Картотека игр - экспериментов для детей I младшей группы. «Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе

Конспект ООД по экспериментированию первой младшей группы «Вода, какая она»

Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, музыка, здоровье

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Задачи:

образовательная:

1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть).

2. Рассказать о значении воды в нашей жизни.

развивающая:

1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями

3. Развивать наблюдательность.

воспитательная:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки,

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная, холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с молоком, камешек.

Две тарелки, вода теплая, холодная, полотенце; аудиозапись с муз. произведение «Дождь».

ООД - экспериментирования:

Воспитатель: Загадываю детям загадку

Чтобы не было беды.

Жить нельзя нам без (воды) .

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путь.

По ровненькой дорожке,

(Дети идут шагом)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

(прыгают на двух ногах)

По камешкам, по камешкам.

В яму - бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

Воспитатель: Набираю воду в стакан.

Опыт №1: «Вода – жидкая».

Беру два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Проводится п /и «По ровненькой дорожке».

Доходим до стола, где стоит два стакана. Стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода? (Ответы детей).

Какого цвета молоко? (белого).

Опыт №2 «Вода прозрачная».

Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятал, а где не получилось. (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно в воде спрятать не получилось, потому что Вода прозрачная, а молоко - белое, непрозрачное.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем вода прозрачная.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем

(физминутка)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем

Моем уши, моем шею,

На глазах мы хорошеем.

Проводится п /и «По ровненькой дорожке».

Дети подходят к столу, на котором стоят два таза с водой,

Опыт №3: «Вода холодная, тёплая,».

Воспитатель: Говорю, что вода, может быть, теплой и холодной. Предлагаю опустить пальчик в теплую и холодную воду.

Воспитатель: Какая у нас в чашках вода? (холодная, теплая)

Воспитатель: Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, вода прозрачная, бывает холодной, теплой, читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Шапошникова Алла Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №8
Населённый пункт: г. Павловск, Воронежская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: дошкольное образование

опытно-экспериментальная

деятельность

В младшей группе.
Воспитатели: Шапошникова А.П.
Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать -

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все… неживую природу.

Пояснительная

записка
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование, с учетом ФГОС, может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.). В образовательном процесс по ФГОС очень много информации, которая заинтересовывает детей. Опытно-экспериментальная деятельность повышает интерес и приносит хороший результат. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Были поставлены задачи: 1.Изучить методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности. 2.Распределить подборку практического материала по разделу «неживая природа» по блокам, организовать развивающую среду 3.Адаптировать практический материал к условиям детского сада и группы. При организации работы по экспериментированию использую различные формы: - непосредственно образовательная деятельность, - экскурсии, - чтение художественной литературы, - развлечение, - опыты, - беседы. В процессе экспериментирования также большое значение имеет художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Ожидаемые результаты: - повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы); - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); -развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

М ат е р и а л ы

д л я

о р г а н и з а ц и и

э к с п е р и м е н т и р о в а н и я

(младший

возраст)
1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер-сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.
Содержание

исследовательской

деятельности

детей

(младший

дошкольный

возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 4. О способах исследования объекта. 5. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Примерная

структура

занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи. 2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6. Распределение детей на подгруппы. 7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

СРЕДА

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Организация мини-лабораторий в группе В мини-лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Перспективное

планирование

опытов

экспериментов

Сентябрь

1.«Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь

1.«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь

1.«Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь

1.«Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь

1.«Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март

1.«Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Список

использованной

литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999. 2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста сформулированы в таблице 1.
Таблица 1.
Задачи Младший дошкольный возраст
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук
Развитие у детей представления о химических свойствах веществ
Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
Развитие представлений о свойствах растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияния на свойства других предметов магнетизм, отражение света, звук, теплота, замерзание и таяния воды воды, песка, глины, воздуха, камня
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов увеличительное стекло
3. Развитие у детей умственных способностей:
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
* формирование способов познания путем сенсорного анализа
4. Социально - личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммутативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
План работы в детской лаборатории с детьми младшего дошкольного возраста (табл.2)
Таблица 1.
Темы игр - экспериментирований
Месяц первая
неделя вторая
неделя третья
неделя четвертая неделя
Октябрь Нюхаем,
пробуем, трогаем, слушаем Почему все звучит? Прозрачная вода Вода принимает форму
Ноябрь Какие предметы могут плавать? Делаем мыльные пузыри Подушка из пены Воздух повсюду
Декабрь Воздух работает Каждому камешку свой домик Можно ли менять форму камня и глины Свет повсюду
Январь Свет и тень Замершая вода Тающий лед Разноцветные шарики
Февраль Таинственные
картинки Все увидим, все узнаем Песочная страна Где вода?
Март Водяная мельница Звенящая вода Угадайка Ловись, рыбка, и мала и велика
Апрель Фокусы с магнитами Солнечные зайчики Что растворяется в воде? Что отражается в зеркале?
Май Волшебное сито Цветной песок Игры с песком Фонтанчики

Игры - экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Задача: Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.
Развивать умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус.
Воспитывать познавательный интерес к человеку.
Материалы: колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы:
1. Как звучат эти предметы?
2. С помощью чего вы услышали эти звуки?
3. Пахнут ли эти предметы?
Задания: 1. «Угадай, что звучит»
2. « Отгадай по запаху»
3. « Отгадай на вкус»
4. «Отгадай на ощупь»
Вывод: Что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев и языка?

Почему все звучит?
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.
Материалы: Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, металлофон, деревянная линейка.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха?(Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Прозрачная вода
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание игры - эксперимента:
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Какой слышим звук?

Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Какие предметы могут плавать?
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми разложены все предметы. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)
«Волшебная пирамидка»
1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.
2. Собираем пирамидку, наоборот, от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?

Делаем мыльные пузыри?
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
Материалы:жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание игры - эксперимента:
Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них) .
- Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.
Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют) .
- Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют) .
- Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет) .
- А сейчас берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют) .Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.
- Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей? », «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? » (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)
Подушка из пены
Задача: развить у детей представление о плавучести пред¬метов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание игры - эксперимента:
Медвежонок Миша рассказывает, что он на¬учился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по разме¬ру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)
«Имеет ли воздух вес? »
1. Делаем самодельные весы.
2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.
3. Вес одинаковый.
4. Один из шариков надуваем.
5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.
6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

Воздух повсюду
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Описание игры - эксперимента:
Галчонок Любознайка рассказывает, для чего нужен нам воздух, можем ли мы его увидеть? Как узнать есть ли воздух вокруг?
Дети выполняют игровое упражнение « Почувствуй воздух»- дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, на он везде окружает нас.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Галчонок Любознайка дарит детям воздушные шарики и предлагает детям их надуть. Чем мы заполнили шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Воздух работает
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Описание игры - эксперимента:

Галчонок Любознайка предлагает детям рассмотреть воздуш¬ные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, по-этому ванночка движется быстрее.
Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики наду¬ваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. По¬чему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Каждому камешку свой домик
Задача: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям
Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков
Описание игры - эксперимента: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют, в соответствии со схемой надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую- гладкие и округлые; во вторую- маленькие и шероховатые; в третью- большие и не круглые; в четвертую- красноватые. Дети работают парами. Затем все рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

Можно ли менять форму камня и глины
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Описание игры - эксперимента:
По модели обследования предмета галчонок предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла¬гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка¬мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто¬роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича¬ется глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?

Свет повсюду
Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание игры - эксперимента:
Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло,
объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить
предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что
находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь
прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
Свет и тень
Задача: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание игры - эксперимента:
Приходит медвежонок Миша с фонариком. Вос¬питатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключа¬ется, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. По-чему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
подарок.
Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра.Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

Замерзшая вода
Задача: выявить, что лед- это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Описание игры - эксперимента:
Перед детьми- миска с водой. Они обсуждают какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед?
«Играем с льдинками»- свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками
«Растения пьют воду»
1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.
2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.
Тающий лед
Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавли¬вания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко¬торой находится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание игры - эксперимента:
Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее рас¬тет лед - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящи¬ми изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед?Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в
воду цветные краски по выбору, заливают в формочки
(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод
Разноцветные шарики
Задача:получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый голубой.
Материалы: палитра гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображнием (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели- цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравится. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски и делают вывод, что смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой - зеленый, красную с синей – фиолетовый, синюю с белой- голубой.

Таинственные картинки
Задача: показать детям, что окружающие предметы меня¬ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные ка¬рандаши.
Описание игры - эксперимента:
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стек¬ла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем на¬ложения стекол - одно на другое.
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе

Все увидим, все узнаем
Задача: познакомить с прибором - помощником - лупой и ее назначением.
Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание игры - эксперимента:
Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу. Как лучше видно- глазами или с помощью этого стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)
Этот прибор- помощник называется «лупа» Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.
Песочная страна
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовле¬ния рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Описание игры - эксперимента:

Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисо¬вать?
На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлага¬
ется что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки

«Растворение веществ в воде»
1. Берем стакан воды и кусок сахара.
2. Кладем сахар в стакан.
3. Размешиваем. Что произошло?
4. А что будет, если положить еще больше сахара?

Период 1,5–3 лет - время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.

Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий

Первая младшая группа детского сада - одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. К новому место, взаимодействию с воспитателем и одногруппниками нужно привыкнуть, и помогают легче адаптироваться в детском саду увлекательные занятия. Организуя опытно-экспериментальную деятельность младших дошкольников, педагог учитывает возрастные особенности детей:

  • На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д.), и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец), употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).
  • Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.
  • У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности - игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».
  • С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.
  • Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода - мокрая, снег - холодный, камень - твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд - холодный, твёрдый, прозрачный; песок - сухой, сыпучий).

Развитие психики и мышления в раннем дошкольном возрасте происходит стремительно. Стихийная заинтересованность и спонтанное желание исследовать что-либо должно поощряться воспитателем. Интеллектуальный способности детей в будущем зависят от того, насколько эффективной была организация предметно-пространственной среды, в которой развивались исследовательские навыки, по какой методике строилось экспериментирование в младшей группе.

Экспериментирование с водой и песком развивает исследовательские навыки и служит профилактикой переутомляемости

Целью экспериментирования с детьми полутора-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы. Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной независимости ребёнка, раскрытии и проявлении его качеств и способностей. Воспитатель не вкладывает, не передаёт детям знания в готовом виде, он указывает на возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.

Наблюдение является одним из способов познания мира ребёнком

Задачи экспериментирования в первой младшей группе

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в исследованиях (увеличительное стекло, лампа, весы).

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

В ходе эксперимента дети сравнивают свойства и качества объектов (например, цвет воды в колбочках)

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Современные педагоги и психологи считают, что период дошкольного образования - наиболее благоприятное время для усвоения детьми общеобразовательных категорий, основных понятий из различных научных областей (физики, математики, химии). Старшие дошкольники самостоятельно формулируют проблемные вопросы «Как?», «Каким образом?», «Почему?», выдвигают гипотезы и проверяют их практическим путём. Воспитанники первой младшей группы задают вопросы простые: «Какое это на ощупь?», «Это холодное или тёплое?», «Разобьётся этот предмет?». Поэтому основной вид экспериментирования с детьми полутора-трёх лет - элементарный опыт. Этот вид деятельности доступен ребёнку второго года жизни и часто осуществляется стихийно: малыш уронил игрушку на стол - он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку на ковёр - фиксирует звук, кидает игрушку на паркетный пол - делает выводы о качестве объекта. Элементарные опыты можно проводить с детьми в уголке экспериментирования и с природными материалами во время прогулок.

Совершение элементарных действий над объектами и наблюдение за их свойствами являются одним из видов опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Простые опыты младшие дошкольники совершают в присутствии воспитателя, часто в совместных действиях. Воспитатель показывает малышам, как правильно использовать простые приборы и сосуды (ложки, банки). Маленьким детям часто хочется попробовать предмет на вкус, поэтому перед педагогом первой младшей группы стоит задача обучить культуры проведения опыта, объяснить, что лизнуть или съесть можно только съедобный объект. С этой целью во время игр-экспериментов воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли лепить снег, ребята? А есть его можно?», «Из чего сделана сосулька? А лизать её разрешается?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробоваться такой пирожок хочется? Будем мы ими угощаться?» Как вариант, можно проводить занятия, в которых проба на вкус является частью парктического исследования. На занятии «Какая вода?» детям предлагается провести простые опыты с водой и ответить на вопросы: опустить руку поочерёдно в миски с холодной, тёплой и горячей водой - «Вода мокрая или сухая? Тёплая или холодная? Холодная или горячая?», понюхать воду в стакане - «Вода пахнет или нет?», сделать глоток - «Есть вкус у воды или нет?», добавить и размешать в стаканчиках с водой соль, сахар - «Теперь вода безвкусная или нет? Какой она стала?».

Воспитатель учить детей пробовать объект на вкус только в том случае, если это является частью эксперимента

Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. С детьми младшего дошкольного возраста исследования проводятся в совместной с педагогом деятельности. Проблемная ситуация строится чаще всего в игровой форме, воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Этап выдвижения гипотез в первой и второй младшей группах пропускается, исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.

Совместная исследовательская деятельность развивает наблюдательность и познавательные способности детей младшего дошкольного возраста

Виды занятий по опытно-экспериментальной деятельности

Проведение практических исследований с воспитанниками первой младшей группе осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках, на занятиях в кружке дополнительного образования во второй половине дня под постоянным контролем педагога. Элементы опытно-экспериментальной деятельности включаются в структуру занятий по музыке, развитию речи, физкультуре, художественной деятельности.

Элементы экспериментирования могут присутствовать в различных формах образовательной деятельности

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности бывают двух видов - игровые и собственно опыты и эксперименты.

Игровое занятие начинается с включения воспитанников в развлекательную, фантастическую или сказочную ситуацию («Ребята, сегодня мы превратимся в волшебников!», «Нас приглашает Снежная Королева в своё ледяное царство!», «Давайте произнесём волшебные слова и совершим путешествие на остров химиков!»). Далее ребята следуют указаниям волшебного персонажа или помогают решить задачи. Экспериментирование является практической частью игрового занятия и связано по тематике с сюжетом вымышленной ситуации.

Эксперимент с рисовой крупой проводится на занятии игровой формы

Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности) могут содержать игры с природными материалами, простыми веществами, тканью. Для детей младшего дошкольного возраста актуальны игры на сенсорное восприятие объектов: малыши изучают свойства предметов во время контакта с ними (мнут ткань, лепят куличи из обычного или кинетического песка). Упражнения и экспериментирование с мелкими предметами (пуговицами, бусинами, орешками и др.) полезны для развития мелкой моторики рук малышей, воспитатель проводит их в индивидуальной форме, чтобы обеспечить безопасность контакта ребёнка с подобным материалом.

Игры с объектами исследования направлены на расширение представлений об их свойствах

В качестве одной из структурных форм на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности проводятся дидактические игры. Они способствуют развитию мыслительных способностей детей (воспитанники учатся сравнивать, обобщать, анализировать, использовать чувственный опыт и образы памяти) и направлены на расширение представлений о свойствах исследуемых объектов. Дидактические игры активизируют слуховое внимание («Что так звучит?»), зрительное восприятие («Найди где чья тень»), тактильные ощущения («Определи на ощупь»), развивают внимание и смекалку.

Дидактические игры способствуют сенсорному развитию и совершенствуют мелкую моторику рук детей

Собственно опыты и эксперименты с детьми полутора-трёх лет должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепки таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов со снегом воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что снег бывает разным (мокрым, крупинчатым), на досуге читает стихотворения про зиму, проводит занятия по лепке снеговиков из пластилина и рисованию снежинок в нестандартной технике с восковыми карандашами и акварелью.

Интереснее изучать опытным путём объекты, с которыми ты уже в некоторой степени знаком

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Свойства снега» первой подгруппе воспитанников предлагается слепить из снега снеговичков, второй подгруппе - сделать снеговичков и украсить их при помощи гуаши. Важно, чтобы в конце занятия у каждого ребёнка было хорошее настроение. Если кто-то из ребят хочет попробовать выполнить задание другой группы (повышенной сложности), эта возможность должна быть предоставлена ему.

Дифференциация заданий происходит по уровню самостоятельности в выполнении действий воспитанниками. Одним ребятам достаточно предварительно показать план действий, с другими воспитанниками в младшей группе осуществляется совместная деятельность: воспитатель направляет движения ребёнка (ребёнок держит ложку, воспитатель его рукой совершает круговые движения, размешивают воду).

Показ действий часто проводится во время экспериментирования с младшими дошкольниками

Мотивирующее начало занятия

Чтобы экспериментальная деятельность оказалась эффективной в формировании и развитии исследовательских навыков, дети должны быть заинтересованы в изучении предлагаемого объекта. Рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к наблюдению за явлением или предметом, решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся беседы, в которых дети находят ответы и примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Экспериментированию с твёрдыми формами воды (снегом и льдом) предшествует изучение наглядного материала на тему «Зима»

Темы и варианты мотивирующего начала - таблица

Тема занятия Вариант мотивирующего начала
«Вода и её свойства» Привлечение вымышленного персонажа - Капельки.
Проведение беседы:
- Ребята, кто пришёл к нам в гости сегодня? (Капелька)
- Где можно встретить Капельку? (в реке, море, луже, в водопроводной воде, в чайнике и т. д.)
- В чём капельки помогают человеку? (мыться, стирать, убираться в доме, готовить пищу, поливать растения и т. д.)
Прослушивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Проведение физкультминутки «Кап, кап, кап, дождик пошёл».
«Жила зима в избушке» Создание игровой ситуации.
Ребята получают видеописьмо от Зимушки-зимы: сказочный персонаж Зимушка рассказывает детям, что сейчас настало время её царствования в природе, она поселилась в избушки у леса на опушке, украсила землю и деревья пушистым снегом, построила ледяные мосты и рисует морозные узоры на окнах (просмотр слайдов). Зимушка приглашает ребят в гости в сказочный морозный лес.
Воспитатель произносит волшебные слова и дети переносятся в царство Зимушки-зимы, где им предстоит познакомиться с возможностями сказочной героини (т. е. изучить твёрдую форму воды: снег и снежинки, лёд и сосульки).
«Камень и дерево» Изучение наглядного материала.
Воспитатель показывает детям картинки и даёт задание: определить, что общего у изображённых предметов (берёза, дрова, забор, стул, кубики для игры, шалаш, плот, избушка - состоят из древесного материала; гранитный памятник, малахитовая шкатулка, речная галька, дорожка из плиток - сделаны из камня).
На рабочем столе стоит таз с водой, лежат деревянные шарики и морские камушки. Воспитатель спрашивает: «Какой опыт мы можем провести с этими предметами?» (Опустить шарики и камушки в воду и пронаблюдать, какие предметы утонут, а какие останутся на поверхности.)

Персонаж Капелька помогает детям узнать новое о воде и её свойствах

Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях с детьми полутора-трёх лет.

Опыты в младшей группе - видео

https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w Video can’t be loaded: Опыты в младшей группе Гномики 1 (https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w)

Занятие «Расскажем Хрюше о воде» - видео

https://youtube.com/watch?v=UMG8GQJooDc Video can’t be loaded: Занятие в первой младшей группе (https://youtube.com/watch?v=UMG8GQJooDc)

Занятие «Волшебная водичка» - видео

https://youtube.com/watch?v=hA_5Mk6kGQc Video can’t be loaded: Открытое занятие «Волшебная водичка» Группа № 5 (https://youtube.com/watch?v=hA_5Mk6kGQc)

Занятие с песком в первой младшей группе - видео

https://youtube.com/watch?v=xt1KwgcS1L0 Video can’t be loaded: Игра - занятие с песком в первой младшей группе в ДОУ №44 г.Барановичи (https://youtube.com/watch?v=xt1KwgcS1L0)

Занятие с кинетическим песком (песочная терапия) - видео

https://youtube.com/watch?v=fEKFt7wCcto Video can’t be loaded: Песочная терапия. Занятие с живым песком (https://youtube.com/watch?v=fEKFt7wCcto)

Мастер-класс «Экспериментирование в первой младшей группе» - видео

https://youtube.com/watch?v=ybOx7YEdKi0 Video can’t be loaded: Мастер класс Экспериментирование в 1 младшей группе (https://youtube.com/watch?v=ybOx7YEdKi0)

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей и в первой младшей группе по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, действия с игрушками), физическая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика), развлекательная (пение, разучивание стишков и поговорок), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Опытно-экспериментальное занятие состоит из следующих структурных элементов:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 4–5 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

После проведения эксперимента воспитанники помогают привести в порядок рабочее место или демонстрационный стол, убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие.

Экспериментальная деятельность должна вызывать положительные эмоции, которыми ребята делятся друг с другом в конце занятия

Картотека опытов и экспериментов в первой младшей группе - таблица

Тематика Содержание опытов и экспериментов
«Вода (жидкая форма)»
  • эксперименты с переливанием воды: наблюдение за тем, как вода принимает форму различных сосудов;
  • опыты с выявлением плавучести различных предметов: бумажных корабликов, деревянных кубиков, резиновых игрушек;
  • опыты с раскрашиванием воды (акварелью, гуашью, пищевыми красителями);
  • игры с вылавливанием предметов из воды при помощи сачка, с водяной мельницей, «ныряющими» игрушками.
«Твёрдые формы воды: лёд и снег»
  • действия со снегом: лепка, создание узоров из следов на снегу, наблюдение за таянием снега, рисование гуашью на снегу;
  • действия со льдом: на прогулке заливают водой снежную горку для куклы и наблюдают за образованием льда, растапливание кубиков льда, изготовление разноцветных льдинок, ледяных бусин.
«Песок»
  • действия с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей;
  • действия с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличов при помощи формочек и ведёрок;
  • действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
«Бумага»
  • разрывание бумаги на кусочки и создание из них аппликации;
  • скатывание комочков из бумаги и создание объёмной аппликации;
  • разрезание бумаги на полоски и оформление ими картинки.
«Ткань»
  • экспериментирование с кусочком ткани: вытягивание нитей, сминание, смачивание, разглаживание;
  • экспериментирование с окрашиванием ткани.
«Свет»
  • игра с солнечными зайчиками;
  • знакомство с возникновением тени на стене, создание театра теней;
  • опыт с цветными линзами.
«Воздух»
  • экспериментирование с мыльными пузырями;
  • экспериментирование с воздушной струёй, ветром: игры с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, корабликами с парусами.
«Магнит»
  • экспериментирование с магнитов и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).

Воспитанники первой младшей группы пробуют рисовать при помощи струйки песка

Конспект занятия НОД (опытно-экспериментальная деятельность) в первой младшей группе «Камень и дерево. Свойства предметов» - таблица

Программное содержание
  • Познакомить детей с понятиями камень,дерево;
  • познакомить с понятиями тяжёлый, лёгкий, шершавый, гладкий, тонет-не тонет;
  • воспитывать аккуратность;
  • развивать память, внимание, образное мышление;
  • воспитывать интерес к занятию;
  • учить грамотно отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование
  • Деревянные шарики одинакового размера по количеству детей;морские камни разных размеров по количеству детей;
  • тазик с водой;
  • картинки деревьев и изделий из дерева;
  • картинки различных камней и изделий из них.
Ход занятия - Ребята, нам сегодня предстоит интересное и увлекательное дело. Посмотрите на картинки. (Показывает деревья и деревянные предметы.) Что на них изображено? Мы с вами уже знаем, что из дерева можно сделать множество различных предметов: и дома, и бумагу, и мебель, и игрушки. А сейчас давайте вспомним, какие бывают камни и что люди делают из камня. (Показывает картинки, ответы детей.)
Физминутка
- Сегодня, ребята, я вам принесла шарики из дерева и морские камушки. Потрогайте их, сравните. По форме они округлые, по весу - одинаковые. Покатайте их в руках, что вы чувствуете? (Дети сделали вывод, что деревянные шарики теплее, чем камушки, тяжелее, твёрже.)
- А как вы думаете, зачем я принесла в группу тазик с водой? (Ответы.)
- Как вы думаете, будет ли плавать на поверхности камень? А дерево? Что утонет? (Ответы.)
- А давайте сейчас мы сами всё увидим. (Дети по очереди бросают в воду сначала деревянные шарики, потом - камешки.)
- Итак, ребята, мы с вами увидели, что все шарики плавают на поверхности, значит, они легче, чем камни, которые утонули. Даже маленький камушек тяжелее большого деревянного предмета.
Этап рефлексии.
Дети делятся эмоциями от экспериментирования.

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В центре экспериментирования или мини-лаборатории должно быть выделено место для тематических выставок и демонстрации достижений воспитанников (размещении стенгазеты, фотоотчётов). Для хранения тематических альбомов с картинками, материалов для игр-экспериментов и приборов выделяются стеллажи. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Воспитатель знакомит детей с уголком экспериментирования, показывает, какие материалы хранятся в баночках и ящиках, спрашивает, с чем им хотелось бы позаниматься. Для детей 1,5–3 лет оформляется место свободного доступа - контейнер или полка: здесь для самостоятельного выбора предлагаются безопасные стимулирующие материалы. Это могут быть тканевые книжки для развития сенсорного восприятия, зашитые мешочки с разнообразным наполнением (камешки, семена, вата, опилки), резиновые, деревянные и пластиковые игрушки для экспериментирования.

Материалы для опытно-экспериментальной деятельности должны быть доступны воспитанникам

Материальная база центра экспериментирования состоит из:

  • природных материалов (ракушки, камешки, палочки, деревянные палочки, ореховые скорлупки, песок, семена);
  • образцов ткани, бумаги;
  • сосудов и ёмкостей (пластмассовые миски, баночки, стаканы);
  • приборов и инструментов (ложки, совки, трубочки, пластиковые увеличительные стёкла, воронки);
  • предметов для игр-экспериментов (водяные и песочные мельницы, вертушки, султанчики, формочки для песка);
  • вещества (сахар, соль, краски);
  • защитной одежды (фартуки, нарукавники, шапочки, перчатки).

Материальная база центра экспериментирования должна быть разнообразной и вызывать интерес у воспитанников

Деятельность младших дошкольников в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя: он показывает, каким способом лучше исследовать предмет (извлечь звук, проверить прочность и др.). Неструктурированные материалы (крупы, сахар, соль) хранятся в недоступном малышам месте и предлагаются к изучению в совместной работе с педагогом. Ёмкости и приборы должны быть небьющимися, игровые наборы не содержат мелких деталей.

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка. Экспериментируя с этими веществами, дети не только формируют знания об их свойствах, но и совершенствуют сенсорное восприятие и мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц). Воспитатель организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути.

Играя с водой и песком, дети закрепляют и расширяют представления о свойствах этих веществ, развивают сенсорное восприятие и совершенствуют мелкую моторику

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память. Детское экспериментирование создаёт положительную эмоциональную атмосферу в группе и закладывает в каждом ребёнке черты исследовательского типа мышления.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Статьи по теме: