Казахские национальные праздники и обряды. История праздника курбан айт

Отдавать дань традициям и Всевышнему очень важно для сохранения единства народа. Поэтому сайт поздравляет всех мусульман с великим праздником Курбан-айт. Пусть беды обходят стороной ваш дом, а близкие всегда будут здоровы! Давайте вспомним историю Курбан-айт в Казахстане и разберемся, в чем суть этого праздника.

Что такое Курбан-айт?

Это самый большой праздник мусульман. Курбан-айт в 2018 году пройдет с двадцать первого по двадцать третье августа. Его отмечают через семьдесят дней после Ораза-айт, десятого числа двенадцатого месяца по календарю Зуль-хиджа.

Этот праздник является завершением паломничества по святым местам ислама. Верующие отправляются в долину Мина, которая находится к востоку от Мекки. Там они совершают обряд побития шайтана.

Каждый бросает по семь камней в три джамарата (три стены, а до этого столбы). Паломники символически повторяют действия пророка Ибрахима, который бросал камни в искусителя.

На Курбан-айт приносят в жертву животное во славу Аллаха. Начинается действо ранним утром. Тем, кто не совершал паломничества, рекомендуют перед праздником один день поститься. Мусульманину необходимо помыться, привести себя в порядок, надеть чистые одежды и отправиться в мечеть. Там совершается коллективная праздничная молитва.

После молитвы люди делятся на группы и проходят улицами, восхваляя Аллаха. Далее они возвращаются к мечети и проходят на специальную площадь. Там мулла произносит хутбу, в которой разъясняет, зачем нужно приносить жертву.

После проповеди все, кто может себе это позволить, приносят жертву Всевышнему в виде животного. По священным канонам можно выбрать между:

  • бараном или овцой не младше семи месяцев;
  • коровой старше двух лет;
  • козой не моложе одного года;
  • верблюдом, прожившим не менее пяти лет.

В обряде запрещено использовать больных, тощих и обезображенных животных. Баран, как и все прочие, должен быть упитанным и сильным. Не допускаются слепые, бесхвостые животные, с отпиленными рогами или обрезанными ушами.

Перед жертвоприношением необходимо наточить нож, но в присутствии животного этого делать нельзя. Барану связывают ноги и кладут головой в сторону Мекки. После этого нужно произнести такбир и перерезать животному горло.

Суть праздника - показать милосердие, величие Аллаха и приблизиться к нему в этих добродетелях. Поэтому животное разделывают, а мясо делят на три равные части. Одну треть оставляют для себя и семьи, вторую - отдают нуждающимся родственникам и соседям, а третью - обездоленным, которые этого попросят.

Категорически запрещается получать выгоду от жертвенного животного. Ни шкуру, ни рога, ни мясо нельзя продавать. Всем этим можно пользоваться или дарить. С человеком, разделывающим тушу, нельзя расплачиваться мясом. Допустимо подарить или дать, если тот беден.

Праздничные дни в Казахстане проходят в национальных играх кыз-куу и кокпар. Люди принимают гостей. В каждом доме накрывают праздничный дастархан.

Курбан-айт в Казахстане: история

По преданию, праздновать Курбан-айт начал пророк Мухаммед в память об Ибрахиме, который прошел тяжелое испытание Аллаха.

Долгое время у Ибрахима не было детей, и только в 86 лет у него появился сын Исмаил. Аллах решил испытать его. Пророку приснился сон, в котором архангел Джабраил сказал ему, что Всевышний хочет, чтобы тот принес ему в жертву единственного ребенка.

Ибрахим, как и его сын, не смели противиться воле Аллаха. Во время приготовлений шайтан пытался искусить его и заставить не подчиниться Всевышнему, в качестве ответа пророк закидал его камнями.

Когда Ибрахим был готов принести жертву, Аллах сделал так, чтобы нож не причинил вреда Исмаилу. Джабраил спустился к пророку и в качестве жертвы предложил барана. Так Всевышний испытал веру и преданность, а также показал свое величие и милосердие.

На территории Казахстана начали праздновать Курбан-айт в период X–XIII веков, когда в Центральной Азии распространилась мусульманская вера.

Жертвоприношение на Курбан-айт - это не просто убийство животного ради мяса, это искреннее намерение приблизиться к Всевышнему. И так же, как Аллах проявил милосердие к Ибрахиму и его сыну, необходимо дарить любовь своим родным и близким. Поздравляем с праздником Курбан-айт! Будьте добры и не забывайте традиций!

14 марта издревле считался у казахов началом нового года. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось полуголодное терпеливое противостояние тяготам зимы. Қыстан шықтық! - вышли из зимы - радовались люди, - вырвались из ее сурового плена, выжили. Какой ценой? «Мал-жан аман ба?» - жив ли скот? - первым делом спрашивали казахи друг друга по весне. И уж потом: все ли живы? Потому как скот - главное богатство кочевника. Жив скот, значит, люди будут живы. Как говорили в недалеком прошлом: «Будет хлеб, будет и песня».

На западе Казахстана сохранился старинный обычай «көрісу» (от глагола «свидеться»). В этот день люди навещают друг друга, при встрече непременно здороваются за руку и говорят: «С прошедшим годом!». В доме каждого казаха в казане варилось мясо, но специально никого не приглашали. Дети встают в 6 утра и посещают не менее 40 домов, в которых живут их старшие по возрасту родственники. Младшие, приветствуя старших, просят благословения. В этот день прощаются обиды и забываются ссоры.

Как только подсыхали дороги и устанавливались теплые дни, истосковавшиеся по общению кочевники спешили навестить друг друга. Шли в гости к родственникам и устраивали различные состязания. Важно было принять участие в грядущем празднике расцвета, восхода, размножения жизни - всего живого на земле!

И правильнее будет - не поздравлять с Наурызом (Новым годом), который все же связан с космосом, Солнцем, но приносить жертву Богу в знак благодарности, что остались живы после смертельного сна зимы и потому говорили: Амал күні айты қабыл болсын! Т.е. да будет принята Небом жертва, принесенная в День Возрождения к жизни (тем самым обозначая амал - желанную пору начала действия, движения).

Главная идея этой традиции - в оказании помощи друг другу - кто лишился скота, а кто члена семьи, кормильца. собирался совет аксакалов и они решали, кому и чем помочь пострадавшим от джута и прочего негатива зимы.

Какие обряды проводились в первые весенние дни? Почему наши предки завели традицию отмечать День «Көрісу»?

Акселеу Сейдимбеков:

«История обитателей Великой степи убедительно показала на собственном опыте, что здесь можно обрести благополучие и нормальное человеческое cуществование только при кочевом образе жизни. Как перелетные птицы, постоянно находясь в весне, т.е. двигаясь по вертикали весенне-летнего времени, прототюрки выстроили соответствующий хозяйственно-культурный тип кочевничества».

Началом года у многих народов считалась весна. В Ригведе Новый год знаменует торжество света и тепла над ночью и зимним холодом, космического порядка над хаосом в результате победы главного индоиранского божества Индры над Вритрой. Символом Индры был весенний гром. Тюрки тоже связывали Новый год и знаменуемое им творение мира с весенним громом. Хакасы во время первого весеннего грома обходили юрту снаружи, ударяя по ней поварешкой. Действия эти, несомненно, неосознанно воспроизводили мифологическую ситуацию отторжения жилища от зимнего хаоса, установления порядка.

Как сообщает Чокан Валиханов, у казахов сохранился обычай при первом громе окроплять юрту молоком, при этом «хозяин с ковшом выбегает из юрты, бьет им, бегая кругом, свою кибитку снаружи, приговаривая: «Сүт мол, көмір аз» («Молока много, углей мало»). Непонятно, почему мало углей, или дрова все извели за зиму?

Ответ нашел М.Семби, ссылаясь на исследователя этнографии саха И.А.Худякова, который сообщает: «... когда начинает греметь гром, якуты берут сырую длинную талину и, вышедши, начинают бить ею по наружным стенам юрты и в окна, приговаривая: «Копчук-копчук! Вверху обитающие дьявола, летите к верху; внизу обитающие дьявола, проваливайте вниз!». Это делается для того, чтобы дьяволы выскочили из юрты и на нее не пала молния, поражающая дьяволов.

Н.А.Алексеев

«Гром и молнию, по верованиям изучаемых нами народов, производило небесное божество, вечно преследующее злых духов. Молнии - это стрелы, которыми он поражал духов, тем самым защищал людей и их скот».

Казах, так же как и саха, изгонял-выгонял злых духов-дьяволов из юрты. Их надо изгнать, чтобы жилище человека не пострадало. И если первая часть заклинания - обращения к Богу: «сүт көп» (пусть молока будет много!) - это просьба-пожелание о ниспослании небесного дождя-молока, то вторая часть должна звучать «кәпір аз» (пусть уменьшится количество нечистых).

Кәпір (капыр - тот же кафр) - слово, обозначающее неверных, т.е. язычников-немусульман. К примеру, у Басилова находим: «духи (джинны), причиняющие болезни, вредящие людям, - «неверные» (капыр) джинны.

Итак, удары ковшом кәкпір у казахов или красным кнутовищем (у народа тыва) или сырой талиной (у народа саха) - все это «инструменты» божественных сил, изгоняющие и поражающие недобрых духов.

Наши далекие предки - дети природы - тяжело переносили суровую зиму. В открытой степи негде укрыться от злой метели и жалящего колким снегом бурана. А овцам - главному богатству кочевника - негде добыть хоть немного прошлогодней травы. В таких случаях впереди стада пастух пускал табуны коней, чтобы они разбили, разрыхлили копытами толщу снега и овцы могли добыть себе пищу, ведь тогда мало кто запасался на зиму сеном.
Но самым страшным бедствием зимой был Жұт - гололед. Жұт превращал снег в ледяную корку, и вся степь оказывалась в ледовом плену. И наступал Голод - второе грозное имя этой беды.

В городе зимой специально заливают водой катки и горки, чтобы дети могли кататься на коньках и санках. Но гололед в степи - этот сплошной каток - надолго замораживал всякую попытку выжить в мертвом царстве. Животные лишались корма и даже твердые копыта коней не могли пробить корку льда. Огромные стада овец и коз сотнями мёрли от голода, их остывшие тела черными кочками покрывали заснеженную степь.

Недаром казахи называли Жұт - семиголовым Проглотом (от слова жұту - глотать) или Жеті ағайынды - Семь братьев-разбойников (Семь бед), нападение которых всегда было внезапным и безжалостным. Вчерашний бай - хозяин многочисленных стад - вмиг лишался всего своего состояния и становился нищим.

Суровая зима и особенно последние дни ее казались кочевнику затянувшимся сном природы, похожим на смерть, снег - белым саваном, вьюга - заунывным плачем. Вот почему кочевники так радуются горячим лучам солнца, дарующим степи весну. Теплый ветер прогоняет хмурые тучи и открывает над головой синий купол неба и пробиваются из-под снега на белый свет первые упругие стебли зеленой травы. Солнце прогревало замерзшую землю, и согревало душу кочевника, уставшего от долгих холодов и постоянной тревоги за свой скот - выживет ли, уцелеет ли его отара овец, будет ли чем прокормить свое семейство, своих детей?

Вот почему наши предки запрещали топтать и рвать первую траву. Кто решится губить, вытравливать из сердца своего ростки надежды, ростки обещаний новой жизни - разноцветной как радуга в небе! Разнотравье - самый щедрый подарок Лета - его живительный сок! Еще немного и ты тоже вкусишь все соки, все плоды земли! Первые стебли травы - зеленая поступь Весны!

А как радовалась душа кочевника первому цветку, пробившемуся из-под снега! Пусть бутончик подснежника - не так ярок, как хотелось бы; он еще не наполнен золотистым нектаром солнца, еще весь в слюдяных красках синего льда... Но когда он раскроется, то на самом донышке цветка можно увидеть желтенькие крапинки - следы первых лучей солнца!

Айгуль Айтмуханова

Из книги Бахыта Каирбекова «Мир кочевья»

Наш информационный портал предлагает подборку основных традиций и правил празднования Курбан Айта.

Курбан-Айт — праздник жертвоприношения ради Всевышнего. Это самый большой мусульманский праздник. Он отмечается с 10-го по 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан-Байрам (Курбан Айт) завершает собою обряд Хаджа — паломничества к святыням Ислама. Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола. В каждый из столбов — малый джамрат аль-Ула, средний джамрат аль-Вуста и большой джамрат аль-аКаба — бросается по 7 камешков.

Ночь перед Курбан Айтом правоверным следует проводить в богослужении.

Традиция жертвоприношения, как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима (библейского Авраама), который, как отмечают ученые-теологи, стал примером для будущих поколений верующих. А одно из значительных событий его жизни положило начало многовековой религиозной традиции — обряду жертвоприношения ради Единого Бога.

Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха».

Праздник показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеление Аллаха, каким бы трудным оно не было.

Курбан-айт (Курбан-байрам) — это день жертвоприношения Аллаху. Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, совершив перед этим ритуальное омовение-гусль, надев чистую, опрятную одежду. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании молитвы верующие возвращаются домой.

Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.

Жертвоприношение, или Курбан Шалу по-казахски, по Исламу может совершать как мужчина, так и женщина. Для совершения священного обряда необходимо быть мусульманином, не быть путником, а также иметь имущество равно 85 граммам золота. Важнейшим условием для совершения жертвоприношения является искренность намерения – заколоть животное необходимо не только с целью употребления мяса, но и поклонения Всевышнему.

Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!»

Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. В жертву можно принести барана, который достиг седьмого месяцев (по шафиитскому мазхабу - полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса.

Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха.

Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении пророка: «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил».

Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки - треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты.

Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.

В Казахстане Курбан Айт объединяет не только мусульман, но и представителей других религий. В Курбан Айт доброй традицией стало устраивать массовые гуляния, праздничные игры и концерты. В этот священный праздник принято поздравлять друг друга словами «Ид Мубарак», «Курбан Айт кабыл болсын» («Благословенного праздника»).

по материалам из открытых источников

33677

У каждого народа свои причуды: в Греции не рекомендуется хвалить в гостях, скажем, вазу или картину, иначе хозяину придется ее вам подарить. В Индии в семейном кругу не говорят «спасибо». На Тибете при встрече показывают друг другу язык. Какие традиции и особенности есть у нас, которые удивляют представителей других стран?

1. Бет сипау

Одной из самых необычных особенностей нашего народа иностранцы считают поглаживание лица после бата (слова благословения). Казахи щедры на слова, поэтому бата дают часто: перед дальней дорогой, испытаниями, в благодарность за угощение, гостеприимство, доброту и так далее. Благословение произносят обычно старшие по возрасту. Руки в это время складываются в виде чаши, которая, по поверьям, наполняется благодатью от сказанных пожеланий.Протирая лицо после бата, человек как бы впитывает ее в себя. Также не принято покидать дастархан, не дав благословения за съеденную трапезу.

2. Употребление конины

Как говорится, только в Казахстане можно покататься на лошади, а потом съесть ее. И это действительно пугает многих иностранных гостей, в культуре которых лошадей считают величественными, прекрасными и благородными созданиями, которых нельзя кушать. Казахи тоже считают лошадей прекрасными животными, мясо которых идеально сбалансировано по своему составу, легко усваивается в отличие от говядины, имеет согревающий эффект, гипоаллергенно и нейтрализует воздействие радиации. А еще из конины готовят қазы. Как можно не есть қазы, правда?

3. Чаепитие

Турция занимает лидирующие позиции по потреблению чая в мире. Но у них есть свои чайные плантации. Так что с ними все понятно. Турки просто обязаны пить чай, чтобы не дать урожаю пропасть. Но как казахи, не имя в стране ни одной чайной плантации, умудряются постоянно употреблять чай? Где там англичанам с их файф-о-клок ти рядом с казахом, который в 12 ночи можем выступить с предложением «шай ішпедік пе?». Еще иностранцев удивляет тот факт, что мы можем добавлять в чай тары, талқан, соль, сахар, сметану, молоко и прочее. Мы пьем чай как в мороз, так и в жару. И это еще не все. Каждая казахская девочка рождается с особым геном, позволяющим ей в будущем определить правильный цвет и ту невидимую границу в пиале, выше которой наливать нельзя.

4. Шашу

Грильяж в лицо, это, знаете ли больно. Но надо. И это лучше, чем курт в лицо. Все вместе это называется «шашу». И об этом лучше сразу предупредить друга-иностранца.

Шашу – это обряд осыпания сладостями и монетами. Во время кризиса и девальвации – только сладостями. Шашу выполняют, когда женятся, когда приезжают сваты, когда роженицу выписывают из дома, когда приходят гости и так далее. Шашу сиволизирует богатство, сладкую жизнь и изобилие. Шашу делают только женщины. Все конфеты после шашу принятно собрать, чтобы унести с собой кусочек изобилия. Поэтому шашу очень любят дети.

5. Сарқыт

Бешбармак для иностранцев, как Джастин Бибер для Канады, – о его связи с Казахстаном знают все. Вообще казахская кухня, несмотря на обилие мяса, приезжим нравится. Вот только они не могут понять, для чего после шумного застолья гости начинают складывать в пакеты оставшееся угощение – сарқыт. Сарқыт – это обязательно банан, яблоко, конфеты «Мишка на севере» и жирный баурсак. Желательно, чтобы все смешалось. Особенно старательные гости добавляют туда куски мяса и теста. Видимо, чтобы не готовить дома на следующий день.

6. Сүйінші

Сүйінші – благодарность за хорошую новость или, скорее, за новость о том, что есть хорошая новость. И, чтобы услышать ее, надо дать вестнику подарок, деньги или другое вознаграждение. Казахи издревле соблюдали этот обычай. Актуален он и по сей день. Изменилась лишь цена подарка. Раньше за хорошую новость вестник даже мог выбрать подарок сам. Практичным иностранцам этот обычай не совсем понятен.

7. Көрімдік

Еще один способ делать деньги из воздуха. Көрімдік – чаще всего денежный подарок, который преподносится за впервые увиденного ребенка, невестку, машину и прочее. Шустрые казахи умудряются брать көрімдік и за новое платье, компьютер, планшет и корочку диплома. Чтобы окончательно шокировать и разорить иностранца, можно сначала попросить сүйінші за весть об окончании вуза, а затем взять с него көрімдік за диплом.

Статьи по теме: