Как улучшить свою память: советы от психологов. Как улучшить память и внимание у ребенка школьного возраста

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш приносил со школы только отличные оценки. Но, к сожалению, большинство детей невнимательные и очень активные. Это мешает сосредоточиться на уроках.

Нередко причиной ухудшения внимания становится стресс или страх. При помощи специальных препаратов можно активизировать работу головного мозга ребенка и улучшить его внимательность.

Препараты для улучшения памяти и внимания называются ноотропами. Их действие обусловлено снабжением мозга кислородом. Соответственно деятельность мозга улучшается. При этом ребенок лучше концентрируется на задании и быстро запоминает информацию.

Препараты ноотропы для детей:

  • Глицин. Это препарат успокаивает, он может вызвать сонливость. Действие направлено на активизацию работы головного мозга
  • Пантогам, Аминалон. Эти препараты аналоги, они содержат в себе гамма-аминомасляную кислоту. Это вещество участвует в транспортировке кислорода в головной мозг
  • Тенотен. Это гомеопатическое лекарство, которое снабжает клетки мозга кровью и кислородом
  • Интеллан. Используется при эмоциональных и физических перегрузках. Снимает напряжение и успокаивает
  • Фенибут. Препарат для снижения тонуса сосудов головного мозга. Напряжение тканей исчезает, что стимулирует приток крови во все отделы мозга

Все эти препараты можно принимать детям с рождения. Их часто назначают при гематомах и родовых травмах. Они снижают внутричерепное давление, уменьшают проявление эпилепсии и гидроэнцефалии.

Препараты и витамины для памяти подросткам

Подросткам нужны как никому препараты для роста и улучшения памяти. Растущий организм нуждается в подпитке, так как витаминов, поступающих с едой, может не хватать для полноценного функционирования организма.

Самыми необходимыми для работы мозга можно считать витамины группы В, витамин Д, Е и ретинол. Среди микроэлементов благоприятно влияют на мозг селен, цинк, йод и железо. Обратите внимание, чтобы в составе препарата были омега ненасыщенные кислоты.

Витамины для подростков:

  • Пиковит Форте. Это комбинированный витаминный препарат, содержащий самые необходимые микроэлементы и витамины. В лекарстве есть все самое необходимо для полноценного роста и развития подростка
  • АлфаВит. Это специальный витаминный комплекс для детей 8-16 лет. В составе содержатся жирные ненасыщенные кислоты, микроэлементы и селен
  • ВитаМишки . Витамины в виде жевательных конфет. Показан препарат детям 3-15 лет. В составе витаминного комплекса имеются экстракты трав, которые укрепляют иммунитет


Какие препараты принимать для улучшения памяти студентам?

В институте самообучению отводится 70% всего времени. Соответственно нагрузки на мозг существенные. Чтобы хорошо запоминать массу информации необходимо помочь мозгу и стимулировать его работу.

Витамины и препараты для памяти студентам:

  • Гингко Билоба Форта. Это лекарство на основе растительного экстракта Гингко. Это растение положительно влияет на состояние сосудов. Аналогами являются Гинос, Билобил
  • Биотредин. В составе лекарства Л-треонин и витамин В6. Л-треонин – это аминокислота, которая не вырабатывается в организме, но участвует в работе головного мозга
  • Аминалон. В составе гамма-аминомасляная кислота, которая стимулирует работу головного мозга и улучшает проницаемость сосудов

Все эти препараты продаются без рецепта, поэтому их можно приобрести в любой аптеке.



Что пить для улучшения памяти у взрослых?

Существует два вида препаратов, улучшающих память и внимание: витаминные или лекарственные. Первые можно приобрести в любой аптеке, обычно они содержат витамины, минералы и аминокислоты. Второй вид лекарств – стимуляторы, которые назначаются исключительно врачом. Приобрести их можно только по рецепту.

Препараты для улучшения памяти:

  • Цераксон, Сомазина. Это препараты на основе циколитина натрия. Он препятствует разрушению клеток головного мозга. Часто назначается при черепно-мозговых травмах. Нередко назначают младенцам при ВЧД и энцефалии. Позволяет ускорить процессы регенерации клеток мозга. Продают препарат только по рецепту
  • Пирацетам. Лекарственный препарат, который назначают при болезни Паркинсона, атеросклерозе. Часто рекомендуют принимать людям с нарушениями в работе нервной системы. Улучшает кровоснабжение мозга. В больших дозах оказывает психостимулирующий эффект
  • Фенотропил. Назначают людям с болезнями мозга или для стимуляции умственных способностей в чрезвычайных ситуациях. Улучшает передачу информации между полушариями мозга, улучшает память и внимание. Повышает устойчивость организма к стрессу


Пожилым людям не хватает витаминов, поэтому в первую очередь им рекомендовано принимать витаминные комплексы. Обычно при склерозе назначение делает врач, так как серьезные лекарства реализуются по рецепту.

Самые распространенные препараты для памяти у пожилых людей:

  • Глицин
  • Пантогам
  • Фенибут
  • Нейроксон


Гомеопатия для памяти

Гомеопатические вещества нужно принимать достаточно долго. Эффект наблюдается через 1-3 месяца приема. Самые безопасные препараты на основе гомеопатии:

  • Мемория. Содержит органические кислоты и экстракты трав
  • БРЕЙН-О-ФЛЕКС. Гомеопатический препарат, содержащий витамин Е, омега ненасыщенные кислоты, экстракт гингко билоба и масло осетровых рыб
  • Склеро-Гран. Это комбинированный гомеопатический препарат. В его составе содержится экстракт гингко билоба и микроэлементы


Растительные препараты для памяти

Лекарства для памяти из растений:

  • Льняное масло. Это вещество нужно принимать по чайной ложечке перед каждой трапезой. Улучшает концентрацию и способствует запоминанию
  • Билобил. Препарат из гингко билоба – тропического растения
  • Вермион. Препарат на основе спорыньи. Он является альфа-адреноблокатором


Витамины для памяти и внимания

Наиболее безопасными можно считать витаминные препараты. Обычно это комплексы с использованием аминокислот и минералов. Именно их недостаток приводит к нарушениям в работе головного мозга. Ткани хуже переносят кислород, поэтому человек все время забывает что-то.



Что ухудшает память?

Существует несколько основных причин, которые ухудшают память:

  • Информационные перегрузки
  • Недостаток витаминов
  • Стресс
  • Постоянная нехватка сна
  • Вредная пища. В основном это энергетические напитки и продукты, содержащие алюминий
  • Возрастные изменения в организме
  • Курение и алкоголь
  • Лекарственные препараты. Обычно это сердечные капли, антигистаминные препараты и антидепрессанты


Как видите, на память и работу головного мозга влияет много факторов. Поэтому полноценно питайтесь, тренируйте свой мозг и ведите здоровый образ жизни.

ВИДЕО: Улучшаем память

История человечества изобилует случаями феноменального запоминания, когда человек может до минуты расписать весь свой день чуть ли не каждого года своей жизни, или удерживать в памяти содержание целых книг, и много чего ещё. К сожалению не каждому из нас доступно такое, однако, каждый из нас может улучшить свои способности к запоминанию, каждый из нас может улучшить свою память. Подобно тому, как вы развиваете мышцы своего тела, вы можете развить свою память, и только вам известны пределы этого улучшения.

Вашему вниманию предоставляются советы и упражнения, которые помогут вам улучшить вашу память.

1. Физические упражнения. Благодаря физическим упражнениям увеличивается поступление кислорода в мозг и снижается риск возникновения нарушений, приводящих к потере памяти – таких как диабет и сердечнососудистые заболевания. Кроме того, физические упражнения увеличивают эффект от полезных химических веществ мозга и защищают его клетки, в результате улучшаются способности к обработке и запоминанию информации.

2. Здоровый сон. Лишение сна ведёт к уменьшению способностей нашего мозга, в том числе творческих способностей, и навыков критического мышления. Интересно, что сон крайне важен для нашей памяти, так, судя по результатам последних исследований учёных, во время сна происходит обработка поступающей в течение дня информации. Поэтому, если вы хотите, чтобы у вас была хорошая память, спите достаточно.

3. Убедите себя, что у вас хорошая память. Многие люди не слишком-то доверяют своей памяти, часто ругают свою память, забывают, куда положили ключи от машины, где находятся нужные документы, испытывают трудности с запоминанием важных дат своей жизни и жизни близких им людей. Если вы хотите, чтобы у вас была хорошая память, начните ей доверять, использовать её. Удалите негативные мысли относительно вашей памяти, это не менее важно, чем упражнения по развитию памяти.

4. Ешьте здоровые продукты. Наше тело нуждается в постоянном притоке энергии, большую часть этой энергии мы берём из нашей пищи. Но не вся пища одинаково полезна для нашего здоровья. Так, некоторые продукты могут снижать наши умственные способности, а некоторые, наоборот, повышать их. Так, лучшими продуктами для улучшения нашей памяти являются фрукты, овощи, цельные зерна, а также «здоровые» жиры.

5. Вспоминайте приятные события. Каждый вечер вспоминайте приятные события прошедшего дня, а затем попробуйте перечислить их в обратном порядке.

6. Тренируйте свой мозг. Если вы не используете свой мозг хотя бы ради профилактики, ваши умственные способности, в частности ваша память, могут постепенно ухудшаться – это естественный процесс. Используя же свой мозг на полную, постоянно давая своему мозгу умственную пищу, вы тем самым улучшаете свои умственные способности, ну а вместе с ними улучшается и ваша память.

7. Ослабляйте влияние стресса. Стресс – враг номер один для нашего мозга. Учёные давно выяснили, что постоянно нахождение в состоянии стресса ухудшает нашу память, да и вообще умственные способности. Если вы хотите, чтобы ваш мозг был здоровым, и память не подводила, старайтесь избавляться от стресса, сразу же после его возникновения. Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, вы хотя бы можете уменьшить её влияние на вас.

8. Организуйте свою жизнь. Порядок – необходим во всём и прежде всего в вашей голове. Но чтобы поддерживать порядок в голове, необходимо поддерживать его в жизни. В ваших отношениях, в вашем доме, на вашем рабочем столе. Чтобы улучшить свою память вам необходимо организовать её – старайтесь придерживаться системы даже в своём обучении. Если вы интересуетесь разными видами деятельности – для каждой из них необходимо установить порядок – во времени и в пространстве.

9. Пространство для изучения. В школах и вузах, обычно, создаётся специальная атмосфера, способствующая обучению, этого правила необходимо придерживаться и в других условиях, например, дома. Если возможно, постарайтесь выделить для себя место, где вы могли бы спокойно работать, чтобы ничто не отвлекало вас от вашей работы. Такие меры позволят вам сосредоточиться на том, что вы делаете, и направить ресурсы вашего мозга в нужном направлении.

10. Здесь и сейчас. Часто мы не можем запомнить имена и даты не потому, что у нас плохая память, но потому что мы просто «не видим и не слышим» то, с чем мы встречаемся в своей жизни. Где бы мы не находились, в мыслях мы часто находимся где-то ещё. Как ваш мозг может запомнить что-то, если вы не обращаете на это внимания? Быть здесь и сейчас – важное правило для улучшения вашей памяти.

11. Используйте инструменты для запоминания. Используйте системы и методы запоминания дат, чисел, имён. Конечно, каждый из вас должен верить своей памяти, но почему бы не оказать ей помощь? Так, отличным инструментом для запоминания может служить мнемоника – создание ассоциативных связей между различными частями информации – тянете за одно звено, за ним подтягивается другое.

12. Медитация. В одной из своих статей я уже писал, что регулярная медитация увеличивает серое вещество мозга, это не моё личное мнение, но результаты исследований авторитетных учёных. Во время медитации вы концентрируете своё внимание на одном определённом объекте, и устраняете любые мысли, «желающие проникнуть» в ваше сознание. Таким образом, вы усиливаете свои когнитивные способности – что, естественно, ведёт к улучшению вашей памяти.

13. Музыка. Слышали когда-нибудь об эффекте Моцарта? Есть даже книга с одноименным названием. В ней объясняется, что музыка способствует улучшению вашей памяти, но, опять же, не всякая музыка хороша для вашей памяти и мозга. К позитивно влияющей музыке можно отнести классическую музыку – Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и других великих композиторов. Прослушивание классической музыки благотворно воздействует на организм человека, и что интересно, даже на всех живых существ.

Память – один из основных познавательных процессов. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение. Поэтому многих родителей заботит вопрос о том, как можно развивать память ребенка.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь разобраться с тем, что такое память и как она устроена.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

Развитие памяти у школьников

Для того чтобы помочь ребенку легче и эффективнее запоминать учебный материал, нужно учитывать все факторы. Поэтому постарайтесь определить, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка. Но все же помните, что иногда бывает и так, что память школьника может быть смешанной. Естественно, что нужно учитывать, как ребенок легче запоминает школьный материал. Но желательно не концентрироваться только на одном типе памяти, а развивать понемногу все.

Развитие памяти у школьников предполагает запоминание материала разными способами. Например, помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам.

Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. Таким образом у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках.

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю. Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его.

При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются. Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Упражнения на развитие памяти:

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его правильно запоминать и изучать материал, а также просто развивать память и ассоциативное мышление. Для этой цели подойдут несложные игры-задания.

Например, поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.

Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать сами, но главное - чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у педагогов создается впечатление, что этим детям необходимо дать быстрее и больше информации. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от деятельности вовсе.

3. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

4. Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Педагоги не должны давать ребенку несколько, заданий сразу. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

6. В случае если взрослые считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя выходить из кабинета, т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены за нарушение того или иной запрета. В свою очередь, взрослые должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

7. В повседневном общении с гиперактивными детьми необходимо избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первым надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещая те, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора! (Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют…(например, «Шариковые бои»).

8. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требовании взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. («Через 4 минут мы приступаем к другому упражнению»). Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше, если по истечении этих 4 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

9. Очень часто взрослые утверждают, что гиперактивные дети никогда не устают. Именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто принимается за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и все окружающие.

10. Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня - тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

11. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

1. Сосредоточиться;

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти - повторение

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Системное запоминание

«Высший пилотаж» в заучивании материала - это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».

Развивающие игры.

Как мы уже сказали, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры.

1.«Запомни картинку» Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.

2.«Рисуем вместе» Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Педагог проводит игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.

3.Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.

4.«Мышка шалунишка». В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача - сконцентрироваться на своих ощущения и память. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана - прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку - взбирается на шею и т. д.После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

5.«Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.

6.«Чудесный мешочек». Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а следовательно может отказаться от игры

7.«Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.

8.«Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.

9.«Подбери и сравни». Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.

10.«Белый лист». Возьмите 2 листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором закрасьте их карандашом Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист..

11.«Незаконченные рисунки». Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен и предложите ребенку закончить его.

12.«Волшебный карандаш». Нарисуйте несколько одинаковых геометрических фигур и предложите ребенку их расколдовать с помощью карандаша, чтобы из них получились разные предметы. НАПРИМЕР: Расколдовывая кружочки их можно превратить в яблоко, солнышко, цветочек, чайник, зайчонка и так далее. Квадраты – в телевизор, шкаф, флажок, домик.

13.«Числа на стене». Например, вы заранее раскладываете или развешиваете на предметах в комнате карточки с цифрами (числами). На столе - карточки с точками. Малышу нужно как можно быстрее подобрать для карточек с точками карточки с числами, а для этого придется побегать по комнате. Сколько времени у него это заняло? В следующий раз получится еще быстрее.

14.«Лабиринт». На одной стороне листа (слева) вы рисуете какие-нибудь символы или приклеиваете картинки, потом то же делаете с правой стороной листа, затем соединяете их всевозможными кривыми линиями, а ребенок должен провести по кривой пальчиком или разноцветными карандашами, чтобы найти нужную дорожку.

15.«Один плюс два… получается сова!» Запомнить порядок букв в алфавите или цифр в числовом ряду помогут упражнения на их последовательное соединение. Если знаки соединены правильно, на листе получится законченное, узнаваемое изображение - например, забавная зверюшка. Примеры таких заданий всегда можно найти в детских журналах и развивающих тетрадях. Если ребенку понравится это упражнение, вы легко сможете делать для него заготовки сами - возьмите контуры изображений из детских книжек-раскрасок, или любой другой книжки, наметьте контур на бумаге точками, обозначьте точки буквами или числами. Ребенку остается правильно соединить все знаки и раскрасить рисунок

16.«Волшебный квадрат». Приготовьте квадрат состоящий из 9 квадратиков, то есть 3 на 3 квадрата. Вырежьте из любых этикеток, коробочек небольшие картинки которые помещаются в маленький квадрат, можно использовать также цифры или буквы. Разложите их по клеточкам и предложите ребенку запомнить, что где лежит, затем стряхните их на стол и попросите ребенка разложить их точно также. Можно спросить, что в каком углу лежало. НАПРИМЕР: В правом верхнем углу лежала уточка, а внизу слева, рыбка и так далее. Ребенок будет запоминать не только расположение, но и название углов, то есть учиться ориентироваться на плоскости.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.


Большинство людей хотят запоминать как можно больше, но не все обладают отличной памятью. Память сохраняет информацию, полученную через органы восприятия. Она бывает зрительная, слуховая и тактильная.Как можно улучшить память? Для этого нужно больше читать, учить стихи, общаться с разными людьми, смотреть фильмы.

Способы улучшения памяти

Секрет хорошей памяти в том, что нужно уметь делить информацию на основную и второстепенную. Если запомнить главную мысль, то детали вспомнятся без труда. Что же делать для улучшения памяти? Для начала нужно разобраться в причинах ее ухудшения:

  1. Плохая экология, грязный воздух. Головному мозгу для активной работы нужен кислород.
  2. Недостаточный сон. Спать желательно ложиться до полуночи, а просыпаться не позже 8 часов утра.
  3. Нервное перенапряжение, стресс, усталость.
  4. Лень.

Память может быть кратковременной и долговременной. Если у человека проблемы с запоминанием, то нужно знать, что помогает для улучшения памяти. Советы:

  1. «Повторение - мать учения». Учите стихи, отрывки из интересных книг. Чем больше повторяете, тем лучше запоминаете.
  2. Сконцентрируйте свое внимание на основном.
  3. Попробуйте развить зрительную память. Для этого напишите на листе бумаге любое предложение и посчитайте, сколько в нем, например, букв «о». Затем отведите глаза в сторону и вспомните, сколько в предложении буквы «а».
  4. Учите разные языки.
  5. Если прочитали книгу или посмотрели фильм, попробуйте на листе написать его краткий пересказ.
  6. Для легкого запоминания, придумайте свои индивидуальные ассоциации.
  7. Употребляйте продукты, стимулирующие работу мозга (орехи, шоколад, морепродукты, растительное масло и пр.).
  8. Сон улучшает память и концентрацию. Человек должен спать не менее 7 часов в сутки, в процессе сна мозг сортирует события дня, раскладывая все по «полочкам».
  9. Движения улучшают кровообращение, в том числе и в мозге. Занятия физкультурой пойдут только на пользу.
  10. Рукоделие развивает мелкую моторику. При этом стимулируется работоспособность головного мозга.

Важно! Если что-то забыли, постарайтесь вспомнить сами. Нужно заставлять мозг работать, а не облегчать ему задачу, подсмотрев где-то ответ.

Для того чтобы улучшить память, нужны еще и тренировки:

  1. Составьте список покупок, прочитайте его несколько раз, желательно вслух. А теперь идите в магазин и купите то, что написано, при этом оставив список дома.
  2. Упражнение с автомобильными номерами. Посмотрите на буквы в номерах и попробуйте придумать из них предложения. Например, «ТВН – терпите временные неудачи».
  3. Попробуйте в течение дня менять руки. Например, возьмите чайную кружку в левую руку.

Статьи по теме: