Как развивать умственные способности ребенка. Что развивает способности ребенка? Что такое способности

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. По этой причине для развития способностей крайне важно включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским ʼʼКонструкторомʼʼ, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.

Одна из задач советской системы воспитания - всœестороннее развитие способностей у всœех детей. Одностороннее, узкое, одно­бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всœему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо­собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре­мится к всœестороннему, гармоническому развитию личности ре­бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо­ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждыйспособен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. ʼʼБеста­ланныхʼʼ людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв­ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель­ность, тем больше возможностей для развитаяспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. При этом не всякая деятельность, в которую вклю­чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно­сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

В первую очередь, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол­жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован­ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль­ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви­тие способностей.

Посколькуспособности могут принœести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всœегда способный, к примеру, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств(неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителœей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всœецело захватывают школьника.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. К примеру, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всœегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всœе более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му­зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. К примеру, в лите­ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих­ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель­ному чтению, сочинœения по картинœе и т. д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо­ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани­маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами ʼʼконструкторовʼʼ и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всœем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настой­чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят­ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь­ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби­мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен­ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль­ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, нужно внушать способному ребенку, что он вовсœе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос­ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по­нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв­лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благо­приятные условия для всœестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определœение способностей и поясните его.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за­висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо­любием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь­ников?

Условия развития способностей у детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Условия развития способностей у детей" 2017, 2018.

Недостаточно просто определить способности ребенка, нужно их развивать – терпеливо, эффективно и в правильном русле.

Всячески поддерживая и одобряя склонности малыша, родители должны предлагать ему новые вершины для покорения.

Правило первое : не спугните дар

Мама и папа просто обязаны раскрыть потенциал одаренного ребенка. Не для учителей и не для родительского эго, а для него самого. Познакомить его с разными аспектами мира. Но наседать и терроризировать не стоит.

Бывают ситуации, когда папа, неудавшийся единоборец или горе-лингвист, жаждет отыграться на ребенке. «Уж он-то преуспеет в том, в чем я оказался слаб». И вот уже малыш с трех лет учит английский и китайский, а по вечерам захаживает в секцию сумо.

Даже если родители сумели , их обучающий террор может стать мукой для чада. И в итоге ребенок, сам любящий языки, начинает их ненавидеть и становится бухгалтером.

Главное в развитии способностей – не спугнуть зарождающийся талант, не отбить охоту учиться и совершенствоваться у крошки. Поэтому – всего понемногу, в меру и аккуратно.

Правило второе : не сравнивайте и не перехваливайте

Кого-то ставят на табурет перед гостями и заставляют читать Пушкина от и до. Кого-то постоянно сравнивают с Васей Пупкиным, который гораздо краше рисует и выше прыгает. И то и другое – плохо и непедагогично.

Правило третье : выбирает – ребенок

Чтобы правильно развить способности ребенка, надо дать ему возможность их проявить. Не ограничивайте кроху только вашими мечтами. Возможно, вы спите и видите дочь балериной, но вдруг театр или акробатика лучше впишутся в ее мир?

Смело усложните свою жизнь! Если в поле зрения сына окажутся хоккейная клюшка, футбольный мячик и фигурные коньки одновременно, ждите беды… Но потом из этой беды вырастет великий спортсмен.

Каждый навык, будь то беглое чтение или танцевальные задатки, может в финале развиться в нечто совершенно неожиданное.

Вы видите в ребенке склонность к спорту, к физическим нагрузкам и тренировкам, чуете волевой характер и умение превозмогать трудности… Но значит ли это, что он достигнет вершин в плавании? Или лучше выбрать хоккей? А может, отдать в секцию пятиборья, на всякий случай?

Правило четвертое : действие лучше бездействия, не бойтесь

Отдавая ребенка в кружок, не бойтесь навредить. Если вы и ошиблись, беды не случится. Ведь любые занятия тренируют качества, которые непременно пригодятся в жизни.

Это и сила воли, и целеустремленность, и внимательность, и усидчивость, и ловкость рук, и аналитические навыки, и художественный вкус.

Театральный кружок вырастит открытую и уверенную в себе личность, а танцевальная студия – свободного и грациозного малыша.

Правило пятое : поддержка родителей и личный пример обязательны

Целиком доверять развитие детских способностей кружкам и студиям не следует. Понятное дело, их великое множество в районных ДЮЦах и приватных детских садиках, всегда можно найти заведение недалеко от дома и подъемное по цене.

Но и домашние занятия, и поддержку взрослых, и личный пример отметать нельзя!

Чтобы результативно развивать способности ребенка, создайте для него «полезную среду». Окружите вещами, стимулирующими творчество, и умело организуйте пространство.

Логично, если чадо занимается рисованием, оно не может забывать об этом, возвращаясь из студии домой. Превратите его комнату в мастерскую, купите мольберт и хорошие качественные краски (мелки, пастели, карандаши).

Дарите ему на праздники дорогие кисточки и альбомы, выезжайте всем семейством на воскресные пленэры, гуляйте в живописных местах и фотографируйте заманчивые пейзажи.

Пытаясь активировать спортивное направление, устройте всей семьей веселые старты, поезжайте на пляж и придумайте детям веселые задания. Купите велосипеды и найдите уютную велодорожку ближе к дому.

Обеспечьте ребенку необходимые развлекательно-спортивные приспособления – ролики, коньки, скейтборд, лыжи. Лето проводите у бассейна или возле открытого моря.

Правило шестое : развивая одно, не загубите остальное

Чем больше читает ребенок, тем больше у него шансов вырасти гармоничной интеллигентной личностью. Однако и о зрении забывать не стоит. Следите, чтобы ребенок делал перерывы и читал, сидя на удобном кресле в хорошо освещенной комнате.

В промежутках можно делать зарядку, выходить на воздух, смотреть в окно. Сами книги должны быть качественными и недешевыми, без ароматов краски и мелкого шрифта, зато с достойными иллюстрациями.

Правило седьмое : ваше терпение – драгоценно

Пытаясь развить способности ребенка, будьте готовы к неожиданностям в виде разбитых ваз, изрисованных обоев, изодранных коленок, испорченных платьев и свежих синяков.

Любой талант рождается в тяжелой борьбе и упорном труде. Задача родителей – быть терпеливыми и всепрощающими.

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея¬тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро¬вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна¬чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.
Одна из задач советской системы воспитания - всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно¬бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо¬собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре¬мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре¬бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо¬ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.
Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла¬дает возможностью развития и специальных способностей. «Беста¬ланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.
Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв¬ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель¬ность, тем больше возможностей для развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую вклю¬чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно¬сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол¬жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель¬ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини-циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован¬ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль¬ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви¬тие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны¬ми, глубокими, устойчивыми и действенными.
Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств (неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь¬ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что¬бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на¬личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши¬мися способностями.
Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му¬зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. Например, в лите¬ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих¬ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель¬ному чтению, сочинения по картине и т. д.
Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо¬ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани¬маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой¬чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят¬ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь¬ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби¬мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен¬ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль¬ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос-ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по¬нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв¬лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
В совместной работе школы и семьи создаются самые благо¬приятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение способностей и поясните его.
2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.
3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?
4. Какие виды способностей вы знаете?
5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за¬висимости от вашей специальности).
6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?
7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо¬любием и настойчивостью человека.
8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь¬ников?

Практические задания

1. Внимательно понаблюдайте 2-3 учащихся, проявляющих способности к музыке, рисованию, технике, математике или литературному творчеству (выбирайте в зависимости от вашей специальности) и опишите проявления их способностей. Проанализируйте не только процесс, но и результаты дея¬тельности школьников (например, при оценке способностей к рисованию проанализируйте рисунки детей на свободную тему, обратив внимание на тематику, композицию, использование художественно-изобразительных средств: цвета, светлотных отношений, технику исполнения, правильную оценку пропорций, изображение деталей и т. д.; при оценке музыкальных способ¬ностей проанализируйте музыкальный слух, чувство ритма).
2. Понаблюдайте, какие средства и приемы использует руководитель кружка для развития способностей учащихся (кружок изберите в зависимости от вашей специальности).
3. Понаблюдайте в школе за учеником, которого учителя считают совсем не способным или малоспособным к учению. Выясните, почему он не про¬являет способностей. Наметьте педагогические мероприятия для развития этого ученика.


Нет родителей, которые бы не хотели гордиться успехами взрослого сына или дочери, но есть папы и мамы, которые ровным счетом ничего для этого не делают. Если вы не относитесь ко вторым, тогда задумываться о том, как развить способности у ребенкав той или иной области, нужно не тогда, когда он пойдет в школу, и уж тем более не тогда, когда он будет ее заканчивать, а значительно раньше!



Многие родители уповают на развивающие занятия в детском саду. Правы ли они? Теоретически ребенок, посещавший детский сад, действительно будет готов к школе. Воспитатели целенаправленно развивают ребенка, приучают его работать на занятиях в коллективе и индивидуально. Но этого, если вы действительно хотите дать ребенку очень хорошую базу, мало. Мало, потому что это всего лишь полчаса для детей в возрасте от двух до трех лет; примерно час для малышей от четырех до пяти; и около двух часов для ребятишек от пяти до шести лет. Остальное время отводится для игр, прогулок, приема пищи, отдыха.

Если родители не воспитатели и не педагоги



Предвидим вопрос некоторых родителей: чем они могут помочь своему ребенку, если у них нет педагогического образования? Именно из-за своей некомпетентности они и пускают развитие ребенка на самотек, надеясь только на воспитателей да на учителей. На самом деле они могут помочь ребенку сделать серьезный шаг вперед, и вот что для этого надо делать:

  1. Много читать ребенку, постараться привить ему любовь к книгам.
  2. Часто разговаривать, при том не только на бытовые темы. В круг бесед включать вопросы, которые бы расширяли кругозор ребенка.
  3. Не разрешать малышу бездельничать: занимать его досуг полезными занятиями. Пусть рисует, лепит, конструирует, иными словами – «думает»!
  4. Приучить ребенка к усидчивости, научить его сосредотачиваться на каком-то одном деле.
  5. Не забывать хвалить его за какие-то «изобретения», «открытия»; поощрять его творчество.

Задача родителей – определить, к чему ребенок склонен!



Бывает, ребенок еще учится в школе, а будущая его профессия уже определена. Например, очевидно, что он станет спортсменом, поскольку уже имеет награды; или ему даются прекрасно иностранные языки – переводчиком; побеждает на предметных олимпиадах по точным наукам – его ждет техническая специальность или, быть может, карьера ученого. Так получается только тогда, когда родители вовремя заметили способности ребенка в той или иной области и направили все силы на их развитие.



Многие же папы и мамы, не зная толком, как развить способности у ребенка или даже как их определить, бросаются в крайности: они отдают ребенка во всевозможные кружки и школы, обращаются к частным учителям – и всего-то им кажется мало. Ребенок получает такой объем информации, что просто не может ее «переварить», от него столько требуют, что он физически не справляется с заданиями, и, в конечном итоге, у него нигде нет успехов! Родители разочарованы: столько усилий, столько времени, столько денег, а ребенка нигде не хвалят. Именно поэтому не надо стараться отдавать сына или дочь туда, куда ходят «все» – надо постараться определить, в чем он может превзойти своих сверстников, где у него будут отличные результаты.

И роль наследственности здесь тоже нельзя отрицать. Если родители музыканты – возможно, и у ребенка абсолютный музыкальный слух и в успехах он превзойдет их самих. Или кто-то из родителей – спортсмен: почему бы ребенку не стать продолжателем династии «олимпийцев», если он унаследовал отличные физические способности?

Кружки, секции музыкальные школы и студии – нужно ли их посещать?



Обязательно! И не надо повторять вслед за кем-то из далеко не самых мудрых родителей: «Ничему там не научат!» Научат, обязательно научат ребенка следующему:

  1. Терпению и трудолюбию. Пока другие дети будут просто «гулять» во дворе, ваш ребенок будет тренироваться или постигать азы искусства, тем самым опережая в развитии своих сверстников.
  2. Работать в коллективе. Одно дело сидеть рисовать дома, где никто не увидит и не раскритикует твой рисунок, другое – среди ровесников, которые не всегда делают приятные замечания; но они же будут и восторгаться, если у их товарища действительно что-то получится очень хорошо.
  3. Сравнивать свои достижения с чужими, адекватно оценивать их. Как правило, мамы и папы умиляются всему, что показывают им их дети: рисункам, поделкам, кувыркам и т.д. Преподаватель и тренер лишены сентиментальности: они судят по итогам выставки или соревнований, где будет сразу ясно, насколько успешно занимается ребенок.
  4. Стремиться к победе, лидерству в любом деле. Успех других окрыляет: хочется им подражать – стать такими же ловкими, сильными, сообразительными, искусными.

У каждого ребенка есть свои способности. Родителям же остается вовремя их определить, поскольку на некоторые занятия есть возрастное ограничение – можно опоздать!

Всегда заботливые родители стремятся к тому, чтобы их чадо росло здоровым, грамотным и всесторонне развитым. А если малыш еще и с удовольствием посещает детский сад, легко осваивает программы обучения – счастью родителей нет предела. Конечно, при правильном подходе к развитию способностей крохи, он не только будет радовать маму с папой своими успехами, но и получать от этого колоссальное удовольствие, ведь ему самому это будет только в радость. Необходимо разобраться, что же такое способности, как выявить их у своего малыша и как же их развивать дальше.

Способности у детей

информация Способности – это природные задатки в разных сферах деятельности, которые в большей или меньшей мере выражены у каждого человека. Именно наличие ярко выраженных предрасположенностей, подкрепленных определенными умениями и знаниями, определяют наличие таланта.

Ученые выделяют:

  1. Интеллектуальные задатки – склонность к математическим наукам, вербальные или другие способности.
  2. Творческие – художественные, музыкальные, актерские и другие.
  3. Физические .
  4. Другие специальные способности одаренных детей .

Как выявить способности ребенка

Все детки напоминают настоящий сгусток энергии и пример любознательности, но вот одаренных детей можно выделить по определенным качествам, которые проявляются в их характере и поведении. К таким качествам можно отнести:

  1. Любознательность – стремление постоянно узнавать что-то новое, всесторонне развиваться. Это качество проявляется в стремлении малышей познавать окружающий мир, почемучки проявляют неугасаемое желание исследовать все вокруг.
  2. . Уже с раннего возраста малыши могут отличаться от своих сверстников умением не только использовать множество слов, но и строить достаточно сложные предложения.
  3. Изобретательность – стремление находить нестандартные выходы из стандартных ситуаций, проявляется в быту, в детских играх и других сферах деятельности ребенка.
  4. Целеустремленность .
  5. Умение логически мыслить, которое проявляется с раннего возраста .

Для выявления тех или иных предрасположенностей у крохи существует множество разных методик и тестов. Ниже мы приводим один из них, наиболее объективный на наш взгляд.

инструкция Для проведения оценки необходимо прочесть утверждения, приведенные в представленных списках, и оценить степень выраженности указанных признаков у своего ребенка по 5-балльной шкале, где 1 – отсутствие данной характеристики у ребенка, 5 – ярко выраженное качество. Затем необходимо суммировать баллы в каждой сфере и разделить данную сумму на количество вопросов в соответствующем списке. Полученные средние баллы будут отражать профиль задатков ребенка.

Художественные задатки

  1. Нарисованные сюжеты разнообразны.
  2. Вдумчивое и серьезное отношение к произведениям искусства.
  3. в создании своих творческих шедевров.
  4. Готовность к творческим экспериментам.
  5. С удовольствием занимает свободное время рисованием, лепкой, рукоделием.
  6. Использует творчество для выражения своих чувств и эмоций.
  7. Интересуется произведениями искусства, художников и скульпторов, имеющих мировую славу. Пытается воссоздавать то, что понравилось.
  8. Любит работать с пластилином, глиной.

Музыкальные задатки

  1. С раннего возраста вслушивается в мелодии, подхватывает ритмы.
  2. Любит петь и делает это красиво.
  3. Проявляет чувства и эмоции в игре на музыкальных инструментах, песнях.
  4. Всегда с удовольствием слушает музыку.
  5. Любит сочинять свои мелодии, песни.
  6. Проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах. Имеет желание научиться.

Интеллектуальные задатки

  1. Всю новую информацию усваивает легко и «на лету».
  2. Знания, которые имеет, старается применять на практике.
  3. Умеет логически рассуждать и излагать свои мысли.
  4. Умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Рано начинает читать информацию между строк, улавливать то, что не сказано взрослыми вслух.
  6. Умеет критично относиться к собственным поступкам и поступкам других людей. Понимает мотивацию поведения других людей.
  7. , не нуждается в заучивании.
  8. Имеет более широкий кругозор, чем сверстники.
  9. Имеет большой словарный запас и умеет четко и ясно выражать свои мысли.
  10. Решает сложные для своего возраста логические или математические задачи.
  11. Обгоняет своих сверстников в учебе, скучает на уроках, так как уже знаком с информацией, которую излагает учитель.
  12. Любознателен. Задает, вопросы и делает свои умозаключения на основании услышанных ответов.

Развитие способностей в возрасте от 1 до 3 лет

Каждый ребенок, независимо от того, какими талантами его одарила природа, имеет возможность проявить себя в той или иной сфере, или просто стать всесторонне развитой, интересной и целостной личностью.

  • Знакомьте свое чадо со всем, что его окружает – семьей, домом, предметами быта, внешним миром. Читайте крохе, показывайте картинки и фотографии, сопровождая их рассказами о том, что изображено на них. В общении с малышом учите его использовать различные предметы, вещи.
  • Уделяйте внимание . Придумывайте игры, где нужно будет перебирать различные мелкие предметы, пересыпать из одной емкости в другую. Давайте карапузу самому пробовать застегивать и расстегивать крючки и пуговички на одежде. Не забывайте о пользе пальчиковых игр.
  • Знакомьте подрастающего гения с цветами (сначала с основными, а затем и различными их оттенками), размерами и формами предметов. Начинайте в игровой форме знакомить кроху с цифрами и буквами.
  • Включайте ролевые моменты . С помощью ролевых игр дети познают модели поведения взрослых в социальном мире. Совсем скоро вы заметите, что ваши дети в своих играх начнут копировать ваше поведение, так что это отличный повод заняться саморазвитием и не давать крохе плохих примеров.
  • и – читайте ему сказки, заучивайте стишки и потешки, слушайте песни и мелодии.
  • Пойте, танцуйте, рисуйте с крохой . Это не только поможет ему развивать то, что подарила природа, но и даст возможность вам выявить задатки настоящих талантов в той или иной сфере.
  • Давайте возможность своему ребенку проявлять самостоятельность – одеваться, убирать свои игрушки, помогать взрослым. Старайтесь знакомить его со сверстниками и взрослыми, пусть учится не бояться и общаться с незнакомцами, сначала с вашей помощью, а затем и самостоятельно.

Это тот период, когда малыш впитывает всю информацию, словно губка.

важно Не стоит в это время делать упор на что-то одно. Ваша главная задача - познакомить малыша со всем, чем только возможно. Таким образом, вы уже сейчас заложите прочный фундамент, на котором в будущем будет построен прекрасный замок.

Развитие способностей в возрасте от 3 до 7 лет

В этом возрасте деток не зря называют «Почемучками». Им все интересно в этом мире и как раз сейчас вы можете закладывать в малыша ту информацию, которая в будущем определит его кругозор и сферу интересов. Рассказывайте ему обо всем, что его интересует и окружает – о строении его тела, о диких и домашних животных, растениях, планете, о земле и о воде, обо всем, что он спросит у вас. И не стоит сейчас искать простые отговорки, ведь именно вы должны знакомить такого любознательного малыша с миром.

  • – читайте ему или с ним книги, детские энциклопедии, учите стихи.
  • Знакомьте ребенка с начальными основами арифметики, изучайте цифры, счет, геометрические фигуры . Развивать логику ребенка помогут различные головоломки или паззлы, логические игры.
  • Старайтесь . Пробуйте вместе придумывать свои сказки или рассказы, предложите крохе пофантазировать на ту или иную тему, придумайте вместе игру и ее сценарий.
  • Развивайте мышление ребенка – знакомьте его с понятиями целого и его части, причины и следствия, сходства и различия. Учите ребенка обобщать и делать выводы из логических цепочек.
  • В этом возрасте можно отдавать малыша в школы развития детей или в различные кружки или спортивные секции . Главное, что нужно учесть, это не желание родителей, а пожелания крохи. Если же малыш не проявляет особого интереса к чему-либо, можно отдать его в несколько кружков и через месяц-два дать ему возможность самостоятельно сделать свой выбор.

В любом случае, стоит напомнить, что каким бы ни был ваш ребенок, проявит он таланты или нет, он все равно останется самым лучшим ребенком на Земле, именно потому, что это ваш малыш. Любите своих детей!

Статьи по теме: