов.

Находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

Воспитывать в детях любовь к своей Родине.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

Сегодня у нас в гостях кукла Мирана. Она живет в стране Кукландия. Марина не знает в какую страну она попала. Ребята, в какой стране мы живем? (в России)

Ребята, я вам принесла очень красивые картины, давайте их рассмотрим.

Что вы видите? (лес)

Как вы догадались что это лес?(много деревьев)

Названия каких деревьев вы знаете? (береза, ель и т. д.)

В лесу живут много диких животных. Там много ягод, грибов. Посмотрите, дети, какой красивый лес. В таком лесу легко дышится.

Посмотрите на другую картину.

Что вы видите? (деревья, река, горы)

Что делают дети? (купаются)

Посмотрите на эти картины еще раз. Обратите внимание, какая красивая природа в нашей стране.

Мирана, понравилась тебе наша природа?

2. Воспитатель:

Посмотрите, что –то лежит на столе. Это мешочек, но не простой, а чудесный. Давайте посмотрим что там есть.

Что ты достал? (карандаш)

Какого он цвета? (зеленого)

Да, как будто этот карандаш одет в зеленную рубашку.

У карандаша два конца, один тупой, а второй? (острый)

Где карандаш носиком проводит, там след кладет.

Что ты достал? (ложку)

Ложка какая? (большая)

Зачем она нужна? (чтобы кушать)

Третий ребенок достает мыло.

Что ты достал? (мыло)

Проведи ручкой по нему, какое оно? (гладкое)

А теперь понюхай мыло, оно пахнет? (мыло пахнет, можно сказать оно душистое)

Следующий ребенок достает предмет.

Что ты достал? (матрешка)

Сколько у тебя в руке матрешек? (одна)

Как можно играть с матрешкой? (ее можно раскладывать)

Все матрешки похожи друг на друга, они в одинаковой одежде

Из чего сделаны матрешки? (из дерева)

Пятый ребенок достает из мешочка мяч.

Что ты достал? (мяч)

Какой мяч? Что ты можешь сказать о нем? (резиновый, круглый, цвет мяча)

Мирана, обрати внимание, что все вещи разные. Их создали взрослые люди, чтобы мы могли пользоваться ими.

Ребята, как нужно обращаться с предметами? (бережно, аккуратно)

Физ. минутка:

О чем поют воробушки (шагают на месте)

В последний день зимы (руки в стороны, на пояс)

Мы выжили, мы выжили (прыгают на месте)

Мы живы! Живы мы! (шагают на месте)

3. Воспитатель:

Ребята, подойдите к столу.

Что вы видите? (машины)

Скажите, зачем нужны машины? (чтобы перевозить людей и грузы)

Как можно назвать одним словом эти машины? (транспорт)

Скажите, для чего людям нужен транспорт? (чтобы перевозить людей и грузы)

Итак, мы знаем, что все то, что служит для перевозки людей и грузов, называется транспорт.

А сейчас посмотрим, сможете ли вы отличить транспорт от других предметов.

Воспитатель к картинам с транспортом добавляет картины с изображением крана, экскаватора, асфальтного катка.

Дети разделяют картины на две группы: «транспорт», «спец. техника»

Ребята, Миранаговорит, что ей пора домой, ей только что позвонили.

Мирана, а ты запомнила, в какой стране живут наши дети?

Дети, давайте напомним Миране. (в России).

В России очень красивая природа. Много лесов, рек, лугов, полей и т. д.

В конце занятия дети подводят итог: живут в России, природа красивая и богатая. Много разных видов транспорта. Русский народ своими руками создал много полезных вещей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по

ОО «Познание» (ФЦКМ) в средней группе.

Тема: «Удивительные пузыри»

подготовила воспитатель:

Самойлова Анна Витальевна

2014 г.

Конспект занятия по ОО «Познание» (ФЦКМ) в средней группе.

Тема: «Удивительные пузыри».

Цель: Знакомство детей со способами образования мыльных пузырей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитательные: Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимоуважение, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (рисование)

Материалы и оборудование : Пузырик – воздушный шар, таинственная коробочка, рисунки-схемы «Как получить пузыри», пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, бумага, кусочки мыла, коктейльные трубочки, пищевые красители, фартуки, мольберт, музыка.

Словарь : аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Ход занятия:

I Организационный момент:

Дети, посмотрите на свои руки.

Какие они у мальчиков? (они большие, сильные)

А у девочек? (нежные и ласковые).

Мы любим свои руки, ведь они могут все.

А что именно, как вы думаете? (обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол, и также помогают узнавать новое)

Что за чудо - чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто с вами рядом, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте:

«Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам коробочку с письмом: «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик. »

Воспитатель: Ребята, поможем Пузырику? (да)

II Основная часть

Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки).

Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.

Воспитатель: Первый наш помощник – глаза.

Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой).

Следующий помощник – уши.

О чем они говорят? (предмет не издает звука) .

А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).

Возьмите этот предмет в руки.

Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый).

Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий).

Назовите, аромат чего он вам напоминает?

Воспитатель: Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки). Скажите, что это за предмет? (мыло). (появляется воздушный шар - Пузырик)

Пузырик : Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят –моих друзей? (версии детей) .

Воспитатель : Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками глаза, рот).

Займите свои места вокруг столов.

Ход эксперимента

Посмотрите, что в емкостях? (вода).

Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха) .

Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.

Какое стало мыло? (скользкое) .

Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах) .

Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.

Пузырик: Размылили мыло, а пузырьков нет!

Воспитатель: Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (выдуть через трубочки воздух). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.

Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные).

Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.

А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику, какие мы дружные.

Физминутка: Игра «Как мы в магазин ходили?»,

В наших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные пузыри.

Возьмите свои стаканчики, выдуйте пузыри. (дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри) На что они похожи?

Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет).

А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).

Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета, чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии: в мыльную пену добавить краски).

А сейчас я предлагаю вам нарисовать нашим гостям подарки, а рисовать мы с вами будем цветными мыльными пузырями.

(дети прикладывают лист бумаги к цветной мыльной пене и оставляют отпечатки)

III Релаксация

Пузырик : Ура! Как много пузырьков - друзей у меня! Только я забуду, как их делать.

Воспитатель: Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности.

(дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри).

«Пузыри, чтоб получить,

Надо чудо совершить:

Взять простой кусочек мыла

И водичкой намочить.

Все размылить, размешать

И немного подождать!

Полетели пузыри

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать».

Пузырик: Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!


Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.

Тема: «Путешествие с мудрым сомиком».

Задачи :

1. Образовательные задачи :

  • Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.
  • Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни.
  • Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).
  • Употребление простых предлогов.

2. Коррекционно развивающие задачи :

  • развитие речи,
  • зрительного и слухового внимания,
  • наблюдательности,
  • мышления,
  • тонкой моторики.

3. Воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент.

1.​ Сюрпризный момент (Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона.)

Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что это? Но чтобы узнать, что за сюрприз я вам приготовила, вы должны мне помочь. Поможете мне?

(Дети: Поможем)

Скажите, а какое сейчас время года. (Дети: сейчас весна).

Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?

(Дети: на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)

Молодцы. Дидактическая игра «Узнай время года» (развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).

Найдите на доске картины, где художник изобразил весну.

Молодцы. А какие времена года еще изображены на картинах? Как Вы догодались?

Молодцы. Ну, раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила (Показывает сомика в аквариуме). Ребята, это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости.

1.​ Наблюдение за сомиком. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)

Ребята, посмотрите на него, какой он?

Ребята, а для того, чтобы узнать, где живет рыбка, послушайте загадку:

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы -
Знаменитые пловцы.

Что это? (Дети: Аквариум);

Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик — большая или маленькая рыбка? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. (Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);

Что еще можно сказать о сомике? (Дети: он красивый, проворный.)

Правильно, как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чешуей. Чешуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? (Дети: Чтобы плавать.)

Правильно, для того, чтобы плавать. Послушайте, как похожи слова «плавать» и «плавники». Значит, плавники помогают плавать.

А что еще рыбка делает в аквариуме? (Дети: плещется, ныряет, дышит, кушает.)

А как вы думаете, чем питается рыбка? (Дети: Травкой)

Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.

А пока она кушает, поиграем в игру «Родственные слова».

Как можно называть маленькую рыбы? (Дети: рыбка)

Назовите рыбу ласково (Дети: рыбка, рыбонька и.т.д.)

А как можно назвать большую рыбу? (Дети: рыбина)

Молодцы, а как называется суп из рыбы? (Дети: рыбный)

А Вы знаете, как называют человека, который ловит рыбу? (Дети: рыбак)

Какие Вы молодцы! Устали, давайте отдохнем.

1.​ Физкультурная пауза «Аквариум» (Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприсяде сложив руки за спиной)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Останавливаются делают рожки из пальчиков,)
На рыбок глядят. (наклоняют голову вправо, влево и выполняя движения ладонями вперед–назад.)
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу, опустив руки)
Плавничками гребут.
Вправо поворот, (повороты туловища влево-вправо.)
А теперь наоборот.

Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет, и много расскажет. А Вы ей будете помогать? (Дети: Будем.)

Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.

(Показ презентации.)

Презентация к занятию:

Ребята кто еще живет в аквариуме? (улитки, рыбки – гупи, меченосцы, сомики, водоросли.)

Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.

4. Дидактическая игра «Что изменилось». Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов)).

Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось?»

Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. (Дети: Золотая рыбка, улика, гупи, меченосец.)

Что делает улитка? (ползет по листочку)

Что делает гупи? (плывет под корягой.)

Что делает меченосец? (плавает на поверхности)

Что делает золотая рыбка? (роется в песке)

А сейчас закройте глазки, я кое-что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать, что изменилось в аквариуме.

(Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)

5. Дидактическая игра «Что лишнее» ? (активизация словаря, классификация предметов)

Молодцы! Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру «Что лишнее?»

Карточки: «гупи, сомик, собака» (Дети: лишняя собака – это домашнее животное.)

А каких домашних животных вы еще знаете? (Дети: корова, лошадь, свинья.)

- «золотая рыбка, ласточка, сомик» (Дети: лишняя ласточка – это перелетная птица.)

А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Дети: грачи, сворец, кукушка.)

- «гупи, золотая рыбка, лиса» (Дети: лишняя лиса – это дикое животное.)

А каких диких животных вы еще знаете? (заяц, волк, медведь)

7. Дидактическая игра «Собери пазлы» (совершенствование умений из частей составлять целое)

Посмотрите, пока мудрый сомик плыл к нам в гости, у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята, помогите сомику собрать фотографии.

Кто на фото у Вас ….(Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).

7. Итог занятия:

Молодцы ребята! Что нового Вы сегодня узнали? С кем познакомились?

(Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)

Кто живет в аквариуме? (Дети: сомики, гупи, и так далее.)

Чем можно кормить аквариумных рыбок? (Дети: сухим кормом)

Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.

Статьи по теме: