Картотека игр и пособий марии монтессори. Методика Марии Монтессори дома

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Впервые обратила внимание на любовь детей к воде, песку и мелким сыпучим материалам известный врач и педагог-новатор Мария Монтессори. Она считала, что в период от 1г 3 месяцев и до 4 лет мозг малыша остро нуждается в такой мыслительной операции, как анализ, то есть разделение предметов на части. Современные нейрофизиологи давно подтвердили тот факт, что ребенку для созидания чего-то нового, сначала необходим период «разрушения», или, другими словами, анализа. Именно поэтому, ваш годовалый малыш с удовольствием ломает, а не строит башню из кубиков, собирает и подолгу рассматривает микроскопические пылинки с пола. Он узнает, как и из чего сделан предметный мир, анализирует его. Если этот этап в жизни вашего крохи пройден насыщенно, многообразно, то неизбежно наступит следующий – созидательный. Ребята 3-4 лет уже с удовольствием делают постройки из «Лего», складыыают паззлы, пирамидки, любят различные рамки – вкладыши. Очень важно понимать, что малышу необходимы еще и сенсорные ощущения или, другими словами, чувственный опыт. Вот почему годовалый карапуз тащит найденное на полу в рот. Или, что похуже – найденное на земле в парке. Рот – одно из самых чувствительных мест в организме: попробовал камушек на вкус и сразу многое стало понятно: твердый, холодный, невкусный. Чувственный (сенсорный) опыт чрезвычайно важен для всего дальнейшего развития малыша. Его часто называют «фундаментом» умственного развития. Дети, не получившие в определенном возрасте такой опыт, часто отстают от своих сверстниокв в речевом, моторном и психическом развитии. Если причина отсутствия такого опыта была в многочисленных запретах, то малыш, скорее всего, будет склонен изучать мир испдодтишка, подчас небезопасными способами. Например, пока никто не видит, раскрывать и закрывать булавки, брать иголки, ножницы и ножи, засовывать в рот бусины и мелкие детали игрушек. Возможно, ему захочется тайком от взослых поиграть спичками. Не умея это делать (опыта ведь не было!), малыш может травмировать себя.

Давайте попробуем удовлетворить природный интерес малыша безопасными способами. Для этого дома можно создать свою маленькую Монтесори-среду, то есть место, где ребенку доступны Монтессори-материалы. Что же это за материалы? Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, позволили реализовать принцип самообучения; они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. В рамках, определенных взрослым, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Конечно, в полном объеме такими пособиями можно воспользоваться только в детских центрах, где есть Монтессори-группы. Родителям нет нужды покупать дорогостоящие материалы, как классические, так и подделки. С классическими Монтессори-материалами может работать только обученный педагог, а все остальные, которые отдаленно напоминают классику, быстро надоедают крохе. Для ребенка от 1 года до 3 лет вполне подойдут игры, которые основаны на принципах Монтесори-педагогики и легко применяются в домашних условиях. В Монтессори-группах эти материалы называют «упражнения в практической жизни»:

Игры с водой

Постелите на полу в ванной клеенку, разденьте малыша до трусиков. Можно посадить его в саму ванну на резиновый коврик. Ванная должна быть теплой.

    Переливания:

    Из ведра в ведро. Известно, что ребятам с гиперактивностью или просто «сверхактивным» показаны регулярные игры с водой. И чем шустрее ваш малыш, тем больше должен быть объем воды, с которым он играет. Переливать лучше теплую воду половником, кружкой, ковшиком, что у вас под рукой окажется. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше ощущений получит малыш.

    Из миски в миску. Это можно делать и сидя за столом. Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например, ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой. Конечно, учитвайте возраст малыша: работа с пипеткой и шприцом под силу ребенку 2-х лет и старше. Ребятам с 2х лет очень нравится переливать воду губкой: намочили губку в одной миске, перенесли и отжали в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

    Вылавливание шариков. Набросайте в ведро шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок. Малыши обожают вылавливать «рыбок» из ведра и складывать их в мисочку.

    Стирка белья. Сначала подготовьте рабочее место: поставьте 2 табуретки, а на них – тазики с теплой водой, на ребенка наденьте фартук. В первой миске малыш стирает «грязное» белье, а во второй – полоскает. После этого научите его отжимать белье и аккуратно расправив, вешать на веревочку (или на батарею).Такой материал подойдет детям с 2,5 лет, потому что они уже в состоянии удержать в памяти последовательность нескольких действий. Пусть вас не удивляет, что малыш помногу раз стирает чистую тряпочку. Она высыхает, а он ее опять в стирку. Дело в том, что для ребенка важен сам процесс работы, а не конечны результат, и он повторяет действия многократно, пока не удовлетворит внутреннюю потребность в них. Ребенок, в отличии от взрослого, не устает от работы, но она увеличивает его энергию.

    Мытье посуды. Эту работу можно делать одновременно с мамой. Вы моете свою посуду в раковине, а ваш маленький помощник – рядом, в своих двух мисочках. Поверьте, ничто так не объединяет, как совместная работа!

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или из чашки в чашку), раскладывать ложкой крупу поровну в 3 маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке, а 3 пальцами.Чем раньше вы правильно вложите ложку в ручку малыша, тем меньше проблем у вас будет с переучиванием в 4 или 5 лет. Как только потянулся сам кушать – тут же и вкладывайте ложку, и сразу – правильно. Годовалый малыш вполне может освоить это нехитрое дело.

Пересыпание крупы воронку. По аналогии с переливанием воды. Самое интересное в этой работе – это как зернышки сыпятся на дно бутылки с легким шумом. Малыш готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.

Искать игрушки в миске с фасолью. Насыпьте в большую миску много фасоли (или пшена, чечевицы, но, если малыш рассыпет, их убирать сложнее). Закопайте в глубине мелкие предметы, например, игрушки из «Киндер-сюрприза». Детки всех возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. А для нас с вами – это еще и повод заняться развитием речи. «Покажи, что ты нашел? А что это?» Хотите, чтобы малыш поскорее выучил названия животных? Закопайте в фасоль фигурки домашних или диких животных. Если кроха совсем маленький – полезно расширить его пассивный словарь: «Достань мне собаку (жирафа, медведя...)» Так малыш учится находить предмет по названному слову.

Сортировка круп. Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую – чечевицу, а в тертью – дробленый горох. Вместо кучек можно использовать блюдца, чтобы крупинки не рассыпались по столу. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка – это простейшая мыслительная операция.

Рисование на манке. Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок – слегка встряхните поднос и рисуйте снова! С 3-хлетками можно учиться писать буквы и цифры. Ведь если не вышло – ничего страшного, напишем еще раз и еще!

Игры с бусинами.

Вам наверняка не раз попадались в продаже наборы очень красивых цветных бусин разной формы. Приобретите их – и новый материал для работы готов! Сортировка. Можно раскладывать бусины по цвету, форме, размеру. Нанизывание на нитку. Здесь подойдут бусины с большим отверстием. Накладывание бусин в емкости с узким горлышком. Это можно делать пальчиками, а можно и пинцетом, для ребят постарше. Можно выкладывать из бусин разные узоры или пришивать их к такни. Покажите своему 3-хлетнему карапузу иголку с ниткой, дайте попробовать пришить тряпочку к тряпочке под вашим присмотром.Вот увидите, сладок только запретный плод, а иголка вовсе не запретный, потому что надо только маму попросить помочь.

Простые правила работы и уборки:

    Заранее договоритесь с малышом об уборке рабочего места. Если ему всего 1 год или 1,5 года, делайте все вместе, проговаривая свои и его действия: «Сейчас мы будем переливать воду. Вот мисочка. Давай наберем воду в чашку. Молодец, перелил! Потрогай столик, он мокрый. Правда, мокро? Надо вытереть. Вот у нас есть тряпочка. Вытираем. На, вытирай». С ребятами постарше, договаривайтесь ДО, а не ПОСЛЕ игры. «Хорошо, ты будешь играть с водой в ванной, но после игры надо вытереть пол. Хорошо?» Если малыш согласился, но забыл, как это часто случается, просто напомните ему спокойно, без раздражения: «Ты поиграл? Здорово было? А ты ничего не забыл? Пойдем посмотрим, все ли у нас в порядке в ванной». Детям 2-2,5 лет нравится поддерживать вещи в определенном порядке, поэтому с уборкой не должно возникнуть проблем.

    Не делайте работу за ребенка. Как только вы убедились, что малыш понял действие, и делает все правильно, тихо отстранитесь от него. Лучше даже уйти в соседнюю комнату и не мешать ребенку сосредотачиваться на деле. Именно ее (сосредоточенность) Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке – начала процесса изменения его поведения к лучшему. Не стоит излишне радоваться его успеху и громко хвалить. Для него игра – обычное дело, а не из ряда вон выходящая победа. Когда вмешательства взрослого слишком много, ребенок может просто бросить игру и уйти. Не стоит забывать и нормальное для всех детей стремление к самостоятельности. Поощряйте самостоятельность и не мешайте.

    Малыш должен всегда иметь возможность поиграть когда ему захочется. Исключение составляют только игры с водой, когда ребенок болен, и необходимость выполнения режима: надо кушать, спать, гулять и т.д. Во все остальное время – свободный доступ к играм. Лучше всего, если ребенок может организовать свою игру сам, без вас: пойти, надеть фартук, приготовит воду, постирать тряпочки, повесить их сушить, убрать за собой рабочее место, снять фартучек. Такому человечку не страшна будет ответственнсть и самостоятельность во взрослой жизни.

    Все вышеперчисленные игры, основанные на принципах Монтессори-педагогики, с успехом могут применяться и в загородной жизни, например, на даче. Достаточно лишь вынести игры с водой на улицу, столики и тазики расположить на траве, надуть детский бассейн. В ведрки можно набрать камушки, песок, организовать игры и с другим природным материалом. Если в течение дня в смогли спокойно часок-другой почитать любимые журналы, сидя в шезлонге, значит, вы все сделали правильно!

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Монтессори требовала только одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

«Научи меня делать это самостоятельно!» – лозунг Монтессори-школ. Родителей, все больше проникающихся подлинным гуманизмом этой воспитательной системы, подкупает обращенность к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма.

«Если мы будем следовать этим правилам, – писала М. Монтессори, – ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы! Мы окажемся лицом к лицу с существом, которого больше не надо обучать, как беспомощного, как пустоту, а с существом, чье достоинтство растет с каждым днем...»

МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛЫ И КАК С НИМИ РАБОТАЮТ

Убежденный противник классно-урочной системы, М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся 260 проектам школьных парт 261-й – все их выбросить. Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались с дидактическим материалом.

Он свободно упражняется, более того, испытывает удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступает не по чьей-то указке, а по собственному желанию.

Работая с материалами из сферы практической жизни, ребенок учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь. К этим материалам относятся рамки (4 штуки), пересыпание, переливание, складывание салфеток, поднос с манкой, мытье посуды, стирка белья. А благодаря сенсорным материалам, ребенок получает возможность упражнять все органы чувств: зрительный и слуховой анализаторы, осязание, обоняние, вкус. Для этого у детей есть доступные для пользования шумовые коробочки, цветные таблички, ткани для ощупывания, тепловые таблички и весовые таблички.

Девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть взрослым надо:
создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения – специально подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.;
не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.

Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

Итак, что нужно для того, чтобы организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.

1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.

2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.

3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:

Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.

Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.

Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.

М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.

Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.

Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.

Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.

4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.
Если на одну игрушку претендует двое детей, учите их договариваться об очередности.

В Монтессори-садиках и группах действуют такие правила:

«Хочешь работать вместе – договорись об этом».
«Можно наблюдать за работой других, не мешая им».
«После работы приводим материал и рабочее место в порядок».
«Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее».

Этими же правила можно ввести и дома. Они обязательны и для детей, и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.

Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.

Монтессори-материалы для детей до года
Ребёнку до года необходимо разнообразие сенсорных ощущений. Главная особенность этого возраста – знакомство с многообразием окружающего мира. Поэтому и игрушки ему нужны простые, но функциональные – шуршащие, шумящие, видоизменяющиеся предметы:
- мешочки с наполнением. Ощущения – тактильные и зрительные. Сами мешочки различной фактуры (гладкие и шершавые, из грубой и мягкой, яркой и однотонной ткани, с рисунком и без него) и наполнение разное (крупы, гранулы, фасоль и горох, пенопласт и камушки) – тогда они будут различными по внешнему виду, тактильным ощущениям и весу. Единственное требование к мешочкам – удобство и безопасность для малыша.
- баночки-коробочки с наполнением. Ощущения – слуховые. Ёмкости должны плотно закрываться и не открываться. Основная цель – создать гамму разных звуков. Для этого в разные по размеру и материалу ёмкости (баночки, флаконы, коробочки, бутылочки) насыпают разные наполнители (крупы, песок, гранулы, фасоль, пенопласт, гальку).
- мелкие предметы. Многие родители замечают интерес ребёнка шести-восьми месяцев, а затем полутора-двух лет к мелким предметам. Это вполне естественный интерес, и, если его не пресекать, а развивать, у ребёнка позже будет гораздо меньше сложностей с развитием речи и мелкой моторики – на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, связанных с корой головного мозга. Пусть малыш играет под вашим присмотром с мелкими предметами: игрушками из киндер-сюрпризов, бусинами разных цветов и размеров, фасолью и макаронами, перекладывая их из одной посуды в другую.
Пальцевый захват (двумя и тремя пальцами, а не горстью) развивается у малышей именно в процессе таких занятий, и очень поможет в подготовке руки к письму и рукоделию. Детям до года интересны именно свойства предметов, а не результат действий с ними, поэтому действие с предметом должно быть простым и нацеленным именно на его исследование, а не на завершённый цикл. И ещё одна деталь: помните о том, что предметы и игрушки могут быть брошены в вас или на пол, могут быть покусаны и пожёваны ребёнком, а потому должны быть достаточно лёгкими и безопасными для вас, малыша и окружающей обстановки.

Система Монтессори для детей от года до двух
Годовалый ребёнок, а особенно по достижению 1,5-2 лет, уже нацеливается на правильную последовательность в любой работе, подражая взрослым и сверстникам: он понимает, что определённая последовательность действий приводит к определённому результату. Он уже более самостоятелен, способен концентрировать внимание на процессе работы, завершать несложный цикл действий и добиваться результата для похвалы от окружающих. Главная особенность этого возраста – познание особенностей окружающего мира на собственном опыте, и монтессори-материалы должны соответствовать способностям ребенка.
В развитии этих малышей помогут следующие занятия по системе Монтессори:
- «Сундучок с секретами». Возьмите большую коробку, в неё соберите все ненужные вам баночки, флаконы, коробочки с крышками. В каждый из них положите подходящий по размеру сюрприз – мелкую игрушку или предмет. Так ребёнок удовлетворит свой интерес к открыванию различных ёмкостей и разовьёт пальчики и кисти.
- «Кормление». Возьмите ненужную пластиковую игрушку (хорошо, если это будет фигура животного) с полым корпусом и прорежьте в районе рта небольшое отверстие – чуть больше диаметра пальца ребёнка (чтобы пальчики не застревали). Тренажёр готов – можете кормить питомца небольшими предметами – фасолью или макаронами – их достаточно сложно взять пальцами, и ещё сложнее просунуть в маленькое отверстие. По мере умения ребёнка питомца можно заменить другим – с более маленьким ртом, и кормить его более мелкими предметами – горохом или бусинками. Это занятие тренирует не только мелкую моторику малыша, но и глазомер, и внимание, и терпение.
- «Сенсорный таз». В большую миску или тазик насыпьте несколько видов круп, макарон, в глубину спрячьте несколько предметов (мелких игрушек или брелоков, ракушек, шишек, каштанов и пр.). Этот тазик будет любимой игрушкой ребёнка 9-15 месяцев. Правда, делать это лучше всего на кухне – там, где легче производить уборку. И первое время нужно учить малыша играть аккуратно – не разбрасывать, а перебирать содержимое, и научить его убирать за собой крупы с помощью щётки и совка.
- «Игры с крупами». Пересыпание круп (предпочтительнее гороха, мелких бобов) из одной емкости в другую с помощью ложки обязательно увлечет вашего малыша. Интересным является процесс засыпания крупы в обычную игрушечную мельницу, это лучше делать в большом тазу.
- «Банка с шариками». Возьмите банку или любую закрытую ёмкость с отверстием в крышке. Задача простая – просовывать в отверстие подходящие по размеру предметы (это могут быть шарики, резиновые ёжики, каштаны, жёлуди), отверстие должно быть чуть меньше самого предмета, для того, чтобы ребенку необходимо было приложить усилие, просовывая предмет в банку. Для усложнения подойдёт обычная копилка с крупными и мелкими монетами. Помимо копилки можно сделать прорези в крышке банки под монеты разного диаметра, или в одной крышке несколько отверстий под различным углом.
- Резание. Дети 14-15 месяцев уже вполне способны резать ножницами, если их этому научить. Особенность в том, что учить резать их нужно обеими руками – так легче действовать и понять способ действий. Малышу несколько раз показывают, как открыть и закрыть ножницы, затем взрослый держит узкую полосу бумаги, а ребёнок разрезает её. Малышам полутора лет это удаётся со второго-третьего раза, и им это очень интересно – своими руками делить неделимое целое на части.
- Пальчиковые краски. Поскольку многие дети отрицательно относятся к краске на руках, лучше использовать тычки – скрученные рулончиком полоски поролона, перевязанные ниткой – и удобно и интересно.

- Пластилин. Попробуйте вместе с малышом слепить простые фигуры животных, фруктов, овощей, научите его катать шарики из пластилина между ладошками, используйте подручные средства для создания законченного образа (спички, палочки от листиков, яблок, груш). Обязательно показывайте ребенку образец, например, можно взять простую игрушку и, глядя на нее, лепить из пластилина задуманное.
- Водные игры. Понадобится поднос, различные чашки и кувшины, тазики, мисочки. Можно переливать воду из одной емкости в другую, учиться наливать воду через воронку в баночку, очень увлекает детей производство пены из мыльного раствора с помощью маленького венчика. Еще один интересный процесс - это отжимание небольших кусочков губок для посуды с помощью чеснокодавки. Так же не оставляет равнодушными извлечение предметов со дна тазика, наполненного водой, это могут быть, например, ракушки или камешки.
- Аппликации. Нарисуйте на бумаге предварительно основу для будущего шедевра (или распечатайте на принтере), подготовьте заранее то, что ребенку предстоит приклеивать. Вместе с малышом нанесите клей на бумагу, помогите ему прилепить задуманное и вместе внимательно рассмотрите оригинал и получившееся творение.

Занятия по системе Монтессори ребятишек 2-3 лет
Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухлеткам нравится процесс работы и обучения, поскольку он приводит к результату. Они уже понимают, что нужно и можно чему-то учиться, и им это нравится. Главная особенность этого возраста – творчество, изменение мира собственными силами.
- Конструирование. Предоставьте детям многофункциональные предметы: камушки, деревянные брусочки, ткань, солому, верёвочки, – и они начнут творить. Такие монтессори-материалы дают простор для творчества, готовят к ролевым играм, и при этом не ограничивают мышления ребёнка, что очень важно.
- Разрезные картинки. Это ещё не паззлы, но похоже. Разрежьте картинку/открытку пополам, и покажите ребёнку, как можно её собрать. Одновременно малышу можно дать две-три картинки, разрезанных пополам, если он понял способ действия. Затем эти же или другие картинки можно разрезать на три-четыре части и снова собирать.
- Предметы определённых групп. Разложите по корзинкам или коробочкам предметы и игрушки разных групп: домашние и дикие животные, ряд предметов от большого к маленькому, от узкого к широкому, от длинного к короткому, фрукты и овощи, предметы быта. Это могут быть сами предметы, их фигурки или карточки, объединённые общим признаком: цвет, форма, размер, способ, количество и пр. Такие занятия по системе Монтессори развивают умение систематизировать, функции анализа и синтеза, мышление и речь.

Наблюдайте за своим ребёнком – что ему нравится, что не получается? На основе этих наблюдений и была создана система Монтессори. На основе своих наблюдений с использованием предлагаемых монтессори-материалов вы можете создать развивающую среду для собственного ребёнка.

Фидания Султанова
Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори

1. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая . Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

2. «Веселые прищепки»

Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке , широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить : попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке.

Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки , например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

3. «Коробочка с тканями»

Игрушки : небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т. п.) . Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

4. «Больше и меньше»

Игрушки : бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

5. «Цветные дорожки» : бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой» ). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке» : брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

6. «Разложим по порядку» : высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите : «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”.

Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник.

Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите) . Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

7. Игра c цветами Игрушки : живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу.

Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра «Мытье посуды»

Игрушки : средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка) . Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу.

Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью.

Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

9. Игра «Уборка» Игрушки : крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори .

10. «Не просыпь и не пролей» : сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.)

Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

11. «Волшебное сито» : скажите : «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки) . Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус.

Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

Публикации по теме:

С недавнего времени стало очень популярно использовать в работе в детском саду бизиборд. Дословно это слово переводится "доска,чтобы занять.

Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия.

Картотека развивающих игр на кухне 15 развивающих игр, в которые можно играть с ребенком на кухне На кухне так много разных необычных и интересных предметов, правда, играть.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

1. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

2. «Веселые прищепки»

Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

3. «Коробочка с тканями»

Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

4. «Больше и меньше»

5. «Цветные дорожки»

Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

6. «Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

7. Игра c цветами

Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра „Больше и меньше“

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

9. Игра „Мытье посуды“

Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

10.Игра „Уборка“

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.

11. «Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

12. «Волшебное сито»

Скажите: „В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

ребенка по системе Монтессори, и современные мамочки стараются учить и развивать своих детей, начиная с 1 года или в 2, 3 года, следуя грамотно спланированной программе известного итальянского педагога. Хочу вам рассказать об интересных развивающих играх для ваших малышей.

  1. «Сенсорная коробочка»

Приготовьте коробку с разными видами тканей, так, чтобы для каждого кусочка можно было подобрать пару схожих по текстуре(или наоборот контрастных) тканей. Объясните ребенку, как нужно подбирать пары, ощупывая их пальчиками. Для начала пусть это будут 3 пары. Затем задание можно усложнить – завязать ребенку глаза, добавлять новые виды ткани. Такое полезное занятие очень хорошо подходит для детей в 1 – 2 года.

  1. «Бумажная игра»

Малыши с радостью принимаются за «мять бумагу», делать из нее шарики, а также отрывать кусочки от листа. Научите ребенка скручивать посолочки из бумаги в рулончики, назовите их улитками или сладкими рулетами, так будет еще интересней!

  1. «Накорми зверят»:

Подготовьте контейнер с небольшим количеством бусин 2 х цветов. (К примеру, 6 зеленых и 6 оранжевых). Посадите «за стол» игрушки: например, зайку и ежика. Скажите ребенку, что будете их кормить: зайке нужна оранжевая морковка, а ежу – зеленые яблочки. Такая игра своими руками – сортер будет на пользу и для , и для изучения цветов, и для понимания – чем питаются разные животные. Также важно, чтобы ребенок брал бусинки тремя пальцами, а если малыш просыпал бусины – дайте ему совочек, пусть собирает их. Внимание, такую игру по системе Монтессори лучше проводить с в 2, 3 года, а в 1 год – только под присмотром взрослых.

  1. «Тренажер-прищепка»

По методике Монтессори – развивать ребенка просто невозможно без домашних бытовых вещей, таких как, например, прищепки. Малышам очень понравится играть с ними. Вырежьте из картона ежа без иголок, морковь без ботвы, елку без игрушек, солнце без лучиков, и предложите ребенку дополнить эти картинки с помощью прищепок. Отличное занятие для тренировки пальчиков. Также можно цеплять прищепки к любым другим плоским вещам – бумажной тарелке, линейке, коробке. Придумывайте простые сюжеты для детей в возрасте 1, 2, 3 года, как советует Мария Монтессори.

  1. «Найди и прикрути»

Моему сыну чуть больше 1 года, а это одна из его любимых дома. Возьмите бутылочки, баночки разных размеров, открутите крышки и предложите малышу найти пару(банка+крышка). Сначала покажите каким движением это можно сделать, затем предоставьте инициативу ребенку.

  1. «Сыпем корм»

У нас есть курочки в огороде, так что мы с детьми кормим настоящих птиц, я стараюсь развивать в детях любовь к животным, как и советует опытный педагог и воспитатель Монтессори. Замечательно, если у вас найдется игрушечная курочка, но, если нет – вырежьте её из картонки. Занятие состоит в том, чтобы малыш научился сыпать щепотками бисер(пшено) равномерно по заданным траекториям. Также можно разнообразить занятие – кормить рыбок, или сыпать в бутылку с узким горлышком понемногу маленьких бусин.

  1. Юный флорист.

Учимся ухаживать за цветами, помогать маме, и убирать рабочее место. Понадобится: купленный букет(а лучше нарвать полевых цветов вместе с ребенком), банка, лейка, тряпка, ножницы. Занятие скорей для детей от 2 или 3 лет. Цель: налить с лейки воды в банку, если пролилась мимо – вытереть. Далее нужно отрезать концы цветов так, чтобы гармонично вместить их в банку, попутно удаляя лишние листья. После того, как вы показали и объяснили ребенку как правильно нужно выполнить работу, пусть он сам все доделает самостоятельно. Не всем детям удается обработать большое количество цветов, так что подберите для вашего малыша приемлемый объем работы, чтобы ему не заскучать в процессе занятия. Не стоит поправлять ребенка, если вы видите, что он слишком сильно подрезает цветы, пусть сам это увидит. В конце покажите ему, как навести чистоту на рабочем месте.

  1. «Моем посуду»

Исходя из возраста и ловкости малыша подберите ему посуду (в 1 -2 года – пластиковую или металлическую, в 3 года можно доверить и настоящую). Также приготовьте средство для посуды (для годовалого малыша можно этот момент пропустить) и губку. Для малыша это будет очень ответственным и интересным занятием, если вы правильно преподнесете всю суть данного действия, главное, чтобы вы также проявили свой интерес и малыш это увидел. После мытья посуды также нужно прибраться.

  1. «Уборка»

Для начала предоставьте малышу несколько контейнеров с крупами для игры и пересыпания. Если ваш ребенок уже освоил пересыпание, то дайте ему стаканы с водой – чтобы учился переливать её из одной тары в другую. Затем, когда малыш наиграется, дайте ему губку и совок, чтобы он прибрался за собой, ведь научить этому свое чадо — очень важная задача родителя, который хочется развивать ребенка по системе Монтессори.

  1. «Что такое сито?»

Дайте малышу контейнер, в котором перемешали манку и рис. Покажите, как можно отделять одно от другого с помощью «волшебного сита». Затем объясните, почему так получается, попробуйте теперь просеять через сито отдельно эти крупы.

Эти интересные занятия Мария Монтессори советуют проводить с детьми довольно таки часто, в отличие от обычных обучающих занятий по . Согласитесь, развивать ребенка в 1, 2 и 3 года очень увлекательно, если понять суть педагогики развития детей по методике Монтессори.

Популярные статьи:

Гимнастика для ребенка после года. От 1 до 3 лет.

Развитие ребенка в 3 месяца. Игры и занятия с трехмесячным ребенком.

Рацион питания ребенка в 2 года. Меню двухлетнего малыша.

Развитие моторики до года. Таблица - крупная и мелкая моторика.

Развитие ребенка в 5 месяцев. Игры и занятия с пятимесячным малышом.

Что делать с ребенком зимой. Как развлечь малыша на зимних каникулах.

Статьи по теме: