Как реагировать ребенок истерит. К детскому невропатологу стоит обратиться, если

Каждый родитель неизбежно сталкивается с потерей самообладания у малыша. Впадая в крайнее возбуждение, кроха пытается отстоять свою позицию, чем ставит взрослых в трудную ситуацию. Истерики у ребенка 2 года – нормальное явление, на которое нужно научиться правильно реагировать. Многие родители, сталкиваясь с потерей самообладания, теряются и совершают ошибки. Это лишь усугубляет отклонения в поведении ребенка, он начинает манипулировать близкими. Продолжаться воздействие при помощи истерик может несколько лет.

Многие взрослые считают, что малыш кричит и плачет по любому поводу. Это далеко не так, в большинстве случаев к крайнему возбуждению приводят:


К трехлетнему возрасту малыша большинство родителей знают, какая ситуация может относиться к проявлениям характера. Не стоит изменять свою жизнь, чтобы избежать проявления эмоций, нужно научиться договариваться с ребенком и запрещать ему. Это важный этап социализации, который пропускать нельзя.

Основные отличия от капризов

Истерика – неконтролируемое проявление эмоций по любому поводу. Ребенок 2 годика во время приступа начинает проявлять агрессию по отношению к себе и окружающим. Он рвет на себе волосы, выворачивает конечности, царапает лицо, старается удариться головой об пол или стену. Нередким симптомом такого состояния является «истерический мост». Он представляет собой разновидность судороги, тело при которой выворачивается в дугу.

Большинство психологов не разграничивают понятия «истерика» и «каприз», так как зачастую они взаимосвязаны. Малыш начинает капризничать, а потом просто не может остановиться из-за незрелости своей нервной системы.

Нередко настоящей истерике предшествуют капризы. Они начинаются преднамеренно. Типичные ситуации: на улице дождь или жара, а малыш требует идти на прогулку, ребенок требует конфету, которой нет дома. Симптомы капризов такие же, как у приступа истерики: крик, плач, топанье ногой, швыряние игрушек, попытка ударить родителей или себя.

Приступ истерики: стадии

Осложняется истерика тем, что, в отличие от капризов, ребенок не выдвигает никаких требований. Малютка переживает приступ следующим образом:

  1. Все начинается с крика, по которому невозможно понять, чего требует ребенок. На этой стадии невозможно выяснить, что послужило причиной возбуждения.
  2. Основные симптомы эмоционального «взрыва» проявляются на стадии двигательного возбуждения. Малютка не чувствует боли и может демонстрировать немалую силу. Иногда действия его сопровождаются одиночными выкриками, с помощью которых можно понять, что требуется от родителей. Это наблюдается только в тех случаях, когда причиной плача стал каприз.
  3. Завершается истерика рыданиями. Если на первой и второй стадиях карапуз не получил утешения, то всхлипывать он будет долго.

Психологи утверждают, что чаще эмоции проявляют дети, которые не полностью овладели речью. Они чувствуют беспомощность от того, что не могут отстоять свою позицию, и пользуются единственным доступным методом. В 2 года выражать свои чувства при помощи истерик – нормально, к 3 годам это должно пройти.

Нередки ночные истерики у ребенка 2 лет. В этом случае они возникают неосознанно, на фоне переживаний прожитого дня и истеричного возбуждения. Они проходят сквозь сон, и нужно успокаивать малыша уже на первой стадии – после крика. Если вы своевременно подойдете к крохе, то припадок дальше не разовьется.

Причиной ночных истерик часто бывает перевозбуждение в вечернее время. Уберите все раздражающие факторы, которые могут им способствовать: не приглашайте на это время гостей, не включайте громко телевизор, не устраивайте обильных застолий в кругу семьи. Соблюдение распорядка дня и ежедневные вечерние ритуалы будут мягко готовить малютку ко сну.

Типичные ошибки родителей

Родители чувствуют себя беспомощными, если случилась истерика у ребенка 2 года — что делать, они не знают и действуют интуитивно. Это может привести к тому, что эмоции будут проявляться чаще. Один раз получив поощрение при неосознанной истерике, малютка понимает, что этим способом можно пользоваться для воздействия на взрослых. Он добивается всего криком и ждет поблажек.

Большинство взрослых предсказуемо реагируют на «взрыв» эмоций и совершают следующие ошибки:

  1. Задабривание крохи. Чтобы истерика быстро прекратилась, ему начинают предлагать игрушки, конфеты и лакомства. Это приводит не к сокращению числа капризов, а лишь к росту потребностей малыша. Он начинает болезненно воспринимать любой запрет.
  2. Угрозы и физическая расправа – неподходящий метод. Крик взрослых и их жесткий голос способны лишь вызвать новую волну плача и страх. Зачастую родители не справляются со своими эмоциями и ведут себя так же, как и кроха. Это приводит к тому, что нервная система ребенка расшатывается сильнее.

Дети, воспитанные в атмосфере контроля и жестокости, часто выражают путем истерических припадков свое отношение к воспитательному процессу родителей. Для формирования гармоничной личности нужно уметь дозированно использовать наказания.

Доктор Комаровский не раз рассказывал, как реагировать на истерики ребенка. Он считает, что перед тем как успокоить малыша, взрослые должны сами прийти в состояние душевного равновесия. Это очень сложно, если припадок случился в общественном месте. Попытайтесь обнять и успокоить ребенка, но при этом не идите у него на поводу. Не теряйте самообладания и помните, что вы взрослый. После того, как плач прекратился, обсудите сложившуюся ситуацию спокойными и понятными словами.

С малых лет малыша нужно учить воспринимать слово «нет». В этот этап воспитания нужно вовлечь всех близких родственников. Часто мамы и папы запрещают крохе есть сладости, но бабушки кормят ребенка ими, не обращая внимание на установленное ограничение. Такие ситуации нудно пресекать, иначе ребенок на всю жизнь запомнит, что любой родительский запрет можно опротестовать у бабушки или любого другого родственника.

Запреты и наказания не должны повлиять на ваши отношения с малюткой. Многие родители считают, что ограничения негативно влияют на доверие, но это не так. Ставьте только обоснованные запреты, объясняйте их крохе.

С годовалого возраста детей нужно воспитывать. Чадо в этот период начинает познавать мир и себя. Он учится получать от родителей желаемое любыми способами. Справиться с частыми истериками помогут советы психолога:


Найдите время для совместных занятий со своими детьми. Немаловажной частью процесса воспитания является общение. Существуют несколько психологических приемов, позволяющих справиться с истериками. Применяйте перечисленные советы психологов, чтобы бороться с истериками методично. Помогут они не сразу, но к 3 годам ваше чадо начнет вести себя намного лучше.

Гибкость и изменение границ

Борьбу с эмоциональными срывами нужно начинать до их наступления. Разберем типичную ситуацию: малютка не терпит ограничений движения, а вам предстоит путешествие. Перед полетом в самолете смоделируйте сценарии этого мероприятия. Объясните, что в салоне самолета нужно сидеть пристегнутым, как любому взрослому. Несколько раз до даты путешествия проведите подготовительные беседы.

Если истерического приступа не удалось избежать, вспомните правила, как бороться с ним. Спокойным голосом напомните чаду о договоренностях, переключите его внимание на то, какую ответственную роль вы ему поручили. В описанной ситуации вы будете использовать категорический запрет, проявлять гибкость тут неуместно. Если чадо упрямится, то переложите свою ответственность за него на стюардессу, которая запрещает бегать по салону.

Умение договариваться и проявлять гибкость – важный элемент воспитания. Типичная ситуация: малютка требует мультики. Позвольте ему сдвинуть границы: разрешите просмотр 2-3 серий. Если после двух мультфильмов он отказывается прекращать просмотр, договоритесь, что вы снова разрешите ему понаблюдать за любимым героем, но позже (после сна или прогулки).

Мало кто из нас способен спокойно смотреть на истошно вопящего, падающего на пол и размазывающего по щекам слезы ребенка… Тем не менее с такими ситуациями приходится сталкиваться многим родителям или бабушкам и дедушкам. Как правило, если истерика у ребенка началась в тесном домашнем кругу, то успокоить плачущее чадо пытается каждый член семьи, идя на всяческие ухищрения и поблажки. Но если истерика происходит в поликлинике, общественном транспорте, магазине или в другом людном месте, то сложившаяся ситуация выбивает почву из под ног не только у мамы или другого близкого родственника, но и окружающие люди чувствуют себя некомфортно и неловко.

Детские истерики могут вызывать в нас настороженность, чувство беспомощности или острое чувство сострадания и жалости, утомление или раздражение. Возникновение таких неприятных ситуаций хотели бы избежать все родители и при часто повторяющихся истериках у ребенка, которые возникают буквально на ровном месте, у его близких возникает множество вопросов. Почему ребенок так себя ведет? Как избавиться от таких истеричных припадков? Кто виноват – ребенок или родители? Как отличить, каприз это или «показательная» истерика?

В этой статье вы получите ответы на эти вопросы о детских истериках. Мы рассмотрим основные , которые и делают его истеричным. Эта информация поможет вам избежать множества острых углов, возникающих при истерике.

Почему возникают истерики?

Взросление ребенка всегда сопровождается появлением собственных интересов и желаний, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Отказ от воплощения таких желаний и вызывает у ребенка раздражение, неприятие и злость. Т. е. столкновение интересов ребенка и взрослых и приводит к возникновению истерики – малыш как бы испытывает взрослых на прочность, пытаясь настоять на своем.

К появлению истерик могут приводить такие типичные ситуации:

  • ребенок переутомился;
  • ребенок не получает желаемого от окружающих;
  • ребенок был оторван от интересного занятия;
  • ребенок не может выразить свои желания или чувства;
  • ребенок хочет привлечь еще большее внимание со стороны взрослых;
  • ребенок играет с игрушками, которые не сопоставимы с его возрастом и его игра из-за этого становится безуспешной и злит его.

Чем капризы отличаются от «показательных» истерик?

Приступ истерики у ребенка часто провоцируется обидой или отказом со стороны взрослых.

Капризы и истерики – эти два понятия нуждаются в четком дифференцировании со стороны родителей.

Ребенок капризничает для того, чтобы добиться от мамы или папы чего-то желаемого, невозможного или запретного в данный момент. Т. е. он сознательно пытается выстроить ситуацию так, чтобы конфликт состоялся.

Например, ребенок капризничает и не хочет есть кашу с ягодами, хотя сам просил об этом. Но если мама, папа, брат или сестра сообщают ему о том, что готовы съесть его порцию, то чадо немедленно заявляет о том, что это его тарелка и начинает есть кашу.

Детская истерика – это такая ситуация, которая, в большинстве случаев, возникает непроизвольно, сопровождается проявлениями агрессии, раздражением и отчаянием. Т. е. ребенок не может совладать с возникающими эмоциями и такой «сброс» негатива выливается в появление таких негативных проявлений как плач, истошные крики, битье кулаком по поверхностям, царапание лица, битье головой об пол и т. п. Во время истерики ребенок не может контролировать свою моторику в полной мере, он почти не ощущает боли при битье головой об пол и часто не слышит слов родителей. В тяжелых случаях у ребенка могут появляться , и он может выгибаться дугой (так называемый «истерический мост»).

Главное отличие детской истерики от капризов состоит в том, что она возникает в ответ на какое-то неприятное событие или известие, вызывается обидой или категорическим отказом со стороны родителей. Приступ истерики всегда усиливается при внимании со стороны окружающих ребенка людей и быстро прекращается после исчезновения этого внимания.

Например, сын просит маму купить машинку и получает желаемую игрушку. На протяжении всего времени пока в магазине совершались остальные покупки, мальчик играл с машинкой, но вдруг увидел другую игрушку и стал просить купить и ее. Мать отказалась покупать новую игрушку, и в ответ на такое ее решение мальчик швыряет машинку, кричит, плачет и бросается на пол. Далее развитие этой неприятной ситуации может протекать по двум вариантам:

  • если мама начинает пытаться успокоить или пожалеть ребенка, то он остается совершенно неконтактным и истерика только усиливается;
  • если мать говорит ребенку спокойным, но строгим тоном, что не желает видеть его истерики и такое его поведение ничего не изменит, и при этом спокойно уходит в сторону (например, для покупки молока или хлеба), то истерика прекращается.

По мнению ученых с детскими истериками приходится сталкиваться около 90% родителей детей . Часто истерики впервые возникают в возрасте 1,5 лет, а пиком упрямства и капризности становится возраст 2,5-3 года. В кризисные моменты истерики могут случаться по 10-15 раз в день, и возникают они практически на ровном месте или по любому самому безобидному поводу. Уже к 4 годам истерики в большинстве случаев прекращаются, т. к. ребенок уже в состоянии выразить свои эмоции и чувства словами.

Ошибка №1 – ребенку позволено все

Многие родители, глядя на искренние и сильные желания ребенка, не выдерживают натиска и исполняют их. Они полагают, что выполнение всех желаний – это залог любви ребенка к родителям, и их исполнение повышает его самооценку.

Ребенок всегда чувствует эту «слабинку» и пользуется своим умением капризничать и добиваться желаемого во что бы ни стало. Совершенно естественно, что отсутствие отпора в прихотях рано или поздно приводит к плачевному результату – родителям такого ребенка приходится сталкиваться с появлением нервозности и истерик.

Ведь маленький человечек еще не может справляться с бременем такой ответственности. Если, как ему кажется, вдруг он не получает ожидаемого результата, то захватившие его чувства и эмоции настолько переполняют его, что «выплескиваются» в крик, плач и катание по полу.

В таких случаях виноваты в появлении подобных сцен только сами родители, которые не сумели привить своему ребенку понимание слов «нет» и «нельзя». Ребенок должен понимать, что он слишком мал для такого «командования», и взрослые люди не могут быть марионетками в его руках.

Ошибка №2 – ребенку не позволяется ничего

Такая ошибка в воспитании ребенка диаметрально противоположна предыдущей, и многие родители после совершения ошибки №1 приходят к ошибке №2. Совершая ее, родители полагают, что их ребенок еще очень мал, ничего не понимает и принимать решения за него должны только они.

Такой подход в воспитании нередко сопровождается тем, что любая попытка малыша сделать что-то по-своему пресекается на корню, даже если эти попытки проявления собственного мнения невинны. Например, мать будет с упорством и безаппеляционностью заставлять ребенка выпить после сытного завтрака именно молоко, а не чай или сок, думая о том, что именно молоко полезно для зубов. Или будет игнорировать попытки дочери выбрать цвет платья, настаивая на том, что синее ей не к лицу и следует надеть красное. И так во всем…

Живя в таких постоянных ограничениях, ребенок, рано или поздно, примет решение разорвать эти тесные для него рамки. И эта «акция протеста» выльется в скандал или истерику. Более того: если эта попытка протеста не увенчается успехом, новые скандалы или нервный срыв у ребенка будет обеспечен.

Ошибка №3 – несоблюдение режима

Если ребенок не ходит в детский сад или ходит туда не часто, то эта причина не является поводом для отсутствия такого понятия как режим дня. Казалось бы, что может быть прекрасней, чем отсутствие каких-либо временных рамок?

Однако такое отсутствие четкого режима вызывает у ребенка ощущение нестабильности жизни. Малыш не в состоянии понять, по каким законам существует окружающий его мир и по каким правилам необходимо жить ему. Кроме этого, отсутствие распорядка дня и четкого графика сна и питания приводит к тому, что ребенок быстро начинает испытывать физический дискомфорт и психологическую усталость. В результате переутомление приводит к срывам в виде истерик.


Ошибка №4 – отсутствие наказаний

Некоторые родители считают, что наказание - это признак слабости со стороны матери или отца и пережиток прошлого. Такие родители даже при безобразном поведении своего чада позволяют себе только показывать свое недовольство. Со временем такие взаимоотношения приводят к тому, что ребенок не чувствует никаких рамок дозволенности. В результате полное отсутствие наказаний за любые, даже самые непозволительные, проступки приводит к появлению истерик.

Такое развитие событий происходит из-за того, что отсутствие рамок дозволенного вызывает у маленького ребенка страх. Это ощущение накапливается и негативно сказывается на психике малыша. Он пытается их найти самостоятельно, пытаясь привлечь к себе внимание со стороны взрослых хотя бы путем истерик и скандалов.

Ошибка №5 – непоследовательность родителей

Все мы подвержены колебаниям настроения: вчера мы себя хорошо чувствовали, а на следующий день наше настроение было испорчено с утра или неприятной новостью, произошел конфликт с начальством, заболел близкий родственник или старший ребенок получил двойку… Такие изменения в настроении вполне понятны – мы не роботы, а живые люди. Поэтому с ребенком мы тоже часто ведем себя по-разному: иногда мы терпим все его выходки или взрываемся из-за самого незначительного проступка, включаем мультики или компьютер лишь бы ребенок не мешал и не отвлекал от отдыха и важных дел или запрещаем смотреть лишние мультфильмы.

В результате таких резких изменений в воспитательном процессе маленький ребенок не может понять, почему мы совершаем такие кардинально разные поступки. А между тем, именно родители и их модель поведения является образцом поведения для малыша. Именно мы сами формируем его жизненные установки и границы дозволенного.

Что же происходит с ребенком, если этот образец его подражания искажен, а правила поведения постоянно меняются? У малыша пропадает ощущение ясности и стабильности, а в результате – он становится истеричным.


Ошибка №6 – крики при общении с ребенком

Ребенок очень расстроил вас своим поведением, неаккуратным обращением с игрушками или одеждой, неловкостью или той же самой истерикой, и вы не просто рассердились и сделали ему замечание, а накричали на него. Вполне возможно, что крик подействовал на ребенка, и он перестанет делать то, что так вас рассердило. Однако, кроме этого, малыш получил от вас отличный урок крика, и он обязательно воспользуется им для достижения своих капризов, беря пример с вас. Стоит ли потом удивляться, что такую же реакцию на ваш запрет вы получите уже от своего малыша? Разумеется – нет. Помните о том, что крик в адрес ребенка – это верный путь к его истеричности в будущем.

Ошибка №7 – отсутствие ограничений на время игр за компьютером и просмотр любимых мультфильмов


Способствуют возникновению истерик перевозбуждение и переутомление ребенка в результате длительных компьютерных игр.

Кто из нас в детстве не любил смотреть мультфильмы? Дети готовы смотреть мультики часами. Они запоминают сюжет, у них появляются любимые герои. Такое же «магическое» действие на ребенка оказывают и игры.

В определенной мере такие развлечения являются обучающими: развивается память, появляются новые увлечения, ребенок учится отличать положительного героя от отрицательного. Но всякое развлечение или обучение должно быть дозированным, и причин для этого множество: ребенок устает, перенапрягаются глаза и мышцы спины, а еще незрелая нервная система перевозбуждается. Такое накопление перевозбуждения непременно будет искать своего выхода и найдет его в систематических истериках.

Ошибка №8 – открытое выражение негативных эмоций и истеричности со стороны родителей

Некоторые родители не считают нужным сдерживать себя в присутствии ребенка при выражении негативных эмоций, возникающих в повседневной жизни из-за каких-то неприятных моментов. Например, вы потеряли ключи, разбили любимую чашку или наступили коту на хвост. Такие неприятные моменты могут вызывать ругань, крик или плач у многих из нас.

Вполне естественно, что ребенок не осудит вас за ваше несдержанное поведение, но он обязательно запомнит вашу реакцию и повторит при удобном, с его точки зрения, случае. Именно поэтому помните о том, что ваш малыш считает вас образцом для подражания и задумывайтесь над проявлением негативных эмоций в его присутствии.

Детские истерики расстраивают и обескураживают родителей. Рассмотрим причины, которые могут побуждать детей к такому поведению, а также советы, как правильно действовать во время истерики у ребенка.

Почему капризничает малыш?

Истерика у детей может возникать по ряду причин…

  • Ребенок заболел . Малыш начинает плохо себя чувствовать, но сам не понимает своего состояния. Он может испытывать слабость и дискомфорт, но объяснить это своим родителям не может, поэтому у ребенка возникает истерика
  • Малыш хочет внимания. У родителей множество ежедневных дел. Маме нужно приготовить, постирать, погладить. Ребенку в это время разрешается самостоятельно поиграть или посмотреть мультик, но он отказывается это делать один. Ему хочется, чтобы родители составили ему компанию, а потому закатывает истерику.
  • Ребенок хочет достичь желаемого. По этой причине истерика может возникнуть, например, в магазине из-за того, что родители отказались купить ему очередную машинку, куклу или какую-нибудь другую игрушку.
  • Малыш выражает протест. От двух до пяти лет у ребенка формируются самостоятельные желания и потребности. Он сам хочет выбирать, на какой карусели ему кататься в парке, с кем играть на детской площадке. Родители, чрезмерно переживая за свое чадо, стараются навязать ему определенную модель поведения и запрещают ребенку проявлять самостоятельность. Ребенок начинает плакать, выражая протест.
  • Ребенок устал. Часто малыш начинается капризничать, как кажется родителям, без причины. Он был в гостях, целый день веселился, играл, смотрел с другими детьми мультики, гулял, а к вечеру начал капризничать и плакать. Причиной таких истерик может быть эмоциональное перенапряжение.

Как предотвратить истерики у ребенка 1-2 лет

У детей 1-2 лет возникает кризис первого года жизни, который выражается в непослушании, стремлении к самостоятельности, острой реакцией на запреты родителей, что сопровождается частыми истериками.

Таблица 1. Как предотвратить истерики у годовалого ребенка в конкретных ситуациях

Ситуация, приводящая к истерике Причина истерики Как поступить родителям
Годовалый малыш сидит за столом и пытается самостоятельно есть ложкой кашу или суп, его движения довольно неловкие, он пачкает стол и одежду. Мама забирает у него ложку и начинает его кормить, что вызывает недовольство и истеричный плач ребенка. Ребенку не нравится, что его попытки быть самостоятельным пресекаются. В этой ситуации можно поступить иначе — взять вторую ложку и вместе с малышом продолжить трапезу. Ничего страшного не произойдет, если он испачкается, зато ребенок предпринял попытку самостоятельно поесть. Возможно, наступил момент пересмотреть отношение к чаду. Не стоит все делать за своего малыша, а надо стараться «шагать» вместе с ним, делая все сообща. Например, в течение первого полугодия второго года жизни можно учить свое чадо надевать колготки, сандалии, шапку, варежки, шарфик, самостоятельно чистить зубки и умываться.
Годовалый ребенок закатывает истерику, когда ему не разрешают играть с недозволенным предметом. Малыш остро реагирует на запрет со стороны родителя. Если ребенок играет чем-то недозволенным, прежде чем забрать этот предмет и услышать возмутительный крик, желательно отвлечь внимание крохи на другую интересную вещь или предложить альтернативу. Например, если малыш вытащил из шкафчика документы и пытается увековечить на них свои первые рисунки, следует предложить ему порисовать в альбоме, приготовленном специально для детского творчества.
Ребенок не хочет одеваться и устраивает истерику. Малышу неприятен сам процесс одевания, ему скучно или что-то испортило настроение. Маленький ребенок не умеет одеваться самостоятельно, а сам процесс ему скучен. Сделать одевание «живым» помогут стишки и считалочки, которые нравятся малышу. Они отвлекут его внимание от скучного процесса. Отказ ребенка одеваться может быть не связан с процессом одевания. Он плохо спал, сломалась любимая игрушка, что окончательно испортило ему настроение. Плач — самый доступный для малыша способ снять напряжение. В этом случае родителям надо сохранять спокойствие. Дайте ребенку проявить немного самостоятельности, разрешив выбрать для себя одежду, даже если вещи не будут сочетаться. Обязательно нужно похвалить ребенка за сделанный выбор, не критиковать и не смеяться.
Малыш плачет, возвращаясь с прогулки. Ребенок не желает заканчивать прогулку и идти домой. Многие дети не хотят возвращаться с улицы домой, поэтому, переступив порог квартиры, начинают плакать. Чтобы предотвратить детский плач, нужно заранее подготовить ребенка к тому, что пора идти домой, а не быстро отрывать его от игры, качания на каруселях и т. д. По дороге домой обязательно нужно отвлечь малыша, переключив его внимание на то, что происходит дома, рассказать, как скучают без него игрушки и как они будут рады его возвращению домой. Придя домой, не сажайте сразу же малыша за стол, чтобы покормить, или укладывать спать. Лучше дать ему немного времени поиграть с любимыми игрушками.
Ребенок не хочет делиться своими игрушками с другими детьми и начинает кричать, если у него пытаются забрать его вещи. Нежелание ребенка делиться личными вещами. Родителям нужно с пониманием относиться к нежеланию ребенка делиться своими игрушками с другими, ведь ни один взрослый не отдаст незнакомцу свой телефон, компьютер или машину. Ребенок волен сам распоряжаться своими личными вещами. Родители должны учить малыша спрашивать разрешения поиграть чужими игрушками или обмениваться ими, но не должны отрицать или осуждать право ребенка отказать. Поэтому, если ребенок не отдает свои игрушки, плачет, не нужно настаивать на том, чтобы он обязательно ими поделился. Лучше отойти со своим малышом в другую сторону, успокоить его и продолжить игру.

Дети не делятся игрушками, так как думают, что они не получат назад свое «добро». Дома родители могут поговорить с ребенком и объяснить, что детки поиграют и вернут обратно взятую у него игрушку. Чтобы ребенок мог понять это, родители могут поиграть с ним в игру про Мишку-жадину и Зайца. Суть игры в том, что вышеописанные персонажи делятся своими игрушками. При этом Заяц с удовольствием делится своими машинками, кубиками и просит разрешения поиграть игрушками Мишки, заверяя его, что немного поиграет и обязательно отдаст. Предложите ребенку сначала побыть в игре Мишкой, а потом Зайцем-добряком. Эта игра поможет ребенку освоить определенные правила поведения и в будущем с радостью делиться с другими детьми игрушками.


Капризный ребенок в возрасте от двух до 5 лет: как действовать родителям

В возрасте от двух до пяти лет происходит перестройка характера ребенка и он начинает более остро реагировать на запреты со стороны взрослых. Дети этого возраста еще эмоционально незрелы, и то, что кажется взрослым несущественным, для ребенка может обернуться настоящей трагедией и привести к истерике.

Таблица 2. Как правильно реагировать на истерики ребенка 2-5 лет в типичных ситуациях

Ситуация, вызывающая истерику у малыша 2-5 лет Причины истерики Как поступить родителям
Радостный день с гостями, мультиками, весельем и даже подарками заканчивается капризами и ночными истериками ребенка. Эмоциональное перенапряжение, усталость. Стоит помнить, что характер ребенка от двух до пяти лет еще не сформировался в эмоциональном плане. Он быстро устает от большого количества людей, нервничает в кругу незнакомых, плачет от перенапряжения. Для малыша 2-5 лет важно соблюдать режим дня. Ребенок должен отдохнуть и поспать в обед. А если вы видите, что малыш устал в гостях, то лучше увести его ото всех и успокоить.
Родители чрезмерно переживают за своего малыша, поэтому на игровой площадке запрещают ему подниматься на высокую горку, хотя другие ребята этого же возраста с восторгом скатывается с нее. Защищая ребенка от возможных падений и ушибов, родители запрещают ему кататься на велосипеде, не водят на каток и т. д. Со временем малыш, видя, что другие дети с азартом играют в догонялки, быстро ездят на велосипеде, а он сидит в песочнице, начинает возмущаться, а свой протест выражает с помощью крика. Протест против чрезмерной опеки. Ребенку нужно предоставить больше самостоятельности, дать возможность изучать и познавать мир. Нужно стараться разговаривать с малышом, как с равным. Ребенок должен понять, что родители не просто стремятся опекать его, лишая самостоятельности, а готовы стать его помощниками, к которым можно обратиться, если нужна будет помощь.
Малыш в магазине начинает кричать и тянуть родителей за одежду, чтобы они незамедлительно приобрели ему какую-нибудь игрушку или купили сладости. Не может получить желаемое. Нужно обговорить эту ситуацию с ребенком, постараться объяснить ему, что так вести себя в общественных местах некрасиво. Главное — не поддаваться на детские истерики и не покупать ребенку желаемое, иначе такое поведение будет повторяться.
Малышу до года уделяется много внимания, мама старается не отходить от него, забывая про все домашние дела и заботы. Чем старше становится ребенок, тем чаще родителям приходится отлучаться от него на некоторое время. Из-за этого он начинает плакать, призывая взрослых обратить на себя внимание. Ребенок хочет больше внимания, ему хочется быть постоянно с мамой. Чтобы исключить капризы из-за этих поводов, желательно как можно больше времени уделять своему малышу: играть с ним, заниматься творчеством, гулять. Но не лишне будет объяснить ребенку, что какое-то время он должен поиграть один, а мама, как только освободится, сразу присоединится к нему.
Активному малышу вдруг не хочется играть, он постоянно просится на руки или ложится на диван, отказывается от еды и плачет без причины. Эти симптомы могут свидетельствовать о болезни. Если ребенок в 4-5 лет может сказать взрослым, что чувствует недомогание, то малышам в 2-3 года довольно сложно объяснить свое состояние. При первых симптомах болезни нужно сразу измерить температуру. Если она повышена, тут же обратиться к врачу. Только специалист сможет точно определить причины недомогания и назначить грамотное лечение. А вот заниматься самолечением и рисковать здоровьем малыша не стоит.

Соответственно, родители должны понимать, что во время болезни дети становятся чрезмерно капризными и требуют к себе повышенного внимания.

Полезный совет в отношении поведения родителей во время детских истерик дает психолог высшей категории Л. В. Ходоровская.

Истериками дети чаще всего пытаются манипулировать своими родителями и показывают, что им что-то не нравится. В первую очередь, постарайтесь сохранять спокойствие и не потакать истерике. Разговаривайте с ребенком очень ровно. Попросите его объяснить спокойно, чего он хочет, и потом обсудите его желание. Но обещайте выполнить это желание только при наличии возможностей. Нельзя пообещать выполнить просьбу ребенка, а потом успешно забыть об этом. В таком случае истерика опять повторится, потому что ребенок не забудет обмана. Если исполнить его желание нет возможности, то постарайтесь переключить его внимание на что-то другое. Когда ваш малыш увидит, что вы реагируете на его выходки совершенно спокойно, то перестанет истерить.


Полностью избавиться от детских истерик невозможно, но предотвратить некоторые из них родителям по силам. Нужно как можно чаще проводить время со своим малышом и не отталкивать его, когда он нуждается в общении с родителями. Если же истерики не прекращаются, а постепенно только набирают обороты, остановить их становиться с каждым разом все сложнее, то следует обратиться к специалисту.

Истерики у детей – всегда проблема у родителей! Что делать, если ребенок в 2, 3, 4 года, а то и в 6-5 лет не слушается, устаивает и закатывает истерики по любому поводу.

Большинство родителей сталкиваются с детскими истериками, в каждом возрасте они проявляются по-разному и причины их различны. Но в любом случае страдают все члены семьи, включая самого младшего.

Сегодня мы рассмотрим, что делать при истерике у ребенка в 2-3 года и старше, следуя советам доктора Е. О. Комаровского и детского психолога Анжелы Бабаджановой.

Дело в том, что к 2-3 годам малыш учится проявлять свое «Я», становится личностью со своими желаниями и потребностями. Когда начинается возрастной кризис, пик которого приходится на 2,5 – 3 года, родители перестают узнавать своего ребенка. Их любимое чадо становится неуправляемым: устраивает истерики по любому поводу, на улице и дома.

Во-первых, маленький ребенок с потрясающей скоростью приобретает новые навыки и умения, познает окружающий мир со всеми его законами и парадоксами. Детская психика не успевает подстраиваться под многочисленные изменения в жизни, и в итоге случаются приступы истерики, например, девочка или мальчик начинает громко плакать.

Во-вторых, дети такого возраста уже имеют свои желания, но не всегда умеют их выразить, а тем более обосновать. Часто возникает столкновение интересов взрослых и ребенка, при этом ребенок начинает плакать или злиться, считая, что его ущемляют как личность. Таким способом, через протест Кроха показывает взрослым свою автономность.

Причины детских истерик также зависят от многих факторов:

  1. нет возможности иного выражения чувств;
  2. привлечение внимания;
  3. сильное желание заполучить что-либо;
  4. усталость, голод;
  5. стремление походить на взрослых;
  6. плохое самочувствие, болезнь;
  7. чрезмерная строгость или наоборот, слишком сильная опека взрослых;
  8. отрыв от интересной игры;
  9. особенности нервной системы.

Действия родителей: что делать при истериках у детей

От реакции взрослого очень многое зависит в этот период. В первую очередь родителям важно уяснить: такое поведение считается абсолютно нормальным явлением для данного возраста. Малыш начинает осознавать, что мир крутится не только вокруг него, и порой не желает с этим мириться. В результате проявляются вспышки гнева, агрессии, протест, злость, капризы.

Эмоциональная обстановка в семье играет очень важную роль в дальнейшем развитии маленького человека. Родители, осознанно или нет, принимают различные меры, чтобы это прекратилось. Кто-то оставляет малыша одного в комнате, кто-то пытается успокоить его объяснениями. Популярным способом является переключение внимания, но психологи не рекомендуют к нему прибегать. Таким образом, проблема не решается, а откладывается.

  1. Нельзя подавлять проявление детских эмоций, ведь это необходимо для дальнейшего психологического развития;
  2. Критике можно подвергать поступки ребенка, но не личность в целом. Малыш должен быть уверен, что любовь родителей остается, несмотря ни на что;
  3. Нельзя отвечать агрессией на детский гнев и припадки. Кроха должен понимать, что такое поведение не может изменить мир;
  4. Запреты должны быть обоснованы и постоянны.

Известный педиатр, Евгений Олегович Комаровский, к советам которого прислушивается огромное количество родителей, как в России, так и за ее пределами, советует научиться отличать капризы от истерики.

Капризы ребенка, это выражение желаний «хочу - не хочу», а истерика – это проявление неадекватного поведения. Во втором случае малыш не может объяснить чего хочет, так как его речь еще может быть не сформирована полноценно.

Доктор Комаровский утверждает, что ребенок устраивает подобные сцены только перед теми людьми, которые к ним чувствительны. Дети быстро понимают, кто управляем, а кто нет. Например, если мама или бабушка бежит к нему при первых признаках негодования, а папа не реагирует или уходит, то такое будет повторяться только при маме или бабушке.

Малыш видит, что его истерика способна изменить поведение или решение некоторых членов семьи, поэтому будет повторять данный способ достижения желаемого снова и снова. В подобных случаях важно заботиться о безопасности ребенка. В истерическом состоянии он может непроизвольно покалечиться.

Очень важно исключить болезни, которые могут провоцировать такое состояние. Среди недугов, приводящих к истерикам, выделяются анемия , дерматит , нарушение обмена кальция и магния. Поэтому консультация педиатра не повредит.

Метод игнорирования считается самым оптимальным в борьбе с неконтролируемым припадком. Но игнорировать надо не ребенка, а его поведение. Следует продолжать разговаривать в спокойном тоне, не обращая внимание на крики. Можно уйти из зоны видимости ребенка, показать свою незаинтересованность подобным поведением. Доктор Комаровский положительно отзывается и о методе «тайм-аута» (метод угла), который после двух лет можно понемногу применять.

Необходимо также учитывать, что взаимоотношения в семье имеют большое значение в преодолении кризиса. Если ребенок с младенчества привык, что при каждом писке к нему устремляются все члены семьи, делая его центром вселенной, то он будет так же поступать и в более старшем возрасте. Если мама и папа общаются на повышенных тонах, то и для их чада подобная форма общения будет считаться нормальной. Поэтому важно показать своим примером, как можно спокойно решить все конфликты.

И самое главное, что должны помнить родители такого малыша: все это временно. Нужно лишь попытаться понять своего малютку и любить его. Любой кризис заканчивается очередным этапом взросления. Маленький человек научится по-новому смотреть на окружающий его мир, а взрослые приобретут бесценный опыт в воспитании.

Профилактика истерик

Родителям сначала необходимо уяснить – полностью защититься от истерики не получится. Но определенные меры позволят уменьшить риск их появления. Комаровский советует не пренебрегать следующими советами.

  1. Обеспечить достаточный сон. Выспавшийся ребенок намного реже приходит в истерику.
  2. Сформировать правильный режим дня. Кормление, игра, прогула, сон – в определенном порядке, привычном малышу.
  3. Большое количество раздражающих факторов и множество ярких впечатление в день недопустимо.
  4. Научить ребенка выражать мысли словами. Если он недоволен и не удовлетворен, расскажет, а не станет плакать и кричать.
  5. Назревающее недовольство ребенка попытаться пресечь заранее. Действовать следует мягко. В непринципиальных вопросах уступать не зазорно.
  6. Об изменениях в обычном режиме дня малыша требуется предупреждать заранее. Это не станет неожиданностью.

Как успокоить малыша

Истерики избежать не удалось? Необходимо действовать мягко, но настойчиво. Неправильно – угрожать малышу, обещать наказать. Если истерику и получится заглушить, ненадолго. В скором времени снова разразится, и с большей силой. Объясняется тенденцией детей копить агрессию и обиды. Новых скандалов избежать не удастся.

Комаровский предупреждает родителей, не следует постоянно задабривать дитя, лишь бы он прекратил кричать, бить ногами, плакать. Задабривание в скором времени станет основной целью. Истерии будут чаще и ярче. Плачет и кричит? Сначала дождаться, когда малыш наконец-то успокоится. После выяснить, по поводу чего он “завелся”.

Маме и папе придется научиться отказывать маленькому наследнику в чем-то. Иначе разовьется привычка манипулировать взрослыми. Поиск компромисса – важнейшее действие. При отказе ребенку в чем-то важно привести аргументы, которые ему доступны. И только если ребенок не успокаивается долго, стоит применять наказания. Но не телесные!

Комаровский придерживается хорошо понятной позиции. Родителям необходимо оставаться в меру жесткими и авторитарными. И все же их отношение к малышу не должно перерастать в диктатуру. Иначе не получится сохранить теплые и доверительные отношения.

Истерики у ребенка чаще всего бывают с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом - одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.

Можно сказать, что бурные детские истерики на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик у ребенка, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства - «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики - показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.

Истерика у ребенка: Что делать?

Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:

А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;

Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».

В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.

Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» - вывел его из троллейбуса.

А третий способ вывода ребенка из истерики - самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.

Нужно сказать, что если истерика у ребенка все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это - знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.

Самое трудное для родителей в момент детской истерик и - держать себя в руках. Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то - вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.

Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», - и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) - не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти . Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка .

Если вы очень расстроены - быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте - отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) - отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное - что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.

В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними - это не обращать на них внимания.

Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Что делать после истерики у ребенка?» или «Профилактика»

Нельзя высмеивать детские истерик и, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации - это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.

Когда истерика у ребенка пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.

Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.

Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.

Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.

Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).

В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).

И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги - можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».

Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.

Статьи по теме: