Конспект мероприятия в старшей группе «Моя семья. Конспект занятия «Моя семья

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    Программное содержание . Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр, кроссвордов, ребусов. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: кроссворд, ребус. Познакомить с новыми именами: художники З. Серебрякова, Н. Богданов-Бельский, Ф. Решетников, композитор И. С. Бах

    Предварительная работа . Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» и т. д. Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений «Моя семья» Е. Гомоновой и «Моя родня» Я. Акима. Подготовка семейного альбома и рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему «Моя семья».

    Материал и оборудование . Репродукции картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «На террасе в Харькове», «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик». Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой), «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна. Акварель, масляная пастель, бумага формата А3. Музыкальный центр и аудиокассеты с записью, видеозарисовки «Семейный портрет» с участием членов семьи нескольких детей группы. Ленты (цветные), атрибуты для разыгрывания мини-сценок.

    Ход занятия

    Педагог . Предлагаю начать наше занятие с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? (Ответы детей) Предлагаю вам разгадать кроссворд, имеющий прямое отношение к теме нашего занятия. Вам надо правильно назвать слова по горизонтали.

    Вопросы кроссворда

    Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)

    Самый младший член семьи. (Ребёнок)

    Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я.)

    Все нарядные с утра: я, братишка и... (сестра).

    Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)

    Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)

    Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения.)

    Дети вместе с педагогом разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: моя семья.

    Педагог . А что такое ребус, вы знаете? (Ответы детей) Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано.

    Показывает карточку, на которой изображено: 7 я. Дети называют слово: семья.

    Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    (Ю. Энтин)

    В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

    Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят.

    Пословицы и поговорки о семье:

    Согласие да лад - в семье клад.

    Согласную семью горе не берёт.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Семья без детей, что цветок без запаха.

    Семейный горшок всегда кипит.

    В семье и каша гуще.

    В семье разлад - то и дому не рад.

    Не будет добра, коли в семье вражда.

    Намёки да попрёки - семейные пороки.

    Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Педагог . Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» О счастливой семье у нас и песня есть!

    Дети исполняют песню «Что такое семья?»

    Что такое семья? (Музыка и слова Е. Гомоновой)

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    И сестрёнка моя –

    Вот и вся у нас семья...

    Ну а как же бабушки?

    Ну а как же дедушки?

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    Баба Зоя, баба Зина,

    Дедушки: Егор, Василий,

    И сестрёнка моя -

    Вот и вся у нас семья.

    Ну а как же дяди?

    Ну а как же тёти?

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    Баба Зоя, баба Зина,

    Дедушки: Егор, Василий,

    Тётя Аня, тётя Таня,

    Дядя Вова, дядя Ваня,

    И сестрёнка моя –

    Вот и вся у нас семья...

    А братишек и сестрёнок

    Всех двоюродных назвать

    После этой песни мне вспомнились шуточные стихи Петра Синявского:

    Хорошо поётся хором,

    В нашем хоре - вся семья.

    Дети (продолжают).

    Папа с дедушкой Егором,

    Мама, бабушка и я.

    Дядя Ваня с барабаном,

    Кошка с Барсиком - котом.

    А котёнок под диваном

    Дирижирует хвостом.

    Педагог по изобразительной деятельности обращает внимание детей на картины, представленные на вернисаже, подводит их к картине Зинаиды Серебряковой «На террасе в Харькове». Ведётся свободная беседа. Дети отвечают на вопросы педагога, делятся своими впечатлениями от сюжета картины. По предложению педагога кто-то из детей (по желанию) читает стихотворение Михаила Яснова «Главное желание».

    Ребёнок .

    Больше всего на свете

    Хочу, чтоб накрыли стол,

    И чтобы сегодня папа

    Чуть-чуть пораньше пришёл,

    И чтоб нарядилась мама

    И улыбнулась всем,

    И чтобы меня похвалили

    За то, что молчу и ем.

    Больше всего на свете

    Хотелось бы так пожить!

    И чтобы хватило времени

    Со всеми поговорить...

    Педагог приглашает детей к картине «Опять двойка!» Федора Решетникова. Не называя картины, предлагает детям внимательно её рассмотреть и задаёт им вопросы, связанные с сюжетом картины.

    Педагог изо . Кого вы видите на картине? Какое настроение у людей, изображённых на картине? Догадались ли вы, что случилось с мальчиком? Как бы вы сами назвали эту картину? А кто на картине не огорчён, а приветлив и радостен, и почему? (Ведётся свободная беседа с детьми.)

    Я приглашаю вас к волшебному экрану, который поможет ребятам рассказать о своей семье. Три-четыре ребёнка на основе видеоматериалов рассказывают о своей семье.

    Педагог . А вы ходите с родителями в театр? Какие театры вы посещали? Какие спектакли или концерты видели? (Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями). Давайте и мы устроим у себя театр и сами разыграем небольшие спектакли.

    Педагог приглашает детей подготовиться для показа сценок.

    Находчивая мама

    Простясь до завтра с детским садом,

    Шагает дочка с мамой рядом.

    Но вот заныла по пути:

    Устала я шагать-идти!

    Зачем шагать? - сказала мать.

    Попробуй зайцем поскакать.

    Вот так. Ещё давай-ка!

    Отлично! Ай да зайка!

    Теперь попробуй покажи-ка,

    Как семенит к норе ежиха...

    Теперь - как бегает щенок.

    Ух как! Стремглав, не чуя ног!

    Как за птенцом крадётся кошка?

    Неслышно, вкрадчиво, сторожко...

    А как ступает слон большой?

    Трясутся стены дома!

    А как бельчонок?

    Но постой! Вот мы уже и дома!

    (С. Погореловский)

    На лесной дорожке

    Шла Маринка за грибами,

    Вдруг она прижалась к маме.

    Мама, мамочка, постой –

    Муравей ползёт большой!

    Он укусит!

    Мы вдвоём

    Сладим, дочка, с муравьем.

    Только он не тронет нас –

    У кого работа есть,

    Тот не станет в драку лезть.

    (Г. Ладонщиков)

    Какой же я?

    Действующие лица: папа, мама, сын.

    Говорят мне папа с мамой...

    Ты у нас такой упрямый!

    Все умылись и поели,

    Только ты лежишь в постели.

    Сколько можно повторять,

    Что пора тебе вставать!

    Я умылся чисто с мылом –

    Мама сразу похвалила:

    Вот теперь, сынок Алёша,

    Ты послушный и хороший!

    Я всегда у них такой:

    То хороший, то плохой!

    (Д. Шеянов)

    В гостях у бабушки

    Действующие лица: бабушка, внучка.

    Маленькая девочка, скажи, где ты была?

    Была у старой бабушки

    На том конце села.

    Что ты пила у бабушки?

    Пила с вареньем чай.

    Что ты сказала бабушке?

    «Спасибо!» и «Прощай!»

    (С. Маршак, перевод с английского)

    Бабушка и внучка

    Действующие лица: ведущий, внучка, бабушка.

    Ведущий. У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.

    Внучка. Скажи, бабушка, почему у меня всего по два, а язык один и нос один?

    Бабушка. А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала!

    Внучка. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

    Бабушка. Ясно?

    Внучка. Ясно! (По Е. Пермяку)

    Педагог . Как хорошо, когда вся семья вместе. А бывает это обычно по выходным дням. Ребёнок .

    Очень-очень счастливая,

    В сборе вся моя семья:

    И папа со мной, и мама со мной,

    Какой замечательный выходной!

    Сегодня никто никуда не спешит,

    Никто на работу с утра не бежит.

    Мы просто все вместе по парку идём,

    Играем, смеёмся и даже поём!

    (Е. Гомонова)

    Дети исполняют песню «Воскресенье», музыка и слова Л. Олифировой.

    Очень много слов на свете,

    Как снежинок у зимы.

    Но возьмём, к примеру, эти:

    Слово «я» и слово «мы».

    «Я» на свете одиноко,

    В «я» не очень много прока.

    Одному или одной

    Трудно справиться с бедой.

    Слово «мы» сильней, чем «я».

    Мы - семья,

    И мы - друзья.

    Мы - народ,

    И мы - едины.

    Вместе мы

    Непобедимы!

    (В. Орлов)

    Педагог изо предлагает детям нарисовать всех членов своей семьи или изобразить самое интересное событие, которое произошло в семье. Дети самостоятельно выбирают материал для работы, приступают к рисованию. Во время рисования звучит «Сицилиана» из сюиты ми-бемоль мажор для флейты и клавесина И. С. Баха, CD «Классика на бис». Затем взрослые готовят выставку из детских работ, а музыкальный руководитель подзывает детей к себе.

    Музыкальный руководитель . Обратили ли вы внимание, какая музыка звучала, когда вы рисовали? Знакома ли вам эта музыка? Понравилась она вам? Узнаете её, если ещё раз услышите? (Ответы детей.) Звучала музыка Иоганна Себастьяна Баха. С его творчеством вы ещё не знакомы - это знакомство ещё впереди. Сегодня же я хочу рассказать вам, что этот известный немецкий композитор, который жил и творил более чем 300 лет назад, родился в большой и дружной семье. Его отец, дед, прадед были музыкантами. А у него самого было 13 детей - для них он был и отец, и учитель, и наставник. Это была очень дружная и счастливая семья. А как вы, дети, понимаете слова - счастливая семья? В чём счастье? (Проводит с детьми свободную беседу.) Счастливая семья - это семья, где живут в согласии. Каждый - и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом. При помощи лент я предлагаю вам изобразить радость, а музыка пусть будет вам помощницей. Дети исполняют танец-импровизацию под «Вальс-каприс» А. Рубинштейна, CD «Вальсы и полонезы русских композиторов». Педагог изо даёт оценку детским работам.

    Детский сад - это тоже семья, и сегодня хо­чется запечатлеть нас всех вместе. Я приглашаю фотографа, пусть он сделает фотографию на память.

    Исполняется композиция «Стоп-кадр»: свободно танцуя, дети замирают в позе на паузу. Ребёнок-фотограф «делает снимок».

    Мы желаем...

    Каждому дому –

    Радости вдоволь.

    Каждому дому

    Быть обойдённым

    Обидой, бедою.

    Каждой семье -

    Над крышей аиста.

    Каждой семье

    Вдосталь радости,

    Жизни - до ста,

    Елена Шкилёва
    Конспект занятия в старшей группе «моя семья»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 5

    Конспект

    игровой образовательной ситуации

    «Моя семья »

    с элементами развития речи

    в подготовительной группе

    Воспитатель : Шкилёва Е. П.

    г. Хадыженск, 2015г

    Цель : Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

    Задачи :

    Обогатить представление о семье , дать сведения об истории семьи , воспитывать уважение к семейным традициям.

    Учить строить генеалогическое древо семьи , формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

    Воспитывать уважение к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении , развивать чувство гордости за свою семью .

    Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье

    Совершенствовать диалогическую и монологическую речь

    Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;

    Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе.

    Оборудование :

    «Волшебная коробочка» .

    Письмо от «Искорки» .

    Фотоальбом.

    Макет генеалогического дерева.

    Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.

    Вырезанные сердечки, для наклеивания.

    Ход деятельности:

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей в группе .

    Предлагаю поздороваться с гостями. (дети приветствуют гостей)

    Воспитатель :(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет (дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Незнайку) .

    Воспитатель : Незнайка, ты чего так сильно плачешь (подносит куклу к своему уху, удивляется) . Ну, дорогой Незнайка, не плачь, мы что - нибудь придумаем.

    Ребята, Незнайка очень расстроен, потому что он не знает что такое семья и просит , что бы мы ему помогли. Поможем? (ответы детей) . Тогда я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг» .

    Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Посмотрите, вот мы с вами оказались в стране

    «Семейный очаг» . (воспитатель обращает внимание детей на коробку с письмом)

    Ой, а это что такое? Письмо! Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано! Хотите узнать? (читает письмо)

    -«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг» . У меня для вас есть подарок – Волшебная коробочка. В ней есть карточки с заданиями, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».

    Воспитатель : Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите узнать, что такое «семейный очаг» ? Тогда открываем. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и помогите мне ответить на вопрос :

    «Это слово каждый знает

    Ни за что не променяет!

    К цифре «семь » добавлю Я

    Что получится…»

    Дети : (ответы детей)

    Воспитатель : Правильно – это семья ! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)

    А какие бывают семьи ? (ответы детей)

    Что объединяет членов семьи ? (ответы детей)

    Как нужно жить в семье ? (ответы детей)

    У каждого в семье есть дорогие и родные люди.

    Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке - какие они?

    Дидактическая игра «Подбери признаки» :

    Мама какая? – (ответы детей)

    Папа какой? –(ответы детей)

    Бабушка какая? – (ответы детей)

    Дедушка какой? – (ответы детей)

    Сестра какая? –(ответы детей)

    Брат какой? -(ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присядьте на коврик.

    А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.

    Игра «Назови родственников»

    Мальчик для папы и мамы кто?

    Мальчик для дедушки и бабушки кто?

    Девочка для мамы и папы кто?

    Девочка для дедушки и бабушки кто?

    Папа для бабушки и дедушки кто?

    Мама для бабушки и дедушки кто?

    Мальчик для девочки в семье кто ?

    Девочка для мальчика в семье кто ?

    Воспитатель : Молодцы, как вы дружно отвечаете на вопросы! Ну что, а теперь следующая карточка : нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    Мама, соседка, бабушка, сестра

    Бабушка, подруга, сестра, мама

    Сестра, продавец, бабушка, брат

    Дворник, папа, брат, дедушка.

    Дедушка, папа, водитель, отец.

    (ответы детей)

    Воспитатель : Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас. Ребята, давайте встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, которое недавно стали разучивать :

    «Семья – это счастье , любовь и удача!

    Семья – это летом поездки на дачу,

    Семья – это праздник , семейные даты.

    Семья – это труд , друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно !

    Семья – это сложно !

    Но счастливо жить одному не возможно!»

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присаживайтесь на коврик. Беру ещё одну карточку, что в ней? (воспитатель зачитывает задание)

    Ребята, расскажите– как вы проводите свободное время со своей семьёй (рассказы детей)

    Воспитатель : Какие вы молодцы! Как интересно проходит у вас время с родными!

    А теперь, подойдите пожалуйста ближе ко мне, поиграем.

    Физкульт минутка : «Семья »

    Раз, два, три, четыре

    (хлопки в ладоши)

    Кто живет у нас в квартире?

    (повороты в стороны с подниманием плеч)

    Раз, два, три, четыре, пять

    (Хлопки в ладоши)

    (указательным пальцем пересчитывают)

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щегол, сверчок и я-

    Вот и вся наша семья !

    (загибают поочередно пальцы на руке)

    Воспитатель : Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. И, чтобы никого не забыть из родственников и лучше во всем разобраться люди придумали, что? Фотоальбом. (показываю альбом)

    «Есть в доме любом семейный альбом,

    Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

    Пускай, не всегда мы красивы,

    Зато эти фото правдивы.»

    А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.

    Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

    Воспитатель : Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»

    Посмотрите, что ещё лежит в коробочке? (показываю «генеалогическое дерево» )

    Это не простое дерево. Это дерево семьи . На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверное, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его : какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)

    Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.

    Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

    Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

    «Моя семья »

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья !

    А теперь приступаем к работе. (после работы)

    «Будьте все вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья :

    Какая хорошая ваша семья

    Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье . (дети говорят свои пожелания для семьи ) .

    Воспитатель : Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

    Вот и выполнено последнее задание. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Так что же такое «Семейный очаг» (ответы детей)

    На этом наше занятие окончено , вы сегодня были все молодцы! Так хорошо отвечали на вопросы!

    Конспект занятия в старшей группе « Моя семья»

    Программное содержание . Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр, кроссвордов, ребусов. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: кроссворд, ребус. Познакомить с новыми именами: художники З. Серебрякова, Н. Богданов-Бельский, Ф. Решетников, композитор И. С. Бах

    Предварительная работа . Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» и т. д. Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений «Моя семья» Е. Гомоновой и «Моя родня» Я. Акима. Подготовка семейного альбома и рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему «Моя семья».

    Материал и оборудование . Репродукции картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «На террасе в Харькове», «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик». Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой), «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна. Акварель, масляная пастель, бумага формата А3. Музыкальный центр и аудиокассеты с записью, видеозарисовки «Семейный портрет» с участием членов семьи нескольких детей группы. Ленты (цветные), атрибуты для разыгрывания мини-сценок.

    Ход занятия

    Педагог . Предлагаю начать наше занятие с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? (Ответы детей) Предлагаю вам разгадать кроссворд, имеющий прямое отношение к теме нашего занятия. Вам надо правильно назвать слова по горизонтали.

    Вопросы кроссворда

    Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)

    Самый младший член семьи. (Ребёнок)

    Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я.)

    Все нарядные с утра: я, братишка и... (сестра).

    Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)

    Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)

    Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения.)

    Дети вместе с педагогом разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: моя семья.

    Педагог . А что такое ребус, вы знаете? (Ответы детей) Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано.

    Показывает карточку, на которой изображено: 7 я. Дети называют слово: семья.

    Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    (Ю. Энтин)

    В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

    Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят.

    Пословицы и поговорки о семье:

    Согласие да лад - в семье клад.

    Согласную семью горе не берёт.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Семья без детей, что цветок без запаха.

    Семейный горшок всегда кипит.

    В семье и каша гуще.

    В семье разлад - то и дому не рад.

    Не будет добра, коли в семье вражда.

    Намёки да попрёки - семейные пороки.

    Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Педагог . Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» О счастливой семье у нас и песня есть!

    Дети исполняют песню «Что такое семья?»

    Что такое семья? (Музыка и слова Е. Гомоновой)

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    И сестрёнка моя –

    Вот и вся у нас семья...

    Ну а как же бабушки?

    Ну а как же дедушки?

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    Баба Зоя, баба Зина,

    Дедушки: Егор, Василий,

    И сестрёнка моя -

    Вот и вся у нас семья.

    Ну а как же дяди?

    Ну а как же тёти?

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    Баба Зоя, баба Зина,

    Дедушки: Егор, Василий,

    Тётя Аня, тётя Таня,

    Дядя Вова, дядя Ваня,

    И сестрёнка моя –

    Вот и вся у нас семья...

    А братишек и сестрёнок

    Всех двоюродных назвать

    После этой песни мне вспомнились шуточные стихи Петра Синявского:

    Хорошо поётся хором,

    В нашем хоре - вся семья.

    Дети (продолжают).

    Папа с дедушкой Егором,

    Мама, бабушка и я.

    Дядя Ваня с барабаном,

    Кошка с Барсиком - котом.

    А котёнок под диваном

    Дирижирует хвостом.

    Педагог обращает внимание детей на картины, представленные на вернисаже, подводит их к картине Зинаиды Серебряковой «На террасе в Харькове». Ведётся свободная беседа. Дети отвечают на вопросы педагога, делятся своими впечатлениями от сюжета картины. По предложению педагога кто-то из детей (по желанию) читает стихотворение Михаила Яснова «Главное желание».

    Ребёнок .

    Больше всего на свете

    Хочу, чтоб накрыли стол,

    И чтобы сегодня папа

    Чуть-чуть пораньше пришёл,

    И чтоб нарядилась мама

    И улыбнулась всем,

    И чтобы меня похвалили

    За то, что молчу и ем.

    Больше всего на свете

    Хотелось бы так пожить!

    И чтобы хватило времени

    Со всеми поговорить...

    Педагог приглашает детей к картине «Опять двойка!» Федора Решетникова. Не называя картины, предлагает детям внимательно её рассмотреть и задаёт им вопросы, связанные с сюжетом картины.

    Педагог . Кого вы видите на картине? Какое настроение у людей, изображённых на картине? Догадались ли вы, что случилось с мальчиком? Как бы вы сами назвали эту картину? А кто на картине не огорчён, а приветлив и радостен, и почему? (Ведётся свободная беседа с детьми.)

    Я приглашаю вас к волшебному экрану, который поможет ребятам рассказать о своей семье. Три-четыре ребёнка на основе видеоматериалов рассказывают о своей семье.

    Педагог . А вы ходите с родителями в театр? Какие театры вы посещали? Какие спектакли или концерты видели? (Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями). Давайте и мы устроим у себя театр и сами разыграем небольшие спектакли.

    Педагог приглашает детей подготовиться для показа сценок.

    Находчивая мама

    Простясь до завтра с детским садом,

    Шагает дочка с мамой рядом.

    Но вот заныла по пути:

    Устала я шагать-идти!

    Зачем шагать? - сказала мать.

    Попробуй зайцем поскакать.

    Вот так. Ещё давай-ка!

    Отлично! Ай да зайка!

    Теперь попробуй покажи-ка,

    Как семенит к норе ежиха...

    Теперь - как бегает щенок.

    Ух как! Стремглав, не чуя ног!

    Как за птенцом крадётся кошка?

    Неслышно, вкрадчиво, сторожко...

    А как ступает слон большой?

    Трясутся стены дома!

    А как бельчонок?

    Но постой! Вот мы уже и дома!

    (С. Погореловский)

    На лесной дорожке

    Шла Маринка за грибами,

    Вдруг она прижалась к маме.

    Мама, мамочка, постой –

    Муравей ползёт большой!

    Он укусит!

    Мы вдвоём

    Сладим, дочка, с муравьем.

    Только он не тронет нас –

    У кого работа есть,

    Тот не станет в драку лезть.

    (Г. Ладонщиков)

    Какой же я?

    Действующие лица: папа, мама, сын.

    Говорят мне папа с мамой...

    Ты у нас такой упрямый!

    Все умылись и поели,

    Только ты лежишь в постели.

    Сколько можно повторять,

    Что пора тебе вставать!

    Я умылся чисто с мылом –

    Мама сразу похвалила:

    Вот теперь, сынок Алёша,

    Ты послушный и хороший!

    Я всегда у них такой:

    То хороший, то плохой!

    (Д. Шеянов)

    В гостях у бабушки

    Действующие лица: бабушка, внучка.

    Маленькая девочка, скажи, где ты была?

    Была у старой бабушки

    На том конце села.

    Что ты пила у бабушки?

    Пила с вареньем чай.

    Что ты сказала бабушке?

    «Спасибо!» и «Прощай!»

    (С. Маршак, перевод с английского)

    Бабушка и внучка

    Действующие лица: ведущий, внучка, бабушка.

    Ведущий. У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.

    Внучка. Скажи, бабушка, почему у меня всего по два, а язык один и нос один?

    Бабушка. А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала!

    Внучка. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

    Бабушка. Ясно?

    Внучка. Ясно! (По Е. Пермяку)

    Педагог . Как хорошо, когда вся семья вместе. А бывает это обычно по выходным дням.

    Ребёнок .

    Очень-очень счастливая,

    В сборе вся моя семья:

    И папа со мной, и мама со мной,

    Какой замечательный выходной!

    Сегодня никто никуда не спешит,

    Никто на работу с утра не бежит.

    Мы просто все вместе по парку идём,

    Играем, смеёмся и даже поём!

    (Е. Гомонова)

    Дети исполняют песню «Воскресенье», музыка и слова Л. Олифировой.

    Очень много слов на свете,

    Как снежинок у зимы.

    Но возьмём, к примеру, эти:

    Слово «я» и слово «мы».

    «Я» на свете одиноко,

    В «я» не очень много прока.

    Одному или одной

    Трудно справиться с бедой.

    Слово «мы» сильней, чем «я».

    Мы - семья,

    И мы - друзья.

    Мы - народ,

    И мы - едины.

    Вместе мы

    Непобедимы!

    (В. Орлов)

    Педагог предлагает детям нарисовать всех членов своей семьи или изобразить самое интересное событие, которое произошло в семье. Дети самостоятельно выбирают материал для работы, приступают к рисованию. Во время рисования звучит «Сицилиана» из сюиты ми-бемоль мажор для флейты и клавесина И. С. Баха, CD «Классика на бис». Затем взрослые готовят выставку из детских работ,

    Педагог . Обратили ли вы внимание, какая музыка звучала, когда вы рисовали? Знакома ли вам эта музыка? Понравилась она вам? Узнаете её, если ещё раз услышите? (Ответы детей.) Звучала музыка Иоганна Себастьяна Баха. С его творчеством вы ещё не знакомы - это знакомство ещё впереди. Сегодня же я хочу рассказать вам, что этот известный немецкий композитор, который жил и творил более чем 300 лет назад, родился в большой и дружной семье. Его отец, дед, прадед были музыкантами. А у него самого было 13 детей - для них он был и отец, и учитель, и наставник. Это была очень дружная и счастливая семья. А как вы, дети, понимаете слова - счастливая семья? В чём счастье? (Проводит с детьми свободную беседу.) Счастливая семья - это семья, где живут в согласии. Каждый - и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом. При помощи лент я предлагаю вам изобразить радость, а музыка пусть будет вам помощницей. Дети исполняют танец-импровизацию под «Вальс-каприс» А. Рубинштейна, CD «Вальсы и полонезы русских композиторов». Педагог изо даёт оценку детским работам.

    Детский сад - это тоже семья, и сегодня хо­чется запечатлеть нас всех вместе. Я приглашаю фотографа, пусть он сделает фотографию на память.

    Исполняется композиция «Стоп-кадр»: свободно танцуя, дети замирают в позе на паузу. Ребёнок-фотограф «делает снимок».

    Мы желаем...

    Каждому дому –

    Радости вдоволь.

    Каждому дому

    Быть обойдённым

    Обидой, бедою.

    Каждой семье -

    Над крышей аиста.

    Каждой семье

    Вдосталь радости,

    Жизни - до ста,


    Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

    Цель:

    Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Задачи:

    1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
    2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
    3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
    4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

    Предварительная работа:

    1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
    2. Рассматривание семейных фотографий.
    3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
    4. Закрепление знаний пословиц о семье.
    5. Чтение стихов и рассказов о семье.

    Материал:

    Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

    2. Основная часть

    Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

    Дети : Имя.

    Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?

    Дети : Фамилией.

    Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)

    Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

    Воспитатель : Благодарю вас.

    Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

    Дети : Семья.

    Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

    Мама с папой - моя родня,

    Нет роднее родни у меня,

    И сестренка родня и братишка,

    И щенок лопоухий Тишка.

    Я родных своих очень люблю,

    Скоро всем им подарки куплю.

    Папе будет моторная лодка,

    Маме в кухню – волшебная щетка,

    Молоток настоящий братишке,

    Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

    А ещё есть друг у меня,

    Друг Серега мне тоже родня.

    Я к нему прибегаю с утра.

    Без него мне игра не игра.

    Все секреты ему говорю,

    Все на свете ему подарю.

    Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

    Воспитатель : Друг Сережа, он член семьи?
    Дети : Нет, он не член семьи и не родственник.

    Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?

    Дети : Он приходится другом.

    Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

    Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

    Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

    Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?

    Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

    Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

    Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

    /пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

    Кто приехал? /большими пальцами/

    Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

    Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /указательными пальцами/

    Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /средними пальцами/

    Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /безымянными пальцами/

    Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /мизинцами

    Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

    Да, да, да. /всеми пальцами/

    Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

    1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

    Низко небо серое над крышами висит.

    А в доме чистота, уют.

    У нас своя погода тут.

    Улыбнётся … ясно и тепло.

    Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

    Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

    Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,

    ласковая, внимательная…)

    2. Кто не в шутку, а всерьёз

    Нас забить научит гвоздь?

    Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

    Кем вы приходитесь папе?

    Дети: Сыном, дочкой.

    Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

    3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

    Правильно: бабушки.

    А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

    4. Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед,

    Мой родной, любимый... (дед)

    А кем вы приходитесь своему дедушке?

    Дети: Внуком, внучкой.

    5. Кто любит и меня и братца,

    Но больше любит наряжаться?

    Очень модная девчонка

    Моя младшая… (сестрёнка)

    Кем вы приходитесь сестре?

    Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

    Воспитатель : - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

    Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

    Д/и «Радость и печаль»

    Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

    Нарисовали красивую картину;

    Подрались с другом;

    Съели манную кашу;

    Убрали игрушки на место;

    Порвали книгу;

    На прогулке замарали куртку;

    Разбили чашку;

    Уступили место в автобусе бабушке;

    Помогли маме с уборкой;

    Отыскали потерянные бабушкой очки;

    Разбили чашку;

    Помогли маме с уборкой…

    Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

    (Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

    Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

    Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.

    Воспитатель: Почему?

    Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

    Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

    «Не нужен клад, коли в семье лад».

    «Семьей дорожить – счастливым быть».

    «Вся семья вместе и душа на месте».

    «При солнышке тепло, при матери добро».

    «В хорошей семье хорошие дети растут».

    «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

    «В семье и каша гуще».

    «В своем доме и стены помогают».

    3. Итог занятия

    Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

    Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

    Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты,

    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

    Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота.

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно,

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

    Какая хорошая ваша семья!

    Воспитатель:

    Ребята!

    Любите и цените счастье!

    Оно рождается в семье,

    Что может быть его дороже?

    На этой сказочной земле.


    Статьи по теме: