Как запоминать все раз и навсегда: научный метод гениев . Как быстро и хорошо запомнить текст

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Иногда людям просто необходимо запомнить что-то большое и объемное, например, большие числа, много номеров телефонов, большой объем информации, имена и фамилии людей, несвязный большой текст и так далее.

Они начинают прибегать к разным методам запоминания заучивают наизусть, запоминают на короткий срок, а надо надолго и так далее. Давайте посмотрим, как можно запомнить нужную вам информацию свободно и надолго.

Секрет 1. Надо понять смысл

Если вам надо выучить текст, билеты для сдачи экзамена, реферат или лекцию, не надо прикладывать усилия и учить его наизусть, не понимая смысла этого текста.

Многие люди, особенно школьники и студенты, учат нужную им информацию, не понимая ее смысла. Таким образом можно выучить, но эта информация сохранится в голове на короткий срок и не получится воспользоваться ей в будущем, потому что информацию просто зазубрили.

Как надо правильно учить?

Когда вы читаете текст, вы должны о чем-то думать, что-то представлять, с чем-то связывать текст, который надо выучить, у вас должны появиться какие-то ассоциации, тогда текст запоминается легко и надолго, и в будущем вы можете им воспользоваться.

При таком запоминании текст фиксируется в мозгу, он связан с разными ассоциациями и в любое время, вы им можете воспользоваться.

Секрет 2. Надо придумать какую-то ассоциацию

Если вам необходимо запомнить большую и сложную информацию запоминайте ее с помощью ассоциаций, научитесь фантазировать и связывать ваши фантазии с текстом, который вам надо выучить. Фантазировать, вы можете на любые темы и постарайтесь привязывать свой текст к вымышленным объектам.

Таким заучиванием информации пользуются многие люди, и это им хорошо помогает в жизни. Существует еще правило пяти пальцев, заучивая материал, вы можете заучивать его при помощи пяти пальцев.

К большому пальцу, вы можете отнести что-то необычное, огромное, больших масштабов и запоминать с помощью этих ассоциаций. К указательному пальцу, можно отнести что-то положительное, надежное и правдивое. К среднему пальцу надо отнести события, которые связаны только с вами это что-то личное.

С помощью безымянного пальца, вы можете применять разные ощущения, например слух, вкус зрение запах. Мизинец должен ассоциироваться с движением, попробуйте нужную вам информацию заставить двигаться и в движении запоминайте ее.

Секрет 3. Попробуйте обмануть магическое число

Ученые на основании исследований утверждают что человек, который учится, получает и запоминает новую информацию, может запомнить от семи до девяти цифр подряд. Остальные люди могут запомнить от пяти до семи цифр.

Многие сталкивались с запоминанием больших цифр или номеров телефонов и понимали, что им очень сложно запомнить. Как можно запомнить легко длинный номер телефона или большое число?

Попробуйте цифры привязать к какому-то тексту или простому предложению, это может быть даже несвязный интересный рассказ. Фантазируйте и при помощи вашей фантазии запоминайте нужные вам цифры. Таким образом, вы можете запомнить много номеров телефонов и нужных цифр.

Секрет 4. Научитесь повторять правильно

Ученые доказали, что наш мозг можно использовать, как программу его можно программировать и управлять им.Если вы твердо решили выучить иностранный язык, вы задаете программу своему мозгу и работаете по этой программе.

Изучайте иностранный язык, связывайте иностранные слова с какими-то ассоциациями, так будет легче запомнить нужные вам слова и словосочетания. Чтобы не забыть то, что вы выучили, вы должны постоянно повторять эту информацию.

Лучшее время запоминания и повторения это утренние и вечерние часы. После занятия для лучшего запоминания повторите пройденный материал, затем повторите его еще раз через 30 минут, потом через шесть часов и для закрепления в конце, дня перед сном.

Повторяя выученный материал, таким образом, вы запомните его хорошо и надолго.

Секрет 5. Надо уметь настроиться

Положительный настрой всегда помогает свернуть горы и добиться желаемого результата. Научитесь создавать положительный настрой создайте себе атмосферу, где присутствует только положительная энергия, и только после этого, вы можете приступить к заучиванию важного материала.

Настроить себя положительно помогут следующие фразы: «Я смогу» «У меня обязательно все получится» «Я выучу и отлично сдам» и так далее. После такого позитивного настроя мозг получает положительную энергию и программируется с положительной динамикой. После этого удача вам гарантирована.

Заключение

Используйте для запоминания пять простых и не хитрых секретов, с помощью них, вы можете запомнить большой поток информации и огромные числа. Не останавливайтесь на достигнутом, развивайтесь и успех вам гарантирован. Желаем вам удачи.

Пройдите курс развития памяти

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго с курсом "Супер-память за 30 дней". Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Игры для развития памяти

Что может быть приятнее игр, не так ли? А если эти игры интересные, если они развивают и тренируют память – то это вообще сказка. Азарт, зарабатываемые очки и растущий после практически каждой игры результат помогут тренироваться с огромным интересом и без остановок.

Игра «матрицы памяти»

Игра «матрицы памяти» - великолепный тренажер памяти. На экране будет показано поле, с закрашенными клеточками.

Суть игры – запомнить расположение клеток за отведенное время и затем воспроизвести их места. Сложность будет постепенно повышаться, путем расширения поля.

Готовы проверить свою память? Как далеко Вы сможете зайти? А может вылетите до конца игры? Проверим…

Игра «Запоминай и прокликай»

Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание. Суть игры заключается в запоминании чисел в таблице и нажатии на них по мере возрастания.

В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются. Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту клетку, затем нажмите клетку, где идет следующее число.

Сможете ли Вы побить главным рекорд этой игры? Давайте проверим!

Игра «Числовой охват»

Игра «числовой охват» нагрузит вашу память во время занятий с данным упражнением.

Суть игры – запомнить цифру, на запоминание которой отводится около трех секунд. Затем нужно ее воспроизвести. По мере прохождения этапов игры, количество цифр растет, начинаете с двух и далее.

Игра «Числовой охват – революция»

Игра «Числовой охват – революция» похожа на предыдущую, но является более сложной версией. На экране выводятся цифры по одной (как на картинке ниже), а времени дается на запоминание значительно меньше.

Ваша цель – в правильном порядке указать цифры, которые были продемонстрированы.

Чем больше этапов игры пройдено, тем сложнее будет играть. Рекомендую данный тренажер для памяти.

Игра «Супер память»

В игре «супер память» потребуется напрягать память как нигде. На фоне будут появляться картинки. По одной за каждый этап.

Ваша цель – найти новую появившуюся картинку. После того, как вы нашли новую картинку, поле закрывается красным фоном и под ним появляется новая картинка, далее фон убирается и Вам нужно найти картинку.

Будьте внимательны и запоминайте все картинки, потому что они могут появляться рядом и даже похожие.

Готовы к тренировке? Тогда вперед!

Игра «Брейнфуд»

Шикарное упражнение на развитие памяти – игра «брейнфуд», а набор очков и скорость выполнения сделают его более сложным!

Суть упражнения – на монитор выводится набор картинок, Вы выбираете одну из них, затем выводится новый набор, но уже нельзя выбирать картинку второй раз, и Вы снова выбираете новую. Помните, что нельзя повторяться и после нескольких этапов, придется усердно думать и вспоминать, какие картинки были выбраны, чтобы не ошибиться.

Хорошая игра и развитие памяти интересное! Поиграем?

Игра «Пространственное скоростное сравнение»

Игра «пространственное скоростное сравнение» тренирует память и внимание одновременно. За счет того что существует ограничение времени – игра усложняется.

Суть игры дать ответ «да» или «нет» на вопрос «совпадает ли фигура с предыдущей?». И после каждого ответа будет меняться фигура.

Интересная и развивающая игра, которая оставит свой след в вашем развитии, главное, чтобы Вы играли усердно.

Игра «Следопыт»

Игра «следопыт» влияет на память и внимание. Суть игры заключается в запоминании порядка появления следов животных. Сначала игра начинается с двух следов, но дальше – больше!

Внимательно следите за заданиями: «укажите порядок появления следов», «нажмите на следу против порядка их появления».

Будьте внимательны, напрягите память и внимание и играйте!

Игра «3 назад»

Очень сложная игра «3 назад» заставит Вас по полной выложиться и напрячь свою память.

Суть игры в том, что показаны четыре числа на экране, а с каждым ответом на вопрос, они сдвигаются влево на 1. Вопрос звучит так: «Совпадает ли карточка справа с той, что была показана слева 2 карточки назад?»

Вам нужно будет хорошо поработать во время этого упражнения, потому что запоминать действительно сложно. Вы готовы к тренировке памяти? Тогда поехали!

Игра «Найти монетку»

Игра «найти монетку» вносит свой вклад в развитие памяти. Суть игры – найти монетки в каждом домике по порядку.

Если в первом домике вы не нашли монетку, то нажмите на второй и затем снова на первый. Почему так? Нельзя нажимать дважды на домик, в котором есть монета, но если первый раз не было монетки, то выберите другой домик, а после в первом может тоже появиться монета.

От вас потребуется запомнить, в каком домике была найдена монета, а в каком доме нет, чтобы не проиграть.

Другие развивающие курсы

У нас есть еще интересные курсы для развития супер-способностей, которые помогут стать еще умнее и богаче.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Совсем недавно, опираясь на различные научные исследования, мы предлагали вам , которые помогут получить хорошую оценку на экзамене. Что нужно есть, когда лучше ложиться спать и как вести себя непосредственно перед экзаменом. Наши сегодняшние советы ещё действенней: Инна Прибора обращается к тем же учёным и исследователям и приводит 10 простых способов запомнить всё, что вы учили (а мы надеемся, вы всё же учили) перед экзаменом.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Современные когнитивисты смеются над теми, кто зубрит билеты. Или, например, судорожно читает все главы учебника, надеясь, что формулы как-то сами собой отложатся в голове. Есть более эффективные методы выучить лекции, на которые вы почему-то забывали ходить весь год. Американские исследователи и авторы книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было. Здорово устроить себе небольшую контрольную по прочитанному или хотя бы выделить из материала то, что можно назвать смысловыми опорными пунктами. Психологи настаивают, что нервные окончания, которые мы напрягаем, пытаясь вспомнить формулу Долгорукого и дату битвы Нильса Бора, усиливаются во время тренировок и потом пригодятся, когда мы станем извлекать из памяти что-то полезное.

2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты , о которых досадно узнать накануне экзамена: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой в телефоне. Психологи отвергли шпаргалку, посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое - сразу же после прочтения, второе - через 20 минут, третье - через восемь часов, четвертое - спустя сутки. Но чтобы выучить схему интервального повторения, вам тоже пригодится интервальное повторение, а это нелегко. Обратимся к прочим мнемоническим приемам.

3. Эббингауз, которого вы еще помните, потому что о нем говорилось в предыдущем абзаце, открыл «эффект края» . Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста. Поэтому при изготовлении билетов, старайтесь наиболее важный материал поместить во вступление и заключение, а прощальную речь можно вставить и в середину.

4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче. Если вам требуется выучить список костей лучезапястного сустава, представьте, что это сустав красивой девушки, которой вы помогаете выйти из трамвая, держа ее за нижний конец локтевой кости. Или же вы боретесь в армрестлинге со злейшим врагом, надавливая ему на ладьевидную кость.

5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают - пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Например, взяв билет, представьте, что бы вы сказали по этому поводу, кроме многообещающего междометия «Нуууу…» И только после нескольких минут замешательства обратитесь к учебнику.

6. Запишите важное от руки. Исследования показывают , что, записав информацию, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.

7. Почитайте главу из атомной физики вслух. Хотя домашним это может не понравиться, вы все же лучше запомните физику, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге.

8. Кстати, перед экзаменом можно найти применение даже домашним. Поймайте одного из них и перескажите ему несколько параграфов, пока он не придумал, как выбраться из запертой комнаты. Пересказ поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию (Барбара Оакли, «Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»)

9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти. Якобы, когда мы сжимаем кулак, в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Кстати, сжимать кулак полезно еще и потому, что тот родственник, который до сих пор рядом с вами, увидев кулак, согласится послушать еще парочку небольших вольных пересказов стихов Байрона.

10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Эту рекомендацию специалисты дают не только для того, чтобы отвлечь вас от дремоты в пользу размышлений о метраже квартиры. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. В одном из классических экспериментов 1978 года психологи установили , что студенты, которые изучали лексику словаря в двух разных комнатах, отвечали на тестах гораздо лучше, чем ребята, которые корпели над словарем в одной и той же гостиной.

Быстро читаете? Это не так важно, если прочитанное не удается запомнить.

Техниками, которые помогут развить читательскую память, делится автор книги «Прокачай свою память. Как читать и запоминать большие объемы информации» , эксперт в области образования и социологии Рон Фрай.

Главная проверка качества вашего понимания - это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с , и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде - будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память - как и хорошую концентрацию - можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент - очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения - это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация - ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон... да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт - вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом - даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ

  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы - средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно - столь же важно для запоминания. Это хорошо - фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей - чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.

Почему мы забываем

Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

Всех нас каждый день засыпают , бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это - перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель . Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе - через несколько дней, а третье - прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии - бесценная возможность применить то, чему вы научились.

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них - механическая зубрежка , когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время - если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ - повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации - мнемоника . Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Один из самых простых способов - попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE - для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу...

Одно из решений - составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов - очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько - на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Запомните : нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в . Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны - их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания.

Хорошая память - предмет для гордости. В современный век мы ежедневно воспринимаем тонны информации. Вот только запомнить удаётся не всё. Что и говорить, в последнее время люди привыкли всё заносить в телефонные памятки. Но всё-таки самый мощный и надежный жёсткий диск, который невозможно взломать, - это наш мозг. Однако, чтобы запоминать информацию, нужна хорошая память и следование кое-каким хитростям. Впрочем, обо всём по порядку.

Использование памяти

Как быстрее запоминать информацию? Невозможно найти ответ на этот вопрос, не разобравшись со своими способностями, данными природой. Всё дело в том, что практически у всех нас развито несколько видов памяти. Но один из них - сильнее всего. Итак, вот все её виды:

  • визуальная (зрительная);
  • аудиальная (слуховая);
  • тактильная (кинестетическая);
  • вкусовая и обонятельная.

Последний вид памяти считается наименее практичным, потому что вкус и запах реже всего выступают в роли ведущих анализаторов. Однако все перечисленные виды соединяются в один вид памяти - образный. Изображение, звук, ощущение, запах и вкус - всё это способствует созданию в нашем воображении определённой картины.

Также есть словесно-логическая память, двигательная (моторная), эмоциональная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная и оперативная. Но запоминанию способствует, естественно, первая из этого списка.

Образный метод

Если рассказывать о том, как быстрее запоминать информацию, то данный способ стоит отметить вниманием в первую очередь. Поскольку он наиболее действенный.

Запоминание - это процесс поиска связей. Или же их создание в массиве образов. Если хочется что-то отложить в памяти, нужно найти или создать новую визуальную связь. Информацию, в особенности абстрактную (идеи, мысли), нельзя зазубривать.

Вот простой пример. Слово sleeve , которое с английского переводится как «рукав», можно пытаться вбить себе в голову целый час, повторяя его до тошноты. Но зачем, если это реально запомнить за 5 секунд? Всё просто! Достаточно представить рукав кофты, доверху забитый сливами. Странно? Может быть. Но зато теперь даже вспоминать не придётся, что означает слово sleeve . А всё благодаря созданию связи между ним и образом.

Даже в преподавании этот метод используется. Вспомнить хотя бы уроки математики в школе. Да любой человек, закончивший её 10, 20 и 30 лет назад, на вопрос о том, что такое биссектриса, ответит - это луч, делящий один угол на два. А всё почему? Потому что биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Этот простой стишок все преподаватели использовали, чтобы облегчить ученикам жизнь.

Ассоциации

Этот способ похож на предыдущий. Как быстрее запоминать информацию? Придумывать ассоциации! Это такие группы образов, которые кодируют информацию. В них всегда есть основа и наложенные элементы.

Ассоциации даже искать не нужно, поскольку они нас окружают. В телефонных номерах - дни рождения, которые надо запомнить. В памятных датах - номера домов, адреса друзей. И, конечно же, слова - главный помощник каждого из нас.

Как быстро запомнить спектральные классы звёзд? Они обозначаются буквами, причем далеко не в алфавитном порядке - O, B, A, F, G, K, M. Если немного поразмыслить, то можно придумать забавную ассоциацию, сочинив на каждую букву по слову, и объединив их в смысловое предложение: «Один Белобрысый Американец Финики Жевал, Как Морковь» . И по такой схеме можно запомнить практически всё - начиная датами, заканчивая формулами.

В процессе учения

Чаще всего ответом на вопрос о том, как быстрее запоминать информацию, интересуются школьники и студенты. Те, которым нужно что-то выучить, и желательно побыстрее. Вышеперечисленные методы стоит использовать, но они будут в данном случае вспомогательными.

Самое главное - установить определённый режим. Лучшее время для усваивания информации - с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Впрочем, тут всё зависит от того, во сколько человек ложится и встаёт. Проанализировав свою активность, не так уж и трудно найти лучшее время для себя.

Выбрав время, нужно отключить интернет и все электронные гаджеты, обеспечить себе тишину или не отвлекающий музыкальный фон, после чего сосредоточиться, убрав с глаз долой всё, что может показаться интересней учёбы. У многих проблема заключается в этом. Но сосредоточиться можно, если разбить усваиваемый материал на несколько частей и учить понемногу.

Вот, например, студенту нужно подготовить к экзамену, который будет через 5 суток, 40 билетов. Значит, ему нужно будет каждый день делать по 10 штук. Утром пять, и вечером столько же, а днём можно отдыхать. На пятые сутки всё повторить. Это поможет. Главное - поставить себе цель и следовать чёткому плану.

Самовнушение

Как быстро запомнить «большую» информацию? Вопрос, поставленный таким образом, волнует всех студентов накануне экзамена или зачёта. Объём информации (к тому же не самой интересной) велик, а времени нет. Что делать? Ответ прост. Надо увлечься.

Каждый ведь замечал, насколько незаметно летит время во время прогулок, путешествий, развлечений! И потом мы всё вспоминаем в удивительных подробностях. Всё потому, что было интересно. Готовясь к завтрашнему экзамену, нужно увлечься предметом. «Да зачем он мне нужен!», «Я всё забуду через день!», «Скучнее ничего на свете нет!» - все эти отговорки студентам знакомы. Но учить надо, потому придётся внушить себе, что предмет и информация представляют небывалый интерес. Нужно попробовать найти в нём что-то цепляющее или, может, полезное. Или внушить себе, что сегодня ничего из занятий, кроме учения данного предмета, недоступно. И обязательно найти мотивацию. Можно пообещать себе устроить праздник после успешной сдачи экзамена. В предвкушении информация запоминается действительно лучше.

Основательный подход

Есть люди, которых не интересует, как быстро запомнить большой объем информации. Им важно, чтобы те или иные данные надолго сохранились на их внутреннем «жёстком диске».

Для этого необходимо использовать комбинированную технику быстрого и детализированного чтения. Итак, сначала - детальное ознакомление с материалом. Кто-то читает 2-3 страницы, чтобы понять, с чем он имеет дело. Другие выхватывают текст с разных частей книги (конспекта или иного источника информации). Впрочем, это уже индивидуальный вопрос. Смысл поверхностного чтения - не запоминать текст, а знакомиться с ним.

А вот потом наступает время детализированного метода. Он подразумевает медленное, вдумчивое прочтение всей имеющейся информации и её параллельный разбор. Можно выделять сложные слова или интересные фразы, перечитывать то, что не удалось понять с первого раза.

Параллельно желательно делать заметки и даже зарисовки. А ещё говорить с собой. Рассуждать вслух очень полезно, поскольку задействуется слуховая, вербальная и визуальная память. К тому же сильнее активируется внимательность, ведь чтение вслух невозможно без концентрации.

Полезные хитрости

Как научиться быстро запоминать информацию? Надо усвоить одно простое правило. Нужно кричать! Доказано - информация быстрее укладывается в мозг, если человек её выкрикивает.

Эмоции тоже помогают. Особенно экспрессия. Жесты, фразы, мимика - и всё, что способно её выразить. Можно даже сценку разыграть перед зеркалом.

И ещё, нельзя сидеть на месте. Если учить что-то, наворачивая круги по комнате, то удастся активизировать работу мозга и, соответственно, свою способность к запоминанию информации.

Кстати, если есть возможность сменить обстановку, нужно ею воспользоваться. И желательно променять комнату на природу. Свежий воздух и отсутствие бетонных четырёх стен поспособствуют более активному запоминанию.

Активное повторение

Это ещё один неплохой способ быстро запомнить информацию и перенести её из временной памяти в долговременную.

В самом начале речь шла об образах и связях. С их помощью действительно можно быстрее запомнить информацию. Но! Если этими связями человек пользоваться не будет, то они просто разрушатся со временем. Вот и причина, по которой мы забываем то, что раньше помнили. И чем слабее, невнятнее была связь - тем быстрей она разрушится.

Потому надо пользоваться этим методом. Повторять связи, обновлять зрительные образы и делать их более яркими. И вот вывод: запоминание - это не постоянный зубреж и просматривание внешних источников, а регулярное извлечение из памяти созданных когда-либо образов. И лучше потратить немного времени для того, чтобы их придумать, и потом запомнить информацию на всю жизнь, чем заучивать её часами, и забыть через день.

Выработка привычки

Есть люди, для которых быстро запомнить нужную информацию - раз плюнуть. А всё потому, что они постоянно следует вышеупомянутым рекомендациям (и ещё некоторым, которые придумывают сами). Эти люди тренируют свою память и совершенствуют способность, данную природой. И для них не актуален вопрос, касающийся того, как быстро запомнить информацию перед экзаменом или то, что они увидели мельком. И в этом - главный секрет.

Надо выработать в себе привычку ежедневно что-то запоминать или выучивать. Причем с помощью вышеперечисленных методов. Они действенные, проверенные многими. К тому же способствуют развитию мышления и словесно-логической памяти.

Статьи по теме: