Конспект логопедического занятия тема. Конспект занятия "отуда к нам хлеб пришел"

Разработала: Епифанова А.В. - студентка НГПУ им. Минина, г. Бор Нижегородской обл.

Программное содержание: закрепить представления детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; систематизировать знания о труде хлебороба

(последовательность выращивания хлебных злаков) ; показать значимость сельскохозяйственной техники; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности уважения к людям, работающим на селе.

Материал: картинки о хлебе, предметные картинки (зерно, колосок, тесто, хлеб) , с изображением людей различных профессий, презентация «Производство хлеба» , интерактивная доска.

Методы и приемы: вопросы поискового характера, загадки, стихи, рассказ детей с использованием мнемотаблицы, творческие задания, выкладывание схемы с помощью интерактивной доски.

План-конспект

Педагог. Хлеб-всему голова. Хлеб-главный продукт. Нет хлеба-нет обеда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб, да вода, все не беда. Каков у хлеба, таков и у дела.

Педагог. Наша страна большая и людей живет в ней много. А потому и хлеба надо много. Как его выращивают? Хотите узнать? Тогда отправляемся в путешествие в историю зернышка. Для того, чтобы узнать его историю, отгадайте загадки.

1. Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я все терплю

И добром плачу (Земля)

2. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит (Трактор)

3. Ходит полем из края в край

Режет черный каравай (Плуг)

4. Зубатый крокодил

Все поле избороздил (борона)

5. За железным конем

Ящик тянется с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно (Сеялка)

6. В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья! (Зерно)

Педагог. Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначало появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил.

О чем мечтают зерна пшеничные в земле?

О дождиках проворных, о солнце и тепле.

Мечтают, чтоб не трогал ни град, ни суховей,

Чтоб летом было много хороших, ясных дней.

Все лето колос рос, набирался сил. В колосе стало много зернышек.

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (колос)

Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят. (колос)

Почему их стало много? Посмотри на картинки и отбери, что нужно зерну для жизни.

Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ.

Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосков? Что делают хлеборобы?

Что за птица: песен не поет

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет.

(самолет)

На пшеницу налетели

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода-

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки. (пугало)

Вопрос. А как можно узнать, что хлеб уже созрел? Показ зеленого поля и золотого.

Вот и лето пролетело,

Тянет холодом с реки

Рожь поспела, пожелтела,

Наклонила колоски

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут-молотят, жнут-молотят

Убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи – ржи как не бывало.

Только село солнышко,

Опустело зернышко.

Ребята, выберете транспорт, который необходим для уборки урожая.

Отгадайте загадки и вы узнаете, что происходит с зернышком дальше.

Растерто, раздавлено, водою разбавлено,

У печки поставлено, по стеночкам движется

И липнет, и лижется- не ком и не жижица. (тесто)

Было так:

В какой –то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых, а чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей! (хлеб)

А какие вы, ребята, знаете продукты, для приготовления которых нужна мука?

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна- в муку и тесто,

В магазине занял место.

Презентация «Производство хлеба»

Вот такое путешествие совершило зернышко, чтобы попасть к вам на стол.

Кто хочет выложить карту путешествия их картинок? Пожалуйста, подходите к интерактивной доске.

Много людей работает. Чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали к нам на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, …

Еще кого назовете? (агрономов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей) .

И всем им говорим: «Спасибо!» Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно к нему относиться.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Столько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки

Вырастай богатырем! С.Погореловский.

Когда за столом вы, ребята, едите,

То помни, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

шахтер, машинист, металлург- народ.

Хлеб- это жизнь, а не просто еда.

«Каравай приехал к детям»

Каравай приехал к детям

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим

В круг вставай каравай

Кого хочешь выбирай!

(дети встают в полукруг в середине реб. в костюме каравая)

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок-

Каравай ребятам пек

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху

А смолол зерно в муку.

Мельник с нами поиграй:

Кого хочешь выбирай!

Мельник: Хлебопашица!

Он в тенечке не лежал

А хлеб растил и ждал

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь-выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он без дела не скучал-

Хлебопашца выручал

Он сюда пришел с дарами

С тягачами, тракторами

Без машины худо,

А с машиной чудо!

Рабочий: мы работы не стыдились

Мы работою гордились.

А награда-урожай

Всех на праздник приглашай!

Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!

Вывод: Много ли задействовано людей в производстве хлеба? Что было бы, если у нас был неурожайный год? Что было бы, если комбайны не вышли в поле вовремя? Это легкий или тяжелый труд? Как нужно относиться к хлебу?

А теперь я предлагаю вам вылепить из соленого теста любое хлебобулочное изделие, которое вам нравится.

Тема: « Рада скатерть хлебушку, а он на ней как солнышко».
Цель: С формировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи: 1. Уточнить представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
2. Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей
страны, в пословицах и поговорках. Учить детей работать с тестом.
3. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Индивидуальная работа с Яной, Вовой активизировать детей во время игр, с Димой, Артёмом, Викой закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

Предварительная работа : Беседы о хлебе, отгадывание загадок, заучивание стихов,
пословиц о хлебе, сравнение колосков ржи и пшеницы, пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу,наблюдение за выгрузкой хлеба в детском саду, экскурсия к хлебному магазину, рисование колосков и зёрен пшеницы, рассматривание картин и иллюстраций.

Материал : посылка с караваем внутри, проектор, видео картинки к дидактической игре «Откуда хлеб пришел?», мука в тарелочках, тесто, фартуки, салфетки для рук, тазы с водой для мытья рук, 3 шапочки для игры с изображением калачей, ватрушек, пирожков.
Ход занятия . Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся (под музыку валеологическая распевка «Доброе утро» )
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки! Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем,
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!


Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин, в руках у него посылка.

Печкин : Здравствуйте, ребята! Это детский сад №65, группа№10? Я почтальон Печкин, принёс вам посылку. Вот, получите и распишитесь.

Воспитатель : Ребята, смотрите посылка из сказочной страны! Кто бы мог её прислать, как вы думаете? Что же может быть в этой посылке? Как можно определить?
Ответы детей (посмотреть, потрясти, понюхать).

Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в посылке, я предлагаю отгадать загадку:Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Он с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека…(хлеб).

Воспитатель: Посмотрите, какой каравай - ароматный, румяный, так и просится в рот. А прислала посылку Марья – искусница, спасибо ей. Ребята, давайте попробуем каравай! (Каравай делиться между детьми и Печкиным). Печкин не доедает кусок, корку оставляет.
Воспитатель обращает на это внимание: Печкин, а почему ты не стал, есть корку?
Печкин: Я уже наелся и спешу в сказочную страну, где есть чудо – дерево, на нем много таких караваев, булок, кренделей растет.
Воспитатель: Печкин, что же это за дерево такое, на котором хлеб растет? Ребята, а вы о таком дереве слышали?
Печкин: Как вы не знаете? А мне Шарик рассказывал, что весь хлеб на деревьях растет: есть пирожковые деревья, есть булочные, а есть плюшечные. Сначала булки и плюшки маленькие бывают, потом растут, растут и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и по хлебным магазинам развозят.
Воспитатель: Печкин, ты сам видел такие деревья? Ребята, а как вы думаете, как хлеб к нам на стол попал? Может, он на дереве вырос? Может на грядке?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а давайте расскажем Печкину, как хлеб на стол попадает. Уважаемый, Печкин, оставайся с нами, присаживайся и послушай, что мы знаем о хлебе. Ребята, скажите, из чего делают хлеб? Из чего получают муку? Из каких зерен, какая мука получается?Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно! Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы к нам хлеб на стол пришел, нужно затратить очень много труда и сил. Этим и занимаются хлеборобы.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Через проектор показываются картинки, рассматриваемс детьми и составляем рассказ «Откуда хлеб пришел?» : сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут в пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Выращивать и убирать хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходят трактора. Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю. Давайте и мы с вами превратимся в трактористов и под музыку вспашем землю.
Упражнение «Трактора» : Тара – тара – та - ра – ра.
Из колхозного двора выезжают трактора,
Будем землю пахать, будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить, малых детушек кормить.
Воспитатель: И вот земля стала мягкой, рыхлой. Можно начинать сеять. Ровными, аккуратными рядами укладывают зерна пшеницы в почву сеялки. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы превратимся в зернышки, которые посеяли.
Упражнение под музыку «В землю зернышко попало»:
В землю зернышко попало, подрастать на солнце стало,
Дождик землю поливал, и росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся.
Воспитатель: Ну, вот зерна созрели, начинается жатва (дети повторяют хором и индивидуально ). Раньше это делали вручную, выходили в поле косцы – мужчины, с утра до ночи срезали серпами хлебные колосья, а женщины вязали снопы, складывали их в высокие скирды. Скирды – это по - особому сложенное сено, скошенные колосья для просушки. Когда смотришь на такое поле, наблюдаешь красивую картину. С давних пор художники, поэты, композиторы воспевали красоту такого поля.

Воспитатель:
Давайте с вами послушаем произведение русского композитора П.И.Чайковского «Жатва»

слушание музыки (показать картинки с жатвой ).
Понравилось вам произведение? Что вы представляли, когда слушали музыку?
Ответы детей.
Воспитатель:
А в наше время на поле выходят комбайны. Так что же делает комбайн?
С полей машины везут зерно на элеватор (дети повторяют хором и индивидуально ) специальное сооружение для хранения зерна. Куда везут зерно с элеватора? Для чего нужна мельница? Куда отправляют муку с мельницы?
Ответы детей.

Воспитатель: На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для нашего каравая.
Пальчиковая гимнастика «Каравай» :

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.
Пеку, пеку каравай, переваливай, валяй – 2 раза.
Воспитатель: И вот тесто замешано, пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что можно испечь из муки кроме хлеба? Как изделия из муки можно назвать, одним словом.
Ответы детей.

Русская народная игра «Бай качи, качи, качи! Глянь баранки калачи».
Воспитатель : Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат
всевозможными витаминами. Русский народ всегда очень бережно относиться к хлебу. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Хлеб - всему голова! Всего 3 слова, но как точно говориться в пословице о важности хлеба. Ребята, а вы какие пословицы знаете о хлебе?
Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно. И обед не в обед, коли, хлеба нет. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Песня «Золотое зернышко» сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?
Посмотрите, какие нужны компоненты, давайте их назовём.
Ответы детей .
Показать детям заранее подготовленное тесто.
Воспитатель:
Ребята, это настоящее хлебное пшеничное тесто, мне его дала наш повар Нина Яковлевна (определить с детьми какое тесто на запах, на ощупь, на вкус). А вы хотите побывать в роли пекарей? Это возможно. Вы можете « испечь» булочки любой формы,какой захотите. Вы вложите любовь и доброту в каждую булочку.

Помыв руки и надев фартуки, дети лепят из теста различные хлебобулочные изделия, укладывают на противень.Воспитатель : Ребята, вы все молодцы.Что же надо сделатьдальше?
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, наши булочки надо отправить в печь. Но печь у нас есть только на кухне, вот туда мы и отнесем печь наши булочки. И к обеду у нас с вами будут румяные булочки, приготовленные вашими руками (после работы с тестом, дети вытирают руки влажными салфетками и бумажными полотенцами ).

«Танец с колосьями» на музыку «Песня о хлебе» муз. О.Фельман, сл. В.Дюков.
Воспитатель:
Ребята, как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей.
Воспитатель:
Сегодня мы вспомнили, что у хлеба не лёгкая дорога к нашему столу. Чтобы на нашем столе всегда был свежийдушистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шофёры доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не выбрасывать.Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку хлеба. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно.

Воспитатель: Ну, что Печкин, теперь ты понял, откуда берется хлеб, что на деревьях он не растет.
Печкин: Да, теперь я понял, как хлеб на стол приходит. Я обязательно буду съедать весь хлеб до крошечки. Ребята, мне уже пора возвращаться в Простоквашино. Я расскажу Шарику, откуда к нам приходит хлеб на стол. До свидания.

Воспитатель: Ребята, а наше занятие я хочу закончить стихотворением.
Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь - зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
По совести достанется кусок. Я.Аким.
В группе мы с вами прочитаем еще много стихов, рассказов, пословиц и поговорок о хлебе, рассмотрим картины художников. Нарисуем и сделаем выставку ваших рисунков «Откуда хлеб пришел». Из соленого теста вылепим хлебобулочные изделия для игры в «Магазин», «Кафе».А на обед у нас будут булочки, которые вы сделали своими руками, вложили в них любовь и доброту.
Под музыку дети выходят из зала.










Цель:

— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;

— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;

— закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;

— продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.

— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».

— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.

Интеграция образовательных областей:

— «Коммуникация»:

Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.

Воспитывать культуру речевого общения.

Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.

Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.

Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.

— «Познание»:

Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.

Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Развивать воображение, память, мышление.

— «Чтение художественной литературы»:

Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.

Пополнять литературный багаж загадками.

Воспитывать интерес к художественному слову.

— « Физическая культура»:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

— «Социализация»:

Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

— «Труд»:

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Развивать интерес к различным профессиям.

— «Художественное творчество»:

Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.

Задачи:

1) Образовательные

— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

— обогащать словарь детей прилагательными.

2) Развивающие

— развивать коммуникативные способности;

— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

— развивать умение слушать и слышать вопрос.

3) Воспитательные

— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— вызвать интерес к коллективному труду.

Предварительная работа:

— чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;

— сравнение колосков ржи и пшеницы;

— сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.

Методы и приемы:

1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.

2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.

3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

— мольберт,

— презентация «Откуда хлеб пришел»,

— картинки хлебобулочных изделий,

— дощечки для лепки печенья, стеки,

— соленое тесто,

— плоскостная фигура бабушки,

— карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),

— цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.

Ход занятия:

1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Дети: хлеб!

Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.

2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).

— Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.

— А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).

— Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).

— Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!

3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:

— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

Воспитатель: молодцы!

4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек)

— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

— Посуда для хлеба (Хлебница)

— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

— Кто печет хлеб? (Хлебопек)

— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

— Молодцы! Садимся на скамейки.

5) Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)

1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»

2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»

Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»

Воспитатель:

— Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)

— Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»

Воспитатель:

— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)

— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)

5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»

Воспитатель:

— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)

— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)

6 слайд «Там зерна перемелют в муку»

Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)

7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»

Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.

6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!

Физминутка:

Подрастает зёрнышко –

Потянулось к солнышку. Потянулись

С ветерком оно играет, Руки вверх

Ветерок его качает, Прогнулись

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. Ходьба до пят

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. Наклоны в сторону

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.

7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.

Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.

Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).

Воспитатель: вы много знаете о хлебе.

8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).

9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:

«Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 - 25 минут в не очень горячую духовку».

Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.

1) Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски.

2) До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил — обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).

Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.

Галина Колпакова
Конспект занятия в старшей группе «Хлеб–всему голова»

Конспект занятие в старшей группе на тему Хлеб – всему голова

Воспитатель Колпакова Галина Борисовна

Программное содержание :

1. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов .

3. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб , пекарь.

4. Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных.

5. Учить отражать полученные впечатления в рисунке.

6. Развивать логическое мышление.

3. Чтение рассказов и заучивание стихов : марийская народная сказка “Лепешка”, Ю. Жадовская “Нива, моя нива”, Плещеева “Осенью”, Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел” , С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб” , Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко” , С. Дрожжина “Каравай”.

4. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов .

5. Заучивание пословиц и поговорок.

6. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”.

7. Рисование рисунков по темам экскурсий.

Словарь : Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб , агроном, хлебозавод , пекарь, зерно, хлеб , снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко” .

Вот он – хлебушко душистый ,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем , что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

Педагог : Правильно, о хлебе . Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе , о труде людей, которые растят хлеб . Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети : Колосок.

Колосок : Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе . Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Педагог : Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели . Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба ?

Дети : На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог : Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок : Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог : Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети : Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок : Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Педагог : Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети : пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок : Да, трактористы пашут землю, да приговаривают :

“Черная земелька, а милее нет.

Черная земелька – будет белый хлеб” .

(Э. Мошковская)

Педагог : Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети : Жали серпом.

Педагог : Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

Дети : Комбайны, трактора.

Педагог : Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети : Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог : После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог : Чем её боронят?

Дети : К трактору прицепляют борону.

Педагог : Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети : Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой”.

Колосок : Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети : Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок : Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе , называют – мелиораторами.

Педагог : Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”) . Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок : Ребята, отгадайте загадку : “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети : Комбайн.

Хлеб созрел , в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры-

Полевые корабли.

Педагог : Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?

Дети : Комбайнер.

Физминутка :

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок

Педагог : Отгадайте загадку : “На просторе, в море хлеба , замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба” .

Дети : Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог : А затем куда везут зерно?

Дети : На мельницу, мукомольный завод.

Педагог : Что там делают с зерном?

Дети : Зерно перемалывают в муку.

Педагог : Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети : Мельник.

Педагог : Куда потом везут муку?

Дети : На хлебозавод , где пекари пекут хлеб .

Педагог Ребята, давайте и мы с вами превратимся в пекарей, хотите? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, Мы с зернышком приготовили волшебное тесто из которого приготовим пирожки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами чтобы получилась лепешка, подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.

Колосок : Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари : трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы .

Педагог : Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба .

Много снега, много хлеба .

Хвала рукам, что пахнут хлебом .

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова .

Без труда хлеб не родится никогда .

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Все за одно, один за всех.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится .

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд земледельца велик и почетен.

Знай секундам цену, минутам счет.

Сделал дело, гуляй смело.

Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела .

Колосок : Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе , как и кто его растит.

Педагог : Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб !

Задачи: расширять и углублять знания детей старшей группы о хлебе, познакомить с его историей; дать представление о пшеничном и ржаном хлебе; расширять знания дошкольников о работе хлеборобов; развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук, творчество; воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к традициям, уважение к труду хлеборобов.

Материал: DVD-диск, пшеничные и ржаные колосья, ржаная и пшеничная мука, образцы ржаного и пшеничного хлеба, кусочки хлеба, наколотые на зубочистку (по количеству детей), кукла бабка Алёна.

Предварительная работа: заучивание пословиц о хлебе, рассматривание иллюстраций.

Ход интегрированного занятия для детей старшей группы

Воспитатель (В.). Ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим самому почётному продукту на нашем столе. А что это, вы сейчас попробуете отгадать. Закройте глаза, я вас буду угощать этим продуктом (даёт детям по кусочку хлеба, наколотого на зубочистку).

Что это, вы догадались? (Ответы детей.) Правильно, это хлеб.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

Воспитатель выносит хлеб.

В. Народная мудрость гласит: «Хлеб - всему голова». Дети, помните, я давала вам домашнее задание, вы его подготовили? Кто нам расскажет, какие пословицы и поговорки ещё есть о хлебе? (Ответы детей.)

Действительно, без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни праздничное застолье. Когда накрывают стол к обеду, первым ставят хлеб. С хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей.

Хлеб люди научились выпекать ещё с незапамятных времён, и поначалу он был совсем не похож на нынешний. Хотите узнать об этом поподробнее? Тогда я позову свою помощницу бабку Алёну, она знает много интересного и расскажет вам.

Воспитатель надевает на руку куклу бабку Алёну.

Бабка Алёна. Здравствуйте, ребята, я вижу, вы хотите узнать о хлебушке, тогда слушайте.

Давно это было. Человек ещё не умел добывать огонь, а ел пищу в сыром виде, употреблял только сырые зёрна. Затем люди научились эти зёрна растирать между камнями в порошок и смешивать их с водой. Этот хлеб имел вид жидкой серой каши.

Когда человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи, он стал поджаривать на горячих камнях кашицу из зёрен и воды. Получались лепёшки, похожие на блины, которые выпекают вам мамы. Эти лепёшки мало были похожи на наш хлеб, но были гораздо вкуснее сырых зёрен и жидкой мучной каши. Прошло много времени, пока человек научился выпекать очень вкусный хлеб. Вот такая история.

В. Спасибо, бабка Алёна, за интересный рассказ. Присаживайся, пожалуйста, погости у нас.

Сейчас люди пекут разные хлебобулочные изделия: ватрушки, булочки, пирожки, печенье, сухарики и многое другое. А какие хлебобулочные изделия покупают ваши мамы? Что вам больше всего нравится? (Ответы детей.)

Люди научились выпекать разные виды хлеба. Посмотрите. (Воспитатель показывает ржаной и пшеничный хлеб.) Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Есть злаковые растения - рожь и пшеница. (Воспитатель показывает колосья.) Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет вот такой тёмный цвет. А из зерна пшеницы - мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.

Игра «Будь внимательным».

Воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает хлебобулочное изделие, они хлопают в ладоши, на все остальные слова топают ногами.

В. Ребята, чтобы у нас на столе всегда был свежий хлеб, много людей трудится над этим.

Просмотр DVD-материала о труде хлеборобов.

В. Вот видите, ребята, сколько человек неустанно трудятся над хлебом. О нём люди говорят как о живом существе: «Хлеб - батюшка», «Хлеб - кормилец». С малых лет детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое дорогое на земле. Если случайно кусочек хлеба упадёт - у него просили прощения. А неуважение к нему считалось большим грехом и оскорблением самого Бога. Ведь в храме во время литургии хлеб превращается в тело нашего Бога Иисуса Христа, сохраняя свой вкус и вид. Во время приёма пищи хлеба надо брать столько, сколько сможешь съесть, не больше.

О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Сегодня мы познакомимся ещё с одной народной мудростью: «Коли пот на спине, так и хлеб на столе».

Воспитатель с детьми разбирают пословицу.

В. Ребята, бабка Алёна хочет узнать у вас, как же надо обращаться с хлебом. Давайте расскажем ей. (Ответы детей.)

Молодцы, ребята, вы всё верно рассказали. А сейчас бабка Алёна предлагает вам испечь для нашего магазина хлебобулочные изделия. Тесто она давно замесила, и оно готово к работе.

Дети из солёного теста лепят изделия. Звучит спокойная музыка.

Статьи по теме: