Когда ребенок начинает самостоятельно ползать на животе. А Ваш малыш умеет ползать (как научить ребенка ползать)

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Когда ребенок начинает самостоятельно ползать на животе

Оценка посетителей: (0 Голосов)

До того, как малыш освоит навык ходьбы, ему предстоит познать и другие полезные умения. Сначала кроха научится держать головку , затем переворачиваться, сидеть и ползать. Именно последнее приводит родителей в замешательство и вызывает множество вопросов. И один из самых популярных о том, когда ребёнок начинает ползать на животике, а когда на четвереньках?

Освоившему этот навык малышу мир открывается в новых тонах и совершенно с другой стороны. Научившись передвигаться, кроха становится более самостоятельным и делает первые шаги на пути к взрослой жизни.

Следует сказать, что некоторые детки пропускают этап ползания и сразу начинают ходить. Однако этот не повод для радости, ведь передвижения ползком очень важны для укрепления мышц позвоночника, формирования координации. Поэтому мамы и папы должны помочь малышу освоить умение ползать ещё до того, как он научится ходить.

В каком возрасте малютка должен освоить передвижение ползком?

Итак, во сколько ребёнок начинает ползать? Когда малыш уже переворачивается с животика на спинку, или наоборот, он видит окружающих мир абсолютно по-другому. Первые шаги к освоению ползания малыш делает уже после рождения. Так, если положить чуть поодаль от него красивые погремушки и надавить крохе на пяточки ладонями (в положении на животике), то он рефлекторно начнёт отталкиваться, чтобы дотянуться до любопытной вещицы. Пока кроха не осознаёт, что делает. Но ближе к 3-4 месяцу эти навыки становятся управляемыми. Начало освоения передвижения ползком у деток происходит, примерно, в 5 месяцев, а заканчивается в 9-10.

В любом случае, малютка не поползёт, пока не научится держать головку , переворачиваться и подтягиваться, совершая попытки к сидению. Поэтому однозначного ответа на вопрос о том, во, сколько месяцев ребёнок начинает ползать, у врачей нет.

Что должны знать родители?

  1. Если кроха спокойный и с лишним весом, то ползать он научится значительно позже.
  2. Темп освоения передвижения ползком не зависит от пола ребёнка.

Если мама задаётся вопросом, почему малыш ещё не ползает, то лучше обратиться к доктору-неврологу. Врач назначит курс массажа для укрепления мышц, которые задействуются в процессе ползания. После проведения массажа малыш быстро научится передвигаться с помощью ползания.

Этапы освоения ползания

Малыш начнёт ползать только после того, как освоит несколько важных этапов, очерёдность которых установлена природой. Каждый этап направлен на укрепление определённых групп мышц.

  1. Передвижение на животике. Это самый первый и главный этап освоения навыка ползания. Берёт своё начала в 5-месячном возрасте. Если недалеко от крохи расположить красочную игрушку, он тут же потянется за ней, выставив вперёд ручки, с помощью которых будет подтягиваться. Иногда родители могут наблюдать ползание назад. Это происходит, когда ребёнок вместо того, чтобы подтягиваться, начинает делать отталкивающие движения.
  2. Где-то через 1 месяц малыш начинает понимать, что в процессе ползания можно приподнимать корпус. Он опирается на локотки, помогая себе ножками.
  3. В 7-8 месяцев кроха начинает подтягивать к себе ножки и опираться на ладошки. Выглядит это довольно неуклюже, однако, это большой прорыв на пути к освоению навыка ползания. Во время проделывания таких движений осуществляется сложная работа. Мозг пытается скоординировать работу корпуса, рук и ног, основываясь на действиях органов зрения и вестибулярного аппарата.
  4. Спустя некоторое время кроха уже пытается встать на четвереньки. Движения ещё пока неловкие. Малыш качается из стороны в сторону. Он путается в ручках и ножках, падает, затем снова поднимается.
  5. Ребёнок уже правильно выдвигает ручки и ножки. При этом нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Крохе уже не нужно балансировать.

Осваивать умение ползать малыш может и во сне. В процессе отдыха он словно снова переживает всё, что происходило в период бодрствования.

Как помочь малышу научиться ползать?

Итак, как научить ребёнка ползать? Когда кроха уже свободно переворачивается с животика на спинку и наоборот, поднимается с помощью предплечий, то можно начать выполнять несколько несложных физических упражнений, которые помогут укрепить мышцы, необходимые в процессе ползания.

  1. Футбол. Упражнения с помощью гимнастического мяча позволят укрепить спинные мышцы крохи и помочь избавиться от колик. Малыша необходимо положить животиком на футбол и аккуратно покачивать вперёд-назад. Кроха при этом должен выгибать спинку.
  2. Когда малыш лежит на спинке, мама берёт его за ручки и двигает ими вверх-вниз, влево-вправо. Затем упражнение можно усложнить: поднять кроху за ручки до угла 45 ͦ .
  3. «Лягушка». Малыш при этом должен лежать на спинке. Мама берёт его стопы и плавно начинает сгибать ножки в коленях так, чтобы это напоминало лягушку.
  4. Переверните кроху на животик. Ладони расположите на стопах и дайте малышу возможность оттолкнуться от них и продвинуться вперёд. Неплохо, если рядом мама расположит игрушку для стимулирования двигательной активности.

Ни в коем случае не заставляйте малыша выполнять упражнения. И мама, и кроха должны быть в хорошем настроении.

Полезным будет и проведение массажа, который и мама, и папа могут с лёгкостью проводить в домашних условиях. Осуществлять его рекомендуется до еды перед купанием 1 раз в день. Продолжительность одного сеанса – 10 минут. Обращайте внимание на поведение малыша. Если ему неприятно, то процедуру лучше остановить.

Итак, как научить ребёнка ползать с помощью массажа. Начинать необходимо с поглаживаний и пощипывания. Ручки массируются от ладошки к предплечью, стопы – от пяточки до бедра.

Есть ли повод для переживаний?

Если малыш в 8 месяцев не предпринимает никаких действия на пути к осваиванию навыка ползания, то необходимо установить причину такого поведения и исправить ситуацию.

Источниками нежелания двигаться ползком могут являться.

  1. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Отклонения в развитии нервной системы, слабость мышц.
  2. Если ребёнок постоянно находится в кроватке.
  3. Лишний вес.
  4. Чрезмерная забота родителей. Многие мамы и папы настолько балуют своих чад, что у них нет необходимости к чему-либо стремиться. Родители итак всё для них сделают.

Важно: прежде чем учить ребёнка двигаться ползком, нужно убедиться, что с его здоровьем всё в порядке.

Как помочь ребёнку научиться ползать и вызвать желание к освоению данного навыка?

  1. Чаще кладите его на пол, а вокруг раскладывайте множество ярких игрушек и предметов.
  2. Хвалите малыша и подбадривайте.

Не забудьте обеспечить малышу безопасность. Полы должны быть вымыты, а вокруг не должно быть острых и мелких предметов. Кроме того, позаботиться необходимо об одежде, которая не будет сковывать движения ребёнка.

Чего не нужно делать, когда кроха начинает ползать?

Многие родители полагают, что если малыш начал ползать, то это отдалит момент освоения ходьбы. Это предположение в корне неправильное. Поэтому когда ребёнок начинает ползать, нет необходимости сразу пересаживать его в ходунки. Это поспособствует увеличению нагрузки на позвоночник и суставы. К таким испытаниям малыш ещё не готов.

Кроме того, врачи рекомендуют, не пеленать малыша в 3-4-месячном возрасте. Это искусственно ограничит его двигательную активность. Альтернативной в данном случае являются ползунки, распашонки. В этой одежде кроха не замёрзнет, а его движения не будут скованы.

Соблюдение всех рекомендаций приведёт к положительному результату. Здоровья вашим деткам!

Первый год жизни грудничка, пожалуй, самый важный и самый сложный. Ребенок меняется буквально на глазах. За первые 12 месяцев он из маленького, беспомощного грудничка «трансформируется» в подвижного, веселого малыша. Осваивать новые навыки ему, безусловно, непросто, и он очень нуждается в поддержке, а иногда и в помощи родителей. Итак, ваш ребенок научился держать голову, переворачиваться на животик и обратно, и вы с нетерпением ждете, когда он начнет ползать? Ведь с приобретением этого навыка ваш малыш превратится в активного исследователя внешнего мира.

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Все родители с огромным нетерпением ждут, когда их малыш, пусть пока только на коленках, начнет передвигаться самостоятельно. Ползание – навык очень важный для ребенка, с его помощью укрепляется позвоночник, развивается микро-и макромоторика, существенно улучшается координация движений. Ползая, малыш учится управлять своим телом.

Многие родители уверены, что именно в 6 месяцев грудничок должен освоить два навыка – научиться сидеть и ползать. В очередной раз хотелось бы отметить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому и график развития у него свой. Некоторые детишки, освоившие навык сидения, ползать попросту не желают. И «перепрыгнув» этот этап, сразу переходят к освоению навыка хождения. Интересно, но некоторые малыши, научившись ходить, вдруг начинают ползать. Поэтому, если ваш малыш не хочет ползать, а пытается сразу делать первые шаги – волноваться не стоит. По всей видимости, он выбрал другой график развития.

Когда ребенок в норме должен освоить навык ползания?

Дети до года осваивают навык ползания с 6 до 9 месяцев. Если малыш начал ползать раньше, то это говорит об его активности и о положительной наследственности.

Если, пытаясь ответить на этот вопрос, обратиться к медицинской статистике, то можно сказать – большинство детей начинает уверенно ползать в 8 месяцев. Но это всего лишь среднестатистические данные.

Несколько мнений известных врачей о том, во сколько месяцев ребенок должен научиться ползать:

— Бенджамин Спок считал, что груднички должны научиться этому навыку в промежутке между 5 и 6 месяцами.

— Врач-педиатр Комаровский однозначно утверждает, что этот вопрос некорректен, так как точных возрастных критериев для освоения данного навыка не существует.

Если вашему малышу уже исполнилось 9 месяцев, а он даже не пытается ползать и не делает попыток вставать, есть повод обратиться за консультацией к неврологу.

Как быстро научить ребенка ползать на четвереньках: комплекс упражнений

Многие врачи педиатры считают, что малыш этот навык способен освоить самостоятельно. Все что должны сделать родители – это обеспечить ребенку благоприятную среду. Однако ортопеды и неврологи однозначно говорят о пользе ползания и рекомендуют родителям (при необходимости) использовать специально разработанный комплекс упражнений для освоения детьми навыка ползания. Но об этом чуть позже. Для начала давайте определимся с понятием «благоприятная среда».

  • По мнению педиатров, с трех месячного возраста грудничку необходимо предоставить некоторую свободу. А именно, в этом возрасте его нужно выкладывать на специальный развивающий коврик. Если вы не приобрели такой коврик, ничего страшного, выкладывайте малыша на животик на пол. Вы удивлены? Не удивляйтесь, американские детские врачи обычное половое покрытие называют «атлетическим залом для грудничка». Безусловно, пол предварительно следует застелить теплым ковриком или одеялом, он должен быть чистым, ровным и, конечно же, безопасным. Не стоит также забывать об удобной одежде. Она не должна сковывать движения грудничка.
  • Не оставляйте ребенка надолго в манеже . Манеж является замкнутым пространством, которое, так или иначе, ограничивает стремление к движению. К
  • Необходимо дать грудничку некую мотивацию для передвижения . Для этого можно положить яркую игрушку, так чтобы он не мог до нее дотянуться.

Благоприятная среда для ползания создана, а ребенок по-прежнему не предпринимает никаких попыток. Что делать? Есть два варианта: либо подождать, либо начать действовать. Большинство родителей предпочитают второй вариант. Для них, мы приведем несколько эффективных упражнений, которые помогут ребенку быстрее освоить новый навык.

Как научить ребенка ползать: эффективные упражнения

Упражнение для укрепления вестибулярного аппарата

Положите грудничка животиком на ковер, а грудью на валик. При этом ноги и животик должны лежать на твердой поверхности. В данном положении ребенок может вертеть головой в разные стороны. Рядом с малышом с двух сторон разложите игрушки, так чтобы он их мог достать руками. Это упражнение научит сохранять равновесие и укрепит вестибулярный аппарат грудничка.

Упражнение для укрепления мышц

Ребенка выкладываем в кроватке на животик. Над его головой подвешиваем игрушку. Ребенок, приподнимаясь на одной руке, будет стараться достать игрушку. Для освоения навыка ползания ребенку необходимо научиться опираться при движении на руки. Это упражнение научит его не только опираться на руки, но и укрепит мышцы рук.

Упражнение для освоения новой позы

Под грудь и живот грудничка кладем маленькую подушку или специально изготовленный валик. Ребенок должен научиться стоять на четвереньках, а для этого ему нужно показать эту позу. Можно немного покачать малыша на валике, так чтобы он упирался на ножки, а затем на ручки.

Упражнение для укрепления мышц спины и живота

Для занятий вам потребуется фитбол (большой упругий мяч). Положите грудничка животиком на мяч и аккуратно покачайте его.

Упражнение «Лягушка»

Ребенок должен лежать на твердой поверхности на животе. Мама обхватывает его ножки за голень и аккуратно сгибает и разгибает их. Проделав это движение несколько раз, необходимо задержать ноги грудничка в согнутом положении. Он сам попытается оттолкнуться.

Упражнение – ползаем втроем

В этом упражнении принимают участие два взрослых человека. Один – будет передвигать поочередно руки ребенка, второй – ноги. Итак, первый перемещает правую руку ребенка вперед. Второй передвигает левую ножку и т. д. Это упражнение учит ребенка основам перекрестного ползания.

Как показывает практика, груднички, как обезьянки, обожают повторять движения, которые делает другой ребенок. Пригласите в гости малыша, который уже научился хорошо ползать. Поверьте, не пройдет и пару часов как ваш малыш освоит этот навык. Конечно, если ему уже исполнилось 6 месяцев.

Почему некоторые дети ползают назад?

Как правило, груднички начинают ползать на животике. Но даже в этом случае, многие из них предпочитают выбирать собственный способ передвижения. Некоторые детишки двигаются назад или вбок. Второй этап освоения этого навыка заключается в попытках выставления ручек вперед и в подтягивании обеих ног. Только после этого груднички переходят на перекрестное ползание на четвереньках.

Почему грудничок ползает назад?

Некоторые родители, наблюдая за своим ребенком, замечают, что малыш ползает уже довольно быстро, но двигается только назад. И они начинают переучивать его. Однако спешить с этим не стоит. Специалисты считают, что малыш подсознательно понимает, какие мышцы лучше задействовать при движении, а какие следует поберечь. Кроме всего прочего, у такого метода передвижения есть свои плюсы:

  • Нагрузка на мышцы увеличивается постепенно.
  • Все отделы позвоночника развиваются в щадящем режиме.
  • Ползание назад тренирует вестибулярный аппарат.

Со временем малыш должен сам поменять направление движения.

Однако если грудничок и через пару месяцев по-прежнему будет ползти только назад, родители должны насторожиться и проконсультироваться со специалистами. Возможно, у грудничка есть проблемы с мышечным тонусом. Итак, если ваш ребенок упорно ползет назад в шесть-семь месяцев – поводов для беспокойства нет. А вот если в девять-десять месяцев ничего не изменилось, возможно, вам придется ввести в его режим специальные корректирующие упражнения.

Ребенок не ползает в 8 месяцев: причины, все ли дети должны уметь ползать?

Ползание является важным этапом в развитии малыша. Этот навык готовит его к хождению, укрепляя мышечный аппарат. Ползание - это навык, способствующий:

  • Укреплению мышц спины, рук и ног.
  • Развитию опорно-двигательного аппарата.
  • Улучшению психомоторного развития.
  • Правильному развитию ЦНС (центральной нервной системы) и головного мозга.

Мнения специалистов: обязательно ли грудничок должен сначала научиться ползать, а затем ходить?

Детские специалисты расходятся во мнении обязательности освоения грудничками этого навыка. Одни утверждают, что если грудничок в возрасте восьми месяцев так и не научился ползать, в этом нет ничего страшного. Он просто относится к группе «не ползающих» детей. Такие дети сначала учатся ходить, а только затем – ползать. Другие врачи рекомендуют родителям, у которых ребенок не ползает в восемь месяцев, посетить ортопеда и невролога. Родители должны знать, что начинают ползать в десять-одиннадцать месяцев. Для них это считается нормой.

Многие неврологи сходятся во мнении, что навык ползания очень благоприятно влияет на развитие нервной системы и его отсутствие может негативно сказаться в будущем. Ползающие дети начинают раньше говорить, у них, как правило, отсутствуют логопедические проблемы.

Нежелание грудничка передвигаться ползком может быть вызвано следующими причинами:

  1. У ребенка имеются проблемы со здоровьем .
  2. Малыш постоянно находится в ограниченном пространстве (в манеже, в кроватке).
  3. Особенности темперамента ребенка . Некоторые детишки предпочитают наблюдать за происходящим и не проявляют особого интереса к освоению данного навыка. поможет информация в другой статье на нашем сайте.
  4. Излишний вес . Полным детям тяжело двигаться ползком.

В последнее время во всем мире вошло в моду раннее развитие детей. Неугомонные родители уже с пеленок начинают обучать детей говорить, читать, петь и танцевать одновременно. Они с гордостью заявляют, что их ребенок даже не пытался ползать, он сразу пошел. Но так ли это хорошо? Родители должны осознавать, что именно во время ползания у грудничка закладываются первые навыки пространственной ориентации. Приложите немного усилий, и ваш малыш обязательно освоит данный навык.

Любая активность новорожденного вызывает у родителей гордость и бурный восторг. Но случается, что развитие нового навыка приобретает причудливую форму, например, ребенок ползает назад, а не вперед. Сразу возникают вопросы: нормально ли это, и нужно ли начать переучивать малыша сразу же после обнаружения данной особенности.

Мнения большинства педиатров в данном вопросе сходятся – не стоит травмировать малыша специальными упражнениями, развивающей гимнастикой, запретами и ограничениями. Нужно понаблюдать за грудничком хотя бы несколько месяцев, после чего при необходимости заниматься коррекцией навыка. Но и этот процесс должен больше напоминать игру, а не целенаправленную работу.

Сроки, в которые дети начинают ползать и этапы процесса

Примерно в 3 месяца многие малыши начинают переворачиваться, благодаря чему обнаруживают много интересного в окружающем мире. Понаблюдав за всем этим в течение нескольких недель, они начинают предпринимать первые робкие попытки передвижения. Поняв, что нельзя дотянуться до всего привлекающего взгляд, они укладываются на живот и начинают ползти. Сроки выработки навыка зависят от физиологических особенностей грудничка и внешних факторов (зачем ползти, если рядом нет ничего интересного?). В среднем это происходит в 6-7 месяцев.

Совет: Несмотря на то, что некоторые родители с гордостью рассказывают, что их младенец даже не ползал, а сразу пошел – это не повод для гордости и не пример для подражания. Мышцам нужно время, чтобы нормально развиться и укрепиться, ползание в данном случае является оптимальным упражнением. Если пропустить данный этап, то повышается риск развития проблем с позвоночником, суставами, мышечным корсетом.

Данные параметры не являются обязательными. Астеничные и активные младенцы могут поползти и в 5 месяцев, упитанные карапузы ждут до 8-9 и даже дольше. В некоторых случаях для стимулирования действий грудничка рекомендуется проведение укрепляющего массажа. Стоит учесть, что ползание считается правильным и полноценным только при условии расположении ребенка на четвереньках. Данное умение является предрасполагающим фактором к выработке навыка ходьбы. Правильное передвижение с четкой перестановкой конечностей окончательно формируется к концу 9-10 месяца.

Малышам редко удается научить свое тело подчиняться с первого раза, зачастую им приходится проходить несколько подготовительных этапов:

  1. Начинается все с ползания на животе. Причем даже здесь некоторые дети отличаются индивидуальным подходом к передвижению. Многие изначально двигаются вбок или назад.
  2. Первые попытки передвижения на четвереньках могут происходить путем выставления ручек вперед и подтягивания обеих ножек. Такие прыжки через какое-то время заменяются перекрестной перестановкой ручек и подтягиванием ножек.
  3. После всего этого малыш наконец-то переходит на перекрестное ползание, при котором ножки и ручки четко сменяют друг друга.

Все из описанного выше нормально при условии, что в процессе передвижения не деформируются суставы ребенка и он не принимает неприродного положения. Практика показывает, что в течение нескольких месяцев навыки оттачиваются, карапуз начинает двигаться уверенно и быстро, при необходимости даже преодолевает невысокие препятствия.

Почему некоторые дети ползают назад?

Многие родители, видя, что их малыш ползет красиво и правильно, но двигается при этом назад, стремятся поскорее научить его двигаться «нормально». На самом деле, спешить с этим не рекомендуется, детский организм интуитивно понимает, на какие мышцы уже можно полагаться, а какие еще стоит поберечь. Двигаясь назад, ребенок затрачивает меньше энергии, ведь ему нужно только оттолкнуться. Это особенно удобно на скользких полах и в соответствующей одежде. Нередко подобное поведение бывает продиктовано первым неудачным опытом прямого ползания. Например, ребенок пытался ползти вперед, его ручки не выдержали, он упал и ударился.

Случается и такое, что малыш делает это осознанно. Он мог подсмотреть подобный навык в телевизоре, у играющих старших детей. Может быть, мама мыла полы и двигалась именно назад. В любом случае, ничего патологического, страшного и опасного в этом нет. Со временем грудничку придется поменять направление движения, ведь однажды он поймет, что так можно быстрее достигнуть поставленной цели, не потеряв ее из виду.

Положительные и отрицательные стороны навыка

Перед тем, как приступить к переучиванию младенца, необходимо оценить позитивные моменты таких физических упражнений:

  • Научить ребенка ползти назад намного сложнее, чем вперед. Если ему это дается так просто, нужно воспользоваться ситуацией. В процессе такого передвижения работают некоторые группы мышц, не подключающиеся при стандартном подходе.
  • Нагрузка на мышечные волокна увеличивается постепенно. Передвигаться за счет отталкиваний намного проще, чем подтягивать тело или поднимать и переставлять конечности. Развитие всех отделов позвоночника и разработка суставов пройдут без сложностей и неприятных для ребенка ощущений.
  • Ученые утверждают, что отработанное ползание назад тренирует вестибулярный аппарат. В будущем, по мере взросления, малыш не будет страдать от недостатка ловкости и не вырастет неуклюжим.

Есть правда в такой особенности и негативные моменты:

  1. Если через пару месяцев грудничок не начнет предпринимать попыток ползти нормально, стоит провести оценку его мышечной силы. Случается, что подобный способ передвижения оказывается результатом незначительного гипотонуса или гипертонуса мышц.
  2. Ползание в одну сторону не позволяет равноценно развиваться всем группам мышц. В этом случае нужно либо научить грудничка новому методу передвижения, либо обеспечить его достаточными физическими нагрузками.

Получается, что, если малыш в 6-7 месяцев ползает назад – это не проблема. Но в случае зацикленности ребенка на таком способе передвижения в течение 3-4 месяцев стоит задуматься о введении в его режим корректирующей гимнастики.

Как научить малыша ползать правильно?

Чтобы привить своему малышу новый навык необходимо запастись терпением. Изначально стоит попробовать обойтись собственными силами, только при отсутствии нужного эффекта в течение нескольких недель стоит обращаться к педиатру или ортопеду.

  • Прежде всего, необходимо оценить качество поверхности, по которой передвигается ребенок. Если она скользкая и гладкая, стоит постелить половичок. В большинстве своем дети, чувствуя сложности, стараются приспособиться к новым условиям и начинают переставлять ножки и ручки так, как нужно. Главное, не отступать от своих планов и не «жалеть» малыша.
  • Если дело в гипертонусе или гипотонусе, необходимо посетить комплекс физиотерапевтических процедур, которые довольно быстро дадут нужный эффект.
  • В некоторых случаях помогают простые упражнения, направленные на разработку мышц, укрепление позвоночника и суставов. Это может быть плавание в ванной, занятия на фитболе или профильная гимнастика в комплексе с массажем.
  • Помимо всего перечисленного, необходимо позаботиться о достойном стимуле для грудничка. У него должна появиться цель, ради которой он будет ползти вперед. Это может быть игрушка, любимое лакомство, просто зовущая мама.
  • В некоторых случаях достаточно показать ребенку положительный пример. Если мама немного поползает, показывая, как это нужно делать правильно, возможно дополнительных упражнений и не потребуется.

В случаях, когда подобное положение вещей сильно напрягает кого-то из родителей, а описанные подходы не помогают, стоит обратиться к врачу. В противном случае взрослый человек начнет срываться на ничего не понимающего ребенка, что только усугубит существующую проблему или даже спровоцирует новые.

Время, проведенное на животике, проходит для малыша не зря. Он развивает навыки, которые необходимы, чтобы научиться ползать.

Илона (мама годовалого Дениса) была уверена, что ее сын пропустит стадию ползания. Ведь в 10 месяцев он уверенно стоял, и немного ходил, держась за мебель, но если она сажала его вниз на пол, он просто сидел, абсолютно не предпринимая попыток к ползанию.

«Как-то я собрала несколько игрушек, чтобы развлечь Дениса, и, конечно же, одна из них упала на пол, пока он играл», - вспоминает Илона. «Я посадила Дениску на пол, чтобы поднять игрушку и вернуть ее на место, а он вдруг пополз к ней сам. Я была так удивлена! Я передвинула игрушку, чтобы посмотреть, не сделает ли он это снова, и он сделал!»

КОГДА ВАШ РЕБЕНОК НАЧНЕТ ПОЛЗАТЬ?

В России нормой для здорового малыша считается начать ползать в 6-8 месяцев. Однако, это весьма усредненные нормы, Ваш кроха может поползти раньше или намного позже, может, как и у Илоны, сначала встать, а только потом начать активно ползать, а может и не поползти вообще. Заранее трудно предсказать, как поведет себя именно Ваш малыш. И, конечно же, первое путешествие Вашего ребенка ползком не составит 35 000 метров, но это все равно важный этап в его развитии.

Сейчас ученые все чаще говорят о том, что современные малыши начинают ползать немного позже, чем это делали младенцы поколение назад. Это происходит потому, что родителям сегодня советуют класть малышей на спину во время сна, чтобы уменьшить риск СВДС (синдром внезапной детской смерти). Исследования в Америке ещё в 1998 показали, что младенцы, которые спят на животике, начинают переворачиваться, сидеть и ползать в более раннем возрасте, чем те, которые спят на спине, хотя исследования не обнаружили значительной разницы в возрасте, когда дети учились ходить.

Если Вы будете позволять Вашему ребенку много времени проводить на животике, когда он бодрствует, это поможет ему справиться с такими этапами в его развитии раньше. Но не волнуйтесь - малыши, которые спали на спинке, все развивались в пределах нормального диапазона, что касается периода ползания. Например, Всемирная организация здравоохранения называет куда более широкие рамки данного диапазона в отличии от принятых в нашей стране – от 5 до 13 месяцев. Также по данным ВОЗ около 4,3% малышей так и не начинают ползать вообще, а сразу встают и начинают ходить.

КАК ДЕТКИ ПОЛЗАЮТ?

Малыши начинают ползать по-разному. Некоторые ползают “по-пластунски”: когда животик остается на земле, а двигая только ручками и ножками, малыш как бы продвигает себя вперед. Этот вариант ползания обычно переходит в классическое ползание на руках и коленях.

Другие немного приподнимаются на ручках и коленках, подсовывая одну ножку под себя и отталкиваясь другой.

Ну а третьи начинают ползать назад, как описывает Кристина (мама двойняшек Сони и Кирилла, 9 месяцев): «Оба мои чада начали ползать почти одновременно в 6,5-7 месяцев и оба назад. Обычно они видели какую-то игрушку, которую хотели достать, приподнимались на ручках и коленях, и начинали двигаться - но отодвигались дальше и дальше от игрушки вместо того, чтобы приближаться к ней. Они так расстраивались! Оба так и ползали задом наперед в течение нескольких недель, прежде чем, наконец-то, обнаружили «переднюю передачу».

НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ ПОЛЗАНИЕ?

Многие родители искренне радуются, когда малыш, опережая своих сверстников, перешагивает ступень ползания и сразу встает на ножки. Некоторые родители начинают очень рано использовать прыгунки и ходунки, что тоже не способствует развитию навыков ползания.

А между тем, ползание очень полезный процесс для естественного и гармоничного развития малыша, о котором мечтают все без исключения родители. Оно способствует:

  • развитию мелкой моторики крохи, т.к. растягивает связки запястий, и заставляет работать кисти ручек;
  • укреплению костно-мышечной системы;
  • более активному физическому развитию (ползавшие детки по статистике гораздо более физически сильные по сравнению со своими не ползавшими сверстниками);
  • развитию двусторонней координации, благодаря которой малыш лучше ориентируется в пространстве, и намного более ловко управляет своим телом;
  • но главное, ползание способствует развитию подкорковых структур головного мозга.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ НАУЧИТЬСЯ ПОЛЗАТЬ?

  1. Не торопите кроху, если Вы не замечаете за ним попыток к ползанию. Возможно, он просто сам еще не готов начать ползать. Просто дайте ему еще немного времени.
  2. Если же Вы заметили попытки и желание со стороны малыша к активному движению, то попробуйте чуть подтолкнуть его, воспользовавшись врожденным детским любопытством. Положите перед малышом новую или любимую игрушку, скорее всего, он попробует до нее дотянуться. Несколько таких тренировок обязательно дадут понять малышу, что он способен управлять своим телом, и он сам еще больше начнет тренироваться и экспериментировать в этой связи.
  3. Также Вы можете приобрести небольшой мягкий валик или соорудить его из детской пеленки или одеяльца. Подложите его под грудку крохи и покатайте малыша вперёд-назад. Он быстро поймет, что таким образом он может немного передвигаться, также это упражнение поможет малышу почувствовать нужное положение (стойку), которую он сможет использовать в дальнейшем для ползания.

Итак, Ваш малыш научился ползать! Счастью мамы и папы нет предела, ведь любое достижение ребенка воспринимается молодыми родителями как величайшее событие в мире. После того, как Вы заснимете на фото и видео этот трогательный момент, расскажите о достижениях крохи бабушкам и дедушкам, рекомендуем Вам позаботиться о мерах его защиты. Настало время для Вас осмотреть всё на уровне глаз ребенка в поисках потенциальных опасностей, прежде чем Ваш ребенок, теперь мобильный и подвижный, найдет их первым.

Статьи по теме: